Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) [Мгвимели; груз. ] (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским), настоятель мон-ря Шиомгвиме близ Мцхеты, ученик основателя монастыря, прп. Шио Мгвимского , одного из 12 сир. отцов. Сведения о Е. Ш. содержатся в кименной редакции «Жития отцов наших Шио и Евагре» (Кекел. А 199. Л. 21-28, XII-XIII вв.; Hieros. S. Crucis. 36. Л. 123-129, XIII-XIV вв.) католикоса Картли Арсения II (955-980), в метафрастической редакции XII в. «Жития и чудотворений святого и блаженного Шио» (Кекел. А 130. Л. 53-77, 1713 г.; А 160. Л. 309-366, 1699 г.), в заглавии к-рого (считающемся псевдоэпиграфическим) фигурирует имя автора - Мартвирий, а также в «Повествовании и чудодействиях святого и богоносного отца Шио» (Кекел. А 170. Л. 31-46, 1733 г.; неск. рукописей XVIII-XIX вв.), созданном неустановленным католикосом Василием (вероятно, заглавие также псевдоэпиграфично). К. Кекелидзе предполагал, что автор «Повествования...» может приходиться братом Ефрему Мцире - их обоих источники называют «Вачесдзе» (в переводе с груз.- сын Ваче) (Кекел. S 30. Л. 358, 1633-1646 гг.; КЦ. 1955. Т. 1. С. 231). О Е. Ш. известно, что это был «человек, рожденный от христиан и воспитанный в благочестии»; он занимал пост картлийского военачальника и командовал Цихедидской крепостью, хорошо знал Свящ. Писание и «божественные книги». В переводной версии Жития М.-Г. Сабинина упоминается, что груз. царь Парсман V (ок. 540-558) высоко ценил Е. Ш. как военачальника. Отправившись на помощь греч. войскам в Осетию по просьбе визант. имп. св. Юстиниана I , царь поручил на время своего отсутствия управление царством Е. Ш. ( Сабинин. 2004. С. 147). Однажды, охотясь в горах близ пещеры прп. Шио, Е. Ш. был поражен чудом, увидев, как голубь приносит пищу отшельнику. Он попросил у преподобного позволения остаться с ним, однако прп.

http://pravenc.ru/text/180873.html

Месяцеслов с Богом святым всего лета Призывание помощи Духа Святого на всякое доброе дело Благослови венец лета благости Твоея, Господи. Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти, Блаже, души наша. Месяц март 1/14 Преподобномученицы Евдокии (ок. 160–170). Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603). Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской, глас 8 Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову,/тленных и красных и временных забытием претекла еси,/яко Слова ученица,/пощением страсти первее умертвивши,/страдальчески второе врага посрамила еси./Тем Христос сугубых венцев сподоби тя,/славная Евдокие, преподобная страстотерпице,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Во страдании твоем добре подвизавшися,/и по смерти нас освящаеши чудес излиянии, всехвальная,/верою прибегающий в Божественную церковь твою,/и торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие,/да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евдокие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь преподобному Мартирию Зеденецкому, Великолукскому, глас 2 От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив,/отечество оставил еси/и, всех мирских мятежей уклонився,/в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси;/отнюдуже уведев непроходную пустыню,/крестовидною зарею показаную,/желательне ю обрел еси/и, в ней вселився,/иночествующих собрал еси,/и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо,/трудолюбно тщался еси возводити к Богу,/Емуже молися, Богомудре Мартирие,/даровати душам нашим велию милость. Кондак, глас 8 Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа уклонитися возжелел еси,/и, в пустыню вселився,/тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси,/и чада послушания и смирения в нем возрастил еси./Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице,/еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси,/и о всех правоверных, да зовем ти:/радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Марк Аврелий. Бюст. 170 г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Антонин [лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus; греч. Μρκος Αρλιος] (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, пров. Норик, ныне Вена, Австрия), рим. имп. (с 7 марта 161) из династии Антонинов. Сын Марка Анния Вера (ум. в 124, претор, брат жены имп. Антонина Пия ) и Домиции Луциллы (ум. ок. 155-161). При рождении получил имя Марк Анний Катилий Север; он рано лишился отца и воспитывался в доме деда - сенатора Марка Анния Вера (ум. в 138). В 138 г., после смерти деда и незадолго до смерти имп. Адриана , М. А. был усыновлен имп. Антонином Пием (138-161) и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. С восшествием на престол он получил имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Вместе с М. А. Антонин Пий усыновил также Луция Коммода (род. 130), сына Луция Цейония Коммода Вера (ум. в янв. 138), к-рый принял имя Луций Вер и со 161 г. до своей смерти в 169 г. был соправителем М. А. В нач. 138 г., согласно плану укрепления династии, который начал реализовывать имп. Адриан незадолго до смерти, уже предполагалось, что кто-либо из усыновленных Антонином Пием юношей станет императором. Их положение следовало закрепить заключением браков. По решению Адриана М. А. был помолвлен с Цейонией Фабией, а Луций Коммод (Вер) - с Фаустиной Младшей (ок. 130-175), дочерью имп. Антонина Пия. Однако летом того же года, после смерти Адриана, Антонин Пий решил изменить этот план. Прежние брачные договоры были разорваны, а М. А. вскоре был помолвлен с Фаустиной, которая теперь приходилась ему одновременно сводной сестрой. Тем самым Антонин Пий явно отдавал предпочтение М. А., вероятно как более старшему из своих приемных сыновей. В 145 г. М. А. женился на Фаустине. В браке родились не менее 13 детей, но до взрослого возраста дожили лишь сын Коммод (161-192, император со 180) и 5 дочерей: Анния Аврелия Галерия Фаустина (147 - после 165), Анния Аврелия Галерия Луцилла (148/50-183; со 164 замужем за Луцием Вером; после его смерти замужем за Клавдием Помпеяном), Анния Аврелия Фадилла (159 - после 211), Анния Корнифиция Фаустина Младшая (160 - после 211), Фибия Аврелия Сабина (170 - до 217). Фаустина умерла в кон. 175 г., во время поездки по вост. областям империи, в сел. Галала близ Тианы (Каппадокия, ныне Турция); место ее смерти было преобразовано в рим. колонию Фаустинополь. М. А. оплакивал ее кончину, учредил в ее честь коллегию фаустинианских девочек. Статуи М. А. и Фаустины были поставлены в храме Венеры и Ромы на Римском форуме как воплощение идеального семейного союза. Молодожены совершали жертвоприношения перед ними. Золотое изображение умершей Фаустины выносили в имп. ложу в театрах, когда М. А. посещал зрелища ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 30-31; Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 26 5-8).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

составитель О.А. Платонов Е Евдокимово заговенье (Евдокимов день) Народное название дня св. прав. Евдокима Каппадокийского, 31 июля/13 авг. В этот день крестьяне кланялись бороне. По поверью, с бороной, как и с др. с.-х. орудиями, надо было поговорить, обласкать ее, обтереть насухо, под навес поставить, в порядке содержать, своевременно чинить. В этот день вспоминали св. Улиту, потому что она землю под озимый сев подымает и борону для него готовит. Чтобы поле как следует заборонить, следовало Улиту намолить и борону заговорить. Евдокия Весновка (Евдокия Плющиха, Евдокия – замочи подол, Авдотья Свистунья) Народное название дня Евдокии Илиопольской, игумении, прмц. (ск. ок. 160–170), жила во II в. в финикийском городе Илиополе, празднуется 1/14 марта. Среди русских людей св. Евдокия получила название Весновки. Одновременно крестьяне связывали день ее памяти с началом весенних ветров и поэтому присвоили ей еще одно название – Свистуньи. По мнению некоторых исследователей, эта святая заменила собой языческого бога ветров Позвизда. Еще св. мч. Евдокия называлась в народе Плющихой потому, что в это время, как говорят, снег плющит на столе, т. е. начинает таять и при этом оседает. По старому обычаю, в сельскохозяйственном быту днем св. Евдокии оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние; потому при новых сроках поселяне говорили: «С Евдокии до Егорья; с Евдокии по Петров день» и т. п. По состоянию погоды в день Евдокии народ гадал о погоде целого года, как видно из пословиц и поговорок: «Какова Евдокия, таково и лето; На Евдокию погоже, все лето пригоже; На Евдокию снег – урожай; Теплый ветер – лето мокрое; Сиверко – холодное лето». В этот день мужчины устанавливали ткацкие станы, а женщины начинали ткать. С 1 марта высевают рассаду, в первую очередь капусту. В русских деревнях крестьянки были твердо убеждены в том, что в этот день снежная талая вода (снежица) имеет необыкновенную силу, потому что такую воду давали курам, чтобы они лучше неслись. Снежи- цу давали пить детям, ею отпаивали больных и ставили их на ноги; снежицей поливали в доме цветы и отмывали стены дома. Утром каждому полагалось умыться снежной водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВДОКИЯ [греч. Εδοκα] († ок. 160-170), прмц. (пам. 1 марта). По происхождению и вере самарянка, Е. жила в Гелиополе в Финикии (ныне Баальбек, Ливан). В правление имп. Траяна (98-117) она, будучи блудницей, собрала благодаря своей необыкновенной красоте огромное богатство. Е. была обращена в христианство мон. Германом, ее решение принять крещение укрепило явление арх. Михаила, к-рый вырвал ее из рук сатаны. Е. отдала свое состояние Гелиопольскому еп. Феодоту на нужды бедных и приняла постриг в жен. обители близ мон-ря, где подвизался Герман. После смерти игум. Харитины за строгую аскетическую жизнь Е. была избрана ее преемницей. Один из бывш. поклонников Е., по имени Филострат, пришедший в обитель и пытавшийся убедить ее вернуться к прежней жизни, упал замертво, когда святая дунула ему в лицо. По молитве Е. Филострат воскрес, раскаялся и уверовал во Христа. Прмц. Евдокия. Икона. XIX в. (МЗК) Прмц. Евдокия. Икона. XIX в. (МЗК) Местному правителю Аврелиану донесли, что Е. хранит в мон-ре несметные сокровища, и тот послал комита с отрядом в 300 воинов для разорения мон-ря. Воины окружили обитель и хотели напасть ночью, но, удерживаемые божественной силой, долго не могли ни на шаг подступить к мон-рю. На 3-й день на них напал огромный змей, из отряда уцелели комит и 3 воина. Тогда Аврелиан отправил своего сына, чтобы взять мон-рь, но по дороге тот упал с лошади и разбился насмерть. Скорбя о сыне, Аврелиан по совету Филострата отправил к Е. трибуна Вавилу с просьбой возвратить его к жизни. По молитве святой юноша воскрес. Аврелиан со всей семьей крестился, его сын впосл. стал епископом Гелиополя, а дочь Геласия приняла постриг в мон-ре, где подвизалась Е. Рим. наместник Диоген, к-рый хотел жениться на Геласии, после смерти Аврелиана послал 50 воинов, приказав схватить Е. В видении Е. было открыто, что она должна проявить стойкость, исповедуя веру во Христа. Она добровольно последовала за воинами, скрыв на груди под одеждой частицы Св. Даров. Когда по приказу Диогена святую повесили на древе и обнажили до пояса, чтобы подвергнуть бичеванию, частицы Св. Даров упали на землю. Слуги, пытавшиеся поднять частицы, были опалены огнем, а сошедшее с неба пламя испепелило наместника. Е. воскресила его и слуг, а также только что скончавшуюся жену комита Диодора, угоревшую в бане. После совершенных святой чудес Диоген, Диодор с женой Фирминой и множество народа уверовали во Христа. Из др. чудес Е. в Житии упоминается воскрешение ужаленного змеем отрока Зинона и умерщвление змея.

http://pravenc.ru/text/187063.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Хронология  События и лица Годы до н.э. Ок. 1900–1600 Авраам и патриархи Ок. 1250 Моисей. Исход из Египта Ок. 1200 Иисус Навин. Вторжение Израиля в Ханаан Ок. 1000 Воцарение Давида 966 Построение Первого (Соломонова) храма 931 Разделение еврейского царства на Израиль и Иудею Ок. 850 Пророк Илия VIII- VI вв. Эпоха пророков-писателей 721 Падение Израильского царства 587 Падение Иудейского царства.Вавилонский плен 538 Возвращение иудеев из Вавилона. Восстановление Иерусалима 516 Построение Второго храма 170–160 Гонение Антиоха IV Епифана и восстание Маккавея 142–63 Хасмонейская династия Ок. 140 Основание ессейского ордена 63 Помпей присоединяет Иудею к Римской империи 37 Ирод Великий становится царем автономного Иудейского царства 7–6 РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Годы н.э. 4 Смерть Ирода Великого. Восстание в Иудее. Архелай, Антипа, Филипп правят в Палестине 6 Низложение Архелая. Иудея вновь превращена в римскую провинцию. Восстание зелотов. Двенадцатилетний Иисус в Храме 6–15 Первосвященник Ханан (Анна) 14 Смерть Августа. Воцарение Тиберия 18 Иосиф Кайафа назначен первосвященником 26 Пилат назначен прокуратором Иудеи 27 Проповедь Иоанна Крестителя. Крещение Иисуса. Начало Его служения. Первые ученики. Иисус в Капернауме Весна 28 Второе посещение Иисусом Иерусалима Осень 28 Избрание Двенадцати. Смерть Крестителя Весна 29 Умножение хлебов близ Вифсаиды. Иисуса хотят провозгласить царем. Иисус в Финикии, Десятиградии и в тетрархии Филиппа Лето 29 Исповедание Петра и Преображение Осень 29 Иисус на празднике Кущей. Борьба против Него книжников Декабрь 29 Иисус на празднике Ханука. Его пребывание за Иорданом Весна 30 Воскрешение Лазаря. Последнее путешествие из Заиорданья в ИерусалимСуббота 1 апреля 30 Иисус в Вифании Воскресенье 2 апреля Торжественный въезд Христа в Иерусалим Среда 5 апреля Пророчество о конце. Предательство Иуды Четверг 6 апреля Тайная Вечеря. Взятие Христа под стражу. Допрос у Ханана Пятница 7 апреля Приговор Синедриона. Суд и приговор Пилата. РАСПЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА Воскресенье 9 апреля ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО 14 апреля Ученики отправляются в Галилею 18 мая Возвращение апостолов в Иерусалим. Последнее явление им Иисуса (Вознесение) Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/11

135-136 136-137 АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) 137-138 138-139 139-140 140-141 141-142 142-143 АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин 144-145 АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф 145-146 146-147 147-148 148-149 АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) 149-155 АВРААМ [Авраамий] († между 344 и 352), еп. Арбельский [Арвильский], сщмч. (пам. 4, 5, 7 или 8 февр.) 156-157 АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. 157-158 158-159 АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) 159-160 160-161 161-163 163-165 165-166 166-167 167-168 АВРААМИЙ (Венгерский Алексей Иванович; † 1702), инок, один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки 168-169 169-170 170-171 АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " 171-172 172-173 АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

149-150 150-151 151-152 АМВРОСИЙ (Серебренников Авраам Никитич; 1745-1792), архиеп. Екатеринославский и Херсонес-Таврический 152-153 153-154 АМВРОСИЙ (Юрасов Александр Игнатьевич; 1938 - 2020), архим., духовник Ивановского Введенского монастыря 154-155 155-156 156-157 157-158 158-160 160-161 161-162 АМЕРИКАНСКИЕ ШКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСТОКА орг-ция, объединяющая более 100 ун-тов, колледжей, музеев США и Канады, участвующих в изучении истории Ближ. Востока, возникла в 1900 г 162-163 163-164 164-165 165-166 166-168 168-169 169-170 170-171 171-172 АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) 172-173 173-174 АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий], (2-я пол. IV в. - ок . 403), один из егип. братьев-отшельников , прп. (пам. 10 янв.) 174-175 АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) 175-176 176-177 АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) 177-178 АМОРАИ в иудаизме - мудрецы, работавшие над составлением Гемары, входящей в Иерусалимский и Вавилонский Талмуды, а также Тосефту 178-179 АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий 179-181 181-182 АМОРТИЗАЦИЯ характеризует степень уменьшения ценности церковного имущества, а также ограничение возможности нецелевого использования того или иного предмета, его обращения в гражданском обороте 182-183 183-187 АМОС Иванов († 1919), прот., сщмч. (пам. 15 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМОС († 1611), протопоп новгородского Св. Софии собора, герой обороны Новгорода от шведской армии под командованием Я. Делагарди

http://pravenc.ru/vol/ii.html

В 1134 г. К. К. была восстановлена Мехмедом из династии Данишмандидов, к-рые управляли городом и его окрестностями приблизительно с 1090 г. В 1169 г. К. К. перешла под власть иконийских султанов. В 1211 г. город безуспешно осаждал кор. Киликийской Армении Левон II. В 1243 г. Кесарию захватили монголы. Польск. путешественник Симеон описал К. К. как турецко-арм. город с разрушенными домами из сырца, к-рый он видел в 1617 г. В 1895 г. здесь имел место крупный акт геноцида армян. В XIX в. большинство греков покинули К. К., переселившись в крупные приморские города. В нач. ХХ в. Кесарийскому митрополиту подчинялось ок. 40 тыс. православных. В нач. 20-х гг. XX в. ок. 1500 проживавших в К. К. греков вынуждены были переселиться в Грецию. Епископия В 1-м Послании ап. Петр обращается к христианам Каппадокии (1 Петр 1. 1), столицей которой была К. К. По преданию, первыми епископами в городе были св. Лонгин Сотник и ученики ап. Павла Аполлон и Епафродит ( Greg. Nyss. Ep. 17. 15). Точно установлено, что во II в. в К. К. жили христиане. Спасаясь от гонения Септимия Севера , Климент Александрийский бежал в К. К. к своему другу еп. Александру и проповедовал там. В первые 3 века христианства были известны епископы Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269) и Леонтий (285). Еп. Лукий принял здесь мученическую смерть ( Fedalto. Hierarchia. P. 20). Еп. Фирмилиан I был одним из крупнейших церковных деятелей своего времени, он вел обширную переписку, в т. ч. со сщмч. Киприаном , еп. Карфагенским. По его приглашению Ориген проповедовал в К. К. 2 года. Еп. Фирмилиан I конфликтовал с Римским папой Стефаном I из-за практики повторного крещения еретиков. Свт. Дионисий , еп. Римский, помогал К. К. в выкупе захваченных готами пленников. В 235 г. из-за начатого после землетрясения легатом Лицинием Серенианом гонения на христиан мн. каппадокийцы бежали в Иерусалим. В это время пострадали мученики Мамант (пам. 2 сент.), Иулитта (пам. 31 июля), Варлаам (пам. 19 нояб.), Евпсихий (известны 2 мученика Кесарие-Каппадокийских с таким именем, пам. 9 апр. и 7 сент.), Дамас , Гордий (пам. 3 янв.) и безымянные святые, принявшие мученическую смерть при Диоклетиане ( Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 1). Свт. Василий Великий привез в К. К. мощи св. Саввы Готфийского и 40 мучеников Севастийских.

http://pravenc.ru/text/1684273.html

124-125 ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (после 1239 - после 1252, Владимир), блгв. кнж. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 125-126 ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) 126-132 132-133 ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства 133-135 135-136 136-137 ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия] († 404), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 400), жена имп. Аркадия (395-408) 137-138 138-139 ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря 139-143 143-144 ЕВИЛМЕРОДАХ [Евильмеродах; Амель-Мардук], 3-й царь нововавилонской халдейской династии (окт. 562 - июль 560 гг. до Р. Х.) 144-145 145-147 148-149 149-150 150-152 152-153 153-154 154-156 156-157 ЕВЛОГИЙ (IV в.), прп. (возможно, пресвитер) в пустыне Египетской (пам. зап. 20 сент.), в палестино-груз. календаре пам. указана под 3 февр. 157-158 ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВЛОГИЙ († 859), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник, сщмч. (пам. зап. 11 марта) 158-160 160-161 ЕВЛОГИЙ (Георгиев Спиридон Антонов; 1890 - 1947), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов 161-168 168-169 ЕВЛОГИЙ (Марковский Евсевий; 1878 - 1951), еп. Винницкий и Подольский Украинской Автономной Церкви 169-170 ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ)

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010