Июня 14 (27) Священномученик Павел (Иванов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Павел родился в 1875 году в селе Цуриково Смоленского уезда Смоленской губернии в семье священника Ивана Иванова. Окончив духовное училище, он поступил в духовную семинарию. В 1898 году после окончания семинарии Павел Иванов был назначен учителем в село Болшево Бельского уезда Смоленской губернии. В 1901 году у него умер отец и его рукоположили во священника на место отца в село Цуриково. В январе 1910 года отец Павел был определен полковым священником в 7-ой Туркестанский стрелковый полк, который располагался в городах Коканде, Скобелеве и Андижане. После революции 1917 года в стране началась гражданская война. Отец Павел до 1919 года служил в 108-ом госпитале, обслуживавшем раненых армии Деникина. После разгрома деникинских войск отец Павел служил на Украине в селе Тупичево Роднянского уезда. В 1926 году он переехал в Московскую область и был назначен в Успенский храм в селе Обухово Солнечногорского района. В марте 1938 года сотрудники НКВД допросили пять свидетелей, которые подписали необходимые следствию показания. 23 марта отец Павел был арестован и помещен в камеру предва-рительного заключения при районном отделении милиции города Солнечногорска. 25 марта состоялся допрос. – Следствие располагает данными, что вы занимаетесь контрреволюционной деятельностью, а именно: в июне 1937 года, находясь в доме одного колхозника села Обухова, вы говорили, что большевики порабощают народ, судят ни за что, сгоняют на строительство канала «Москва-Волга», говорили, что канал сооружен невинными людьми. Выражали уверенность, что скоро будет война и вернется обратно царская власть и вы усилите религиозную службу, чтобы привлечь больше верующих. В июле 1937 года говорили, что большевики притесняют религию, разрушают церкви, непосильными налогами притесняют служителей, только благодаря западным странам у нас еще существует религия, – заявил следователь. – Виновным себя в предъявленной мне контрреволюционной деятельности не признаю и ее отрицаю, таких высказываний я никогда не делал, – ответил священник. В скором времени отца Павла перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Павел Иванов был расстрелян 27 июня 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 15460. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марта 7 (20) Священномученик Николай (Горюнов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился в деревне Обухово, расположенной неподалеку от села Солнечная гора Московской губернии, в семье крестьянина Василия Горюнова. Когда Николаю исполнилось двенадцать лет, он окончил сельскую школу и с этого времени стал работать вместе с отцом в своем крестьянском хозяйстве. В 1902 году Николай Васильевич был призван в армию, но получил освобождение от службы, так как был единственным сыном у родителей – кормильцем семьи. После этого он выехал в Москву в поисках заработка. Будучи воспитан в благочестивой семье, он желал, чтобы его работа была так или иначе связана с верой. В Обществе трезвости в Москве требовались официанты, и он пошел официантом в одну из чайных, организованных Обществом, и проработал здесь два с половиной года. После этого он устроился сторожем и алтарником в домовый храм при Первой градской больнице. Здесь он проработал пять лет. Затем он устроился алтарником в храм Ризоположения на Донской улице, где и состоял им около шести лет. Некоторое время Николай Васильевич работал слесарем на цементной базе в Подольске, где его усилиями был организован кооператив, члены которого плодотворно и успешно трудились, но все это было уничтожено с приходом к власти большевиков. В 1919 году Николай Васильевич вернулся в родную деревню и здесь в приходской церкви стал служить псаломщиком. В 1920 году он был рукоположен в сан диакона, а в 1924 году за беспорочную службу и примерное поведение был возведен в сан протодиакона. Протодиакон Николай служил в храме до 1929 года, когда власти назначили непосильный налог, и он вынужден был из храма уйти и далее работал пожарником и рабочим на одном из заводов. В начале марта 1938 года власти составили обвинение, в котором писали, что Николай Горюнов является протодиаконом и, будучи враждебно настроен к советской власти и коммунистической партии, систематически среди населения деревни Обухово проводит контрреволюционную агитацию и высказывает террористические настроения против руководителей партии и правительства. 11 марта сотрудники НКВД арестовали отца Николая. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Василий (Парийский) Составитель священник Олег Митров Священномученик Василий родился 28 июля 1894 года, в день, когда Церковь празднует память равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, в одном из сел Александровского уезда Владимирской губернии в семье псаломщика Василия Парийского. В 1912 году Василий окончил Переяславское Духовное училище и поступил во Владимирскую Духовную семинарию, где окончил только первый курс, и поступил псаломщиком в храм в родном селе. С 1919 по 1922 год он служил в армии, а затем снова псаломщиком. В это время он женился, и у них с женой Верой Ивановной родилось трое детей. В 1925 году Василий Васильевич был рукоположен во диакона ко храму в селе Успенское Ивановской области, а в 1928 году во священника ко храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери села Титовское Загорского района Московской области, где он служил до 1936 года. В октябре 1936 года отец Василий перешел в Успенский храм села Красное Куровского района Московской области, где и служил до самого ареста в 1937 году. Как и все священнослужители того времени, отец Василий и его семья лишались избирательных прав. Во время коллективизации их выселили из дома и отняли имущество. Арестовали отца Василия 27 ноября 1937 года по обвинению в контрреволюционной агитации и содержали под стражей в Таганской тюрьме. – Следствие располагает материалами о том, что вы среди односельчан. проводили систематическую контрреволюционную агитацию, – сказал следователь. – Я это не подтверждаю, контрреволюционной агитации я не проводил, – ответил священник. -Следствие от вас требует по данному вопросу дать правдивые показания. – Других показаний по данному вопросу я дать не могу. Отец Василий не признал себя виновным ни в одном из предъявленных ему обвинений. 1 декабря 1937 года судебная тройка при Управлении НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Парийский был казнен 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 19493. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

договора. Вмешательство трех держав. 1899 г. (32 г. Мэйдзи).      Прекратился выпуск журнала «Синкай» 70-м номером. 1900 г. (33 г. Мэйдзи).      Июль. Выпуск журнала «Православные беседы» («Сэйкё ёсэцу»). 1901 г. (34 г. Мэйдзи).      Июнь. Православная община издает книгу «Иисус Христос – наш учитель». 1903 г. (36 г. Мэйдзи).      Открытие храма Пресвятой Богородицы в Киото. 1904 г. (37 г. Мэйдзи).      Февраль. Начало русско-японской войны. Святитель Николай призывает верующих японцев Православной общины как граждан своей страны уповать на Священное писание. 1905 г. (38 г. Мэйдзи).      Конец русско-японской войны. 1906 г. (39 г. Мэйдзи).      Апрель. О. Николай возводится в сан архиепископа. О. Митиро становится протоиереем и совершает проповеднические поездки по стране. 1907 г. (40 г. Мэйдзи).      Март. Визит в Японию епископа Андроника. Август. Прекращение выпуска журнала «Уранисики». 1908 г. (41 г. Мэйдзи).       Июнь. Приезд в Японию епископа Сергия (Тихомирова), 1908 г. (42 г. Мэйдзи).       Август. Открытие церкви в Осака. 1911 г. (44 г. Мэйдзи).       Празднование 50-летия служения святителя Николая в Японии. 1912 г. (45 г. Мэйдзи).       16 февраля. Смерть святителя Николая и приход на его место о. Сергия. 1912 г. (1 г. Тайсё).       Июнь. О. Митиро переезжает на службу в Токио. Ноябрь. Начало выпуска журнала «Православный вестник» под названием «Сэйкё дзихо» (с 765 номера, ранее «Сэйкё симпо»). 1913 г. (2 г. Тайсё).       Сентябрь. Выпуск журнала «Православная мысль» («Сэйкё ситё»). 6 номеров. Июнь. Смерть Савабэ в 78 лет. 1916 г. (5 г. Тайсё).       Октябрь. Восстановление церкви в Хакодате после пожара 1907 г. 1917 г. (6 г. Тайсё).       Сентябрь. О. Митиро участвует во Всероссийском Православном Соборе в качестве представителя Японии. 1919 г. (8 г. Тайсё). Январь. Беседа о. Митиро с премьером Хара о положении в Сибири. Апрель. Закрывается мужская духовная семинария. Октябрь. В прессе говорят об опасности учения святителя Николая. 1921 г. (10 г. Тайсё).       Владыка Сергий возводится в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 143. Православный собеседник. – Казань, 1867, январь. – С. 64. – 1875, август. – С. 327–347. – 1898, октябрь. – С. 413. – 1899, январь. – С. 94, 104. – 1905, июль-август. – С. 482. – 1909, июль-август. – С. 210. – 1910. март. – С. 337, 341. – 1914, январь. – С. 70. Церковный вестник. – 1908, 39. – С. 1230. Христианское чтение. – СПб., 1857, т. 2. – С. 178–202. – 1902, сентябрь. – С. 368. Странник. – СПб., 1860, май. – С. 156–221; июнь. – С. 225–254. Русское проповедничество. – СПб., 1871. Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами: в 7 т. – СПб., 1861–1863, т. 4. Исторический вестник. – 1894, июль. – С. 150. – 1895, февраль. – С. 639. – 1896, апрель. – С. 157 169, 177–178. – 1900, июнь. – С. 818, 928, 930, 934–935. Вестник Европы. – СПб., 1873, т. 4. – С. 230, 235–236. Русская старина. – 1871, т. 4. – С. 125. – 1872, февраль. – С. 247; ноябрь. С. 582, 687. – 1873, апрель. – С. 498. – 1875, апрель. – С. 787; февраль. – С. 425; июль. – С. 303. – 1876, февраль. – С. 268–269; октябрь. – С. 305. – 1878, август. – С. 559, 563; июль. – С. 560. – 1883, апрель. – С. 2, 39; июль. – С. 559–560; ноябрь. – С. 366; декабрь. – С. 730. – 1885, июнь. – С. 570, 575. – 1886, июнь. – С. 710. – 1903, июнь. – С. 576; август. – С. 466. – 1904, февраль. – С. 386; сентябрь. – С. 695, 698. – 1910, март. – С. 289; июль. – С. 407–409; 414–415. Русский архив. – 1870, 4 и 5. – С. 770, 786, 789, 799, 808, 811, 840. – 1871, 12. – С. 2066, 2067–2069. – 1895, кн. 1, 3. – С. 289–312. – 1899, кн. 3, 11. – С. 409–411. – 1900, кн. 2, 5. – С. 18. – 1904, кн. 1, 2. – С. 193–231; кн. 2, 7. – С. 424–425; кн. 2, 8. – С. 599. – 1919, кн. 3, 11. – С. 511–512. – 1912, 7. – С. 354, 355. Журнал Московской Патриархии. – 1959, 4. – С. 60. – 1945, 4. – С. 69–70. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, 1913г., т. 5. – С. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Творения» с «Прибавлениями» издавались 4 раза в год. Издание существовало за счёт ежегодной субсидии, выдававшейся из сумм Московской кафедры до 1884 г., и не окупало себя в силу своей сугубо учёной направленности, представлявшейся узкой. В 1891 г. из-за крайне тяжёлого экономического положения журнал был закрыт. У нового ректора Академии архимандрита Антония (Храповицкого) и у её профессоров возникла идея журнала, «более приспособленного к религиозным интересам и потребностям общества». Таким журналом и стал «Богословский вестник». Первый номер «Богословского вестника» вышел в начале 1892 г. Новый журнал Академии пользовался большим спросом и мог существовать за счёт подписчиков. Несмотря на принятую им ориентацию на интересность и доступность для широких кругов общества и духовенства, журнал не отказался от своего научного направления и не отступал от него даже в самые суровые вре- —10— мена. Во вступительном слове к одному из последних выпусков журнала (за октябрь-декабрь 1917 г.) редакция вновь подтверждала его исходную основную установку: «Нужна богословская публицистика, но прежде того – нужна богословская наука ». «Богословский вестник» выходил регулярно, материалы готовились ежемесячно, несколько ежемесячных номеров составляли том. За первое десятилетие существования «Богословского вестника» (1892–1901) журнал вышел в количестве 119 книжек, составивших 37 томов, за второе десятилетие (1902–1911) вышел в количестве 110 книжек, составивших 30 томов. За последующие годы (1912–1917) вышел в количестве 65 книжек, составивших 17 томов. Итого дореволюционный «Богословский вестник» вышел в 294 книгах, всего составивших 84 тома. В дореволюционном «Богословском вестнике» сменилось 10 редакторов. Его первым редактором был э.-п. проф. П.И. Горский-Платонов (январь 1892 – май 1893), затем журнал редактировали: э.-п. проф. В.А. Соколов (июнь 1893 – октябрь 1898), э.-п. проф. А.А. Спасский (ноябрь 1898 – февраль 1903), э.-п. проф. И. В. Попов (март 1903 – ноябрь 1906), э.-п. проф. И. Д. Андреев (декабрь 1906 – октябрь 1907), э.-п. проф. А.И. Покровский (ноябрь 1907 – август 1909), доцент А. П. Орлов (сентябрь – октябрь 1909), орд. проф. Н.А. Заозерский (ноябрь 1909 –1912), проф. свящ. Павел Флоренский (1912 – май 1917), проф. М.М. Гареев (май 1917 – март 1919).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В отместку следователь взял с него подписку, что в трехдневный срок тот покинет город, и архидиакон Серафим уехал в город Клин Московской области и стал служить в Скорбященском храме. Архидиакон Серафим был арестован 26 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Один из дежурных свидетелей показал, что архидиакон, придя к благочинному, говорил: «Большевики, как хорошие музыканты, сменяют свою игру. Смотри, у нас по новой конституции голосовать будут все. Я нахожу в их игре одну их ловушку, не больше, тут надо быть осторожным, а то попадешь в их каземат». Следователь допросил архидиакона: – Вы были монахом? – Да, я был монахом с 1919 года и остаюсь им в соответствии со своими убеждениями до настоящего времени. – Следствие вам предъявляет обвинение в том, что вы, являясь служителем религиозного культа, высказывали антисоветские суждения против советской власти. Вы признаете себя в этом виновным? – Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. – В частности, вы говорили о высылке вас из Ленинграда и в связи с этим высказывались антисоветски. Вы это признаете? – О высылке, может, и говорил, но против власти не выражался. 8 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила архидиакона Серафима к расстрелу. Архидиакон Серафим (Вавилов) был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 19803. АМП. Послужной список. ЦГАЛИ СПб. Ф. 298, оп. 2, д. 446. ЦГАЛИ СПб. Ф. 136, оп. 2, д. 1642; д. 785. ЦГА СПб. Ф. 7240, оп. 2, д. 503. ЦГА СПб. Ф. 7384, оп. 33, д. 97. РГИА. Ф. 815, оп. 11, д. 16. РГИА. Ф. 815, оп. 14, д. 99; д. 114; д. 162. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лишь со вступлением на московскую кафедру митрополита Владимира 321 , а на должность ректора – архим. Арсения «наступили совсем иные, лучшие времена» 322 . 7 августа 1898 года В.А. Соколов после защиты докторской диссертации был выбран на должность ординаторского профессора, что давало существенную прибавку к жалованию. Однако только тем обстоятельством, что «он считал себя достаточно поработавшим для этого общеакадемического дела», объяснял он позднее 323 , что осенью 1898 года он ушел с поста главного редактора. После него на этой должности находились: А.А. Спасский (ноябрь 1898 г. – февраль 1903 г.); И.В. Попов (март 1903 г. – ноябрь 1906 г.); И.Д.Андреев (декабрь 1906 г. – октябрь 1907 г.); А. И.Покровский (ноябрь 1907 г. – август 1909 г.); А.П.Орлов (и.о. ред.) (август 1909 г. – ноябрь 1909 г.); Н.А.Заозерский (ноябрь 1909 г. – сентябрь 1912 г.); о. П.А.Флоренский (сентябрь 1912 г. – май 1917 г.); М.М.Тареев (май 1917 г. – март 1919 г.). Во время редакторства А. Спасского, а тем более И.В. Попова и И.Д. Андреева «Богословский вестник» стал проводником богословских идей нетрадиционного характера, заставлявших мыслить по-иному, что не нравилось консерваторам. Так что редакторам журнала приходилось держать «круговую оборону». «Наиболее неприличным в настоящее время является то, что Б. В. все ругают и кричат об его либерализме, – писал —29— С.Смирнову И.В. Попов , редактор журнала. – Это подошло не ко времени, т.к. служит прекрасным оправданием для вмешательства митрополита. В «Русском Вестнике» Субботин бранит Лебедева за непочтительное отношение к апостолам, из письма Павла Прусского в «Вере и Церкви» видно, что Субботин ругал Б.В. всегда, в «Православном Собеседнике» Керенский (проф. Каз. ДА) разносит Светлова, а Гусев, который на сей раз превзошел сам себя, не только сквернословит по адресу Светлова, но и Б. В. тянет в сыскное отделение; в двух последних кн. Трудов К.Д.А. тоже выпущены мины против недостаточного православия Б. В., «Миссионерское Обозрение» изобличает Тареева в отрицании Догмата воскресения и слегка поругивает Светлова, наконец, в Б.В. за июнь будут ругать П.В. Тихомирова Петровский и Сменцовский. Как видите, образовалась целая коалиция. Задетые будут отписываться, а редакция будет хранить молчание. А все это ведь из-за того, что Светлов «раздразнил всех гусей». На будущее время, если только избежим нахлобучки от Синода, писать либерально будем, но надо будет стараться никого не задевать лично...» 324 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет призван восстановить миссионерско-просветительскую работу среди народа 44 . Приложение 1. Биография Аллеев Константин Макарович , 1868 г., 28 мая, Тульская губ., с. Лутово, Родился в крестьянской семье. Тульская Духовная семинария , год окончания – 1888 Киевская Духовная Академия, год окончания – 1893, канд. богословия. Рукоположение: диакон – 21 авг. 1893, иерей – 22 авг. 1893 г. Сувалкская губ., г. Сувалк, Успенский собор, 1893 г. священник, 1896 г. помощник настоятеля Сувалкская губ., г. Мариамполь (ныне Виленская епархия), 1890, законоучитель Киев, церковь св. Александра Невского, 1903 гг., протоиерей, настоятель Киев, Киевская гимназия, городское мужское училище им. К.Д. Ушинского , 1903 гг., законоучитель Петроградская епархия, 1903 гг. Санкт-Петербург, церковь благ. кн. Александра Невского при Институте инженеров путей сообщения Императора Александра I , 1906 гг., настоятель Санкт-Петербург, Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I , 1906 гг., законоучитель Санкт-Петербург, церковь свмц. Татьяны (при Ларинской гимназии), 1915 гг., настоятель Санкт-Петербург, Смольный Институт, Ларинская гимназия и др., 1915 гг., законоучитель 9.08.1910 г. присуждена степень магистра богословия за работу «Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословская оценка раскрытого К.Н. Леонтьевым понимания христианства» (Киев, 1909). Санкт-Петербург, 1910 г. Избран профессором кафедры истории Церкви СПб Высших женских курсов, Института Высших коммерческих знаний. Один из учредителей СПб религиозно-философского общества. Возведен в сан протоиерея 1915 г. Петроград, Святейший Синод, 1915–1917 гг. Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде. В апреле 1917 г. избран членом совета Всероссийского Демократического Союза духовенства и мирян. Принадлежал к «либеральному» крылу российского духовенства. Любил говорить: «Я прежде Православный, а потом патриот; а у нас, к сожалению, наоборот». Петроград, Предсоборный Совет, 1917, член Предсоборного Совета Священный Собор Российской Православной Церкви, 1918 гг. Член Священного Собора Российской Православной Церкви. Был избран в заместители члена Высшего Церковного Совета при Святейшем Патриархе Тихоне, избран членом Отдела духовно-учебных заведений Собора. 29.07.1919 г. получил увольнение из Петроградской епархии, выехал на юг России. Киев , август-октябрь 1919 г. Статья в газете «Киевская жизнь» (8 октября 1919 г.) Севастополь, октябрь 1919 г. – ноябрь 1920 г., профессор Высшего социально-юридического института.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рижский Арсений в Казани, епископ Чистопольский, 1-й викарий Казанской епархии (1.3.1899), назначен на самостоятельную кафедру епископом Уфимским и Мензелинским (14.7.1900), епископ Волынский и Житомирский (27.4.1902), возведен в сан архиепископа (6.5.1906), член Предсоборного присутствия при Святейшем Синоде (1906), член Государственного Совета по назначению от духовенства (23.4.1906), подал в отставку за несогласие с правительственной политикой (январь 1907), председатель 4-го Всероссийского миссионерского съезда в Киеве (1908), доктор богословия (14.7.1911), экзарх Константинопольского патриарха в Галиции и Карпатской Руси, член Святейшего Синода Российской Православной Церкви (19121914), член Предсоборного Совещания (19121913), архиепископ Харьковский и Ахтырский (14.5.1914), уволен на покой Временным правительством (1.5.1917), член Всероссийского церковного собора в Москве по избранию от монашества (19171918), снова архиепископ Харьковский (16.8.1917), один из трех кандидатов на место патриарха, возведен в сан митрополита (28.11.1917), член Священного патриаршего Синода (7.12.1917), участник Всеукраинского церковного собора в Киеве (1918), митрополит Киевский и Галицкий (19.5.1918), арестован правительством Петлюры в Киеве и сослан в униатский монастырь в Галиции вместе с архиеп. Евлогием (Георгиевским) (4.12.1918август 1919), после освобождения вернулся в Россию, в связи с изменением фронта пребывал последовательно в Ростове-на-Дону, в Киеве, в Екатеринодаре, в Новочеркасске, в Симферополе, возглавил Высшее Церковное Управление на Юге России (ВЦУ) (19191920), вр. управляющий Кубанской епархией (1919), эмигрировал в Константинополь (15.11.1920), где вступил в должность председателя ВЦУ за границей (19.11.1920), переселился в Сербию по приглашению Сербского патриарха Димитрия, обосновался в Сремски-Карловцах и вступил в должность управляющего русскими православными общинами в К.С.Х.С. (31.8.1921), почетный председатель на Бад-Рейхенгальском съезде Высшего монархического совета (май 1921), председатель Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), председатель Заграничного Архиерейского Синода и первоиерарх РЗЦ (2.9.192210.8.1936), председатель ряда Архиерейских Соборов РЗЦ (май 1923, октябрь 1924, июнь 1926, сентябрь 1928, май 1931, август 1932, июль 1933, сентябрь 1934, октябрь-ноябрь 1935), запрещен в священнослужении Синодом МП (22.6.1934), участник Совещания русских иерархов для обсуждения организации русских церквей за границей по приглашению патриарха Сербского в Сремски-Карловцах (619.11.1935).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010