(Pantel. 935, 1-я пол. XIX в.- «экзегесис» Николая Дохиарита; Pantel. 1026, 1838 г.; Dionys. 694, 2-я четв. XIX в.; 693; 767 - рукописи Иоасафа Дионисиата); на Богоявление: «Одеваяйся светом - Тебе в дусе и огни - Приидите подражаим - Крещается Христос - Трепеташа рука» на 4-й глас («экзегесис» Иоасафа Дионисиата: Dionys. 694; 693), «Днесь тварь просвещается» на 4-й плагальный (8-й) глас (Xeropot. 310, 1841 г.; Doch. 307, ок. 1830 г.; Doch. Typikariou 123 и 124, ок. 1840 г.; «экзегесис» Никифора Дохиарита: Pantel. 1042, 1843 г.) и «Свет от света - Како Тя, Христе» на 1-й глас Κε (Pantel. 1022, XIX в.); на Благовещение Пресв. Богородицы «В шестый месяц - В месяц шестый - Послан бысть ангел» на 1-й глас Κε (Simon. Petr. 19, нач. XX в.; «экзегесис» Иоасафа Дионисиата: Dionys. 693; 828, 2-я пол. XIX в.) и «Днесь радость благовещения» на 4-й глас Δι (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2, 1682 г.- ркп. иером. Анфима из Фессалии; Lesb. Leim. 230; 459; 238; БАН. РАИК. 44, 1796 г.; Xeropot. 276, 1-я пол. XVIII в.; 380, 1759 г.; Konstamon. 95, сер. XVIII в.; «переводы» в нотацию нового метода, выполненные мон. Феофаном и иеросхимонахами Николаем Дохиаритом, Матфеем Ватопедским: Pantel. 1001, ок. 1810-1830 гг.; 1042; Doch. Typikariou 123; 124; Xeropot. 310; Gregor. 18, 1843 г.); на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) «Разрешает Захариино молчание» на 1-й глас, «Днесь глас слова» на 4-й глас Πα, «Искапайте, горы», «Богознаменитый глас» и «Проповедник был еси Агнца Божия» на 1-й глас κ το Κε, «Исаии ныне пророка» на 4-й плагальный (8-й) глас («экзегесис» Иоасафа Дионисиата и Петра Агиотафита: Dionys. 694; 691; 767; 828; 709, 1880 г.?); вмч. Пантелеимону (27 июля) «Подвигом добрым подвизался еси» на 1-й глас, «Безмездно благодать - Отринул еси прелесть - Матере благочестивыя» на 2-й глас и «Всесветлая мученика память» на 1-й плагальный глас (Xeropot. 359, ок. 1842 г.; Pantel. 1313 (Typikariou B/II), 1852 г.; «экзегесис» Матфея Ватопедского: Pantel. 1318 (Typikariou Koim.

http://pravenc.ru/text/164757.html

Эпизод последних лет жизни К., характеризующий его как пастыря, сохранен в Apophthegmata Patrum (Apophthegmata//PG. 65. Col. 160). Важное значение в наст. время придается ориентальным источникам, введенным в научный оборот в кон. XIX-XX в. Неск. памятников представляют особый интерес ввиду содержащихся в них дополнительных сведений о ранних годах жизни К. ( É vieux. 1991. P. 11-12). К ним относятся «Хроника» копт. епископа и историка 2-й пол. VII в. Иоанна , еп. Никиуского ( Ioan. Nic. Chron.; CPG, N 7967), к-рая сохранилась только в эфиоп. переводе 1601 г., выполненном с араб. перевода, в наст. время утраченного; «История Александрийских патриархов» (на араб. языке) (Hist. Patr. Alex. 11-12//PO. T. 1. Fasc. 4. P. 427-443); копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) (SynAlex (Forget)//CSCO. Vol. 78 (Arab. T. 12). P. 72; Vol. 90 (Arab. T. 13). P. 199-201; SynAlex//PO. T. 1. Fasc. 3. P. 72; T. 17. Fasc. 3. P. 617-621). Сохранившаяся в сир. переводе апология Нестория «Книга Гераклида», написанная им в последние годы жизни, содержит историю несторианского спора. Бар-Хадбшабба Арбайя в «Церковной истории» дает подробное жизнеописание «блаженного» Нестория и c соответствующей интерпретацией излагает события, касающиеся его спора с К. ( Barhadb. Hist. eccl. 20-30//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 517-587). Ранние годы (до 412) Согласно Иоанну Никиускому ( Ioan. Nic. Chron. 79. 11-12), К. род. в г. Махале, или Дидусья,- вероятно, Феодосий, место к-рого определяют на сев. окраине совр. г. Эль-Махалла-эль-Кубра ( Munier. 1947), в центре дельты Нила, в 120 км на восток от Александрии. Дата рождения К. в точности неизвестна; полагают, что он род. между 375 и 380 гг. ( Évieux. 1991. P. 11), иногда уточняется - ок. 375 г. (Ibid. P. 15. Not. 6) или ок. 378 г. ( Abel. 1947. P. 230. Not. 62; Russell. 2000. P. 4). Прп. Исидор Пелусиот и Феодорит Кирский называют К. племянником архиеп. Феофила Александрийского ( Isid. Pel. Ep. I 310//PG. 78. Col. 361; Theodoret. Hist. eccl. V 35); Сократ Схоластик, Иоанн Никиуский и «История Александрийских патриархов» - сыном его сестры ( Socr.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Феодор Дафнопат (сер. Х в.), византийский историк – 476 Феодор Мопсуестийский (Мопсуестский, ок. 350–428), сирийский богослов и экзегет, представитель антиохийской богословской школы – 217 Феодор Продром (XII в.), византийский поэт – 485 Феодор Студит (759–826), византийский богослов, автор догматико-полемических и морально-аскетических сочинений, оппонент иконоборчества, игумен Студийского монастыря – 378, 381, 382, 386, 391, 393 Феодора , дочь имп. Константина VII, сестра имп. Романа II, жена имп. Иоанна Цимисхия – 401 Феодора , жена имп. Юстиниана Великого – 194, 195, 216, 218, 221, 238, 252,256,264 Феодора, мать имп. Михаила II – 366 Феодора , жена имп. Феофила, мать имп. Михаила III – 342, 366, 383, 393, 394,396 Феодора , младшая сестра имп. Зои, соправительница сестры в 1042 г., самодержавная императрица в 1054–1056 гг. – 399, 402 Феодорит Киррский (ок. 393 – ок. 466), блаженный, епископ города Кирра или Кира, близ Антиохии, сирийский богослов, экзегет и историк Церкви, автор апологетического сочинения «Врачевание эллинских недугов», «Церковной истории», агиографического сочинения «История боголюбцев» и др. – 181, 217, 254 Феодосии I Великий (ок. 345–395), римский император в 379–395 гг. – 63, 93, 120, 121, 133–138, 143, 144, 151, 233, 263, 332, 358 Феодосии II, византийский император в 408–450 гг. – 64, 120, 121, 154–161, 187, 207, 215, 259, 317, 360 Феодосии III , византийский император в 715–717 гг. – 267, 310 Феодосии Мелитинский (X в.), византийский хронист – 479 Феодот Касситер , патриарх Константинопольский в 815–821 гг.380 Феоктист , фаворит Феодоры, матери имп. Михаила III – 366 Феофан Византийский , историк VI в. – 253 Феофан Исповедник (ок. 758–817), византийский хронист – 284, 316, 346, 388,389 Феофано, жена имп. Романа II и позднее имп. Никифора Фоки – 401, 440 Феофано (Феофана, ок. 950–991), византийская принцесса, германская императрица, жена имп. Оттона II – 410, 432 Феофил († 412), патриарх Александрийский в 385–412 гг., добивался верховенства александрийской кафедры, враг Иоанна Златоуста – 152

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

310 Евстафий (ок. 355 – ок. 380 гг.) родился в Каппадокии, став епископом, ревностно вводил монашество в Понте и Армении. Основанная им секта монахов-евстафиан от-личалась строгим аскетизмом: они отвергали брак, не принимали мясную пищу, не причащались у женатых священников. Ок. 365 г. эта секта была осуждена на Гангрском соборе и вскоре после этого исчезла. Евстафий одно время примыкал к партии Василия Анкирского, но главным образом был последователем Василия Великого . Однако впоследствии он перешел в партию македониан. 311 У Иеронима в данном месте путаница. Василий Анкирский был лидером партии омиусиан, или василиан (по его имени), которые считали, что Сын совершенно подобен Отцу, в том числе и по самому существу. Главный же постулат македониан касался ипостаси Св. Духа: они или признавали его сотворенным, или как минимум не допускали наименование Св. Духа Богом (т.н. партия «духоборов»). Подробнее о македонианах см. комментарии к Геннадию, прим. 48. Возможно, что подобная путаница у Иеронима связана с тем, что Евстафий Севастийский, упоминаемый здесь же, будучи одно время последователем Василия Анкирского, впоследствии перешел в партию македониан. 312 Феодор был сторонником арианства и, как епископ Гераклеи Фракийской, был председателем (митрополитом) на соборе в Константинополе в 336 г., на котором, по поручению императора Константина I, разбирались воззрения Маркелла, православного епископа Анкиры. Поскольку на соборе было большинство ариан и сам Феодор был арианином, Маркелл был признан неправославным (ариане сами себя считали и называли православными), низложен и отправлен в ссылку. После Антиохийского собора 341 г. Феодор был среди трех арианских епископов, посланных к императору Константу для предъявления формулы веры собора. 314 Трифиллий (ум. ок. 370 г.), ученик святителя Спиридона Тримифунтского, был епископом города Левкусии. Трифиллий был родом из Константинополя и за добродетельную жизнь был поставлен епископом. 317 Астерий был ритором из Каппадокии, ученик Лукиана Самосатского. В гонение Диоклетиана он отрекся от христианства, а впоследствии опять вернулся в лоно церкви. Он был арианином и имел поддержку арианских епископов. Он составил свое учение, основой которого был анализ в софистических традициях догматов защитников никейского символа веры . Так, анализируя послание к римлянам, Астерий делает вывод, что если Сын есть ипостасная сила Отца, то Сын и есть ипостасная божественность Отца. Иными словами, Сын, по мнению православных, по словам Астерия, есть причина божественности Отца, причина того, что Отец есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сведению читателя, хотелось бы привести небольшой отрывок из одного церковного армянского песнопения в честь Диоскора Александрийского в день его памяти (!), которое приурочено ко дню его осуждения на Халкидонском Соборе (13 октября). «В сей день величайшая скорбь объяла святилище кафолической веры, вспыхнул на земле пламень огненный неугасимый, попаливший здание сей веры, извращены, нарушены апостольские каноны руками тех, которые отреклись от Господа в Халкидоне... Святой Диоскор не согласился с сим нечестивым сонмищем и изрёк анафему Льву и его проклятому посланию» (см.: Григорий Гатеваци (XI в.). Цит. по И. Троицкий . Изложение веры церкви Армянской. Историко-догматическое исследование. С.П.б. 1895, с. 295). 48 Аполлинарий Лаодикийский еп. (ок. 310 ок. 390 гг.), богослов, экзегет, предшественник монофизитства. Род. В сирийском городе Лаодикия, в семье пресвитера (Аполлинария Старшего). Получил хорошее классич. образование. Ок. 360 г. стал епископом родного города. Подвергался преследованиям со стороны ариан. Аполлинарий был другом св. Афанасия Великого и состоял в переписке со св. Василием Великим . Как экзегет Аполлинарий следовал методу Александрийской школы. В 370-х гг. стал выражать взгляды, которые вскоре вызвали осуждение. Аполлинарий пришёл к заключению, что человеческий разум Христа Спасителя был замещён Разумом Божественным. «Если бы Господь, писал Аполлинарий, принял всё, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху». Тем самым Аполлинарий посягал на учение о Богочеловечестве Спасителя. Его аргументация уже содержала в себе зерно монофизитства. Однако, как замечает профессор Болотов, «по чистоте жизни он представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена». Учение Аполлинария было осуждено на соборе в Риме (374–380 гг.) и на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.). 49 Заметная в предложении аритмичность и некая незаконченность есть одна из прекраснейших черт специфики древнеармянского языка, что автор и оставил в неприкосновенности для сохранения стиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

18 Согласно учению Аполлинария Лаодикийского (ок. 310ок. 380-х гг.), Богочеловек “воспринял” человеческую плоть и душу, но не человеческий ум, который остался “невоипостазированным”. 19 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 2. СПб., 1885–1888, с. 160. 20 В связи с историей русского перевода Св. Писания см. Чистович И. А. История перевода Библии на русский язык. Ч. 1–2. СПб., 1873. И в настоящее время отнюдь не все наши духовные писатели, даже из числа весьма почитающих свт. Филарета, с сочувствием относятся к факту перевода Библии на русский язык, скорее принимая сторону митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова), одного из самых решительных противников перевода, который руководствовался тем, что русский перевод может (теоретически) повлечь за собой и перевод богослужения на русский язык. См., например, вступительную статью в книге: Филарета митрополита Московского и Коломенского творения. М., 1994, с. 27. За этими соображениями скрывается мысль о том, что Библия для домашнего чтения вообще как-то не предназначена, и забывается, что противники славянского перевода Библии в IX в. также руководствовались “ревностью ко древнему благочестию”, считая, что их “словесному стаду” предпочтительнее быть именно бессловесным. 21 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1–3. М., 1867. Отнюдь не случайно, что этот экзегетический труд, выражающий надежду его автора на допустимость руководствоваться и самостоятельным рассуждением, стал фактически первым опытом русской научной библеистики, не имевшим реальных прецедентов в прошлом. 22 Протасов проходил воспитание у иезуитов, которые отдавали решающее предпочтение “преданиям” перед Священным Писанием. Однако он гораздо больше уважал великого святителя, чем те из его оппонентов, которых “рассуждающее богословие” свт. Филарета приводило в такое негодование, что один из них, архиепископ Ярославский Симеон (Крылов-Платонов), называл “Катехизис” “дерзкой книжонкой”, в чем он был вполне солидарен с теми чиновниками Синодальной канцелярии, которые считали его “лютеранским”.

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-v-is...

523 Бша с нами в соединении семсот лт и 70, а егда отпадоша правыа вры семсот и 35 лт... – При сложении цифр 770 и 735 получается 1505 г. – как время написания данного текста, однако к этой цифре следует прибавить 30 либо 33, ибо образование Церкви произошло в Пятидесятницу после Воскресения Господня, и только от момента образования Церкви и следует отсчитывать 770 лет единства. Можно думать, что моментом окончания единства Филофей считал последний, седьмой по счету, Вселенский собор, состоявшийся в 783–786 гг. (Второй Никейский). Филофей, как кажется, полагал, что именно в годы правления Карла Великого (768–814) на Западе перешли в причастии к пресному хлебу. Правление папы Формоза приходится на 891–896 гг. В 1054 г. при оформлении церковного раскола (эту дату Филофей не принимает во внимание) вопрос о причастном хлебе был среди главных, Флорентийский собор признал равнозначным оба ритуала – и с пресным, и с дрожжевым хлебом. При написании этого пассажа Филофей пользовался Хронографом в его редакции 1512 г., где сходная связь устанавливается между названными именами и событиями (это совпадение заставило А. А. Шахматова думать, что Филофей и был составителем данной редакции Хронографа). 524 Аполлинарий – (род. ок. 310 – ум. после 380 г.). В своем учении ограничивал человеческое начало в природе Иисуса Христа, что верно излагает Филофей, однако никакого отношения к опреснокам он не имел. 526 Понт – Римская провинция на южном побережье Черного моря, исторический Понтий Пилат отношения к ней не имел. Закреплению ложной этимологии способствовало обычное для древнерусской письменности именоваиие Пилата Понтийским. 531 Сего ради тайная вечеря глаголется. – Объяснение не соответствует действительности. Последний ужин Иисуса с учениками называется тайным потому, что на нем установлено, таинство причастия; лучше было бы говорить «таинственный». 532 ...от 11 до 14... – Возможно, речь идет о днях месяца нисана, в которые по лунному календарю празднуется иудейская Пасха. Однако употребление мацы (пресного хлеба) у иудеев начинается накануне Пасхи, 14 нисана, и продолжается в течение семи дней следующего за Пасхой праздника опресноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

309 Лаомедон, сын Лариха из Амфиполя – один из офицеров армии Александра, ведал пленными персами. 310 Филота (др. греч. Φλωτας) – командир полка фаланги при Александре. Видимо погиб в 316 до н. э. 316 Леосфен (греч. Λεωσθνης, убит в 323 до н. э.) – афинский военачальник, командир греческой армии в Ламийской войне. Имя Леосфена упоминается Страбоном как служившего под началом Александра Великого в Азии, однако современные историки считают, что Страбон спутал Леосфена с Леоннатом. Основные сведения о Леосфене сообщаются в труде Диодора. 317 Ариарат I (греч. Aριαραθης) – царь Каппадокии, правивший в 350 до н. э. – 322 до н. э. Изначально Ариарат был персидским сатрапом Каппадокии и противостоял войскам Александра Великого. После смерти царя Дария III и распада Персидской империи, Ариарат провозгласил независимость Каппадокии. 319 Деметрий Фалерский (др.-греч. Δημτριος Φαληρες, 350–283 до н. э.) – древнегреческий афинский государственный деятель и философ-перипатетик, ученик Теофраста. В 317–307 годах – абсолютный правитель (эпимелет) Афин. Будучи у власти, сделал много для процветания города. Был вынужден покинуть Афины, когда македонское господство в городе стал оспаривать Деметрий Полиоркет. С 297 года – при дворе Птолемея I Сотера, один из основателей Александрийской библиотеки и Мусейона. Собрал и записал басни Эзопа, как сообщает Диоген Лаэртский. 320 Демад (греч. Δημδης, Demades, ок. 380–319 или 318 гг. до н. э.) – афинский оратор и политик. Сын рыбака, малообразованный, но красноречивый. Приобрёл известность в 338 до н. э. благодаря своей промакедонской ориентации (битва при Херонее). Часто выступал на народных собраниях против Демосфена, не придерживаясь при этом никакой определённой политики. В 319 (или 318) г., обвинённый в предательстве интересов Македонии, был убит по приказу Кассандра. 321 Барка – в древности город в ливийской стране Киренаик, недалеко моря, первоначально главный город баркийцев, ливийского пастушеского племени, известных в качестве хороших наездников и коневодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

(ок. 520–7.02.535…537) Феодосии I, монофизит (с 535…537) Гайна (Гайан), монофизит (с 535…537) Павел Тавеннисиот (ок. 539–540/41) (ок. 541 – июль 551) свт. Аполлинарий (551 – ок. 568) Иоанн IV (ок. 569 – ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580–13.02.607/08, пам.13 февр.) Феодор (Феодосии) Скрибон (607/08–3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20,пам. 12 нояб.) Георгий I ((ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит ((630/31–642…644) Петр IV (642…644–651…654) вдовство кафедры Иоанн VI Евтихий Петр VI (?) (кон. VII b.) Косма I (727…731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II Христофор I (ок. 805–836…841) Софроний I (836…841–17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859–871/72) Михаил II (871/72–21.08.903) Иоанн VII Майюма Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907–21.11.932) Евтихий II (Сайд) (6 или 7.02.933–11 или12.05.940) Софроний II (авг. или сент. 941–954) Иов (Иаков) (ок. 954–7.09.960) свт. Uлuя I (июнь или июль 964-нач. 972) Илия II (после 972–12.05.1000) свт. Арсений I (17.06.1000–4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021–1036 или 1052) Леонтий (1052–1059) Александр II (1059–1062) Иоанн VIII Кодонат (1062–1100) (после 1100–1122) Феодосии П (1122–1137) Кирилл II Евлогий II Софроний III (упом. в 1166) Илия III (ок.1171-ок. 1175) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175–1180) (ок. 1180–1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263–1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок.1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) ((ок. 1435 или 1437- ок. 1459) (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487–1565 или 1567, с перерывом)

http://azbyka.ru/shemy/aleksandrijskie_p...

520-7.02.535... 537) Феодосий I, монофизит (с 535...537, см. Коптская Церковь ) Гайна (Гайан), монофизит (с 535...537, см. Юлианисты) Павел Тавеннисиот (ок. 539-540/41) Зоил (ок. 541 - июль 551) свт. Аполлинарий (551 - ок. 568) Иоанн IV (ок. 569-ок. 579) свт. Евлогий (ок. 580-13.02.607/08, пам. 13 февр.) Феодор (Феодосий) Скрибон (607/08-3.12. 609) свт. Иоанн V Милостивый (610-619/20, пам. 12 нояб.) Георгий I (ок. 621-ок. 630) Кир, монофелит (630/31-642...644) Петр IV (642...644-651...654) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.) Косма I (727...731-после 767) Политиан (до 787-ок. 801) Евстафий (ок. 801-ок. 805) Афанасий II (?) Христофор I (ок. 805-836...841) Софроний I (836...841-17.11.859) Михаил I (Сиаил) (кон. 859-871/72) Михаил II (871/72-21.08.903) Иоанн VII Майюма (?) Христодул (Абд аль-Масих) (17.06.907-21.11.932) Евтихий II (Саид) (6 или 7.02.933-11 или 12.05.940) Софроний II (?) Исаак (авг. или сент. 941-954) Иов (Иаков) (ок. 954-7.09.960) свт. Илия I (июнь или июль 964-12. 05. 1000) свт. Арсений I (17.06.1000-4.07.1010) Феофил II (Филофей) (1010?-1020?) Георгий II (2.04.1021-1036 или 1052) Леонтий (1052-1059) Александр II (1059-1062) Иоанн VIII Кодонат (1062-1100) Савва (после 1100-1122) Феодосий II (1122-1137) Кирилл II (?-?) Евлогий II (?-?) Софроний III (упом. в 1166 ) Елевферий (Альфтер) (ок. 1175-1180) Илия II (ок. 1180) Марк III (ок. 1180-1209) Николай I (до февр. 1210-ок. 1235 или 1243) Григорий I (ок. 1235 или 1243-ок. 1243 или 1263) Николай II (ок. 1243 или 1263-1276) Афанасий III Синаит (1276-ок. 1308 или 1316) Григорий II (ок. 1308 или 1316-ок. 1332 или 1354) Григорий III (ок. 1332 или 1354-ок. 1350 или 1366) Нифонт (ок. 1350 или 1366-ок. 1371 или 1385) Марк IV (ок. 1371 или 1385-ок. 1385 или 1389) Николай III (ок. 1385 или 89-ок. 1397/98) Григорий IV (ок. 1397/98-ок. 1412) Николай IV (ок. 1412-ок. 1417) Афанасий IV (ок. 1417-ок. 1425 или 1428) Марк V (ок. 1425 или 1428-ок. 1435 или 1437) Филофей I (Феофил) (ок.

http://pravenc.ru/text/82070.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010