Так, готические остроконечные крестообразные цветы и удлиненные S-oбpaзhыe фигуры встречаются на произведениях визант. мастеров XIV в. (дискос Фомы Прелюбовича, 2-я пол. XIV в., мон-рь Ватопед) и рус. серебряников XV в. (панагиар 1435 новгородского мастера Ивана, НГОМЗ). Рус. злато- и среброкузнецы XIV-XV вв. использовали вост. мотивы, в XVI в. украшали предметы церковной утвари дробницами работы золотоордынских мастеров XIII-XIV вв. (Царский храм. 2003. С. 354-355. Кат. 125). Тур. орнаменты появляются на серебряных церковных сосудах к-польской работы XV-XVI вв. (потир патриарха Феолепта, 80-е гг. XVI в., Музей Павлоса и Александры Канеллопулос, Афины; см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of an Exhibition. N. Y., 2004. P. 446-447. Cat. 271), используются в произведениях балканской торевтики XVI-XVII вв. ( Feher G. Türkisches und Balkanisches Kunsthandwerk. Corvina, 1975; Христ. искусство Болгарии: Кат. выст. 1 окт.- 8 дек. 2003 г. М., 2003. С. 45). Искусство мастеров Стамбула оказало влияние на цветовую гамму рус. эмалей XVII в. ( Мартынова. 2002. С. 14, 20). Оклад иконы Божией Матери «Одигитрия». Ок. 1560 г. (ГММК) Оклад иконы Божией Матери «Одигитрия». Ок. 1560 г. (ГММК) Среди техник обработки металла известны литье, ковка, чеканка, выколотка, просечка, канфарение, басма, гравировка, инкрустирование, гальваника (золочение, серебрение, патинирование), скань, филигрань, зернь, эмалирование. Для литургических сосудов предписывалось использовать драгоценные металлы или олово, не образующее токсичных веществ. Клады с серебряными и золотыми церковными предметами известны с позднеантичного и ранневизант. периодов в М. Азии и Сирии. Металлические предметы церковного убранства, покрытые изображениями, повторяли иконографические изводы, принятые в иконописи и монументальной живописи, при обветшании их поновляли с сохранением древних частей; если же это было невозможно, их сохраняли в церковной казне или ризнице, отмечая в инвентарях и описях. Металлическую светскую посуду (ковши, чарки) вкладывали в храмы, дарили духовным особам, использовали в богослужении как сосуды для теплоты (укропники).

http://pravenc.ru/text/171620.html

Активное развитие житийной иконографии в XVI в. происходило не только в столице, но и в известных художественных центрах - Вел. Новгороде, Пскове, Ростове, Ярославле. Здесь были свои предпочтения в выборе сюжетов для Ж. и. таких чтимых святых, как свт. Николай или вмч. Георгий. Создавали Ж. и. и местных святых или святых, которым были посвящены престолы храмов, напр. в Вел. Новгороде прп. Варлаама Хутынского (икона ок. 1560, ГРМ). Для новгородских храмов в качестве местных образов в XVI в. были написаны иконы с подробными повествовательными циклами: «Апостолы Петр и Павел, с деяниями» из ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ), «Рождество Богоматери, с житиями Иоакима, Анны и Богоматери» из собора Рождества Богоматери Антониева мон-ря (ок. 1560, НГОМЗ). Среди новгородских Ж. и. Николая Чудотворца необходимо отметить икону «Свт. Николай Чудотворец (Зарайский), с житием» из г. Боровичи (кон. XVI в., НГОМЗ), некоторые клейма к-рой, напр. «Явление свт. Николаю Св. Духа», неизвестны по др. памятникам, а распространенные сюжеты («Перенесение мощей в Бари») оригинальны по исполнению. Псковские мастера создали галереи житийных образов св. жен, среди к-рых - редкая икона «Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской» из Варваринской ц. (1-я пол. XVI в., НГОМЗ). Псковские Ж. и. свт. Николая своеобразны в отдельных мотивах, выборе сюжетов и в художественном решении. На 2 иконах (из ц. свт. Николая с Усохи, 40-е гг. XVI в., ГРМ, и 2-я пол. XVI в., ПИАМ) присутствует клеймо «Видение агнца Нонне, матери свт. Николая», лит. основа которого неизвестна по текстам Житий и чудес святителя. В искусстве Ярославля XVI в. помимо Ж. и. почитавшихся на Руси святых разрабатывалась иконография Ярославских чудотворцев: икона из ц. Ярославских чудотворцев Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле «Св. князья Феодор, Давид и Константин, с житием» в 36 клеймах (ЯМЗ, 60-е гг. XVI в.). В XVI-XVII вв. для мн. обителей создавались иконы их небесных покровителей и основателей, чьи мощи почивали в храмах. К числу крупных заказчиков принадлежал Соловецкий мон-рь, для к-рого Ж. и. преподобных Зосимы и Савватия писали в Москве, Вел. Новгороде: «Богоматерь, с предстоящими Зосимой, Савватием и братией монастыря и с житием Зосимы и Савватия», «Святые Зосима и Савватий, с житием» (обе 1545, ГММК). Если Ж. и. Соловецких чудотворцев получили широкое распространение по всей стране (напр., икона «Святые Зосима и Савватий, с житием» из ц. Св. Троицы в Нёноксе, 2-я пол. XVII в., АМИИ), то Ж. и. чтимых основателей др. монастырей были известны гл. обр. в стенах их обителей: «Св. Стефан Махрищский, с житием» из Стефанова Махрищского мон-ря (3-я четв. XVII в., Гос. музей «Александрова слобода»), рама с клеймами Жития прп. Иосифа Волоцкого из Иосифова Волоколамского мон-ря (ок. 1697, ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Ростовского (кон. XV в., НГОМЗ) или на аналойных иконах из набора 2-сторонних икон-святцев, возможно из собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ); с Московскими святителями и почитаемыми русскими иноками - на пелене «Святители Николай Чудотворец, митрополиты Петр и Алексий Московские, с избранными святыми» работы великокняжеской мастерской 1-й трети XVI в. (ГИМ). Вместе со свт. Афанасием Великим К. изображен в традиц. крещатых ризах и шапочке в составе сложных композиций, разработанных в эпоху митр. Макария Московского, в т. ч. как иллюстрации к церковным гимнам и молитвенным текстам, напр. на иконах «Достойно есть»: вместе со свт. Афанасием он поддерживает свиток со стихом «Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» в клейме иконы из Соловецкого мон-ря (ок. 1560, ГММК) или на иконе из комплекта под тем же названием (кон. XVI - нач. XVII в., МИИРК); в ряду святителей под лентой со словами гимна - на иконе «Достойно есть» северных писем (XVI в., ГТГ). Связь К. с молитвенными песнопениями в честь Пресв. Богородицы нашла выражение в редких деталях: на опушке остроконечной крещатой шапки К. помещены начальные слова «Достойно есть» - на столбике царских врат из придела прп. Варлаама Хутынского в ц. во имя прор. Илии в Ярославле (Иконы Ярославля. 2009. Т. 2. С. 211). Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом вражке в Москве. 1856 г. Фотография. 1881 г. Церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом вражке в Москве. 1856 г. Фотография. 1881 г. В составе сложных композиций фигура К. встречается в изображениях III Вселенского Собора, напр. в росписи храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502) - у юж. портала ( Нерсесян. 2006. С. 64-65. Ил. 28); в росписи юж. стены Успенского собора Московского Кремля (1642-1643). Благодаря крещатому головному убору и ризам фигура К. в чине святителей узнаваема в гимнографических композициях, напр. «О Тебе радуется», на иконах: из Успенского собора Московского Кремля, кон.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

В 1560 г. группа дворян-Г. предприняла неудачный поход («амбуазский заговор») на королевский замок в Амбуазе с целью отстранения от власти Гизов, под влиянием к-рых находился юный кор. Франциск II. Знатный лотарингский род Гизов был возвышен Франциском I в противовес влиятельным принцам крови - Бурбонам. Между 2 кланами развернулась борьба за власть. Гизы возглавили ультракатолич. партию, Бурбоны были связаны с «религией недовольных» - кальвинизмом. Соединение политической борьбы с религ. спорами поставило королевство на грань гражданской войны. Попыткой урегулировать ситуацию стал эдикт, опубликованный в мае 1560 г., о нетождественности собственно религ. и политических собраний. Расследование преступлений, связанных с ересью, передавалось церковным прелатам, как судьям, к-рые могут отличить ересь от политических заблуждений. В обязанность прелатов вменялось предупреждение ереси и возвращение еретиков в лоно католич. Церкви путем проповедей и «насаждения добрых нравов». Протестантам теперь дозволялись богослужения, министрам реформатских церквей разрешалось собирать синоды и консистории только с санкции королевских чиновников. Политические собрания строжайше запрещались (Édit qui attribue aux prélats la connaissance du crime d " hérésie et la répression des assemblées illicites. Romorontin, mai 1560//Recueil général des anciennes lois françaises/Éd. F.-A. Isambert e. a. P., 1829. Vol. 14. P. 31-35). Неожиданная смерть Франциска II привела к отстранению Гизов от власти: при 10-летнем Карле X регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи, а перешедший из кальвинизма в католичество Антуан Бурбон, кор. Наварры, был назначен генеральным наместником королевства. Новое правительство под влиянием канцлера М. де Лопиталя проводило политику частичного разрешения кальвинизма. В дек. 1560 г. на открытии Генеральных штатов в Орлеане канцлер призвал к примирению противников: «Отложим в сторону эти диавольские слова: «политические партии», «крамолы» и «восстания», «лютеране» и «гугеноты», «паписты» и будем называться просто христианами» ( L " Hopital M.

http://pravenc.ru/text/168241.html

Что касается Алексея Адашева, то в декабре 1559 — январе 1560 года, после приезда царя из Можайска в Москву, он еще принимал сначала литовского гонца, а потом литовского посланника. В мае 1560 года, когда в Ливонию было послано большое войско во главе с князем Иваном Федоровичем Мстиславским, Алексей Адашев вместе с этой армией покинул Москву. В армии ему был доверен достаточно высокий пост третьего воеводы «большого» (главного) полка, соответствовавший его сану. Но если учесть, что в предшествующие годы Адашев постоянно находился при особе царя и не получал военных назначений, эта посылка в Ливонию была первым знаком царской немилости. Скоро последовали и другие. 30 августа 1560 года в Москву пришли донесения от воевод о взятии одной из лучших крепостей в Ливонии — Феллина (современный Вильянди), и царь приказал оставить воеводой в этом городе Алексея Адашева. Тем самым стало очевидно, что царь твердо намерен отстранить своего бывшего друга от управления государством. Тогда же царь предпринял и другой шаг. По его приказу в сентябре-октябре 1560 года вотчины Алексея Адашева в Костромском и Переяславском уездах были отобраны в казну, а вместо них ему были выделены земли в Бежецкой пятине Новгородской земли. Значение этого шага станет понятно, если учесть особенности структуры дворянского сословия в середине XVI века. Лишь представители дворянства земель Северо-Восточной Руси, входившие в состав «государева двора», могли принимать участие в управлении государством и занимать высокие должности общегосударственного значения. В отличие от них новгородские помещики могли рассчитывать на военно-административные должности лишь на территории Новгородской земли. Превратив Адашева в новгородского землевладельца, царь заранее ограничивал рамки его будущей деятельности границами русского Северо-Запада и сопредельных ливонских земель. На этом неприятности Алексея Федоровича не кончились. По распоряжению царя вторым воеводой в Феллине был назначен костромской сын боярский Осип Полев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

Заставить Сигизмунда II согласиться на заключение такого соглашения должно было новое наступление русских армий. Однако 26 января 1564 года главная из этих армий была разбита литовскими войсками под Улой. Погиб командующий армией Петр Иванович Шуйский, ряд полковых воевод попали в плен. Запись в официальной летописи, согласно которой «воеводы шли не по государьскому наказу, оплошася, не бережно и не полки, и доспехи свои и всякой служебной наряд везли на санех», показывает, что ответственность за эту серьезную неудачу царь снова возлагал на воевод, не выполнивших его указаний. Теперь трудно было надеяться, что Великое княжество Литовское согласится на мир, продиктованный в Москве. Война затягивалась, и исход ее становился неясным. Одновременно стало осложняться положение на юге. В 1560 году, когда сохранялась надежда на возможность соглашения с Сигизмун-дом II, наступление на Крым продолжалось, хотя и в меньших размерах, чем ранее. В феврале 1560 года в Кабарду был послан князь Дмитрий Вишневецкий, чтобы оттуда «промышляти над крымским царем». Царь снова побуждал к действиям против Крыма ногайских мурз, в мае 1560 года для совместных действий с ногайцами отправил на Дон воеводу Данилу Чулкова, «а с ним Козаков многих». Но когда дело решительно пошло к большой войне с Великим княжеством Литовским, политику в отношении Крыма пришлось менять. В декабре 1561 года царь дал знать в Крым, что готов заключить с ханом мирный договор и выслать ему «добрые поминки». Наступившие перемены в русской политике сразу уловили князья западных адыгов, оставившие русскую службу, а также Дмитрий Вишневецкий, который отъехал в Литву. В царских грамотах в Крым имевшие место в прошлом конфликты объяснялись интригами «ближних людей», таких, как «Иван Шереметев, Алексей Адашев, Иван Михайлов», которые «ссорили» царя с ханом, за что Иван IV наложил на них свою опалу. В апреле 1563 года в Крым был послан сын боярский Афанасий Нагой для заключения мирного договора, но добиться этого московскому дипломату не удалось.

http://sedmitza.ru/lib/text/438932/

Это дает основание выделить в тексте Формулярной редакции два пласта – повествовательный, связанный с актом поставления на царство 1547 года, и собственно формулярный, предусматривающий потенциально возможные ситуации. Мы можем более или менее точно определить время составления Формулярной редакции. Есть все основания утверждать, что она была составлена не ранее 1547 и не позднее 1560 года. Terminus post quem определяется датой поставления на царство Ивана IV (1547); terminus ante quem – смертью царицы Анастасии (1560), которая упоминается в поздравлении митрополита. Вместе с тем представляется возможным уточнить эту датировку, исходя из общих соображений. Формулярная редакция «возникла к моменту выхода на международную арену с требованием признать царский титул, то есть не ранее середины 1550-х годов» 689 . Можно предположить, что данная редакция была составлена перед отправлением в Константинополь архим. Феодорита (просветителя лопарей, известного под именем Феодорита Кольского) в 1557 году за благословением уже состоявшегося поставления Ивана IV 690 . Итак, составление Формулярной редакции чина поставления на царство Ивана IV можно с большой долей вероятности отнести к середине 50-х годов XVI века. Грамота Константинопольского патриарха Иоасафа (от декабря 1560 года), утверждающая царский титул Ивана IV, была привезена в Москву в 1561 году митрополитом Эврипским Иоасафом 691 . Признавая за Иваном IV царский сан, патриарх указывал, что ставить на царство могут лишь патриархи римский и константинопольский, и предлагал Ивану повторить над собою царское венчание через митрополита Эврипского как патриаршего экзарха 692 . Митрополит Эврипский привез в Москву книгу «Чин и устав о венчании и о поставлении царском», содержащую описание поставления на царство византийских императоров, которое весьма существенно отличалось от того, как был поставлен Иван IV. Эта книга дошла до нас в сборнике 1640-х годов 693 . Иван IV не принял этого предложения; последующие поставления русских царей основывались на Формулярной редакции поставления Ивана IV 694 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1253  Lietzmann. Apollinaris von Laodicea und seine Schule. Texte und Untersuchungen 1. Tübingen, 1904. Fragm. 3–8. SS. 204–206. Ср. Спиридонов Д. К полемике Диодора Тарсского с Аполлинарием Лаодикийским. – Хр. Чт. 1910 I, 2. 1255  Dissertatio I de haeresi et libr. Nest. PL XLVIII, col. 1146. Ср. Voisin L’apollinarisme. Étude histor. littéraire et dogmatique. Paris. 1901. 119 p. 1258  Leont. Byz. Contra Nest. et Eutych. III. PG LXXXVI. 1, col. 1388. Mar. Merc. (Garnerius) PL XLVIII, col. 1146. Fabricius. Biblioth. Graeca. Cit. ed. IX, 278. Allatius L. Diatriba de Theodoris, num. LXVI. Mai A. Biblioth. nova Patr. VI, 137 p. 1260  Mansi IX, 230; ДВС 3 V, 59–62fr. Mansi 230 ДВС 3 V, 59=PG XXXIII, col. 1559–1560 В; 2–3 fr. Mansi 231 ДВС 3 V, 60=PG XXXIII, col. 1559–1560 С; 4 fr. Mansi 232 ДВС 3 V, 60–61=PG XXXIII, col. 1561–1562 A-B.; 5 fr. Mansi 234 ДВС 3 V, 61=PG., col. 1559–1560 Сн. Lagarde Analecta Syriaca 99, 100, 98, 96 pp. 1265  „Пусть никто не предаётся пустым вопрошаниям, – говорит Диодор, – и не даёт ответа в простоте, но укорит суетность ума” – Lagarde. 95 р. 1266  Lagarde, 92 р. Ibidem: „разве следует верить тем, разум которых ослабел и которые ослепили зрение своего разумения?”. 1277  „Если достойные удивления чудеса при Моисее, Иисусе Навине, Езекии сделаны были ради народа иудейского, то не тем ли более они должны быть во время распятия, когда страдал храм Бога Слова?” Ibidem. 1287  Lagarde. 95 p. Приведённый фрагмент может удостоверять, вместе, и упомянутую нами учёно-богословскую связь Диодора с омиусианством. Он сохраняет возвышенно-идеалистические формулы христологии последнего (см. выше, абзац сноски и далее). 1288  Такое утверждение не может быть странным для IV века, ибо в это время можно указать св. отцов, которые не только давали все основания к такой формулировке христологических воззрений, но в своей системе имели даже и самые эти термины – таков св. Амфилохий Икотеский: να υ ν δο φσεων, φημι, σογχτως, τρπτως, διαιρτως (Fr. 15. PG XXXIX, col 113; ср. fr. 19. Ibid. col. 117).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

XXXVI – о светской власти и в – о последних судьбах мира и человека. Написано было указанное исповедание первоначально на французском языке, а затем в 1563 году переведено на немецкий и в 1566 г. на латинский. Дополнением указанного Бельгийского исповедания могут служить «Каноны Дортрехтского синода» (Conones Syndi Dordrechtonae), продолжавшегося с 13-го ноября 1618 г. до 9 мая 1619 г. Происхождение этих «Канонов» обусловливалось тем обстоятельством, что после появления «Бельгийского исповедания» в Голландии начинается сильное влияние арминианства [см. «Энц.» 1], представители которого отвергали строго кальвинское учение о предопределении и полном уничтожении в акте оправдания свободы человека, выставив вместо того учение о каком-то свободно-мистическом единении Бога с человеком. Осудив арминиан, Дортрехтский синод в тоже время издал 93 канона, в которых утверждается строго реформатское учение. В частности все указанные каноны распадаются на пять глав, из коих в I-oй раскрывается учение о Божественном предопределении, во – учение о смерти Иисуса Христа и ее искупительном значении для человечества, в III-IV-oй – учение об извращении природы человеческой грехом и способе возвращения человека к Богу и в V-й – о непреоборимости божественной благодати в деле спасения. Каноны указанного собора, как выразившие подлинно реформатское учение, были приняты в большинстве реформатских государств: в Нидерландах, Швейцарии, Франции и пуританами в Англии. Изданы были указанные каноны первоначально на латинском языке. Помимо Швейцарии, Франции и Голландии сказалось влияние кальвинизма и в Шотландии. Здесь под влиянием указанных идей были составлены два исповедания. IV-V) Первое 1560 года и позднейшее 1581 года (Confessiones scoticanae prior, 1560 г. et posterior, 1581 г.). Творцом первого является Нокс, ученик Кальвина. Составив свое вероизложение в 1560-м году, он в том же году представил его в парламент, который и признал его официальным вероизложением шотландских реформатов. Вероизложение это распадается на 25 членов, из коих в I-м излагается учете о Боге, во – о создании человека, в III-м – о первородном грехе, в IV-V-м – об обетовании искупления путем образования с древнейших времен церкви, в – о боговоплощении, как орудии искупления, в VIII-м – о предызбрании к искуплению, в IX-XI-м – о Лице Иисуса Христа, в XII-XV-м – об условиях оправдания человека, в XVI-м – о церкви, в – о бессмертии души, в XVIII-м – о признаках истинной церкви, в XIX-XX-м – об источниках христианского откровения, в XXI-XXIII-м – о таинствах, в XXIV-м – о светской власти, в XXV-м – о привилегиях церкви по сравнению с другими учреждениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В редакции Б2 перечень никольских священников также доведен до протопопа Ивана, но несколько отредактирован, в частности в нем опущена фраза о количестве лет непрерывного служения, а сам перечень вставлен после первой части Повести. Во всех основных звеньях стеммы редакции Б2 представлены списки с такого вида перечнем, в том числе его содержит и древнейший список Пог., 643, изготовленный около 1562 г. Следовательно, перечень описанного вида сопровождал и оригинал редакции Б2. Поскольку редакции Б х и Б2 восходят к общему источнику, редакции Б, то создавшуюся ситуацию легче всего объяснить следующим образом: редакция Б содержала перечень никольских священников до протопопа Ивана с указанием на 335 лет служения их рода, редакция Б х воспроизвела перечень полностью, а Б2 – с опущением количества лет. Если встать на формальную точку зрения, то можно предположить, что перечень редакции Б составлен ранее 1560 г., указание на который содержит редакция Б х . Но и в таком случае редакция Б не могла быть намного старше редакции Б х , так как перечень священников в Б х и Б 2 одинаково заканчивается именем протопопа Ивана Вислоуха, который упоминается в источниках с 1560 по 1578 г. (см. выше). Чтобы прояснить положение, обратимся к рассмотрению редакции А. Списки первоначального вида редакции А по разным причинам не воспроизвели перечень никольских служителей (в Вол., 523 окончание Повести пришлось на конец тетради, в других списках отразились лишь отдельные эпизоды из Повести, и их составители, по-видимому, не были заинтересованы в увековечивании рода никольских попов). Но большинство списков восходит к особой переработке памятника, в которой родословие никольских священников пополнилось сыном Ивана Вислоуха – Петром, хотя сведение о 335 годах служения рода сохранилось. Поскольку редакции А и Б, как было выяснено, независимо отражают один оригинал, то становится очевидным, что этот оригинал должен представлять собой Повесть с приложенным перечнем священников церкви Николы Заразского, доведенным до протопопа Ивана Вислоуха и сопровождавшимся указанием на 335 лет их непрерывного служения после перенесения иконы из Корсуня на Рязань. Поскольку последнее произошло в 1225 г., то получаем год составления всей Повести о Николе Заразском – 1560 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010