Все это уже такое продолжение несторианского спора на окраинах Эйкумены, а также он продолжался в самой империи – об этом разговор пойдет особый. Алексей Варламов , ректор Литературного института им. А. М. Горького Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Итак, летом 1930 года, после телефонного разговора со Сталиным, Булгаков устраивается на работу в Московский Художественный театр, который он безмерно любил. Работа эта ему чрезвычайно нравилась, и, в общем-то, можно было бы сказать, что все самое страшное позади. Потому что работа давала ему достаток, уверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. Никто Булгакова особенно сильно больше не критиковал, никто его не гнобил. Враги его как-то попрятали головы, или разошлись, или занялись другими жертвами. Можно было сказать, что перед Михаилом Афанасьевичем открывалась спокойная, безбрежная полоса жизни. На самом деле, все было глубоко не так. Булгаков по натуре был человек очень конфликтный, очень сложный, кроме того, морфий не проходит бесследно, бывших наркоманов не бывает. Психика его была очень сильно надломлена. Еще, что мне кажется очень важным: до разговора со Сталиным Булгаков был человек очень трезвый, очень реалистичный в отношении самого себя и своей судьбы. Он в каком-то смысле, как мне думается, жил по тому принципу, который впоследствии сформулировали советские политзаключенные: «Не верь, не бойся, не проси». Но разговор со Сталиным в той или иной степени разрушил его автономию и посеял в его сердце иллюзию, что у него теперь точно есть верховный покровитель. Тем более что их разговор со Сталиным закончился на такой ноте, что Сталин сказал: – Нам бы надо было с Вами встретиться, Михаил Афанасьевич, и поговорить. – Да, да, обязательно встретиться, – ухватился Булгаков за эту мысль. Но так они и не встретились. А Булгаков ждал этой встречи очень сильно, очень стремился к ней. Итак, он работает в Московском Художественном театре. Ему предлагают стать режиссером инсценировки «Мертвых душ» Гоголя. Он предлагает свою инсценировку, но театр ее не принимает. Очень скоро у него начинаются конфликтные отношения и со Станиславским, и с Немировичем-Данченко. Совершенно очевидно, что Булгаков по своей природе не мог быть вторым режиссером, не мог быть ассистентом или помощником режиссеров. Он был Булгаков – он мог бы быть главным режиссером в своем собственном театре. Он мог бы быть Мольером. На самом деле, Мольер был для Булгакова гениальной фигурой, потому что он был владельцем, хозяином, руководителем собственного театра.

http://academy.foma.ru/2017/01/21

Однако на практике эти дисциплинарные меры применяют не всегда. Рейды по туалетам — У нас обычная общеобразовательная школа в спальном районе Санкт-Петербурга, — рассказывает Владимир, преподаватель физики в старшей школе. — Вся наша борьба с вейпами сводится к тому, что дежурные учителя на переменах обязаны прочесывать туалеты и ловить курильщиков. Это унизительно и вообще не входит в учительские обязанности. Дети прячутся в кабинки. Туда мы вламываться, конечно, не можем.  Владимир говорит, что за одну перемену отбирает «десяток вейпов».  — Многие старшеклассники пререкаются, отказываются отдавать, — продолжает Владимир. — Я сообщаю классному руководителю. Она оповещает родителей. И потом все повторяется заново. Родители никак не могут повлиять на подростков. Отправлять детей на комиссию по делам несовершеннолетних школа не будет. Сразу претензии к школе — «а что вы не уследили?» Это портит статистику.  Особый случай — торговля электронными сигаретами в школе. — Мы поймали девятиклассницу, которая продавала вейпы детям из средней школы и даже начальной. Тут уж мы вызвали комиссию по делам несовершеннолетних. С ней разбирались. Поставили на учет, разговаривали с родителями.  То, что старшеклассники приторговывают вейпами в школе, приобщают младшеклассников к курению, стало уже общим местом. Многие коллеги из разных школ говорили мне об этом.  Проблема в том, что магазины продают это детям, считает учитель.  — У меня был случай, когда восьмиклассник закурил прямо на уроке. Сидел на задней парте, я услышал этот булькающий звук. Отобрал. На следующий день вижу его около школы с новым вейпом. Дети спокойно заряжают свои электронные сигареты прямо в классе. Это уже не проблема, а катастрофа. С обычными сигаретами было сложнее, дети не могли курить прямо в школе. У здания школы тоже. Уходили со школьного двора, прятались. А тут просто зажал вейп в руке, его не видно, отвернулся спиной и «парит». Минздрав не поддержал В ноябре этого года Минздрав выступил против запрета продажи никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей для электронных сигарет и вейпов. Запрет продажи этого товара создаст условия для возникновения юридических коллизии, считают в ведомстве. Кроме того, принятие закона приведет к выпадению свыше 12 миллиардов рублей доходов федерального бюджета от уплаты акцизов на никотинсодержащие жидкости ежегодно.

http://pravmir.ru/deti-kuryat-pryamo-v-k...

А почему больше? Вы сказали: «даже больше». Сильнее — потому что есть некие требования и к монаху, и к священнику, они известны и очевидны, что нужно быть подвижником, я слово «подвижник» не в смысле, что сейчас залезу на столб… Да, подвижник от слова «движение», должно быть какое движение. Да, нужно жить по-христиански. Знаете, сложно делать простые вещи. Я эту цитату как-то услышал, слушал когда-то одного певца, один певец сказал, это был Григорий Лепс, он сказал: сложно петь просто. Сложно архиерею и монаху просто жить по-христиански, но очень так вот осознанно и ежедневно. И так же, как общаемся с человеком, катехизируем человека, приходящего в Церковь, объясняем, как надо жить по-христиански, как исполнять заповеди Божии, как строить молитвенную жизнь, как это все, это все сохраняется и надо приумножать, и, в общем-то, это по сей день для меня большой вызов. НАДЕЖДА Мы, в общем, уже стали об этом говорить, но, наверное, так или иначе к каким-то фундаментальным темам все время возвращаешься. Я перечитал, прочитал точнее, потому что я раньше не читал, прочитал перед нашей встречей ваше слово при наречении во епископа, это, дорогие друзья, такой особый стиль используется в таких текстах, когда человек, которого нарекают в епископы, произносит некое слово. Если позволите, я хотел тут одну цитату привести: «Велико и ответственно апостольское служение, при мысли о жребии его трепетали величайшие и славнейшие отцы Церкви. Как же не ужасаться мне, грешному и немощному. Страшусь своей духовной неопытности, исповедую свое недостоинство и вижу, что по грехам своим нахожусь ближе к чину кающихся, чем к лику священническому». Вы эти слова произнесли 31 июля 2012 года. Да. Вот насколько изменилось ваше ощущение, переданное последними вот этими фразами об ощущении себя, оно как-то поменялось за эти, сколько, девять лет? Знаете, для меня слова эти были очень важными, я как-то писал их, то, что вы сейчас процитировали, не изменилось, я нахожусь в этих словах, как тогда, так и сейчас.

http://foma.ru/o-cerkovnoj-iznanke-sovre...

Также канонами (законами Церкви) предусмотрено ослабление поста для путешествующих. В современной практике ослабляется пост — например, благословляется вкушение рыбы — лицам, занимающимся тяжелым физическим трудом. Полагаю, если студент находится не дома, а на занятиях в институте, он, в общем-то, как бы в пути: соблюдать пост в полной мере ему сложно, можно испортить желудок. В таких случаях я благословляю вкушать рыбу. Мера душевного поста полностью зависит от самого человека. Что сам человек считает греховными, суетными, мирскими впечатлениями? Каков его опыт молитвенного делания? Каковы обстоятельства его жизни, духовные ценности? То, что не грех одному, грех другому. Например, если монах пойдет в кафе —погрешит, а мирскому человеку Церковь это не запрещает (согласно канонам, монах может покушать в кафе, находясь в дороге). Душевный пост распространяется и на «зрелища». Как это понимать? Зрелищами называются большие собрания людей с целью увеселения: балы, танцы, дискотеки, театры и т.д. (музеи и выставки сюда не входят, у них больше познавательная цель). Великий пост — время покаяния в грехах предшествовавшего ему года, а, значит, время собранности и сосредоточения. Увеселения никак этому не способствуют, а прямо мешают. Человек, который желает принести покаяние, ощутить свободу души, радость встречи с благодатью, сам добровольно удалится от того, что этому мешает. Поэтому, несмотря на то, что пост доброволен, он соблюдается многими, даже теми, кто посещает храм нечасто. Приготовившие себя постом и воздержанием обычно приступают к Таинству Евхаристии, то есть, причащаются в храме Святых Таин Пречистых Тела и Крови Христовых, но об этом разговор особый. Можно ли слушать музыку постом? Я слушаю, так как никакого греха в этом не вижу, вреда для души не ощущаю. Музыка для меня не увеселение, а прежде всего—возможность дать отдых нервам. Для кого-то музыка — поиск смысла жизни. Я уважаю таких людей и их искания. Вообще, не грех все то, что не мешает молитве. Музыка не только не мешает, а, порой, способствует ей. Мало того: музыка и молитва в чем-то сродные вещи. Их предмет — созерцание. Молитвой созерцается Бог и Его духовная красота, а в музыке созерцается красота и гармония сотворенного Богом мира.

http://pravmir.ru/trud-i-prazdnik/

Так что вопрос, который надо постоянно обращать к самому себе посреди информационных вылазок и перестрелок, на самом деле, очень простой. За Него ли меня [нас] злословят и гонят? Если действительно за Него, то все в порядке. Можно с легким сердцем продолжать свое дело. Правильность ответа на это внутреннее вопрошание, как нетрудно понять, не гарантирована автоматически. Это отдельная сложнейшая проблема, особый путь. Старание приватизировать Христа, записать его политруком своей дивизии, не отдав противнику, старо, как мир. И возглас бедного Чацкого: «А судьи кто?..» продолжает раздаваться с разных сторон мира, именующего себя христианским. Уместно ли применять ко всей этой ситуации слово «нейтралитет» как обозначение чаемой позиции? Не уверен. Не думаю, что быть на стороне Христа – это нейтралитет. Чтимый мною Сергей Худиев напоминает об этом постоянно, за что и получает соответствующие заушения. Что такое миротворчество в его практическом измерении? На каких, прости Господи, технологических процессах оно может быть основано? Эти вопросы – прямо к теме состоявшегося обсуждения. Говорю здесь, естественно, не об имитациях миротворчества, представляющих собой просто особые приемы войны. Думаю, в первую очередь это развитие сообщительности или, если пользоваться привычной латынью, коммуникации. Это наращивание взаимного понимания. Легко произнести эти слова устами. И немыслимо трудно воплотить их в жизнь, когда по обе стороны люди, у которых разорили землю и дом, убили товарищей, жену, отца, сына. Война ведь идет не только информационная. Но деваться некуда. Способность простить, а вслед за ней, Бог даст, и способность любить вернутся когда-нибудь только к тем, кто найдет в себе силы для разговора. Те, кто профессионально трудится на производстве [а это производство] с неуклюжим названием СМИ, шкурой чувствуют, даже если не помнят головой, что человек как богоподобное существо имеет словесную природу, и эта словесная природа первична по отношению к его телесности и душевности. Тем больше ответственность и награда тех, кто в меру своих слабых сил и неизбывной поврежденности грехом пытается следовать в своем профессиональном служении заповедям Живого Слова. Тем горше судьба тех профессионалов, кто этим заповедям изменил, более того, кто пробует сами эти заповеди приспособить к делу ненависти, неважно, по приказу, за деньги или ради самоутверждения.

http://pravmir.ru/byit-so-hristom-eto-ne...

Идти по Крестному Пути непросто – он начинается в арабской части города и тянется через рынок, где, кроме хорошего кофе и сувениров, продают еще «в ассортименте» терновые венцы. Торговцы то и дело, преграждая дорогу, зовут «только взглянуть на товар». Паломники стараются идти по Крестному Пути большими группами. Тогда их не останавливают, они, словно ледокол, разрезают рыночную толпу, возвышая над собой крест, не переставая ни на секунду молиться. Сложнее тем, кто хочет побыть наедине с собой. Одинокому паломнику даже с Библией в руках прохода давать не будут до самого позднего вечера, когда рынок начнет постепенно сворачиваться. Видимо, в этом заключается какое-то особое испытание для верующих. Встречи в пути Схимонахини русского Горнего монастыря в Иерусалиме посменно ведут непрерывную молитву в храме обители Богатство Святой Земли неисчерпаемо: это не только святыни, но и удивительные люди. Они приезжают сюда со всего света, принося с собой свой личный особый опыт, чувство, надежду, веру… В храме русского монастыря Марии Магдалины в Гефсимании за свечным ящиком стоит женщина в монашеском облачении – сестра Таисия. Она приветливо улыбается и с радостью вспоминает о своем детстве в Швейцарии, о своих предках – русских эмигрантах первой волны. Она плохо говорит по-русски, но все равно говорит много, словно спешит поделиться и радостью, и жизнью. Обычная инокиня за свечным ящиком в монастырском храме. – А еще я крестная дочь святителя Иоанна Шанхайского – как бы между делом вспоминает она. Вот так запросто говорит сестра об одном из выдающихся русских святых XX века, чья икона висит здесь же, на левой стене храма. И на глазах, буквально за пять минут разговора, эта икона перестает быть просто изображением далекого, непонятного человека. Образ владыки Иоанна оживает. – …одна женщина была в больнице в Париже и все переживала, что к ней по ее просьбе какого-то священника странного прислали, – вспоминает сестра Таисия. – Говорит: старичок какой-то в рясе латаной-перелатаной. Не могли кого-нибудь посерьезней найти! Она же владыку Иоанна в лицо не знала. Ей потом сказали, что это он был.

http://foma.ru/doroga-k-svetu.html

— Пятнадцать. — Это немало. Журнал успешно развился. И это убеждает меня, что я не ошибся, когда согласился стать председателем Попечительского совета. И я очень рад, что могу считать этот журнал в каком-то смысле и своим делом.  — Мы разговариваем накануне Вашего 60-летия. Как Вы сами охарактеризовали бы этот возраст? — Как востоковед, я неплохо знаю постулаты конфуцианства. По ним шестьдесят лет — это наступление того этапа жизни, когда человек уже достаточно познал и испытал и теперь должен думать о вечном, о главном. Само собой, об этом хорошо бы задумываться в течение всей жизни. Но просто сейчас — в этом возрасте — такие вопросы становятся наиболее живыми, как говорится, актуальными. — Что же для Вас главное в жизни? — Семья, окружающие близкие люди. У меня растут два потрясающих внука. Они и есть смысл моей жизни, центр всех моих переживаний. Это не значит, что я оставляю работу и, конечно, МГИМО, в стороне.: как руководитель довольно большого коллектива, я должен думать о настоящем и будущем института и решать все возникающие задачи, опираясь на уже накопленный в этой сфере опыт. Однако наряду с ним появляется и опыт совершенно новый: быть дедушкой, как говорят в шутку, значит стать «вторично родителем». Мне сложно представить что-то, что сейчас стало бы для меня важнее. — А в чем заключается новизна этого опыта? — Когда мы воспитывали собственных детей, мы были моложе, и жизнь — как профессиональная, так и светская — была очень насыщенной. А сейчас все больше и больше сосредоточиваешься на семье — и не только потому, что в этом возрасте на вечеринки  ходят реже, но и потому, что искренне хочется больше времени проводить именно с близкими. Я сегодня готов пропустить любую встречу, любое даже самое интересное мероприятие, чтобы пообщаться с внуками. Мой второй внук Василий родился в день святителя Василия Великого. Для нас это важно. Сейчас мы готовимся к крещению. Хотим, чтобы его крестил священник, с которым мы давно дружим,  к которому испытываем особый пиетет (понятно, что с пиететом дóлжно относиться к любому священнику). А нашего первого внука мы крестили, когда ему было полгода. Для меня это — одно из самых памятных и радостных событий.

http://foma.ru/anatolij-torkunov-nam-ne-...

Такие форматы наверняка интересны молодёжи? Да, вы знаете, по нашей статистике, большая часть наших гостей как раз молодежь, что нас, конечно, не может не радовать, ведь исторический парк — это особый, наглядный, «живой» и самое главное — увлекательный учебник по истории нашего Отечества. Мы хотим дать посетителям шанс увидеть историю актуальной, насущной и востребованной. При этом войти в историю России у нас может каждый, в том числе гости России из других стран — у нас есть аудиогиды на английском и французском языках, сейчас ведется работа по переводу и адаптации текстового контента экспозиций на эти и другие иностранные языки. Школьники к вам приходят? И приходят, и вновь возвращаются, и пишут благодарные отзывы. Мы наладили работу с образовательными департаментами: в 2016 году исторический парк в организованных экскурсионных группах посетило более 70 000 человек. Учащиеся составили 78% от общего числа посетителей, прослушавших нашу экскурсию. За прошлый год у нас побывали группы более чем из 1050 учебных заведений из Москвы и близлежащих областей. К сожалению, мы не можем пригласить в наш парк учащихся из отдалённых регионов. Это стало одной из причин, почему было принято решение расширять географию, и строить исторические парки в российских городах. С момента открытия парка на ВДНХ к нам сразу стали обращаться со всех концов страны с просьбой разместить подобные экспозиции на местах. Сначала мы возили выставки по регионам: в Санкт-Петербург, в Тюмень, в Краснодар, но это было очень сложно и дорого. Однако руководители регионов всё чаще говорили об адаптированной версии парка у себя: всем нужен востребованный интерактивный учебник истории. Разговоры вокруг этого шли до тех пор, пока нашу экспозицию не посетил в очередной раз Алексей Борисович Миллер, который и предложил помощь в создании таких парков в регионах, включив их в программу поддержки гуманитарных проектов «Газпрома». В начале планировалось создать парки в 10 городах, а теперь есть заявки от 25. И до сих пор они поступают от губернаторов, которые понимают важность проекта для своих регионов, ведь исторический парк — это и «живой» учебник истории, и интеллектуальный клуб, и место проведения культурного досуга для молодёжи, и центр по повышению квалификации учителей истории.

http://pravoslavie.ru/101670.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «У нас есть сердце…» Ностальгия по Советскому Союзу – это мощный социальный народный запрос на справедливость, честность и порядок 23.03.2021 19149 Время на чтение 7 минут «Кто не жалеет о распаде СССР , у того нет сердца. А кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы». Президент России Владимир Путин Поспорить с этим суждением можно, но … С эмоциональным содержанием мысли – без вопросов! Но это суждение, вольно или не вольно, коснулось сознания миллионов моих соотечественников. И, судя по реакции, это глобальное событие на сегодняшний день является самым актуальным, самым востребованным и самым… противоречивым. Последнее утверждение уже три десятка лет активно муссируют либеральные идеологи, абсолютно не замечая того, что на общесоюзном референдуме 17 марта 1991 года о сохранении страны высказались более 80% граждан (!85,7 млн жителей СССР, имевших право участвовать в голосовании, пришли на избирательные участки 148,5 млн избирателей+) Такая явка людей не только удивила «кураторов перестройки» - она повергла их в шок! Хотя давайте сейчас, со стороны прожитых очень сложных лет, посмотрим на вопрос, который стоял в бюллетене: « Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Варианты ответа: «Да» или «Нет». Казалось бы – есть волеизъявление народа, и вперед, за торжество демократии! Тогда такое можно было пропагандировать, но охрипшие голоса, усиленные мегафонами, оказались романтическими глашатаями очередной революции, которая, наряду с популизмом, рушит в сознаниях, поддержавших революционный порыв, даже самые слабые потуги на перемены. Судьба Черноморского флота тогда, поистине, была в его руках, и адмиралы, офицеры, матросы доказали верность Андреевскому флагу! Об этомразговор особый и не в данной статье. Недавно мне из одного архива прислали документ 1999 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/u_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Путь агиографа К девятому дню кончины († 30.11.2020) 07.12.2020 2986 Время на чтение 36 минут Писатель — это не профессия, а призвание. Писатель-агиограф — это особый Промысл Божий, особое доверие Господа к человеку, сравнимое, как мне кажется, лишь со священством и проповедничеством. О пути и спутниках агиографа рассказал нам Валерий Павлович Филимонов, постоянный автор нашего альманаха «Линтула», известный писатель, автор книг о преподобном Серафиме Вырицком, священномученике протоиерее Философе Орнатском и других святых подвижниках Церкви Русской. — Валерий Павлович, расскажите, пожалуйста, о вашем пути к Богу. Мой путь к Богу был непростым и долгим. Появился я на свет в семье ленинг радских интеллигентов, достаточно далеких от веры. Хотя мои родители, родившиеся в начале XX века, фактически жили по евангельским заповедям, как и многие люди советских времен. Где-то в глубине души они хранили те начала веры, которые в них закладывали в дореволюционные годы, но внешне это никак не выражалось. Помню, правда, как в детстве не раз слышал от мамы: «Господи, Господи, помоги!» В целом же жизнь семьи проходила вне храма. В детстве я крещен не был. Как и многие мои сверстники, окончил школу, колледж и ВУЗ, отслужил в армии. Работал в научно-исследовательских организациях, а в годы перестройки занимался еще и коммерцией. Шел я по жизни, как говорят, путем проб и ошибок, но всегда пытался искать что-то возвышенное… По меркам советского времени имел весьма неплохой достаток, однако материальное не приносило никакого удовлетворения и радости. Чего-то не хватало для души. Чувствовал, что где-то есть высшая правда, пытался ее найти, но не мог, пока Сам Бог не призвал меня, по неизреченному милосердию Своему. Как и почему это случилось, ведомо только Единому Господу. Вспоминаю, что однажды непостижимым образом оказался на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, буквально ноги сами принесли туда. Очень долго ходил по дорожкам и тропинкам среди старинных надгробий и размышлял о смысле жизни. С кладбища— в Свято-Троицкий собор. Не помню, сколько времени я там находился, все смотрел и смотрел на чудные иконы афонского письма, отрешившись от земных вещей. Долго рассматривал лики святых, неспешно переходил от одного образа к другому, как бы разговаривая с ними. Охватили тогда меня удивительные и совершенно неведомые ранее ощущения. Об этом очень сложно рассказывать, но вдруг я отчетливо понял, что много лет занимаюсь совсем не тем…

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/07/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010