Людям главное, чтобы «Октябрь был великий» «Это была именно катастрофа, русская трагедия. Была потеряна тысячелетняя великая православная Россия. Что тут великого? Это ужас! И реки крови». Беседа протоиерея Александра Ильяшенко и профессора Владимира Лаврова. Две революции – эпоха великих потрясений Протоиерей Александр Ильяшенко: Мы продолжаем цикл бесед о русской катастрофе 1917 года. Возникает такой вопрос, правда, он носит несколько научный характер: возможно ли объединять Февральскую и Октябрьскую революцию в одну Великую российскую революцию? Сейчас есть подобные тенденции, что все идет в соответствии с какими-то историческими законами, все идет по плану, значит, это единые стороны одного процесса. Насколько это научно? Профессор Владимир Лавров:   Сейчас такой взгляд получил распространение в связи с новым образовательным, школьным стандартом, там говорится о Великой российской или Великой русской революции 1917-1921 годов. Однако мне представляется, что этот взгляд не точен. Если вернуться к Ленину, то Ленин говорил о Февральской революции, Ленин говорил об Октябрьской революции, то есть о двух революциях 1917 года; при этом он иногда говорил о том, что 1917-1918 годы – это одна революция. И одно, и другое одновременно. Я думаю, имеет место тот случай, когда, в принципе, это можно принять, потому что, действительно, это единый процесс, но не до 1920 или 1921 года, а именно до 1918-го. Результаты революции были закреплены в первой советской Конституции, а первая Конституция РСФСР принята в июле 1918 года. Тогда же начинается новый этап нашей истории – широкомасштабная гражданская война. Революция от февраля 1917 до июля 1918, а потом гражданская война. Но сливать всё воедино? Можно, в принципе, если назвать смутой, как называл Деникин. Конечно, была Февральская, конечно, была Октябрьская. В принципе, можно говорить и о единой революции. Тут ведь как? Октябрь по отношению к Февралю тогда в 1917 году зачастую определяли как контрреволюцию – это иная революция. Стоило Октябрю победить и утвердиться, и сторонников Февраля стали называть контрреволюционерами. Смотря кто удерживает власть, тот других обзывает контрреволюционерами.

http://pravmir.ru/russkaya-katastrofa-19...

Как французская революция стала предсказанием русской судьбы? Почему культ великих революций сформировался именно в России в XIX веке? Какое объяснение революционному террору находили российские либеральные мыслители? Автор программы «Русская идея» радио " Радонеж " , политолог и философ Борис Межуев беседует с известным историком, руководителем лаборатории  Института всеобщей истории РАН Александром Викторовичем Чудиновым. - Сегодня наша передача носит название: «Как революции становятся «Великими» Я помню ваше выступление, Александр Викторович, где Вы упомянули, что во Франции революцию не называют великой. А, как Вы знаете, у нас существует тенденция, стремление объединить февральскую и октябрьскую революции воедино и назвать это «Великая русская революция». Как и где французская революция стала Великой? -Эпитеты, которые даются революциям, зависят от того, как люди, дающие эти эпитеты, к ним относятся. В России XIX века среди оппозиционной интеллигенции сложился настоящий культ революции. Александр Герцен говорил, что  культ французской революции – это первая религия молодого русского человека. От будущей русской  революции ждали, что она повторит те события, которые происходили во Франции. Причем не те, что происходили реально: террор, война, резня в Вандее, где сотни тысяч крестьян были убиты за сопротивление революции – нет, революция – праздник. Этот   образ, который сложился стараниями  либеральных историков, широко тиражировался в России. И поскольку во французской революции видели как бы предсказание будущего России, ей придали термин «Великая французская революция». -Это сделал Петр Алексеевич Кропоткин? -Нет, не совсем. Петр Алексеевич действительно назвал свою книжку «Великая французская революция». Но еще до Петра Алексеевича, в 90-е годы XIX века,  ее называли «Великая» с большой буквы.   Кто первый сказал это слово – выяснить не удалось. До революции 1917 года ее называли великая французская революция – с маленькой буквы, а после революции- стали именовать «Великая» с большой буквы. До 30-х годов, когда в 1934 году Сталин определил, что Великой может быть только октябрьская революция, а французской присвоили название «Французская буржуазная революция». Так было до оттепели, а когда Сталин умер – вернулось понятие «Великая французская революция».

http://radonezh.ru/analytics/kak-revolyu...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Это самая большая трагедия в истории нашей страны " В Москве вышел уникальный фотоальбом, посвященный революциям 1917 года и Гражданской войне в России 06.07.2016 636 Время на чтение 5 минут Московским издательским домом " Достоинство " выпущен уникальный фотоальбом " Революция и Гражданская война в России. 1917-1922 гг. " . В 13 разделах, написанных видными российскими учеными-историками, рассказывается о разных аспектах трагедии русской смуты: Февральской революции и Октябрьском перевороте 1917 года; военном противостоянии красных и белых; терроре; гонениях на Русскую Православную Церковь и многом другом. Эти события проиллюстрированы множеством фотографий. На наши вопросы согласился ответить научный редактор альбома и одновременно соавтор большинства очерков этого издания доктор исторических наук Руслан Григорьевич Гагкуев. - Уважаемый Руслан Григорьевич, что представляет собою выпущенный фотоальбом? - Это рассказ о русской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войне. Хронологически он охватывает время с февраля 1917 года - месяца, когда начались революционные потрясения 1917 года, по осень 1922 года - когда из Владивостока эвакуировалось последнее белое правительство и фактически закончилась Гражданская война. Весь этот период сейчас, после принятия государством в 2014 году Концепции создания единого учебно-методического комплекса по истории России, принято называть периодом Великой русской революции, и, наверное, это правильно. Но альбом построен не совсем по хронологическому принципу -скорее по проблемно-хронологическому. В отдельные иллюстрированные очерки, а всего их 13, выделены ключевые проблемы этого периода, посвященные крестьянству, казачеству, офицерству, Русской Православной Церкви, террору и др. Мы постарались дать читателю максимально полную картину русской трагедии. Некоторые из материалов ужасают своим натурализмом. Сами же очерки (или разделы альбома) состоят из 3 основных составляющих - это авторский текст специалиста-историка, фотоматериалы (включая рисунки, плакаты, картины) и тексты документов (последние, приводятся как в виде образов реальных документов, так и набранных текстов).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Источник: www.martyr.ru Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово 2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Исполняется 70 лет с года мученической кончины тысяч православных христиан, священников, епископов- расстрелянных только за то, что они не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали на допросах http://www.pravmir.ru/article_400.html , не извергали ругательств http://www.pravmir.ru/article_1591.html … Только на Бутовском полигоне похоронены десятки тысяч http://www.pravmir.ru/article_1752.html верных чад Православной Церкви. Мы начинаем публиковать серию материалов о новомучениках, на чьей крови стоит возрождение Церкви в наши дни, чьей молитвой живы все мы… О, велицыи страстотерпцы Новомученицы Российстии, с любовию припадаем к вам, и прославляюще ваша подвиги, Благоговейно лобызаем раны ваша, молите спастися душам нашим. (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». (За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917 — 1956. Библиографический справочник. М. ПСТБИ. 1997. Книга вторая (готовится к печати). В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла. Семьдесят лет, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры. Духовный опыт мучеников, их страдания, место их гибели святы для нас. «Русской Голгофой» назвал Патриарх Алексий II одно из мест массовых расстрелов — Бутовский полигон под Москвой.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Иоанн Кронштадтский и Октябрьский переворот На двух берегах Карповки сошлись Святая Русь во главе с Всероссийским пастырем и темные силы ада Протоиерей Геннадий Беловолов   13:51 09.11.2023 489 Время на чтение 8 минут В эти начальные дни ноября часто параллельно вспоминают два противоположных духовных явления: имя св.Иоанна Кронштадтского и Октябрьскую революцию. Так получилось, что день рождения Всероссийского пастыря и день революции разделены шестью днями. Святой Иоанн Кронштадтский не дожил почти десять лет до революции, но именно он многократно предсказывал ее в своих пламенных словах, например, в проповеди в день рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая 1907 г. о. Иоанн предрек: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты–безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и, если Россия не очистится от многих плевел, то она запустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и беззаконие... Везде измена, угроза жизни и государственному имуществу... Бедное отечество!»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/09/io...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Шкаровский М.В. " decoding="" title="" После Октябрьской революции 1917 г. возможности миссионерской деятельности Русской Православной Церкви значительно сократились, однако эта деятельность не исчезла и продолжилась, хотя и в принципиально новых, неизмеримо более сложных условиях. Вслед за первыми же открыто антирелигиозными акциями советских властей в России начался массовый религиозный подъем. В 1918 г. к Православной Церкви, гонимой, а не господствующей, как ранее, пришли тысячи новообращенных, в том числе видные представители интеллигенции. Именно с первых месяцев 1918 г. в столице, а затем по всей стране начали создаваться массовые организации — союзы, братства, комитеты мирян и т.п. Особенно заметную роль вплоть до начала 1930х гг. играли братства. Их число по сравнению с дореволюционным возросло в десятки раз. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьской революции Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. Главным в северной столице стало Алксандро-Невское братство, образованное при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Оно было окончательно оформлено в январе 1919 г. иеромонахом Иннокентием (Тихоновым) на базе работавшего в Лавре с марта 1918 г. кружка молодежи. Без преувеличения можно констатировать, что Александро-Невское братство было уникальным явлением не только в истории Петроградской (Санкт-Петербургской) епархии, но и Русской Православной Церкви первых послереволюционных десятилетий в целом. Находясь под «дамокловым мечом» репрессий в течение всех лет своего существования, оно проявляло удивительную активность и разнообразие видов деятельности. История братства свидетельствует о том, что оно было одной из самых оптимальных форм объединения верующих в условиях безбожных гонений. Документы наглядно показывают, что Александро-Невское братство представляло собой живой, динамичный организм — конкретные виды и формы его работы и внутренней жизни неоднократно менялись с учетом изменения общественно-политических и социальных условий. В известном смысле оно представляло собой стержень жизни епархии, на протяжении четырнадцати лет играя заметную роль во всех важнейших событиях этой жизни, в частности, активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению.

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

Закрыть itemscope itemtype="" > Филипп Эгалите русской революции Великий князь Николай Михайлович (1859—1919) 03.10.2016 2197 Время на чтение 22 минут В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект , посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный члену Императорской фамилии, известному русскому историку, внуку Императора Николая I Великому князю Николаю Михайловичу, возглавившему накануне Февральской революции «великокняжескую фронду». Великий князь Николай Михайлович родился 14 апреля 1859 года в Царском Селе. Его отцом был Великий князь Михаил Николаевич (18321909) младший сын Императора Николая I, генерал-фельдмаршал, наместник на Кавказе и председатель Государственного совета, положивший начало ветви Романовых, именуемой «Михайловичами». Мать Великая княгиня Ольга Федоровна (18391891) до принятия православия звалась Цецилией Августой, и была до замужества принцессой и маркграфиней Баденской. Являясь натурой темпераментной, в великосветских кругах Ольга Федоровна имела репутацию смелой женщины, не воздержанной на язык и даже не боявшейся перечить Императору Александру III, который как-то с досадой сказал о ней: «Ольгу Федоровну все признают умною женщиной. В чем же выражается этот ум? Сплетничает и читает пустейшие романы, а никаким серьезным делом заниматься не хочет». С.Ю. Витте отзывался об Ольге Федоровне крайне нелестно: « Красивая, умная, с волею, она обладала прескверным характером, имела постоянных фаворитов и была самой хитрой и бессердечной. Она совершенно держала мужа в своих руках. Молва говорила, будто действительный отец ее был некий банкир-еврей, барон Haber. Император Александр III иногда называл ее в интимном кружке " тетушка Haber " ».

http://ruskline.ru/history/2016/10/04/fi...

Летом 1918 года власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли к храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, найдя настоятеля храма протоиерея Николая, потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа священник был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. На допросе следователь спросил, у кого находятся ключи от храма, и отец Николай ответил, что у церковного старосты. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками, касающимися, в частности, восстания большевиков 3-5 июля 1917 года в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917 года. Под датой 2 (15) ноября 1917 года отец Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 года он действительно выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для принятия участия в предсоборных совещаниях. В подавлении восстания большевиков никакого участия не принимал, находясь в это время на совещании. В то время, когда на улице началась стрельба, председательствующий архиепископ Сергий (Страгородский), обратившись к присутствующим, предложил не прерывать собрания и продолжать работу. «Во время Октябрьской революции я находился в своей квартире в Александровском военном училище, где занимал должность законоучителя и настоятеля церкви. Там же находились юнкера, так как училище было штабом юнкеров. Училище находилось под обстрелом. 1 ноября тяжелым снарядом были разбиты стена и окно в моей квартире. В эту же ночь у меня ночевало несколько семейств офицеров. 2 ноября училище было сдано большевикам. 3 ноября происходила сдача оружия. В выступлении юнкеров я никакого участия не принимал. Как настоятель собора, я принимал участие в похоронах юнкеров и офицеров, погибших в Гражданскую войну. Проповеди в церкви произносил не особенно часто, содержания чисто религиозного, не касаясь политической жизни. Против новой власти никогда не агитировал, ни к какой партии не принадлежал».

http://fond.ru/kalendar/1384/nikolay/

Скачать epub pdf ГЛАВА II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Извещая Церковь о восшествии на престол, Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием: «В дни многоскорбные и многотрудные, вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают Родину нашу, скорби и от нашествия иноплеменных и междоусобные брани. Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная. Затемнились в совести народной христианские начала строительства государственного и общественного, ослабела и самая вера, неистовствует безбожный дух мира сего» 77 . В слове, произнесенном перед новогодним молебном 1 января 1918 г. в храме Христа Спасителя, Патриарх Тихон сравнил февральские и октябрьские государственные перевороты с печальным опытом Вавилонского строительства. Слова и проповеди первосвятителя, его послания воспринимались верующими как голос церковного разума среди охватившей страну гражданской войны и возобновившихся военных действий на фронтах первой мировой. Революционные преобразования коснулись всех сторон жизни России, а для националистов явились толчком к сепаратистским выступлениям. В Киеве Центральная рада, добивавшаяся при Временном правительстве автономии, теперь торопилась утвердить «самостийную Украинскую народную республику», отделились Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия, Финляндия, оккупированная Германией Польша, Прибалтика. Это повлекло за собой раскольнические действия и в церковных кругах. Еще в марте 1917 г. без согласия кириархальной Церкви, против воли экзарха Грузии архиепископа Платона группа епископов провозгласила автокефалию Грузинской Церкви. Местоблюстителем Католикосом поставлен был Леонид (Окропиридзе), епископ Гурийско-Мингрельский. Не возражая в принципе против независимости Грузинской Церкви, Святейший Патриарх Тихон выразил сожаление о неканоничности отделения, о непослушании грузинских архиереев Поместному Собору и своему кириарху владыке Платону, которого они самочинно объявили лишенным звания экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть Сталин и его маршалы 3. Главный маршал авиации Александр Голованов 22.05.2023 5939 Время на чтение 10 минут III Часть I Часть II От Императорского кадетского корпуса до советского аэроклуба Начало и истоки Голованов не мог не обратить на себя внимание. По воспоминаниям бывавших на кремлевских приемах первых послевоенных лет, Главный маршал авиации, голубоглазый блондин двухметрового роста, вместе со своей красавицей женой Тамарой Васильевной внешностью и элегантностью напоминали кинозвезд. В 2001 году в издательстве объединения «Мосгорархив» вышла в свет книга – сборник документов и материалов «Главный маршал авиации Голованов», где в воспоминаниях сослуживцев, друзей и близких приоткрыты ранее неизвестные или малоизвестные страницы его биографии. Сталинский маршал имел дворянские корни, что ему приходилось скрывать, и, похоже, единственная «неточность» в его официальной «Автобиографии» это его происхождение «из крестьян Калининской области». Впрочем, Рокоссовский тоже не афишировал свои шляхетские корни. Для тогдашних отделов кадров это было «не модно». Александр Евгеньевич родился 25 июля (7 августа по старому стилю) 1904 года в Нижнем Новгороде. Отец Евгений Александрович – коренной волжанин, капитан-речник. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семеновском полку. Отличались ростом, статью и железной силой. Мать – Вера Ивановна Голованова, ставшая оперной певицей, «по случайности рождения» родилась в Томской тюрьме – ее отцом был участник покушения на Александра II и «ракетный мечтатель» Николай Иванович Кибальчич. Потомки павших в Крымской войне могли поступать на государственное обеспечение в кадетские корпуса. И будущий маршал авиации, а тогда просто Шура, вместе с братом Толей стал кадетом 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса. Братья Головановы в Московском кадетском корпусе имени Екатерины II. Шура – сидит второй слева. Толя – во втором ряду третий справа До Октябрьской революции 1917 года успел закончить два класса училища. В официальной автобиографии от 1947 года, он отметил: «Во время февральской и Октябрьской революций жил при матери в г. Москве, участия в революциях не принимал по малолетству».

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/22/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010