Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Юрлов Лаврентий Михайлович; ок. 1678, с. Сёмово Курмышского у. (с XVIII в.- Макарьевского у. Нижегородской губ.) - 28.01.1755, Москва), бывш. еп. Воронежский и Елецкий. Род. в семье нижегородского дворянина, рано осиротел; был взят на воспитание боярином кн. И. Б. Троекуровым (1633-1703), одним из приближенных молодого царя Петра I Алексеевича и его свояком, последним главой Стрелецкого приказа. Вместе с сыновьями кн. Троекурова Федором и Иваном участвовал в Азовских походах 1695 и 1696 гг. Был пажом царицы Марфы Матвеевны. В 1700 г. в начале Северной войны участвовал в осаде Нарвы, закончившейся 19 нояб. поражением рус. войск. Обстоятельства и время принятия монашества достоверно неизвестны. В собрании «Анекдотов» об имп. Петре Великом И. И. Голикова со слов вдовы адмирала А. И. Головина, сына И. М. Головина (1680-1737), одного из ближайших сподвижников царя, приведен рассказ «Происшествие об украденном кубке». Якобы паж Юрлов на ассамблее в Немецкой слободе в Москве украл любимый кубок царя и спрятал в карете царицы Марфы. Царь, раскрыв преступление на месте, велел царице на следующее утро прислать пажа к нему. Вечером царица расспросила Юрлова о случившемся и тот ей во всем признался. Видя раскаяние юноши, она дала ему неск. червонных и «велела спасаться, как он знает». Юрлов ушел в Вологду и постригся в монахи. Сам епископ на допросе в 1730 г. рассказал, что он до 1711 г. «лет с десять» находился в Троице-Сергиевом монастыре. В 1706 г. в Сергиев монастырь вернулся из приписного астраханского во имя Святой Троицы муж. мон-ря несший там послушание строителя иером. Георгий (Дашков) . Вскоре он стал казначеем, затем келарем «у Троицы», а в апр. 1711 г.- настоятелем в сане архимандрита. Белец Юрлов сблизился с о. Георгием и впосл. разделил его участь. В сер. 1712 г. Л., уже будучи монахом Троице-Сергиева мон-ря, как следует из рекомендательных писем митр. Новгородского и Великолуцкого Иова митрополитам Казанскому Тихону (Воинову) и Астраханскому Сампсону († 3 апр.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

Подобно тому как итал. опера была наиболее популярным жанром в Европе рассматриваемого периода, сочинения итал. композиторов в церковных жанрах служили образцом для музыкантов Австрии, Германии, Англии, Испании и России. Н. Порпора. Гравюра. XVIII в. Н. Порпора. Гравюра. XVIII в. В Риме в 1-е десятилетие XVIII в. оратории на лат. языке исполнялись в оратории Распятия, где работали Алессандро Скарлатти (1660-1725) и Корелли, а также в церквах Сан-Джироламо-делла-Карита и Санта-Мария-ин-Валличелла, в иезуитской Римской семинарии, в коллегии Климента (Collegio Clementino), в зданиях братства Смерти Христовой (Confraternità della Morte) и Сострадания (Confraternità della Pietà dei Fiorentini). Оратории и кантаты Скарлатти, Г. Ф. Генделя и Антонио Кальдары (ок. 1670-1736), написанные на итал. тексты, звучали в домах рим. знати. В оратории Джироламини в Неаполе работали Франческо Дуранте (1684-1755), Леонардо Лео (1694-1744), Никола Порпора (1686-1768), Никколо Йоммелли (1714-1774), Никколо Пиччинни (1728-1800), Доменико Чимароза (1749-1801), Джованни Паизиелло (1740-1816), Паскуале Анфосси (1727-1797) и Никколо Антонио Цингарелли (1752-1837). А. Вивальди. Портрет. 1723 г. Худож. Франсуа Кавэ (Международный муз. музей и б-ка, Болонья) А. Вивальди. Портрет. 1723 г. Худож. Франсуа Кавэ (Международный муз. музей и б-ка, Болонья) В Венеции оратории на латинском языке писали Антонио Лотти (ок. 1666-1740), Франческо Гаспарини (1661-1727), Антонио Вивальди (1678-1741), Фердинандо Бертони (1725-1813), Антонио Саккини (1730-1786), Бальдассаре Галуппи (1706-1785). В Болонье, бывшей в то время частью Папского гос-ва, центрами развития церковной музыки были собор св. Петрония и академии Унаними, Анциани и Клементина. XVIII век стал также временем расцвета болонской Филармонической академии, основанной органистом местного собора Джакомо Марией Предьери (1611-1695). Как композиторы и капельмейстеры известны др. представители рода Предьери: Анджело (1655-1731), Джакомо Чезаре (1671-1753), Лука Антонио (1688-1767) и Джованни Баттиста (работал в 1730-1755), а также Джакомо Антонио Перти (1661-1756), руководитель Филармонической академии.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

инструментов в храме. Однако реальные запреты коснулись прежде всего паралитургического муз. театра на испан. языке, образы и тексты к-рого, близкие к народным вкусам и верованиям, были осуждены как церковными, так и светскими властями. В 1765 г. Карл III ввел запрет на исполнение ауто, мотивируя это тем, что подобные представления оскорбляют таинство Причастия. Вскоре из богослужения стали вытесняться и вильянсико: начало процессу, растянувшемуся до первых десятилетий XIX в., положил капельмейстер кафедрального собора в Сарагосе Франсиско Хавьер Гарсия Фахер (1730-1809); с 1775 г. он восстановил практику исполнения респонсориев на лат. языке на праздничной утрене в главных церквах города. В дальнейшем Гарсия Фахер предложил заменить «безрассудную и нечестивую» церковную музыку собственными «реформированными» сочинениями, но большого успеха в распространении своих произведений в И. не имел. В XVIII в. жанры литургической органной музыки в И. оставались традиционными: это - versus для поочередного исполнения с хором (alternatim), а также наследники кастильского тьенто, обозначавшиеся их авторами по-разному (intento, lleno, paso и т. д.). Основоположником испан. органной школы этого периода принято считать каталон. музыканта Хосе Элиаса (ок. 1678 - ок. 1755), ученика Хуана Кабанильеса. Сохранились высокие оценки его творчества, исходившие от младших коллег, в частности от Себастьяна де Альберо (1722-1756) и Хоакина де Оксинаги (1719-1789); последний именует Элиаса «отцом и патриархом всех добрых органистов». Сохраняя верность полифоническим традициям и широко используя при этом токкатную фактуру, Элиас приближается в нек-рых крупных сочинениях к циклу «прелюдия - фуга». Сонаты Д. Скарлатти (1685-1757) оказали большое влияние на творчество испан. клавиристов сер.- 2-й пол. XVIII в. Наиболее значительной фигурой этого поколения является Антонио Солер (1729-1783), ученик Скарлатти, капельмейстер мон-ря ордена иеронимитов в Эскориале. В клавирном наследии Солера помимо виртуозных сонат, написанных в традициях учителя, представлена вся палитра традиц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

8 верш., в ширину 1 арш. 4 вершка, и когда эта всем принадлежащим украшением в совершенство приведена будет, тогда об освящении из этой Коллегии сообщить его преосвященству. 19 15 июля совершена была закладка церкви преосвященным Сильвестром. На деле о построении этой церкви, хранящемся в архиве с.-петербургской духовной консистории, Петропавловского собора ключарем, иереем Петром Гребневским сделана была следующая надпись: «вышеозначенная при морском полковом дворе вновь строящаяся каменная церковь , во имя св. Николая Чудотворца, его преосвященством заложена 15 июля 1753 года». А коммисионер Коллегии, купчина Ефимов, которому поручено было купить презент его преосвященству, того же 15 июня донес подрядной конторе, что презент этот 17 аршин люстрину в лавке купца Саввы Яковлева по 2 р. за арш. куплен и архиерею отдан. 20 Начатые теперь с Божьего благословения работы продолжались очень быстро: в августе 1753 г. положено было уже 700 погонных саж. цоколя; весной и летом 1754 г. сделан был первый аппартамент, а 6-го сентября того же года начат и второй, и окончен осенью 1755 г., исключая пяти восьмериков или восьмиугольных башен с их куполами и главами. «Вновь строящейся морской полковой церкви стенные своды каменной работой сегодня все окончены, писал в Коллегию архитектор Чевакинский от 9-го октября 1755 г., и кровля в непродолжительном времени покроется, а в предбудущее лето надлежит отделать только пять восьмериков, которых сегодня, за наступающим осенним временем, делать не можно». Из ведомости поданной князем Гагариным в Коллегии 15-го декабря 1755 г. видно, что в 1754 и 1755 годах положено в стены кирпича 1342700. 21 К работам 1755 г. относятся также устройство 4-х фронтонов, на которые употреблено 264 погонных сажен тесаного кирпича, отделка внутренних столбов, пилястр и пьедесталов, на которые тесаного кирпича употреблено было 736 погон. сажен. Для совершенного окончания устройства главного церковного здания, с внешней стороны не доставало только 68 баз из дикого камня для стольких же окружающих собор колонн, которые (базы) обязался поставить к строению июля 1755 года ржевский купец Сила Тарасов Еремеев, но которых он не поставил к сроку, по непредвиденным несчастным обстоятельствам именно по случаю разбития в октябре 1754 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Временем окончания иконостаса можно с определенной долей допущения назвать 1758 год, в случае если тобольским митрополитом было дозволено А.В. Исецкому остаться в монастыре еще на один год. В пользу того, что А.В. Исецкий мог задержаться в монастыре еще на год, говорит, например, факт продления в 1756 году тобольским митрополитом срока пребывания в Енисейске далматовского уставщика А.Д. Стафиева. Таким образом, изученные нами материалы архива Троицкого туруханского монастыря позволяют не только документально приписать авторство иконостаса деревянной монастырской церкви тобольскому архиерейскому резчику А.В. Исецкому, но и существенно уточнить его датировку (Искусствовед Н.Н. Исаева датирует иконостас 1750-1755 г.г.). Несмотря на документальные данные о нахождении в 1755 году в туруханском монастыре тобольского иконописца А.О. Калинина, у нас нет оснований приписывать ему авторство иконописного ряда Троицкого иконостаса. Прибыв вместе с А.В. Исецким в июне 1755 года в монастырь, А.О. Калинин в 1756 году, получив «пашпорт», отбыл в Енисейск, не сойдясь в цене своей работы с архимандритом Авмросием. В мае 1757 года монастырская промемория сообщала о том, что иконописец Калинин находится в Енисейске и «ныне живет там за свою волю». Этот факт дает дополнительную возможность расширить наши знания о круге мастеров-иконописцев, работавших в Енисейске в середине XVIII века - в период интенсивного строительства каменных церквей и украшения их интерьеров. Попутно отметим, что в указанное время в Енисейске был завершен иконостас холодного храма Спасского монастыря, осуществлялись работы над иконостасами Христорождественского собора (1755-1758 гг.) девичьего монастыря, придельного Благовещенского храма (1756-1757 гг.) Воскресенской церкви и Преображенской церкви на Торгу (1747-1760 гг.). Интересна дальнейшая судьба иконостаса, выполненного А.В. Исецким в 1755-1757 г.г. В августе 1801 года иконостас был перенесен в холодный Троицкий храм каменной монастырской церкви, строительство которой было начато еще в 1778 году. Перенос и установку иконостаса во «вновь построенной каменной церкви» осуществил «Инбацкой волости поселыцик» Федот Чуманов, получивший за работу 20 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=20849

Св. Афанасий Париос пишет, что латиняне находятся в еще худшем состоянии, чем евномиане, которые совершали свое крещение хоть и однократным, но все же погружением . Поэтому, говорит он в другом месте, " возвращающимся от латинян нужно безоговорочно, обязательно и необходимо креститься " . Также св. Никодим говорит: " Крещение латинян является лжеименным, а потому неприемлемым ни по акривии, ни по икономии " . С ними соглашается и Евстратий Аргентис, говоря, что Крещение латинян не может быть принято даже по икономии, потому что у них неверный способ Крещения - через окропление . Те же самые доводы приводятся в Оросе 1755 года, где, в частности, говорится: мы " принимаем приходящих от них (еретиков) как неосвященых и некрещеных, последуя Господу нашему Иисусу Христу, Который заповедал Своим ученикам крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, священным и Божественным апостолам, которые повелевают крестить приходящих тремя погружениями и при каждом погружении призывать по одному имени Святой Троицы.., а также Второму и Пято-Шестому Святым Вселенским соборам, предписывающим тех, кто не был крещен тремя погружениями.., но каким-нибудь другим способом, принимать в Православие как некрещеных. " 3. История после Ороса 1755 года. Решение собора 1755 года никак не повлияло на русскую практику принятия католиков. Наоборот, всего через два года после издания Ороса - в 1757 году - Русская Церковь усвоила принципы Требника Петра Могилы . Греческая же Церковь, хотя и с некоторым исключениями, продолжала следовать Оросу 1755 года. Так, например, когда в 1846 году униатский митрополит из Сирии Макарий вместе со значительной частью своей паствы захотел перейти в Православие, он и все бывшие с ним были крещены . Пятью годами позже, в 1851 г., возник еще один прецедент. Член Magdalen College Оксфордского университета и диакон Англиканской церкви William Palmer, известный по знаменитой переписке с А.С. Хомяковым, принял решение стать членом Православной Церкви. Однако его беспокоило то, что, тогда как в Русской Церкви ему не нужно было перекрещиваться, в Греческой это было обязательно. В связи с этим он написал Константинопольскому патриарху " Memorial " , в котором, в частности, говорит, что греческая практика является относительно недавней (он имел ввиду 1755 год), а также отличной от русской практики. Поэтому в случае принятия Крещения от греков он считал бы его условным. Ответ патриарха был следующим: " Существует только одно крещение. Если русские признают какое-нибудь другое, мы об этом ничего не знаем. Наша церковь знает только одно Крещение - совершенно без какого-либо умаления, добавления или изменения "

http://pravoslavie.ru/archiv/anabaptism....

включительно, а затем до 24 июня 1769 г. его же записи ведутся обыкновенною прописью на русском языке; в продолжение его служения встречаются метрические записи – иерея Петра Петкевича – пароха Межковского, (от 4 октября 1748 г. крестившего Ярофея, сына о. Григория Шолуха, кодъютора Косаровского, и жены его Татианы), иерея Павла Борецкого, коадъютора косаровского (с 1 сентября 1754 г. и далее в перемежку, раз 1 сентября 1754 г. он назван парохом Косаровским, у него и жены его Анны 24 июня 1755 г. о. Григорий Шелуха крестил сына Иоанна Борецкого). В его время производил ревизию метрик Дубенский декан А. Лозовский: от 20 марта 1752 г., от 7 мая 1753 г., 4 января 1755 г.; при нём происходила и генеральная ревизия, о которой запись читается так: «Anno Domini 1757 die 14 Februaris. Hic Liber metrices Baptisatorum sub tempus Generalis Uisitationis coram nobis... diligenter revisus et propriis manibus nostris subscriptus. Joannes Z. Strutynski D. R, Generalis Uisitator. Joannes Lelawski, decanus Lachovecensis, generalis Uisitator»; дальнейшие ревизии были Лозовского: от 4 февраля 1755 г., от 10 марта 1761 г., 11 апреля 1762 г., 6 февраля 1764 г., 3 февраля 1765 г., 13 декабря 1765 г., от 20 февраля 1767 г., 27 ноября 1768 г. Замечательно, что записи о крещениях детей шляхты сделаны о. Гр. Шолухою на польском языке – такова, напр.: «W Roku 1755, 23 kwietnia. Ja X. Grzegorz Szolucha P. kosarowsky krciem y birmowalem dzieci na ymi Woyciecha wrodzonego Z rodzicow szlachetnych, miskaicych na ywakowcach, byli kumowie Jme. Pan Stanislaw Horodysky y J. Panna Joanna Bohdanuwna»·, такая же запись на польском языке имеется от 2 ноября 1755 года; 2) Лаврентий Бродович (с июля 1769 г. по январь 1792 года) униат; при нём записи стали вестись исключительно на польском языке; 3) свящ. Василий Башуцкий (с 1793 г. по 1797 г.); 4) наблюдающий свящ. с. Мошкова Аввакум Комарницкий (с 1797 г. по 1804 г.); 5) свящ. Симеон Ракуцкий (с 1804 г. по 1825 г.); 6) наблюд. свящ. Аввакум Комарницкий (с 1825 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

8 сент. 1752 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского, 23 дек. того же года прибыл к месту служения. При И. в Елецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре началось строительство каменного здания духовной консистории, а в Троицком Ильинском мон-ре возведено 2 корпуса. В 1754 г. в любечском Антониевом муж. мон-ре была построена и освящена ц. во имя святых Иоакима и Анны, в Успенском соборе Каменского мон-ря сооружен величественный 5-ярусный иконостас, шло строительство теплой трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После пожара, случившегося в июле 1754 г. в Рыхловском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , по благословению И. была составлена и отправлена в Синод подробнейшая опись всех сгоревших и немногих уцелевших построек и имущества обители. В февр. 1755 г. архиерей добился разрешения Синода рыхловскому игум. Герману (Мировицкому) производить сбор милостыни во всех российских городах (Там же. Т. 34. С. 448-449. Прил. 39). Вскоре в этом мон-ре был заложен новый каменный 3-престольный 5-главый Никольский собор, к-рый И. освятил в 1760 г. Одновременно в Рыхловском мон-ре архиерей инициировал ремонт единственной сохранившейся во время пожара ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, а также строительство каменной ц. во имя Иоанна Предтечи (1767). В Чернигове епископ в 1754 г. освятил после ремонта древнейший собор Преображения Господня, в 1755 г. восстановил пострадавший от пожара 1750 г. Пятницкий храм одноименного девичьего мон-ря. При И. в епархии было построено неск. храмов, в т. ч. ап. Иоанна Богослова (1752) и Преображения Господня (1757) в г. Нежине, собор Рождества Пресв. Богородицы (1752-1762) в Козельце, храмы святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1755) в с. Лемеши, прор. Илии в Коропе и др. В 1754 г. Медицинская канцелярия предложила И., а также митр. Киевскому Тимофею (Щербацкому) , свт. Белгородскому Иоасафу (Горленко) и еп. Переяславскому Иоанну (Козловичу) направить неск. семинаристов для обучения хирургии и «фармации» в казенных госпиталях и аптеках. В 1755 г. И. избрал и послал в С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь 4 студентов Черниговского коллегиума (Там же. С. 58-60). 20 авг. 1755 г. в киевском Софийском соборе И. вместе с митр. Киевским Тимофеем участвовал в хиротонии архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. После того как имп. Елизавета Петровна уволила священника Каргопольского гренадерского полка Иванова от служения, 20 янв. 1759 г. Синод поручил И. избрать в Черниговской епархии достойного кандидата на этот пост. 27 февр. того же года епископ рапортовал о назначении в Каргопольский полк овдовевшего бездетного протопопа Крестовоздвиженского храма Василия Артёмова (Там же. Т. 39. С. 27-28).

http://pravenc.ru/text/673851.html

В 1911 году- 19 дворов, стекольный завод торгового дома Кузьмина и Колосова, дача Виноградовой, имения Иловайского, Лепёшкиной, Сатиной, Жуковой, Головановой… Спасская церковь села Андреевского является одной из самых ранних сохранившихся построек типа «восьмерик на четверике» в Подмосковье. Первое упоминание о церкви в селе Андреевском встречается в приходских книгах Патриаршего Казённого приказа, где за 1678 год указано по книгам крестового иеромонаха Никифора «прибыли вновь церкви», которые «он иеромонах по наезду как ездил досматривать благочиния в церквах: церковь происхождения честного креста господня в вотчине стольника Ивана Неронова, дани 6 алтын, 3 ден., заезда гривна». На время построения церкви к 1678 году указывает и список священников, среди которых первым был Иоанн Лукьянов с 1678 по 1710 год. Очевидно, уже тогда церковь вместе со своим первоначальным названием - Происхождения Честных Древ Креста Господня называлась и Спасской. Празднование обоих этих престолов происходит в один и тот же день- 1 августа старого стиля. От второго названия церкви село получило новое название - стало называться Спасским. В переписных книгах за 1678 год указано: «за стольником Иваном Григорьевым сыном Нероновым в вотчине село Спасское Овсяниково тож, а в селе церковь Всемилостивого Спаса, во дворе поп Иван Лукьянов, двор вотчинников, а в нём 5 человек конюхов, 2 двора задворных, людей в них … да к тому селу деревня Андреевская, а в ней 7 дворов крестьянских, людей в них 25 человек, 3 двора бобыльских, людей в них 9 человек. Церковь вероятно построена в 1678 году в имении стольника Ивана Неронова скорее всего на его средства, так как сам приход был невелик и возведение дорогостоящей каменной церкви позволить себе не мог. Чин стольника в 17 веке являлся придворной должностью. Стольники прислуживали царям во время трапезы, сопровождали их и в поездках. Позднее стольники назначались и на посольские, приказные и другие государевы должности. Таким образом, финансовые возможности вполне позволяли ему возвести эту скромную по размерам каменную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04081

После смерти царя Алексея Михайловича († 29 янв. 1676) патриарх Иоаким (Савёлов) , противник Н., начал новое следствие против бывш. патриарха. Приставы обвинили Н. в использовании обращения «святейший патриарх», жестокости и битье палками стрельцов, лечении мирян, многие из которых умерли, в строительстве богатых келий и т. п. Выяснилось, что в нояб. 1668 г. к Н. приходили казаки с Волги и уговаривали идти с ними, о чем приставы сообщили в Москву, а Н. не сообщил (Дело о патр. Никоне. 1897. С. 341-351). По результатам следствия Н. в июне 1676 г. был переведен в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром пробыл до 1681 г. Его содержали под караулом, он не мог выходить за пределы мон-ря. Ситуация начала меняться в 1678 г., когда Н. стал благоволить царь Феодор Алексеевич , по-видимому, вследствие заступничества царевны Татьяны Михайловны, с детских лет почитавшей Н. (см.: Шушерин. 1871. С. 94). В мае 1678 г. Феодор Алексеевич и Татьяна Михайловна сделали богатый вклад в Белозерский мон-рь. 5-8 сент. 1678 г. царь ездил на богомолье в Новоиерусалимский мон-рь, это была первая после опалы Н. поездка царя в эту обитель. Феодор Алексеевич стал оказывать мон-рю покровительство, неоднократно посещал его в 1678-1681 гг., имел намерение завершить строительство монастыря. 5 дек. 1678 г. Феодор Алексеевич отправил Н. собственноручное письмо, посылал подарки, уговаривал патриарха Иоакима вернуть Н. из ссылки. Исследователи связывают изменение отношения к Н. не только с личной симпатией царя к бывш. патриарху, но и с намечавшейся царем церковной реформой ( Седов. 2006. С. 422-452). Летом 1681 г. Н. позволили покинуть место ссылки, и он отправился в Воскресенский мон-рь. 26 июня 1681 г. были посланы царские грамоты к вост. патриархам с ходатайством о прощении Н. и о возвращении ему сана патриарха. Посылка грамот была связана с тем, что Московский патриарх Иоаким не давал согласия на освобождение Н. 16 авг. 1681 г. Н. на стругах достиг Ярославля, 17 авг.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010