Священнослужитель в своем лице совмещает обе стороны культа. Он носит в себе дар той Божественной благодати, которой он сподобился в Хиротонии; независимо от своих сил, дарований, достоинств он – проводник Божественной благодати, посредник между Богом и людьми. Это принадлежит не ему, но Богу. Это дар Божий, а он лишь орудие для сообщения людям этого дара, более или менее совершенное, более или менее достойное. Только это последнее в известной степени зависти от него: радея о своем даровании, он при содействии благодати Божией может подняться до светочей русского православного духовничества преподобного Сергия Радонежского (ок. 1321–1391), святителя Тихона Задонского (1724–1783), преподобного Серафима Саровского (1759–1833), святителя Феофана Затворника (1815–1894), старца Амвросия Оптинского (1812–1891), но он же, при своем нерадении, может и долу низвергнуться. По силе, дарованной ему при Хиротонии, обитающей в нем благодати ему дано совершать Таинства, низводить Духа Святого, прикасаться своими руками до святейшего всех Владыки. По этим преимуществам его служение превосходит все земные служения, оно даже выше ангельского, что настойчиво отмечают отцы и учители Церкви. Особенно ярко раскрыл это святой Иоанн Златоуст (ок. 350–407): «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному ...ни человек, ни ангел, ни архангел и ни другая какая-либо сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотью, соделал представителями ангельского служения. Поэтому священнодействующему нужно быть столь чистым, как бы он стоял на самых небесах посреди тамошних Сил... Когда видишь Господа закланного и предложенного, священника, предстоящего этой Жертве, и молящегося, и всех, окропляемых этой драгоценной Кровью, то думаешь ли, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а переносишься ли тотчас на небеса и, отвергнув все плотские помышления души, светлою душою и чистым умом не созерцаешь ли небесное? О чудо! О человеколюбие Божие!.. Перейди отсюда к совершаемому ныне, и ты увидишь не только дивное, но и превосходящее всякий ужас. Предстоит священник, низводящий не огонь, но Святого Духа; совершает продолжительное моление не о том, чтобы огонь ниспал и попалил предложенное, но чтобы Благодать, нисшедши на Жертву, воспламенила чрез души всех и сделала их светлейшими очищенного огнем серебра... А когда он призывает Святого Духа, совершает страшную Жертву и постоянно касается общего всех Владыки, – скажи мне, где поместим его? Какой потребуем от него чистоты и какого благоговения? Подумай, каковы должны быть руки, служащие этому, каков язык, произносящий эти слова? Не всего ли чище и святее душа, принимающая этого Духа? Тогда ангелы предстоят священнику, весь чин небесных сил взывает и наполняет место около престола в честь Лежащего».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

72. Евстафий 1019–1025 73. Алексей Студит 1025–1043 74. Михаил I Кирулларий 1043–1058 75. Константин III Лихуд 1059–1063 76. Иоанн VIII Ксифиллин 1064–1075 77. Косьма I Иерусалимит 1075–1081 78. Евстратий Гарида 1081–1084 79. Николай III Кирдиниат Грамматик 1084–1111 80. Иоанн IX Агапит 1111–1134 81. Лев Стиппиот 1134–1143 82. Михаил II Куркуас Оксеит 1143–1146 83. Косьма II Аттик 1146–1147 84. Николай IV Музалон 1147–1151 85. Феодот II 1151/2–1153/4 86. Неофит I Феодосий (?) 1153–1154, 1 месяц 87. Костантин IV Хлиарин 1154–1157 88. Лука Хрисоверг 1157–1169/70 89. Михаил III Анхиальский 1170–1178 90. Харитон Евгениот 1178–1179 91. Феодосии Ворадиот 1179–1183 92. Василий II Филакопул Каматир 1183–1186 93. Никита II Мунтан 1187–1189 94. Досифей Иерусалимский 1189 февр. 95. Леонтий Феотокит 1189 февр.–окт. 96. Досифей повторно 1189–1191 97. Георгий II Ксифиллин 1191–1198 98. Иоанн Х Каматир 1198–1206 99. Михаил IV Авториан 1208 ок.–1214 100. Феодор II Ириник 1214–1216 101. Максим II 1216 102. Мануил I Харитопул Сарантин ок. 1216/17–1222 103. Герман II 1222–1240 104. Мефодий II 1240 105. — вакансия 1240–ок. 1243/4 106. Мануил II 1243/4–1254 107. Арсений Авториан 1254–1260 108. Никифор II 1260–1261 109. Арсений Авториан повторно 1261–1265 110. Герман III 1265–1266 111. Иосиф I 1266–1275 112. Иоанн XI Векк 1275–1282 113. Иосиф I повторно 1282–1283 114. Григорий II Георгий Кипрский 1283–1289 115. Афанасий I 1289–1293 116. Иоанн XII Косьма 1294–1303 117. Афанасий I повторно 1303–1309 118. Нифонт I 1310–1314 119. Иоанн XIII Глика 1315–1319 120. Герасим I 1320–1321 121. Исайя 1323–1332 122. Иоанн XIV Калека 1334–1347 123. Исидор I 1347–1350 124. Каллист I 1350–1353 125. Филофей Коккин 1353–1354 126. Каллист I повторно 1355–1363 127. Филофей повторно 1364–1376 128. Макарий 1376/7–1379 129. Нил 1380–1388 130. Антоний IV 1389–1390 131. Макарий повторно 1390–1391 132. Антоний IV повторно 1391–1397 133. Каллист II Ксанфопул 1397 134. Матфей I 1397–1402 135. — вакансия 1402–1403 136. Матфей I повторно 1403–1410

http://sedmitza.ru/text/443829.html

Преподобный Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) встречал пришельцев суровым вопросом: «Хотите ли и можете ли терпеть труды места сего, голод и жажду и всякие недостатки?» Когда преподобному Сергию отвечали, что хотят и могут, он говорил пришельцам: «Знайте, что вам предстоит здесь, будьте готовы терпеть скорби, печали, всякую тугу и нужду, приготовьтесь не к покою и беспечалию, но к трудам, посту, всяким искушениям и подвигам духовным». Тем не менее строгость жизни, слава подвигов привлекали к пустынным монастырям множество богомольцев, ищущих у старцев, по словам апостола, назидания, увещания и утешения ( 1Кор. 14:3 ). Вокруг монастырей постепенно разрастались крестьянские поселения, при этом монастырский храм был для крестьян центром молитвенной жизни, а старцы-монахи – духовными попечителями и наставниками. Число пустынных монастырей постоянно росло, распространялось на северо-восток. Основатели их долго готовились к своему делу, проходя иноческое послушание обыкновенно в пустынном же монастыре, под руководством опытного старца, «изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся нощи», достигнув же определенного духовного возраста, уходили в пустыню, чтобы основать там новый монастырь. Так, словно свечи, возжигаемые одна от другой, монашеские обители несли свет Христов по Русской земле. Необычайно высокий авторитет старчества подкреплялся и многими излияниями пророческих дарований. Хорошо известен эпизод из жития преподобного Зосимы († 1478), основателя Соловецкого монастыря, когда незадолго до падения Новгорода выгнанный со двора Марфы-посадницы (XV в.) старец сказал своим спутникам: «Придут дни, когда живущие в этом дворе не будут ступать по нему ногами своими, когда затворятся его ворота и не отворятся более и запустеет этот двор». Марфа-посадница после одумалась и устроила для преподобного Зосимы обед со знатными гостями, первыми новгородскими сановниками. Среди обеда Зосима взглянул на гостей и вдрт с изумлением опустил глаза в землю: взглянув в другой раз, опять сделал то же; взглянул в третий раз и опять, наклонившись, покачал головой и прослезился. С той минуты он не дотронулся до пищи. По выходе же из дома сказал ученику: «Взглянул я на бояр и вижу – некоторые без голов сидят». Это были те новгородские бояре, которых великий князь Московский Иван III (1440–1505) впоследствии велел казнить как главных своих противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1309 г. город разорили каталанцы (отряды наемников, вышедшие из подчинения имп. Андроника II Палеолога). В 1310-1324 гг. уроженец В. Нифонт занимал патриаршую кафедру в К-поле. Город служил местом ссылки высокопоставленных персон. В 10-20-х гг. XIV в. в В. работал Георгий Каллиергис , к-рого называли «лучшим художником всей Фессалии». В 1325-1331 гг. в ските Иоанна Предтечи подвизался свт. Григорий Палама , нек-рое время здесь жили прп. Афанасий Метеорский (между 1335 и 1340 гг.) и прп. Феодосий Тырновский (в 40-х гг. XIV в.). Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г. Базилика во имя прп. Антония Нового Веррийского. 1860 г. Во время междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III Палеологов (1321-1328) окрестности В. были театром военных действий. В 40-х гг. этот город являлся опорным пунктом Иоанна VI Кантакузина в его борьбе с Алексеем Апокавком и сербами. В 1343/44 г. В. была завоевана серб. кор. Стефаном Душаном , к-рый провел работы по реконструкции городских укреплений. В 1350 г. она была возвращена под власть визант. имп. Иоанна VI Кантакузина, но через неск. лет вновь отвоевана сербами. С 1358 г. В., Воденом (Эдессой) и Касторией управлял серб. господарь Радослав Хлапен, тесть македонского кор. Марко. Ок. 1375 г. греки возвратили город, но с кон. XIV в. над ним нависла тур. угроза. Он неоднократно подвергался нападениям турок: ок. 1387 г. В. стала платить дань Мураду I, в 1391 г. она была захвачена Баязидом I. Веррийский митр. Арсений был повешен турками на дереве перед кафедральным собором, а собор превращен в мечеть. В 1433 г. В. была окончательно включена в Османскую империю, центр духовной жизни переместился из города в скит Иоанна Предтечи, где нек-рое время подвизались прп. Никанор Завордский († 1519), прп. Дионисий Олимпийский († 1540) и др., останавливался равноап. Косма Этолийский (1775). В период тур. владычества город назывался Караферия и оставался крупным торговым и промышленным центром Македонии, а Веррийская кафедра считалась престижной и перспективной для иерархов: ряд Веррийских митрополитов впосл. стали К-польскими и Александрийскими Патриархами (Кирилл II Контарис, Иоанникий Киприот, Хрисанф I). В перечнях митрополий К-польского Патриархата В., занимавшая первоначально 30-е место, в кон. XV в. поднимается на 17-е, в 1715 г.- на 16-е место.

http://pravenc.ru/text/158188.html

Косьма I Иерусалимит (1075 – 1081) Евстратий Гарида (1081 – 1084) Николай III Кирдиниат (Грамматик) (1084 – 1111) Иоанн IX Агапит (1111 – 1134) Лев Стиппиот (1134 – 1143) Михаил II Куркуас (Оксеит) (1143 – 1146) Косьма II Аттик (1146 – 1147) Николай IV Музалон (1147 – 1151) Феодот II (Феодосий (?)) (1151/2 – 1153/4) Неофит I (1153 – 1154,1 месяц) Костантин IV Хлиарин (1154 – 1157) Лука Хрисоверг (1157 – 1169/70) Михаил III Анхиальский (1170 –1178) Харитон Евгениот (1178 – 1179) Феодосий Ворадиот (1179 – 1183) Василий II Филакопул Каматир (1183 – 1186) Никита II Мунтан (1187 – 1189) Досифей Иерусалимский (февраль 1189) Леонтий Феотокит (февр. – окт. 1189) Досифей (повторно) (1189 – 1191) Георгий II Ксифиллин (1191 – 1198) Иоанн X Каматир (1198 – 1206) Михаил IV Авториан (ок. 1208 – 1214) Феодор II Ириник (1214 – 1216) Максим II (1216) Мануил I Харитопул Сарантин (ок. 1216/17 – 1222) Герман II (1222 – 1240) Мефодий II (1240) ок. 1240 – ок. 1243/4 – вакантен Мануил II (1243/4(?) – 1254) Арсений Авториан (1254 – 1260) Никифор II (1260 – 1261) Арсений Авториан (повторно) (1261 – 1265) Герман III (1265 – 1266) Иосиф I (1266 – 1275) Иоанн XI Векк (1275 – 1282) Иосиф I (повторно) (1282 – 1283) Григорий II (Георгий Кипрский) (1283 – 1289) Афанасий I (1289 – 1293) Иоанн XII Косьма (1294 – 1303) Афанасий I (повторно) (1303 – 1309) Нифонт I (1310 – 1314) Иоанн XIII Глика (1315 – 1319) Герасим I (1320 – 1321) Исайя (1323 – 1332) Иоанн XIV Калека (1334 – 1347) Исидор I (1347 – 1350) Каллист I (1350 – 1353) Филофей Коккин (1353 – 1354) Каллист I (повторно) (1355 – 1363) Филофей (повторно) (1364 – 1376) Макарий (1376/7 – 1379) Нил (1380 – 1388) Антоний IV (1389 – 1390) Макарий (повторно) (1390 – 1391) Антоний IV (повторно) (1391 – 1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей I (1397 – 1402) 1402 – 1403 – вакантен Матфей I (повторно) (1403 – 1410) Евфимий II (1410 – 1416) Иосиф II (1416 – 1439) Митрофан II (1440 – 1443) Георгий III Мамма (1443 – 1450) 137 Афанасий II (1450) Геннадий II Схоларий (1454 – 1456,1463,1464 – 1465)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и Ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, – такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древнерусской архитектуре, и в иконописи. Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена святым Сергием Радонежским (ок. 1321–1391). По выражению его жизнеописателя, Преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, «поставил храм Святой Троицы как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на образ Святой Троицы побеждался страх перед ненавистною разделенностью мира». Святой Сергий вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников: «Да будут все едино яко же и мы». Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, внутреннее объединение всех существ в Боге. Тем же идеалом было исполнено все древнерусское благочестие. Им же жила и русская иконопись. Преодоление ненавистного разделения мира, преображение вселенной во храм, где вся тварь объединится так, как объединены в Едином Божеском Существе три Лица Святой Троицы – вот основная тема, которой в древнерусской религиозной живописи все подчиняется. Но для того, чтобы понять ее язык, необходимо преодолеть ряд препятствий, затрудняющих современному человеку проникновение в духовную сущность православного образа. Глава 2. ИКОНА В СОСТАВЕ СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Моленные иконы (греч. «икон» – образ, портрет) первых веков христианства до нас не дошли, но о них сохранились как церковные предания, так и исторические свидетельства. Церковное предание возводит первые иконы ко времени жизни Самого Спасителя и непосредственно после Него. Как известно, портретное искусство процветало в Римской империи в ту эпоху. Делались портреты и людей близких, и людей почитаемых. Поэтому нет никаких оснований полагать, что христиане, особенно из язычников, составляли исключение из общего правила, и это тем более что в самом еврействе, хранившем ветхозаветный запрет образа, в эту эпоху существовали течения, допускавшие человеческие изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (ок. 1321–1391), основатель и 2-й игумен Троицкого м-ря (позже Троице-Сергиева лавра), инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Канонизирован в 1452; Серебрянский Николай Ильич (1872–1940), богослов, магистр богословия (1909), доктор церковной истории (1916). Помощник инспектора Смоленской духовной семинарии (1898), преподаватель Псковской духовной семинарии (1903–1909), правщик Московской типографии (с 1910), преподаватель Костромской семинарии (1914–1916). Доцент (с 1916), профессор (с 1917) МДА. Профессор Православной народной академии (с 1918), библиотекарь и библиограф Славянского отдела БАЛ (1923–1930), член Славянской научной комиссии ОРЯС АН (1923–1929). В 1930 арестован по «академическому делу», приговорен к 10-ти годам заключения на Соловках, замененным через год ссылкой в г. Судиславль Костромской обл., где он преподавал немецкий язык в средней школе. В 1936 вновь арестован, отправлен в Сиблаг, умер в заключении; Середонин Сергей Михайлович (1860–1914), историк, магистр русской истории (1892). Приват-доцент (с 1892) Петербургского ун-та, профессор Петербургских ВЖК (с 1892), преподаватель Археологического ин-та в Петербурге (с 1900). Инспектор (с 1907) и профессор (с 1912) Историко-филологического ин-та в Петербурге; Сивков Константин Васильевич (1882–1959), историк, доктор исторических наук. Преподаватель в школах Тифлиса и Москвы (с 1906), один из учредителей и член правления московского Кооперативного тов-ва издательского и печатного дела «Задруга» (с 1911). Профессор Иваново-Вознесенского ин-та народного образования, Тверского педагогического ин-та (с 1919), ученый секретарь Упр-ния музеями-усадьбами Наркомпроса (1925–1928), сотрудник РИМ (ГИМ) (1921–1930). Позже профессор Московского Историко-архивного ин-та, старший научный сотрудник Ин-та истории АН СССР (с 1936), зам. председателя Комиссии по истории сельского хозяйства. Зав. кафедрой в МГПИ (в 1950-е); Сидоров Алексей Алексеевич (1891–1978), искусствовед, книговед, библиофил, магистр (1921), доктор искусствоведения honoris causa (1936), член-корр. АН СССР (1946), академик ГАХН, заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). Выпускник (1913), затем магистрант, приват-доцент (с 1916) историко-филологического ф-та, младший хранитель (1916–1921), зав. граверным кабинетом (1927–1936) Музея изящных искусств при М.у. (с 1937 – ГМИИ). Профессор этнологического (1925–1931) и исторического (1942–1950) ф-тов МГУ. Действ. член Ин-та археологии и искусствознания РАНИОН (1921–1930). С 1918 сотрудник Наркомпроса, один из инициаторов создания РАНИОН. Ученый секретарь ГАХН и Научно-художественной секции ГУСа (с 1924). Профессор МИФЛИ (1933–1938), московских Архитектурного (1936–1944), и Полиграфического (1938–1964) ин-тов. С 1944 старший научный сотрудник Ин-та истории искусств АН СССР (ВНИИ искусствознания Минкультуры СССР). Председатель (1956–1959), член Экспертной комиссии ВАК по искусству и искусствоведению (1956–1969);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Родап – историк Роман Мстиславович (? – 1205) – князь Новгородский (1168–69), Владимиро-Волынский (с 1170), Галицкий (с 1199) Романовы – боярский род в России XIV–XVI вв., с 1613 – царская, с 1721 – императорская династия Россель Джордж Вильям (1790–1846) – лорд, английский генерал- майор Ростопчина Евдокия Петровна (1811/12–1858) – рус. писательница Рувим – старший сын Иакова, один из 12 патриархов Рыбников Павел Николаевич (1831–1885) – рус. фольклорист Рюрик (? – 871) – варяжский военачальник, легендарный основатель первой княжеской династии на Руси Сабакон (Севекон) – царь эфиопский Саксон Грамматик (1140–ок. 1208) – дат. хронист-летописец Сальвиян (Сальвиан) (ок. 400–480) – христианский писатель Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – рус. философ, историк, публицист, славянофил Санд Жорж (наст. имя Автора Дюпен, по мужу Дюдеван; 1804–1876) – фр. писательница Санхониатон (возможно: Санахт) – егип. фараон второй династии Раннего царства Сасаниды – династия иран. шахов в 224–651 Святополк I Окаянный (ок. 980–1019) – князь Туровский (с 988), Киевский (1015–1019), старший сын Владимира I, убийца Св. Бориса и Глеба Святополк II Изяславич (1050–1113) – князь Полоцкий (1069–71), Новгородский (1078–88), Туровский (1088–1093), великий князь Киевский с 1093 Святополк (IX в.) – Моравский князь Святослав I (? – 972) – князь Киевский Сесострис – см. Сенусерт Семирамида (ассир. Шаммурамат) (к. IX в. до н. э.) – царица Ассирии, с именем которой связаны завоеват. походы и сооружение висячих садов в Вавилоне Сенусерт III (гр. прочтение: Сесострис; 1877–1839 до н. э.) – легендарный егип. фараон XII династии, в царствование которого Среднее царство достигло наивысшего расцвета Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – церк. и гос. деятель Серторий Квинт (ок. 122–72 до н. э.) – рим. полководец и руководитель антиримского восстания иберийских племен в Испании Сибур Мария-Доминик (1792–1857) – архиепископ Парижский, убитый бывшим священником его иерархии; отстаивал принятый в 1854 католический догмат о непорочности зачатия Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

В греч. подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» М. описан как «старец с длинной бородою, был усечен мечем» (Ерминия ДФ. С. 212, под 20 июня). Нередко в минейных циклах предпочтительной для изображения становится именно сцена мучения. Так, в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44r, 1322-1340 гг.) в нижнем правом клейме листовой миниатюры показана сцена усекновения главы святого (имеется надпись с именем): М.- старец с недлинной клиновидной бородой, в фелони, с омофором на плечах, поставлен перед казнью на колени, руки в молении, за его спиной палач заносит меч; взгляд святого устремлен на стоящую справа (у самой разгранки) фигуру безбородого юноши с нимбом. В росписи притвора ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317/18) М. представлен человеком средних лет, с темными короткими вьющимися волосами и короткой округлой бородой, облачен в темный плащ и светлый хитон; святой склонился под занесенным над его головой мечом, протянутые в молитве руки скрыты под плащом; в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; между 1390 и 1391), в нартексе кафоликона афонского мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Критский), а также в пронаосе храма мон-ря Воронец (Румыния; 1546) М. показан в архиерейском облачении. Единоличные изображения в настенных минологиях представлены в притворах ряда храмов: Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия; ок. 1320), погрудно, рядом с прп. Иосифом, М. преклонных лет, с кудрявыми волосами и бородой, в хитоне и гиматии, в правой руке держит крест; Вознесения мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; ок. 1350), в рост; свт. Николая в Пелиново (Черногория; 1717-1718), в рост. Известны примеры включения образа М. как архиерея в святительский чин в виме храма: вместе с Модестом Иерусалимским святой представлен в нижнем ярусе росписи, в центре, на стене юго-восточного компартимента алтарного пространства наоса кафоликона Хиландарского монастыря на Афоне (1321/22); между Спиридоном Тримифунтским и Евтихием К-польским М. помещен в росписи свода жертвенника кафоликона мон-ря Симонопетра на Афоне (сер. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010