1-я пол. XIX в.- период расцвета обители, связанный с обретением в Б. п. в 1829 г. чудотворного образа «Лобзание Христа Иудою». На икону, служившую крышкой для бочек с солениями, обратил внимание монастырский пекарь. О чудесах от иконы по распоряжению свт. Московского Филарета (Дроздова) были сделаны обстоятельные дознания 3 благочинными. Паломники со всей России приходили к берлюковской иконе, получая через нее исцеления. Торжественное празднование иконе совершалось в 10-е воскресенье по Пасхе. Небольшие постройки уже не вмещали богомольцев. Благодаря пожертвованиям дворянских и купеческих семей (к 1835 собрано более 140 тыс. р.) и деятельности строителя (с 1840 игум., с 1853 архим.) Венедикта (1829-1855) были построены каменные пятиглавый собор во имя Христа Спасителя (освящен свт. Филаретом в 1848), надвратная ц. во имя свт. Василия Великого (ок. 1842), Всехсвятская ц. (освящена свт. Филаретом в 1853), двухъярусная колокольня (1851), двухэтажный каменный корпус с братскими кельями (1852), двухэтажный каменный корпус трапезной, келарни, кухни, хлебопекарни (1839), ограда с башнями (1840), каменная баня на берегу р. Вори, вход в к-рую устроили под Западной башней обители. На пожертвование (3 тыс. р.) московского купца Никиты Щеникова над пещерой на берегу р. Вори была выстроена ц. св. Иоанна Предтечи. В 1895-1900 гг. по проекту архит. А. С. Каминского на средства московского купца Самойлова была построена четырехъярусная 104-метровая колокольня. За оградой находились 2 двухэтажные гостиницы, 2 корпуса странноприимного дома, скотный и конный дворы, дома для конюхов и скотников, магазин. При пустыни на полном ее содержании существовала школа. В 1914 г. на пересечении Ладожской и Ирининской улиц Москвы по проекту архит. И. Ф. Мейснера была построена часовня обители (разрушена в 1928). В нач. XX в. мон-рь владел до 600 дес. земли. В 1764 г. в Б. п. было 8 чел. братии, в 1830 г.- 15 чел., в 1834 г.- 33 чел., в 1858 г.- 58 чел., в 1874 г.- 70 чел., к 1917 г.- ок. 100 чел. Почитались в обители похороненный в склепе собора Христа Спасителя архим. Венедикт († 1855) и сменивший его афонский постриженик иером. Парфений (Агеев), а также ученик валаамского иеросхим. Клеопы иеросхим. Макарий (Брюшков; † 1847), подвизавшийся близ обители в пещере на берегу р. Вори. Мон-рь посещали И. С. Шмелёв , С. И. Танеев и др. Последние известные настоятели - игум. Николай (10-е гг. ХХ в.), общавшийся с архим. Арсением (Жадановским) , и архим. Петр (Орлов).

http://pravenc.ru/text/78164.html

В Д. часто видели созданный рим. полководцем Гнеем Помпеем Великим (ок. 106-48 гг. до Р. Х.) союз независимых городов ( Bietenhard. 1963; Jones. 1971. P. 259), но ни Страбон, прекрасно знавший о деяниях Помпея, ни Иосиф Флавий о таком союзе не пишут ( Parker. 1975). Города Д. применяли разные системы летосчисления: в большинстве городов (Абила, Канафа, Дион, Гадара, Гераса, Гиппос, Пелла, Филадельфия и Скифополь) использовали варианты дат (64-61 гг. до Р. Х.) эры Помпея (видимо, в память обретенной при нем политической свободы); Дамаск пользовался селевкидской эрой; в Капитолиаде чеканка монет началась только в правление имп. Нервы или имп. Траяна. Судьба городов Д. в эпоху рим. господства совершенно различна, они никогда не вели не только общей, но и согласованной политики. Единый облик городов Д. связывают с общими культурными эллинистическими корнями, к-рые резко выделяли их из окружающей среды: от городов евреев с запада, набатеев с юга и горцев или кочевников с севера ( Bietenhard. 1977. S. 249-252; Rey-Coquais. 1982. P. 9). Города Д., населенные в IV-III вв. до Р. Х. эллинами, управлялись автономно и были организованы наподобие греч. полисов. В них процветали культы греч. божеств и спортивные игры ( Seyrig. 1959; Augé. 1982). Города Десятиградия Города Десятиградия В городах Д. жили известные риторы и ученые, поэты и юристы. Во II в. до Р. Х. Гиппос считали главным культурным центром Юж. Сирии. Из Гадары происходили сатирик Менипп (III в. до Р. Х.); поэт Мелеагр Гадарский (ок. 140 - ок. 70 гг. до Р. Х.), автор одной из первых антологий греч. поэзии, называвший Гадару «сирийской Аттикой»; философ-эпикуреец Филодем (2-я пол. I в. до Р. Х.). В рим. период были известны философ Антиох, оратор Феодор, современник Страбона ( Strabo. Geogr. XVI 2. 29), советник имп. Тиберия, и философ-киник Эномай (II в. по Р. Х.). Из Гадары происходил рим. консул, афинский философ Аспин (ок. 190-250). Философ Ямвлих (ок. 250 - ок. 330), уроженец Халкиды, учил в Гадаре. Среди граждан Герасы Стефан Византийский называл ритора Аристона, софиста Керикоса, юриста Платона, математика и пифагорейца Никомаха (нач. II в. по Р. Х.). Из Пеллы был родом христ. историк Аристон. В архитектуре, скульптуре, живописи городов Д. процветали античные формы, о чем свидетельствуют оформление гробниц рим. периода ( Zayadine. 1976; Barbet. 1982; Vibert-Guigne. 1982), планирование городов, улиц с портиками и колоннадами, театры, фонтаны. Своеобразная культура Д. заимствовала и перерабатывала влияния с Востока ( Seign. 1986. P. 41-53). Языческое население, видимо, было враждебно иудеям, однако язычников было немало в Д., о чем свидетельствует Талмуд. Среди учеников Иисуса Христа также названо «множество народа... из Десятиградия» (Мф 4. 25; Мк 5. 20).

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

Напр., в 1640/41 г. с церквей Патриаршей области было собрано ок. 2,5 тыс. р. дани и еще 1,35 тыс. р. неокладных доходов в виде пошлин (венечных, похоронных и проч.- см.: Устинова. 2011. С. 141-142), а в 1700 г.- 8714 р. дани и 4967 р. неокладных доходов ( Шимко. 1894. С. 260). В казну Вологодского архиерейского дома в 1612/13 г. поступило 441 р. 10 к. церковной дани и 43 р. 75 к. венечных пошлин, в 1627/28 г.- 474 р. 69 к. дани и 131 р. 41 к. пошлин ( Башнин. 2017. С. 119). По подсчетам Н. И. Суворова, с приходов Белозерского и Вологодского уездов в 1691 г. было собрано дани и оброка на 1054 р. 99 к. В окладной книге Вологодского архиерейского дома 1683 г. зафиксирован уникальный факт: десятину со всех приходов епархии, а также оброк с крестьян Софийского дома в размере 1713 р. внес Вологодский архиеп. Симон в виде поминального вклада ( Черкасова. Архиерейские окладные книги. 2012. С. 137; Суворов. 1865. 21. С. 832; 22. С. 966). Данные О. ц. к., как показала М. С. Черкасова, могут служить источником по истории народонаселения. Так, в 40-х гг. XVII в. на территории Первой и Заозерской половин Вологодского у. насчитывалось 158 приходов с 11,7 тыс. приходских дворов. В 70-х гг. XVII в. число дворов возросло до 14,3 тыс., что отразило ощутимый рост населения уезда (17%), умножилось число многодворных приходов. В окладных книгах «как бы законсервировались... издавна существовавшие вотчинные комплексы, территориально совпадавшие с приходами еще в далеком прошлом». Это факт демонстрирует устойчивость и «длительность бытования приходской сети на отдельных локальных территориях» ( Черкасова. Архиерейские окладные книги. 2012. С. 138-140). Сведения О. ц. к. позволяют реконструировать приходскую сеть епархий, ее рост и формирование, составить карту храмов, установить разнообразие храмовых посвящений (см., напр., данные 1628/29 г. о Вологде и об уезде - Башнин. 2016. Прил. 1-9). О. ц. к. содержат сведения о системе церковного управления, об именах и функциях должностных лиц (десятильников, заказчиков, строителей, старост поповских, тиунов в Патриаршей области), образцы их почерков.

http://pravenc.ru/text/2578243.html

В Д. появляются небольшие гос. образования: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Хайдак, Гумик, Филан, Зирихгеран и др. С VII в. Дербент, в X-XI вв. Кайтаг и Кумух стали центрами распространения ислама. В X-XII вв. часть территории Д. попадает под контроль Ширвана, крупнейшего мусульм. гос-ва на Кавказе. В X в. т. н. русы совершают ряд военных экспедиций в Вост. Закавказье: в 944 г. они в союзе с горцами захватили г. Барда в арране (совр. Азербайджан), ок. 965 г. разрушили одну из хазар. столиц, г. Семендер, на территории Д. В 1175 г. флотилия русов на службе у дербентского эмира участвовала в сражении близ Баку. В 70-х гг. XI в. Дербент и окрестные земли оккупировали турки-сельджуки. Их господство в регионе окончилось в 1123/24 г., когда войска груз. царя Давида IV Строителя изгнали их из Ширвана; ширваншахи и дербентские эмиры стали союзниками и вассалами Грузии. В 1173 г. Дербент опять попал в зависимость от Ширвана. В XIII в. народы Д. вели жестокую борьбу против монг. завоевателей (1220, 1239-1240), к-рые контролировали всю территорию Д. Наибольшему опустошению подверглись равнинные и предгорные районы прикаспийского и Сев. Д., включая предгорную Салатавию, Буйнакскую котловину, Кайтаг, Н. Табасаран, кюринские предгорья и нижний Самур. Со 2-й пол. XIII в. эти территории стали ареной борьбы 2 держав Чингисидов - Золотой Орды и гос-ва Хулагуидов; в 1319 г. хан Узбек захватил Дербент. Центр. и юж. области Д. (кроме Рутула и Цахура) были обложены данью; при поддержке монголов здесь укрепились новые правители, не связанные с прежними династиями: нуцалы, шамхалы, уцмии и др., просуществовавшие до XVIII в. Высокогорный Д. (земли рутульцев, цахуров, дидойцев, андийцев, отчасти аварцев), лежавший в стороне от направлений монг. походов, избежал разорения. Итог 140-летнего господства монголо-татар в Д. был крайне тяжелым: равнинная его часть полностью обезлюдела. Горцы отчаянно оборонялись, однако вынужденная изоляция от остального мира привела к замедлению исторического развития этого района. Дербент был разрушен до такой степени, что не смог восстановить свое прежнее значение.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Alex. Apol. contr. ar. 58; Idem. Hist. arian. 26). По мнению Т. Д. Барнса, письма были переданы Афанасию пресв. Моисеем, к-рому Павлин поручил известить епископа Александрии о своем избрании на кафедру ( Barnes. 2001. P. 97, 268; The Correspondence of Pope Julius I/Ed. G. L. Thompson. Wash., 2015. P. 140-142). Т. о., М. скончался не ранее 345-346 гг., когда Афанасий покинул Галлию, но не позднее 347 г. ( Gauthier. 1980. P. 53-56). Р. Ф. Эгрен, опираясь в т. ч. на позднее Житие М., предположил, что святой был возведен на епископскую кафедру 13 авг. 329 г. и скончался 12 сент. 346 г. ( Aigrain. 1916. P. 77-78, 89-91). По мнению Х. Х. Антона, М. занял кафедру не позднее 335-337 гг.; из Жития святого можно сделать вывод, что он был епископом Треверским с 29 апр. 330 по 29 мая 347 г. ( Anton. 1987. S. 71). Д. В. Зайцев Почитание Агиография. Житие М., созданное во 2-й пол. VIII в., считается самым ранним агиографическим произведением, написанным в Треверах (BHL, N 5822-5823; изд.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 21-25). Житие не могло быть составлено ранее 751 г., т. к. в нем Пипин Короткий назван королем; лит. особенности текста указывают на то, что он был создан до 90-х гг. VIII в. ( Winheller. 1935. S. 19; ср.: Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 1991. Bd. 3. S. 64-70). По-видимому, Житие М. было написано до того, как Карл Великий изъял аббатство М. из юрисдикции епископа Трирского и сделал его королевским мон-рем (ок. 780?). Т. о., текст был составлен во время правления кор. Пипина Короткого (между 751 и 768 - Anton. 2007. S. 51-52) или, по мнению К. Крёнерта, в нач. 50-х гг. VIII в., когда был жив св. Бонифаций (эта датировка основана на предположении о соперничестве между Трирской и Кёльнской кафедрами в тот период). Однако есть основания полагать, что Житие могло быть составлено позднее (по мнению В. Бершина, ок. 770). В тексте М. и др. предстоятели Треверской кафедры названы епископами, но упоминается также об «архиепископском престоле Треверов» (Trevirorum archiepiscopalem...

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Длительное время боролась против произвола властей и пыталась отстоять моленную община поморцев в с. Чоловка. Этот приход - крупнейший в районе, был снят с регистрации в 1962 г. Многочисленная поморская община в с. Нитине Емильчинского р-на, насчитывавшая 200 прихожан, была снята с регистрации в 1961 г. В 1962 г. снята с регистрации последняя легально действовавшая община поморцев Житомирского Полесья - в с. Бродник Базарского (ныне Народичского) р-на, насчитывавшая 140 верующих. Крупная община поморцев, не желавшая регистрироваться, существовала в с. Малинка Народичского р-на. После Чернобыльской аварии в 1986 г. село подлежало обязательному отселению, к 1990 г. все жители были переведены в старообрядческое предместье Коростеня - бывш. с. Чоловка. В 1990 г. получил регистрацию крупнейший центр поморцев региона - храм в с. Вел. Кошарища. В следующем году была зарегистрирована поморская община в бывш. с. Чоловка, где прихожане купили дом для приспособления его под храм. Этот приход стал одним из крупнейших, он насчитывал ок. 100 чел. в Чоловке и ок. 70 чел. в соседнем с. Жабче. Более сплоченными в крае были общины федосеевцев. В послевоенные годы на территории Украины федосеевцы жили только в Житомирской обл.: в с. Пятидуб и в с. Дермановка (с 1946 Трудолюбовка) Базарского (ныне Малинского) р-на. Главной была община федосеевцев в с. Пятидуб - единственная на территории Полесья состоявшая на регистрации в течение всего советского периода. Община насчитывала 200 чел., включая жителей соседнего с. Рахваловка Розважевского (ныне Иванковского) р-на Киевской обл. (выселено после 1986). Прихожане в 1945 г. получили от властей крупное деревянное здание моленной. Из Пятидуба был родом послевоенный наставник общин федосеевцев в Москве и в Серпухове Н. Д. Ващенко, к-рый неоднократно посещал свою малую родину, ходатайствовал о сохранении Пятидубской общины перед местными властями. В 1945-1959 гг. состояла на регистрации община в с. Дермановка, насчитывавшая 100 чел. Небольшая община федосеевцев до 1946 г. была зарегистрирована в отдаленном от Полесья с. Пилипо-Кошары Дзержинского (ныне Романовского) р-на Житомирской обл., в 1946 г. моленная была закрыта. В наст. время все 3 общины федосеевцев Житомирщины существуют без регистрации. Расколы XX в.

http://pravenc.ru/text/2578157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Поставление Митрофана во епископа Суздальского и Владимирского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 685 об.) Поставление Митрофана во епископа Суздальского и Владимирского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 685 об.) († до 1436), еп. Суздальский (1406 - до 1436). 9 сент. 1406 г. был поставлен во епископа Суздальского, хиротонию в ц. во имя Трех святителей в с. Голенищеве (подмосковной митрополичьей резиденции) возглавил митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан († 16 сент. 1406), в то время уже тяжело болевший; М. стал последним владыкой, хиротонисанным при этом первосвятителе. Новопоставленный епископ участвовал в погребении свт. Киприана в московском Успенском соборе. Следует отметить, что если предшественники М., свт. Дионисий (1374-1385) и Евфросин (ок. 1389 г.- нач. XV в.), имели титул архиепископов Суздальских, Нижегородских и Городецких, восходящий к пожалованию К-польского патриарха Нила в 1382 г., то М. был поставлен с титулом епископа Суздальского. Связано это было как с общим неприятием свт. Киприаном действий патриарха Нила в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIV в. (в частности, поставления им на Киевскую кафедру митр. Пимена ), так и с давним стремлением первосвятителя вернуть в состав Митрополичьей области города Н. Новгород и Городец (что, скорее всего, произошло в 1393 г. после разбирательства с участием уполномоченных К-польского патриарха Антония IV ). Евфросин в момент хиротонии М. был еще жив († 25 марта 1407), но оставил свою кафедру, вероятно, вынужденно. Начало епископства М. приходится на время правления в Суздале кн. Даниила Борисовича (1394-1408, впосл. вел. кн. Нижегородский). В результате московско-нижегородского конфликта в 1408/09 г. контроль над Суздалем установил вел. кн. Московский Василий I Димитриевич . В дальнейшем суздальский стол во время архиерейства М. занимали лояльные к Москве представители суздальского княжеского дома (см.: Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в кон. XIV - сер. XV в.//Средневек. Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 140-170). В кон. 10-20-х гг. XV в., «поговоря по духовному делу» с М., суздальские соправители князья Иван Борисович Тугой Лук и его сын Александр Иванович дали сохранившуюся в подлиннике жалованную грамоту на с. Переборовское на р. Нерли Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня мужскому монастырю ; к грамоте была привешена черновосковая печать М. (АСЭИ. Т. 2. С. 480. 436; датировка издателей грамоты - ок. 1424-1425 г.; см. также: Каштанов С. М. Исследования по истории княжеских канцелярий средневек. Руси. М., 2014. С. 179, 186).

http://pravenc.ru/text/2563426.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБ-ЭД-ДРА Археологический памятник раннего бронзового века на юж. оконечности п-ова Эль-Лисан. Важность Б.-эд-Д. для археологии библейской показали исследования 1924 г., проведенные У. Олбрайтом и М. Кайлом. В 1964 г. в Б.-эд-Д. были открыты кладбища бронзового века с богатым инвентарем. В 1965 и 1967 гг. П. Лапп провел раскопки памятника и доказал, что Б.-эд-Д. в эпоху ранней бронзы имел крепостные стены и являлся городом, а не святилищем, как предполагал Олбрайт. Работы продолжили сотрудники Лаппа (У. Раст, Р. Т. Шауб) в составе экспедиции, открывшей ряд соседних с Б.-эд-Д. поселений эпохи бронзы (с 1973 г. 4 сезона раскопок, к-рые вели Американские школы исследований Востока , Смитсоновский ин-т, Вашингтон). Соляные столпы на Мёртвом м. Соляные столпы на Мёртвом м. Б.-эд-Д. обсуждали в связи с проблемой городов «окрестности Иорданской», к-рую избрал себе Лот после отделения от Авраама (Быт 13. 10-13; 19. 28-29) и локализации Содома и Гоморры . Традиция помещала эти города у юж. края Мёртвого м. (Быт 13. 10-13; 14; 19; Philo. De Somniis. 2. 192; De Abrahamo. 140-141), и Олбрайт характеризовал Б.-эд-Д. как их общий центр, считая, что сами библейские города давно скрыты водами моря. Однако открытие в 70-х гг. ХХ в. на юге еще 4 городов с материалами ранней бронзы (Нумейра, Эс-Сафи, Фейфех и Ханазир) дало возможность отнести их к городам «окрестности Иорданской». Позже Раст и др. исследователи отказались от этой идеи, но не отрицали влияние предания о Б.-эд-Д. и Нумейре на процесс складывания библейского повествования о Содоме и Гоморре. Обширные кладбища Б.-эд-Д. стали эталоном для выделения отдельных фаз периода ранней бронзы (ок. 3300-2100 гг. до Р. Х.). Древнейшая фаза (РБ IA) представлена погребениями в шахтных гробницах, где находят сосуды из керамики и базальта, корзины, браслеты из раковин и жен. фигурки из глины, набалдашники булав, деревянные посохи пастухов. Предполагают, что первое кладбище Б.-эд-Д. принадлежало кочевым племенам, к-рые сходились в Б.-эд-Д. специально для похорон и жили там временно. Обилие погребений объясняется тем, что кладбище использовали ок. 100 лет.

http://pravenc.ru/text/77304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ III [Макарий аз-Заим; араб.    ] (ок. 1600, Халеб - 12.06.1672, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 11/12 нояб. или 12 дек. 1647), один из крупнейших церковных деятелей и писателей правосл. Востока османской эпохи. Биография До вступления на Патриаршество Макарий III, патриарх Антиохийский. Портрет из Царского Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. 7. Л. 85) Макарий III, патриарх Антиохийский. Портрет из Царского Титулярника. 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 3. 7. Л. 85) Род. в Халебе (Алеппо) на рубеже XVI и XVII вв. В миру носил имя Юханна (Иоанн). Происходил из священнического рода аз-Заим. Известны предки М.- отец, хури (приходский священник) Булус (Павел), и дед, хури Абд аль-Масих аль-Брутус (греч. Πρτος - первый; возможно, передачей этого прозвища является араб. аз-Заим - «предводитель»). О братьях и сестрах М. прямых сведений нет, однако в путешествии по Вост. Европе в 50-х гг. XVII в. его сопровождал племянник Бутрус, имя к-рого документы РГАДА передают в русифицированной форме как Петр Иванов (вариант: Петр Христофоров). Отец М. Булус род. приблизительно в нач. 70-х гг. XVI в. и, судя по нек-рым упоминаниям М., должен был быть жив во 2-м десятилетии XVII в. К нему же восходит ряд сведений о церковных событиях в Халебе кон. XVI в., к-рые М. включил в свои исторические труды ( Панченко. Митрополиты и епархии. 2012. С. 140-141; Сериков. 2002. С. 306). Свое духовно-нравственное воспитание М. связывал с Халебским митр. Мелетием Кармой (1612-1634; впосл. Антиохийский патриарх Евфимий II ), который возвел его последовательно в сан диакона, кассиса и хури (градации священнического сана у арабов-христиан). Много лет спустя М. написал панегирическую биографию Мелетия, похожую на житие. Молодой священник стал свидетелем бурных событий антиохийской церковной истории в 20-х гг. XVII в., борьбы за власть в христ. общине Халеба между Мелетием Кармой и патриархом Кириллом IV Даббасом, многолетних тяжб этих иерархов и 2-кратного ареста митр. Мелетия. В 1627 г. у М. род. сын Булус (см. Павел Алеппский ). Жена умерла вскоре после родов, и единственный сын остался самым близким М. человеком до конца его жизни. После гибели патриарха Кирилла Даббаса и его соперника патриарха Игнатия III Атыйи на Антиохийскую кафедру был возведен Мелетий (Евфимий) Карма (1 мая 1634). Впосл. М. утверждал, что именно ему новый патриарх обещал престол Халебского митрополита, однако Евфимий не спешил с рукоположением своего ученика. Подобная тактика была характерна для всех Антиохийских патриархов - выходцев из Халеба, не желавших создавать промежуточное звено между собой и поддерживавшей их христ. общиной города.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

578 Светоний (Suetonius) Гай Транквилл (ок. 70ок. 140) – римский историк и писатель; автор недошедших сочинений энциклопедического характера. В своем главном сочинении «О жизни двенадцати цезарей» (в 8 книгах) с равной обстоятельностью излагает исторические события и привычки цезарей (от Юлия Цезаря до Домициана). 579 Плиний Младший (Plinius Junior) (61 или 62 – ок. 114) – римский писатель; консул в 100 г., императорский легат в провинциях Вифиния и Понт в 111–113 гг. Из сочинений сохранились сборник писем в 10 книгах и похвальная речь «Панегирик» императору Траяну. 580 Тацит (Tacitus) (ок. 58 – ок. 117) – римский историк; главные труды посвящены истории Рима и Римской империи в 14–68 гг. («Анналы») и в 69–96 гг. («История» в 14 книгах, от которых дошли первые четыре и начало пятой), а также религии, общественному устройству и быту древних германцев (очерк «Германия»). 581 Лукиан Самосатский (ок. 120 – ок. 190) – древнегреческий писатель-сатирик; ранние сочинения написаны в духе второй софистики. Основное содержание зрелого творчества – философская сатира, направленная против традиционного почитания олимпийских богов, идеалистического догматизма и житейских предрассудков, проникнутая влиянием эпикуреизма, скептицизма и философии киников («Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых»). 583 Поликарп (ок. 69 – ок. 155) – христианский мученик, писатель, епископ г. Смирны (Малая Азия); по преданию, являлся учеником Иоанна Богослова. 584 Квириниева перепись – перепись, объявленная римскими властями в Иудее. Рассматривается как провиденциальная причина, по которой Мария и Иосиф отправились в Вифлеем (каждый житель Иудеи должен был записаться по месту исконного проживания своего рода); из-за этого Христос родился в Вифлееме ( Лк.2:1–5 ). Читать далее Источник: Христианство и цивилизация : Избранные труды по богословию и философии/Флоровский Г.В. Сост., вступит. ст., примеч. И.И. Евлампиева, В.Л. Селиверстова. - СПб. : РХГА, 2005. - 862 с. ISBN 5-88812-154-1 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010