Однако не только на Востоке, но и на христианском Западе святые аскеты Древней Церкви зачастую подвизались именно в пещерах. Известно, что в пещерах совершал свой иноческий подвиг блаженный Иероним Стридонский (ок. 347419/420) — экзегет, переводчик Священного Писания, аскет и устроитель монашеской жизни. Еще во время своего пребывания на Западе, до того как переселиться в Вифлеем, Иероним избирал местом монашеского жития пещеры. В «Письме к Евстохии о хранении девства» он покаянно свидетельствует: «О, сколько раз, уже будучи отшельником и находясь в обширной пустыне, сожженной лучами солнца и служащей мрачным жилищем для монахов, я воображал себя среди удовольствий Рима. Я пребывал в уединении, потому что был исполнен горести. Истощенные члены были прикрыты вретищем, и загрязненная кожа напоминала кожу эфиоплян. Каждый день слезы, каждый день — стенания, и, когда сон грозил захватить меня во время моей борьбы, я слагал на голую землю кости мои, едва державшиеся в составах. О пище и питие умалчиваю, потому что даже больные монахи употребляют холодную воду, а иметь что-нибудь вареное было бы роскошью. И все-таки я, — тот самый, который ради страха геенны осудил себя на такое заточение в сообществе только зверей и скорпионов, — я часто был мысленно в хороводе девиц… Я боялся даже кельи моей, как сообщницы моих помышлений. Во гневе и досаде на себя самого, я один блуждал по пустыням. Где я усматривал горные пещеры, неудобовосходимые утесы, обрывы скал, — там было место для моей молитвы, там острог для моей окаянной плоти; и Господь свидетель — после многих слез, после возведения очей на небо я иногда видел себя среди сонмов ангельских...» 8 Когда Иероним поселился в Вифлееме, он опять избрал местом своего подвига пещеру. По преданию, он жил в келье-пещере близ пещеры Рождества Христова, занимаясь здесь, помимо молитвы и аскетических подвигов, переводом на латинский язык Священного Писания, создавая знаменитую Вульгату.   Основоположник, законодатель и устроитель западного монашества преподобный Венедикт (Бенедикт) Нурсийский (ок. 480 – 547) в начале своего иноческого пути, почти за тридцать лет до основания им монастыря Монте-­Кассино, также поселился и жил (ок. 500) в пещере — в долине реки Анио, в местности Сублак (Субиако, Италия), где провел не один год. На этом месте позднее возник известный на Западе пещерный монастырь в Субиако с подземными церквями и кельями, получивший имя святого Бенедикта.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

прот. Алексий Сидоренко Вопросы перевода и интерпретации Священного Писания в переписке блаженного Августина с блаженным Иеронимом Источник Блаженный Августин (354–430) и блаженный Иероним (ок. 347–420) никогда не встречались друг с другом, хотя неоднократно высказывали горячее желание беседовать лично. Их общение ограничивалось перепиской, которая была не простым делом в то время, о чем свидетельствуют несколько пропавших писем и недоразумения с задержкой некоторых из них на несколько лет. Письма этих двух святых мужей остаются для нас драгоценным источником их суждений по разным темам, но главным образом по вопросам перевода и истолкования некоторых мест Священного Писания . Сохранилось 18 писем из, несомненно, более обширной их переписки, протекавшей с перерывом между 395 и 419/420 гг. 1 В исследовательской литературе она подразделяется, в соответствии с временными рамками и обсуждаемой тематикой, на два отдела. В первом отделе речь идет, главным образом, о толковании Послания св. ап. Павла к Галатам и о разных трактовках возникшего в Антиохи спора между апостолами Петром и Павлом ( Гал.2:11–14 ), а также об источниках предпринятого блаженным Иеронимом нового перевода Библии на латинский язык. Эти письма относятся к 395–405 гг. – 28 2 , 39 , 40, 67, 68 , 71, 72, 73, 74 (к третьему лицу, сопроводительное), 75, 81, 82. Второй отдел касается, в основном, проблем, связанных с вопросом о происхождении душ, и спора с пелагианами. Сюда относятся: а) большие по объему письма Августина Иерониму 166, 167, которые в «Пересмотрах» (Retractationes) Августином характеризуются как книги, и б) письма 172, 195, 123, 202, Переписка начинается письмом 28 Августина Иерониму. Оно было написано в 394 или 395 г., но попало к адресату лишь 8 лет спустя 3 . Однако по условиям того времени вышло так, что оно циркулировало в Риме независимо от воли Августина, из-за чего потом случилась размолвка между двумя святыми мужами, поскольку Иерониму сообщили, что Августин якобы выпустил в Риме какую-то книжку с критикой его переводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

ГЛАВА С Я, Геннадий, пресвитер Массилии 587 , написал «Против всех ересей» восемь книг и «Против Нестория» пять книг, «Против Пелагия» три книги, а также трактат «О тысячном годе и об Апокалипсисе блаженного Иоанна», и сей труд, а также послания о вере своей (De fide) послал я Геласию, епископу города Рима 588 . 380 Пресвитер – вторая степень священного сана после епископа. Обязанности пресвитера были следующие: благословение верующих; председательствование в собраниях верующих в отсутствие епископа (в его присутствии пресвитеры занимали второе место); произнесение проповеди с благословения епископа, которому это право принадлежало; совершение таинств и священнодействий. 381 Иероним (347–419/420 гг. н.э.), родился в богатой семье в г. Стридоне в Далмации, учился в Риме, был учеником грамматика Элия Доната, наиболее знаменитого в IV в. Крещеный папой Либерием (352–366 гг.) ок. 365 г., Иероним отправился в Трир для изучения теологии. Вернувшись в Аквилею, он ведет в 368–374 гг. аскетический образ жизни с группой друзей. Затем Иероним отправляется пилигримом в Иерусалим, но заболевает в Антиохии и, воспользовавшись вынужденной задержкой, слушает Аполлинария Лаодикейского и совершенствует свои познания в греческом. В течение трех лет (375–378 гг.) он жил отшельником в Халкидской пустыне близ Антиохии и изучал еврейский. Посвященный в духовный сан в 379 г., Иероним отправился из Антиохии в Константинополь, где посещал лекции Григория Назианского. В 382 г. он сопровождает Павлина Антиохийского и Епифания в Рим на собор, который был собран для борьбы с антиохийской ересью. Здесь Иероним стал другом и секретарем папы Дамасия (366–384 гг.), который попросил его сделать латинский перевод Библии (впоследствии перевод Иеронима стал весьма популярен и получил название Вульгата «Vulgata» – «Общеупотребительный»). Острая критика Иеронимом церковных злоупотреблений создала ему столько врагов среди клира, что в 385 г., после смерти папы Дамасия, он опять покинул Рим. Во время своего пребывания в Риме Иероним был духовником нескольких благочестивых женщин, и в Антиохии к нему присоединились две из них – богатая вдова Павла и ее дочь Евстохия. Вместе они отправились в Иерусалим, но сначала посетили Египет. В конце концов они поселились в Вифлееме, где основали мужской и женский монастыри и где Иероним продолжил свои писательские труды вплоть до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С., но и его самым близким другом после смерти ее матери прп. Павлы. Болезни не давали И. С. продолжать научные и лит. занятия (Ep. 152//CSEL. 56. P. 365). Однако он еще находил в себе силы вести переписку с друзьями на Западе по вопросам, связанным с осуждением и искоренением пелагианства: с блж. Августином, свт. Алипием , Рипарием, Донатом и папой св. Бонифацием I (см.: Ep. 143, 151-154). О последних днях земной жизни И. С. ничего не известно, дата его смерти остается предметом споров ( Cavallera. 1922. T. 2. P. 56; Gr ü tzmacher. 1969. Bd. 3. S. 279). По сообщению Проспера Аквитанского, И. С. скончался 30 сент. 420 г. в возрасте 91 г. ( Prosper. Chron.//PL. 51. Col. 592; эта дата принимается и некоторыми совр. исследователями, см.: Gr ü tzmacher. 1969. Bd. 1. S. 53; Bd. 3. S. 279; Kelly J. 1975. P. 331; Rebenich. 2002. P. 59). Когда блж. Августин в 420 г. писал письмо еп. Оптату Милевскому, он еще не знал о смерти И. С. (см.: Aug. Ep. 202. 1), а в трактате «Энхиридион», написанном в 421 г., уже говорил о нем как о почившем (sanctae memoriae - Idem. Enchirid. 87). Однако в одном из ранних Житий И. С. приводится др. дата его смерти - 30 сент. 419 г. (см.: Vallarsi. 1845. Col. 184; оттуда она перешла в позднейшие Жития), что более согласуется с др. фактами биографии И. С.: если принимать 1-ю дату, то остается необъяснимым молчание И. С. и его адресатов в течение целого года, поскольку его последние письма датируются не позднее 29 сент. 419 г. (см.: Cavallera. 1922. T. 2. P. 63). Т. о., более вероятно, что И. С. скончался 30 сент. 419 г. в возрасте ок. 72 лет (если исходить из 347 г. как даты его рождения - см.: Gribomont. 1986. P. 218; Williams. 2006. P. 299). Сочинения Благодаря неустанным лит. трудам И. С. сыграл важнейшую роль в распространении библейских и святоотеческих текстов на Западе. Его собственные сочинения свидетельствуют о необычайно широкой эрудиции их автора, его прекрасном знании не только классической греко-рим. лит-ры, но и Библии и обширной христ.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

41. Православный приход в Тегеране (Иран) 42. Свято-Георгиевский храм при Посольстве Российской Федерации в Праге (Чехия) 43. Православный приход на Кипре 23. 418 Статьи общей тематики о жизни прихода… 23. 419 Лавры, монастыри и храмы РПЦ 23. 419–1 Лавры 23. 419–2 Монастыри… 23. 419–3 Храмы 23. 419–4 Сельские Церкви 23. 419–5 Часовни. 23. 419–6 Передвижные церкви 23. 5 Духовное просвещение и образование, включая православные школы и гимназии 23. 51 Учебные заведения РПЦ. Общие вопросы 23. 51–1 Духовные академии и семинарии 23. 51–2 Аспирантура при Московской духовной академии 23. 51–3 Регентские классы (отделения). 23. 51–4 Духовные училища… 23. 51–5 Пастырские курсы 23. 51–6 Православные ВУЗы 23. 52 Защита магистерских и докторских диссертаций 23. 53 Приветственные слова и речи в учебных заведениях 23. 54 Правила приема в учебные заведения. 23. 55 Архиереи и другие видные деятели РПЦ 23. 55–1 Архиереи. 23. 55–2 Монашествующие 23. 55–3 Белое духовенство 23. 55–4 Миряне 23. 6 Церковь и общество 23. 61 Церковь и школа (детские сады, средние и высшие учебные заведения) 23. 62 Церковь и исправительные учреждения. 23. 63 Церковь и культура, включая СМИ 23. 64 Церковь и медицина; борьба с алкоголизмом и наркоманией. 23. 65 Благотворительная деятельность РПЦ 23. 66 Патриотическая деятельность РПЦ, включая все периоды истории, а также трагедию на ЧАЭС… 23. 67 Миротворческая деятельность РПЦ… 23. 68 Церковь и государство. 23. 7 Расколы в РПЦ 23. 71 Внутренние расколы 23. 72 Зарубежные расколы (Карловацкий и др. ); иерархия РПЦЗ. 23. 8 Другие стороны жизни РПЦ 23. 81 Молодежные организации и движения РПЦ; православные братства и сестричества 23. 82 Ордена и медали РПЦ 23. 83 Фонд премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария 23. 84 Участие РПЦ в различных приемах; хроника и др… История русского старообрядчества] История славянских церквей] 25. Общие вопросы истории Славянских Церквей 25. 1 Сербская Православная Церковь 25. 2 Болгарская Православная Церковь 25. 3 Польская Православная Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бегичев, писатель. 158 и пр. 1. Белоцветов М.В., дьячок. 7. 9. 13. 14. Беляев В.А., учит. уч. 109. Беляев Ив.Гав., учит. уч. 168. 188. эк. семинар. 223. Беляев Илья Вас., ст. ак. 419. Беляев Ф.Г., окон. кур. сем. 163. 165. 167–169. студ. ак. 171.178. 327. преп. сем. 383. 387. 399. В. Валединский Ив., уч-к сел. 106. священник 299. Варсонофий, свят. Каз. 427. Василий Васильевич, окольн. 9. Василий Игнат., свящ. 21. 22. Васильевский Ив.Ст., ст. ак. 419. Варлаам, игум. 148. Велланский Дим., писат. 172. Веселовскийй, уч.-к уч. 47. Взоров В., студ. ак. 313. 318. 365. 419. 421.457, пр. 2.458. рек. уч. 471. 472. Вигилянский Ил., уч.-к сем. 149. Викторов А.Е., ст. ак. 307. 312, пр. 1. 420. 455. Винклер, фил. 171. Виноградов Аф.Як., прот. 184. Виноградов Викт., ст. ак. 419. пр. сем. 472. Виноградов Иак.В., свящ. 144. Виноградов Кс., свящ. 165. Виноградов Ф.С., дьяк. 180. 196, пр. 1. 198. 201. 260.286. 324. 328. 329. 371. 397. 402. 441. 486. 500. Вигшняков Гр., свящ. 73. 74. Вишняков С.Г., уч.-к уч. 73. 74. 312. 375. окон. ак. 385. 392. пр. сем. 415. 44К. 449. 472. 490. Владимир (Алявдин), вик. Киев. 82. еп. Костр. 117. 118. Срав. Алявдин. Владимир, Вел. Кн. св. 85. Владиславлев Вл., уч.-к сем. 142. Владыкина О.И., жена проф. 307. Владыкин Я.И., преп. сем. 95. 98. 99. 111.135. 136. 294. 300. 302. 307. 344. 352. 449. 454. 465. Воздвиженский Александр, ст. ак. 419. 454. 455. см. уч. 472. Вознесенская Ек.Ст., жена свящ. 187. 205. 211. 215. 226. 232. 238. 248. Вознесенский Виктор и Пав., дети священника. 187. Вознесенский Ал., сын свящ. 205. 213. Вознесенский В.Н., свящ. 187. 203. 209. 225. 234. 236. Вознесенский Г.Е. преп. сем. 95. 96. 99. Вознесенский Паша, сын свящ. 227. Войнов И., прот. 343. Войцехович А.И., дир. Син. канц. 497. Волков Кон.Игн. 509. Волков П.А., куп. 06. Воскресенский Ив., уч.-к уч. 63. Всеволод Юрьевич, Вел. Кн. 86–88. Всесвятский Вик., ст. ак. 420. Венецкий И.П, учит. уч. 65. Вяземский, князь, писат.125 и пр. 1. Г. Гаврилов Алексей, мещан. 493. Гавриил, архим., авг. ист. фил. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

417). Не знаем, руководило ли Евгением в последнем случае беспристрастие, или же он не догадался, на каких «невежд» метит процитированный им здесь Татищев (т. I, стр. 575), и таким образом сознательно или бессознательно повторил мысль Петровского птенца об обскурантизме древне-русского духовенства. 444 Заканчивая «Обозрение» училищ до-петровской Руси, преосв. историк на основании Олеария (немец. изд. 1647 г.), упоминает о заведении со времен натр. Филарета Славяно-греко-латинской школы при Чудовом монастыре, существовавшей до основания (в 1685 г., – Древн. Росс. Вивлиоф., изд. 2, ч. XVI, стр. 288) Московской академии (стр. 418 и 420). «Сие училище (академия), говорит Евгений в великой России было первое публичное для обучения не только духовных, но и светских разного звания людей» (стр. 421 – Древн. Росс. Вивлиофика, изд. 2, ч. VI, стр. 397 и ч. XVI, стр. 295 и след.). Кроме того Болховитинов, без всякой оговорки, приводит еще известие Вера из предисловия к его рассуждению – «De fratu Ecclesiae et religionis Moscoviticae» (Edit. Lubecae, 1709 u.) – об устройстве Карлом XI русских школ на лифляндских границах «для обращения России в лютеранскую веру» (стр. 418–419), сообщает о деятельности Петра Могилы по устройству училища – академии в Киеве (стр. 419), передает содержание двух грамот, из коих первою патриархи Паисий александрийский и Макарий антиохийский дозволяли обучать в России наукам на греческом, латинском и славянском языках (стр. 419), а второю разрешали основать школу «греческие и славянские грамматики» при церкви И. Богослова в Москве «по прошению прихожан» (стр. 419–420), и, наконец, на основании Татищева (I, стр. 575) говорит о возобновлении ц. Алексеем Михайловичем Заиконоспасского училища (стр. 420). – (Подробнее: «О духовных училищах в Москве, в XVII ст.» статья А. В. Горского – «Прибавл. к твор. св. отец», 1845 г., т. 3, и – «О школах и просвещении в патриарший период» Мирковича, в журн. Мин. Народн. Просвещения, (1878, ч. 198). Начиная с 1700 г., преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Отыскав источник последних канонов карфагенского собора, мы естественно должны возвратиться к началу нашего исследования, чтобы подвести итог сказанному и изложить общий его результат. Содержащиеся в книге правил «правила св. поместного карфагенского собора» если несправедливо называть канонами карфагенского собора, бывшего в 419 г. в царствование императоров Гонория и Феодосия из 217 епископов, то имеются все основания заключать, что названный собор дал им тот состав, в котором они дошли до нас с именем правил карфагенского собора. В издании этих правил принимали ближайшее участие вообще соборы, бывшие во времена Аврелия, архиепископа карфагенского, и под его председательством, и в особенности соборы иппонийский 393 г., карфагенский 28 августа 397 г., карфагенский 16 или 17 июня 401 г., карфагенский 13 сентября 401 г., мелевитский 27 августа 402 г., карфагенский 25 августа 403 г., карфагенский в июне 404 г., карфагенский 23 августа 405 г., кареагенский 13 июля 407 г., 14 июля 409 и 410 г., карфагенский 1 мая 418 г. и карфагенский 419 г. К этим соборам времен Аврелия следует причислить два собора, бывших при его предшественниках Грате 345–348 г. и в особенности Генефлие 390 г. карфагенских епископах. Распределяя по этим источникам каждое в отдельности из правил карфагенского собора, мы, в виду добытых нами результатов, должны изобразить это таким образом: правило 1 принадлежит карфагенскому собору 419 г. первому его заседанию 25 мая; прав. 2–4 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; прав. 5 карфаг. собору при Грате 345–348 г.; прав. 6–13 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; при чем в правилах этого собора имена присутствовавших на нем епископов заменены именами бывших на соборе 419 г.; прав. 14–33 иппонийскому собору 393 г.; прав. 34–36 карфаг. собору 13 сентября 401 г.; прав. 37 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 39 – 42 карфаг. 419 г. 1 его засед. 25 мая; прав. 43 карфаг. 28 августа 397 г.; прав. 44–57 иппонскому собору 393 г.; прав. 58–67 кареаг. 28 августа 397 г.; прав. 68–76 карфаг. 16 или 17 июля 401 г.; прав. 77–96 карфаг. 13 сентября 401 г.; прав. 97–101 мелевитскому 27 августа 402 г.; прав. 102–103 карфаг. 25 августа 403 г.; прав. 104 карфаг. в июне 404 г.; прав. 105 карфаг. 23 августа 405 г.; прав. 106–120 карфаг. 13 июня 407 г.; прав. 121 – карфагенск. 14 июля 409 г.; прав. 122 – карфаг. июня 410 г.; прав. 123–141 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 142–147 карфаг. 419 г. 2 его заседанию 30 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

248 об.– 250: молитва Всех Святых; кто сию молитву говорит на всяк день, да не внидет в напасть; аще преставится, тот человек наследит царство небесное. В этой молитве поименовываются архангелы: Михаил, Гавриил, Уриил и Рафаил и многие святые, среди коих и несколько русских. Начало «Боже великий страшный сотворивый всяческая, видимая и невидимая, ты еси Бог наш, молим и к тебе прибегаем»; 47) Явлению иконы Казанския Пресвятыя Богородицы (250–253 об.); 48) Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (254–257 об.); 49) за болящаго (258–261 об,); 50) на исход души, два: а) Андрея Критс и б) Иоанна епископа Евхаитского (261 об.– 267 об.); 51) молебен Ангелу хранителю (268–270 об.); 52) келейное правило начал правильной (270 об.–272); 53) келейныя молитвы инока «егда должно есть спати» (272 об.–274); 54) святаго Максима-исповедника оказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком»; 55) правило внегда случитися кому искуситися во сне от осквернения (275 об–278 об.); 56) изложение о седьми соборах (279 об.); см. л. и в 867 на лл. 164–165; 87) дому в немже дух лукавый начнет жить (419), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г. и в 881 на лл. 210–212; см. в 867 лл. 160–161; 88) о избавлении от громов и молнии (419 об.), та же, что в Требнике киевской печати 1875 г. и в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.;89) в путь идущим (420), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.; с.м. 848 лл. 165 об.–167; 90) на рать идущим (420), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г. и в 848 на лл. 165 об.–166; 91) внегда отпущати к плаванию кораблю (420 об.), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г. и в 848 на л. 167 об.; 92) о избавлении от растворенных ветров при морския (420 об.–421), та же, что в Требнике киевской печати 1875 г. и в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.; 93) судном ратным, отпущенным на противныя (421 об.), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.; 94) начати вино и мед (422), та же, что в Потребнике единоверческом московской печати 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010