Комментарии к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» 29 марта 2013 г. 14:55 Комментарии заведующего Сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви священника Алексия Алексеева и помощника благочинного по религиозно-образовательной деятельности Сосновоборского благочиннического округа, директора воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» города Сосновый Бор священника Андрея Мекрюкова к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Окончание прошедшего 2012 года было ознаменовано событием, значимость которого для всех подвизающихся на ниве духовного просвещения подрастающего поколения трудно переоценить. Речь идет об утверждении Священным Синодом Русской Православной Церкви документов, регулирующих деятельность детских воскресных школ на территории Российской Федерации ( журнал от 25 декабря 2012 года). Принятию этих документов предшествовала длительная и острая дискуссия. Она показала, что на сегодняшний день для многих руководителей воскресных школ характерно весьма размытое понимание задач школы, а также путей их реализации. Воскресными школами часто называют любые объединения детей, в организации которых принимают участие структурные подразделения Русской Православной Церкви. В результате такие воскресные школы, за редким исключением, в своей деятельности не решают главной задачи, к которой они призваны. А задача эта состоит в приобщении детей к жизни в лоне Православной Церкви. Об этой проблеме говорится, в частности, в докладе Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант " дворца пионеров " . Необходимо всегда помнить, что их основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию» .

http://patriarchia.ru/db/text/2877661.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наш ответ Трумену - единство Кто на самом деле заинтересован в автокефалии Украинской Православной Церкви? 26.02.2008 443 Время на чтение 12 минут Зачем была написана предыдущая статья Судя по статистике посещений, статья «Опаснее врага. Об украинских ревнителях и их московских покровителях» вызвала большой интерес у наших читателей и, соответственно, оживлённое обсуждение на форуме. Я не смог принять участие в самом обсуждении и решил, что, в таком случае, будет правильнее написать отдельную статью-ответ. Во-первых, зачем была написана статья «Опаснее врага»? Чтобы поделиться с читателями, как я понял решение Архиерейского Собора УПЦ , осуждающее деятельность двух известных общественных организаций - Союзов православных граждан России и Украины, в первую из которых корпоративно входит и редакция Русской линии, а значит, частично несёт ответственность за её деятельность. Во-вторых, чтобы обратить внимание православной общественности России на недостойную деятельность руководства СПГ. Некоторые читатели справедливо меня обвинили за некоторые излишне резкие выражения. Должен раскрыть секрет: эти места я вставил в уже готовую статью намеренно. И вот почему. Если эта московская пара (Фролов-Лебедев) посчитала для себя возможным не заметить решения Архиерейского собора УПЦ, то тем более они пропустят мимо ушей и анализ «несвидомого», по их мнению, в украинских делах автора. До тех пор, пока не заденешь их за живое, то есть за «себя, любимого». И я как в воду глядел. Когда Архиерейский собор УПЦ МП весьма деликатно, не называя имён, подверг критике деятельность на Украине Союза православных граждан, Лебедев и глазом не моргнул. Но когда нашёлся какой-то писака-бумагомарака Григорьев и этого самого Лебедева в фельетон вставил, причём не на бумаге, а даже и неизвестно где, председатель СПГ развил ужасно активную деятельность. К кому он только не обращался, кого только не науськивал, чтобы «дать по рукам» этому несчастному писаке. Но почему-то никто даже из его московских коллег не торопится «защитить от гнусных нападок» председателя Лебедева. Тут бы ему задуматься, а может в чём-то Григорьев и прав, может, стоило согласиться с ним и решить проблему своего неуёмного пресс-секретаря в узком кругу, кулуарно, не вынося сора из избы, но... охота поруководить-попредседательствовать пуще неволи, и Лебедев и К0 выбрали иной путь - публичный. Что-ж, вольному воля, спасённому рай. Хотя очень печально, что в двусмысленном положении оказались весьма достойные люди - немногочисленные реальные члены СПГ.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

монах Митрофан Часть третья. Догмат учения Церкви о ходатайстве живых за умерших и испрошение прощения грехов некоторым грешникам 1. На чем основывает Церковь свое учение о возможности спасения некоторых умерших грешников Мы знаем, что смерть есть только переход от земной жизни в загробную, что соединенные Богом на земле не разлучаются и смертью, что внутренний, духовный союз и взаимное соотношение между пребывающими на земле и перешедшими в загробный мир продолжаются, как между членами одного духовно-нравственного царства Христова. Единение, союз, отношение и общение для пребывающих на земле имеют чувственное выражение, видимые знаки, свидетельствующие о неразрывности духовного союза и общения с перешедшими в загробный мир. Показав, в чем состоят союз и общение мира видимого с невидимым, т.е. пребывающих на земле с ангелами и падшими духами и со Святыми, теперь постараемся показать видимое чувственное выражение видимого мира с перешедшими несовершенными, не достигшими еще совершенства святости, с грешниками, находящимися в аду, однако не потерянными для царства Божьего. Чувственное выражение союза и общения пребывающих на земле с перешедшими за гроб несовершенными грешниками составляют содержание этой части. Жизнь и деятельность пребывающих на земле, основанная на вере в Господа Иисуса Христа, есть наивернейшее зеркало союза и общения с несовершенными, перешедшими в загробный мир. Жизнь и деятельность – одно и то же. Где жизнь – там и деятельность, и где деятельность – там и жизнь; следовательно, дела пребывающих на земле будут свидетельствовать об их союзе и общении с перешедшими. Бог , соединяя людей вечным союзом любви, на случай кратковременной разлуки – смерти, через своего избранного апостола Павла запретил скорбеть о смерти близких сердцу, открыв средства сохранить этот союз и общение с почившими. Вот эти средства или дела, пребывающих на земле: 1) сама жизнь пребывающих на земле, 2) их отношение к Богу и к отошедшим, 3) молитва об усопших, 4) милостыня и 5) божественная литургия. а) Основания испрошения прощения грехов умершему: любовь и вера

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

вид на Новодевичий монастырь ЖМП 4 апрель 2011 /  6 апреля 2011 г. " Позиция Минюста РФ противоречива " . К вопросам контроля за деятельностью религиозных организаций Из епархий Русской Церкви поступают вопросы, связанные с отчетностью православных религиозных организаций перед органами юстиции и проведением данными органами проверок их деятельности. Юридическая служба Московской Патриархии предлагает ряд рекомендаций.  Правовые основания отчетности религиозных организаций перед органами юстиции. Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности. Порядок осуществления такого контроля определен ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой: «3. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3.1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом». (Ст. 32 в приведенной редакции действует с 01.08.2009 года.)

http://e-vestnik.ru/church/kontrol_organ...

Наша С.-Американская миссия, как известно, в сентябре настоящего года празднует столетний юбилей своей деятельности на почве Нового Света. Судьба ее во многих отношениях весьма замечательна. Если жизнедеятельность церкви принято, особенно на западе, измерять энергией и распространенностью ее миссии, то С.-Американская миссия представляет, особенно в начале своей деятельности, поразительное свидетельство о рвении св. православной церкви исполнять последнюю заповедь Христа: идти ко всем народам и крестить их во имя Отца и Сына и Св. Духа. В самом деле, уже знаменательно то, что миссия здесь шла рука об руку с открытием неведомых дотоле земель. Где-то за беспредельным океаном, в негостеприимном климате открыты были земли, населенные «неведующими никакого закона» народами, следовательно, вполне пребывавшими во тьме и сени смертной, и по первому призыву церковной власти в эти негостеприимные страны с диким населением отправляется партия доблестных воинов Христовых, готовых нести свет евангельской истины в самые отдаленные дебри, терпеть всевозможные лишения и невзгоды и даже положить за эту истину самую душу свою. И это замечательно еще более вследствие того, что миссионеры в данном случае отнюдь не вербовались в каком-нибудь специальном учреждении, вроде тех, какими располагает «римская пропаганда», рассылающая на поприще своей деятельности уже специально подготовленных и вполне вымуштрованных миссионеров, снабжая их всеми средствами для обзаведения необходимыми культурному человеку удобствами жизни. Нет, это были простые иноки, никогда и не думавшие, что им придется идти на край света с проповедью о Христе и тихо совершавшие свой жизненный путь в молитвах и трудах. И, однако, по первому призыву, они встрепенулись и без малейшего смущения отправились в тот необъятный путь, который даже и теперь, при усовершенствованных путях сообщения, не может не пугать воображения большинства обыкновенных людей; самоотверженно потрудились во славу имени Христова и с таким усердием возделали девственную почву северо-западной окраины Нового Света, что она и доселе дает добрые плоды, благодаря трудам этих первых благовестников православия в новооткрытой стране. А если принять во внимание еще и то, что на этой же почве несколько позже трудился и знаменитый наш миссионер, составляющий славу православной церкви далеко и за ее пределами, именно Иннокентий московский, труды которого вызывали нелицемерное удивление и за границей, то история нашей С.-Американской миссии, несомненно, получает живой церковно-исторический интерес, и потому хотя бы краткий очерк ее столетней деятельности будет далеко не излишен на страницах нашего журнала 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

II.7. Молодежная работа О миссии среди молодежи (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 18) 18. (...) Особой сферой внимания должна быть миссия среди молодежи. Для ее активизации, а также для развития церковной деятельности самих молодых людей Собор счел нужным образовать Синодальный отдел по делам молодежи. О работе с молодежью в Русской Православной Церкви (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», пп. 18, 35) 18. Собор указывает на необходимость активизации работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью. Вместе с тем, учитывая неизбежные трудности в осуществлении этого решения, на первом этапе эти должности следует вводить в крупных городских приходах. Кроме того, штатные оплачиваемые сотрудники должны быть в каждом благочинии, с тем чтобы они помогали всем настоятелям в рамках благочиния развивать соответствующую работу. Заслуживает одобрения опыт некоторых епархий, создавших при профильных епархиальных отделах коллегии, включающие всех благочиннических и приходских сотрудников. (...) 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и – в рамках их возможностей – приходам следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Глава III. Миссионерская деятельность братств Принимая меры к утверждению в вере и благочестии православных чад Церкви, братства, вместе с тем, заботятся о привлечении в православную Церковь раскольников и сектантов, бывших членов Церкви и ныне отпавших от неё. Единственным средством к достижению этой цели братства считают убеждение, увещание и научение, растворенные христианской любовью к заблудшим, терпением и кротостью. В этом важном вопросе наши братства идут рука об руку с правительством и обществом, существенно изменившими свои взгляды на раскол и на те приемы, с которыми надлежит бороться с ним. До учреждения братств (как напр. Владимирского, Александро-Невского, Казанского, св. Гурия и др.) раскол и сектантство возбуждали сравнительно мало интереса среди православного общества; большею частью предпринимались против раскольников полицейские меры, и делопроизводство о расколе сосредоточивалось лишь в правительственных учреждениях. Вследствие того раскол всячески таил тогда свои верования и бдительно укрывал свои лжеучения. Теперь признано, что раскол есть наша «общая болезнь», которую должно врачевать общими силами и что он доселе крепко держится потому, что, кроме духовенства, все другие сословия к его положению довольно равнодушны и холодны; поколебать же его можно только дружными усилиями всех истинных чад Церкви православной. Из общего числа братств, четвертая часть их посвящает свои силы на мирную борьбу с расколом и сектантством, а некоторые из них и на просвещение инородцев – светом Евангельским. Миссионерская братская деятельность идет настолько успешно, что удостоилась высокой чести получить одобрение с высоты Престола. Так, Калужская духовная консистория, уведомила совет братства св. Иоанна Богослова, что на всеподданнейшем отчете Калужского губернатора за 1883 г. о борьбе с расколом братств: св. Иоанна Богослова и св. Пафнутия Боровского Чудотворца, последовала высочайшая отметка Государя Императора: «Все это весьма утешительно». Сначала мы скажем несколько слов о тех братствах, деятельность которых направлена на цели исключительно миссионерские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

От составителя Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины ( 2Тим.2:15 ). Эти слова апостола Павла, написанные им к возлюбленному ученику апостолу Тимофею, точно характеризуют жизнь и служение одного из выдающихся новомучеников Церкви Русской священноисповедника Сильвестра (Ольшевского ; 1860–1920), архиепископа Омского. Апостол желает видеть в своем преемнике неукоризненного миссионера. В таких служителях всегда нехватка. И Господь об этом сказал: жатвы много, а делателей мало ( Мф.9:37 ). И сегодня много говорят, что Церкви необходимо активизировать миссионерскую работу. Зачастую те, кто сетует на отсутствие миссионерской деятельности, на слабость и разрозненность миссионеров и призывает к активизации внешней и внутренней миссии, находятся в плену собственных фантазий на эту тему. Одни считают, что без новой Пятидесятницы, без огня с неба ( Лк.12:49 ) ни о каком миссионерстве можно и не мечтать. Другие представляют, что решить этот вопрос можно административным путем: создать специальное учебное заведение или миссионерский отдел в епархии, избрать в благочиниях и на приходах ответственных за этот вид Церковной деятельности, и дело сдвинется с мертвой точки. Но как воспитать не миссионера-фантазера и не самовлюбленного «духовного гуру», о деятельности которого спустя годы скажут, повторяя евангельский упрек, что он затворяет Царство Небесное человекам, сам не входит и хотящих войти не допускает ( Мф.23:13 )? И можно ли архиерейским указом оживить миссионерскую деятельность в епархии? Миссионерство в Русской Православной Церкви имеет очень богатую историю. Однако развитие миссионерской деятельности в Российской империи и за ее пределами осуществлялось не благодаря широкой поддержке со стороны государства, соучастию и вовлеченности епископата и духовенства и сочувствию рядовых верующих, а вопреки всеобщему равнодушию и глухоте. Вся тяжесть миссионерских трудов ложилась на плечи энтузиастов, их жизнь буквально сгорала в усилиях докричаться до соотечественников о вопиющих нуждах внутренней и внешней миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

священник Т.С.Тихомиров I. Священник-миссионер. Общий очерк Каждый священник есть обязательно миссионер. С него, именно с него Хозяин стада потребует отчета о пропавших овцах. Поэтому отговорки пастыря от дела миссии не имеют никаких оправданий. «Священники при своих многосложных обязанностях не имеют времени и возможности отдать себя миссионерской деятельности, и могут это сделать, только имея при себе достаточно подготовленных и деятельных помощников», – говорят иногда пастыри. Странно: «Священники не имеют времени и возможности отдавать себя миссионерской деятельности». Да разве идет речь об обращении язычников, к их стаду не принадлежащих? Ведь по духу Христова учения пастыри должны и сих овец вводить во двор Христов, но речь идет об овцах их же стада, о бывших их же прихожанах, о борьбе с расколом и сектами в пределах их же приходов: волки врываются в их стадо, а пастыри говорят: «Не имеем времени и возможности отдавать себя миссионерской деятельности», то есть не имеют времени вступать в борьбу с этими волками и отбивать у них похищенных и похищаемых ими словесных овец нашего стада! Правда, что у священника немного времени; правда, его дела часто сложны и труды велики, но здесь дело идет не о деле сверхдолжном, а о деле обязанности. Правда, что нужно иметь священнику достаточно подготовленных и деятельных помощников в деле миссии. Один в поле не воин. Но эти помощники всегда есть в лице диаконов и даже псаломщиков и некоторых, наиболее религиозных прихожан. Следует только взяться за дело, приготовить себе этих помощников, работать с ними, и дружными усилиями сей Божией дружины – Бог даст – и будут рассеяны козни врагов Церкви Божией. Говорите: «Подготовку как специально миссионерскую, так и общеобразовательную (?) эти помощники должны получать на особых миссионерских курсах». Верно, специальное образование дает нечто для успешного дела миссионерства, но не так уж это нечто велико: изучение Писания и опыт – лучшая миссионерская школа. Да главное, ждать некогда. Пока мы собираемся организовать миссию со специалистами во главе, враг свое дело будет делать...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " (www.wco.ru). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru) " ...Мы пережили эпоху бурного и напряженного всеобщего отрицания. Отовсюду раздавались призывы: Долой старое! Долой установления! Долой государство! Долой религию! Долой Церковь! Долой долг! Долой все! Долой все старые критерии! Теперь презирается даже достойная жизнь. Человека лишают его высочайшего достоинства и определяют как кусок мяса. И так называемая " мать " хладнокровно убивает человеческий зародыш под аморальным предлогом того, что она имеет право распоряжаться своим телом, как хочет... " Что говорит " мир " Устои 1) Об абортах мало ответственной и точной информации. Был принят закон " об искусственном прерывании беременности " , определяющий, что отныне аборты будут производиться под покровительством государства, в государственных учреждениях и на государственные средства. Конституция дает нам право обсуждать и критиковать и издающиеся законы, и издающих их законодателей. А если бы Конституция и не давала такого права? Превыше всего - истина и свободная совесть, которая хочет жить согласно с истиною. А еще выше - Бог. И " должно повиноваться больше Богу, нежели человекам " (Деяния, 5,29). 2) Бросим беглый взгляд на термин " искусственное прерывание беременности " . Терминология выкроена по меркам ХХ-го века, весьма " прогрессивна " и " культурна " ! А какова реальность? Давайте осмыслим ее с помощью двух примеров: а) " искусственное прерывание сердечной деятельности " . Что означает это выражение? Что кроется за этими красивыми словами? Что делается с человеком после " искусственного прерывания деятельности его сердца? " Будет ли он жить? А если нет, то какую роль играют красивые слова? б) " искусственное прерывание деятельности мозга " . Что говорит вам это выражение? Наверное, оно означает не что иное, как превращение человека с помощью какого-то искусственного вмешательства в " растение " . И если такова варварская реальность, то какую роль играют красивые слова? Очевидно, они нечто скрывают. Темные дела нуждаются в том, чтобы их окружал туман. Потому что человек не выдержит их подлинного вида. Даже и тот, кто их совершает. И поэтому они являются и называются " делами тьмы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1993...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010