языка и ГПЦ, к-рой заведовал в течение мн. лет. В 1888-1896 гг. был заведующим открывшимся Церковным музеем Грузинского Экзархата РПЦ, в 1889 г. вошел в состав правления Об-ва по распространению грамотности среди грузин. 27 сент. того же года назначен членом Грузинского епархиального училищного совета, в 1890 г. ревизовал приходские школы Тифлисской губ. (ДВГЭ. 1891. 14. С. 30-32), с 14 апр. 1893 г. член педагогического собрания правления Тифлисской ДС. В 1894 г. составил утвержденную Святейшим Синодом программу, по к-рой в духовных школах груз. языку было отведено 12 часов в неделю, русскому - 6 часов. В марте 1896 г. Ж. получил чин действительного статского советника (Указ. 1893. С. 1-5) и был назначен смотрителем приходских школ Гурийско-Мингрельской епархии . В 1902 г. в связи с поднятым вопросом о расхищении церковного имущества возглавил группу, приступившую по разрешению экзарха архиеп. Алексия (Опоцкого) к сбору церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 22364. Л. 2; Ф. 489. Ед. хр. 46364. Л. 9; Ед. хр. 46852. Л. 1-2, 7, 10-11). В 1907 г. Ж. вошел в состав образованного Историко-этнографического об-ва. В 1911 г. подал в отставку по болезни и поселился в г. Гори; последние годы жизни провел в Каспи, где у него был дом. Награжден орденами св. Станислава 3-й (16 июня 1889) и 2-й (6 мая 1901) степени. Похоронен в Дидубийском пантеоне общественных деятелей в Тбилиси; одна из улиц города носит его имя. Ж. занимался сбором, изучением и публикацией груз. исторических источников, был одним из основателей груз. источниковедения. В 1902-1903 гг., использовав каталоги Д. З. Бакрадзе , Ж. осуществил 1-е издание груз. рукописей - 2-томное описание фонда Тифлисского церковного музея (3-й т. изд. М. Джанашвили в 1908). Ж. много путешествовал по Грузии, собирал рукописи, переписывал лапидарные, чеканные и фресковые надписи, искал и описывал заброшенные церкви, занимался поиском древностей в груз. семьях, работал в фондах Об-ва по распространению грамотности и Церковного музея.

http://pravenc.ru/text/182337.html

16 мая 1896 года притч Федоровской церкви (на Лукьяновке) провел крестный ход к будущей стройплощадке, где зимой начались планировочные работы. Они оплачивались из городского бюджета. Основные же расходы взяло на себя общество. Немало усилий пришлось приложить, дабы собрать 3500 рублей. Но труд был оправдан -- 4 мая 1897 года на улице Старая Поляна рабочие заложили кирпичный фундамент, на котором уже спустя несколько месяцев возвышался храм в так называемом " русском " стиле (с шатровой баней и колокольней), сооруженный по проекту Евгения Ермакова (архитектора Киево-Печерской лавры, Покровской, Благовещенской церквей, Пантелеймоновского собора и др.). Интересно, что материалом для нового культсооружения, возможно, из-за недостатка средств, послужили перенесенные с Байкового кладбища остатки церкви Дмитрия Ростовского. Иконы для храма написал Иван Ижакевич, однако главной святыней стал образ с частью мощей Макария. Местные верующие сразу же облюбовали скромную, но уютную обитель. В 1902 году при ней было основано приходское братство, которое организовало там дневной детский приют и библиотеку-читальный зал, а 14 сентября 1914-го в храм перенесли новую главную святыню - копию чудотворной иконы Успения Богородицы с лаврского Успенского собора. Однако в 1920-х годах жизнь в Макариевской церкви остановилась. Правда, в отличие от многих других храмов, разрушительная большевистская рука не дошла до ее строения - при немцах, в 1942-м, богослужения возобновились Источник: Официальный сайт Свято-Ильинской церкви Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви Скромная церковь на улице Старая Поляна на Юрковице - одна из реликвий Киева, известная не только далеко за пределами города, но и страны. Это единственная уцелевшая в Киеве деревянная церковь весьма почтенного возраста. Храм был основан в конце XIX века с целью дать духовный свет жителям околицы города - Юрковицы. Здесь жил преимущественно мастеровой народ - сапожники, столяры, извозчики, чернорабочие, мелкие торговцы и городские торговки. Пьянство, ненормативная лексика полукриминального люда, дети, как правило, брошенные на произвол судьбы - такие были приметы всех киевских околиц. Чтобы хоть немного изменить ситуацию на Юрковице, группа энтузиастов из Религиозно-просветительского общества решила открыть на Юрковице школу-храм.

http://sobory.ru/article/?object=14099

С 8 марта 1886 г. – епископ Ставропольский и Екатеринодарский. В г. Ставрополе организовал миссии противосектантскую и противораскольническую; для новокрещенцев построил храм, школу, избы для оседлого житья, а на свои средства устраивал даровые обеды для бедных; организовал Свято-Владимирское братство. Интересно его отношение к кладбищам христианским. Однажды он при посещении селения Белой Глины, усмотрел, что местные кладбища в состоянии до крайности печальном и заброшенном, и обратился к народу со словом обличения, разъяснив ему, что могилы православных христиан должны быть всеми мерами охраняемы от разрушения и почитаемы. Владыка обличил жителей Белой Глины в том, что они, оставляя 100, 1000 и 10.000 рублей в питейных домах, ничего не сделали для охранения кладбищ от скота. «За это поругание над священным прахом христиан православных, сказал владыка, – за ваше омерзительное пьянство, в ущерб многим делам богоугодным, за все это бесчиние, нет вам моего архипастырского благословения!...» После этих слов архипастырь направился к выходу. Народ, рыдавший во время этого обличения, вполне сознавая свою вину, бросился на колени, прося прощения и благословения. Преосвященный, сильно растроганный этим всенародным покаянным воплем, с архипастырской любовью простил им грех непочтения родителей и заклинал их впредь с уважением охранять места упокоения своих близких. «Убойтесь, говорил архипастырь, – как бы, в противном случае, из богатой Белой Глины не осталась здесь одна бездушная глина!» С 25 ноября 1889 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. В Нижнем Новгороде особенно заботился о семинарии. С 7 мая 1892 года – архиепископ Казанский и Свияжский. В Казани учредил Ольгинский приют. Много жертвовал на Алтайскую Миссию и бедных. Много работал на миссионерском поприще, на нужды Киевской Лавры, на Сербскую Церковь . 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом на клобук. Скончался 2 сентября 1897 года от заражения крови и погребен в Казани в кафедральном соборе, в склепе под алтарем, место погребения он указал сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1882 г. Гиляровский стал автором знаменитого разоблачительного расследования. Тогда произошла страшная железнодорожная катастрофа на станции Кукуй. Особая комиссия по выявлению причин аварии работала в условиях строгой секретности, так как и без расследования были очевидны просчеты путевой администрации. Посторонние в Кукуевку не допускались. Гиляровский спрятался в уборной вагона, а потом незаметно присоединился к комиссии, члены коей не знали хорошенько друг друга. 14 дней подряд он посылал разоблачительные корреспонденции в " Московский листок " . Но, в отличие от современных " творцов сенсаций " , о нем нельзя было сказать, что он себе делал имя на чужом горе. Он лично участвовал в раскопках трупов погибших (их завалило жидкой глиной) и, как потом рассказывал, настолько пропах трупным запахом, что полгода не мог есть мяса. Гиляровский с кастетом в кармане появлялся в самых страшных притонах Хитровки и Сухаревки (видимо, только он, бывший «босяк», мог оттуда выйти целым и невредимым) и писал сенсационные очерки о жизни их обитателей, никогда не сваливаясь в столь знакомую нам «чернуху». Именно Гиляровскому принадлежит один из первых газетных репортажей о Ходынской катастрофе в мае 1896 г., свидетелем которой он был лично, едва не погибнув при этом. Хорошо знакомые по современности проблемы мы видим в очерке В. Гиляровского " Труженики " , так и не напечатанном (очевидно, по цензурным соображениям) при жизни писателя. Речь шла о Владикавказской железной дороге, имевшей в 1900-х годах особый статус среди других, казенных и частных, дорог России: " хозяевами дороги состоят петербургские сановники, владеющие акциями " . С мая по сентябрь они приезжали Владикавказской дорогой отдыхать на кавказские курорты, а подчиненная им администрация пути с ног сбивалась, чтобы их ублажать. " Инженеров этой дороги то и дело видишь на всех курортах, то кого-нибудь сопровождающих в курзалах " по делам службы " . А то с кем-нибудь пирующих, когда на огромной линии идет перемена шпал - самые горячие летние работы " . Это, по мнению Гиляровского, и являлось главной причиной 18 крушений в год на Владикавказской дороге. " Не могут же они (начальство и инженеры. - А.В .) одновременно быть и на курортах, и наблюдать за кладкой шпал, и уследить, чтобы шпалы все подряд, где нужно, клались новые, а не одна новая на десяток старых. Именно это указание приходится делать потому, что пассажиры, привезшие с прошлого крушения гнилые шпалы, рядом с ними находили и новые " . Как это похоже на знаменитую аферу с заменой водопроводных и отопительных труб в Петербурге и Ленобласти!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В 1896 и 1897 г., с разрешения Екатеринбургскаго епархиальнаго начальства, кругом храма возведена каменная с железными решетками ограда и построено каменное школьное здание, то и другое производилось Куровским церковно-приходским попечительством исключительно на средства прихожан и попечительства. В приходе две часовни: одна на приходском кладбище каменная, построена в 1858 году крестьянином Феодулом Устьянцевым; другая – в дер. Портомойке деревянная на каменном фундаменте, во имя св. Апостолов Петра и Павла. Причт, в составе священника и псаломщика помещается в общественных домах. В с. Куровском земское народное училище, а в д. Портомойке церковная школа грамоты с 1893 г. Источник: сайт историка Оксаны Корневой 18 августа 1770 года, с благословения Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, был заложен, а 9 мая 1772 года освящен деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Через 29 лет, в 1799 году храм сей, вследствии слабаго грунта, на коем он был построен, с разрешения Тобольскаго епархиальнаго начальства перенесен на другое место, где стоял 38 лет и пришел в ветхость, почему в 1838 году, по просьбе прихожан с благословения Высокопреосвященного Аркадия, Архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго, заложен среди села, вблизи ветхого, каменный, двухпрестольный храм. Теплый храм был освящен с благословения Высокопреосвященного Аркадия 14 ноября 1840 г. во имя св. мучеников Флора и Лавра, а холодный – в 1848 г. во имя Святителя и Чудотворца Николая. В таком виде храм существовал до 1867 г.; в этом году, в виду малопоместительности теплого храма, приступлено, по благословению Высокопреосвященного Неофита, к расширению пристройкою двух приделов: северного и южного, каковые приделы, по благословению Преосвященного Вассиана, Епископа Пермскаго и Верхотурского, освящены – северный в 1882 г. во имя св. мучеников Флора и Лавра, а южный – в 1883 г. во имя Богоявления Господня. В 1896 и 1897 г., с разрешения Екатеринбургского епархиального начальства, кругом храма возведена каменная с железными решетками ограда и построено каменное школьное здание, то и другое производилось Куровским церковно-приходским попечительством исключительно на средства прихожан и попечительства. В приходе две часовни: одна на приходском кладбище каменная, построена в 1858 году крестьянином Феодулом Устьянцевым; другая – в дер. Портомойке, деревянная на каменном фундаменте, во имя св. Апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=18071

Церковь стала православной 3/15 мая 1875 года, в храме был один главный алтарь с иконой Богородицы, многочисленные обетные приношения. В соборе от бывшего римско-католического костела сохранились шесть боковых алтарей с изображениями святых. Первое православное богослужение состоялось 9 апреля 1879 года, после устройства иконостаса. После визита комиссии по церковному убранству храм был введен в эксплуатацию 6 августа 1880 года. В сакральном здании была одна звонница, находившаяся в церковной башне. Отреставрированный храм (стоимость реконструкции составила около 50 000 рублей серебром) был торжественно освящён архиепископом Хелмским и Варшавским Леонтием (Лебединским) 31 мая 1881 года. В 1896 году храм снова отреставрировали, алтарная часть была значительно приподнята, что позволило, по старинной традиции, ходить вокруг алтаря на коленях, не заходя за иконостас. Перед священным зданием находилась деревянная палатка (слева от главного входа в храм), в которой монахини продавали паломникам изделия ручной работы: иконы, картины и книги на религиозную тематику. Вокруг храма в течении нескольких лет возведены и обустроены 6 чуть меньших церквей. Крестовоздвиженская церковь была возведен в статус собора в 1890-х годах. У него было три придела с алтарями: а) Св. Сергия Радонежского создан в правом приделе собора. Освящен 15 сентября 1895 года епископом Гедеоном Покровским. Ликвидирован после эвакуации монастыря в Россию. б) Свт. Леонтия Ростовского, освящённый 2/14 января 1896 года, расположенный на северной стороне собора, был обустроен в честь московского митрополита Леонтия, который, будучи архиепископом Хелмским и Варшавским, приложил усилия для создания женского монастыря в Лесьне. в) Св. Афанасия Брестского, устроенный в 1894 году в левой части придела собора, он был отделён от главного храма железной бронзовой решеткой, которую изготовили ученики монастырской школы. В приделе хранились мощи православного святого Афанасия Брестского, убитого в 1648 году. Частица мощей была привезена из собора Брест-Литовска. Останки православного мученика были вывезены из Лесьны в Санкт-Петербург в августе 1915 года.

http://sobory.ru/article/?object=55307

http://bezh-monashestvo.cerkov.ru/ Эта небольшая часовня в псевдорусском стиле - одна из двух памятных мемориальных построек XIX века в Бежецке. Она сооружена и освящена в 1900-м году в память коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Фёдоровны 14 мая 1896 года. Строилась часовня во имя Николая Чудотворца и царицы Александры по проекту архитектора работавшему при тверской городской управе, Александра Петровича Фёдорова. Принадлежала Бежецкому Благовещенскому женскому монастырю. Напротив возведённой часовни, к тому времени находилась и другая часовня, построенная на площади, в память чудесного спасения Императора Александра Николаевича 4 апреля 1866 года (не сохранилась). После 1917 года обе часовни были закрыты. На Никольской в начале 1930-х годов была сбита главка с крестом, со временем утрачена отделка интерьера в связи с располагавшимся в ней хозяйственным складом. До недавнего времени в помещении часовни располагался магазин. В начале 2010-х годов здание бывшей часовни было возвращено верующим. В 2014 году там были проведены реставрационные и ремонтные работы. К часовне был пристроен алтарь. 22 мая 2015 года, в день празднования перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Преосвященнейший Филарет, епископ Бежецкий и Весьегонский, совершил чин освящения храма-часовни в честь мученика Николая и мученицы Александры. Его Преосвященству сослужили: наместник Спасо-Преображенского Архирейского подворья игумен Феодор (Зеленов), духовенство Спасского кафедрального собора. Затем Владыка Филарет совершил в храме-часовне Божественную литургию. Часовня, расположенная в южной части Советской (бывшей Торговой) площади, вблизи пересечения Рыбинской и Кашинской улиц, примыкает к торцу одного из корпусов торговых рядов. Прямоугольный в плане объём завершён вальмовой кровлей. Стены разделены на прясла глубокими перспективными нишами, прямоугольные окна которых завершены килевидными архивольтами, простенки оформлены лежачими нишками. В разных уровнях по фасадам проходят профилированные карнизы, венчающий состоит из нескольких рядов различных элементов. Обращённый на площадь главный (северный) фасад завершён трапециевидным аттиком на который вновь водружена позолоченная главка с крестом. В декоре фасада выделяются растительные гирлянды, завершающие карниз и аттик. Внутри южная часть помещения отделена от основного пространства капитальной стеной. Стены часовни поставлены на белокаменный цоколь.

http://sobory.ru/article/?object=19988

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Двухпрестольный каменный храм построен в 1732 г. на средства местных помещиков. Придел освящен во имя Великомученицы Екатерины. В конце XIX в. (проект 1896 г.) построена колокольня. Небольшой храм с высокой трехъярусной колокольней, композиция и декор-в духе русского барокко. Колокольня выстроена в стиле эклектики. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Центральный объем здания выполнен по типу - восьмерик на четверике, двухсветный, перекрыт восьмигранным сводом. Апсида пятигранная под граненой конхой. Колокольня состоит из трех ярусов. Декор с элементами барокко. (Волж.новь, 1997, 31 мая) По материалам сайта " ЦБС Верхнеуслонского района " Первые храмы на территории района представляли собой достаточно скромные строения - ни одной церкви 16 или 17 вв. не сохранилось, но о том, как они выглядели, можно представить по знаменитой Троицкой церкви в Свияжске. В истории строительства храмов в Российском государстве было два «золотых века». Первый период составляет середина и вторая половина 17 века, когда основными строителями монументальных храмов (в основном, в городах и монастырях) выступают крупные предприниматели - вопреки распространенному мнению это был период бурного развития торговли. Яркими образцами этого периода являются десятки церквей в Ярославле, Вологде, Великом Устюге. В Казани памятником этого периода является Иоанно-Предтеченский монастырь, построенный на средства московского купца Василия Архипова. Но сельские приходы этот период почти не затронул. В первой половине 18 века храмов строилось меньше - помещики дворяне почти всю жизнь проводили на службе, а крестьяне, обремененные тяжкими налогами и повинностями не имели средств для пожертвований. В это время на территории района была построена только одна, сравнительно небольшая церковь Иоанна Златоуста в селе Ивановском. Деревня в Верхнеуслонском р-не, на р. Свияга, в 54 км к Ю.-З. от с. Верх. Услон. На 2002 - 6 жит. (русские). Осн. в 17 в. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В нач. 20 в. в И. располагалось вол. правление, имелись церковь Иоанна Златоуста (построена в 1732; памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1882), кузница, вод. мельница, бакалейная, 3 мелочные, казённая винная, 2 пивные лавки; базар по четвергам. В этот период земельный надел сел. общины составлял 1624 дес. До 1920 деревня являлась центром Ивановской вол. Свияжского у. Казанской губ. С 1920 в составе Свияжского кантона ТАССР. С 14.2.1927 в Теньковском, с 20.10.1931 в Верхнеуслонском, с 10.2.1935 в Теньковском, с 16.7.1958 в Верхнеуслонском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Верхнеуслонском р-нах. Число жит.: в 1782 - 187 душ муж. пола; в 1859 - 884, в 1897 - 781, в 1908 - 995, в 1920 - 841, в 1926 - 548, в 1938 - 311, в 1949 - 165, в 1958 - 167, в 1970 - 84, в 1979 - 38, в 1989 - 20 чел. Лит.: Верхний Услон: край родной, навек любимый... К., 2001.

http://sobory.ru/article/?object=21547

При описании алтаря храма отмечалось, что он покосился от давности, а шёлковый жёлтый антиминс на престоле был освящён в 1885 г. Высокопреосвященнейшим Палладием, архиепископом Казанским. Там же находилась икона Тихвинской Божией Матери, а на горнем месте – икона нерукотворного образа Спасителя и другие предметы культа. Всего в алтаре насчитывалось 17 икон. В предалтарном трёярусном икононостасе, украшенном вызолоченными карнизами и резьбой, имелось 15 икон, в том числе весьма древняя икона Пророков с 4 ликами и стёршимися надписями. В других местах висели 27 икон, причём некоторые отличались древностью и богатым оформлением. Также в описи упоминаются 9 лампад, 12 подсвечников, 1 паникадило, 2 аналогия, 9 напрестольных крестов, 17 различных богослужебных сосудов, 32 наименования дарохранительниц и сопутствующих предметов, 4 кадила и другая обрядовая утварь. В ризнице хранились 6 Евангелий, самое старое из которых отпечатали в 1694 году в Москве, а остальные – в период с 1875 по 1896 годы. Особый интерес вызывает опись книгохранилища, в которую входили: 1) одна Библия; 2) богослужебные книги: Праздничная минея 1767 г. и 3 писания святых отцов; 3) 14 книг духовного содержания; 4) периодические издания: журнал «Православный собеседник» за 12 лет (1863 – 1899 гг.), Церковные ведомости за 1889 – 1899 гг., Известия Казанской епархии за 1868 – 1899 гг. и т.д. Кроме того, в церкви находились метрические книги за 1782 – 1899 гг., духовные росписи за 1828 – 1899 гг., клировые ведомости за 1829 – 1899 гг. и другие документы. Жаль, что из всех перечисленных культурных ценностей до нас дошли лишь крохи… Через 194 года после сооружения первого храма, в 1906 г. на средства прихожан построили новую однопрестольную каменную церковь, что говорит о неплохом благосостоянии сельчан в начале XX века. Должность священника исполнял Гаврила Александрович Троицкий. Следующие документы по церковной истории Старой Грязнухи относятся к 1930 году. В апреле властями было решено снять с Николаевского храма 5 колоколов общим весом 1710,5 кг. В это время в нём числилось два служителя. Вскоре по постановлению Старомайнского райисполкома от 15 мая, по причине неуплаты страхового сбора в размере 544 рублей 82 копеек его закрыли. Однако верующие жители села активно боролись с произволом властей. 22 июня 1931 г. члены президиума районного исполкома слушали ходатайство Старогрязнухинского церковного совета о разрешении открыть церковь. В итоге они постановили возвратить её сельскому обществу верующих, предложив сельскому совету сдать здание и культовое имущество согласно имеющейся описи в аренду. Когда окончательно закрыли храм, установить не удалось, но в 1935 г. в Старомайнском районе действовали только две церкви – Александро-Невская в Старой Майне и Знаменская в Волостниковке.

http://sobory.ru/article/?object=52638

В самом селе была построена ещё одна каменная часовня, на средства Общества «В память священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года». В составе этого же прихода была еще одна деревянная часовня в деревне Верхозино, в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В Советское время Крестовская ярмарка действовала до первой мировой войны, хотя к этому времени она была уже в упадке. Все пустующие здания: административные, торговые, зрелищные были в 1918 году приспособлены под многочисленный лагерь военнопленных. Тут были чехи, австрийцы, венгры и другие. Крестовляне начали переезжать в город. В 1930 году святой источник вместе с храмом было решено уничтожить. Часовню разрушили, родник завалили кирпичами. Устоял лишь храм. По словам старожилы из деревни Верхозино, колокольню пытались даже разрушить с помощью тросов, обвязанных вокруг колокольни и тянущимся тракторами в сторону. Последнее крещение в храме состоялось в 1932 году. Долгое время храм использовался под зернохранилище, а для въезда трактора во внутрь храма был увеличен в ширине северный вход в храм, в результате чего произошла усадка стены над проемом и появились трещины на прекрасной, достаточно больших размеров фреске «Явление Христа народу». Данные из архивной выписки из Госархива Курганской области (30 ноября 1998 Ведомость о церкви Иоанно-Предтеченской, села Крестовского, по I Благочинническому округу, Шадринского уезда за 1909 год. … 4. Утварью достаточна. 5. Причта положено по штату священник и псаломщик. 6. Земли при всей церкви: пахотной с лесом 30 десятин 1516 саж., а сенокосной 80 дес. План на вышеозначенную землю есть, хранится при Маслянской церкви. Церковная земля выделена от Маслянской церкви при отделении прихода. Усадебной земли 1486 кв. саж. План имеется только на 1200 саж. И хранится при Крестовской церкви. Церковной землею священнослужители пользуются сами. 7. Дома у причта церковные, деревянные. Дом священника и дом просфорни на церковной земле, а дом псаломщика на общественной.

http://sobory.ru/article/?object=10949

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010