Таким образом, еврейская музыка, рассчитанная не на разнообразие, а на силу звука, имела характер громящий и пронзающий. Талмуд говорит, что когда играли в храме, было слышно до Самарии 29 . Климент Александрийский сопоставляет еврейскую музыку с греческой, именно с дорическим напевом 30 , который лег в основу нашего 1-го гласа. Во всяком случае пение было диатоническим, но не энгармоническим или хроматическим 31 . Высокие голоса, может быть, назывались halomoth, «по-девичьи» (soprano), как надписываются некоторые псалмы (слав. «о тайных»), низкие – «по восьмой» (октавой, слав. «о осмей»); первые тоны выражали радость, а вторые печаль: большей частью псалмы с первым надписанием радостного характера (например, Пс.45 ), а вторые – скорбного (например, Пс.6 «Господи да не яростию» и Пс.12 «Доколе Господи»). Псалмы восхождения должно быть, соединяли в себе все тоны, начиная от самого низкого и оканчивая громким forte 32 . Светильники и каждение Одновременно с ежедневной утренней и вечерней жертвой в первой части храма, на его дворе, не оставлялись без богослужения и две другие части храма – святилище и святое святых, только богослужение здесь было благоговейно-безмолвным. В святилище утром первосвященником или священником совершалось приготовление (евр. hetiv. собств. благоукрашение, слав. «устрояет») светильников 33 для вечернего возжжения их, а вечером самое возжжение их на всю ночь 34 . Возможно, что отсюда христианская вечерня получила название «светильничной» службы, λυχνικòν (название усвояемое ей уже памятниками IV в.) 35 . В то же время совершалось каждение фимиамом на алтаре кадильном, стоявшем пред самой завесою святого святых и потому принадлежавшем скорее этому последнему, чем святилищу 36 . Происходя, таким образом, в святейшей части храма, это каждение считалось такой же жертвой, как жертва кровавая 37 . Отсюда, может быть, наша утреня и вечерня получили каждение в начале. Обряды праздника Кущей Не останавливаемся на еврейских праздниках, достаточно известных каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Таким образом еврейская музыка, рассчитанная не на разнообразие, а на силу звука, имела характер гремящий и пронзающий. Талмуд говорит, что когда играли в храме, было слышно до Самарии [ 29 ]. Климент Александрийский сопоставляет еврейскую музыку с греческой, именно с дорическим напевом [ 30 ], который лег в основу нашего 1-го гласа. Во всяком случае, пение было диатоническим, но не энгармоническим или хроматическим [ 31 ]. Высокие голоса, может быть назывались halomoth, «по-девичьи» (soprano), как надписываются некоторые псалмы (слав. «о тайных»), низкие — «по восьмой» (октавой, слав. «о осмей»); первые тоны выражали радость, а вторые печаль: большей частью псалмы с первым надписанием радостного характера (например 45 Пс), а вторые — скорбного (например 6 «Господи да не яростию» и 12 «Доколе Господи»). Псалмы восхождения должно быть соединяли в себе все тоны, начиная от самого низкого и оканчивая громким forte [ 32 ]. Светильники и каждение Одновременно с ежедневной утренней и вечерней жертвой в первой части храма, на его дворе, не оставлялись без богослужения и две другие части храма — святилище и Святое святых, только богослужение здесь было благоговейно-безмолвным. В святилище утром первосвященником или священником совершалось приготовление (евр. hetiv. собств. благоукрашение, слав. устрояет) светильников [ 33 ] для вечернего возжжения их, а вечером самое возжжение их на всю ночь [ 34 ]. Возможно, что отсюда христианская вечерня получила название «светильничной» службы, λυχνικν (название усвояемое ей уже памятниками IV b.) [ 35 ]. В тоже время совершалось каждение фимиамом на алтаре кадильном, стоявшем пред самою завесою Святого святых и потому принадлежавшем скорее этому последнему, чем святилищу [ 36 ]. Происходя таким образом в святейшей части храма, это каждение считалось такой же жертвой, как жертва кровавая [ 37 ]. Отсюда может быть наша утреня и вечерня получили каждение в начале. Обряды праздника Кущей Не останавливаемся на еврейских праздниках, достаточно известных каждому. Отметим только некоторые обряды праздника Кущей. В этот праздник весь жертвенник украшался зеленью, и происходил обряд почерпания воды. Храм не запирался вечером, как всегда, а в нем оставался на целую ночь народ, и под музыку левитов с пением и с горящими факелами в руках 4 человека совершали священные пляски. Причем двор храма иллюминовался высоко поставленными лампочками в таком количестве, что они будто бы освещали и все дворы Иерусалима [ 38 ]. Мы изложили чин ветхозаветного храмового богослужения с обращением внимания на те части его, которые по нашему мнению могли оказать влияние на наше богослужение. Из представленного изложения достаточно очевидна степень этого слияния. По рассеянии христиан из Иерусалима и по разрушении храма, слишком долго должны были звучать в ушах верующих величественная священная музыка храма и левитские хоры, чтобы это не сказалось на выработке христианского богослужения.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Пс.10:7.   Яко праведен Господь, и правды возлюби: правоты виде лице Его. В точности Господь знает поступки «праведного» и «нечестивого» , и по делам взвешивает воздаяния. «Любяй же неправду» (нарочно) — «погубляет свою душу» , ибо навлекает на себя такого рода гнев Божий, который в древности сжег Содом и Гоморру. «Жупел» — сера, «чаша» — наказание. Везде надо свято соблюдать справедливость и не обращать внимания на лица: нищ ли кто или богат, но «по правоте» искренности исследовать их дела (Златоуст, Феодорит, Лествичник). 1 В конец, о осмей, псалом Давиду, 11 Псалом этот есть молитва праведника. Пророк жалуется на поступающих двоедушно: они то обещают дружбу, то затем предают. Из этого Давид научает уповать более на Бога, нежели на человека; ибо слова человеческие часто бывают ложными, «словеса» же «Господня» всегда истинны и непреложны. «В конец, о осмей» указывает на предстоящее мздовоздаяние Суда Божия в будущем веке сынам противления (Феодорит, Златоуст). Пс.11:2.   Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Пс.11:3.   Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая. Нет почти людей благочестивых, мало стало искренних и честных, пустое и безполезное каждый говорит своему ближнему: в устах притворно — ласковые речи, а в сердце слагаются злые замыслы. Все болезнуют неверностью друг ко другу, с хитростью ведут беседы, и один передает в сердце другого ложь, а подобно и другой воздает ему подобным (Феодорит). Пс.11:4.   Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, Пс.11:5.   Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть; Слыша это, никто не будь лукав и двоесердечен: одно имея в сердце, а другое говоря; чтобы не быть пораженным грозным приговором, изреченным Духом Святым через Пророка (Студит). Пс.11:6.   Страсти ради нищих, и воздыхания убогих, ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем. Самое сильное оружие человека — воздыхание, слезы и терпение обид. Эти страдания преклоняют Бога на милость и побуждают к наказанию и отмщению. Ибо Бог уважает скромность обижаемых, когда они в злостраданиях не произносят никакого худого слова, а только стенают и оплакивают свои беды. Господь «ныне» же обещает «воскреснуть» , чтобы «послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20:28). «Не обинюся» — т.е. не отступлю от Своего обетования, явно покажу спасение угнетаемых. Человеколюбивый Господь наш прежде воскресения Своего претерпел оплевание и заушение, и всякий вид поругания и уничижения, распятие и смерть на кресте ради нашего спасения... Что же скажешь ты о себе, желающий быть одесную престола Божия? — «Не обинуешься» ли ты о своем спасении, не перенося, иногда, не только заплевания или заушения, но и малого укорительного слова или малого досаждения? (Златоуст, Амвросий Оптинский).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

л. 15. Сказание старца Кл мента о иерусалимских монастырех к старцу Васьяну. Нач. От Иерусалима до лавры св. Савы 12 верст, а от лавры св. Савы до Иерихона 15 верст. (Лист 16 порожний.) л. 17. Сказание о Максиме философе, иже бысть инок святыя горы Афоннскиа, преславныя обители Ватопедскиа, иже зде и пострада доволна лета за истину. Нач. Осмей убо тысящи наставши с 14 лето годищнаго обхождения руския земля скипетр удержавшу благочестивому и приснопамятному Государю Вел. Князю Василию Ивановичю. л. 19. Заглавие: Списаниа трудолюбезна и многоразлична изящнаго в философех кир Максима философа грека, монаха Святыа горы иже в Афоне, обители пресвятыа Богородица честнаго и преславнаго ея Благовещениа, по нарекованию древнему Ватопеди, и проч. – Преподобнаго Максима философа Исповедание православныя веры. Нач. Не преткновени бывайте и Еллином, Иудеом и Церкви Божией, глаголеть божественно и поклоняемое слово апостольское. На поле нынешнею скорописью: сия статья вдвойне помещена, а последний список исправнее, см. стр. 22. л. 22. Тогоже исповедание же православныя веры, имже свидетельствует, о Христе Исусе всем православным, и владующим и владомым, яко по всему истинен есть и православен инок, и всю соборную и апостольскую веру соблюдает целу и непорочну и непременну. л. 26. Сказание некоему другу, о еже како подобает крепце и непреложне держати св. символ, сиречь исповедание православныя веры и прочая вся апостолоданная и отцетворная преданиа церковная. Нач. Другу возлюбленному Максим инок радоватися о Господе. О немже впросил мя еси с мною, отвещаю сицева ти и тобою всякому православному. Вм. впросил, на поле тою же рукою: спросился, – подобные заметки не редки. л. 27 об. Сказание от словес св. Максима исповедника , что есть о Дусе Святем хула и како всяк грех оставится человеком, а еже на Святый Дух не оставится. Нач. Яже на Св. Дух хула недоведение сицево имать разрешение. л. 28. Благодарствено пение в пресвятей Троицы, певаемо же по всей светлой недели св. Пасхи. Нач. Слава Тебе преблагий Боже, Отче Вседержителю, слава Тебе и покланяние и велелепие от всея видимыя и мысленныя твари.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Итак, из псалмов иные вовсе не надписаны; другие имеют у нас в надписании имя Пророка, но не имеют у Евреев; у иных надписанием служит просто имя Давида; а у других вместе с сим именем надписывается нечто и другое, или «хвала» (Пс.90) и (Пс.144), или «песнь» (Пс.75), или «псалом» (Пс.3), или «разума» (Пс.31), или «молитва» (Пс.16), или «исхода скинии» (Пс.28), или «обновления» (Пс.29), или «изступления» (Пс.30), или «в воспоминание» (Пс.69), или «во исповедание» (Пс.99), или «отроку Господню» (Пс.35), или «Идифуму» (Пс.38), или «Емаву Израелитянину» (Пс.87). В других псалмах делается надписание из некоторого сочетания сих имен или речений, одно к другому приписанных: так надписание делается из сочетания поставленных при имени Давида речений: «песнь псалма» (Пс.65), или «псалом песни» (Пс.67), или «песнь» , или «псалом» , или «в песнех псалом» (Пс.66), или «в песнех разума» (Пс.53), или «молитва Давиду» (Пс.85), или «молитва нищаго» (Пс.101), или «хвала песни» (Пс.92) и других тому подобных речений. Опять и с сим вместе в других псалмах надписывается нечто иное. Всего чаще пишется: «в конец» ; но с сим речением надписываются вместе и другие различные по виду и смыслу: так, например, пишется: или «о имущих изменитися» (Пс.68), или «о тайных» (Пс.45), или «о наследствующем» (Пс.5), или «о осмей» (Пс.11), или «о точилех» (Пс.8), или о «заступлении утреннем» (Пс.21), или о «Маелефе» (Пс.52), или «о людех, от святых удаленных» (Пс.55), или «да не растлиши» (Пс.74), или «в столпописание» (Пс.59), или то и другое вместе (Пс.56 и Пс.58), или «о Соломоне» (Пс.71), или «песнь о возлюбленнем» (Пс.44), или «о тайных сына» (Пс.9), или «во исповедание» (Пс.99); или какое-нибудь историческое обстоятельство, например: когда «был в вертепе» (Пс.141), или «внегда посла Саул, еже умертвити его» (Пс.58), или «внегда быша в пустыни» (Пс.62), или «о словесех Хусиевых» (Пс.7), или «внегда измени лице свое пред Авимелехом» (Пс.33), или «внегда приити Зифеем» (Пс.53), или «внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу» (Пс.51), или во дни, когда «избави его Господь от руки всех враг его, и из руки Саули» (Пс.17), или «внегда возвратися Иоав, и порази дебрь солей, дванадесять тысящь» (Пс.59), или «внегда внити к нему Нафану Пророку, егда вниде к Вирсавии» (Пс.50).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3097...

Ст. 1: к исполнению, о осмей, псалом Давиду. Одиннадцатый псалом тесно примыкает к предшествующему. С одной стороны, мы видим в нем сетования на порчу основной массы человечества, и главным образом тоже на основе лжи людской и гордости. С другой – и утешительные стихи: о спасении и сохранении верующих силою Божией (ст. 6 и 8). Эти стихи избраны св. Церковью для прокимнов на воскресных всенощных, чем ею внушается нам, что так и живут, и так должны жить – под покровом Промысла Божия, верные чада ее, в то время как окрест – в том мире, что „во зле лежит, – „нечестивые ходят, т. е. бродят они своими путями заблуждения и гибели духовной. Псалом XI-й при небольшом его объеме, также можно разделить на две части: 1-я (ст. 2–5) – речь о грешниках, с указанной характеристикой их. Во второй (ст. 6–9) – оттеняется промыслительная помощь Божия нищим и убогим, с отмеченными двумя отрадными прокимнами: „ныне воскресну... и „Ты, Господи, сохраниши ны…. I. 2. Спаси мя, ГОСПОДИ, яко оскуде преподобный! Яко умалишася истины от сынов человеческих. 1.2. Спаси меня, Господи, ибо оскудел лик преподобных, ибо умалилась истина в сынах человеческих. 3. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивая – в сердце, и в сердце – глаголаша злая! 3. Суетное говорит каждый к искреннему своему: из уст их – лесть (якобы) от сердца, в сердце же – изрекли (они) злое. 4. Потребит ГОСПОДЬ вся устны льстивыя, язык велеречивый, – 4. Истребит Господь все уста коварные, язык велеречивый, – 5. Рекшыя: „язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам ГОСПОДЬ есть? 5. Рекших: „язык наш возвеличим, уста наши – при нас: кто Господь нам?! II. 6. Страсти-ради нищих и воздыхания убогих, – „ныне воскресну, глаголет ГОСПОДЬ: положуся во спасение, не обинюся о нем. 6. Ради страдания нищих и воздыхания убогих ныне воскресну (возстану), говорит Господь, предамся делу спасенья, не обинуясь (открыто и прямо) возвещу о нем... 7. Словеса ГОСПОДНЯ, словеса чиста, сребро разжжено, – искушено земли, очищено седмерицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

В 1905–1914 гг. под инициалами A.I. была издана книга духовных размышлений преосвященного Иосифа «В объятиях Отчих. Дневник инока». «Владея настоящей книгой, знай, добрый читатель, что ты некоторым образом владеешь душою моею. Не осмей ее, не осуди, не укори: она открыта пред тобой здесь так, как только открывают ее духовнику и самому близкому человеку: открыта во всех сокровеннейших движениях, ежедневных настроениях, чувствованиях, изъянах и немощах, во всех добрых или злых, святых или темных сторонах и жизненных проявлениях...» Такими словами предварил свой труд автор. 3 Сразу после выхода первых книжек дневника они возбудили горячий отклик в сердцах истинно верующих людей. Появляющиеся в различных православных дореволюционных российских журналах отрывочные публикации уже известного публике произведения способствовали поддержанию интереса к нему вплоть до 1917 г. Сильное впечатление производит запись в дневнике от 6 августа 1909 г.: «Господи! Душа моя жаждет подвига. Укажи мне его, натолкни на него, укрепи в нем, вразуми, помоги. О, как хотел бы я участи избранных Твоих, не пожалевших для Тебя ничего, вплоть до души и жизни своей». 4 Желание инока осуществилось. Мученическая кончина Владыки озаряет книгу новым светом, читатель имеет возможность проследить как печатлеется в сердце, очищаемым покаянием, «вечная вселенская Истина», укрепляя его и уготовляя к исповедническому подвигу. Дневник состоял из 12 томов, из которых первые вышли в свет в 1905 г., т.е. не более чем через четыре года после пострижения. Отсюда видно, как внимательно автор углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение. В дневнике много говорится и о взлетах его духа, и об искушениях – приливах гордости и самомнения, и о других духовных переживаниях. Из этих записей видно, что архимандрит, а затем Владыка Иосиф был человек аскетически настроенный, опытный как инок, энергичный, но горячий и порывистый. Обширная административная работа, сначала во главе монастыря, а потом видного викариатства не вполне отвечала его душевному настрою, склонности к уединенной молитве и самоуглублению. В результате епископ Иосиф заболел мучительной болезнью, межреберной невралгией.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

С нынешнего еврейского подлинника, как мы заметили, нужно перевести – на духовых музыкальных, т. е. инструментах. Различие перевода LXX от подлинника произошло, вероятно, оттого, что это слово – нехилот – можно производить от двух корней, из которых один имеет значение – достигать, получать, наследовать, а другой – играть на флейте или другом духовом музыкальном инструменте. Несколько псалмов (между прочим, 6-й) надписываются ламнацеах, т. е. для непрерывного пения и игры, бинегинот, т. е. на струнных музыкальных инструментах, ал-гашшемишит. О значении этого последнего надписания толкователи весьма разногласят между собой. Большая часть их полагает, что этим словом означается музыкальный инструмент об 8 струнах. Так переведено это слово и в некоторых, особенно новейших, переводах, между прочим, в нашем русском. Другие хотят доказать, что им указывается не на инструмент, а на самый характер музыки или, лучше, на тоны музыки, которых раввины насчитывали 8, и разумеют под этим 8-й тон. Что справедливее, доказать не беремся. LXX перевели это слово так: υπερ της ογδοις, Вульгата – pro octavo, наш славянский, верный LXX-mu, о осьмом. Древние толкователи следующим образом определяют значение этого надписания по LXX-mu. Св. Афанасий говорит: „восьмой не иное что значит, как день воскресения, в который восприимем плоды трудов своих, когда враги со стыдом и смятением обратятся вспять“. Еще подробнее раскрывает этот смысл Блаженный Феодорит : „Восьмым, – говорит он, – пророческое слово называет будущее состояние. Поскольку настоящая жизнь круговращается в 7 днях недели; время, начинясь первым днем седмицы и оканчиваясь седьмым, снова возвращается к первому дню и, таким образом, доходит до седьмого: то век, который вне сего седмидневного числа, слово Божие справедливо наименовало восьмым. Упоминается же в сем псалме, т. е. 6-м, о смерти и о суде. Почему пророк и сделал такое надписание“. При объяснении того же надписания над 11 псалмом он говорит еще: „надписание же имеет псалом сей – о осмей, как упоминающий о праведном суде Божием, каковый праведный Судия произведет после седмицы времен. Потому псалом сей надписывается еще – в конец, так как предречение исполнится напоследок времен“. В нашей Толковой Псалтири говорится: „под именем осьмого разумеется или некоторый род мусикийского осмострунного орудия, на нем же певцы Давидовы пели Псалом сей; или, по таинственному разумению, день страшного суда Господня, иже будет осьмый, зане воспоследует по шести днех многотрудного жития сего, и по седьмом, иже есть суббота, сиречь упокоение душ“.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

веровать в тот и другой завет. Поэтому некоторые псалмы надписываются «о осмей», и в сто восемнадцатом псалме дается праведному наставление восьмистишиями, приноровленными к каждой из букв (еврейского алфавита). Восемь и блаженств, изрекши которые ученикам на горе, Господь положил основание церкви. Осмеричное число нашел и Иезекииль в устройстве храма. Найдешь и многое другое в Писаниях, отмеченное этим числом. Итак, выпускают из ковчега ворона, и он не возвращается; а голубь возвещает мир земле. Так и в крещении церковном, по изгнании зловещей птицы, т.е. диавола, мир земле нашей возвещает голубь Святого Духа. Строящийся ковчег, начиная с тридцати (трехсот?) лактей, сводится понемногу к одному лактю. Подобным образом и церковь , имеющая множество степеней, завершается в конце диаконами, пресвитерами и епископами. Грозили опасности ковчегу в потопе, грозят они и церкви в мире. Вышедши из ковчега, Ной насадил виноград, и, испив от него, упился; родившийся во плоти Христос насадил церковь , и пострадал. Старший сын осмеял обнажившегося отца, а меньший прикрыл его; осмеяли и иудеи распятого Бога, а язычники почтили. Мало было бы дня для меня, если бы я стал раскрывать все тайны ковчега, сопоставляя его с церковью. Как относящееся к настоящему предмету, я покажу, кто между нами орлы, кто голуби, кто львы и олени, кто черви и змеи. Не одни овцы находятся в церкви, и не чистые только летают в ней птицы; сеется в поле хлеб, и над блестящим посевом встают, как властелины, лопушник и чертополох и овесец безплодный (Верг. 1 Георг. 154). Что делает земледелец? Вырывает куколь? Но в таком случае потоптывается весь хлеб. Деревенская промышленность ежедневно отгоняет птиц стуком, отпугивает их чучелами: здесь хлопают бичом, там развешивают пугало. Но и при этом делают набеги то проворные дикие козы, то резвые дикие ослы; там маленькие зверки собирают хлеб в свои выкопанные в земле житницы, здесь разоряют жатву кишащие стада муравьев. Так уже это бывает. Никто не владеет полем беззаботно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом мы достигнем всех благ о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 11 В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида. Другой переводчик (Акила) говорит: победителю о восьмой. В еврейском сказано: асеминиф.   1 В конец, о осмей, псалом давиду, 1 В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида. 2. Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. 2 Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих. 3 Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая. 3 Суетное говорил каждый ближнему своему: уста льстивые (говорили) от сердца, и от сердца говорили злобное. 4 Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый, 4 Истребит Господь все уста льстивые, язык высокомерный, 5 рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть: кто нам Господь есть? 5 Тех, которые говорят: «язык наш возвеличим, уста наши при нас, кто нам Господь?» 6 Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем. 6 Ради страдания нищих и воздыхания убогих, ныне восстану, — говорит Господь, — явлюсь спасением, откроюсь в нем. 7 Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею. 7 Слова Господни — слова чистые, серебро расплавленное, испытанное в земле, семикратно очищенное. 8 Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век. 8 Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас от рода сего и во век. 9 Окрест нечестивии ходят: по высоте твоей умножил еси сыны человеческия. 9 Вокруг нечестивые ходят. По высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих.   Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. — Что значит: « умалилась истина среди сынов человеческих »? — Великое зло — двуличность; молитва Псалмопевца об истреблении лицемерия. — Не все то наше, чем мы владеем. — Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. — Что значит: « явлюсь спасением, откроюсь в нем »? — Несомненность этого божественного обетования. — Что значит: « вокруг нечестивые ходят… » и: « по высоте Твоей »? — Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010