1 Алфей — самая большая река в Пелопоннесе, протекающая через Олимпию, где происходили знаменитые состязания; Клитумн — река в средней Италии; рощи Молорха — немейский лес. Молорх — бедняк, который, по мифу, принял у себя Геракла, когда тот шел на охоту за немейским львом. 2 Проникновение римлян в Испанию относится к эпохе Второй пунической войны (218—201 гг. до н. э.), вторжение готских племен — к 409 г. н. э. 3 Гог — упоминаемый в Библии вождь, который, по пророчеству Иезекииля (гл. 38—39), должен был прийти с севера и опустошить Иудею. Магог, сын Иафета — внук библейского Ноя (Быт.:10). 4 Исидор в «Этимологиях» (V, 36) приводит следующее определение «Эры»: «Эра отдельных лет установлена Цезарем Августом, когда он впервые стал цензором и произвел перепись римского мира (29 г. до н. э.). Название «Эра» взято потому, что весь римский мир обязывался платить налог (aes). Битва Цезаря и Помпея при Фарсале произошла в 48 г. до н. э. 5 Константин I, римский император (306—37). 6 Конфедерация варварских племен на Балканах. 7 После конфронтации в 332 г. Константин заключил с готами мирный договор, по которому последние получали регулярную плату за войска, отправляемые для службы в империи. 8 Валент, римский император (364—78). 9 Атанарих, король готов (ум. 381). 10 На самом деле, Фритигерн, а не Атанарих, вел переговоры с Валентом на предмет имперской поддержки в обмен на крещение. Это событие положило начало ожесточенной войне между готами. Нашествие гуннов способствовало тому, что большая часть готов пошла за Фритигерном, надеясь укрыться в имперских землях. Атанарих и его люди укрепились на Балканах. 11 Ульфила (ок. 311ок 383) был христианином готского происхожения, назван Евсевием в 341-м году ”христианским епископом земли Готской”. На Константинопольском соборе 381-го года он считался арианином. 12 376 г. 13 Битва при Адрианополе случилась в 378 г. 14 Феодосий I, римский император (379—95). 15 Феодосий принял Атанариха, изгнанного готами, в 381 году. Некоторое время спустя Атанарих скончался.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3428...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВУЛЬФИЛА [Ульфила; лат. Wulfila, Ulfila, уменьшит. от герм. Wulf - волк; греч. Ολφλας] (ок. 311 - ок. 383), гот. епископ-арианин, миссионер, «апостол готов». Потомок христиан из Каппадокии, захваченных в III в. и отведенных в плен на земли готов (территория совр. Румынии, Молдавии и Украины). Биографические сведения о нем скудны и противоречивы. В юности В. был чтецом; в возрасте 30 лет, находясь в Римской империи, он был рукоположен во епископа Евсевием , еп. Никомидийским. О дате и месте этого события ведутся споры. Филосторгий относит его ко времени незадолго до или вскоре после кончины имп. Константина (22 мая 337) ( Philost. Hist. eccl. II 5), однако свидетельство из послания Авксентия , еп. Дуросторского, подводит к 341 г. Совр. исследователи ( Ebbinghaus ) склоняются к тому, что В. был хиротонисан в Никомидии в 337 г. Молитва Господня на готском языке. (Franciscus J. Biblia. N. T. Evangelium. Stockholmiae, 1671) Молитва Господня на готском языке. (Franciscus J. Biblia. N. T. Evangelium. Stockholmiae, 1671) Возможно, В. какое-то время оставался в окружении еп. Евсевия, перешедшего на кафедру К-поля, может быть даже вплоть до смерти последнего в 341 г. Весьма вероятно его участие в переговорах по возобновлению договора 332 г. между римлянами и задунайскими готами после начала правления Констанция II . Существует гипотеза, что решение о епископской хиротонии В. было принято императором, чтобы обеспечить успех переговоров с готами. Неясно, в чем заключалась главная задача В. как епископа: по-видимому, не столько в проповеди христианства среди язычников, сколько в пастырском попечении о христианах среди готов и др. народов, проживавших к северу от Дуная. Вероятно, В. должен был распространять среди них арианское учение, приверженцем к-рого был рукоположивший его еп. Евсевий. Однако в кон. 40-х гг. IV в. язычники-готы начали преследовать христиан. Нельзя исключить, что это явилось результатом активной деятельности В., перешедшего от пастырства к обращению в новую веру. Готы-язычники могли воспринимать распространение христианства как политические притязания империи на левобережье Дуная.

http://pravenc.ru/text/ВУЛЬФИЛА.html

Темуджин (Темучин) – см. Чингисхан Терезия св. (Тереза де Авила; 1515–1582) – исп. религ. деятельница, писательница-мистик, реформатор ордена кармелитов, канонизирована в 1622 Теренций Публий (ок. 195–159 до н. э.) – рим. комедиограф Тертуллиан (ок. 160 – после 220) – христ. теолог и писатель, в конце жизни отпавший в монтанизм и выступавший против Церкви Тиберий (42 дон. э. – 37 н. э.) – рим. император с 14, пасынок Августа Тимур (Тамерлан) (1336–1405) – ср.-азиат. полководец, с 1370 эмир Тимуриды – династия, правившая в Ср. Азии в 1370–1507, основанная Тимуром Тирш Генрих Вильгельм (1817–1885) – теолог-ирвингианец, историк Церкви Тит – один из 70 апостолов, ученик и спутник апостола Павла, епископ о. Крит Тихик – один из 70 апостолов, ученик и спутник апостола Павла во время путешествия из Македонии в Иерусалим Тоба Гуй – вождь племени Тоба, основатель гос. и династии в 385–535 на территории Сев. Китая Толюк Фридрих Август Готфрид (1799–1877) – нем. лютеранский богослов, историк школы Неандера Тотила (? – 552) – король остготов с 541, успешно воевавший против Византии Траян (53–117) – рим. император с 98, из династии Антонинов Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768) – рус. поэт, филолог Троекуров Иван Федорович (? – 1621) – князь, боярин Тэн Ипполит (1828–1893) – фр. литературовед и философ, родоначальник культурно-исторической школы Тюдоры – королевская династия в Англии 1485–1603 Уиклиф Джон (между 1320 и 1330–1384) – англ. реформатор Ульфила (ок. 311ок. 383) – первый распространитель христианства среди германских племен, «епископ готов» (приблиз. с 341) Ушер – см. Юшер Фалек – сын Евера Фастида (Фастид) (III в.) – царь восточно-германского племени гепидов Федор Алексеевич (1661–1682) – рус. царь с 1676 Фейербах Людвиг (1804–1872) – нем. философ Федор Иоаннович (1557–1598) – рус. царь с 1584 Феодорит (V в.) – глава антиохской школы в православной христологии Феодосий II (408–450) – император Византии Фидий (ок. 485 – ок. 432 до н. э.) – др.-гр. скульптор Филарет (Федор Никитич Романов; ок. 1554/1555–1633) – рус. патриарх (1608–10 и с 1619)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1047 В 348 г. у вестготов начались преследования христиан со стороны одного из самых могущественных вождей Атанариха. Готы-ариане ушли во главе с Ульфилой на территорию империи, и Константин поселил их в Нижней Мезии, около Никополя. Еще одна готская община христиан поселилась во Фракии. Довольно значительная часть изгнанников поселилась близ Антиохии и на Евфрате. 1048 Ульфила (Вульфила) родился ок. 311 г., возможно, в семье пленников из Малой Азии. Однако его семья вполне сжилась с новой средой, о чем говорит явно германское имя Ульфилы. До 30 лет Ульфила был лектором одной из церквей в земле готов. Ок. 341 г. он принимал участие в посольстве, направленном готами к императору Констанцию. Во время пребывания в Константинополе он был избран епископом готов и рукоположен Евсевием Никомедийским. Вернувшись на родину, Ульфила стал проповедовать. В 348 г., во время гонений, он вывел своих последователей в Мезию, где им была предоставлена земля: готы-ариане создали там общину, во главе которой стоял Ульфила, а после его смерти – его преемники. В 360 г. Ульфила принимал участие в синоде ариан в Константинополе. После того как православие стало доминировать над арианством, Ульфила пытался уговорить императора Феодосия созвать собор для решения спора между православием и арианством. Императору, видимо, была близка эта идея: несмотря на закон 381 г., запрещающий арианам диспуты по вопросам веры, Феодосий созвал в 383 г. синод в Константинополе для примирения арианства с православием. На синод был приглашен Ульфила. Здесь он и умер летом 383 г. Наиболее важным делом Ульфилы, сделавшим его знаменитым, стал его перевод Священного Писания на готский язык. 1050 Многие историки (Аммиан Марцеллин, Зосим) называли готов скифами. Но наиболее ясно выразился греческий историк Дексипп, который был организатором защиты Афин от готов в 267 г. Он пишет: «Скифами... называют готов» (fr. 16 а). 1051 В период правления Валериана и Галлиена готы часто нападали на приграничные области империи (так, в 257–258 гг. готы напали на Вифинию, где разграбили все крупнейшие города, в 263 г. они вторглись в провинции Азия и Вифиния, разорили Эфес). В данном фрагменте речь идет о походе 267 г., когда готы разорили Афины, разграбили другие греческие города (Коринф, Спарту), а затем переправились в Малую Азию. Войска готов в Греции и Фракии были разбиты Галлиеном и его полководцем Марцианом. Но появление нового узурпатора заставило Галлиена с войском вернуться в Италию, поэтому готы в Малой Азии смогли уйти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зосим (2-я пол. V в.), византийский историк, автор «Новой истории», доведенной до 410 г. – 95, 143, 148, 186 Зотенберг X. (Zotenberg), французский востоковед – 392 Зоя , четвертая жена имп. Льва VI – 438, 439 Зоя, жена имп. Романа III и позднее имп. Михаила IV, самодержавная императрица с 1042 г. (после смерти Михаила IV) – 401, 402, 459 Ибн Хордазбех (IX в.), арабский географ – 306, 336, 460 Ива († 457), епископ Эдесский с 435 г., сирийский богослов – 217 Игнатий , патриарх Константинопольский в 846–858 и 867–878 гг. – 387, 388,433,434,437 Игорь (ум. 945), князь киевский в 912–945 гг. – 424, 425 Иерокл (VI в.), византийский грамматик и географ – 254 Иероним Вольф (Hieronimus Wolf von Gottingen, 1516–1580), немецкий византинист – 41 Иероним Стридонский (Евсевий Софроний, ок. 342–420), родом из города Стридона (в Далмации), богослов, экзегет и историк, переводчик Библии на латынь, один из великих учителей древней Церкви, представитель латинской классической патристики, католический святой – 123, 128, 158 Икономос Л. (IkonomoV), греческий византинист – 70 Иоанн († 311), св. мученик, пострадавший в Александрии – 313 Иоанн Антиохийский (VI-VII в.), византийский хронист – 312 Иоанн Лаврентий Лид (Лидиец, VI в.), византийский писатель – 220, 254 Иоанн VII Грамматик , патриарх Константинопольский в 834–843 гг., иконоборец – 382, 383, 396 Иоанн Дамаскин (ок. 650 – до 754), византийский богослов и поэт, систематизатор ранневизантийского богословского наследия, святой – 284, 338, 348, 350, 386 Иоанн Златоуст (Иоанн Хризостом, ок. 346–407), византийский писатель и проповедник, патриарх Константинопольский в 398–404 гг., умер в ссылке – 151, 152, 153, 179, 185 Иоанн Камениат (нач. X в.), солунский священник, автор сочинения о завоевании Фессалоники арабами – 405, 478 Иоанн Каппадокийский, префект Константинополя при имп. Юстиниане Великом – 223 Иоанн Ксифилин (2-я пол. XI в.), византийский юрист и историк, при имп. Константине Мономахе назначен номофилаком (ректором юридической школы), после увольнения от должности принял монашество и стал впоследствии патриархом Константинопольским (1064–1075) – 482, 483

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

167 Раскол, происшедший на сентябрьском соборе 359 г. в Селевкии, был расколом внутри арианской партии. Большинство на нем составляли умеренные ариане, которые столкнулись с новообразовавшейся партией акакиан от Акакия Кесарийского . Акакиане допускали только то сходство между Сыном и Отцом, которое существует между земными детьми и родителями. Цитируемый ниже Сократом акакианский символ веры II.40 характерен отрицанием и единосущия и подобосущия Отца и Сына. В борьбе с акакианами умеренные ариане объединились с ортодоксами на общей платформе — Никейский символ без термина «единосущный». Лидеры акакиан были низложены. 168 Лидия — римская провинция на западе Малой Азии. 169 Митилены — остров в восточной части Эгейского моря. 170 Германикия — город в провинции Евфратская Сирия. 171 На Константинопольском соборе 360 г. произошло резкое усиление позиций партии акакиан, которые добились низложения некоторых лидеров умеренного арианства. В то же время на соборе был осужден и лидер аномеев Аэций Феодорит II. 27—28 . После Константинопольского собора акакиане в союзе с радикальными арианами Евдоксий повели широкое наступление на своих противников. 172 Ульфила ок.311-ок.383 — распространитель христианства среди готских племен. Выходец из Каппадокии, он был назначен Евсевием Никомидийским епископом Никополя в Нижней Мезии . Ульфила дал готам алфавит и перевел на староготский язык Библию. 173 речь идет о епархиях, расположенных на территории диоцеза Африка провинции Мавритания, Нумидия и Проконсульская . 174 Пергам — город на западе Малой Азии. 175 Феодорит рассказывает, что Мелетий Антиохийский был низложен на Антиохийском синоде после проповеди в присутствии Констанция II II.31 . 176 То есть к лидерам умеренных ариан. 177 В ереси духоборов можно увидеть прообраз будущих ожесточенных споров о статусе третьего лица Троицы — Св. Духа. Однако до Второго Вселенского собора 381 г. этот вопрос не будет вызывать большого внимания, в частности, со стороны никейских отцов. С V же века он станет одним из основных в теологических дискуссиях, особенно между католиками и православными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

К началу V века в христианство было обращено, по–видимому, не менее двух миллионов человек. Представители уже окрепших первых христианских Церквей Рима, Константинополя, Малой Азии направлялись в самые отдаленные края, чтобы нести народам Радостную Весть. Около 300 года крестился правитель Армении Тиридат и на армянский язык был переведен Новый Завет. Армения стала первым государством, официально провозгласившим себя христианским. При Константине Великом христианство распространилось в Эфиопии, Грузии и даже Индии. Многочисленные христианские общины стали появляться на западе — в Италии, Карфагене — и на юге Европы. На Эльвирском Соборе 300–306 годов присутствовали делегаты из южной Европы, в частности из Испании. В том же IV веке христианские проповедники развернули широкую деятельность на севере Африки. Особое значение для судеб западной Церкви имел процесс христианизации Британских островов и центральной Европы. Известно, что епископы–кельты представляли Британию уже на церковном Соборе 314 года. Еще до вторжения западных готов в Римскую империю, среди них началась миссионерская работа. Эта работа неразрывно связана с именем посвященного в готские епископы христианина–арианина Ульфилы (ок.311–383), который перевел на готский язык Священное Писание. Его служение оказалось очень успешным: среди готов, вошедших в Рим, было уже немало христиан. Много сделал для распространения Евангелия среди тевтонских племен Мартин из Тура (ок.317–397). Его миссия была особенно важна для западной Церкви, которой угрожали набеги воинственных тевтонов. Однако уже в миссии Мартина Турского проявилась нетерпимость, чуждая духу Евангелия. Мартин объединил подчиненных ему монахов в отряды, которые разрушали и сжигали языческие капища. На протяжении последующих веков христианскому миссионерству будет часто сопутствовать практика крещения «огнем и мечом». Показательными в этом отношении являются также обращение и деятельность короля Хлодвига (481–511) — первого франкского короля, принявшего христианство. Обращение Хлодвига произошло при следующих обстоятельствах: перед битвой с алеманами, еще одним германским племенем, Хлодвиг, потеряв надежду на помощь «родных» богов, воззвал ко Христу: «Если ты поможешь мне победить врагов и если я на деле испытаю Твое могущество, то я уверую в Тебя и приму крещение во имя Твое». Он победил, а затем под влиянием святителя Ремигия и своей жены в 496 году принял христианство. Теперь участие в междоусобных войнах Хлодвиг обосновывал иначе: так, он двинул войска на Алариха, ссылаясь на арианство последнего. Однако результатом миссионерской деятельности среди франков, какими бы методами она ни проводилась, было вхождение почти всей Галлии (территория нынешней Франции) в христианскую Церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Публ. В. Антонова.//Минувшее. Вып. 24. СПб. 1998. С. 383, 435; Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церковной истории начала 1920-х годов.//Нестор. 2000. 1. С. 219–222, 226, 227; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов. М., 2000. С. 416, 912. 252, 261, 263, 267, 348, 350 Иоанн Богослов, апостол . 141, 162, 163, 311, 409, 410, 411, 438, 483 Иоанн Златоуст , св.; (ок. 347 – 14 сентября 407), – архиепископ константинопольский. 126, 231, 258 Иоанн Дамаскин , прп. (VIII в.) 231 Иоанн, Пророк, Предтеча и Креститель 231 Иоанн Лествичник , прп.; (ок. 525 – не ранее 600) 364 Иоанн (Алексеев Георгий Михайлович); (20 января 1892 – 16 июня 1966). Окончил Гатчинское реальное училище. В 1910 году поступил в Технологический институт, но его не закончил. Окончил Петроградскую ДА (1918), к. б. Несколько лет занимался педагогической работой в средних школах. В 1931 рукоположен во иерея и служил в Таллине, возведен в сан протоиерея и 17 декабря 1955 пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. 22 декабря 1955 возведен в сан архимандрита. С 25 декабря 1955 – епископ Таллинский и Эстонский. 25 мая 1958 – 14 августа 1961 временно управляющий Рижской епархией. С 14 августа 1961 – архиепископ Горьковский и Арзамасский. 11 мая 1963 награжден правом ношения креста на клобуке. С 25 мая 1965 на покое. Иоанн (Братолюбов Сергей Васильевич); (16 июня 1882 – 27 ноября 1968). Окончил Казанскую ДС (1902) и Казанскую ДА (1906), к. б. С 21 декабря 1906 – помощник инспектора Симбирской ДС; 15 апреля 1907 пострижен в монашество (в Жадовской пустыни Симбирской епархии), 18 апреля рукоположен во иеродиакона, а 19 апреля – во иеромонаха; с 24 апреля 1907 – помощник смотрителя Усть-Сысольского ДУ Вологодской епархии; с 4–10 декабря 1907 – Соликамского ДУ Пермской епархии; с 29 сентября – 7 октября 1908 – преподаватель гомилетики и литургики Пермской ДС. С 21 сентября 1909 и.д. епархиального миссионера-проповедника Олонецкой епархии. С 27 мая 1910 – преподаватель обличительного богословия Олонецкой ДС.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Д. скончался 2 авг., при архиеп. К-польском свт. Прокле (434-446). Согласно Житию прп. Ипатия Руфинианского,- за неск. лет до кончины этого святого (446), т. е. ок. 440 г. Его отпевание совершил архиепископ в Великой ц., и весь город пришел поклониться святому. Он был погребен 3 авг. в своем монастыре, и вскоре его мощи стали источать миро, которым исцелялось от различных болезней множество народа. Преемником Д. стал его сын Ф. Сведений о нем практически не сохранилось, известно только, что он был участником IV Вселенского Собора (451) ( Mansi. T. 6. Col. 752). Прп. Исаакий. Икона. XVIII в. (ГМЗРК) Исходя из текста Жития И., годом его смерти следует считать 383-й (это случилось при имп. Феодосии I (379-395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381-397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383)). Однако др. источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Д., И. жил еще при архиеп. Аттике (406-425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что И. был жив еще в 406 г., когда посещал прп. Ипатия в его мон-ре. При этом др. версия Жития Д., изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 г. как дату кончины святого (упом. имп. Феодосий и архиеп. Нектарий), однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте ( Γεδεν. 1899. Σ. 144-145). Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти И. В наст. время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. (см.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109). Нек-рые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит кончину И. к 416 г. на основании данных о ц. первомч. Стефана, в которой были положены мощи И. ( Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73-75). Существует мнение, что И. скончался в 424 или 425 г. ( Παπαδπουλος Σ. Γ. Ισακιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).

http://pravenc.ru/text/674786.html

Двухлетнее единоличное правление М. Д. на Востоке (311-313) отмечено продолжением борьбы против христиан. М. Д. среди всех тетрархов рубежа III и IV вв. оказался наиболее последовательным гонителем христиан. Эдикт Галерия о веротерпимости 311 г. в диоцезах М. Д., видимо, не успел вступить в силу. Осенью 311 г. эдикт был официально отменен; репрессии были усилены ( Euseb. Hist. eccl. IX 7). К прежним ограничениям в отношении христиан М. Д. добавил запрет собраний не только в городах, но и на кладбищах вне городов под страхом казней с увечьями (Ibid. IX 2, 7). М. Д. организовывал и некую идеологическую борьбу против христиан: с его одобрения на Востоке распространялось апокрифическое соч. «Акты Пилата» (Ibid. IX 5). 25 нояб. 311 г. были казнены архиеп. Петр I Александрийский и неск. его приближенных клириков, пострадал свт. Мефодий Патарский. Пытаясь укрепить положение рим. традиц. жречества, М. Д. попытался провести амбициозную реформу. Летом 311 г. в адрес М. Д. были организованы массовые петиции от жителей различных городов с просьбами «восстановить древнюю религию». Как бы в ответ на них М. Д. объявил об учреждении во всех городах поста «великого жреца» (греч. ερες τν ξονων, ρχιερες; лат. sacerdos maximus), которые должны были объединить под своей властью все традиц. религ. корпорации и следить за правильным исполнением ритуалов и почтением к богам ( Lact. De mort. persecut. 36. 3-7; Euseb. Hist. eccl. VIII 14; IX 2-5, 7, 9; Idem. De mart. Palaest. 9 2; Idem. Praep. Evang. IV 2. 6; CTh. XIII 10. 2; Grant. 1983). Краткий срок правления М. Д. не позволил воплотить в полной мере эти преобразования. В 312 г. положение М. Д. осложнилось. В ходе противостояния между императорами он заключил союз с Максенцием в Италии, но поражение Максенция от Константина оставило М. Д. один на один с коалицией Константина и Лициния, к-рые контролировали всю Европу и Карфагенскую Африку. В этот же период есть сведения о голоде и об эпидемии на Востоке империи. Эти перемены, а также давление Константина побудили М.

http://pravenc.ru/text/2561682.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010