В миниатюре из Менология Василия II (около 986 г., Ватиканская библиотека) Сретение изображено на фоне архитектурного ограждения с закрытыми дверями. Внутри виднеется алтарь и изящным навесом-киворием на колонках. Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа, ножками в сторону св. Симеона. Точно так же Он представлен и в иллюминированном армянском Евангелии Монги 11 века (хранится в Ереване). На полиптихе со сценами двунадесятых праздников из монастыря св. Екатерины на Синае (XII век) Сретение представлено в верхнем люнете одной из створок. Спаситель в золотой тунике изображен на руках Симеона, который словно полагает Младенца на жертвенник. Подобным образом выявляется литургический замысел композиции, в которой Христос изображается как приносимая за весь мир искупительная жертва. Также трактована и композиция Сретения на эпистили XII века из того же монастыря. Здесь Младенец представлен прямо над престолом в центре сцены. Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни. На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловской церкви является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках. Евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией «Благовещение». Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор была помещена сцена «Рождество Христово». Цикл продолжался на северной стене, где в пятом регистре находилось Сретение, а на противоположной, южной стене – Крещение. Таким образом, прочтение первых четырех сцен цикла, располагавшихся по центральным осям церкви, было подчинено логике организации архитектурного пространства крестово-купольного храма, четко выявляя его осевую ориентацию по сторонам света. При этом сцена Сретения была расположена рядом со сценой Введения во храм Богородицы. Основу для сопоставления композиций дала 7-ая глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества – как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон узнает в Младенце Спасителя.

http://pravoslavie.ru/457.html

В 1855 г. собрание библиотеки расширилось за счет коллекции книг графа Чиконьяра и 1 445 рукописей кардинала Маи, главного библиотекаря Ватиканской библиотеки (1819–1854 гг.). При Льве XIII была основана лаборатория по реставрации манускриптов и введены правила каталогизации манускриптов, которые действуют и ныне. Со времени понтификата Льва XIII была открыта для публики часть Секретного архива – до конца правления Павла V (1605–1621). Этим было положено начало постепенному процессу открытия архива: каждый новый папа готовил к публичному доступу материалы, касавшиеся одного из предшественников (последнее такое событие состоялось в 2006 г., когда Бенедикт XVI открыл материалы, касающиеся понтификата Пия XI – см.: Ambrosini M.L. The Secret Archives of the Vatican. Boston, 1969 (republ.: 1996). В 1891 г. папа приобрел коллекции графов Боргезе (включая около 300 свитков старой папской Авиньонской библиотеки), а в 1902 г. – архивы кардинала Ф. Барберини (Fondo Barberiniano): 10 041 латинских, 595 греческих и 160 восточных рукописей; позднее были приобретены Codices Regime, Capponiani, Urbinates, Ottoboniani, составлено собрание Сикстинской капеллы ( Fondo della Capella Sistina) – коллекция по истории музыки. Из наиболее известных рукописей Ватиканской библиотеки, связанных с историей Церкви, упомянем: Codex Vaticanus – одну из самых ценных рукописей греческой Библии, датированную серединой 4 в. (в 10 в. был добавлен орнамент, а в 15 в. рукопись была частично реконструирована); Libri Carolini; папирус Бодмера, содержащий самый древний текст Евангелий от Луки и Иоанна (н. 3 в.); шедевры византийского искусства свиток Джошуа Ролла (Palat. gr. 431) середины X в. и датируемый временем ок. 986 г. греческий Минологий императора Василия II (976–1025); письма Фомы Аквинского, Ф. Петрарки, Микеланджело, Рафаэля, несколько писем Мартина Лютера и Генриха VIII; римский дневник Антонио да Сангалло (1483–1546) и др. Отметим также экземпляр первопечатной Библии Гутенберга (сер. 15 в.). См., в частности, указатели: Canart Р Les Vaticani Graeci, 1487–1962: notes et documents pour l’histoire d’un fonds de manuscrits de la Bibliotheque vaticane.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвращаемся к поражению Василия II при Асарии-Средце. По ал-Мекину, оно случилось в 986 году. Под этим же годом и точно так же, как у ал-Мекина, вслед за известием о бегстве двух братьев, названных прямо и вернее Комсадзагами (то есть, Комитопулами), у современного событиям армянского летописца 105 повествуется о походе царя Василия в землю Булхаров: император «отправился с густою воинскою силой, и обширным лагерем занял самую средину их государства (выражение, напоминающее, по замечанию Гильфердинга, славянское название Сардики Средцем). Булхары поспешили и заняли узкие места и горные проходы, по которым мог пройти неприятель: то были места непроходимые, покрытые кустарником. Таким образом, окружив царя со всем его войском, они всех предали мечу; только армянская пехота, спереди и сзади обступив царя Василия, другою горною дорогою вывела его в Македонию. Вся же конница греческая со всем скарбом и царским убранством (в подлиннике: дворцом, то есть, царской ставкой, тем, что у Льва Диакона названо αρχ, praetorium), предалась неприятелю... В этом году, то есть, в 435 (=986), ...в этой земле (Булхарии) войско Василия понесло поражение. В том же году царь Вард (Варда Склир), вышед из Багдада, вступил в Мелитину» и т. д. А по словам Льва Диакона (р. 173, 12), прежде чем византийцы совершенно оправились от болгарского поражения (μπω το τοιοτου πϑους τελευταως πολωφσαντος), поднял восстание и междоусобную войну Варда Фока (в 987 году) 106 . Итак, несомненно, что, вопреки общепринятому мнению, царь Василий потерпел роковое поражение в Родопских проходах при отступлении от Средца не в 981 году (Гильфердинг, Рачки, Папарригопуло и все другие), а в 986 году, именно 17-го августа этого года (=седьмого числа Раби второго). Это важно не только для составления более точных, представлений о ходе болгарского, восстания, но, быть может, и для объяснения византийской политики по отношению к России. К этому 986 году наша начальная летопись относит прибытие в Киев греческого посольства, по ее словам, с чисто миссионерскою целью. Мы не будем здесь разбирать достоверности самых подробностей этого сказания и в частности – возможности совпадения с византийским посольством еврейско-хозарского и мусульманского от Камских Болгар. Вместе с другими исследователями, мы считаем эти подробности позже составленною легендою. Но с преемником Святослава необходимо было считаться при болгарском вопросе. По договору 971 года русский князь обязан был помогать византийскому императору, если кто помыслит на страну его. Теперь именно представлялся такой случай. Известно, что после в борьбе Василия II с болгарским царем Самуилом важную роль играют русские войска. Есть некоторые намеки в византийской литературе (у Иоанна Геометра ), что именно около 986–989 года заключен был какой-то союз против Болгар со Скифами, то есть, Русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

На л. I поздней скорописью запись «Сия книга Житие и деяния святейшаго патриарха Никона пожертвована Воскресенской, именуемый Новый Иерусалим для хранен(ия) в библиоте(ке) того монастыря». Филигрань «Рго Pamria» с литерами «АГ» типа: Клепиков 1978, 29 (1784), 31 (1784), 871 (1793). Содержит: «Известие» о патриархе Никоне , составленное его клириком Иоанном Шушериным (л. 1 – 94); список с грамоты царя Алексея Михайловича об именовании Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом (л. 94 об.); «видение» патриарха Никона (л. 95 – 102 об.); послание патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду (л. 103 – 106 об.); «перехваченная» грамота патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 107 – 119 об.); список с челобитной братии Воскресенского монастыря к царю Федору Алексеевичу о возвращении патриарха Никона из ссылки (л. 119об. – 122); «Извещение или объявление совершенное низложение Никона извержения» (л. 122 – 126); разрешительные грамоты восточных патриархов (л. 126 – 142); надписи на каменных плитах при южных вратах Воскресенского монастыря (л. 142 – 146); надпись на камне при гробе патриарха Никона (л. 146 – 147); «Чудеса врачебные» патриарха Никона (л. 147 – 158); список с духовной грамоты царя Алексея Михайловича (л. 158об. – 161); список с духовной грамоты патриарха Иоакима (л. 161 – 172); надгробные стихи патриарху Иоакиму (л. 172). Содержание ркп. опис.: Амфилохий 1876, 174 – 175. Послание к газскому митрополиту Паисию Лигариду («Послание 2») – Ж «Видение» патриарха Никона – В Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ю 19. РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127. Сборник-конволют 1657 г.– первая треть XVIII в. 4°. III+425 л. (л. I – III от переплета, 197 об., 408 об. чист.). Полуустав двух почерков: 1) на л. 1 – 197; 2) на л. 198 – 408, 428. В рукописи имеются владельческие записи: на л. 1 – 9 скорописью XVIII в. «Сия книга Саровской пустыни казенная»; на л. 411 – 425 скорописью XVIII в. «Сея тетрать Василья Иванова сына Лягина». На 425 об. проба пера. Украшения: инициалы геометрической формы с растительными отростками, многочисленные заглавные буквы киноварью, заголовки киноварные. Переплет: доски в коже с тиснением, современным рукописи; отреставрирован в XIX в., сохранились две металлические застежки, одна из которых с глазковым орнаментом. На корешке переплета тиснение золотом «Житие Никона патриарха ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: I. К выписке представлены следующие книги: 1 . Демков. История русской педагогии. Т. 1–2. 2 . Compayré. Éléments d’éducation civique et morale. 3 . Compayré. Abélard. 4 . Stadelmann. Erziehung und Unterricht bei den Griechen u. Römern. 5 . Scherer. Die Pädagogik in ihrer Enturcklung. 1897. 6 . Hoensbroech. Religion oder Aberglaube? 1897. 7 . Közle. Die pädagogische Schule Herbarts. 8 . Vogel. Pädagogisches Repertorium. 1897. (Э.-орд. проф. А. Шостьиным ). 9 . Delitzsch. System der biblischen Psychologie. 10 . Weissmann. Über die Uenerbung. 11 . Beannis et Binet. L’Année psychologique; 3-te année. 1897. 12 . Lambroso. L’homme criminel (2 vol. et atlas). 13 . Ribot. L’évolution des idées générales. 14 . Paulhan. Les tipes intellectuels: esprits logiques et esprits faux. —211— 15 . Gujau. Hérédité et éducation. 16 . Féré. Dégénérescence et criminalité. 17 . Féré. La famille neuropatique. 18 . Dattemaque. Dégénéres et déséquilibrés. 19 . Alaux. Théorie de lame humaine. Essai de psychologie métaphysique. 20 . Roisel. L’idée spiritualiste. 21 . Galton. Hereditary Genius. 22 . Galton. Natural Juheritance. (и. д. доцента П. Соколовым). 23 . Wallon. Histoir de l’esclavage Laus l’antiquité. I–III tt. 24 . Лященко. О молении Даниила Заточника. 25 . Стеллецкий. Протоиерей Самборский, законоучитель Императора Александра I. (и. д. доцента С. Смирновым ). II. Означенных книг в академической библиотеке не имеется. Определили: Поручить библиотекарю академии Николаю Колосову выписать для академической библиотеки означенные в записках книги и о последующем представить Правлению академии. XV. Представление библиотекаря академии Николая Колосова : «На основании 53-го параграфа инструкции библиотекарю, имею честь представить отчет по библиотеке за 1896/7 учебный год. I. Пополнение библиотеки. В 1896/7 учебном году библиотека пополнилась 914-ю названиями книг и брошюр в 1184 томах. Из них 672 названия в 878 томах приобретены покупкой, а 242 названия в 306 томах поступили в библиотеку, как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. Кроме того, по завещанию покойного Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, в академическую библиотеку поступила большая часть его библиотеки, в количестве слишком 6000 названий (около 9000 томов). Прием библиотеки Высокопреосвященного Саввы, раздел её с Тверской духовной семинарией, отправка её в Твери и прием в Сергиевом Посаде были произведены библиоте-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примеры суда Божия ( Иуд.1:5–8 ). Архангел Михаил и дальнейшее изображение лжеучителей ( Иуд.1:9–13 ). Грядущий на них суд Божий ( Иуд.1:14–15 ). При виде лжеучителей читатели, по наставлению апостольскому, сами должны стоять в вере и любви ( Иуд.1:16–20 ) и увлеченных лжеучителями возвращать к вере ( Иуд.1:21–23 ). Славословие Богу Спасителю ( Иуд.1:24–25 ). Иуд.1:1–3 .  Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но рабом Его. Вместе с тем, именует себя братом Иакова-Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. «По моему мнению, – замечает блаж. Феофилакт, – для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова». Читателей послания Апостол именует «освященными» ( ηγιασμνος) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, «возлюбленными» ( ηγαπημνοις), «званными» ( κλητος), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср. Иак.1:1 ; 1Пет.1:1 ; 1Кор.1:2 ). «Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им умножились милость, и мир, и любовь: «милость» потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; «мир» потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец: примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

754 Слово: повелите – [kελεσατε, произносимое ныне диаконом, прежде относилось не к народу, а к иерею или архиерею. Диакон просил у них дозволения начать обряд. По указанию некоторых древних чинов, находящихся в Евхологионе Гоара (Εχολγιον ed. 1647, p. 202), диакон, а не иерей, говорил: «Свет Христов просвещает всех». В некоторых же рукописных чинах преждеосвященной литургии слово [kελεσατε переведено словом: «Востаните», например, в рукописном Служебнике XV века (Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканск. библиотеки. Красносельц. Казань, 1885 г., стр. 169). Здесь слово «Востаните», очевидно, отнесено к сидящим во время чтения паремии подобно тому, как в начале всенощного бдения говорится «Востаните» (См. выше). 755 При архиерейском служении эти священнодействия совершает сам архиерей, имея в руках кадильницу и трикирий (Чиновн.). Приидет учиненный чтец, среди церкви пред амвон, и творит поклон, держа и книгу согбенну. Протодиакон же среди дверей зря к чтецу, и держа орарий, и к нему показуя, глаголет: Вонмем. Архиерей: Мир всем. Чтец: И духови твоему. Протодиакон: Премудрость. Чтец: Прокимен псалом Давидов. И сказует прокимен прилучившагося дне, на глас. Царские врата затворити. Чтец надписание Бытия. Протодиакон: Вонмем. И по Бытии второй прокимен (Царские врата отверсти). И по сем возглашает протодиакон: Повелите. Архиерей приемлет обема рукама кадильницу и трикирий, стоит пред святого трапезою, зря к востоком, и назнаменуя крест, глаголет: Премудрость прости. Таже, обратясь на запад к народу, глаголет: «Свет Христов просвещает всех». Отдает кадильницу и трикирий (Царские врата затворяти). Чтец: Притчей, чтение. Протодиакон: Вонмем и притча. И по исполнении глаголет архиерей Мир ти. Протодиакон: Премудрость. Певцы: Да исправится молитва моя (Чиновн.). При этом не упоминается об открытии Царских дверей. 756 О пении: «Да исправится молитва моя» должно заметить, что не просто определили отцы ежедневно читать этот псалом, и не потому, что в нем говорится: «воздеяние руку моею, жертва вечерняя», поскольку и другие псалмы имеют подобное изречение... но заповедовали читать его, как некоторое спасительное лекарство и очищение грехов, чтобы, по наступлении вечера, очистить этой духовной песней всякую нечистоту и скверну, захваченную нами на торжище, или дома, или в каком-либо другом месте (св. Иоанна Златоустог о, беседа на 140-й псал.). Поэтому, в дни поста и покаяния положено усугубить пение этого псалма, петь дважды, для усугубления молитвы петь, преклонив колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Для общего обозрения апокрифических изображении предлагается здесь краткий перечень важнейших из новозаветных, вошедших в иконопись из так называемого «Евангелия о Рождестве Богородицы», из «Протоевангелия Иакова Младшего», из «Сказания о Рождестве Богородицы и о детстве Иисуса Христа», из «Евангелия Никодима» и т. п. 82 – Из жития Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Анна перед птичьим гнездом, скорбящая о своем неплодстве, получает благовестие от Ангела о рождении от нее Богородицы (на фреске в Киево-Софийском соборе). – Иоаким и Анна, встретившись у златых врат Иерусалима, обнимаются. В русском подлиннике, согласно с древнейшими изображениями на западе. – Ангел приносит из Рая пищу и питие Деве Марии в иерусалимском храме (на панагие XII в. на Афонской Горе, со славянскими подписями). – Благовещение на колодце (на диптихе VI в, на вратах Св. Павла вне римских стен XI в.; на фреске Киево-Софийск. собора). В рус. подлиннике. – При Рождестве Христове две женщины, омывающие предвечного Младенца в купели (на Ватиканск. диптихе IX в., на вратах Св. Павла вне Римских стен XI в., на вратах Суздальских). В рус. подлиннике. – Спаситель, сойдя во ад, извлекает оттуда Адама с Евой и праведников Ветхозаветных (на миниатюрах IX и X в., на вратах Св. Павла XI в., на алтарном украшении в храме Св. Марка в Венеции, Pala d’oro XI–XII в., на вратах Равелло XII в. и проч.). Постоянно на русских иконах. – Апостолы прилетают на облаках, чтобы присутствовать при Успении Богородицы. Перевод в русской иконописи, известный под именем «Успения на Облаках». – Успение Богородицы. Между собравшимися Апостолами, позади одра Богородицы, стоит Спаситель, держа в руках ее душу. Впереди Архангел Михаил отсекает руки у неверующего иудейского жреца (на Миниатюрах IX–X в.) В рус. подлиннике. Любопытное собрание апокрифических изображений помещено на клеймах вокруг иконы Успения Богородицы в главном иконостасе Софийского собора в Новгороде 83 . 4) Из Житий Святых, и притом сначала только отдельно самые личности священные: мучеников в живописи катакомб; мучеников, отцов церкви и других святых на мозаиках; потом самые деяния Святых и мучения Мучеников; напр., деяния царя Константина на миниатюрах греческой рукописи Григория Богослова IX в., равно как и деяния этого Отца Церкви (в Парижск. библ.); деяния Климента Папы Римского и Кирилла Первоучителя Славянского на фресках подземной церкви под базиликой Св. Климента в Риме X–XI в.; Мучения Св. Мучеников, начиная с X в., в Менологии Императора Василия и в рукописи Синодальной Библиотеки в Москве, X–XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В одном из стихотворений Иоанна Геометра , современника Василия Болгаробойцы и очевидца всех бедствий начала царствования этого императора, по мнению г. Васильевского, находится «намек на то, что первое обращение византийского двора к киевскому князю вызвано было опасным для империи развитием болгарского восстания, вероятно, после 986 года, после поражения при Сардике (Средце) и современно с первым взрывом и успехами возмущения Варды Фоки» 146 . Эти слова русского ученого мы имеем право считать решительным подтверждением высказанного нами положения о времени прибытия греческого посольства в Киев. Кроме того, в приведенных словах В. Г. Васильевского заслуживает полного внимания указание на сношения византийского двора с Владимиром по поводу болгарского восстания. Действительно, с полной вероятностью можно относить именно к этому времени начало дипломатических переговоров между Константинополем и Киевом. Мы уже говорили, что в августе 986 г. император Василий потерпел страшное поражение при Асарии-Средце. Есть достаточные основания предполагать, что русские тогда – в 986 г. – были союзниками болгар и поражение греков при Средце-Сардике было совершено при их помощи, – обстоятельство это, как увидим ниже, не лишено значения при обозрении известий арабских историков. Вполне естественно, что император Василий, потерпевший неудачу в Родопских проходах, понимая, что сила болгар основана на союзе с русскими, сделал попытку обратить последних из своих врагов в союзников. «Политика, обнимавшая своим кругозором Рим и Каир, Германию и южную Италию, говорит Васильевский, не могла упустить из виду столь важного фактора, каковым была Русь в делах болгарских» 147 . Следов., вполне возможно, что вскоре после поражения греков при Средце в Киев прибыло греческое посольство с целью отклонить русских от союза с болгарами. Греки даже имели некоторое право настаивать на заключении дружественных отношений между Византией и Киевом. По договору 971 г., заключенному между Святославом и Иоанном Цимисхием, киевский князь обязан был помогать византийскому императору против его врагов 148 . Переход Владимира на сторону греков составлял, таким образом, только исполнение обещания его отца. Однако, нужно думать, и болгары не желали лишиться такого сильного, надежного в предстоящей борьбе с Византией, союзника, как киевский князь. Услышав о попытках греков склонить на свою сторону Владимира, и они могли отправить в Киев свое посольство, чтобы не допустить опасного для них союза русских с константинопольскими императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Случилось так, что как раз в 986 году (или в 987-м – точный срок установить не удается) [II, 3, т. II, с. 235] соправители-императоры Византии Василий II и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Их положение было тогда очень тяжелым. В августе 986 года войско Византии было разгромлено болгарами. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник – Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока ссадил Авидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. В этом же году «или весной 988 г.» (точная дата не известна [II, 3, т. II, с. 219, 236]) из Руси прибыл шеститысячный отряд войска, который принял участие в войне с Фокой и в решающем разгроме мятежников 13 апреля 989 года. При заключении договора о военной помощи в 986 (987) году русские выдвинули требование – выдать сестру императоров Анну замуж за князя Владимира. Византийцы вынуждены были согласиться (хотя это было и неслыханно!), но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие. В авторитетной арабской хронике Яхьи Антиохийского об этом сказано так: «И побудила его (императора. – Авт.) нужда послать к царю руссов – а они враги его, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И заключили они между собою договор о свойстве, и женился царь руссов на сестре царя Василия после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий». Затем хроника сообщает о победе войск греков и русских над мятежным Фокой [III, 16, с. 39]. Арабский писатель Эль Макин подтверждает эти данные [II, 9, с. 12]. Византийская хроника Скилицы в промежутке между 987 – 989 годами сообщает, что император «успел призвать (русских) на помощь и сделать их князя своим зятем, женив его на сестре своей Анне». То же свидетельствуют и другие византийские авторы [II, 6, с. 115; III, 16, с. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010