Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († осень 1388), еп. Коломенский (ок. 1375-1388), местоблюститель митрополичьего престола (кон. июля 1379 - весна 1381). Согласно «Сказанию о начале Владычного монастыря» (XVII в.), в 1360 г. Г. служил диаконом при Киевском митр. св. Алексии . Осенью 1363 г., будучи уже игуменом (вероятно, московского мон-ря), в качестве одного из митрополичьих послов Г. был отправлен в Н. Новгород для вызова на митрополичий суд нижегородского кн. Бориса Константиновича в связи с захватом им нижегородского княжеского стола. После отказа князя ехать на суд в Москву и вернуть княжество старшему брату вел. кн. Димитрию (Фоке) Константиновичу Г. вместе с богоявленским архим. Павлом, исполняя волю митрополита, затворил все церкви в городе. Борис Константинович был вынужден подчиниться и направил бояр на переговоры в Москву. Согласно 1-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского, созданной Пахомием Логофетом во 2-й четв. XV в., Г. в нач. 70-х гг. XIV в. являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Ок. 1373 г. Г. и архим. Павел были посланы митр. Алексием к прп. Сергию, чтобы уговорить последнего вернуться в Троице-Сергиев мон-рь (ранее прп. Сергий оставил эту обитель и основал под Переяславлем Залесским киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). Важные дипломатические функции, к-рые выполнял Г., а также тот факт, что он был поставлен архимандритом Чудова мон-ря, основанного свт. Алексием, говорят о его принадлежности к кругу особо близких к митрополиту людей. Хиротонию Г. во епископа Коломенского возглавил свт. Алексий. Время поставления Г. во епископа можно определить периодом кон. весны 1374 - ок. 1375 г. В списке рус. епископов, поставленных свт. Алексием, Г. назван вслед за Тверским владыкой Евфимием и Суздальским еп. св. Дионисием (хиротония обоих относится к весне 1374), ранее Черниговского еп. Григория (хиротонисан до 1377) и Смоленского еп. Даниила (хиротонисан ок. 1375, по П. М. Строеву ). Согласно Житию свт. Стефана Пермского, составленному Епифанием Премудрым , Г., к-рого агиограф называет «старцем многолетним и добролепным», между сер. февр. 1378 и кон. июля 1379 г. по повелению митрополичьего наместника архим. Митяя (Михаила) рукоположил во иерея ростовского иеродиак. св. Стефана . В 1379 г., когда Михаил (Митяй) уезжал на поставление в К-поль, Г., являвшийся местоблюстителем митрополичьего престола, принял в Москве св. Стефана, пожелавшего посвятить жизнь христ. просвещению языческого населения Вычегодской Перми. «Испытав» святого, Г. благословил его на миссионерскую деятельность, выдал соответствующую грамоту, а также «от мощий святыхь, и антимисы, и прочая потребная, яже суть надобна на освященье святей церкви, и святое миро, и священное масло, и ина таковая подобоключимая» ( Епифаний Премудрый. С. 74-83).

http://pravenc.ru/text/164571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ Преставление Даниила, еп. Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.579 об) Преставление Даниила, еп. Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2.Л.579 об) († март 1397, Москва), еп. Смоленский (с 1382/83 в Москве титуловался: «епископ Звенигородский»). Преемник Смоленского еп. Парфения, Д. стал последним из архиереев, к-рого между 1374 и 1378 гг. поставил Киевский митр. св. Алексий ( Присёлков. С. 406). Его поставление стало возможным благодаря разрыву Смоленска с Литвой (смоленские войска в 1375 участвовали в походе на союзную Литве Тверь). По мнению П. М. Строева , хиротония Д. имела место ок. 1375 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 589). К нач. 80-х гг. XIV в., по-видимому из-за своей промосковской позиции, Д. был лишен кафедры (Смоленск в это время вновь вошел в сферу влияния Литовского великого княжества ) и уехал в Москву. Это событие могло произойти либо до окт. 1381 г., когда власть в Литве принадлежала вел. кн. Владиславу (Ягайло) , либо после июня 1382 г., когда был убит его дядя и политический соперник - Литовский вел. кн. Кейстут . Последний, заключив перед смертью военно-политический союз с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем , передал московскому правителю Ржевское княжество, земли к-рого входили в состав Смоленской епархии. Зимой 1382/83 г. Д. в Переяславле-Залесском вместе с Киевским митр. Пименом и Ростовским еп. Матфеем Гречином совершил хиротонию Саввы во епископа Сарского и Подонского. В сообщении Троицкой летописи об этом событии Д. назван «владыкой Звенигородцким» ( Присёлков. С. 425; Никоновская летопись также называет Д. Звенигородским епископом). Несомненно, речь не идет о существовании Звенигородской епархии, возможно, Д. в течение какого-то времени жил в Звенигороде. Др. областные древнерус. летописцы (прежде всего тверские) называют Д. Смоленским архиереем, несмотря на то что зимой 1382/83 г. на Смоленскую кафедру был поставлен свт. Михаил . 17 янв. 1389 г. вместе с Киевским митр. Пименом (низложен К-польским патриархом в 1385/86, низложение подтверждено в кон. 1387 - нач. 1388) и Рязанским еп. Феогностом (возможно, также и со Смоленским еп. Михаилом) Д. совершил хиротонию во архиепископа Новгородского Иоанна II в московском Архангельском соборе. В апр. 1389 г., когда Пимен тайно от вел. князя уехал из Москвы в К-поль, чтобы добиваться отмены постановления о своем низложении, Д. вместе со мн. архиереями и клириками сопровождал митрополита до Дона. 20 мая 1389 г. Д. участвовал в отпевании и похоронах в Архангельском соборе блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича.

http://pravenc.ru/text/171230.html

† 1367, 20 марта Свт. Феодор Добрый, еп. Тверской (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых). † 1367, 8 декабря Прп. Кирилл Челмогорский. † ок. 1367 г. Прп. Вассиан Строкинский, Каргопольский (8 декабря). † 1373. 15 октября Свт. Иоанн, еп. Суздальский. † 1375, 20 июля Прп. Авраамий Галичский. † 1377, 5 мая Прп. Варлаам Серпуховской. † 1377, 26 мая Прп. Гедеон Серпуховской (5 мая). † 1378, 12 февраля Свт. Алексий, митр. Киевский и всея Руси, Московский (20 мая; 5 октября). Прп. Феодора Нижегородская (в миру блгв. кнг. суздальская Василисса–Анастасия) (2 июня; 28 марта; 23 июня – Собор Владимирских святых). † 1379, 25 апреля Прп. Сильвестр Обнорский. † 1380, 8 сентября Прп. Александр (Пересвет), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). Прп. Андрей (Родион Ослябя), схимонах-воин. Радонежский (7 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок.1380 г. Прп. Леонтий Стромынский (20 июля; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1384, 23 марта Прп. Пахомий Нерехтский (15 мая). † 1384, 29 мая Прп. Илия келарь. Радонежский (6 июля – Собор Радонежских святых). Св. прав. Иулиания Новгородская (21 декабря; 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Новгородских святых). † 1385, 6 мая Прп. Михей Радонежский. † 1385, 15 октября Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (26 июня). † 1388, зима Прп. Исаакий молчальник. Радонежский (30 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Афанасий «Железный посох», Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † ок. 1388 г. Прп. Феодосии Череповецкий (26 ноября; 25 сентября; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1389, 19 мая Св. блгв. вел. кн. московский Димитрий Донской. † после 1389 г., 17 нюня Прп. Исаакий Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 нюня Прп. Кирилл Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Климент Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никита Алфанов, Новгородский (4 мая). † после 1389 г., 17 июня Прп. Никифор Алфанов, Новгородский (4 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

упом. в 1388 г. Афанасий II упом. в 1388–1391 гг. Иоанн (Гоголь) рукоположен в 1405 г. Герасим упом. в 1415 г., не позднее 1428 г. переведен в Смоленск. Владимиро-суздальские, суздальские, нижегородские, городецкие, торусские епископы и архиепископы Алексей рукоположен в 1252 г. Свт. Серапион рукоположен в 1274 г.; † 12.06.1275. Свт. Феодор рукоположен в 1276 г.; † 1286. Феодор рукоположен в 1288 г.; в 1295 г. митрополитом сведен с епархии. Симеон рукоположен в 1295 г., а в 1299 г. переведен в Ростов. † 1314. Даниил рукоположен в марте 1330 г. Нафанаил рукоположен в 1347 г. Даниил (вторично) упом. в 1351 г., † 1362. Свт. Алексий рукоположен 6.12.1352 (с 1340 г. наместник); с 1354 г. митрополит Киевский. Алексий упом. в 1363 г., † 1364. Свт. Иоанн † 1373. Свт. Дионисий (архиеп.) Рукоположен в 1374 г.; в 1384 г. в Царьграде посвящен в митрополита Всероссийского; † 15.10.1385. Евфросин (архиеп.) рукоположен в 1389 г.; † 25.03.1407. Митрофан рукоположен 9.09.1406; упом. 22.03.1416. Авраамий упом. в 1436–1449 гг. Галицкие епископы и митрополиты Иосиф упом. в 1292 г. Григорий упом. в 1301 г. Нифонт (митр. Галицкий) Рукоположен в 1303 г.; † до декабря 1305 г. Гавриил (митр. Галицкий) Феодор рукоположен в мае 1328 г.; митр. Галицкий с 1332 г.; упом. до 1335 г. Антоний (митр. Галицкий) Рукоположен в мае 1371 г., † 1391–1392 гг. упом. в 1398–1415 гг. (в митрополиты не рукоположен). Коломинские епископы Афанасий упом. ок. 1353 г. Филимон рукоположен ок. 1360 г. Герасим рукоположен ок. 1375 г.; † 1388. рукоположен в 1389 г.; † 1392. Григорий рукоположен в 1392 г.; † 13.02.1405. Иларион рукоположен 26.08.1406; † 9.03.1408. рукоположен в 1410 г. Амвросий рукоположен в 1414 г.; упом. 1.02.1421. Авраамий упом.на Соборе 1441 г. Варлаам упом. в 1447–1449 гг. Луцкие епископы Феодосии I упом. в декабре 1326 г. и 1.05.1328. Трифон рукоположен в декабре 1331 г., упом. в 1335 г. Арсений упом. в 1366 г. упом. в 1393 г.; с 1398 г. Галицкий епископ. Феодор 7.10.1397 прибыл в Москву. в 1401 г. лишен епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

261 ...святыя книги писаше хитр... – Многие книги, переписанные Стефаном в «Затворе», сгорели вместе со всей монастырской библиотекой в страшном ростовском пожаре 1408 г. 263 ...по преставлении Алексиа митрополита... – Митрополит Алексий (рукоположен в 1354 г.) умер 12 февраля 1378 г. 264 ...повелнием намстника своего, именем Михаила, нарицаемаго Митяя... – Митяй (в монашестве Михаил), духовный отец великого князя московского Дмитрия Ивановича, был выдвинут им претендентом на русский митрополичий престол после того, как в 1375 г. в Константинополе патриарх Филофей поставил в митрополиты всея руси Киприана еще при жизни митрополита Алексия. После смерти Алексия (1378 г.) Митяй по приказу князя взял на себя руководство русской церковью и присвоил знаки митрополичьего достоинства. Умер неожиданно на пути в Константинополь в 1379 г. 265 ...поставленъ бысть въ прозвитеры от Герасима, епископа коломеньскаго. – Епископ коломенский Герасим (рукоположен ок. 1375 г., умер в 1388 г.) рукоположил Стефана в пресвитеры после смерти митрополита Алексия, но еще до отъезда Митяя в Константинополь, следовательно, в период между 12 февраля 1378 г. и 26 июля 1379 г. 266 И изучися сам языку пермьскому... – Имеется в виду язык современных коми-зырян и коми-пермяков, относящийся к финно-угорской семье языков. 267 ...и грамоту нову пермьскую сложи... – Некоторое хронологическое смещение описываемыхсобытий: из дальнейшего текста «Слова о житии и учении...» следует, что создание Стефаном пермской азбуки относится к 1372 или 1375 году. 271 ...еже ити въ Перьмьскую землю... – Имеются в виду земли на северо-востоке России, ограниченные бассейнами рек Вычегды, Выми, Сысолы, Вятки и Камы (территория на стыке современных Республики Коми, Коми-Пермяцкого автономного округа, Архангельской, Вологодской и Кировской областей). 272 ...двиняне, устьюжане... пермь великая, глаголемая чюсовая. – Перечисляются названия племен и народностей, населявших Пермскую землю во второй половине XIV в. 273 Поприще – наименование некоторых древнерусских путевых мер, здесь употребляется в значении «верста» (около 1.067 км).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная с XI в. армяне по т. н. татарскому торговому пути, связывавшему Восток с Центр. Европой, из Каффы (ныне Феодосия, Крым), где была значительная арм. колония, стали переселяться на территорию Польского королевства и Молдавского княжества. В арм. историографии считается, что первые колонии в Молдавском княжестве были основаны в 1060 и 1064 гг. беженцами из Ани и др. арм. городов в пределах Византийской империи, захваченных Алп-Арсланом, однако румын. историк Н. Йорга считал сведения о столь раннем появлении армян на этих территориях легендарными ( Iorga. 1913. P. 12-13). Известны неск. волн арм. эмиграции XIII-XIV вв.: 1239, 1299, 1319 (разрушение Ани в результате землетрясения), 1342 гг. (Ани взят персами). Арм. общины были устроены в городах Сучава, Яссы, Ботошани, Дорохой, Фокшани, Сирет, Роман, Галац, Васлуй, Тыргу-Окна, Бакэу, Бырлад и др. Армяне внесли заметный вклад в развитие торговли, экономики и, как следствие, в формирование молдавского гос-ва. Мн. арм. эмигранты принадлежали к высшим слоям общества Молдавского княжества - к знати и купечеству. Начиная с XIV в. армяне начали селиться в крупных городах Валашского княжества и Добруджи, где объединялись в цехи и братства. В городах они имели свою администрацию, которой руководил совет во главе с войтом. Первая арм. епархия в Европе была основана в Польском королевстве в 1365 г. (Львов) католикосом всех армян Месропом I Артазеци (1359-1372) с согласия польск. кор. Казимира III Великого (1333-1370); юрисдикция этой епархии в течение почти 100 лет распространялась также на армян Буковины и Молдавского княжества. На кафедру был поставлен еп. Григор, назначение которого 15 янв. 1375 г. подтвердил католикос Константин V Сисеци. 2 апр. 1384 г. католикос Теодорос II Киликеци (1382-1392) назначил епископом Лемберга (Львова) Ованнеса; подчинение ему армян Молдавского княжества в том же году ратифицировал молдавский господарь Петру I Мушат (ок. 1375 - ок. 1391). Сохранился документ от 16 авг. 1388 г., в к-ром католикос Теодорос II обвинял еп. Григора в дерзости и призывал его подчиниться еп. Ованнесу. В источнике перечислены объекты, окормляемые епархией в то время, среди к-рых - города Сирет и Сучава (Молдавское княжество), а также - «земля влахов» (Валашское княжество). Еп. Ованнес также упоминается под 1398 г., в источнике указано, что он имел царское происхождение ( Alian. 1896. P. 5-8, 93, 130, 215-220). В 1384 г. в документах впервые упоминается армянская церковь в Четатя-Албэ (ее строительство относят к более раннему времени, поскольку она имеет эпиграфику 967, 1142, 1152, 1174 и 1176 гг.). В XIV-XV вв. сформировалась арм. община в Хотине (в 1782 арм. население составляло здесь большинство) ( Бэнэцяну. 1962. С. 172).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

14.11.1357 1360 г. 08.1363 † патриарх Каллист I Период 2 патриаршества: – пишет гомилию на Успение Пресвятой Богородицы (1-ые годы патриаршества); – передал Великой Лавре монастырь вмч. Димитрия в Константинополе (1367 г.); – устранил конфликт между между епископом Иериссосским и Святогорским и Протатом Афона (1368 г.); – пишет Соборный томос 1368 г.; – посылает прп. Сергию Радонежскому в подарок крест-мощевик, параман, схиму и грамоту с благословением ввести общежительный устав в монастыре (1374 г.); – посвящает Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского (02.12.1375). Кон. 1365 – нач. 1366 Письма игумена Великой Лавры Иакова Триканы свт. Филофею относительно догматических взглядов Прохора Кидониса 472 Переговоры в Риме о принятии католической веры взамен на помощь Запада в войне против турок и болгар. Имп. Иоанн V Палеолог отправляется в Венгрию в поисках союзников, на обратном пути попадает в плен к болгарам. Амедей VI Савойский освобождает имп. Иоанна и отвоевывает Галлиполи, Месемврию и Созополь. 473 Принято решение о созыве Вселенского собора по вопросу присоединения к Римо-католической Церкви. Диспут Иоанна Кантакузина с латинским патриархом Константинопольским Павлом. 04.1368 Собор в апреле 1368: канонизация Паламы и осуждение Прохора Кидониса 18.10.1369 Имп. Иоанн V Палеолог принимает католичество в Риме 1370 г. сер. 08.1376 Переворот Андроника IV. Имп. Иоанн V Палеолог отрекается от престола Свергнут и замещен Макарием ок. 06.1377 Назначен новый патриарх Макарий 1377/1378 Смерть в Константинополе 1380 г. 1380-е Почитается как святой 1380–1388 Правление патриарха Нила Керамевса 5 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 33. С. 95. 6 Филофей (Коккин), свт. Житие и деяния преподобного Саввы Нового, Ватопедского, подвизавшегося на Святой Горе Афон. М., 2017. С. 10. 7 Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. М., 2001. С. 295, строки 13–20. 12 Laurent V. Philothee Kokkinos. Dictionnaire de theologie catholique. Paris. 1935, t. 12 2 , 1498–1509; Niggl. Prolegomena zu den Werken des Patriarchen Philotheos von Konstantinopel (1353–1354 und 1364–1376). München. 1955; Meyendorff J. Introduction à l’étude de Gregoire Palamas. Paris. 1959. Перевод на русский язык: Мейендорф И. прот. Жизнь и труды св. Григория Паламы : введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и допол. для русского перевода. СПб., 1997. XVI + 480 с.; Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120–149; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. 239 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

279-282). В пользу принадлежности трактата И. А., во-первых, свидетельствует, как замечает Кандаль, сходство почерков в Vat. gr. 1096 и Vat. gr. 1102 (уже шла речь о сходстве почерков в этих рукописях и в Vat. gr. 176 и Par. gr. 2758; ср.: Mercati. 1931. P. 229-233, а также ил. IX и XI), хотя Меркати высказывался о возможном авторстве сочинения в Vat. gr. 1096 не столь категорично ( Mercati. 1931. P. 237, 240-241). Во-вторых, сохранился неизданный ответ Иоанна Кантакузина «Главы к Исааку Аргиру о 7 духах» (инципит и введение опубликованы: Ibid. P. 274-275). Самая ранняя рукопись сочинения Иоанна Кантакузина - Paris. gr. 1247 (перечень рукописей см.: Iohannis Cantacuzeni Opera/Ed. E. Voordeckers, F. Tinnefeld. Turnhout, 1987. S. XII. Anm. 4. (CCSG; 16)), однако текстологическая связь этого ответа с Vat. gr. 1096 нуждается в дальнейших исследованиях (не исключена вероятность того, что Иоанн Кантакузин опровергает несохранившееся сочинение И. А., отличающееся от Vat. gr. 1096). Против принадлежности И. А. трактата в Vat. gr. 1096 говорит то обстоятельство, что о «паламитской ереси» в сочинении упоминается как о существующей уже 50 лет (см.: Mercati. 1931. P. 238) и что Кантакузин начал утверждать о нетварности Фаворского света 40 лет назад; следов., анонимное сочинение было написано после 1381 г. и до смерти Иоанна Кантакузина в 1383 г. ( Polemis. 2003. P. XLV. Not. 109), что плохо соответствует предполагаемому году смерти И. А. ок. 1375 (однако датировка дополнительных анафем к Синодику 1388 г. дает terminus ante quem для кончины Аргира). Полемис считает возможным приписать авторство анонимного трактата в Vat. gr. 1096 Иоанну Кипариссиоту (Ibid. P. XLIV). Тот факт, что в Vat. gr. 1096. Fol. 71r включено «Исповедание» И. А. (cap. 10-13; Candal. 1957. P. 100. 8 - 102. 25), еще не говорит в пользу авторства И. А., ибо то же самое исповедание имеется в составе неизданного (ср. публ. фрагмента: PG. 152. Col. 664a-737b) сочинения Иоанна Кантакузина в Vat. gr. 1094. Fol. 227r (тем самым включение «Исповедания» И.

http://pravenc.ru/text/674145.html

2 декабря 1375 г. патриарх Филофей посвятил на кафедру «митрополита Киевского, Русского и Литовского» болгарского монаха Киприана 315 , своего бывшего келейника 316 и посланника на Русь. Этот акт был необычным и казался несвоевременным, т.к. еще был жив митрополит «Киевский и всея Руси» Алексий. Однако свт. Филофей не собирался разделять митрополию, но, наоборот, пытался сохранить ее единство в условиях, когда православная паства литовского государства из-за политических интриг оказалась в опасности присоединения к Католической церкви. Поэтому целью поставления Киприана было предотвратить отпадение части Русской Церкви, подвластной Литве 317 . Второй период патриаршества свт. Филофея продлился почти 12 лет. В середине августа 1376 г. имп. Иоанн V Палеолог был вынужден отречься от престола в результате переворота, который совершил его старший сын Андроник IV. Но Андронику удалось удержать власть только до июля 1379 г., когда с императорского престола сверг Андроника его же отец. После переворота Андроника IV, в сентябре 1376 г. 318 свт. Филофей (Коккин) был смещен с патриаршего престола, вероятно, по причине своего отказа короновать узурпатора, и удалился 319 в Константинопольский монастырь (возможно, в Акаталипт). Примерно в июне 1377 г. был назначен новый патриарх Макарий. Точная дата смерти свт. Филофея (Коккина) неизвестна, вероятно, святитель умер в промежутке между 1377 и 1378 гг., в возрасте ок. 80 лет. 320 В последовании службы свт. Филофею XIV в. указана дата смерти – 22 число, но какого месяца и года, не ясно. Этот же день в тексте последования считается и датой памяти святителя. Еще при жизни святителя либо в Болгарии, либо на Руси, были переведены его молитвы и гимны на славянский язык 321 . А почитание свт. Филофея как святого начинается в последние десятилетия XIV в. 322 Последование службы ему было составлено анонимным автором из исихастских кругов в период патриаршества Нила Керамевса (1380–1388 гг.) 323 . В начале XV в., в течение 30 лет после смерти святителя фессалоникские художники нарисовали фресковое изображение святителя в виме 324 главного храма сербского монастыря Ресава (известного также под названием Манасия). Кроме этого, до нас дошла серия изображений свт. Филофея (Коккина) конца XVIII – XIX вв., на которых он изображен либо монахом, либо архиереем. Эти изображения находятся в иконографической программе скитов и монастырей Афона: монастыри Филофей, Григориат, Великая Лавра, скит Святой Троицы «Кавсокалива» монастыря Великая Лавра, – и Болгарии: монастырь Рила. Также эти изображения имеются в декорированном узорами инициале «О» и в наборе декоративных элементов 2 афонских рукописей конца XVIII – начала XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Аще пакы ослушаетеся словеси моего, въ манастырь не пойдете, имею васъ неблагословенныхъ и вне священства своего, по апостольскому словеси» 723 . Пострижение Митяя в монахи автоматически подразумевало его разрыв с супругой. Забегая несколько вперед, отметим, что известия о событиях в Москве заставили Киприана срочно отправиться из Литвы в Константинополь. Ранее нами было выяснено, что путь из Руси в Константинополь можно было проделать примерно за 1,5–2 месяца, если не останавливаться на отдых и осмотр достопримечательностей. С учетом этого факта, а также того, что уже в начале декабря 1375 г. Киприан был в Константинополе, становится очевидным, что он должен был получить информацию из Москвы приблизительно за 1,5–2 месяца, т.е. в начале октября 1375 г. Таким образом из числа возможных дат пострижения Митяя выпадает 8 ноября 1375 г. (в этом случае Киприан просто физически не смог бы добраться ко 2 декабря 1375 г. в Византию) и остаются лишь 6 и 20 сентября 1375 г. Отсюда вытекает и другое – уход Сергия из Троицкого монастыря следует датировать сентябрем 1375 г. Согласно «Житию» Сергия, уход преподобного в Киржач произошел в один из субботних дней. В сентябре 1375 г. таковыми являлись 1, 8, 15, 22 и 29 сентября. Из этих чисел следует исключить 1 сентября – судя по летописи, именно в этот день закончилась болезнь Сергия. Отсюда становится ясным, что Сергий покинул Троицу в одну из суббот, не ранее 8 сентября 1375 г. Тем самым из двух возможных дат пострижения Митяя в монахи остается лишь 20 сентября 1375 г. и выясняется, что Сергий оставил свою обитель либо 8, либо 15 сентября 1375 г. Что же касается даты основания Киржачского монастыря, то известно, что Сергий вернулся в Троицу, согласно «Житию», только после освящения церкви в новой обители 724 . Поскольку она была посвящена Благовещению Богородицы (этот праздник отмечается 25 марта), с достаточной долей уверенности можно полагать, что ее освящение пришлось именно на храмовый праздник весной 1376 г., а через несколько дней – в конце марта – начале апреля 1376 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010