К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ульяновск. Симбирский Спасский женский монастырь. Спасский Новодевичий монастырь Храмы монастыря: Утраченные храмы: Карта и ближайшие объекты Спасский женский (девичий) монастырь - иначе Спасский Новодевичий монастырь (до 1633 г. – ок. 1936 г.) Монастырь основан одновременно с городом (1648 г.) или по некоторым предположениям, еще раньше (не позднее 1640 г.). Первоначально была одна деревянная однопрестольная церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя, время построения которой точно не известно. В 1678 г. вместо нее на средства С.Т. Протопопова была построена и украшена новая деревянная Спасская церковь. В 1685 г. эта церковь сгорела. В 1691-1696 гг. вместо сгоревшей церкви была построена однопрестольная холодная каменная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с деревянной колокольней. Она получила наименование второго городского собора (после Троицкого собора) и занимала 360 кв. саж. В 1696-1698 гг. купцом И. Андреевым была построена вторая каменная теплая церковь во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В 1709-1710 гг. на средства М.О. Твердышева к этой церкви пристроили каменную колокольню. В 1713 г. тот же И. Андреев увеличил церковь в размерах, соединил ее с колокольней, а с южной стороны была пристроена больница. В 1734 г. эта больница из-за обветшания была перестроена подполковником И.И. Немковым и обращена в придельную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1780 г. " Спасской девичей монастырь " имел 2 каменные церкви, число других построек с годами менялось. До 1784 г. все здания, кроме храмов, и ограда монастыря были деревянные. В 1787-1789 гг. на средства, завещанные симбирянами Я.Б. и Н.К. Твердышевыми, по плану Симбирского архитектора Тоскания построены: вокруг монастыря каменная ограда; на пустом месте с северной стороны по Дворцовой ул. - два одноэтажных флигеля для постоя, " чтобы сдавать их в наем и этим увеличить монастырский доход " на восточной стороне - два каменных дома для игуменьи и для монахинь и др. постройки. В северо-западной башне ограды было устроено служебное помещение, а в северо-восточной башне - часовня. В ограде были устроены ворота: на северной стороне они назывались " водяными " , с южной стороны они были расписными с деревянной часовней. Главные Святые ворота располагались со стороны Спасской улицы.

http://sobory.ru/article/?object=30517

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

1435 или 1437-ок. 1459) Марк VI (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом) II (упом. в 1523) VI (?) Сильвестр Критянин (12.04.1569-июль 1590) Мелетий I Пигас (5.08.1590-13.09.1601) Кирилл I Лукарис (1601/02-4.11.1620) Герасим I Спарталиот (30.11.1620-30.07. 1636) Митрофан Критопул (сент. 1636-20.05. 1639) Никифор Кларонцан (кон. мая 1639-апр. 1645) Иоанникий Киприот (9.06.1645-15.09. 1657) Паисий (15.10.1657-ок. 1665) II (ок. 1665-ок. 1667) Паисий, повторно (1668-1677/78 ) Парфений I (1678-30.06.1688) Герасим II Палиот (Паллада) (25.07.1688-20.01.1710) Самуил Капасулис (22.01.1710-1712) Косма II (1712-1714) Самуил Капасулис, повторно (1714-нач. сент. 1723 ) Косма II, повторно (12.09.1723-28.11.1736) Косма III (5.03.1737-3.06.1746) Матфей Псалт (26.09.1746-1.05.1766) Киприан (09.07.1766-1783) Герасим III Гимарис (20.06.1783-1787/88) Парфений II Панкостас (13.09.1788-9.09. 1805) Феофил II (9.11.1805-14.10.1825) Иерофей I Фессалиец (окт. 1825-8.09.1845) Артемий Пардалис (сент. 1845-янв. 1847) Иерофей II Сифниот (20.04.1847-янв. 1858) Каллиник Олимпийский (26.01.1858-24.05. 1861) Иаков II Патмосец (25.05.1861-30.12.1865) Никанор (1.04.1866-1869) (21.03.1869-июнь 1870) Софроний IV (май 1870-22.08.1899) Фотий (Пероглу) (10.01.1900-4.09.1925) Мелетий II (Метаксакис) (20.05.1926-27.07.1935) Николай V (Евангелидис) (11.02.1936-3.03.1939) Христофор II (Даниилидис) (21.06.1939-23.07.1967) Николай VI (Варелопулос) (10.05.1968-10.07.1986) Парфений III (Койнидис) (27.02.1987-23.07.1996) Петр VII (Папапетру) (21.02.1997-11.09.2004) Феодор (Хорефтакис) (9 окт. 2004) Арх.: АВПР. Ф. «Политархив»; ЦГИА. Ф. 797. Ист.: Порфирий (Успенский), еп. Состояние Апостольской православно-кафолической Церкви Египетской в первой половине девятнадцатого столетия//ТКДА. 1868. 5. С. 197-248; 10. С. 34-77; 11. С. 153-188; он же. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. СПб., 1898.

http://pravenc.ru/text/82070.html

полемисты Э. Лоу (1703-1787), Джозеф Кларк (ок. 1712-1750), С. Коллибер и др. (подробный обзор полемики см.: Ferguson. 1974). Религиозная и философская полемика (1706-1720) «Бойлевские лекции» сделали имя К. известным не только среди европ. интеллектуалов, но и при дворе кор. Анны (королева Англии в 1702-1707; королева Великобритании в 1707-1714) и способствовали его карьерному росту в Церкви Англии. В 1706 г. он получил почетный титул королевского капеллана и был назначен ректором ц. св. Бенедикта (St. Benet " s, Paul " s Wharf) в Лондоне. С янв. 1709 г. и до конца жизни К. исполнял обязанности ректора ц. св. ап. Иакова (St. James) в Вестминстере (Лондон), где его прихожанами были мн. аристократы и члены королевской семьи. В отличие от мн. представителей высшего англикан. духовенства его времени, поручавших исполнение повседневных пастырских обязанностей низшему духовенству, К. неукоснительно совершал богослужения во вверенном ему приходе и осуществлял духовное окормление верующих (подробнее о церковной и пастырской деятельности К. см.: Ferguson. 1976. P. 196-209). К. имел репутацию блестящего проповедника и собирал значительное число слушателей; неск. раз он выступал в качестве проповедника перед кор. Анной и в брит. парламенте. Высокую оценку проповедям К. давал влиятельный брит. лит. критик и публицист С. Джонсон (1709-1784), считавший их одним из лучших образцов этого жанра на англ. языке (Johnsonian Miscellanies/Ed. G. B. Hill. Oxf., 1897. Vol. 2. P. 305). Ок. 200 проповедей К. собрал и опубликовал после его смерти его брат Дж. Кларк ( Clarke. Sermons. 1730-1731; переизд.: Works. Vol. 1. P. 1-728; Vol. 2. P. 1-512). С. Кларк. Гравюра. 1743 г. Мастер Я. Хоубракен С. Кларк. Гравюра. 1743 г. Мастер Я. Хоубракен В 1709-1710 гг. К. получил в Кембриджском ун-те степень доктора теологии (см.: Alumni Cantabrigienses. Camb., 1922. Pt. 1: From the Earliest Times to 1751. Vol. 1. P. 346; ср.: Ortner. 1996. S. 52-53). Его оппонентом во время докт. защиты был королевский профессор богословия Кембриджского ун-та Г. Джеймс († 1717). На защиту К. были вынесены 2 тезиса из «Бойлевских лекций», к-рые он считал основополагающими: 1) «Ни один из догматов христианской веры, переданный в Священном Писании, не является несогласным со справедливым суждением разума»; 2) «Без признания свободы человеческих действий не может существовать никакой религии» ( Hoadly. 1730. P. XX; ср.: Ferguson. 1976. P. 40-41).

http://pravenc.ru/text/1841271.html

1167 Арх. ун. м., 992 – письмо Левинского от 26 (15) декабря 1786 г.; 993 – письма от 9 января 1787 (29 декабря 1786 г.) и особенно от 20 (9) марта 1787 г. 1169 «У нас говорят, что (не дай Бог) Москва возьмет Украину и в вознаграждение за это возвратит (Польше) Белоруссию», писал Левинскому официал Шулякевич из Полоцка 19 января 1787 г. (Арх. ун. м., 1000). Русский посол Штакельберг очень рано (в январе 1787 г.) выехал из Варшавы на встречу Екатерин. Это возбудило в Смогоржевском подозрение. Левинский, отвечая ему, писал: «скажу вам, что и Варшава задумывается над этим и не без причины: здесь везде слышно, что Москва возьмет или всю Украину, или, по крайней мере, значительную часть ея» 993, – письмо от 30 января 1787 г.). 1172 Арх. св. с., д. 1785, 98, л. 407; Annexa, стр. 328–329; Киевск. епарх. вед., за 1861 г. неоффиц. ч., стр. 87. 1173 Арх. ун. м., – письма Левинского, от 14 августа и 4 сентября 1787 г.; Послед. год. реч. посп. польск. Н. И. Костомарова , стр. 152–153. Пущен даже был слух, что один из великих князей (сыновей Павла Петровича) будет отдан на воспитание Нарушевичу; Арх. ун. м., 1003, – письмо Ростоцкого от 22 июля 1787 г. 1175 Свидание Екатерины с польским королем в Канев происходило 25 апреля. Русск. Арх. 1864 г., стр. 518. 1183 Арх. ун. м., 993, – письмо Левинского, от 6 марта 1787 г. Какую сильную поддержку украинскому православию оказывали пребывавшие там русские войска, даже и тогда, когда не имели намерения сдерживать униатов, можно судить по следующему случаю. Официал Меленевский писал Смогоржевскому 9 мая 1784 г.: «по словесному донесению житомирского благочинного, полковник, стоящий в Красном, в ответ на ваше письмо к нему сказал лишь: а солдаты где будут молиться»? Очевидно, униаты хотели отнять в Красном православную церковь , a русский полковник не дозволил этого, чтобы его солдатам было где молиться. Арх. ун. м., кн. 72, 11. 1187 Мысль эта высказана каневским базилианином Тчиневичем в письме к Смогоржевскому от 9 февраля 1787 г. 1000), Тчиневич предлагал обяснить в записке русской императрице, что тут не было бы обиды для России.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В Вологодском уезде по переписным книгам 186 г. значилось за церковными учреждениями 5970 дворов, а в 1710 году оказалось только 3310 дворов 305 ). В вотчинах Ипатиевского монастыря 306 в переписных книгах 186 г. написано 3848 дворов и 12590 человек, а по переписи стряпчего Ивана Сурмина в 1709 году «явилось токмо» 768 дворов и т. д. – В государственном отношении табель 1710 года важна потому, что она твердо установила доходы и расходы Монастырского Приказа. Но в высшей степени замечательно, что правительство при раскладке государственных податей и повинностей и после 1710 г, принимало в основание для Московской и др. губерний перепись 1710 г., а переписные книги 186. Причина понятна. Правительство, нуждавшееся в деньгах, охотнее пользовалось для своих целей, для извлечения возможно больших доходов, такими книгами, по которым значилось большее количество дворов, чем такими переписями, по которым оказалось меньшее количество. Перепись 1710 г. принималась в основание при раскладке государственных податей и повинностей по отношению только к губерниям: Киевской, Воронежской, Смоленской, Сибирской и отчасти Нижегородской, Казанской и Архангелородской. По отношению к некоторым провинциям и последних трех провинций она не прилагалась; потому что одни из них облагались по книгам 186 г., а другие переписаны были позднее, – в (напр., Вятская провинция) и в 1719 годах (часть Казанской, Пензенской и др.) 307 . Но правительство не удовольствовалось переписью 1710 г. и по отношению к тем губерниям, в которых она была произведена и к которым оно прилагало при раскладке податей и повинностей ее или перепись 186 г. В 1715 г. предписана была новая, так называемая, ландратская перепись по Петербургской и Московской губерниям. Она назвалась так потому, что к выполнению ее были призваны ландраты, местные власти в городах и уездах, которые разделены были по ландратским долям. Ландратам указано было сделать перепись в вотчинах всех ведомств. Управители вотчин ведомств Монастырского Приказа обязаны были послушными из Приказа указами содействовать ландратской переписи в кругу их долей 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

64). 13 июня В Дивеево скончала земное житие матушка Александра (Агафья Семеновна Мельгунова). Архимандрит Серафим (Чичагов) приводит в «Летописи» слова неизвестной рукописи Н. А. Мотовилова, записавшего слова послушницы матушки Александры Евдокии Мартыновны. Перед смертью матушка Александра сказала своей послушнице: «Молись Богу, Господь не оставит тебя, я уж скоро отойду от сего света, а ты еще долго проживёшь и то, что сбудутся слова мои, т.е. что соберется на месте ея большая обитель увидишь на деле, будет большое смятение; ты и до него доживешь» (Ч. 53). Накануне ее кончины в ее дом пришли старцы Пахомий и Исайя, а также молодой иеродиакон Серафим. Настоятель Саровского монастыря отец Пахомий по поручению епархиального начальства святил церковь , в селе Нуча Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Вероятно, именно после посещения Нучи отец Пахомий и диакон Серафим заехали в Дивеево, где накануне скончалась матушка Александра (С. 64). Декабрь Некоторые источники указывают, что рукоположение отца Серафима в иеродиаконы произошло в декабре 1787 года. «В декабре 1787 года Серафим посвящен в иеродиаконы преосвященным Виктором, епископом Владимирским и Муромским» (ТПЖ. 130–131). 1787–1893 Никто из биографов преподобного не сказал точно, когда же во время Божественной Литургии он удостоился видения Иисуса Христа. Но первым об этом сказал иеромонах Иоанн Толстошеев, относя этот факт ко времени после 13 августа l786 года (ИТ. 29–30). По утверждению иеромонаха Авеля, иеродиаконом преподобный был с декабря 1787 года по 2 сентября 1793 года (ТПЖ. 130–131). Именно в этот промежуток времени, но неизвестно когда точно, Серафим во время службы в Великий Четверг удостоился лицезреть Иисуса Христа (Д. 72). Документы подсказывают, что 1786 год необходимо исключить. Значит, остается промежуток времени с 1787 по 1793 гг. 1787–1796 О жизни в Дивеевской общине после кончины матери Александры. «По смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры остались три послушницы, а именно: две девицы Евдокия Мартыновна и Анастасия Кирилловна и третья – вдовица Фекла Кондратьевна, из села Дивеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

(γεργητoς) – необработанный. Невъздланнаго грьзда. прозбьши лоза. Ик. 26 дек. на Собор Богородицы. Из Кондак. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 46. τòν γεργητoν βτρυν. βλαστσασα μπελος. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатн. минеях: невоздланныи гроздъ виноградъ; в минеи 1710 г.: возрастивша винограде. Слова таиный в рукописи по-гречески нет. (δυτoς) – незаходящий. ко свтильника незаходимаго слнца. Конд. 21 окт. преп. Илариону. Из конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 34. σ φωστρα δυτoν τo νoητo σε λoυ. В словаре Востокова сего слова нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр.... размнаго и в старопечатных минеях так же, а в минеи 1710 г.... мнаго.... Незвщанно (φρστως) – несказанно. И радуютсе незвщанно на земли рожьщсе и поють. Конд. 29 дек. в неделю по Рождестве Христове. Из минеи XIV в. 75 Библ. Унд. л. 230. χαρουσι κα τν φρστως ν γ τεχθντα ανυμνoσι. В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях и минеи 1710 г.... радютс. инеизреченно на земли рождшагос воспвають. (δαπνητoς) – ничего не издерживающий; без издержек. Съкровище живот неизготовано. Икос. начин. греч. буквою ψ , на Благовещение Богородицы. Из Конд. XI в. Син. тип. Библ. θησαυρ τν ζως δαπνητε. В словаре Востокова слова нет. В старопечатных триодях и новопечатных... живота неистощимое. В Конд. XI в. 1. Синод. тип. Библ. в кондаке в неделю блудн. сына слово δαπνητoς переведено: неизготовавъшии. Неископанъ (νρικτoς) – невыкопанный, невырытый. Кладзь неископанъ. Ик. 25 дек. Рождеству Христову. Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. φραρ νικτoν (νρυ–). В словаре Востокова сего слова нет. В старопечатных минеях и минеи 1710 г. так же. (δυλoς) – не разграбленный, безопасный, обезопасенный. Пода вьсмъ некрадомо господьство. Конд. янв. св. Василию Великому . Из Конд. XI в. 1. Син. тип. Библ. л. 48. νμоν (–μων) πσιν δυλoν. τν κυριτητα. В словаре Востокова сего слова нет. В часослове XIV–XV в. 1. Сев. собр.... некрадомо скровище. В старопечатных минеях так же, и в минеи 1710 г. гдьство, как в Кондакарие XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010