Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВПРАКСИЯ Евпраксия († ок. 393), прп. (пам. 12 янв.), мать прп. Евпраксии (пам. 25 июля). Сведения о Е. содержатся в Житии ее дочери (BHG, N 631-631m). Наиболее полное описание, по-видимому, находится в неизданном тексте (BHG, N 631b) - Житии Антигона сенатора, жены его Е. и дочери их Евпраксии. Согласно Житию прп. Евпраксии, ее мать Е., богобоязненная христианка, была знатного происхождения и вступила в брак с сенатором Антигоном, родственником имп. Феодосия I Великого (379-395), наместником Ликии. Благочестивые супруги раздавали свое имущество нищим, после рождения дочери они решили жить в браке как брат и сестра. Через год Е. овдовела; не захотев 2-й раз вступать в брак, к к-рому ее склоняла императрица, она вместе с малолетней дочерью покинула К-поль и отправилась в Египет, в район Н. Фиваиды, где у нее были обширные владения. Е. посещала мон-ри и церкви, делая щедрые пожертвования. Придя в жен. обитель, где подвизалось ок. 104 монахинь (в Житиях святых, составленных свт. Димитрием Ростовским, упом. 130 монахинь - С. 574), Е. и Евпраксия были поражены строгостью устава. Мать хотела принести щедрый дар в 20 или 30 литр золота, чтобы сестры молились о ней, о ее дочери и об Антигоне, но Феодула, настоятельница мон-ря, сказала, что примет только немного елея для лампад и фимиам. Через некоторое время Евпраксия, к-рой не исполнилось и 7 лет, пожелала остаться в обители. После ухода дочери в мон-рь Е. продолжала путешествовать по мон-рям Египта и помогать нуждающимся, она усилила свой духовный и телесный подвиг, не пила вина, не вкушала ни мяса, ни рыбы и принимала пищу 1 раз в день, вечером. Прошло неск. лет, и Феодуле во сне было открыто, что через 3 дня Е. отойдет ко Господу. Настоятельница объявила Е. о близости ее кончины. Е. дала последние наставления дочери и с миром почила. Она была похоронена в обители, где подвизалась прп. Евпраксия. В нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц. (кон. X в.) семейства М (по классификации И. Делеэ) под 11 янв. содержится указание на некую св. Евпраксию без к.-л. пояснений, является ли она матерью прп. Евпраксии или речь идет об одной и той же святой (т. е. о Евпраксии-дочери). В совр. календарях Греческой Церкви Е. не упоминается.

http://pravenc.ru/text/187263.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛАМОН [греч. Μον το Καλαμνος], мон-рь, находится в 6,5 км к юго-востоку от г. Иерихона (Израиль). В визант. период располагался на берегу Иордана, в наст. время - на расстоянии 3,5 км от русла реки. К. возник в 3-й четв. V в., как и расположенный неподалеку Герасима Иорданского мон-рь . Название связано с зарослями камышей по берегам Иордана (κλαμος - камыш, тростник), а согласно благочестивой народной этимологии означает «добрая обитель» (от καλ - хорошая, добрая и μον - остановка, пребывание, покой, обитель) в память посещения этого места Св. Семейством. Мон-рь был посвящен Пресв. Богородице. В «Луге духовном» Иоанна Мосха неоднократно упоминаются лавра К. и жившие в ней аввы Кириак и Александр. По мнению И. Хиршфельда, устройство лавры прп. Герасима (киновии, окруженной келлиями отшельников) послужило образцом для К. и Хозивы ( Hirschfeld. 1992. P. 13). Число келлий достигало 40, многие из них размещались в естественных пещерах, которыми изобиловал берег р. Иордан (Ibid. Р. 31, 180-181). В киновии действовала больница. Нек-рое время в К. подвизался прп. Георгий Хозевит († ок. 625). Из его Жития известно, что насельники К. занимались сбором фиников, а из пальмовых ветвей плели корзины (Ibid. P. 87, 105). Во время персид. нашествия (614) обитель была захвачена, часть иноков (в т. ч. из мон-ря Хозива) перебита, другие уведены в плен. Персы отпустили только прп. Георгия, удивившись его аскетическому облику (Vita S. Georgii Chozebitae. 1888. P. 130). Вскоре К. был восстановлен и действовал до XII в., он упоминается в т. ч. в Житии прп. Стефана Савваита Старшего († 794) (ActaSS. Iul. T. 3. P. 540). В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) говорится, что К. был обнесен стенами и в нем подвизалось 20 монахов. Игум. Даниил также упоминает о предании, согласно к-рому здесь отдыхало Св. Семейство по пути в Египет, и о чудотворной иконе Божией Матери, на которую снисходил Св. Дух («Хожение» игум. Даниила. 2007. С. 54-55). В 1185 г. Иоанн Фока описал К. как укрепленный башнями, сооруженными из больших квадратных блоков тесаного камня. К большому собору примыкал маленький круглый храм, воздвигнутый, по преданию, в апостольские времена, где находилась написанная ап. Лукой икона Божией Матери (похожая на к-польскую «Одигитрию»), от к-рой исходило необычное благоухание ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 50, 52). В наст. время эта икона хранится в ц. равноапостольных Константина и Елены в Греческой Иерусалимской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1319919.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК ИБН АЛЬ-КУНБАР [Абу-ль-Фахр Маркус ибн аш-Шейх Абу-ль-Баракат Мавхуб ибн аль-Кунбар; араб.      ; Маркус ад-Дарир - Марк Слепец;    ] (ок. 30-х гг. XII в., предположительно сел. Сунбат близ Зифты, пров. Гарбия, Египет - 18.02.1208, мон-рь Эль-Кусайр близ Каира), иером., египетский богослов и церковный деятель, выступавший за пересмотр ряда канонических и обрядовых установлений Коптской Церкви , к которой принадлежал изначально, и в поисках поддержки своих реформаторских устремлений перешедший в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви . В научной литературе встречаются др. варианты написания имени (Ибн аль-Канбар, Ибн аль-Кунбур); в настоящее время обычно используется вариант Ибн аль-Кунбар, в пользу которого привел ряд аргументов С. Х. Самир ( Samir. 1995. P. 127-130); в современных копт. изданиях иногда употребляется написание без определенного артикля - Ибн Кунбар. Основными источниками сведений о М. и. а.-К. являются сочинения его главного оппонента митр. Михаила Дамиеттского, возглавлявшего епархию, где служил священником М. и. а.-К. (нем. пер.: Graf. 1923. S. 141-180), и подробный рассказ о нем в компилятивном соч. «Церкви и монастыри Египта и соседних земель», одним из составителей к-рого был Абу-ль-Макарим (XII-XIII вв.). Их сообщения о М. и. а.-К. ввиду его конфликта с копт. священноначалием и последующего ухода из Коптской Церкви носят негативный характер и требуют критического к себе отношения. В современной коптской историографии М. и. а.-К. также представлен «еретиком» (  ), обвиняемым в учинении смуты среди верующих. Судя по прозвищу, М. и. а.-К. был слепым, однако неизвестно, с какого времени. По сообщению Михаила Дамиеттского, он был женат, но пожелал принять монашество. Каноническое условие для пострига, предполагающее принятие монашества обоими супругами, оказалось для его жены неприемлемым. Тогда он «тайно выдал свою жену замуж за другого» и, убедив Иоанна, еп. Дамсиса, что она находится в женском мон-ре, был пострижен им в монашество с именем Маркус (Марк), а затем рукоположен во священники. Узнав об этом, патриарх Иоанн V (1146-1166) запретил обоих в служении.

http://pravenc.ru/text/2562262.html

мн. католики покинули страну: их количество уменьшилось с 40 тыс. чел. в 1949 г. до 8-9 тыс. в 1960 г. 30 нояб. 1987 г. 3 апостольские викариата Александрии Египетской, Гелиополя Египетского и Порт-Саида были объединены в апостольский викариат Александрии Египетской. В наст. время, согласно офиц. данным, общее число католиков ок. 30 тыс. чел., преимущественно иностранцы. Среди Восточных католических Церквей, представленных в Е., наиболее многочисленной является Коптская католическая Церковь (ок. 253 тыс. чел.). В нее входит 7 епархий: Александрия (130 тыс. чел.), Эль-Минья (40,53 тыс. чел.), Асьют (45 тыс. чел.), Луксор (18 тыс. чел.), Сохаг (12,56 тыс. чел.), Исмаилия (6,7 тыс. чел.), Эль-Гиза (1 тыс. чел.). Общины Мелькитской католической Церкви на территории Египта и Судана входят в состав Греко-мелькитского патриархата Антиохии и всего Востока, Александрии и Иерусалима, насчитывают 11 тыс. чел. Католики-марониты прибыли в Е. из Ливана, в 1946 г. было образовано Каирское еп-ство, подчиненное Маронитской католической Церкви . В наст. время их численность составляет 5 тыс. чел. В основном общины находятся в районах Каира Шубра, Дахер и Гелиополь, в 2 последних действуют церковные школы. Католики арм. обряда относятся к Искандерийскому еп-ству в составе Армянской католической Церкви , их численность 1,276 тыс. чел. Сиро-католики составляют Каирское еп-ство, к-рое образовано в 1965 г. в юрисдикции Сирийской католической Церкви . Окормляет 1,7 тыс. чел. Открыты школы и церкви в Дахере и Гелиополе. Халдейские общины объединены в Каирское еп-ство Халдейской католической Церкви . В них входят 500 чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская церковь представлена еп-ством Египта, Сев. Африки и Африканского Рога в составе провинции Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества . Имеет 6 приходов, насчитывающих 2,5 тыс. верующих. Пресвитерианство представлено Евангелической церковью Египта - Нильским синодом, крупнейшей протестант. орг-цией в стране.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Другим важным подтверждением того, что Евангелия написаны уже в I веке, служит наличие Евангельских цитат в сочинениях конца I - начала II веков: в Первом Послании св. Климента Римского (90-е гг. I в.), в " Учении двенадцати апостолов " (кон.1-нач.И в.), в Посланиях св. Игнатия Богоносца (ок. 107 г.) и в др. текстах. Кроме того, имеется целый ряд свидетельств со стороны противников христианства, которых ну никак нельзя обвинить в скрытой симпатии. Эти свидетельства подтверждают историчность личности Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Иакова брата Господня. К ним относятся Иосиф Флавий, Тацит, Светоний, Плиний Секунд Младший, Лукиан, Цельс и др. И, конечно, подтверждением Церковного Предания служат рукописи Нового Завета с Евангельскими текстами. Древнейшие из них написаны на папирусе и, к сожалению, доносят до нас лишь фрагменты текста, так как папирус - материал недолговечный. Найдены они большей частью а Египте, где климатические условия позволили им хорошо сохраниться. Древнейшей записью Евангелия до недавнего времени был папирус Райленда, относящийся к 120-130 гг. На нем сохранился фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден он в Нижнем Египте, в незначительном селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном. Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96-ЮОгг.) всего на 20-30 лет, - очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов. Другой древний текст, папирус Бодмера II относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Рай-ленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах. Эти находки, особенно папирус Райленда, опубликованный в 1935г., заставили даже атеистически настроенных критиков отнести дату написания Евангелий в том виде, в каком мы их теперь знаем, к концу I века.

http://foma.ru/kogda-byili-napisanyi-eva...

м.» ок. 200. Первое издание «К. м.» по папирусному тексту Птолемеевской эпохи (кон. IV - I в. до Р. Х.) предпринял в 1842 г. нем. египтолог К. Р. Лепсиус (1810-1884). Он же впервые использовал принятое ныне название сборника «Книга мертвых» и предложил ее разделение на главы. Условно ее композиция делится на 4 части. 1-16-я главы: шествие погребальной процессии к некрополю; молитвы о «выходе в день»; гимны богам Ра и Осирису . Главы 17-63: «выход в день» и возрождение умершего; его победа над силами тьмы; бессилие врагов; власть умершего над стихиями. Главы 64-129: «выход в день» - превращение умершего в божество; приобщение его к солнечной ладье (ладье «миллионов лет»): возвращение в гробницу; загробный суд. Главы 130-162: прославление умершего - тексты, которые читали в продолжение года на праздники, в дни подношения даров умершему с целью обезопасить его. Реконструированный совр. учеными полный текст саисской редакции «К. м.» состоит из 192 глав. Папирусом с текстами «К. м.» оборачивали мумию; иногда изречения писали на вложенных папирусах или на стенах саркофага, а в период правления 21-й династии (ок. 1075-945 гг. до Р. Х.) появилась «К. м.», состоящая из рисунков. Представления о загробной жизни древних египтян см. в статьях Египет Древний ; Ка и Ба . Ист.: Чегодаев М. А. Древнеегипетская Книга Мертвых - фрагменты перевода и комментарии//ВИ. 1994. 8. С. 145-163; 9. С. 141-151; Уоллис Бадж Э. А. Путешествие души в Царстве Мертвых. Египетская Книга Мертвых/Пер. с англ.: К. Корсаков. М., 1995 [и др. изд.]; Handschriften des Altagyptischen Totenbuches. Wiesbaden, 1995-2011. 13 Bde. Лит.: Тураев Б. А. Египетская лит-ра. М., 1920; Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956; она же. Избр. тр. по мифологии и идеологии Др. Египта. М., 1996; она же. Искусство древнего Египта. СПб., 20053; Morenz S. Ägyptische Religion. Stuttg., 1960; Studien zum altägyptischen Totenbuch. Wiesbaden, 1998-2013. 18 Bde; Hornung E. The Ancient Egyptian Books of the Afterlife. Ithaca (N. Y.); L., 1999; Assmann J. Mort et au-delà dans l " Égypte ancienne. P., 2003; Servajean F. Les formules des transformations du Livre des Morts à la lumière d " une théorie de la performativité, XVIIIe - XXe dynasties. Le Caire, 2004; Ancient Egyptian: Book of the Dead: Journey through the Afterlife/Ed. J. H. Taylor. L., 2010; Гранин Р. С. Структура эсхатологической парадигмы «Египетской книги мертвых»//Вестн. РГГУ. Сер.: Философия. Социология. 2011. 15. Окт. С. 126-136; Das altägyptishe Totenbuch: Ein digitales Textzeugenarchiv//Nordrhein-Westfälische Akademie der Wissenschaften und der Künste/Hrsg. U. Rößler-Köhler [Электр. ресурс: totenbuch.awk.nrw.de//]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Книге ...

Быт.35:21–22 . И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами» ( Ин. 5:2 ) в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», – несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства ( Быт. 49:3–4 ). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк – Осия был из колена Рувима. Быт.35:23–26 . Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. С рождением Вениамина исполнилось число сыновей Иакова – 12, почему все они, с указанием деления их по 4 матерям, здесь перечисляются. Замечание, что все они родились в Месопотамии, требует, конечно, ограничения относительно Вениамина, родившегося в Ханаане. Быт.35:27–29 . И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. Иаков со всем своим станом приходит, наконец, к отцу своему Исааку. Последний в это время имел около 167 лет (от бегства Иакова прошло ок. 30 лет, ср. толкование на Быт. 27:1 ), так что смерть его (ст. 28) последовала еще лет через 13, (цифра 167 л. может быть получена и так: Иосиф продан был в Египет в 17 лет, Быт. 37:2, 28 , и до прибытия туда Иакова с семьею жил в Египте около 23-х лет; следовательно, Иакову, во время прихода в Египет имевшему 130 лет, Быт. 47:9 , при продаже Иосифа было около 107 лет; откуда Исааку – 167 л., Быт. 25:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В греч. источниках И. называется Афродитой Уранией, т. е. «небесной» (или дочерью Урана; ср. многочисленные эпитеты богини, связанные с небом). Так, на Делосе были найдены 2 надписи паломников из Аскалона, посвященные «Астарте Палестинской, Афродите Урании». С И. связан также более поздний ближневост. культ богини Атаргатис, к-рая, по мнению нек-рых исследователей, является синкретизмом И. и Анат ( Pope, Rolling. 1965. S. 244-245). Центр культа Атаргатис находился в Иераполисе, в Сев. Сирии, затем ее почитание распространилось в Месопотамии, Сирии, Палестине и Зап. Средиземноморье, где И. была известна под именем «Сирийская Богиня». В Египет культ И. (егип.      ), вероятно, был привнесен во время вторжения гиксосов (сер. XVII в. до Р. Х.). Первые упоминания об И. относятся к периоду правления Аменхотепа II (ок. 1438/36-1412 гг. до Р. Х.). В «Споре Гора и Сета» Анат и И.- дочери Ра, выданные замуж за Сета. В магическом папирусе нового царства Анат и И. описываются как «две великие богини, которые были беременны, но не рожали». В т. н. Папирусе Астарты богиня - дочь Птаха, к-рую требует себе в жены морской бог. В Египте культ И. представлен в первую очередь в военном аспекте. Так, в надписи Рамсеса III фараон говорит об И. и Анат как о своем щите ( Wyatt. 1999. P. 111). И. была военной покровительницей фараонов Аменхотепа II, Тутмоса IV и защитницей г. Пер-Рамсес, основанного Рамсесом II ( Day J. 2002. P. 130. Footnote 9). В искусстве Нового царства И. обычно изображали вооруженной, в короне Атеф (головной убор, связанный с культом Осириса и царской властью) и верхом на коне. На Уинчестерской стеле (ныне утрачена) И. представлена на льве (как в Месопотамии), что сближает это изображение с егип. изображениями Кадеш и Анат ( Wyatt. 1999. P. 111; Day P. L. 1992). Храм И. в эллинистическом Египте располагался в Мемфисе, к югу от храма Птаха, в мемфисском Серапеуме были также святилища богини, обставленные подобно помещениям, посвященным культу бога Беса. Известны также святилища в Пер-Рамсесе, Файюме, Эдфу и в 17 других городах ( Helck.

http://pravenc.ru/text/1237979.html

4) См. Zeitschrift der deutschen morgenlandischen Gesellschaft LIII. S. 633–634. 5) Pap. Anast. VI 4, 14 ff. Сравни W. Max Muller: Asien und: Europe. S. 135. 6) Буквально: «Мы справились с пропуском». 7) Erman: Aegypt Zeitschrift XXVIII, S. 126 и Wiedemann: Proceed. Soc. bibl. arch. XI. p. 425. 8) См. Borchardt Aeg. Zeitschrift XXXVI. S 84. v. Bissing: ib. XXXVII, S. 79. Spiegelberg. Recueil de travaux relatifs a la philologie egyptienne XX. p. 50. 9) Recueil XX p. 44. 10) Erman: Aegypten und agyptisches Leben im. Altertum. S. 157. 683. 11) По египетски: Pete-p-Re –«коего дал бог солнца Re.» 12) Ens-Neit – «принадлежащийй богине Neit». 13) Djt–p-nute–ef–ónch «говорит бог ... и он (новорожденный) живет». Ср. Steindorff: Aegf Zeitschrift XXVII. S. 41. XXX., S. 50. 14) Я хотел бы обратить здесь особенное внимание на то, что можно в отдельности доказать существование этих трех собственных имен и в более раннее время, из них имена Потифара () и Цафнаепансаха () не раньше времени царствования XX династии (ок. 1200 л. до P. X.). Далее следует обратить внимание на то обстоятельство, что наш материал для имен собственных для времени 1200–800л, до Р. X. весьма скуден, так что из него может быть объяснимо лишь происхождение единичных имен. Все же дата: 1200 л. до P. X. есть верный terminus post quern. 15) Развалины этого именно города вновь открыты Навилем в нын. Тель-ель-Машуте. См. The storecity of Pithom and the route of the exodus. (См. прим. 3). 16) Местоположение города Рамсеса неизвестно. Выть может, это был пограничный город на Суэцком канале, также принадлежавший к числу крепостей, охранявших восточную границу Дельты. 17) W. Max Milller. Asien und Buropa. S. 43 ff. 18) Это – известное изображение в котором прежде так часто видели приход Авраама или Иакова в Египет. Надписи не оставляют никакого сомнения относительно значения изображения. См. W. Мах. Miiller Alien und Europa. S. 36. 19) Brugsch: Dictionnaire geographique. p. 130. 20) Spiegelberg: Orientalistische Litteralurzeitung. VII. S. 130.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prebyv...

448 См., в частности: Goppelt L. A Commentary on 1 Peter. P. 46; Brown R. E. An Introduction to the New Testament. P. 719–722; Lapham F. Peter: The Myth, the Man and the Writings. P. 141–142; Holladay C. R. Introduction to the New Testament. P. 756. 451 О нем упоминает Страбон как о крепости: «Если плыть дальше вверх по реке [Нил], то достигнем Вавилона – сильного укрепления, где какие-то вавилоняне подняли восстание и добились от царей разрешения основать колонию; теперь это лагерь одного из трех легионов, охраняющих Египет» (Страбон. География 17, 30. С. 744). 457 Сирийский Апокалипсис Варуха 67, 7 (SC 144, 512); Апокалипсис Даниила 7, 2 (Old Testament Pseudoepigrapha. P. 766: «горе тебе, Вавилон на семи холмах»). 460 См., в частности: Taylor W. М. Peter, the Apostle. P. 333; Bigg Ch. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Peter and St. Jude. P. 76; Bockmuehl M. Simon Peter in Scripture and Memory. P. 31; Davids P. H. The First Epistle of Peter. P. 202; Watson D. F. First Peter. P. 126. 465 См., например: Lapham F. Peter: The Myth, the Man and the Writings. P. 142 (ученый датирует послание 100–125 годами). 466 Reicke В. The Epistles of James, Peter, and Jude. P. 144–145 (датирует послание временем ок. 90 г.); Kelly J. N. D. A Commentary on the Epistles of Peter and Jude. P. 237 (100–110 гг.); Sidebottom E. M. James, Jude, and 2 Peter. P. 99 (130 г.); Grundmann W. Der Brief des Judas und der zweite Brief des Petrus. S. 65 (110–150 гг.); Bauckham R. J. Jude, 2 Peter. P. 157–158 (80–90-e гг.); Paulsen H. Die zweite Petersbrief und der Judasbrief. S. 94 (100–125 гг.); Senior D. P., Harrington D. J. 1 Peter, Jude and 2 Peter. P. 203 (кон. I – нач. II в.); Holladay C. R. Introduction to the New Testament. P. 793 (кон. I – нач. II в.). 467 Bigg Ch. A Critical and Exegetical Commentary on the Epistles of St. Peter and St. Jude. P. 242–247 (датирует послание временем ок. 60 г.); Wohlenberg G. Der erste und zweite Petrusbrief und der Judasbrief. S. XXXVI (63 r.); Mounce R. H. A Living Hope: A Commentary on 1 and 2 Peter. P. 99 (сер. 60-х гг.); Davids P. H. The Letters of 2 Peter and Jude. P. 130–131 (64–110 гг.); Moo D. J. 2 Peter and Jude. P. 24–25 (ок. 65 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010