От редакции К оглавлению Четвертая книга «Истории Русской Церкви» включает в себя шестой, седьмой и восьмой тома одноименного труда Макария, митрополита Московского и Коломенского, посвященные церковной жизни в Восточнорусской митрополии в период с 1448 по 1589 г. Это время автокефалии Русской Церкви или, по оценке митрополита Макария, руководствовавшегося принципом канонической зависимости Русской митрополии от Константинопольского патриарха,— завершающий этап длительного «периода постепенного перехода... к самостоятельности (1240–1589)». Но высокопреосвященный автор замечает, что самостоятельность Русской Церкви в это время «не была еще полная и совершенная». События церковной и государственной истории XV–XVI вв. на многие века определили ход дальнейшей жизни России и Русской Церкви. В самом начале этого периода, в 1458–1461 гг., произошло разделение Русской митрополии на две: Восточнорусскую, или Московскую, и Западнорусскую, или Киевскую (Литовскую). Лишь спустя два столетия, в 1687 г., после присоединения Малороссии к России, актом Константинопольского патриарха Дионисия была подтверждена зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата. В 1453 г. под ударами турок османов пал Константинополь, православная Византийская империя прекратила свое существование. Вскоре турки завоевывают Сербию (1459), Албанию (1468) и другие православные страны. Русь остается единственной в мире православной державой. В конце XV столетия происходит окончательное свержение золотоордынского ига на Руси, а в 1547 г. великий князь московский Иоанн IV венчается на царство. Укрепление Русского государства, стремление власти к единодержавию, борьба великих князей с вечевым Новгородом, удельными князьями и расширение державных пределов на севере и востоке, окончательное покорение астраханских и казанских земель — все это государственное строительство происходило с благословения Русской Церкви и под ее попечением. Избрание Русского митрополита Собором русских епископов по воле великого князя крепко связало власть церковную и великокняжескую. Русские митрополиты этого времени поддерживали движение к объединению и укреплению государства. Эти требования светской власти не казались Церкви чрезмерными, а положение, при котором великий князь, а позже царь, активно вмешивался в дела церковные, не было для христиан XV–XVI вв. ни в коей мере унизительно. Ибо в эпоху, когда Русь осталась одна во враждебном окружении мусульман и католиков, не духовенство только, а вся паства Русской Церкви, весь народ православный, и прежде всего царь, стали хранителями истинной веры.

http://sedmitza.ru/lib/text/435954/

5. Страх Терлецкого, подтвердительная ему грамота от короля на Луцкую епархию и преследование виленского проповедника Зизания и братских священников 6. Универсал короля о созвании Собора в Бресте и грамота о том же митрополита 7. Огорчения митрополиту и защита его королем, сопротивление виленских жителей митрополиту и грамоты против них короля 8. Письмо Потея и Терлецкого к Гедеону Львовскому и притеснения их православным 9. Помощь с Востока православным, послание Александрийского патриарха Мелетия и патриаршие экзархи Кирилл и Никифор 10. Брестский Собор 11. Уния на одном Соборе единогласно отвергнута, на другом принята IV. Общий взгляд на введение унии в Литве 1. Как подготовлялась уния с самого отделения Западнорусской митрополии от Московской 2. Как действительно совершилось введение унии: четыре главных фазиса в движении этого дела 3. Кого следует назвать виновником церковной унии в Литве. Мера влияния на это дело 4. Что такое была появившаяся в Литве церковная уния Примечания к девятому тому Комментарии к девятому тому КНИГА ШЕСТАЯ От редакции М. В. Дмитриев. Основные проблемы истории Киевской митрополии в 1-й половине XVII в. История Русской Церкви в период ее самостоятельности (1589–1881). Патриаршество в России (1589–1720) ТОМ 10 Общий взгляд на период самостоятельности Русской Церкви Учреждение Патриаршества в России ОТДЕЛ I. ПАТРИАРШЕСТВО МОСКОВСКОЕ И ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ РОССИИ И ЗАПАДНОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ (1589–1654) Глава I. Три первые патриарха в Москве и междупатриаршество I. Патриарх Иов II. Патриарх Игнатий III. Патриарх Гермоген IV. Междупатриаршество V. Общий взгляд на состояние Церкви Глава II. Западнорусская митрополия в борьбе с униею, под гнетом униатских митрополитов Положение Православия и унии в Западнорусской митрополии и характер борьбы между ними I. Борьба Православия с униею при митрополите Михаиле Рагозе II. Борьба Православия с униею при митрополите Ипатии Потее III. Борьба Православия с униею при митрополите Велямине Рутском IV. Общий взгляд на борьбу Православия с униею в истекший период ТОМ 11 Глава III. Патриарх Московский Филарет и два его преемника

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589) Отдел второй Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589) К оглавлению Часть 1. ТОМ 6 Вступление Со 2-й половины XV столетия начинается великая перемена в государственной жизни нашего отечества. Система уделов, бывшая столько веков главным источником бедствий для земли Русской и уже довольно потрясенная прежде, падает теперь окончательно. Монгольское иго, другой источник еще тягчайших бедствий для нее в продолжение двух последних веков, после постепенного ослабления также исчезает совершенно. Русские государи, сделавшись единовластными и независимыми, или самодержавными, обращают свое внимание на внутреннее благоустройство своего государства и дают ему лучшие, подробнейшие законы; раздвигают пределы его на восток и запад, покоряя себе царства татарские, племена финские и возвращая от Литовского государства целые области, издревле принадлежавшие России; вступают в сношения с государями Европы, откуда заимствуют начатки ремесел, художеств, и по падении Греческой империи, а особенно после брака Иоанна III с племянницею последнего греческого императора Константина Палеолога, считая себя как бы законными преемниками величия православных греческих императоров, усвояют себе, хотя и не вдруг, их имя — имя царя и присоединяют герб Греческой империи — двуглавого орла к гербу московскому — святому Георгию Победоносцу . C половины того же XV в. началась важная перемена и в церковной жизни России. Русская Церковь с самого основания своего находилась в зависимости от Константинопольского патриарха, который долгое время и избирал и поставлял для нее первосвятителей, почти исключительно из греков, и оставался верховным пастырем их и судиею.

http://sedmitza.ru/lib/text/435957/

Состав гробниц определяет время изготовления оклада Рублевской «Троицы»: это — период супружества царя Ивана и Анастасии Романовны (февраль 1547 — август 1560 г.), корректируемый фактом женитьбы Юрия Васильевича на Ульяне, дочери Д. Ф. Палецкого (3 ноября 1547 г.). Таким образом, Грозненский оклад создан между ноябрем 1547 г. и августом 1560 г. Обращает на себя внимание факт, что среди изображений святых на гробницах нельзя найти ни одного, соименного детям Ивана и Анастасии. Но царевна Анна родилась 10 августа 1549 г., умерла 20 июля 1550 г. Царевна Мария родилась 17 марта 1551 г., умерла в том же году 8 декабря . Царевич Дмитрий родился в октябре 1552 г., умер 4 июня 1553 г. Однако, царевич Иван, родившийся 28 марта 1554 г. и крещенный в честь Иоанна Лествичника, и царевич Федор, родившийся 31 мая 1557 г. и крещенный в честь Федора Стратилата, — оба пережили дату 1560 г., но в изображениях гробниц никак не засвидетельствованы. Следовательно, изготовление оклада можно ограничить ноябрем 1547 — мартом 1554 г. Оценим тематическую направленность в целом всего состава изображений на гробницах Грозненского оклада. В свое время В. А. Плугин подметил некоторую связь между изображениями гробниц на окладе «Троицы» и подбором святых, упоминаемых в июльском (1552 г.) послании митрополита Макария к царю под Казань, и сделал отсюда вывод, что замысел оклада состоял в прославлении царя и царского рода (при этом сделано указание на личных патронов Грозного, его отца и деда, но имена остальных членов семьи оставлены без внимания) в связи с победой над Казанским ханством  . Действительно, в июльском послании 1552 г. митрополит со всем собором молят Господа Бога и Пречистую Богородицу о помощи царю и всему христианскому воинству, чтобы Господь исполнил царское желание помощью и поспешением архистратига Михаила и молитвами святого Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла и Иоанна Богослова, великих Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, русских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Леонтия, мученика Георгия, страстотерпцев Бориса и Глеба и молитвами преподобных Сергия, Варлаама и Кирилла (перечисляю небесные силы и святых угодников, которые соответствуют изображениям на гробницах Грозненского оклада) .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

34) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 727 (л. 85—88 об.) — 1632 г. Писец — Герман Тулупов. 35) РГАДА, ф. 201 (Собр. М. А. Оболенского), 74 (л. 83 об. — 84) — 30–е годы XVII в. Краткая запись о Сергии Радонежском под 25 сентября: «Сергии родомъ ростовець, от отца бояръ меншихъ. Преже пострижения вселился в пустыню и созда монастырь, в нем же и постри–жеся, ид же нын лежитъ тло его святое. И усп в лто 6900, живъ лт 78». Филиграни: Двуглавый орел, на щите литеры ID — Дианова и Костюхина, 1024 (1628—1629 гг.); Двуглавый орел, на щите литеры IM — Гераклитов, 126 (1638 г.); Ворота — Гераклитов, 41 (1638 г.); Дианова и Костюхина, 30 (1635—1639 гг.). 36) РНБ, Соловецкое собр., 699/807 (л. 68—71) — 30–е годы XVII в. 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 466 (л. 278—287) — 1505 г. Писец — Михаил Медоварцев; Москва, монастырь Николы Старого. 2) РНБ, Софийское собр., 1364 (л. 280—295) — около 1547 г. Проложная редакция, продолженная по Синодальному виду Четвертой Пахомиевской редакции, текст доведен до главы «О бснующемся велможи», кончается словами: «б велможа вдал от Лавры преподобнаго отца нащего Сергя на рце Волз глаголеми». На л. II форзаца помещена вкладная запись 1547 г. старца Аркадия в Кирилло–Белозерский монастырь. Филигрань: Рука под короной с 5 фестонами — типа: Брике, 10907 (1534—1537 гг.). 3) ГИМ, собр. И.А. Вахромеева, 50 (л. 100—109 об.) — 20–е годы XVII b. Соединение Проложной редакции с Синодальным видом Четвертой Пахомиевской редакции. Текст кончается рассказом о пострижении Сергия. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под пирамидой из кружков — типа: Дианова и Костюхина, 766 (1623 г.); Кувшин с одной ручкой под короной с розеткой, на тулове литеры P и GO — Гераклитов, 459 (1626 г.). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 694 (л. 400—409) — 1633 г. Копия списка Троиц. 466, писец — Герман Тулупов. В ранней рукописи Стишного пролога РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 717 второй четверти XV века (филигрань: Наковальня — типа: Брике, 5956 гг.]) имеется несколько вставок XVI в., посвященных памяти Преподобного Сергия Радонежского. Так, на вклеенном листе 322а почерком второй четверти XVI в. вписана особая редакция жития Сергия Радонежского, представляющая сильное сокращение Проложной редакции, но со вставкой дополнительного фрагмента:

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Куликовская битва не стала окончательной победой над монголами. Уже через два года, в 1382 г., хан Тохтамыш сжег Москву и принудил Дмитрия донского возобновить выплату дани. Но эта победа показала необходимость единства русских земель для полной победы над монголами. 7. Образование единого российского государства при Иване III. Конец монгольского ига. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Детство и юность Ивана III (соправитель Василия Темного) 2) Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: а) Походы на Новгород 1471, 1478 гг. б) Присоединение Твери. 3) Стояние на Угре 1480 г. Конец Монгольского ига. 4) Усиление власти московского князя. а) женитьба на Софье Палеолог. б) титул Великий Государь. в) герб, придворный церемониал. 5) Формирование системы управление единым государством: а) Дворец и Казна. б) Судебник 1497 г. в) Поместная система. Поместное войско. ДАТЫ: Походы Ивана III на Новгород – 1471, 1478 Стояние на Угре – 1480 Принятие Судебника Ивана III – 1497 ОТВЕТ:   8. Детство и юность Ивана IV Грозного. Реформы Избранной Рады. Опричнина. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Боярское правление и его влияние на характер Ивана Грозного. 2) Приход к власти. Венчание на царство (1547). 3) Реформы Избранной Рады: а) Состав Избранной Рады (протопоп Сильвестр, Адашев, Курбский) б) Цель реформ – укрепление царской власти. в) Реформа управления: приказы, Земский Собор (первый – 1549) г) Стрелецкое войско. д) Судебник 1550 г. е) Стоглавый Собор (1551). 4) Политика опричнины: а) Причины отказа от реформ и перехода к опричнине. б) Отъезд в Александровскую слободу (1565). в) Опричные казни (митрополит Филипп, Новгород) г) Отмена опричнины (1572). Продолжение казней. Казни опричников. 5) Состояние России к концу правления Ивана Грозного. ДАТЫ: Правление Ивана Грозного – 1547-1584 Созыв первого Земского Собора – 1549 Принятие Судебника Ивана IV – 1550 Начало опричнины – 1565 ОТВЕТ:   9. Причины Смуты. Обзор важнейших событий Смуты ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Смуты: а) прекращение династии Рюриковичей (смерть цар. Димитрия)

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

а) для его Чети-Минеи б) по поводу канонизации русских святых Собором 1547 г. в) по поводу такой же канонизации Собором 1549 г. г) после Соборов 1547–1549 гг. д) для Степенной книги е) вследствие господствовавшего направления литературы 5. Поп Сильвестр и Домострой: а) древнейшие списки Домостроя, его составные части и что в нем принадлежит Сильвестру б) некоторые черты из содержания Домостроя в) последняя глава Домостроя — послание Сильвестра к сыну 6. Два послания Сильвестра к князю Шуйскому-Горбатому 7. Новгородский архиепископ Феодосий и его послания 8. Инок Зиновий и его «Истины показание»: а) обозрение этого сочинения б) суждение о нем 9. Другое полемическое сочинение, приписываемое Зиновию — «Послание многословное»: а) обозрение этого сочинения б) суждение о нем 10. Жития святых, написанные под конец настоящего периода 11. Путешествие ко святым местам купца Трифона Коробейникова Книга пятая Б. Н. Флоря. Митрополит Макарий как историк Западнорусской Церкви Период разделения Русской Церкви на две митрополии История Западнорусской, или Литовской, митрополии (1458–1596) ТОМ 9 Общий взгляд на историю Западнорусской Церкви в настоящий период Глава I. Борьба православия с латинством и неудачные попытки к унии (1458–1503) I. Митрополит Григорий Болгарин: первая попытка к унии 1. Происхождение Григория, его поставление в митрополита и отделение при нем Западнорусской митрополии от Московской и от Цареградского патриархата 2. Король Казимир: как относился он прежде, до Григория, к православным в Литве и к Русской Церкви, как отнесся к Григорию и какие подчинил ему епархии по грамоте папы 3. Как отнеслись к Григорию православные епископы в Литве 4. Как отозвались на призыв Григория все прочие православные в Литве 5. Усердие православных к своим храмам, монастырям и духовенству 6. Бедственное положение православных в Галиции и некоторой части Подолии 7. Первые православные братства: в Львове и Вильне 8. Безуспешность усилий митрополита Григория насадить в Литве унию, обращение его к православной Церкви и подчинение как его самого, так и Западнорусской Церкви Константинопольскому патриарху

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Выпускник Московского университета (1900). Некоторое время преподавал в народном университете в Нижнем Новгороде. Академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР по отделению истории и философии; автор работ по истории религии, истории Древнего Востока. Филолог, специалист по семитским языкам и клинописи. 184. Макарий, митрополит (в миру — Михаил) (ок. 1482-1563) — митрополит Московский и всея Руси (с 1542 года). Он венчал на царство Иоанна Грозного в 1547 году. В 1547 и 1549 годах созвал в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. В связи с прославлением новых святых под руководством митрополита была проделана большая работа по составлении житий. При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Сочувствуя иосифлянам, митрополит Макарий не допустил принятия закона о секуляризации монастырских земель, предложенного протопопом Сильвестром. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нём была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг. Канонизирован Русской церковью в 1988 году. 185. Г. П. Федотов упоминает торжества 1888 года, когда отмечалось 900-летие Крещения Руси. 186. Приселков Михаил Дмитриевич (1881-1941) — русский советский историк. В 1903 окончил Петербургский университет, с 1918 года профессор этого университета; в 20-х гг. работал в историко-бытовом отделе Русского музея. В 1936-41 профессор Ленинградского университета. Основные труды по политической истории Древней Руси на основе критического исследования летописных источников. 187. Шахматов Алексей Александрович (1864-1920) — лингвист, текстолог, историк древних славянских литератур и языков, организатор науки действительный член Императорской Академии наук (1899), впоследствии — Российской академии наук. Под руководством Шахматова Отделение русского языка и словесности Академии наук стало центром отечественной филологии. По инициативе Шахматова Академия наук издала монографии, словари, материалы и исследования по кашубскому, полабскому, лужицкому, польскому, сербскому, словенскому языкам.

http://predanie.ru/book/219982-stati-vto...

Ciò che abbiamo vissuto nell’ultimo quarto di secolo, e che continuiamo a vivere oggi, può essere chiamato con sicurezza «secondo battesimo della Rus’». Infatti, com’è noto, la Rus’ fu battezzata nel 988 dal santo principe Vladimir nelle acque del Dnepr. Da quel momento iniziò il cammino salvifico della fede cristiana (nella sua variante bizantina e ortodossa) nelle città e nei villaggi della Santa Rus’. La Santa Rus’ è quello spazio storico che unisce le attuali Russia, Ucraina e Bielorussia. I tre popoli slavi, oggi divisi da confini statali, un tempo costituivano un unico popolo, e possiedono una storia comune, che è durata per oltre mille anni. La Santa Rus’ esiste ancora oggi nella forma di quello spazio spirituale unito dalla Chiesa ortodossa russa, che comprende in sé sia l’Ucraina, sia la Russia, sia la Bielorussia, sia un’intera serie di altri paesi. Nella storia ultramillenaria dello Stato russo i rapporti tra Chiesa e potere temporale si sono sviluppati in maniera diversa. Nel periodo dal 988 all’autocefalia della Chiesa russa nel 1488 lo Stato cooperava alla diffusione della fede ortodossa e non si ingeriva nelle faccende interne della Chiesa. Nel periodo seguente, il cosiddetto periodo moscovita (1448-1589), il potere principesco non di rado rompeva l’equilibrio di rapporti che si era venuto a creare e il principio di non ingerenza reciproca, sostituendo i capi della Chiesa sgraditi con altri più leali. Nel 1589 il Concilio di Mosca, sotto la presidenza del patriarca di Costantinopoli Geremia II, designò il primo patriarca russo, Iov. Nel primo periodo patriarcale il modello di rapporti tra Chiesa e potere civile fu la riproduzione dei rapporti tra Stato e Chiesa che si erano creati nell’impero bizantino, la cosiddetta sinfonia tra il potere ecclesiastico e quello statale. L’istituzione del patriarcato fu la logica prosecuzione dello sviluppo storico del cristianesimo orientale: i patriarcati ortodossi d’Oriente, che si trovavano sotto il potere dei musulmani, nel XVI secolo cercavano sostegno e difesa presso la Chiesa russa e i sovrani russi. L’elezione del patriarca conferì uno status particolare non soltanto alla Chiesa, ma anche al supremo potere dello Stato, che prese definitivamente coscienza di sé come erede dell’autorità del basileus bizantino.

http://new.mospat.ru/it/news/50997/

Любите же все эту духовную Мать и ковчег благодати… епископ Константинополя печальник перед Богом за вас всех АФИНАГОР. Родос Система «пентархии», как мы видели, действовала более или менее нормально вплоть до середины XIX века. Вселенский патриарх регулярно собирал восточных патриархов, их синоды, а зачастую и многих епископов, на настоящие общие соборы. Члены пентархии участвовали в общей жизни Церкви, выступали на поместных соборах. В 1620 году, например, после того, как некоторые епископы подписали унию с Римом, патриарх Иерусалимский восстановил в Киеве православную иерархию. В 1666 году восточные патриархи участвовали в большом соборе в Москве. К Русской Церкви, вошедшей в систему пентархии в 1589 году и занявшей в ней пятое место, продолжали обращаться и после отмены патриаршества Петром I в 1721 году. В 1848 году, когда Вселенский патриарх собрал в Константинополе восточных патриархов вместе с их синодами, чтобы выработать ответ Риму, стремящемуся в своей экклезиологии к догмату о непогрешимости, он также заботился о том, чтобы получить согласие Священного Синода Русской Церкви, где митрополит Филарет Московский, не имевший титула патриарха, фактически играл его роль. Из этих консультаций, как и из соборного совещания в Константинополе, возник один из основных документов, выражавших православное понимание Церкви, знаменитое послание 1848 года, где говорилось, что «у нас все тело церковное сохраняет истину». Стало быть, не было ничего более далекого от истины, чем повторять, как это делала западная пресса но поводу конференции на Родосе, что православные Церкви не собирались более тысячелетия. Даже если оставить в стороне соборы, которые состоялись в Киеве, Яссах, Москве, Вифлееме и Иерусалиме, напомним, что только в Константинополе соборы собирались в 1285, 1341, 1351, 1454, 1484, 1589, 1638, 1672, 1691, 1735, 1842 и 1872 годах, среди которых наиболее важными были соборы XIV века, посвященные учению о Святом Духе и о благодати; в XVII веке — отношению Православия к Реформации, в XIX веке — пониманию Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

  001     002    003    004    005    006    007    008