191-229 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 229-280 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении 280-320 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Православная Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи (1811 - 1920 гг.) 321-351 351-352 352-387 387-388 ГРУНДТВИГ Николай Фредерик Северин (1783 - 1872), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель 388-389 389-391 ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова 391-392 ГРЭМ Уильям (Билли) Франклин (род. 1918), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель 392-393 393-394 ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник 394-396 ГУБА ГРЕЦКАЯ в церковном обиходе литургический предмет, изготовляемый из губки - морского беспозвоночного, мягкий и пористый остов к-рого легко впитывает влагу 396-399 ГУБЕРТ (ок. 655 - 30.05.727), свт. (пам. зап. 3 нояб.), еп. Моза-Траекта (совр. Маастрихт, Нидерланды); местночтимый святой Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ 399-400 ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви 400-401 401-402 402-403 403-405 ГУГБЕРТ (кон. VII - нач. VIII в.), прп. (пам. зап. 30 мая), мон. аббатства Бриттаниак (совр. Бретиньи, Франция) 405-411 ГУГО († 8 апр. 731), свт. (пам. зап. 9 апр.), архиеп. г. Ротомаг (совр. Руан, Франция), аббат мон-рей Фонтинелла (совр. Сен-Вандрий-де-Фонтенель) и Геметик (совр. Жюмьеж) 411-412 ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

277-279 ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. 279-280 ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ Анна Алексеевна (1785-1848), графиня, камер-фрейлина, крупнейшая русская церковная благотворительница 280-284 284-296 296-315 «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Орловской епархии, разрешенное в 1864 г. Синодом по ходатайству еп. Поликарпа (Радкевича) 315-317 317-323 323-328 ОРМАНЯН (Малахия; в миру Погос) (1841-1918), патриарх К-польский Армянской Апостольской Церкви (1896-1908), общественно-политический деятель, богослов, историк, филолог, публицист, арменовед 328-330 ОРМИЗД [Хормизд] († 419/20), мч., казненный в пров. Бет-Гармай (ныне Сев. Ирак) с 9 др. мучениками ОРОЗИЙ [также Павел Орозий] (кон. IV - нач. V в.), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет), пресвитер; лат. церковный писатель, историк, апологет 330-336 ОРСИСИЙ (ок. 300 - после 387), прп. (пам. 15 июня и в субботу сырную), христ. писатель, 3-й настоятель основанных прп. Пахомием Великим общежительных мон-рей 336-350 350-351 351-352 ОРТОДОКСИЯ ПРОТЕСТАНТСКАЯ основное направление в лютеранском и реформатском (кальвинистском) богословии со 2-й пол. XVI до нач. XVIII в. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ учреждение в составе царского двора, давшее название художественной школе (кон. 30-х - 40-е гг. XVII в.- 1-я треть XVIII в.) в московском искусстве позднего средневековья; 1-й музей в Москве, в наст. время находится в составе Музеев Московского Кремля 352-354 354-355 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 355-359 ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Оршанский Кутеинский в честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь) 359-361 ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении)

http://pravenc.ru/vol/LIII.html

Описанные в Евангелиях события (посещение Г. Г. учениками и женами-мироносицами) датируются 30 или 33 г. по Р. Х. После этого Г. Г. исчезает из письменных источников до 135 г. Следующая группа свидетельств о Г. Г. связана с 2 сочинениями, подтверждающими, что память о месте Распятия отчасти сохранялась (Мелитон, еп. Сардский. «О Пасхе» (II в.); Евсевий, еп. Кесарии Палестинской. «Ономастикон»). В этих текстах видят указание на место казни Христа при дороге или улице, проходящей через город. Возможно, оба автора имели в виду кардо максимус - центральную улицу основанной имп. Адрианом на месте Иерусалима Элии Капитолины , при этом Евсевий подчеркивал, что речь идет о месте внутри города севернее горы Сион. Важным свидетельством того, что память о месте Распятия сохранялась, служит выбор места, где в 325-326 гг. приступили к поискам Животворящего Креста. В июне или июле 325 г. в Никее Макарий, еп. Иерусалимский, испросил у имп. Константина разрешение на поиск Г. Г. Ориентиром для раскопок, к-рые организовала мать императора имп. Елена, послужили языческие святилища, воздвигнутые Адрианом с целью стереть память о Распятом. В 325-326 гг. еп. Макарий провел раскопки, «снимая слой за слоем, пока во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения», т. е. пещера Г. Г. (Euseb. Vita Const. III 27-28). Свт. Кирилл, еп. Иерусалимский (ок. 351-387), ребенком видевший открытую пещеру, в «Огласительных беседах» (Cyr. Hieros. Catech. XIV 9. 7) пишет, что изначально перед входом в нее было вытесанное в скале пространство (προσκπασμα, σκπη букв.- укрытие, убежище), но его убрали, чтобы лучше выделить гробницу; он также отмечает, что подобные захоронения обычны в Иерусалиме, камень, к-рым была закрыта гробница, еще лежит перед ее входом, сохраняются следы сада. Археологические данные подтверждают, что место Г. Г. оставалось вне города до постройки Иродом Агриппой Третьей стены в 41-44 гг. по Р. Х. Кладбище, вероятно, было выведено за ее пределы - соседние гробницы опустели.

http://pravenc.ru/selected.html

Пролог. 17 Преп. Алексия, человека Божия. Римлянин, сын сенатора Евфимиана. Оставил брачное ложе, удалился в Едес, где провел 17 лет, привитая на церковной паперти и питаясь милостыней. Быв узнан, он отплыл в Тарс, ко храму ап. Павла; но неблагоприятные ветры привели его в Рим.Здесь он провел 17 лет в доме своего отца, под одеждой нищего, до самой кончины своей. Умер в 411 г. в царствование на Востоке Феодосия Младшего, на Западе – Гонория. Чет. Минея от Метафраста и Великих Четий сокращенно. (Act. SS. 17 Jul. IV. р. 748 sqq.). Март. Р. 17 июля. Мес. В. Канон Иосифа. Св. муч. Марина. За ревность против идолослужения – усекнут. Пролог. (Act. SS. martii. II. р.755). Мес. В. Преп. Макария, игумена Калязинского. Из Кашина, фамилии Кожиных, основатель Калязинского монастыря, преставился в 1483 г. Мощи его обретены в 1521 г. Празднование установлено на Московском соборе 1547 г. Пролог. Обретение мощей 26 мая. В службе два канона. 18 Св. Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Родился в царствование Константина Вел. ок. 315 г., возведен на архиеп. престол по смерти патриарха Максима, в 350 или 351 г. По наветам Акакия Кесарийского и ариан, троекратно был заточаем. Умер при своей пастве в 386 (или 387) г. «Бяше видом смирен, блед, убелизнен, леп лицом, брови правы и черны, брада о челюстех бела, сугуста и разсохата». Чет. Минеи. (Act. SS. 18 mart. р. 625. Or. Chr. III col. 137. Fabr. VIII. р. 437.) Мес. В. Март. Р. В службе канон Феофана. Св. Анина монаха, чудотворца. Из Халкидона, подвизался невдалеке от Евфрата. Чет. Минея от Великой Чет. вкратце. (Ad. SS. 16 mar. р. 431. Anecdoma gr. Boissonadii. t. 2. р. 409). В Прологе вторично 13 марта. Свв. мучч. Трофима и Евкарпия. Воины, бывшие до обращения ревностными сыщиками христиан. Сожжены в Никомидии, около 300 г. Пролог. (Act SS. 18 mart. II. р. 617). Март. Р. 19 Свв. мучч. Хрисанфа и Дарии, и иже с ними. Хрисанф, сын Полемия, и Дария, обращенная им ко Христу служительница Минервы, страдали в Риме, при Нумериане, от епарха Келерина п Клавдия трибуна, который, видя их твердость, уверовал и сделался мучеником вместе со своей женой Иларией, с двумя сынами, Иасоном и Мавром, и с своими воинами. Хрисанф и Дария повержены в ров и зарыты землею. С ними пострадали, кроме множества других, Диодор пресвитер и Мариан диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

И. З. затрагивает такие темы, как пороки и добродетели (Пс 100, 142, 146), истинная молитва (Пс 7, 9, 141), домашнее пение псалмов и гимнов (Пс 41, 134, 150), священство (Пс 113, 116), девство (Пс 44, 113), достойное принятие Св. Таин (Пс 133), паломничество в Св. землю (Пс 109). Кроме того, здесь встречается полемика с арианами, манихеями и последователями Павла Самосатского (Пс 46, 109, 148). В отличие от др. своих ветхозаветных толкований в этом И. З. цитирует Свящ. Писание не только в переводе LXX, но и привлекает переводы Симмаха , Акилы и Феодотиона (см.: Пс 4, 9, 53, 55 и др.). Помимо этого комментария сохранились проповедь И. З. на Пс 41, произнесенная в 387 г. ( Quasten. Patrology. Vol. 3. P. 435), проповедь на Пс 145 (CPG, 4415; PG. 55. Col. 519-528; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 580-590), произнесенная ок. 396 г. ( Tillemont. Mémoires. T. 11. P. 560), и фрагменты комментария на Пс 103-106 ( Malingrey. 1987. P. 351-378) и Пс 115. 1-3 ( Haidacher. Drei unedierte Chrysostomus-Texte. 1907). И. З. принадлежат также 2 гомилии «На слова: «Не бойся, когда богатеет человек» (Пс 48. 17)» (In illud: Ne timueris cum dives factus fuerit homo; CPG, 4414; PG. 55. Col. 499-518; рус. пер.: Творения. Т. 5. Кн. 2. С. 574-580), произнесенные в июле 399 г. (ActaSS. Sept. T. 4. P. 542-543). «Комментарий на Книгу Иова» (Υπμνημα ες τν μακριον Ιβ; Commentarius in Iob; CPG, N 4443; SC. 346, 348; Hagedorn U. und D. 1990; PG. 64. Col. 503-506), охватывает бóльшую часть Книги Иова с небольшими лакунами; сохранился в 2 рукописях IX-X вв., а также частично в составе экзегетических катен; долгое время оставался неизданным; 1-е критическое издание было подготовлено А. Сорленом, вышло в свет в Париже в 1988 г.; вслед за этим было выпущено берлинское издание 1990 г. под редакцией У. и Д. Хагедорн. Авторство И. З. в отношении данного комментария было убедительно доказано Сорленом на основании внешних и внутренних критериев (характерные для И. З. особенности употребления лексики, цитирование Свящ.

http://pravenc.ru/text/540881.html

не есть предвисокосный) за ней следует пасха 10-го апреля, и только 1 раз – 9-го. След. приведённые 4 пасхи следуют в таком порядке только 1 раз в 532 года. Как раз эти 4 пасхи приходились в 387–390 гг. (и затем только в 919–922 гг.). Что неизвестный ассиец произносил свои λογοι не в 919 году, а именно в 387, показывают уже приведённые данные: к 10-му веку ассийский календарь был вероятно уже вытеснен из официального употребления и в самой Асии. В это время едва-ли какой пастырь церкви решился бы отмечать дни пасхи по одному ассийском календарю, опуская юлианские даты. Но и помимо этого, за 387-й год неопровержимо говорит всё содержание 7-го λγος. Всё это „слово“ неизвестный пастырь посвящает аргументации того положения, что пасха данного года совершенно правильно назначена на 2-й день 8 месяца, и что те, которые думают совершить её на месяц раньше вместе с иудеями, будут праздновать её раньше весеннего равноденствия. Автор, след. полемизирует с протопасхитами, с которыми имел дело и 1-й вселенский собор в 325 году. Нужно заметить, что в 387 году пасха в 1-й раз пришлась на 25-е апреля. До этого она приходилась на этот день по нашей пасхалии только в 140 г., когда и самой александрийской пасхалии ещё не существовало. Такая необычно поздняя дата по-видимому повергла многих в недоумение, тем более, что сирийский лунный круг назначал в этот год пасху на 21-е марта. По поводу пасхи этого года говорил речь (ες τος τ πρτα πασχα νηστεοντας. Λγος τρτος. S Ioannis Chrysoctomi opera edid Montfaucon t. 1. p. allera 1836. p. 739 sqq.) и сам св. Златоуст (тогда пресвитер антиохийский). Этот факт уже показывает, что в Антиохии были споры относительно пасхи 387 года. Антиохия была конечно, главным очагом протопасхитства. Но вполне естественно, что в 387 году споры о пасхе дошли и до Малой Азии, и вынудили неизвестного пастыря произносить свои 7 λγοι. К 919 году утратилось уже всякое воспоминание о протопасхитстве, александрийская пасхалия была во всеобщем употреблении, и конечно никому не могло прийти на мысль, что 25-е апреля есть слишком поздняя дата для дня св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приход Свв. Новомучеников и Исповедников Российских. Настоятель: протоиерей Александр Пискунов. Адрес: Rua Alexandre Herculano 97, 4000-054 Porto ( недалеко от площади Баталии, перед мостом Инфанте). Богослужения: по воскресеньям (начало: 10.00), по праздникам и по субботам в 19.00. Тел: (+351) 962267290 (настоятель); 962080817 (староста). По четвергам (в 10.00) – Библейский кружок. Web: http://porto.cerkov.ru E-mail: ypogorel@fc.up.pt (староста). Приход Блаженной Ксении Петербургской Настоятель: протоиерей Иоанн Гербовецкий. Богослужения: суббота 19:30 – панихида, 20:00 – вечерня; Воскресенье 8:00 – утреня, 10:00 – Божественная Литургия. По Праздникам (с Понедельника по Пятницу), служится на кануне, с 21:00 по 01.30 (Всенощное бдение – Литургия), а иногда по Субботам – в 6:30. Адрес: Rua General Teofilo da Trindade  (часовня напротив гостиницы «Dom Bernardo»). Тел: (+351) 967383330 (настоятель); (+351)966076925 (староста) Е-mail: gherbovetchi@gmail.com ; pr.ioan@mail.ru Приход Святого Апостола Андрея. Настоятель: священник Олег Кябуру. Богослужения: пятница 19.00 – молебен; суббота 19:00 – всенощное бдение; воскресенье 10:00 – Божественная Литургия. Адрес: Avenida Bento de Jesus Caraça, 77 Igreja Nossa Senhora da Conceição. Tel: (+351) 968869970, 265525335 (настоятель); 960357114 (помощник). E-mail: hashiniv@mail.ru Web: http://orthodoxsetubal.wix.com/apostolandrei Приход Святителя Иоанна Златоуста. Настоятель: протоиерей Иоанн Гербовецкий Священнослужитель: игумен Петр (Прутяну) Богослужения: суббота 19:00 – вечерня;  20:00 – панихида и Исповедь Воскресенье 08:30 – утреня, 10:00 – Божественная Литургия. По Праздникам (с Понедельника по Пятницу), служится на кануне, с 21:00 по 01.00 (Всенощное бдение – Литургия), а иногда по Субботам – в 6:30. Адрес: Travessa da Conceição (часовня рядом с гостиницей «Albatroz»). Тел: (+351) 967383330 или 918062062 – прот. Uoahh; E-mail:  gherbovetchi@gmail.com ;  pr.ioan@mail.ru ; Skype ID:  lusortodoxia Тел: (+351) 962806000 – иг. Петр; Skype ID:  ierom.petru.pruteanu ; ierompetru@gmail.com

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Порт...

740. Гравюры: Два вида Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – XVII века и нынешний, план Сергиевского Посада и карта дороги от Москвы до Троицы – в книге Е.Е. Голубинского , Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Сергиевский Посад, 1892. (Отдельное приложение 1909 года). Ср. 601 настоящего указателя. 741. Изображение иконы св. Кирилла и Мефодия в Базилике св. Петра в Риме. 1906, III, 10, между стр. 360–361. —70— 742. Ноты. К статье Е.М. Витошинского, Народно-церковный напев Холмской Руси. 1910, II, 7–8, между стр. 488–489. 743. Таблица политических партий, 1906, I, 3, между стр. 568–569, к статье: Политические партии и их идеалы В.Н. Мышцына, см. 321 и 711 настоящего указателя. Поправки. Стр. Строка. Напечатано: Должно читать: 1903, III, 10, 173–196. А.П. Голубцов. 1903, III, 10, 173–196. С. Григоревского. С. Григоровского. —71— Указатель именной 1, Иностранный Achelis, Hans. 5. 564. Adolf, v. Gustav-Adolf. Bauch, B. 387. Berger, 48. Bousset, W. 140. Buchanan, E. S. 48. César, Pastor. 102. 514. Charriaut, H. 335. 536. 575. David, rex et propheta V. T. 47. Deissmann, Adolf, Dr. Prof. 564. De Lanessan, v. Lanessan. Delitzsch, Friedrich. 42. 102. 514. Denifle, H. 102. 514. Désers, L. 226. Diocletianus, imperator. 564. Ezechiel, v. Hesekiel. Fischer, Kuno. 387. Fischer, Pastor. 102. 514. Fleury, 48. Fraissinet, E. 521. Friedrich, Ι. 307. Goetz, L. K., Dr. Prof. 378. 688. Gressmann, H., Dr. Prof. 49. Groos, K. 387. Gunkel, H. 147. Gustav-Adolf, König. 102. 514. Hall, Fr. 168. Harnack, Adolf, Dr. Prof. 102. 514. 564. Harrison, Fr. 571. Hartmann, M. 148. Hastings, J. 48. Hesekiel, propheta V. T. 47. Huppert, Ph. 102. 514. Iacohus, Apostolus. 48. Ioannes, Evangelista. Theologus. 48. Iohn, v. Ioannes. Iuda, Apostolus. 48. Iude, v. Iuda. Kaftan, I., Dr. 102. 514. Kant, Imm. 102. 422. 514. Krebs, Fritz, Dr. 564. Krumbacher, Karl, Dr. Prof. 721. Lanessan, I-L., De. 338. 540. 576. Lapparent, A., De. 398. Lask, E. 387. Lazarus, M. 141. Liebmann, О. 387. Lucas, Apostolus et. Evangelista. 48. Luther, Martin, Dr. 102. 514. Marcus, Evangelista. 48. Matthaeus, Evangelista. 48. Mayor, I. B. 48. Μελτιος, ντιοχεας πσκοπος, 558. Mommsen, Theodor, Dr. Prof. 564. Müller, Dav. Heinr. 47. Paul, v. Paulus. Paulus, Apostolus. 5. 48. Peter, v. Petrus. Petrus, Apostolus. 48. Ramsay, W. M. 48. Ranke, H., Dr. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

110 (374)). 2096 См. прил. 3. Не был ли этот Феодор поставлен тогда епископом в Галич, откуда, быть может, он и пришел в Москву с святителем Петром и где с 1331 г. действительно видим епископа Феодора (П. собр. р. лет. 3. 75 (351))? 2099 Там же. 3. 77, 82; 4. 57; 5. 220, 224 (351); Ник. лет. 3.160,179 (374); Степ. кн. 1. 442 (308); Карамз. 4. 334 (301); Григорьев. О достов. ярл. ханск. 80 (256). 2101 О патриархах и смутах в Константинополе – Oriens. Christian. I. 297–301 (448). О посольстве нашего князя и митрополита в Царьград – Ник. лет. 3. 186 (374). Феодор упоминается как Галицкий епископ еще в 1331–1334 гг. (Собр. р. лет. 3. 75 (351); Карамз. 4. Прим. 276 (301)). Но потом, в 1371 г. король польский Казимир и князья галицкие, испрашивая себе нового митрополита на Галич, в числе прежних Галицких митрополитов, и именно как митрополита последнего, называют Феодора (Acta Patriarchal. Constantinopol. 1. 577. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 (425)). 2103 Император мог разуметь здесь известную попытку галицкого князя «претворить Галич в митрополию», бывшую при избрании митрополита Петра. 2104 Все эти письма императора и патриарха см. в книге Acta Patriarchatus Constantinop. 1. 261–271. Ed. Miklosich. Vindob., 1860 (425). В письме императора к митрополиту Феогносту упоминается и о тех обвинениях, которые последний не раз возводил на Галицкого епископа. 2109 П. собр. р. лет. 1. 230; 3. 85; 5. 228; 7. 217 (351); Ник. лет. 3. 201 (374); Степ. кн. 1. 444 (308). 2110 Житий святого Алексия или сказаний о нем известно до пяти. Первое, краткое, по всей вероятности, то самое, которое написал (Степ. кн. 1. 445 (308)) епископ Пермский Пятирим († 1445), встречается в рукописях (сборн. Новг. Соф. библ. в четв., XVI в. 410. Л. 376–379 об. (15)) и напечатано в П. собр. р. лет. 8. 26–28 (351). Второе, довольно обширное, составлено Пахомием Логофетом в 1460 г. (Опис. рукоп. Толстого. 1. 292. С. 185 (126, 297)), встречается и в рукоп. (Опис. Рум. муз. С. 204 (196, 246); сборн. моей библ. 4. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В-третьих, Феофил указывает, что поворот на весну начинается с 21 марта юлианского календаря. Автор призывает соблюдать эту дату, как говорилось выше, именно для того, «чтобы не впасть в наихудшее заблуждение: определив четырнадцатый день лунного месяца и ошибочно полагая этот месяц первым, тем самым ошибиться и в Пасхе». В связи со сказанным возникает вопрос, почему выбор именно этой даты, по мнению Феофила Александрийского, приводит к правильному определению пасхального «месяца новых», в который созревает ячмень в окрестностях Иерусалима и начинается жатва? Попробуем на него ответить. Известно, что архиепископ Феофил находился на Александрийской кафедре с 385 по 412 гг. К этому времени в пасхальной практике христиан, помимо александрийского, использовались и другие лунные циклы. К примеру, Римская Церковь определяла Пасху по 84-летнему, св. Епифаний Кипрский в 376 г. придерживался еще 8-летнего цикла, а часть христиан Сирии (т. н. протопасхиты) использовали сирийский 19-летний лунный цикл В каждый год этих циклов определялась пасхальная граница, а Пасха праздновалась в воскресенье, обычно следующее за этим днем. Некоторые реконструкции пасхальных циклов приведены в работах В александрийском цикле, как уже отмечалось выше, нижняя пасхальная граница, т. е. 14-я луна пасхального месяца, приходилась на 21 марта и совпадала с днем начала весеннего поворота в ту эпоху. Сирийский цикл не учитывал день весеннего равноденствия, при этом нижняя пасхальная граница приходилась на 18 марта, т. е. раньше 21 марта В отличие от александрийцев, Западная Церковь в 4–5 вв. нижнюю пасхальную границу понимала иначе, как terminus ante quem non Пасхи: 22 марта — дата, ранее которой Пасха не праздновалась Небольшой на первый взгляд разброс нижних пасхальный границ на практике из-за особенностей построения циклов приводил к тому, что в некоторые годы дни празднование Пасхи в различных христианских Церквях могло отличаться на целый месяц. Так случилось, к примеру, в 322, 330, 368 и 387 годах. В перечисленные годы Пасха протопасхитов и в Риме праздновалась на месяц раньше, чем в Александрии Так, в 387 г. протопасхиты справляли Пасху 21 марта, а Александрийская Церковь — 25 апреля Следствием таких расхождений и были споры о правильном определении первого месяца и дня Пасхи. Перед Пасхою 387 г. обличал протопасхитов антиохийский пресвитер Иоанн Златоуст Считается, что также по причине пасхальных разногласий в 387 г. Феофил Александрийский и составил свою пасхальную таблицу, написав к ней Пролог Оба пастыря, как видим, в этом вопросе были единодушны.

http://bogoslov.ru/article/5319381

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010