отца нашего Аврамия игумена, Галицкого чудотворца, иже на Чюхломе» (Прол. в. и последнее Синод. изд. 1895 г.); у Дим. Рост. в Чт.-Мин. жития нет, отмечено только: «в той же день (20 июля) память преп. Аврамия Галицкого, иже в Великой России. Зри о нем в Прологе». В Иконописном Подлиннике иконописное изображение его: «подобием сед, власы просты, брада аки Кирилла Белозерского, ризы преподобнические и схима, в руках образ Пресв. Богородицы с предвечным Младенцем Иисусом Христом» (Филимонов, Икон. Подл., стр. 396). Служба ему имеется в списках XVI–XVII вв. Списки древнего жития преп. Авр. указаны у Барсукова, Источн. рус. агиогр., стол. 6; в рук. С.-Пб. дух. акад. XVII–XVIII в. 260 п. 173 об.–175 об., помещено проложное житие пр. Авр., дословно сходное с печатн. прол. и, вероятно, списанное с печатного; Муравьев в Жит. рос. св. ссылается на «старинное житие пр. Авр., хранящееся в Чухломском монастыре»: им он пользовался и в своем изложении его жития. См. о преп. Авр.: Словарь Истор. о свят., стр. 6 (со ссылкою на Истор. рос. иерархии, III, 478); Муравьев, указ. соч., 1858 г., июль, стр. 191 и сл.; Чухломский Авраам. Городец. монастырь, Кострома, 1859 г.; Филарет, Жития рус. свят., июль 20; гр. М. В. Толстого, Рассказы из истор. рус. церкви М. 1887 г., гл. VI (об учениках преп. Сергия Радонеж.), стр. 161–162; Троицкий Патерик, изд. Тр.-Серг. лавры, Серг. пос., 1896 г., стр. 342 и след. (житие по Муравьеву). Кроме того, см. Ключевского, Древнерус. жпт. св., стр. 276; Макария, Ист. р. цер. XI, 63; Васильева, История конониз. рус. святых, стр. 212; проф. Голубинский, Ист. канон. рус. святых в рус. ц., стр. 80 и 90 (проф. Голубинский полагает, что причтение пр. Авр. к лику рос. святых и установление празднования ему впервые было сделано в 1553 г., а затем в 1621 г. это было подтверждено и снова установлено); Леонид арх., Святая Русь, С.-Пб. 1891 г., под 740. А. Пономарев. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911./Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, с., 1128 стб., 7 л. карт.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Но кроме приведенного Проложного сказания, сохранилось также оч. древнее (XIII в.) «Похвальное Слово св. Михаилу и Феодору», составленное будто даже очевидцем их кончины, священником Андреем или Иоанном, их духовником (Макарий, Ист., т. IV стр. 409) В фактических подробностях Слово это имеет некоторое сходство с приведенным проложным сказанием, но гораздо обширнее его и было основано на тех же устных или кратких летописных сообщениях (также сохранившихся), которыми пользовался и Пролог. 91 – В XV в. известный составитель житий святых, серб Пахомий Логофет сделал перифраз Андреева жития, дополнил некоторыми подробностями и разукрасил, его цветами красноречия, в том риторическом стиле, которым отличаются все его житийные произведения (об нем см. у Ключевского, Жит. р. свят.). Житие его назначалось для церковного употребления (Васильев, Канон. свят., стр. 103) и, следовательно, также для Пролога (оно помещ. в Макар. Четьи-Мин., сент. стр. 1298 и сл.), хотя в прологе XV в. встречаются почти исключительно краткие сказания в роде вышеприведенного (напр. Нов. Соб. библ. Кирил. 1250). В XVI в. было составлено новое житие св. Михаила и Феодора, внесенное в Степенную Книгу, но также компилятивное, в котором, по словам преосв. Филарета Черн., «сочинитель свои мысли и толкования выдает за слова страдальцев» (Обзор, стр. 62). К тому же веку, вероятно, относится и Похвальное Слово этим святым, встречаемое в рукописях с именем Зиновия Отенского (Филарет, Ibid. 157; Опис. рук. Солов. библ., Т. 1, стр. 109), ему едва ли принадлежащее (ср. Калугина, Зиновий, стр. 358), и также Похвальное Слово Черноризца Феолога, внесенное в Четьи-Минеи Макария, (вероятно, серба Льва Аникиты Филолога – ср. При. к Тв. св. отц. ч. XVIII): то и другое написаны в изысканном риторически-панегирическом стиле, что может быть вызывалось чтением указанного жития Пахомия. Для печатного Пролога было взято приведенное древнейшее чтение, но оно было несколько изменено и дополнено. Последней редакцией повествований о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

И ныне: От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце и устне мои отверзи, во еже пети Тя, Святая Троице: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Глас 3-й Троице Единосущная и Нераздельная, Единице Триипостасная и Соприсносущная, Тебе, яко Богу, ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Отца Безначальна, Сына Собезначальна, Духа Соприсносущна — Божество Едино херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Внезапно Судия приидет, и коегождо деяния обнажатся, но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 4-й Умных Твоих слуг приносити смертнии песнь дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Яко чини ныне Ангельстии на небеси и стояния страхом человеческая на земли, победную песнь приносим Ти, Блаже: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Безначальнаго Твоего Отца и Тебе, Христе Боже, и Пресвятаго Твоего Духа херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 5-й Пению время и молитве час, прилежно возопиим Единому Богу: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Образовати дерзающе умная Твоя воинства, Троице Безначальная, усты недостойными вопием: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Иже в ложесна Девическая вместивыйся и недр Отеческих не разлучивыйся, со Ангелы и нас, Христе Боже, приими, вопиющих Ти: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 6-й Предстояще со страхом Херувими, ужасающеся с трепетом Серафими, Трисвятую песнь приносят немолчным гласом. С нимиже и мы вопием, грешнии: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Безплотными усты, немолчными славословеньми шестокрильнии вопиют Ти Трисвятую песнь, Боже наш. И мы, иже на земли, недостойными усты хвалу Ти возсылаем: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Светилен: Свет Твой присносущный низпосли Христе Боже, и просвети очи тайныя сердца моего: Песни троичны, глас 3: Троице Единосущная и Нераздельная, Единице Триипостасная и Соприсносущная, Тебе яко Богу ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Отца безначальна, Сына собезначальна, Духа соприсносущна, Божество Едино, херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Внезапу судия приидет, и коегождо деяния обнажатся. Но страхом зовем в полунощи: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас. Светилен: Низпосли свет Твой Христе Боже, и просвети сердце мое: Песни троичны, глас 4: Умных Твоих слуг приносити смертнии песнь дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Яко чини ныне ангельстии на Небеси, и стояния страхом человеческая на земли, победную песнь приносим ти блаже: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Безначальнаго Твоего Отца, и Тебе Христе Боже, и Пресвятаго Твоего Духа, херувимски славословити дерзающе глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас. Светилен: Свет возсияй миру Твоему, во тьме душу мою сущую от всякаго греха очисти: Песни троичны, глас 5: Пению время, и молитве час, прилежно возопиим единому Богу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Образовати дерзающе умная Твоя воинства, Троице безначальная, усты недостойными вопием: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Иже в ложесна девическая вместивыйся, и недр отеческих не разлучивыйся, со Ангелы и нас Христе Боже приими вопиющих Ти: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас. Светилен: Светодавче Господи, низпосли свет Твой, и просвети сердце мое. Песни троичны, глас 6: Предстояще со страхом херувими, ужасающеся с трепетом серафими, трисвятую песнь приносят немолчным гласом, с нимиже и мы вопием грешнии: Свят, Свят, Свят еси Боже наш: Слава: Безплотными усты, немолчными славословленьми, шестокрильнии вопиют Ти трисвятую песнь Боже наш, и мы иже на земли, недостойными усты хвалу ти возсылаем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Песни троичны, глас 4:    Умных Твоих слуг приносити смертнии песнь дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш:    Слава:    Яко чини ныне ангельстии на Небеси, и стояния страхом человеческая на земли, победную песнь приносим ти блаже: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.    И ныне:    Безначальнаго Твоего Отца, и Тебе Христе Боже, и Пресвятаго Твоего Духа, херувимски славословити дерзающе глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас.    Светилен:    Свет возсияй миру Твоему, во тьме душу мою сущую от всякаго греха очисти:    Песни троичны, глас 5:    Пению время, и молитве час, прилежно возопиим единому Богу: Свят, Свят, Свят еси Боже наш:    Слава:    Образовати дерзающе умная Твоя воинства, Троице безначальная, усты недостойными вопием: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.    И ныне:    Иже в ложесна девическая вместивыйся, и недр отеческих не разлучивыйся, со Ангелы и нас Христе Боже приими вопиющих ти: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас.    Светилен:    Светодавче Господи, низпосли свет Твой, и просвети сердце мое.    Песни троичны, глас 7:    Предстояще со страхом херувими, ужасающеся с трепетом серафими, трисвятую песнь приносят немолчным гласом, с нимиже и мы вопием грешнии: Свят, Свят, Свят еси Боже наш:    Слава:    Безплотными усты, немолчными славословленьми, шестокрильнии вопиют ти трисвятую песнь Боже наш, и мы иже на земли, недостойными усты хвалу ти возсылаем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас.    И ныне:    Троичныя единицы Божество неслиянным соединением славим, и ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас.    Светилен:    Предстательствы Господи безплотных твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный.    Зде же в 7-м гласе, в начале светильна, вместо: Предстательствы Господи безплотных: и прочая до конца. Аще во вторник глаголется, сице: молитвами Господи Предтечи твоего: и прочая до конца глаголи. В среду же и пяток вместо: Предстательствы Господи безплотных: В начале глаголати сице: Силою Креста Твоего Господи, низпосли душам нашим свет Твой присносущный.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Икос 1 Архангели и Ангели, Начала и Власти, Престоли и Господствия, предстояще самому престолу славы Твоея, не довлеют изрещи величия совершенств Твоих: многоочитии же Херувимы и шестокрылатии Серафими, закрывающе лица своя, точию с трепетом и любовию взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Нам убо, иже прах и пепел есмы, кольми паче удобее любити молчание: но, да не толиких щедрот, в создании и искуплении на нас излиянных, непамятливы явимся и неблагодарни, подражая горнему славословию, с верою и любовию взываем: Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, неисповедимая совершенств высото и неизследимая тайн пучино! Свят еси, Господи Боже наш, везде сый и вся исполняли, единый и тойжде вчера, днесь и во веки! Свят еси, Господи Боже наш, вся могий, нарицаяй не сущая яко сущая, низводяй даже до ада и паки возводяй! Свят еси, Господи Боже наш, испытуяй сердца и утробы человеческия, исчитаяй звезды и всем им имена нарицаяй! Свят еси, Господи Боже наш, Егоже вси путие истинны и все судьбы оправданны вкупе и вожделенны! Свят еси, Господи Боже наш, отдая грехи отцев на чада, милуяй же и награждали в роды родов! Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего!   Кондак 2 Видев Тя Исаиа на престоле высоце и превознесение, глаголаше: о окаянный аз, яко человек сый и нечисты устне имый, и Господа Саваофа видех очима моима! Егда же угль горящий, носимый от Ангела, прикоснуся устом его, чисте восхваляше Тебе, Отца и Сына и Святаго Духа, единаго Бога. Попали убо, о Пресвятая Троице, огнем Божества Твоего терние и наших многих беззаконий, да чистым сердцем возопием Тебе: Аллилуиа!   Икос 2 Разум неуразуменный разумети ища великий во пророцех Моисей, глаголаше: яви мне Лице Твое, да разумно вижду Тя! Ты же к нему: задняя Моя узриши, Лице же Мое не явится тебе: не бо узрит человек лице Мое и жив будет. Нам же, аще и недостойным, благоволил еси явити Себе в лице Единороднаго Сына Твоего: темже благодарне вопием: Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, Серафимов пламенно горящая любы и Херувимов выну светящая премудросте! Свят еси, Господи Боже наш, небесных Престолов превышний Царю и премирных Господствий всеистинный Господи! Свят еси, Господи Боже наш, вышних Сил непобедимая крепосте и горних Властей всемогущий Властителю! Свят еси, Господи Боже наш, Архангелов всерадостное благовестие и Ангелов неумолкающая проповедь! Свят еси, Господи Боже наш, разумных начал верховное Всеначало, и всех прочих небесных чинов державный Повелителю! Свят еси, Господи Боже наш, един имеяй безсмертие и живый во свете неприступнем, со избранными же Твоими, яко со други, Лицем к лицу беседуяй! Свят, Свят, Свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Слава: Бесплотными устами, несмолкающими славословиями,/шестикрылые поют Тебе трисвятую песнь, Боже наш;/и мы, земные, недостойными устами/хвалу Тебе воссылаем:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!» И ныне: Тройственное Единство Божества/в неслитном единении прославим,/и ангельскую песнь возгласим:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!» Высочайшую Твою силу Херувимы воспевают,/и божественной Твоей славе Ангелы поклоняются,/– прими и нас земных,/недостойными устами хвалу Тебе воссылающих:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже:» Слава: Как сон леность отложив, душа,/пробудившись, покажи свое исправление Судии,/и со страхом воззови:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!» И ныне: Неприступному Божеству, Троице в Единстве,/воссылая трисвятую Серафимов хвалу,/со страхом воззовем:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!» К небу сердца устремляя,/ангельскому порядку будем подражать,/и со страхом к Неподкупному припадем,/возглашая победную хвалу:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже:» Слава: Взирать на Тебя не смея, Херувимы,/летая, возносят с восклицанием/песни трисвятой Боговдохновенный глас;/с ними и мы взываем Тебе:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам всех святых Твоих помилуй нас!» И ныне: Сгибаясь от множества согрешений наших,/и не смея взглянуть на высоту Твою,/душою и телом склонившись,/с Ангелами песнь возглашаем Тебе:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/по молитвам Богородицы помилуй нас!»   Если же служба за упокой, поем «Аллилуия» (3) на глас тропаря, со стихами: Стих 1: Блаженны те, кого Ты избрал и приблизил, Господи. Стих 2: Память их в род и род. Стих 3: Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 64:5; 101:13; 24:13 И тропарь за упокой (2); Слава, и ныне: Богородичен.   После тропарей читаем 2 или 3 кафизмы по уставу; после каждой – малая ектения 2 с молитвой и седальны. Затем, если не поется полиелей, читаем псалом 50. Если праздник, то после двух кафизм поется полиелей – псалмы 134 и 135 (или их отдельные стихи), с припевом «Аллилуия». 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

И ныне: Троичныя Единицы Божество неслиянным соединением славим и ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 7-й Вышнею силою херувимски воспеваемый и Божественною славою ангельски покланяемый, приими и нас, сущих на земли, недостойными устнами хваление Тебе возсылающих: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Яко сон, леность отложивши, душе, исправление к хвалению покажи Судии, и со страхом возопий: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Неприступному Божеству во Единице Троице серафимскую Трисвятую возсылающе хвалу, со страхом возопиим: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас. Глас 8-й На небо сердца имуще, Ангельский подражаим чин и со страхом Судии припадем, победную взывающе хвалу: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш: Слава: Зрети Тебе не смеюще Херувими, летяще, зовут со восклицанием Божественную песнь Трисвятаго гласа, с нимиже и мы вопием Ти: Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас. И ныне: Сляцаеми множеством прегрешений наших и не смеюще воззрети на высоту небесную, душу с телом преклоньше, со Ангелы песнь вопием Ти: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.   На Великопостных часах Тропарь первого часа, глас 6-й Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. (Земной поклон.) Стих 1: Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. (Земной поклон.) Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. (Земной поклон.) Тропарь третьего часа, глас 6-й Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. ( Земной поклон.) Стих 1: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся. ( Земной поклон.) Стих 2: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. I//Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 470.    Cм.Nysseni In Canticum canticorum. Homilia 12//PG. T. 44. Col. 1028A; Idem. Contra Eunomium. I//PG. T. 45. Col. 365A. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 12//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 370; Он же. Опровержение Евномия. Кн. I, 26//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 66.    См.: Idem. In Canticum canticorum. Homilia 5//PG. T. 44. Col. 873CD. Рус. пер.: Он же. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 5//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 299.    См.: Idem. De vita Moysis//PG. Т. 44. Col. 377В. Рус. пер. см.: Он же. О жизни Моисея Законодателя//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 72.    См.: Gregorii Theologi. Poemata moralia. X: De virtute//PG. T. 37. Col. 748. Рус. пер. см.: Григорий Богослов, свят. Стихотворения богословские. X//Григорий Богослов, свят. Творения. В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 112.    Gregorii Nysseni. De beatitudinibus. 6//PG. Т. 44. Col. 1269В. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. О блаженствах. Слово 6//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. 2009. С. 446.    Ibid. Col. 1269А. Рус. пер. см.: Там же.    См.: Contra Eunomium. I. 14//PG. Т. 29. Col. 544BC. Рус. пер. см.: Василий Великий, свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. 1//Василий Великий, свят. Творения Т. 1. С. 474. (Наш перевод отличен от указанного. — О. Д.) В том, что познание Бога возможно через Его творения убеждают слова апостола Павла, согласно которому, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим.1:20).    Basilii Magni. Epistola 234 ad Amphilochium Iconiensem//PG. T. 32. Col. 869AB. Рус. пер.: Василий Великий, свят. Письмо 226 (234) к тому же Амфилохию//Василий Великий, свят. Творения. Т. 3. С. 283.    Даже «имя Божество означает не естество, а деятельность», «ту деятельность, которая есть назирающая и наблюдающая, и, как скажет иной, зрительная (θεατικ), и которую Бог над всем наблюдает и имеет надзор, усматривая помышления и проникая созерцательною силою даже в невидимое; положили мы от зрения (κ τς θας) наименовать Божеством (τν Θετητα)...» (Gregori Nisseni Quod non sint tres dii ad Ablabium//PG. T. 45. Col. 121D. Рус. пер.: Григорий Нисский, свят. К Авлавию о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 61—62). Ср.: Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» (Григорий Нисский, свят. Опровержение Евномия. Кн. XII, 2//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 364).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ведь почему не дважды, или четырежды, или тьмочисленно воспели они «Свят», и почему не дважды, или трижды, или тьмочисленно возгласили серафимы Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его ( Ис. 6:3 ), но «Свят» трижды: «Свят, Свят, Свят», а «Господь» – единожды, если не показуя, что три суть святые ипостаси, но одно у всех трех Господство, и одно начало и слава, сущность и Божество, и что три ипостаси – это один Бог Святый, Свят Отец, Свят Сын и Свят Дух Святой, но един Святый, а не три святых, един Господь, а не три Господа? Ибо три ипостаси суть Бог , Бог и Бог, но един Бог, а не три Бога; Свят, Свят, Свят, но един Святый, а не три Святых; Господь, Господь, Господь, но един Господь, а не три Господа. Потому и присовокупляется: «Исполнь небо и земля славы Его», а не их. Божество поэтому, то есть сущность, неразделимо развертывается в троичности без разделения, познаваемое в трех ипостасях, а три ипостаси соединяются и связуются в одну сущность, то есть Божество. И Божество святится и прославляется троично: «Свят, Свят, Свят», и три ипостаси славословятся единично: Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его, Ибо один Бог в трех ипостасях и три суть одно, то есть одна природа, но не одна ипостась, каждая же из ипостасей не трижды славословится и святится. Ибо Божество, будучи Троицей ипостасей, должным и подходящим образом святится троично: Свят Отец, Свят Сын, Свят Дух Святой, Господь Саваоф. Ибо Трое суть один Бог и Господь. Каждая же из ипостасей, будучи одною ипостасью, почему бы святилась трижды, а не единожды, не дважды, не четырежды и не тьмочисленно? Ведь каждая из ипостасей Божества не есть Троица – потому что так Божество окажется девятерицею, а не Троицей. Ведь почему они воспели не двусвятую, или четверосвятую, или тьмочисленносвятую песнь, но трисвятую, по числу ипостасей? Ибо как мы говорим об ипостаси Отца, ипостаси Сына, и ипостаси Духа Святого, и о Божестве, то есть триипостасной сущности, как обнимающей три ипостаси, и как непозволительно называть триипостасным ни Отца, ни Сына, ни Святого Духа, так и трисвятою [нельзя именовать] одну из ипостасей, но [следует именовать] Святым Отца, Святым Сына, Святым Духа Святого, трисвятым же триипостасное Божество. Итак, если Трисвятая песнь не означает трех ипостасей, то, воспоем дважды «Свят» и присовокупим «Господь Саваоф». Но это непозволительно, и не так пели серафимы. Не будем же измышлять лишнего, чтобы не представиться мудрее серафимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010