Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих Держав. Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные. В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага. С глубокою верою в правоту Нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие благословение» 512 . Государь сам читал этот Манифест в Зимнем дворце перед собравшимися там офицерами, генералами и гражданскими чинами. Ему устроили овацию. Крики «Ура!» гремели под сводами Николаевского зала. А когда Государь вышел на балкон, он увидел, что вся площадь запружена народом. При его появлении все сняли шапки и опустились на колени... У Государя слезы навернулись на глаза: да, русский народ в час опасности был с ним... В начале войны патриотизм был так высок, что на время подавил все революционные настроения. Противники самодержавия и Православия умолкли. В Летописи Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни появились краткие сообщения. 17 июня 1914 года: «По случаю объявления Австрией войны Сербии в России объявлена мобилизация 4-х Военных округов». 18-го: «Объявлена общая мобилизация. Из Оптинского братства около 50 человек призваны на действительную службу». 19-го: «После литургии скитоначальник отец Феодосий соборне служил напутственный молебен. Отъезжающим на войну скитским братиям был устроен чай у скитоначальника». 20-го: «По случаю отъезда братий, призванных по мобилизации, преосвященный Михей служил напутственный молебен. Трапезовали скитяне в монастыре. Из скитян призваны на службу рясофорные монахи: отец Сергий Мозель, отец Александр Аваев, отец Павел Челушкин, отец Григорий Ермаков 513 , отец Григорий Хардиков; послушники: брат Иоанн Даланов, брат Иоанн Кулигин, брат Пётр Швырев 514 и брат Иоанн Каширин». 22-го: «Германия объявила войну России и Франции». 23-го: «Англия, Япония и Бельгия объявили войну Германии». 27-го: «Получено известие о том, что Австрия объявила войну России. Отправился из скита в город Жиздру призванный из отставки на действительную службу подпоручик Мозель (рясофорный монах отец Сергий)» 515 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мефодия, и здесь в вину ему между прочим поставляет именно его принадлежность к Братству честного и животворящего креста: «каковой братчик, писал он, не приносит никакой пользы, кроме раздору и соблазна святой церкви Божией, рассевает он свой змеиный яд вражды повсюду, по России и нашей Сибири. Эти братчики нигде не приняты, ни нашими духовными иерархами, ни московским Духовным Советом, и ни гражданскою властию (?); о чем нашему смирению пишут уже несколько предписаний: во-первых от его высокопреосвященства г. митрополита Белокриницкого, и московского архиепископа Савватия, и из Духовного Московского Совета, от 1 6-го июля 1888 г., за 139 и 12-го мая, за 105, 14-го марта 1889 г., за 110, и от 2-го февраля, за 50» 25 . Итак Мефодий ненавидит Феофилакта и открыто ему противодействует, – не раз он даже запрещал ему священнослужение. Но Феофилакт, презирая Мефодия, мало обращает внимания на его вражду: как человек бойкого ума, хитрый и смелый, он приобрел влияние на местных раскольников, и пользуясь этим, равно как поддержкою московских друзей-братчиков, которые видят в нем передового человека из своих, нимало не стесняется угрозами и преследованиями Мефодия, совершенно независимо от него в широких размерах ведет пропаганду раскола в Сибирских трущобах. Кто же такой в действительности этот передовой друг московских братчиков? Приведем сначала известие о нем самого Мефодия в той же, упомянутой выше, его грамоте. «Человек этот, пишет Мефодий о Феофилакте, – и сейчас не имеет у себя законного паспорта, а ездит с чужим. Прежде он сидел в тюрьме 4 года, и бежал из тюрьмы, – а сидел за дурные его поступки, а не за религию, как он о себе сказывает. А нас из Москвы об этом уведомили. И шатался он около Томска несколько лет и был согласия стариковцев. И когда со всякими изворотами поправил свое состояние и отправился в Россию к нашим иерархам, и они, по незнанию его обстоятельств, поставили его священником. Он прежде по мирскому назывался Филимон, а по пострижении наречен Феофилактом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Известна судьба служившего здесь в то время священника Андрея Капустина. Он был родом из дубовских крестьян. Его арестовали 14 марта 1941 года и приговорили судебной коллегией по уголовным делам Сталинградского облсуда (решение от 30 июня 1941 года) к высшей мере наказания за контрреволюционную деятельность. Приговор приведён в исполнение 16 августа 1941 года. Вероятно, на место павшего заступил другой священник, так как на Пасху 1942 года во дворе храма святят куличи и пасхи. Во время боёв 1943 года службы прекращаются, но с 14 декабря 1945 года созданная и зарегистрированная ещё 11 апреля Успенская община арендует большой частный дом, где настоятельствует протоиерей Василий Суров. Церковь тогда находится в аварийном состоянии (рушатся плетнёвые потолки), и с 1946 года ставится на ремонт. В ней устраивается новый трёхъярусный иконостас. В отчёте за 1951 год благочинного 1-го округа протоиерея Петра Прокофьева говорится, что вместимость здания — 500 человек, верующих всего — до 7-8 тысяч взрослых и 3 тысяч детей, говеют — до 6,5 тысяч. Посещаемость — по воскресным дням — от 400 до 600 человек, великим праздникам — от 2 до 4 тысяч. Часто приходят старообрядцы. Причт — священник и псаломщик, содержится платный хор из 12 певчих (регент — псаломщик Владимир Александрович Лукьяненко). За 1951 год было произнесено 68 проповедей, что было для тех времён достаточно рискованно. На Рождество 1952 года в храм приходило 700 человек: 150 мужчин, 500 женщин, 50 детей. В августе 1954 года настоятель протоиерей Соколов, староста В.И. Баев, его помощник Кузьмин и казначей А.Н. Рындина подписывают акт о приёмке отремонтированного храма. В мае 1955 года приход покупает автомобиль «Победа». В июне 1957 года протоиерей Михаил Попов просит у властей разрешения на постройку новой сторожки, на что даётся согласие. В 1959—1960 годах совершается ежегодно примерно около 1000 крещений и более 200 погребений. Исповедываются более 4 тысяч человек. На август 1959 года здесь уже другой настоятель — отец А. Жукова. В целом с 1945 и по 1961 год сменилось 22 настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=50551

В сказании о чудесах от Казанской иконы Божией Матери, находящейся в Вязниковском соборе, повествуется, что в 1624 году окт. 11-го, по указу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета, архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Порфирием и другими командированными лицами произведено было «свидетельство чудес от Казанской иконы Божией Матери». В присутствии членов комиссии совершилось 13 окт. два чуда. В этой выписке не названа церковь , в которой находилась Чудотворная икона. Но в делах патриаршего казенного приказа под 160 (1652) г. упомянут Богородицкий протопоп, а в 161 (1653) г. названа Соборная Казанская церковь 81 . Принимая во внимание эти отметки и надписи на сохранившихся кресте и кадиле (см. ниже), можно полагать, что и до постройки каменного Казанского собора в Вязниковской слободе существовала церковь в честь прославившейся чудесами иконы Богоматери. По писцовым книгам 161 (1658) года у соборной Казанской церкви значится двор протопопов, 2 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. церковных бобылей; в приходе двор прикащиков, 260 дв. крестьянских, 33 дв. вдовьих, 34 дв. нищих, пашни церковной середние земли по 30 чети в поле, пустошь Ореховка на речке Волчинке пашни по 15 чети в поле, пустошь Захарьинская за р. Клязьмою – пашни лесом поросло по 15 чети в поле, сена за р. Клязьмою у Выльских озер, у Деева истоку и у озера Керхи на поженке 50 копен, пустошь Махлацово – пашни худые земли по 10 чети в поле, сена на поженке Луховской 50 копен (владеют по государевой грамоте 147 г.). В 1670–74 г. г., по свидетельству писцовых книг, построена каменная соборная Казанская церковь . На построение ее пошло великого государя Алексее Михаиловича дворцовые казны 934 руб. и 1,400 пуд. железа, церковной казны 264 р. 75 к. и мирского подаяния 473 руб., а всего та церковь стала опричь железа 1,672 руб. 3 алтына 4 деньги да за написание деисусов и праздников отдано было 100 руб. Но постройка оказалась не совсем удачной: через несколько лет «от великой тягости каменных глав в соборной церкви небо все изорвало и связи переломило». Около 1700 г. (точно неизвестно) главы на соборе были переделаны.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Будучи епископом Косова, Павел постоянно сталкивался с бедствиями, различными по своей природе, но сходными по размерам. Во время Второй мировой войны, пытаясь одержать победу над косовскими албанцами в битве за власть, Тито пообещал им автономию и изменение положения края в их пользу после окончания войны. Во время войны албанские коллаборационисты изгнали из Косова более 100 000 сербов. В это трудно поверить, однако после 1945 года сербам не позволено было вернуться домой. С конца 50-х до начала 80-х годов край покинуло еще 200 000 сербов, в основном, не по своей воле. На землях, покинутых сербами поселилось 200 000 албанцев. Албанские «кадры» получили контроль над местными коммунистическими органами. В 1948 году албанское население составляло около половины населения Косова, к 1981 году – 78%, сегодня – 90%. В 70-х годах православные священники подвергались в Косове ежедневным нападкам. Павел и сам становился жертвой насилия: один раз албанец напал на него, когда епископ шел к почтовому отделению Призрена, другой раз Павла ударили по лицу на главной городской автобусной станции. Власти, разумеется, «не смогли» найти преступников, не говоря уже о том, чтобы предъявить им обвинения. Монастырское имущество было испорчено или конфисковано задолго до волны разрушений 1999-го года, когда НАТО развязало руки Армии освобождения Косова. Крупнейшая церковь Метохии в Дьяковице была разрушена властями, чтобы освободить пространство для массивного монумента в честь «партизанского движения». Албанское сепаратистское движение в Косове, закономерное следствие титовского порядка, подготовило почву для прихода Слободана Милошевича, неокоммуниста и квазинационалиста. Кровавый распад Югославии, длившийся с 1991 по 1999 год, стал запоздалой расплатой для Тито и его идеологических последователей Павел был избран Патриархом в декабре 1990 года, накануне распада страны. Сам он не претендовал на этот пост, однако был избран, как компромиссная фигура, так как ни один из двух лидеров голосования не смог собрать необходимого большинства голосов.

http://pravoslavie.ru/32875.html

К храму приписали окрестные часовни в деревнях: Пильная, Вялье, Гора, Паник, Малашкино, Бортниково, Загорье, Костылева Гора. Причт Покровской церкви был большим: священник Феодор Степанович Кременицкий, диакон Евфимий Павлович Образцов, дьячок Михаил Никитич Думинский, пономарь Гавриил Митрофанович Чермянский (умер в 1848 году). Обширный приход составляли селения: сельца Борок, Покровское; деревни Алексеевская, Загорье, Голопупово, Огарево, Метелищи, Усадище, Костылева Гора, Ерохово, Гора, Лешутина, Марьино, Григорьево, Пильная, Вялье, Булдыжкино, Березье, Папорть, Трухново, Малашкино, Паник, Бортниково. Во второй половине XIX века к приходу добавляется приписная часовня в деревне Колобово. Около церкви выстраивают караульную избу. В 50-е годы XIX века священником служил Василий Туберозов43. Его преемником стал священник Александр Разумовский, с 1860 года исполнявший должность благочинного 2-го округа. Имелась диаконская вакансия, а дьячком был Кирилл Успенский, пономарем Василий Мегринский. На приходе с конца XIX века по 1916 год служил известный историк-краевед, протоиерей Григорий Димитриевич Яковцевский, известный в столичных кругах как почитатель и ревнитель старины. Умер он в селе Долоцком, на приходе своего брата священника Модеста Яковцевского, у которого остановился, возвращаясь из Синозерской пустыни, где он принимал деятельное участие в собрании Совета братства преподобномученика Евфросина Синозерского. Погребли его 20 декабря 1916 года недалеко от северной стены Покровской церкви в Белых Крестах. Сыном дьячка Покровской церкви был знаменитый церковный и общественный деятель, выдающийся проповедник-импровизатор, архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (в мире Алексей Добрадин), никогда не порывавший связи с родиной. Архитектура Покровской церкви, поздней по времени сооружения среди подобных храмов Устюжнского уезда, выдержана в ключе местной интерпретации барочной архитектуры. Ее прообразом послужила известная Казанская церковь в г. Устюжне. Покровская церковь - шестая и последняя по счету постройка такого типа в уезде. Наиболее близкими к ней являются церкви Сошествия Св. Духа на Апостолов и Рождества Христова постройки 1781 года в г. Устюжне. Различие их лишь в деталях декора.

http://sobory.ru/article/?object=06403

Первые сведения о Капитоне относятся к 1630-м годам. Совершенно неизвестно, когда он родился, но умер он в конце 1650-х или в самом начале 1660-х годов. Уже судя по первым имеющимся о нем данным, он задолго до 1630-х годов развил значительную религиозную активность. В житии известного старообрядческого вождя старца Корнилия, родившегося, согласно старообрядческой традиции, около 1570-го года и умершего 125 лет от роду — в 1695 году, говорится, что в своей молодости он провел некоторое время послушником в Преображенской обители Капитона и что уже тогда Капитон проповедовал крайний Даже если автор жития Корнилия и ошибся при исчислении лет, описывая юность своего героя, то во всяком случае можно предполагать, что Корнилий был послушником у Капитона или в годы Смуты, или же сейчас же после Смуты. Это видно из того, что Корнилий уже в ранние годы правления Филарета был приближенным патриарха. Так как Филарет был патриархом в 1619—1633 годах, то можно заключить, что старец Корнилий мог быть у Капитона не позже, чем в 1610—1620 годах. Из данных государственных грамот видно, что в конце 1620-х или в начале 1630-х годов Капитон уже оставил скит Преображения Христова, где у него жил Корнилий. Этот скит был расположен в 110 верстах от Тотьмы, в 40—50 милях на восток от Вологды, по реке Шуе. Оттуда Капитон уходит на 100 верст на юг, к селу Данилову, между Ярославлем и Вологдой, и там, у Колесникова, основывает новый Царский указ от 1634 года санкционирует существование скита и позволяет ему пользоваться соседними Этот указ и наделение Капитона землей самим царем как бы подтверждают сведения Семена Денисова, что царь Михаил Федорович лично знал Капитона. По данным Денисова, Капитон “ему (царю) и многая откровения сокровенно возвещаша, чего ради почитаем и блажим Не довольствуясь успехом своей мужской общины в Колесникове, Капитон вскоре основывает в Морозове, не так далеко от Данилова и Колесникова, другую, на этот раз женскую обитель, в которой под его руководством проживали 10—15 Основание этих скитов показывает, что Капитон занимался не только личным “спасением”, но и стремился приобрести учеников и последователей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439502/

22 июня 1941 года, в день, когда Церковь вспоминает всех святых, на земле русской просиявших, мощные гитлеровские войска вместе со своими союзниками напали на Советский Союз. Началась война, от исхода которой зависели не только судьбы большевистской партии и советского государства, но и судьбы многих народов, в том числе и польского. Хотя и известно, что стало бы со славянскими народами, победи Германия Красную армию (ей почти это удалось) и дойди до Урала, проводимая в настоящем историческая политика об этой правде не вспоминает. Поэтому важно напомнить, что в 1941 году в Главном управлении имперской безопасности Третьего Рейха под руководством Генриха Гиммлера был принят генеральный план Ост. План предусматривал  истребление или переселение славянского населения с территорий, лежащих к востоку от Третьего Рейха. Поляков, отнесенных в соответствии с нацистской расовой политикой к " низшей славянской расе, к недочеловекам " , должно было остаться 3-4.8 миллиона для использования в качестве " рабской рабочей силы " .  После полного истребления евреев план предусматривал также уничтожение 50 процентов чехов и моравов, 65 процентов украинцев, 75 процентов белорусов. В отношении русских, которые, как писал Гиммлер " значимы только своей численностью " , рекомендовано было " полное биологическое истребление путем остановки естественного прироста " . Среди верующих людей существовало убеждение, что страшная война (в первые ее месяцы Красная армия понесла огромные потери) является наказанием за отступничество народа от веры в Бога, за осквернение святынь, за преследование Церкви. Действительно преследования, которым в большевистской России подвергались исповедующие Христа, можно сравнить только преследованиями в первые века Христианства в Римской Империи. С разным натиском и в разных формах эти преследования осуществлялись со времени захвата большевиками власти в 1917 году и до горбачевской перестройки в 80-е годы 20-го века. Придя к власти, большевики сочли, что смогут относительно быстро уничтожить Церковь и выкорчевать из души русского народа его веру. По приказу Ленина, Дзержинского, Троцкого и иже с ними в государстве " рабочих и крестьян " всеми доступными средствами пропагандировался атеизм.  Был создан  союз воинствующих безбожников, в котором в 30-е годы состояло около 3 миллионов граждан. Россию наводнили издаваемые миллионными тиражами журналы, книги и плакаты, высмеивающие духовенство, оскорбляющие чувства верующих и убеждающие, что требуется снести тысячи храмов. Ослаблению Церкви были призваны послужить поддерживаемые властями внутрицерковные расколы. Подобный механизм борьбы с Православием  применялся уже в 1596 году, чтобы созданием Брестской унии в Речи Посполитой разделить христиан веры греческой, то есть православных. В настоящее время этот метод применяется на Украине, где власти поддерживают раскольничьи структуры.

http://radonezh.ru/2020/05/11/s-bozhey-p...

В километре от скита, по дороге на Троицкую спасательную станцию, находится источник с очень чистой и вкусной водой. Рядом с источником - крест, установленный ровно за день до большевистского переворота, о чем гласит сделанная на нем надпись: «При строителе Пармене поставлен иеромонахом Ефремом 1917 года октября 24-го». Престольные праздники [ править править код ] Святыни [ править править код ] Частицы мощей: Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Архангельская область, Приморский район, остров Анзерский Телефон: +7 915 005 01 04 (Whats App), +7 911 577 50 05 (Московский) Электронная почта: ierom.georgy@ya.ru Паломнику [ править править код ] Анзер – самый северный и труднодоступный остров Соловецкого архипелага – с начала XVII века стал пристанищем для пустынножителей, ищущих безмолвия и уединенной молитвы. Со временем на Анзере образовались два скита: Свято-Троицкий с 1620 г. и Голгофо-Распятский с 1712 г. Мирских поселений здесь никогда не было. В настоящее время оба скита действующие, поэтому посещение о. Анзер – это довольно редкая возможность для мирских людей прикоснуться к святыням и особой заповедной атмосфере этого места. С 1 июня по 15 сентября паломническая служба Соловецкого монастыря и экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника организуют путешествия на о. Анзер в составе паломнических и экскурсионных групп в сопровождении экскурсовода в течение одного дня (без ночевки). Паломническая поездка на о. Анзер включает: Время пребывания на Анзере около 6 часов. Длительность всего путешествия 12-14 часов. С собой необходимо иметь: Заявки на посещение о. Анзер принимаются от групп и частных лиц в паломнической службе Соловецкого монастыря (тел. +7 911 575 83 10 , e-mail: palomnik@solovki-monastyr.ru ) и в экскурсионном бюро Соловецкого музея-заповедника (тел. +7 818 3590 321 , e-mail scg@solovky.ru ). Все поступающие заявки на включение в паломнические группы регистрируются и выполняются в соответствии с очередностью в зависимости от погоды и наличия транспорта.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Во-вторых , соборным было созидание земной Церкви Христовой в день сошествия Духа Святаго на Двенадцать Апостолов (Деян. гл. 2). В-третьих , соборным было учреждение старшими Апостолами института диаконии Иерусалимской Церкви: Когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненнаго веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращеннаго из язычников; их поставили пред Апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 1-6). В-четвертых , наиболее ярко соборные качества Церкви Христовой проявились в Соборе Апостолов, собравшемся в Иерусалиме около 48-50-го года по Р.Х. Данный Собор и образовал догматическую традицию разрешать вероисповедные нестроения общецерковным призыванием Духа Святаго для исцеления греховного разномыслия спасительным единством. Это событие описывается в пятнадцатой главе Деяний Святых Апостолов. Выражение Изволися бо Святому Духу и нам... (Деян. 15, 28) с той поры стало неизменной священной формулой и свидетельством истинности каждого окончательного соборного утверждения - плода, итога многотрудных соборных деяний (1). Почему эта формула является залогом искренности и единства соборян? Многих истин не бывает. Верность церковного собрания истине выражается только единством, только единомыслием и единодушием. Всякая же ложь, следующая после выражения " Изволися Святому Духу и нам... " , была бы смертным приговором для собравшихся, так как хула на Духа Святаго, по грозному свидетельству Иисуса Христа, не простится... ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). Приписывание лжи Духу Святому есть безусловное святотатство, кощунство и хула на Него.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010