ок. 1231/1237) (см. его комментарии к «Антиклаудиану» Алана Лилльского и к «Сентенциям» Петра Ломбардского), канцлер собора Парижской Богоматери Филипп Гревский (ум. в 1236) (см. его «Сумму теологических вопросов», или «Благую сумму», написанную ок. 1228), doctor irrefragabilis («учитель неопровержимый») францисканец Александр Гэльский (ок. 1185–1245) и генерал миноритов кардинал св. Бонавентура (1221–1274) – doctor devotus («благочестивый учитель»), doctor seraphicus («учитель серафимов») и один из пяти великих учителей Церкви, а также архиепископы Парижа Гильом из Оверни (ок. 1180–1249), преподававший в университете теологию (ему принадлежат работы «О душе», «О Троице», «О Вселенной»; в космологии и психологии Гильом придерживался идей Платона – его Мир–Архетип есть Бог Сын и Истинный Бог; в теории познания он следовал взглядам Августина; Гильом принимал идею простоты души Аристотеля и деление ума на материальный и действующий; в XIII в. он одним из первых ставил вопрос о генезисе принципов наук, различая две группы высших принципов: правила истины, основанного на логическом законе противоречия и законе исключенного третьего, и правила нравственности, основанного на естественном законе), Этьен Тампье (который в 1277 г. составил список из 219 тезисов Аристотеля, извлеченных из сочинений схоластов и содержащих недопустимые с точки зрения доктрины Церкви положения, причем в числе запрещенных оказались некоторые тезисы Фомы Аквинского) и др. 696 См.: Неретина С.С. Гильом из Шампо [ок. 1068–1121 гг.], учитель Абеляра/Человек. М., 1998. 697 Абеляр, начавший свое обучение в Бретани у основателя номинализма Иоанна Росцелина (ок. 1050ок. 1122), с 1099 г. слушает в Париже лекции известного по всей Европе представителя реализма. Вскоре ученик и учитель сходятся в потрясшем средневековое богословие споре об универсалиях. С 1102 г. Абеляр, признанный глава диалектиков, учил в Мелюне, Корбеле и Сен–Женевьев, среди его учеников – папа Целестин II (1143–1144), Пётр Ломбардский (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XI в. в И. возросла роль рыцарства, главной силы в сражениях Реконкисты этого времени. В основу эпоса кон. XII - нач. XIII в. «Песнь о моем Сиде» (Cantar de mío Cid) легла история рыцаря Родриго Диаса де Бивара (ок. 1050-1099), или Сида Воителя (El Cid Campeador). В молодости он занимал высокий пост (альферес) при дворе Санчо II, короля Леона, а после его гибели согласился перейти на службу к Альфонсо VI. По воле короля Родриго Диас де Бивар получил в жены донью Химену Диас, представительницу одного из самых благородных леонских семейств, находившегося в родстве с королями. Он выполнял мн. важные и ответственные поручения Альфонсо VI (в частности, ездил за данью в Севильскую тайфу); дважды оказывался в изгнании из-за самовольных военных действий против мусульман и неподчинения королю. Оба раза, покинув земли, находившиеся под контролем христиан, Сид поступал на службу к эмирам тайф. В 1094 г., действуя самостоятельно, Сид завоевал г. Валенсия, к-рому постоянно угрожали Альморавиды. Рыцарь удерживал город до своей смерти в 1099 г. За это время в Валенсии была восстановлена епископская кафедра; ее занял клюнийский мон. Иероним из Перигора (1097-1102). После смерти Сида донья Химена еще 3 года обороняла город от мусульман, но в 1102 г. была вынуждена оставить его, несмотря на военную помощь кор. Альфонсо VI. В нач. XII в. позиции Леоно-Кастильского королевства несколько ослабли. После смерти Альфонсо VI из-за отсутствия наследников муж. пола корону наследовала его дочь Уррака (1109-1126). В условиях непрекращающегося конфликта с Альморавидами были начаты военные действия на вост. границах: королева враждовала со своим 2-м мужем, королем Арагона Альфонсо I Воителем (1104-1134). Кроме того, на западе с 20-х гг. XII в. на самостоятельность стало претендовать графство Португальское, где правила сестра Урраки Тереса (до 1128), а затем ее сын Афонсу I Энрикиш (король в 1139-1185). Собор в Льейде. 1203–1278 гг. Собор в Льейде. 1203–1278 гг. Арагонский кор. Альфонсо I после развода с кор.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В конце концов был изгнан оттуда населением, укрылся в одной из крепостей близ Равенны и умер там в 1100 г. Роберт Фриз — см. прим. 9. Петр Пустынник — Петр из Амьена (ок. 1050-1115), один из организаторов первого крестового похода. По свидетельству ряда хронистов, в 1090 г. совершил паломничество в Иерусалим, где встретился с патриархом и получил от него письмо к папе с просьбой об освобождении Гроба Господня. По его утверждениям, к этой встрече его побудил сам Господь, явившийся ему во сне. После взятия Иерусалима в 1099 г. вернулся во Францию, где основал августинский монастырь, в сане настоятеля которого и умер. Тугоркан и Боняк — половецкие ханы (кон. Х-нач. XI в.). Боняк был прозван русскими летописцами " шелудивым хищником " за частые нападения на Киевскую Русь (с 1096 г.). Василько Ростиславич — князь Теребовльский (ум. 1124 г.), сын Ростислава Владимировича, князя Тмутараканского, правнук Ярослава Мудрого. Известен как союзник половцев против печенегов и Польши. Часть 1 Движение в пользу крестовых походов было уже довольно заметно в рыцарских замках и в деревнях, когда в нем принял непосредственное участие папа Урбан II [ 1 ]. Можно даже думать, что первый крестовый поход осуществился бы и без знаменитой Клермонской речи, как это показывает ход событий. В марте 1095 г. папа Урбан II присутствовал на соборе в Пьяченце, где решались вопросы церковного благочиния — о строгости монашеской жизни, о мире Божием и прочее, и где церковный авторитет обнаружился в некоторых мерах по отношению к германскому императору и французскому королю. Говорят, что в конце собрания была высказана мысль о крестовом походе. Летом того же года папа был в южной Франции, 18 ноября состоялся собор в Клермоне. Действия этого собора далеко не отличаются характером военных решений, напротив, ограничиваются церковной сферой. Здесь снова были выдвинуты церковные вопросы: о прекращении феды [ 2 ], о мире Божием [ 3 ], произнесено отлучение от церкви короля Филиппа [ 4 ]. В конце заседания папа произнес ту речь, с которой обыкновенно начинают историю первого крестового похода.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Опресноки — пресный хлеб, который употребляет римско-католическая церковь для совершения таинства евхаристии (в православии для этого используется квасной хлеб). Прибавка в символе: имеется в виду " филиокве " , добавление к христианскому символу веры, принятое на Толедском соборе в 589 г., в соответствии с которым Св. Дух исходит от Бога-Отца и Бога-Сына, а не только от Бога-Отца, как прежде. Греко-византийская церковь не приняла этого добавления. Греческой церкви... следовало бы сообразовываться с примером апостола Павла, который для сущих под законом сам являлся подзаконным и участвовал в жертвах очищения. — Имеется в виду эпизод из " Деяний апостолов " (21): апостол Павел, прибыв в Иерусалим, по совету пресвитеров выполнил иудейский обряд очищения, чтобы показать населению, что он соблюдает закон Моисея. Антипапа Климент III: настоящее его имя — Виберто. Он был архиепископом Равеннским; в 1080 г. император Генрих IV при поддержке части епископов назначил его папой в противовес Григорию VII. После смерти Григория в 1085 г., при Викторе III и Урбане II, продолжал контролировать некоторые районы Рима. В конце концов был изгнан оттуда населением, укрылся в одной из крепостей близ Равенны и умер там в 1100 г. Роберт Фриз — см. прим. 9. Петр Пустынник — Петр из Амьена (ок. 1050-1115), один из организаторов первого крестового похода. По свидетельству ряда хронистов, в 1090 г. совершил паломничество в Иерусалим, где встретился с патриархом и получил от него письмо к папе с просьбой об освобождении Гроба Господня. По его утверждениям, к этой встрече его побудил сам Господь, явившийся ему во сне. После взятия Иерусалима в 1099 г. вернулся во Францию, где основал августинский монастырь, в сане настоятеля которого и умер. Тугоркан и Боняк — половецкие ханы (кон. Х-нач. XI в.). Боняк был прозван русскими летописцами " шелудивым хищником " за частые нападения на Киевскую Русь (с 1096 г.). Василько Ростиславич — князь Теребовльский (ум. 1124 г.), сын Ростислава Владимировича, князя Тмутараканского, правнук Ярослава Мудрого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Престол — религиозный праздник в честь «святого», по имени которого назван монастырь. 6 Полонез (франц.) — польский торжественный танец. 7 Порт-букет (франц.) — подставка для подносимого цветочного букета. 8 «Судьба моя решена самым печальным образом…» — Речь идет о расправе Николая I с участниками восстания 14 декабря 1825 года. По смыслу письма автор его — декабрист — был приговорен к ссылке в Сибирь на каторжные работы. 9 …теплой заступнице мира холодного…— цитата из стихотворения Лермонтова «Молитва». 10 Житный двор — место, где расположены строения для хранения хлеба. 11 …все с гусарами в амазонке ездит. — Амазонка — длинное женское платье для верховой езды. 12 …анахоретом живет — то есть уединенно, отшельником. 13 …изругал ни к стру, ни к смотру — ни с того ни с сего. 14 …начал положили — то есть прочтены молитвы с установленным числом поклонов. 15 Белица — жительница монастыря, готовящаяся к пострижению в монахини. 16 Камер-юнгфера (нем.) — горничная. 17 Малый постриг — первая ступень иночества. 18 Перед началом стихир…— Стихира. — похвальное церковное песнопение во время утренних и вечерних богослужений. 19 …о спажинках…— Спажинки (спожинки) — период окончания жатвы. 20 Кубан — большая глиняная кринка для молока. 21 …у Никиты Пустосвята ветер в башке ходит…— Нелестно отзываясь о своем кучере, Бахарев наделяет его прозвищем исторического лица. Никита Пустосвят (Никита Константинович Добрынин) — священник г. Суздаля, видный идеолог старообрядческого движения XVII века, казненный в 1682 году за участие в московском стрелецком восстании. Прозвище «Пустосвят», то есть невежественный, вредный, он получил от своих противников — никонианцев. 22 …в носки жарят. — Носки — картежная игра, в которой проигравшего бьют по носу. 23 Форейтор (нем.) — верховой кучер на передней лошади в упряжи четверней и шестерней. 24 Куафюра (франц.) — прическа. 25 Марина Мнишек (ум. в 1614 г.) — известная польская политическая авантюристка; так в шутку Бахарев называет няню Абрамовну. 26 Петр Пустынник, или Петр Амьенский (ок. 1050–1115) — французский монах, проповедник, один из руководителей крестьянского ополчения в первом крестовом походе (1096–1099), Прозвище «Пустынник» получил за аскетический образ жизни. 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Сортировать по Исключить новости Православные христиане Святой Земли во времена крестовых походов (1099–1187) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Ретроспективный обзор к 900-летию взятия Иерусалима Самое позднее к весне 1099 года, когда в Палестине распространились одновременно две вести — о том, что западное рыцарское войско, собравшееся два года назад, уже близко к цели, и о том, что мародерствующие мусульмане в ярости и страхе перед угрожающей им катастрофой растерзали 15 мая пятнадцать монахов богатого традициями монастыря святого Саввы, — палестинским христианам стало ясно, что меч, который приближался к ним с намерением освободить их от угнетения и рабства, для них — меч обоюдоострый[ 1 ]. И действительно, немного спустя, 15 июля, участники Первого крестового похода после длительных и тяжких усилий и сражений захватили Святой Град Иерусалим. Они следовали призыву римского папы Урбана II (1088–1099) придти на помощь христианству Востока, которому все больше угрожала опасность со стороны мусульман — арабов и сельджуков. 1. Мать всех Церквей Однако о местных христианах, спасать которых вроде бы собирались крестоносцы, теперь, когда они пришли на Восток, уже не было речи. О них скромно умалчивают и современные им латинские хронисты, и научная историография наших дней. В Эдессе (современная Урфа на турецко-иракской границе), в Антиохии (ныне Антакия) и в самом Иерусалиме крестоносцы после успешного завоевания установили не только светское правление (графство Эдесса, княжество Антиохия, королевство Иерусалимское), но и поставили епископов (в Антиохии и Иерусалиме — патриархов), как будто бы до их прихода там не было ни Церквей, ни епископата. А ведь речь идет о древнейших восточных Церквах и о древнейших епископских кафедрах христианства вообще. С незапамятных времен в Антиохии и Иерусалиме находились патриархи, предстоятели самостоятельных Церквей, которые, будучи во главе епископатов, представляли независимые юрисдикционные образования.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-hristian...

Основание ордена Орден возник в качестве госпитального братства еще до 1-го крестового похода (1096-1099; см. ст. Крестовые походы ) и был связан с деятельностью на Св. земле итал. купцов из Амальфи, основавших в 1070-1080 гг. в Иерусалиме по разрешению егип. халифа аль-Мустансира (1036-1094) муж. мон-рь св. Марии Латинской, жен. мон-рь св. Марии Магдалины, а также госпиталь св. Иоанна Крестителя с собственной церковью, к-рый располагался недалеко от Гроба Господня (Воскресения Христова) храма в Иерусалиме . По преданиям, позднее получившим широкое распространение в ордене, его возникновение относилось к дохрист. периоду. Так, согласно одной из легенд, свящ. Мельхиар на деньги, взятые из гробницы царя Давида , основал в Иерусалиме приют для нуждающихся. Затем Иуда Маккавей (ум. в 160 г. до Р. Х.; см. в ст. Маккавейские книги ) якобы выделил 12 тыс. драхм иерусалимскому странноприимному дому. Согласно др. более поздней легенде, Иуда Маккавей предписывал заботиться о больных и раненых, а госпиталь в Иерусалиме на деньги из гробницы царя Давида основал хасмонейский царь Иоанн I Гиркан (135/4-104 гг. до Р. Х.). События жизни Иисуса Христа на Св. земле также связывали с иерусалимским приютом: согласно орденской традиции, Иисус останавливался там вместе с учениками и творил чудеса. В целом подобные легенды были типичны для средневек. институтов, желавших вписать историю своих орг-ций в рамки Свящ. истории. Идеологическая связь с Маккавеями, сражавшимися за освобождение Св. земли от иноверцев и очищение храма в Иерусалиме, была также характерна для духовно-рыцарских орденов. Первый известный руководитель госпиталя в Иерусалиме - Герард († ок. 1120). Согласно орденскому преданию, зафиксированному также хронистом Вильгельмом Тирским († ок. 1186), летом 1099 г., во время осады Иерусалима крестоносцами, Герард находился в городе и снабжал войска христиан хлебом, но был разоблачен, схвачен и помещен в тюрьму, где его пытали. Достоверные сведения о Герарде и его происхождении отсутствуют. Завоевание Иерусалима крестоносцами в 1099 г. и последовавшее затем усиление потока христ. паломников на Св. землю способствовали расширению госпиталя, возглавлявшегося Герардом. В организационном плане госпиталь св. Иоанна изначально, вероятно, подчинялся монахам-бенедиктинцам из мон-ря св. Марии Латинской. Сам Герард и члены его общины предположительно являлись мирянами. 15 февр. 1113 г. папа Римский Пасхалий II (1099-1118) буллой «Pie postulatio voluntatis» утвердил госпитальное братство св. Иоанна в качестве отдельного ордена с правом избрания собственного предстоятеля-магистра и объявил, что новый орден и его собственность находятся под защитой Папского престола. Т. о., в период между 1099 и 1113 гг. произошло полное институциональное разделение между госпиталем св. Иоанна и мон-рем св. Марии Латинской. Фактически с этого момента начинается история ордена св. Иоанна.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Первые мероприятия к 1050-летию уже состоялись: 1. Выставка, посвященная св. великой княгине Ольге в Луганско й общеобразовательной гимназии имени св. княгини Ольги. Общее приветствие составили и подписали Алтарь Отечества, Ольгинское общество Москвы и Союз православных женщин. 2. Выставка в С-Петербурге в Государственном музее истории религии «Святая великая княгиня Ольга и Династия Рюриковичей». 3. Поездка Ольгинцев в Псков-Выбуты-Печоры, посетили Ольгин монастырь у истока Волги. 9 декабря 2018 года на площадке храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами собралась Рабочая группа по подготовке к празднованию 1050-летия преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969-2019). В обсуждении приняли участие: члены Ольгинского общества, общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной культуры (Т. И. Петракова, А. Ю. Соловьев), Союза православных женщин. Участвовали: протоиерей Константин Татаринцев, Иванова Ю.В. (режиссер), Афанасьева О.И., Гаврилова О.В., Воробьева Л.П., Кирюхина В.А., Мелехова Г.Н., Нагорная О.М., Петракова Т.И., Соловьев А.Ю. Вёл заседание протоиерей Константин Татаринцев, настоятель Вознесенского храма, духовник Ольгинского общества. Были намечены конкретные мероприятия в рамках юбилея. Сегодня, особенно после широкого празднования 1000-летия преставления внука св. Ольги – равноапостольного князя Владимира, важно осмыслить значение равноапостольной первой святой женщины в жизни Русской Церкви, государства и каждого из нас. Призываю Епархии Русской Православной Церкви, общественные организации, педагогов и студентов, настоятелей храмов и всех патриотов Святой Руси достойно отметить значимый, очень важный юбилей – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги! Формы могут быть различными – конференции, стенды, конкурсы, спектакли и др. Это наш долг перед святой великой княгиней Ольгой, перед ее внуком и Крестителем Руси великим князем Владимиром, перед народом и нашей совестью. Добрый плод обязательно будет, и семена Ольгиного года, посеянные нами, прорастут в жизни благодарных потомков.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

были устранены позднейшие переделки. В 60-х гг. ХХ в. была укреплена сохранившаяся сев. стена нартекса, настлан новый пол и сделана мраморная алтарная преграда, в к-рую включены древние фрагменты колонок и капителей. В 1963 и 1968-1969 гг. Центром визант. исследований Дамбартон-Окс были проведены расчистка и укрепление сохранившихся фресок. Во время реставрационных работ в нижней части восточных столбов были раскрыты надписи, в которых упоминается ктитор Евмафий Филокал, дважды бывший наместником Кипра (1099-1102/03 и 1111/12-1118), который построил храм «от самых оснований». По мнению С. Манго и Э. Хокинса, парекклисион воздвигнут ок. 1000 г. ( Mango, Hawkins. 1964. P. 338), по мнению Т. Папакостаса - в 1099 г. или немного ранее (этот исследователь считает, что освящение парекклисиона во имя Св. Троицы указывает на связь игум. Георгия с мон-рем прп. Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, главный храм к-рого также посвящен Св. Троице ( Papacostas. 2007. P. 75, 103)). Вероятно, парекклисион предназначался для погребения ктитора, однако ни в зап. компартименте, ни в пристроенном позже нартексе следов захоронений обнаружено не было. Росписи парекклисиона созданные при Евмафии Филокале, возможно с участием столичных мастеров, отличаются очень высоким качеством. Полностью не сохранилось ни одной композиции, но, насколько можно судить по их фрагментам, а также по изображениям святых, традиц. визант. программа была здесь неск. модифицирована в соответствии с пожеланиями монахов и ктитора и дополняла ныне утраченные росписи соборного храма свт. Иоанна Златоуста. Из 2 возможных датировок росписей (1099-1102/03 и 1111/12-1118) С. Бойд, Д. Мурики, М. Панайотиди и Папакостас отдали предпочтение 1-му периоду наместничества Евмафия Филокала, а А. и Дж. Стилиану - 2-му. Манго и Хокинс оставили вопрос открытым ( Mango, Hawkins. 1964. P. 338-339). В куполе была помещена композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов», к-рая реконструируется по фрагментам сидящих фигур между окнами барабана (сохр.

http://pravenc.ru/text/577890.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010