1200-1278) и Мунио из Саморы (1237-1300), агиографы Педро Феррандо († после 1242), Родриго Серратский († после 1278), а также Хуан Хиль из Саморы (ок. 1241-1318), ставший известным благодаря историческим и богословским сочинениям. Доминиканцы и францисканцы сыграли важную роль в искоренении ересей, не только проповедуя, но и являясь членами инквизиции, активно действовавшей в Арагоне с 30-х гг. XIII в. Кор. Альфонсо X в скриптории. Миниатюра из «Книги об играх» (Escorial. T. I.6. Fol. 65) Кор. Альфонсо X в скриптории. Миниатюра из «Книги об играх» (Escorial. T. I.6. Fol. 65) Деятельность инквизиции в Арагоне связывается с распространением в нач. XIII в. ересей катаров и вальденсов ; в Каталонии появление катаров относится к 60-м гг. XII в. После альбигойских войн в Юж. Франции мн. катары нашли прибежище в И. Катарская ересь, хотя и не получившая в Сев. Испании столь массового распространения, как в Юж. Франции, имела здесь влиятельных сторонников, в т. ч. и в окружении арагонского кор. Хайме I. Одним из центров катарской ереси в сер. XIII в. была Льейда. Сохранились сведения о многочисленных денежных штрафах, к-рые налагались арагонским королем на подданных, уличенных в ереси. Частота подобных взысканий и их крупные размеры свидетельствуют о том, что приверженцами ереси были гл. обр. зажиточные горожане. Многочисленными были и сторонники учения вальденсов, также распространившегося в И. из Юж. Франции, в основном крестьяне и беднейшие горожане. Борьба с вальденсами являлась одним из важных направлений деятельности Церкви (в 1242 эта ересь была вновь осуждена на провинциальном Соборе в Таррагоне). Еретиком-вальденсом был Дуран из Уэски (Дуран да Оска); в 1207 г. он вместе с группой последователей перешел в католицизм. Дуран стал основателем одного из нищенствующих орденов, т. н. бедных католиков (Pauperes Catholici), существовавшего до 1212 г. Сведения о проникновении альбигойских ересей в центральные регионы И. отрывочны. Известно, что в 1-й пол. XIII в. ереси получили распространение в Леоне.

http://pravenc.ru/text/674995.html

1240-й год был годом славной победы св. Александра Невского над шведским полководцем Биргером, который с великим числом шведов, норвежцев и финнов вторгся в русскую землю и думал завоевать Ладогу и даже Новгород, но был разбит Александром Невским. А 1241-й год был ознаменован победой св. Александра Невского над немцами и взятием крепости Копорье; ладожане участвовали в битвах святого князя с немцами в потому разделяли с ним и славу победы. 99 Предание, приурочивая время основания Николаевского монастыря в 1240 или к 1241 годам, ознаменованными победами, имевшими весьма важное значение для Ладоги, с тем вместе указывает на Николаевский монастырь, как на священный памятник воздвигнутый ладожанами в честь сих побед, в выражение благоговейной благодарности к Богу, даровавшему победу над врагами благочестивому князю и его народу. Предание это, хотя и не подтверждается какими либо письменными памятниками, не лишено достоверности. Благочестивые предки наши имели обычай, в память важных событий, в которых открывалась благодеющая народу десница Божия, строить церкви и монастыри. Ничего нет удивительного, что и в память побед 1240 и 1241 годов, в Ладоге положено было основание Николаевскому монастырю. Это тем достовернее, что в XIII веке Ладога была одним из значительнейших русских городов, имела в себе церкви не только православные, но и немецкие, 100 а между тем, по-видимому, 101 не было в ней в первой половине XIII-ro века ни одного монастыря, – этой необходимой принадлежности каждого значительного русского города во втором тысячелетии нашей эры. Не естественно ли было такому значительному городу, каким в то время была Ладога, воздвигнуть в честь побед Александра Невского такой именно священный памятник, какого городу, быть может, еще не доставало, или какой в те времена считался особенно священным и богоугодным – монастырь, и этим важным памятником выразить и сознание важности сих побед, избавивших Ладогу от раззорения, и благоговейную благодарность Богу за дарованные Им победы? По всем этим соображениям местное предание, считающее временем основания Староладожского монастыря 1240 или 1241 год, не лишено достоверности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Константин Палеолог (сын Мануила II) (1428–1449) Фома Палеолог (сын Мануила II) (1443–1460) Димитрий Палеолог (сын Мануила II) (1449–1460) Правители Эпирского царства (деспотата) Михаил I (1204–1215) Феодор Ангел Комнин Дука (1215–1224) (осенью 1224 г. захватил Фессалонику и вскоре провозгласил себя императором) Фессалоника Дом Монферрат – королевство Фессалоника Бонифаций I (маркиз Монферратский, захватил Фессалонику в 1204) Деметрий (сын Бонифация) (1207–1224) Династия Ангелов – Фессалоникийская империя Феодор Ангел Комнин Дука (император) (1224–1230) Мануил (брат Феодора) (1230 – около 1237) Иоанн (сын Феодора) (около 1237–1244, деспот в 1242) Димитрий (брат Иоанна) (1244–1246) В 1246 г. Фессалоника покорена Никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем. Эпир Михаил II (около 1231–1268) Никифор I (1268–1296) Фома (1296–1318). Регентша Анна Палеологиня-Кантакузина, примерно до 1313 г Николай Орсини (1318–1323) Иоанн Орсини (1323–1335) Никифор II (1335–1340) В 1340 г. Эпир был подчинен Андроником III Палеологом, а в 1348 г – сербским королем Стефаном Душаном. Пал под ударами турок-османов в 1476 г Фессалия Иоанн I (севастократор) (1271–1296) Константин (1296–1303) Иоанн II (1303–1318) В 1318 г. Фессалийское государство распалось, а в 1348 г. было подчинено сербским королем Стефаном Душаном. Афино-Фиванское герцогство Оттон де Ла Рош (1204–1225) Гвидо (1225–1263) Жан I (1263–1280) Вильгельм I (1280–1286) Гвидо II(1287–1308) Вальтер I(1308–1311) Манфред Сицилийский (1312–1317) Вильгельм II Сицилийский (1317–1338) Жан Рандаццо (1338–1348) Фредерик Рандаццо (1348–1377, с 1355 г. король Сицилии Фредерик II) Мария (1377–1381) Педро IV (1381–1387), король Арагона Нерио I Аччаюолли (1387, формально с 1394–1402) Антонио I (1402–1435) Нерио II (1435–1439, 1441–1454) Антонио II (1439–1441) Франческо (1451–1454) Франко (1455–1458). Герцогство было завоевано турками-османами, а последний герцог погиб. Ахейское княжество Вильгелм I де Шалеплит (1206–1209) Жоффруа I де Виллардуэн (1209–1226/1231)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В И. были сформированы вост. провинции орденов доминиканцев и францисканцев. В документе «De locis fratrum minorum et predicatorum» (составлен до 1318) упоминается о францисканской кустодии Вост. Татария (Tartaria Orientalis) с центром в Тебризе. Полномочия кустода распространялись на часть Армении, Азербайджан, Юж. Грузию и Месопотамию. Также в Тебризе располагался по меньшей мере 1 конвент, служивший резиденцией кустода, вероятно, существовал и орденский дом для приезжих монахов. В нач. XIV в. от ордена доминиканцев в И. действовали «братья-проповедники среди язычников» (fratres peregrinantes inter gentes), т. е. не приписанные к конкретному конвенту, но подчинявшиеся викарию Франко из Перуджи (1312-1318, впосл. архиепископ Султании (1318-1322)). Резиденции доминиканцев располагались в крупных иран. городах - Тебризе, Мараге и Деарегане (ныне Азершехр). Стремление католич. монашеских орденов разделить сферы влияния в Азии требовало более дробной и упорядоченной системы управления. Папа Римский Иоанн XXII (1316-1334) буллой «Redemptor Noster» (от 1 апр. 1318) выделил владения ильханов, Индию и Эфиопию в отдельную провинцию и передал ее под покровительство доминиканского ордена. Резиденцией архиепископа стал г. Султания (в то время резиденция ильхана Абу Саида), 1-м католич. архиепископом был назначен Франко из Перуджи. Ему подчинялись еп-ства Смирна (ныне Измир, Турция), Севастия (ныне Сивас, Турция), Тебриз, Севастополь (ныне Сухуми,), Дехареган и Марага. Тем самым Азия была поделена на «зоны ответственности» францисканцев (Ханбалыкское архиеп-ство) и доминиканцев (Султанийское архиеп-ство). Напряженность в отношениях между орденами усилилась после 1323 г., когда папа Иоанн XXII признал еретическим утверждение, что Христос и апостолы ничем не владели. Это папское решение привело к расколу во францисканском ордене - многие спиритуалы, считавшие папские воззрения еретическими, направились на Восток, в т. ч. и в архиеп-ство Султания, откуда впосл. были высланы. В XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18 – 1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19 – 1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.251241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.25 – 1254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12 – 1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 126l.VIII.29 – 1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5 – 1268.XI.29 Св. Григорий Х (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1 – 1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.21 – 1276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.11 – 1276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.8 – 1277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25 – 1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22 – 1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285. IV.2 – 1287.IV.111 Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22 – 1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5 – 1294. XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24 – 1303.X.ll Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.X.22 – 1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5 – 1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7 – 1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12 – 1330. VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20 – 1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7 – 1352.XII.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18 – 1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28 – 1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30 – 1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8 – 1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20 – 1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2 – 1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28 –1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17 – 1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30 – 1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26 – 1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17 – 1415.V.29) Мартин V (Оддо Колонна), 1417.XI.11 – 1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10– 1429.VII.26)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

государям (не исключено, что этот титул использовался и раньше) ( Острогорски. Автократор. С. 326, 327, 329; Наумов . Господствующий класс. С. 232-233); есть также сведения об именовании В. царем (Там же. С. 242). В. выдал ряд жалованных грамот (хрисовулов), содержащих привилегии и льготы (Там же. С. 115-119): мон-рю Богородицы на Бистрице, основанному Стефаном Неманей, островному Вранина на Скадарском (Шкодер) оз. (1242) и, вероятно, мон-рю Милешева. В 1237 г. В. организовал перенесение из Тырнова в Милешеву мощей св. Саввы. Иоанн Асень II желал оставить мощи святого в своей столице, В. пришлось лично уговаривать тестя вернуть их на родину и сопровождать перенесение святыни. Очевидно, В. наряду с архиеп. Арсением был инициатором написания проложного Жития св. Саввы и служб на его успение и перенесение мощей (см.: О делима у Cmyдuje. Београд, 1970. С. 273-276). Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. Христос благославляет кор. Владислава. Роспись ц. Вознесения мон-ря Милешева. До 1228 г. В последние годы правления В. заметно ослабли его позиции в Приморье, возможно, в результате монг. набега 1241 г., но нельзя исключать, что он мог уступить нек-рые земли, пытаясь найти союзника в грядущей междоусобице: с 1241 г. источники вновь упоминают изгнанного из Зеты в правление кор. Радослава его двоюродного брата Георгия Вукановича, сначала как князя в Улцине, а в 1242 г. как короля. Вскоре после смерти Иоанна Асеня II (1241) В., лишившийся поддержки тестя, был свергнут младшим братом Урошем I, к-рый дал ему в удел с сохранением королевского титула юж. часть серб. приморских владений в Зете со столицей в Шкодере. В качестве удельного соправителя В. играл значительную роль в политической жизни региона, во всяком случае в Далмации: в договоре болг. царя Михаила II Асеня, заключенном с Дубровником в 1253 г. и направленном против Сербии (см.: Стари српске и писма. Сремски Карловци, 1934. 1. Дио 2. С. 206-207), В. фигурирует наряду с Урошем в качестве основного противника.

http://pravenc.ru/text/154993.html

398 …отець его, честный Ярослав Великый… – Ярослав Всеволодович, великий князь Владимирский (1238–1246 гг.). 399 …на память святых отец 600 и 30 бывшаго собора в Халкидоне и святою мученику Кирика и Улиты, имяше же вру велику к святима мученикома Бориса и Глба. – 4-й Вселенский собор в Халкидоне происходил 16 июля 451 г. Кирик и Улита – сын и мать, христианские мученики (III – начала IV вв.), их память 15 июля. Князья Борис и Глеб – сыновья князя Владимира, убитые 24 июля 1015 г. по приказу Святополка Окаянного. Канонизированные в 1026 г., Борис и Глеб считались военными покровителями Русской земли. 401 Стр. 332. Оттол потщався наха на нъ в 6 час дне. – Невская битва произошла недалеко от впадения р. Ижоры в Неву 15 июля 1240 г. 6 часов дня по древнерусскому счету времени – это 6 часов от восхода солнца, то есть 11 часов утра. 402 Римляне – приверженцы римско-католической церкви, в данном случае, шведы, финны и норвежцы, находившиеся в войске Биргера. 403 …самому королю възложи печать на лице острымъ своим копиемъ. – Князь Александр ранил ярла Биргера копьем в щеку. Автор «Жития», рассказав об этом, одновременно намекает на обычай древних римлян ставить знак собственности – клеймо на лицо своего раба, и тем самым дает читателю понять, что предводитель «римлян» попал в положение раба. 404 Стр. 334. …в древняа дни при Езекеи цари, егда прииде Сенахирим, царь асурийск, на Иерусалим, хотя плнити святы град… – Это относится к 740 г. до н. э.; об этом событии повествуется в Библии. 405 …и возградиша град в отечьств Олександров. – Крепость Копорье, в Водской пятине Новгородской земли, была построена ливонскими немцами в 1241 г. 406 …пойде на землю Немецкую в велиц сил… – Имеется в виду зимний поход князя Александра в Ливонию в 1241 г. 407 Уже бо бяше град Плесков взят, и тиуни их посажени. – Немцы захватили Псков в 1241 г. из-за измены некоторых псковских бояр во главе с посадником Твердилой Ивановичем. Тиуны – здесь: немецкие фогты (судьи). 408 Инии же гради совокупишася нмечъстии… – Имеется в виду союз трех ливонских городов: Феллина, Юрьева и Оденпэ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

в 1237 г. кор. Фернандо III. Колонизация земель, относившихся к К., началась в 40-х гг. XIII в. Король старался привлечь сюда переселенцев из Леона и Кастилии, чтобы восполнить число жителей, сократившееся в результате массовой эмиграции мусульман. Земли раздавали приближенным короля и активным участникам военных действий. Весной 1241 г. К. получила 2-е фуэро на старокастильском и лат. языках. Образцом для этого документа послужило фуэро Толедо, согласно к-рому в городе вводились нормы «Фуэро Хузго» (романской версии вестгот. кодекса, установленной Фернандо III в 1241); уточнялись также границы городской округи (ее площадь составляла ок. 12 тыс. кв. км). В дальнейшем леоно-кастильские короли провели ряд преобразований с целью установить постоянный контроль над деятельностью должностных лиц консехо (с 1258 алькальд К. назначался королем, в 1274 введены должности присяжных короля для контроля над городскими судьями, в 1328 - должности рехидоров, представителей короля в консехо). Кроме фуэро порядок в городе регулировался муниципальными установлениями, сборники к-рых сохранились в К. начиная с 1375 г. Епископская кафедра К., восстановленная после взятия города кор. Фернандо III, была включена в состав церковной пров. Толедо (с 1851 в составе церковной пров. Севилья). Границы диоцеза фактически совпадали с границами завоеванной в 1237-1240 гг. территории мусульманского «королевства Кордова». В мае 1237 г. на кафедру был назначен королевский капеллан Лопе де Фитеро (1237-1245); его преемник Гутьерре Руис де Олеа (1246-1249) принял активное участие в военных действиях против Альмохадов, напр. во взятии Хаэна (1246) и Севильи (1248). К. была разделена на 14 приходов (это деление зафиксировано в фуэро 1241 г.), из которых 7 находились внутри городской стены (приходы Девы Марии (кафедральный собор), Всех святых, св. Доминика, св. Иоанна, св. Николая (Сан-Николас-де-ла-Вилья), св. Михаила и Спасителя), 7 - в предместьях (приходы св. Петра, св. Андрея, св. Николая (Сан-Николас-де-ла-Ахеркия), св.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

(кон. XII в., Сен-Жиль, Юж. Франция - 29.11.1268, Витербо; до избрания папой - Ги Фукуа (Фулькоди, Фульк)), папа Римский (с 5 февр. 1265). Сын Пьера Фукуа († 1210), к-рый занимал должности судьи и канцлера на службе у графов Тулузских Раймунда V (1148-1194) и Раймунда VI (1194-1222). Овдовев, Пьер Фукуа вступил в орден картузианцев и принес монашеские обеты в Ла-Гранд-Шартрёз (после 1206). Ги Фукуа изучал право в Париже, получил степень д-ра гражданского права, затем вернулся на родину, в Юж. Францию. К сер. 30-х гг. XIII в. он приобрел известность на юридическом поприще: осенью 1234 г. был одним из третейских судей в тяжбе между вдовой сеньора г. Юзес (ныне деп. Гар) и местным епископом; в 1235 г. выступил как эксперт в деле о претензии королевского сенешаля Бокера на юрисдикцию над еп-ством Вивье (ныне деп. Ардеш) и на основе представленных документов определил, что епископ Вивье является вассалом императора Свящ. Римской империи. В 1241 г. Фукуа поступил на службу к гр. Раймунду VII Тулузскому (1222-1249). Он упомянут среди свидетелей на церемониях присяги Раймунду Тулузскому графа-епископа Альби (апр. 1241) и оммажа Роже IV, графа Фуа (июнь 1241). Возможно, Фукуа участвовал в переговорах графа Тулузского с королем Арагона Хайме I (1213-1276). Известно, что в это время Фукуа жил в г. Сен-Жиль, был женат (с 1239) и имел 2 дочерей. В 1247 г. его сестра Мария, проживавшая в г. Тараскон (ныне деп. Буш-дю-Рон), вместе с др. сестрой посетила Монпелье, где в то время проходил генеральный капитул ордена доминиканцев . Там у Марии было неск. видений (огня, сходившего на монахов во время богослужения, Богоматери и др.). Она рассказала об увиденном брату, который описал ее мистический опыт в письме насельникам доминиканского монастыря в Монпелье. Это письмо сохранилось в «Жизнеописаниях братьев ордена проповедников» Жерара де Фраше (ок. 1205-1271) ( Gerard de Frachet. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. P. 61-63. (MOFPH; 1)). Позднее, уже будучи епископом Ле-Пюи (ныне Ле-Пюи-ан-Веле), Фукуа написал на провансальском языке поэму религиозно-мистического содержания «Семь радостей Богородицы» (Los VII gautz de Nostra Dona).

http://pravenc.ru/text/1841383.html

Многие европейские правители посчитали за благо нанять остатки половцев на свою службу; не стал исключением и св. Иоанн III Ватац. Одну часть половцев он расселил во Фригии, вторую – в Македонии и Фракии 122 . Затем вектор нападения татар изменился на северо-запад. В 1236–1241 гг. были завоеваны Волжская Булгария и многие княжества Руси. В 1241 г. внук Чингисхана Бату-хан (1241–1256) или Батый вторгся в Польшу и Чехию, а его полководец Субудай – в Венгрию, рассеяв армию Венгерского короля Беллы IV. Пострадали Хорватия, Сербия, Болгария, и татары захватили их территории вплоть до Нижнего Дуная. Сами болгары избежали поражения только благодаря инициативному предложению выплачивать татарам дань, которую они ежегодно вносили хану с 1242 по 1300 г. Татарское влияние было достаточно сильным и долгим, чтобы Болгария навсегда потеряла лидирующее положение на Балканах, где теперь господство вновь перешло к византийцам 123 . Силы Никейского императора уже были столь мощны, что св. Uoahha III не испугал ни отказ от союзнического договора со стороны генуэзцев, ни известия о приближающихся венграх-крестоносцах во главе с Латинским императором Балдуином II. Как ни в чем не бывало он начал наступление из Никомедии и занял Харакс, Дакивизу и Никитиат. Переманив на свою сторону половцев и отдельные отряды наемников, сражавшихся у болгар, св. Иоанн III вступил во Фракию, надеясь присоединить к Никейской империи европейских греков. Против него располагались войска Эпирского царя Иоанна. Император без особого труда победил его, и тот добровольно сложил с себя царский титул, назвался «деспотом» и признал над собой власть Никейского императора. Без сомнения, этот поход 1242 г. мог стать вершиной царствования св. Uoahha III Ватаца, мечтавшего присоединить к Никее всю Македонию. Но в самый разгар кампании он получил сообщения от сына Феодора Ласкариса о том, что на соседние сельджукские государства напали неизвестные им татары 124 . В 1243 г. состоялось одно из решающих сражений Рум-сельджуков с татарами, предопределившее их последующую судьбу. Султан Кей-Хосров II (1237–1246) выставил против степняков 22-тысячное войско, которое еще вчера весьма успешно сражалось и с византийцами, и Айюбидами, и хорезмийцами. Но едва сельджуки увидели 10-тысячный отряд татар, как бросились бежать. Причем настолько стремительно, что враги еще сутки ожидали подвоха, не решаясь преследовать из-за опасения, что их заманивают в ловушку. Султан был вынужден выплачивать татарам дань, и эта история стала началом конца Иконийского султаната 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010