De bapt. 1), нашла выражение и в древнехрист. искусстве (напр., изображение рыб и якоря на погребальной стеле III в., Музей Терм, Рим). Изображение рыбы и хлеба является символом таинства Евхаристии (катакомбы Каллиста; оклад Евангелия из сокровищницы собора в Милане, V в.; см. разд. «Иконография» в ст. Евхаристия ). На рельефе реликвария из Брешии (ок. 340, Музей Коррер, Венеция) соотнесены изображения рыбы и петуха, вероятно указывающие на смерть и воскресение Спасителя ( Sauser E. Fisch//LCI. Bd. 2. Sp. 37-38). В раннехрист. искусстве распространено было также изображение И. Х. в виде Агнца (см. ст. Агнец Божий ). Этот образ основывался на ветхозаветном обычае приносить в жертву Богу ягненка. Чистый пасхальный агнец ВЗ истолковывался экзегезой НЗ как прообраз И. Х., приносящего себя в жертву для спасения человечества (ср.: Ин 1. 29). Ветхозаветный жертвенный образ агнца перекликается с образом апокалиптического Агнца из Откровения ап. Иоанна Богослова (ср.: Откр 5. 6-14). Изображения стоящего на горе с 4 райскими реками Агнца с нимбом и крестом встречаются в росписях рим. катакомб (святых Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), в мозаиках V-VI вв. (Сан-Витале в Равенне, 546-547) и на рельефах саркофагов (в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна, V в.). Иисус Христос Добрый Пастырь. Роспись катакомб Каллиста в Риме. III в. Иисус Христос Добрый Пастырь. Роспись катакомб Каллиста в Риме. III в. Др. распространенный древнехрист. символ - виноградная лоза, изображение к-рой является образом, с одной стороны, И. Х. и Церкви: в соответствии со словами: «Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15. 5), с другой - Евхаристии: согласно Клименту Александрийскому, «виноград дает вино, как Слово дало свою кровь» ( Clem. Alex. Paed. I 5//PG. 8. Col. 634). В качестве символического изображения И. Х. раннехрист. искусство широко использовало античный образ Доброго Пастыря (см. ст. Пастырь Добрый ). Изображения юноши либо мужа-средовека в короткой тунике с овцой на плечах и с окружающими его овцами в III-V вв.

http://pravenc.ru/text/293939.html

Лазаря. На протяжении всего XIX в. в управлении мхитаристов находилась коллегия Мурáд-Рафаелян, содержавшаяся на средства состоятельных индийских армян Эдварда Самуела Мурада и Эдварда Рафаела Каграманяна. Ее выпускники были желанными абитуриентами итальянских университетов и других высших учебных заведений. Сама коллегия располагалась в Венеции, в местности Carmini, в palazzo Zenobio. Еще одна армянская школа в Венеции, находившаяся под руководством мхитаристов, была основана при самом монастыре. В ней обучались юноши, готовящиеся к принятию духовного сана. 335       В книгу посетителей конгрегации мхитаристов внесено множество имен видных деятелей искусства, литературы и науки Европы и Америки. Особо следует отметить лорда Байрона, который обучался в обители армянскому языку. Комната, в которой занимался поэт, до сих пор называется «кабинетом Байрона». 336       Монастырь венских мхитаристов находится в Bezirg Neubau, на Mechitharistengasse, и представляет собой огромный четырехэтажный корпус. 338       Особое внимание венских мхитаристов было обращено на армянский рукописный отдел, полное описание которого было составлено А. Ташяном в 1895 г. и как юбилейный подарок поднесено аббату архиепископу Арсену Айдыняну, за время управления которого венское братство сделало значительные шаги в своем развитии. 341       Топонимика Великой Армении. Венеция, 1853; Ширак. Венеция, 1881; Сисван. Венеция, 1885; Айрарат. Венеция, 1890; Сисакан. Венеция, 1893. 342       Гроц-броц. Венеция, 1874; Хноц-нороц. Венеция, 1874; Манана. Венеция, 1876; Амов-отов. Венеция, 1884; Торос Ахбар. Т. 1–2. Венеция, 1879–1887. 344       См.: Ленорман Ф. Руководство к древней истории Востока до Персидских войн. Κ., 1876–1879. Τ. 1. Вып. 1: Египтяне (1876); Вып. 2: Ассирияне и вавилоняне (1877); Вып. 3: Финикияне. 347       См.: Симеон Ереванци. Джамбр: Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств Святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. M., 1958. 349       Историк Аракел Даврижеци, рассказывая о патриархах Меликсéте и Саáке (1-я четв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Мануил Панселин. Фреска Успенского собора Протата, Карея, Афон. Кон. XIII — нач. XIV в. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314 г. Сербия Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Стамбул, Турция. Фрагмент Мозаика церкви монастыря Хора (Кахрие-джами). Ок.1315—1321 гг. Общий вид свода Икона. Новгород. XIV в. Государственный Русский Музей, Спб. Двусторонняя икона-таблетка. 2-ая четв. XV в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Двусторонняя икона-таблетка из Софийского собора в Новгороде. Кон. XV — нач. XVI вв. ГТГ, Москва Икона. Ярославль. 1560-е гг. Частное собрание Икона. Регион Сольвычегодска. Нач. XVII в. Сольвычегодский историко-художественный музей Пелена. Москва. XVII в. Государственный Эрмитаж, Спб. Икона. Кон. XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник Икона из ц. Василия Блаженного. Чухчерьма. 1-ая треть XVIII в. Музей изобразительных искусств, Архангельск Болгарская икона. 1795 г. Монастырь Иоанна Рыльского, Болгария Двухчастная икона. Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814—1822 гг. Екатеринбургский музей изобразительных искусств Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция Мастер жития Марии. Деталь алтарь Девы Марии. 1460—1465 гг. Старая пинакотека, Мюнхен, Германия Мастер алтаря Реглера. Алтарь Девы Марии; левая створка внутри. 3-ая четв. XV в. Старая Пинакотека, Мюнхен Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия Таддео Гадди. Фреска капеллы Барончелли в базилике Санта-Кроче. 1328—1330 гг. Флоренция, Италия Паоло Уччелло. Фреска из собора в Прато. 1433—1434 гг. Прато, Италия Чима да Конельяно. Ок.1497—1500 гг. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия Никола Дипр. Ок. 1500 г. Париж, Лувр Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция. Фрагмент Якопо Тинторетто. Фреска церкви Санта Мария дель Орто. 1555 г. Венеция, Италия Эсташ Лесюэр. Ок.1640—1645 гг. Государственный Эрмитаж, Спб.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

– За эти годы Вы с членами клуба «Истоки», наверное, уже побывали в половине музеев Москвы? – Где мы только ни побывали за эти годы! Музей Васнецовых, музей археологии Москвы, музей Н.В. Гоголя, музей «Огни Москвы», музей Ф.И. Тютчева, Троице-Сергеева лавра, Измайловский остров, экскурсия по Смоленской площади с посещением библиотеки Н.А. Добролюбова, Марфо-Мариинская обитель, музей художника В.А. Тропинина, восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, музей-усадьба А.П. Чехова в Мелихове, Спасо-Андроников монастырь, Крутицкое подворье, Большой Кремлевский дворец, музей Б.Л. Пастернака и К.И. Чуковского в Переделкине, музей «Старый Английский двор», музей В.С. Высоцкого, музей «Русские валенки», музей Б.Ш. Окуджавы, музей «Мосфильма», музей анимации, музей «Русская икона», Зачатьевский монастырь в Хамовниках, музей Мироновой и Менакера, музей телефонов, Андреевский монастырь… Из ближайших планов: поездка в Подольск и еще два музея – С.А. Есенина и А.М. Горького. В них попасть, между прочим, не так-то просто: экскурсии расписаны на несколько месяцев вперед. – Вы сказали, что уличные экскурсии для членов клуба «Истоки» проводите сами. Приходится, наверное, много готовиться? Или Вы так хорошо знаете Москву? – Я коренная москвичка, наш город очень люблю и в свое время исходила его вдоль и поперек. У меня мама в советское время работала в закрытом НИИ и для своих сотрудников регулярно заказывала экскурсии по городу. Вместе с ней я побывала практически во всех музеях, которые были тогда в столице. И вся моя семья – муж и дочь – все мы патологические путешественники. У меня дома просто море книг о Москве, ее истории и достопримечательностях. А если чего не могу найти в книгах, ищу в интернете. Знаю немало интересных сайтов о Москве, хотя в столице что ни день, всё время появляется что-то новое и интересное. – Ольга Александровна, с клубом «Истоки» всё понятно. Но я знаю, что уже много лет Вы регулярно проводите акцию «Доброта ваших рук». Что она собой представляет?

http://ruskline.ru/opp/2019/10/11/o_dobr...

Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г. Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Haч.XV в. Москва Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник Палехская икона. Cepeд.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех Икона. Koh.XVIII — haч.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция Палехская икона. Haч.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб. Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 21 января, 2024 3 ноября, 2023 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

На нашей иконе небесные силы, сопровождающие Христа, представлены одним шестикрылым серафимом. За апостолами стоят четыре епископа с нимбами. Это св. Иаков, «брат Божий» (ср.: Гал.1:19 ), первый епископ Иерусалимский, и три ученика апостолов: Тимофей, Иерофей и Дионисий Ареопагит , сопровождающий св. апостола Павла 422 . На заднем плане две женские фигуры изображают верующих Иерусалима, составляющих вместе с апостолами и епископами внутренний круг Церкви, в котором совершается тайна Успения Богоматери. На большинстве икон Успения изображается также эпизод с Афонией: этому еврейскому фанатику ангел отсекает мечом руки потому, что он дерзнул коснуться одра Пресвятой Богородицы (см.: Тропарь 3-й песни первого канона). Эта подробность апокрифического характера, встречающаяся и в богослужении, и в иконографии праздника, должна напоминать о том, что завершение земной жизни Богоматери есть сокровеннейшая тайна Церкви, не терпящая профанации. Невидимая для внешних, слава Успения Пречистой Девы может быть созерцаема только во внутреннем свете Предания. Список сокращений Британский музей – Британский музей, Лондон Библиотека Лауренциана – Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция Ватиканская библиотека – Ватиканская Апостольская библиотека, Ватикан Византийский музей – Византийский музей, Афины Владимиро-Суздальский музей-заповедник – Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир Вологодский музей-заповедник – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда ГИМ – Государственный исторический музей, Москва ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва Кирилло-Белозерский музей-заповедник – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов ГРМ – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, Москва Нижнесинячихинский музей-заповедник – Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Возникшее до создания пространной редакции книги Иосифа Волоцкого, «Слово об осуждении еретиков» было затем включено в эту редакцию и обработано. Чтобы убедиться в этом, приводимый ниже текст «Слова» необходимо сопоставить с текстом 13-го «слова» в пространной редакции и в первую очередь с двумя наиболее ранними списками этой редакции, происходящими из Волоколамского монастыря, — ГИМ, Епарх. 340 и Епарх. 339. Сопоставляя печатаемое здесь «Слово об осуждении еретиков» с 13-м «словом» в списке Епарх. 340, мы можем отметить весьма примечательное явление: первоначальный текст 13-го «слова» в Епарх. 340 почти совпадает с текстом печатаемого «Слова»; однако текст 13-го «слова» в этом списке подвергся обработке (произведенной, повидимому, той же рукой, которой писан сам список) — вычеркиваниям, вставкам; в списке Епарх. 339, а вслед за ним во всех остальных списках пространной редакции «Просветителя», все вставки списка Епарх. 340 включены в текст, и 13-е «слово» здесь соответствует обработанному тексту списка Епарх. 340. Так, например, к словам «подобает казнем лютым предаяти иже сына божия похулившаго» в Епарх. 340 добавлено «паче иже закона Моисеева отвергъшихся»; в Епарх. 339 и во всех остальных списках пространной редакции это добавление читается в тексте. В числе других «святителей», наказывавших еретиков, в «Слове» дважды приведен «святый Порфирие епископ Газский иже и манихейскую прелесть дръжащих молитвою немы и безгласны сотвори»; в Епарх. 340 во втором случае этот пример вычеркнут; в Епарх. 339 и всех остальных списках пространной редакции его нет. В «Слове об осуждении еретиков» не приводятся конкретные примеры наказания отступников из Ветхого завета — здесь только кратко упоминается о «пророках и праведниках», «оружьем убивающих или казнем предав ающих повинных»; в Епарх. 340 слова «или казнем предавающих повинных» зачеркнуты и на поле вписаны конкретные примеры библейских казней отступников; в Епарх. 339 и всех остальных списках эта поправка — в тексте. Так обстоит дело и со всеми остальными поправками списка Епарх. 340 (см. их в подстрочном аппарате к издаваемому тексту); все они учтены последующей рукописной традицией, начинающейся со «списка Иосифова» Епарх. 339.

http://sedmitza.ru/lib/text/433619/

Лит.: Dulaurier M. E. Recherches sur la chronologie arménien, techniqie et historique. P., 1859. Vol. 1: Chronologie technique; Алишан Г. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); он же. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз.); он же. Айапатум. Венеция, 1901 (на арм. яз.); Зарбаналян Г. Армянская библиография, 1565-1883. Венеция, 1883 (на арм. яз.); он же. История древнеарм. книжности. Венеция, 1932 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. СПб., 1905; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на арм. яз.); Материалы об арм. меликствах. Эчмиадзин, 1913-1914. Вып. 1-2 (на арм. яз.); Воскян А. Ованнес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); он же. Монастыри Арцаха. Вена, 1953 (на арм. яз.); Джанполадян Р. M. Мхитар Гош и монастырь Нор Гетика//Тр. Гос. ист. музея Армении. Ереван, 1948. Т. 1 (на арм. яз.); он же. «История Армении» Киракоса Гандзакского и надписи Нор-Гетика//Исследования по истории культуры народов Востока: Сб. в честь акад. И. А. Орбели. М.; Л., 1960. С. 61-63; Памятные записи арм. рукописей XIV в./Сост.: Л. С. Хачикян. Ереван, 1950; Памятные записи арм. рукописей XV в. Ереван, 1955. Ч. 1: 1401-1450 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1958. Ч. 2: 1451-1480 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1967. Ч. 3: 1481-1500 гг. (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. (на арм. яз.); Орманян М. Азгапатум. Бейрут, 1959-1961 (на арм. яз.); Boyle J. A. Kirakos of Ganjak on the Mongols//Central Asiatic Journal. Wiesbaden, 1963. Vol. 8. N 3. P. 200-214; idem. The Journey of Het‘um I, King of Little Armenia, to the Court of the Great Khan Möngke//Ibid. 1964. Vol. 9. N 3. P. 175-189; Бабаян Л. О. Очерки истории средневек. Армении. Ереван, 1966 (на арм. яз.); Аракелян В. Д. Текстологические исправления в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци//ИФЖ. 1969. 2(45). С. 63-74 (на арм. яз.); он же. Киракос Гандзакеци//Там же. 1972. 1(56). С. 48-62 (на арм. яз.); Bedrosian R. Concerning Dawit the Deceiver//Ararat. N. Y., 1982. Vol. 23. P. 36-42; Arzoumanian Z. Kirakos Ganjakec‘i and His History of Armenia//Medieval Armenian Culture/Ed. Т. J. Samuelian. Chico (Calif.), 1984. P. 262-271; Boisson-Chenorhokian P. Notes sur Kirakos Ganjakec‘i//REArm. 2005/2007. Vol. 30. P. 237-248; eadem. Histoire de Saint Gregoire d " après Kirakos Ganjakec‘i//Ibid. P. 249-271.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

Как и «Невидимая брань», «Духовные упражнения» (Венеция, 1800) были переданы Никодиму на исправление Макарием Коринфским. Относительно автора первоисточника в историографии существуют споры – им мог быть как Игнатий Лойола, так и Джованни Пьетро Пинамонти. Книга в значительной мере исправлена и дополнена Никодимом. Сочинение обращено, прежде всего, к людям, только приступающим к христианскому подвигу. Никодим подготовил к изданию «Собрание творений Симеона Нового Богослова » (с собственным предисловием), которое было издано в 2–х ч. в 1790 г. в Венеции; «Полное собрание творений Григория Паламы » (рукопись подготовленных к изданию творений пропала во время обыска австрийских властей в венской типографии братьев Маркиду Пулиу; сохранилась лишь часть трехтомного собрания и предисловие Никодима); толкования на четырнадцать посланий апостола Павла (Венеция, 1819), за издание коих Никодим взялся по причине недоступности простому народу исходного текста толкования посланий апостола Павла, составленного Феофилактом, архиепископом Болгарским; Никодим не только перевел его на народный язык, но и дополнил собственными обширными толкованиями и комментариями; толкование на семь соборных посланий (Венеция, 1806), изданное при поддержке константинопольского патриарха Неофита VII и двоюродного брата Никодима Иерофея, митрополита Янины (книга составлена Святогорцем с учетом предыдущих толкований этого текста, но в значительной степени представляет собой авторское произведение). Никодимов «Новый изборник» (1803) содержит жития пятидесяти святых 1–17 вв., многие из которых были переведены Никодимом на обиходный язык. Изданное при поддержке патриарха Григория V (который находился в этот период в изгнании на Афоне) «Благонравие христианское» (Венеция, 1803; ряд переизданий) посвящено этической и общественной проблематике, обличает предрассудки, суеверия, колдовство и безнравственность. Никодим приводит примеры не только из свв. отцов и Евангелия, но также из античной философии, истории и жизни народа. Книга была написана на простом разговорном языке и, по мнению многих авторов, очень напоминает «Поучения» Космы Этолийского ( Феоклит Дионисиатский. Преподобный Никодим Святогорец : Житие и труды. М., 2005. С. 321). По просьбе патриарха Неофита Никодим начал работу над книгой «Извлечение из псалмов пророка и царя Давида» (Константинополь, 1799); Никодиму удалось создать содержательное произведение, основанное на собранных по афонским библиотекам рукописях и произведениях, ранее недоступных широким народным массам. Почти половину 1200–страничной «Псалтири Евфимия Зигабена » (В 2–х т. Салоники, 1818–1821) также занимают авторские комментарии и примечания Никодима. На народном греческом языке написан «Сад Благодатей» – толкование на девять песней утреннего богослужения (Венеция, 1819).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010