Адсон включил в легенду об Антихристе своего рода параллели к земной жизни Христа. Так же как Святой Дух вошёл в Деву Марию, так же дух дьявола вселится в одну девственницу, которая родит Антихриста. Святому Вифлеему, месту рождения Христа, противопоставляется нечестивый Вавилон, место рождения Антихриста. Как Иисус вступил в Иерусалим, так же вступит в него и Антихрист, претендуя на мессианский титул. Чудеса, творимые Антихристом, внешне дублируют евангельские чудеса, совершенные Христом, а по сути являются их зеркальной противоположностью. Тем самым Антихрист – это дьявольская имитация Христа. Адсон повторяет за Хаймоном Хальберштадским, что Антихрист будет «сыном диавола, но не по природе, а по подобию (поп per naturam, sed per imitationem), ибо он во всем будет исполнять волю диавола». Интересно указание на Вавилон как на место рождения Антихриста. Колено Даново входило в число «десяти пропавших колен» Израилевых, уведенных ассирийцами в плен на восток (в Вавилонию). Надо учесть, однако, что в раннехристианской эсхатологии, начиная с 1Пет. 5:13  и  Отк. 17:5 , под Вавилоном, «вавилонской блудницей» часто понимался Рим, в византийских апокалипсисах – Константинополь («Седмихолмый Вавилон»), а ещё позже – «вообще всякий другой город, наслаждающийся убийствами и кровью» ( Андрей Кесарийский . Толкование на Откровение Иоанна Богослова, 54). Примечательно также указание Адсона, что супостат разрушит «[святые] места, где ходил Господь». Исследователи понимают это так, что Антихрист совершит своего рода антипаломничество по евангельским местам. Каждый шаг «сына погибели» – это последовательное и систематическое отрицание земного служения Сына Божия. Так же и каждое деяние Антихриста есть одновременно инверсия и полная противоположность того или иного деяния Христа. Мысль эту прекрасно сформулировал Руперт из Дойца (ок. 1070–1129): «Христос – тот, кто проливает свою кровь, Антихрист – тот, кто проливает кровь другого». Идея Ефрема Сирина , что Антихрист родится от «скверной девы», была подхвачена на Западе и получила дальнейшее развитие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Азии и егип. Фатимидами. В результате экспедиции были созданы 4 гос-ва крестоносцев ( Иерусалимское королевство , Эдесское графство, Антиохийское княжество и графство Триполи) и заложена основа для длительного присутствия европейцев на Ближ. Востоке. Поход также способствовал частичному восстановлению владений Византийской империи в зап. части М. Азии. После окончания похода большинство его участников вернулись в Зап. Европу, и новые гос-ва крестоносцев на Востоке стали испытывать острую потребность в военной силе. Решением стало создание духовно-рыцарских орденов, сыгравший важную роль во всех последующих К. п. При вступлении в орден рыцари приносили обеты нестяжания, целомудрия и послушания. Это позволяло поддерживать строгую дисциплину во время военных кампаний, участие в к-рых понималось членами этих орденов как религ. служение. Ок. 1070 г. купцы из Амальфи построили в Иерусалиме странноприимный дом (hospitalia) для паломников, в котором служили мирские братья; во время 1-го крестового похода там оказывали медицинскую помощь раненым рыцарям. Впосл. братья-госпитальеры стали участвовать в боевых действиях. В 1113 г. папа Римский Пасхалий II (1099-1118) утвердил устав ордена госпитальеров (см. Мальтийский орден ), к-рый был наделен военными функциями. Ок. 1119 г. рыцарь из Шампани Гуго де Пейн основал орден тамплиеров . Орденская резиденция располагалась в бывш. мечети Аль-Акса, к-рая считалась дворцом или храмом Соломона. В 1129 г. был утвержден устав ордена, в 1139 г. буллой «Omne datum optimum» папа Иннокентий II (1130-1143) наделил орден тамплиеров рядом привилегий. Духовно-рыцарским орденам поручались самые ответственные задачи на Св. земле: во время боевых действий они, как правило, шли в авангарде и в арьергарде крестоносного войска, а во времена перемирий с мусульманами им доверялась защита ключевых замков. А. В. Стрелецкий 2-й крестовый поход (1147-1149) В 1-й пол. XII в. между государствами крестоносцев и мусульм. правителями Сирии и Палестины почти непрерывно шла война, однако долгое время ни одна из сторон не могла изменить ситуацию в свою пользу.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

С сер. XVI в. М. все реже упоминается в источниках. В османскую эпоху его положение по отношению к главным политическим и экономическим узлам региона оставалось таким же периферийным. Путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленький городок, полный античных и средневек. руин. Население, занимавшееся прежде всего животноводством, составляли курды, арабизированные туркмены, с кон. XIX в. к ним добавились переселившиеся с Кавказа черкесы, после 1915 г.- армяне. Начиная с эпохи франц. мандата население стало быстро расти: в 1932 г. оно насчитывало 2 тыс. чел., в 1960 г.- 8,5 тыс., в 1981 г.- 30,8 тыс., в 2012 г.- 78 тыс. Подъем региона в последние десятилетия был связан со строительством плотин на Евфрате и с сельскохозяйственным освоением приевфратских степей. Известные епископы М. Филоксен (325), Феодот (378 - после 381), Луций (394), Александр (несторианин, низложен; до 431-435), Панолбий (444), Иоанн, Стефан (до 448 - после 457), Кир (монофизит, низложен в 484), Филоксен (Ксенайа; монофизит; 485-519), Феодор (553), Стефан (кон. VI в.), Михаил (?) (787), Николай (?) (787), Агапий (1-я пол. X в.), Иоанн (XI в.), Никон (XII в.), Константин (XII в.). Епископы Сирийской яковитской Церкви: Иаков (564), Фома (600), Иосиф (685), Иоанн (790), Сергий (между 818 и 845), Авраам (между 818 и 845), Симеон (между 846 и 873), Иоанн (между 878 и 883), Михаил (между 887 и 896), Феодор (между 923 и 935), Иаков (между 936 и 953), Тимофей (между 986 и 1002/3), Филоксен (митр. М. и Гишры; между 986 и 1002/3), Филоксен (между 1031 и 1042), Афанасий (между 1086 и 1088), Филоксен (между 1090 и 1129), Игнатий (между 1090 и 1129), Иоанн (между 1090 и 1129), Бар Андреас (1130, низложен), Бар Туркая (епископ М. и Телль-Башера; XII в.?), Дионисий (1155), Филоксен (между 1166 и 1199), Афанасий (до 1253 - после 1264). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 925-930; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. Beirut, 1965r. P. 36-39; Chabot J.-B. Les évêques jacobites du VIIIe au XIIIe siècle d " après la Chronique de Michel le Syrien//ROC. 1899. Vol. 4. P. 444-451, 495-511; 1900. Vol. 5. P. 605-636; Pauly, Wissowa. Suppl. Bd. 4. Sp. 732-742; Devreesse R. Le patriarchat d " Antioche depuis la paix de l " église jusqu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 283-284; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. P. 66-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 782-783; Elisse eff N. Manbidj//EI. 1991. Vol. 6. P. 377-383; Большаков О. Г. История халифата. М., 1993. Т. 2; 1998. Т. 3; Todt K.-P. «Notitia» und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jh.//Orthodoxes Forum. St. Ottilien, 1995. Bd. 9. S. 173-185; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 19993. P. 159.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

Таким образом, полное однообразие в нашем богослужении и стремление удержать его в раз навсегда выработанных определённых формах, составляет характеристическую черту последней эпохи в истории богослужения нашей церкви, которая продолжается и доселе. Считаем нужным сделать далее и некоторые другие более специальные замечания по поводу предложенного г. Одинцовым деления истории нашего богослужения. Но так как он в этом случае имеет под руками книгу архимандрита Сергия «Полный месяцеслов востока», то мы считаем для себя более удобным иметь дело с книгою о. Сергия непосредственно. В этой книге учёный архимандрит делит всю историю богослужения в нашей церкви на три периода, обозначая каждый из них господством того или другого богослужебного устава. Период первый, продолжавшийся до 1070 года, он характеризует утверждением в богослужебной практике нашей церкви устава неизвестного константинопольского монастыря, который он склонен назвать монастырем св. Георгия в Магнанах. Представителем этого устава у нас на Руси он считает типографский устав XI–XII века 285 (Полн, месяц. востока, стр. 120, 121). Период второй начинается по его словам от 1070 года и продолжается до конца XIV века. Во все это время богослужение в нашей церкви регулирует, так называемый, студийский устав, представителем которого архимандрит Сергий считает устав патриарха Алексия ркп. XII в. московск. Синодальной библиотеки 330 (стр. 122). Наконец период третий, начинающийся с начала XV века и продолжающийся до наших дней он обозначает временем господства устава иерусалимского. Рукописный устав Румянцевского музея 445 он склонен считать за представителя этого рода типиков (стр. 137). Наши возражения исключительно направляются против той мысли архимандрита Сергия, что до 1070 года, т. е. до времени появления студийского устава в редакции патриарха Алексия, в богослужении нашей церкви господствовал или, как выражается г. Одинцов несколько мягче, «существовал» устав неизвестного константинопольского царского монастыря и что представителем этого вида типиков сохранился до наших дней типик типографской библиотеки 285.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

55 Нам пришлось встретить этот чин в следующих рукописных требниках: Синод. библ. 268, начин. на л. 86; Соф. библ. 1066, л. 1–32; 1070, л. 322–348; 1071, л. 30–60. 1072 л. 31 и дал. В последних двух рукописях, излагаемое чинопоследование имеет надписание: «Чин малого освящения церкви», но, излагаемое под этим надписанием чинопоследование, ничем не отличается от чина великого освящения храмов. По перечисленным рукописям мы и излагаем чин великого освящения храмов. 56 Иеромним=ερομνημων, патриарший духовный чиновник, заведовавший хиротониями и державший, при совершении рукоположений, свиток (τον κοντκιον τς χειροτονιας). «Σχολγιον» Гоара. 236–237. De officialibus eclesiae constantinop» р. 25. В нашей русской церкви, можно полагать, обязанности иеромнимона, при совершении освящения храмов, исполнялись ключарями кафедральных соборов. 58 Рук. требн. Синод. б. 268, л. 86, Соф. б. 1070, л. 322, 1071, л. 30. – О порядке всенощного бдения см. ниже. Рассматриваемые нами рукописные требники в чине архиерейского освящения храмов, порядка всенощного бдения, или «службы обновлению» не указывают. 59 Тапита – от греческого – ταπητα. Под возглавием (προσκεφλιον), можно разуметь подушку, которая в прежнее время употреблялась для совершения земных поклонов. В русской церкви это «возглавие» носило название «подручника». Подручники и теперь еще употребляются у наших старообрядцев. 61 В некоторых рукописях упоминается «мыло грецкое, рекше сапунь«. (Рук. требн. Синод. б. 308, л. 31 об). Одно из определений Стоглавого собора говорит, что у нас употреблялась при основании престола и обыкновенное мыло, которое приносили миряне. После освящения церкви, это мыло лежало в течение 6 недель на престоле. Собор, под страхом отлучения, запретил священникам «приимати от мирян мыло» и полагать его на престоле. Стоглав, изд. Казань 1862 г. гл. XLI. вопр. 3, стр 166–167. 62 Трбн. ркп: Синод. б. 268, л. 87: Соф. б. 1070, л. 322. В ркп. трбн. Соф. б. 1071, указаны здесь еще и предметы церковной утвари: потир, дискос, сень (звездица?), лжица и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

и Йорка ко двору, однако в 1070 г. Стиганд был лишен сана папским легатом Эрменфрудом (Эрманфруа), еп. Сьона (совр. Швейцария), и заключен в тюрьму, где скончался в 1072 г. На кафедру К. король возвел Ланфранка (1070-1089), основателя мон-ря Бек (Нормандия) и аббата мон-ря св. Стефана (Сент-Этьен) в Кане (Нормандия). Пленение архиеп. Эльфхеаха. Витраж собора Христа в Кентербери. Ок. 1180 г. Пленение архиеп. Эльфхеаха. Витраж собора Христа в Кентербери. Ок. 1180 г. Важной проблемой, с к-рой столкнулся Ланфранк, стал спор о главенстве К. над Йорком. Йоркский архиеп. Томас I из Байё отказывался подчиняться архиепископу К. как примасу Англии, настаивая на том, что первенство должно переходить по старшинству (он был избран архиепископом на неск. месяцев раньше Ланфранка); к тому же при архиеп. Стиганде нек-рые права предстоятеля К. были узурпированы Йоркской кафедрой, напр. право помазания короля. Тем не менее Томасу из Байё пришлось просить Ланфранка о рукоположении, поскольку в Йоркском архиеп-стве в то время был только викарный епископ Даремский. Лишь на Рождество 1070 г. Ланфранк рукоположил Томаса из Байё. Вильгельм Завоеватель сначала был склонен поддержать притязания архиепископа Йоркского, т. к. считал, что все крупные землевладельцы (в т. ч. и церковные иерархи) прежде всего должны быть верны королю. Для решения спора оба архиепископа прибыли в Рим, но папа Александр II заявил, что вопрос о примате должен быть рассмотрен Собором всех англ. епископов и аббатов. В 1072 г. Соборы в Уинчестере и Виндзоре осудили действия Томаса из Байё. Возможно, соборные решения отражали стремление короля сохранить баланс между 2 кафедрами. В том же году архиепископ Йоркский отказался от юрисдикции над еп-ствами Линкольн, Вустер и Личфилд, сохранив власть над Даремом и всей Шотландией. Папа Александр II поддерживал архиепископа К. как примаса Англии. Ланфранку был пожалован титул папского легата, что давало ему право решать спорные вопросы без обращения в Рим. В 1072 г. Ланфранк отправил в папскую курию запрос о подтверждении его положения примаса папской буллой, но получил отказ от архидиак.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

1072 ? Новая редакция Русской Правды (так наз. Правда Ярославичей) 1072 Торжественное перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в новую деревянную церковь , построенную кн. Изяславом Ярославичем 1073–1077 Изгнание Изяслава из Киева братьями Святославом и Всеволодом, пребывание Изяслава в Польше и Германии, поездка Ярополка Изяслави-ча в Рим к папе Григорию VII 1073 Преставление прп. Антония Печерского ранее 1070-х гг. Создание Ростовской епископии 1073–1076 Киевский кн. Святослав Ярославич 1077–1078 Изяслав Ярославич снова в Киеве 1070-е гг. Мученическая смерть свт. Леонтия, первого епископа Ростовского 1078–1093 Киевский кн. Всеволод Ярославич 1070-е гг. Начало летописания в Киево-Печерском монастыре 1087 Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в апулийский г. Бари 1089 Освящение собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в Киево-Печерском монастыре 1089 Послание антипапы Климента III к свт. Иоанну II, митрополиту Киевскому, о церковном единстве и ответ Uoahha II 1093–1113 Киевский кн. Святополк Изяславич 1096–1117 Княжение Мстислава Владимировича в Новгороде 1093 /1095 Оформление Киево-Печерского летописного свода (так наз. Начального свода) 1096 Осада Киева половецким ханом Боняком. Разграбление Киево-Печерской лавры ок. 1095 г. Установление в Русской Церкви праздника в честь перенесения честных мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар-град (9 мая) 1097 Съезд князей в Любече, провозглашение вотчинного принципа («каждый да держит отчину свою») ок. 1106 /1107 г. Паломничество игумена Даниила в Святую землю 1113–1125 Киевский кн. Владимир Всеволодович Мономах 1117–1136 Княжение в Новгороде Всеволода Мстиславича 1115 Перенесение мощей свв. мчч. Бориса и Глеба в каменную церковь в Вьшгороде, построенную кн. Олегом Святославичем 1125–1132 Киевский кн. Мстислав Владимирович Великий 1110-е гг. Завершение работы в Киево-Печерском монастыре над Повестью временных лет 1132–1139 Киевский кн. Ярополк Владимирович 1128 /1132 Первая из сохранившихся дарственных княжеских грамот Русской Церкви (дарственная киевского кн. Мстислава Великого и его сына новгородского кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю в Новгороде)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1 После Изяслава (сына св. Владимира от Рогнеды) княжил в Полоцке сын его Брячислав, коему наследовал Всеслав Брячиславич. Он имел одну дочь (бывшую в супружестве за сыном императора греческого Алексия Комнена: это родная тетка преподобной Евфросинии), сыновей же семь: Рогволода, Романа, Бориса, Глеба, Давида, Ростислава и Святослава. (См. родословные владет. князей российских в «Ист. гос. Рос.», табл. II). Из них княжили в Полоцке. Давид с 1101 по 1119 г., Борис с 1119 по 1127 г., Рогволод с 1127 по 1129 г., Глеб Всеславич господствовал в Минске («Ист. гос. Рос.», II, стр. 139). О княжении Романа, Ростислава и Святослава нет сведений. Из них последний был отец преподобной Евфросинии; христианское имя его Георгий, a по иным Григорий (там же, прим. 251). Из жития преподобной видно, что он пребывал в Полоцке. Могущество дома Всеславова делало оный почти независимым от великих князей киевских, которые взирали на него с опасением. Следствием того был в 1127 году всеобщий поход на Полоцкую область соседственных князей, предводимых великим князем Мстиславом, сыном Мономаха. Побежденные Всеславичи были в 1129 г. сосланы в Константинополь с женами, детьми и племянниками, а Полоцк и Минск отданы сыну Мстиславову, Изяславу. Но с 1132 года княжили в Полоцке из потомства Всеславова Василько Рогволодович, с 1154 г. Ростислав, сын Глеба Минского, с 1158 г. Рогволод, сын Бориса Полоцкого и зять великого князя Изяслава II, с 1161 г. Всеслав, сын Василька Рогволодовича и зять Мстислава Храброго. При этом Всеславе преподобная Евфросиния положила крест в свою обитель и совершила путешествие в Иерусалим, где и скончалась («Ист. гос. Рос.», II). Преподобная Евфросиния имела двух братьев: Вячеслава и Давида, и одну сестру: Градиславу (родосл. влад. князей в «Истор. гос. Рос.», табл. VII). 2 План и фасад этой церкви см. в «Журнале Министерства Внутренних дел» (1833, книжка 3, страница 326). Заимствуем оттуда следующую выписку: «Сия церковь , именуемая по белорусскому наречию Спас-Юревичи (Спас-Георгиев), сохраняет доселе как снаружи, так и внутри неизглаженные временем признаки священной древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причины оставления Иоанном кафедры, по-видимому, следует искать все же в особенностях внутренней жизни Новгорода 1-й трети XII в., когда общественно-политическое устройство города коренным образом менялось: началось становление института выборного посадничества, полномочия которого заметно ограничивали княжескую власть, произошло обретение Новгородом «вольности в князьях». Этим процессам в немалой степени способствовала позиция Мстислава Владимировича и зависимого от него в своей политике Всеволода Мстиславича, стремившихся сделать Новгород, как и Киев, своим наследственным владением, что приводило как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам князей новгородскому боярству. Одной из важнейших уступок стало согласие на поставление посадников из новгородцев. В 20-х гг. XII в. между князем Всеволодом и новгородцами шла борьба за поставление посадника. В 1120 г. из Киева в Новгород был прислан посадник Борис, в 1128 г. новгородцы «вдаша посадничество» своему ставленнику Мирославу Гюрятиничу, но вскоре посадником стал близкий родственник князя Мстислава новгородец Завид Дмитрович, к весне 1129 г. уже скончавшийся. Приведу ключевые для реконструкции дальнейших событий мартовские статьи 1129/1130 и 1130/1131 гг. полностью по Синодальному списку НПЛ с вариантами в случае существенных расхождений по Комиссионному списку: «В лето 6637. Въниде [прииде Ком.] ис Кыева Данил посадницит Новугороду. В лето 6638. Иде Всеволод с новгородьци на Чюдь зиме, в говение, и самы исеце, а хоромы пожьже, а жены и дети приведе домовь. В то же лето ходи Кыеву к отцю. В то же лето коньця церковь святого Иоанна. В се же лето, идуце и-замория с Гот, потопи лодии 7, и сами истопоша и товар, а друзии вылезоша, нъ нази; а из Дони придоша сторови. В се же лето отвьржеся архепископ Иоанн Новагорода [Новгородчкыи, седе лет 20 Ком.], и поставиша архепископа Нифонта, мужа свята и зело боящяся Бога; и приде Новугороду месяця генваря в 1 день, на святого Василья, на обедьнюю; а Петрилу даша посадницат Новугороду» .

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

В 1129 г., после смерти Тороса I и его малолетнего сына, в К. А. правил его брат Левон I, который по Девольскому договору также считался вассалом Византии и ранее владел нек-рыми крепостями Горной Киликии. Продолжая борьбу за овладение Равнинной Киликией, Левон столкнулся с интересами не только Антиохийского княжества, но и Византии, поскольку стремился постепенно отказаться от политического покровительства К-поля. Ухудшились также взаимоотношения К. А. и Данишмендидского эмирата. Хронисты XII в. Михаил Сириец и Вильгельм Тирский, описывая обстановку в Киликии в то время, среди противоборствующих сил упоминали также кн. Боэмунда II Антиохийского. В 1129/30 г. он преследовал Ридвана, мусульм. правителя Халеба (Алеппо), и случайно столкнулся с войсками Левона I и эмира Гази Данишмендида. По свидетельствам хронистов, между войсками Гази и Боэмунда II произошло сражение, к-рое закончилось поражением антиохийцев, а войско Левона I преследовало побежденных, т. е. Левон выступил на стороне Данишмендидов ( Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 227). Местом сражения Вильгельм Тирский называет Portus Pallorum, а Михаил Сириец - Аназарв. Предположительно накануне сражения Гази заключил союз с правителем Халеба Ридваном, напал на Антиохийское княжество и совершил поход вглубь Равнинной Киликии ( Бозоян. 1988. С. 80-84). Т. о., в кон. 20-х гг. XII в. Левон I, намереваясь выступить против Антиохии и занять Равнинную Киликию, стал союзником эмирата Данишмендидов. В то же время изменение политики К. А. в пользу союза с сельджуками ухудшило отношения Рубенидов с Византией и поставило под вопрос их прежние договоры. Визант. придворный писатель Михаил Италик в одном из панегириков упоминал о том, что Левона I возвели на трон без ведома его формального сюзерена имп. Иоанна II Комнина (1118-1143) ( Бартикян. «Панегирик» Михаила Италика. 1984. С. 218; D é d é yan. 2003. Vol. 1. P. 531-532). Исходя из этого текста, можно предположить, что Левон I тем самым заявил о своем суверенитете ( Бозоян. 1988. С. 99-101).

http://pravenc.ru/text/1684612.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010