Слобода. Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:1715. Перестроена в 1831-1835. Архитектор:П.Я. Паньков (перестройка) Адрес: Россия, Ярославская область, Любимский район, с. Слобода Координаты: 58.209271, 40.927591 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построенная в 1715 году каменная колокольня Спасо-Геннадиева монастыря была трехъярусной. В первом этаже ее располагались две 10 кладовые палатки, под которыми был устроен теплый погреб. Во втором находилась церковь Корнилия Комельского, которая после 1804 года была перенесена в теплую трапезную, пристроенную к соборной церкви с западной стороны. Освободившееся помещение было приспособлено под архив. Над церковью располагался третий открытый ярус звона, где помещались семь колоколов, а также излюбленный атрибут того времени – «боевые часы». Шатровое покрытие колокольня было деревянным на стропилах, между двумя слоями тесовой кровли прокладывалось широкое полотнище бересты. Над шатром устанавливалась главка, покрытая сначала деревянным лемехом, а позже опаянная белой жестью. Над главкой - крест железный позолоченный. К каменной колокольне примыкала деревянная паперть, в которой была устроена лестница для подъема в церковь и выше – на ярус звона. Длина колокольни с папертью составляла 6 саженей, а ширина 4 сажени. Высота паперти с кровлей достигала 6 саженей, а высота всей колокольни с шатром – 18-ти. Такой колокольня оставалась до 1830 года, когда было принято решение о ее перестройке, которое не ограничилось заменой деревянного завершения каменным, а придало всему сооружению совершенно новый облик. Какие же работы были проделаны в период с 1831 по 1835 год? Прежде всего, деревянный шатер был разобран и на его месте над ярусом звона возведены из кирпича еще два постепенно уменьшающиеся в размерах четверика, которые хорошо видны на старой фотографии и сохранились в натуре. Затем, фасады колокольни получили новое декоративное убранство, выполненное в духе архитектуры классицизма. Как видно на дореволюционных изображениях, фасады колокольни разделялись по высоте на четыре яруса. Причем, кирпичные стены первоначальной постройки сохранялись, но изменялись их пропорции. Высота бывшего первоначально невысоким нижнего четверика увеличивалась, его фасады оформлялись классицистическими портиками. До настоящего времени портики не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=35976

Уфа. Собор Сергия Радонежского. Сергиевский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Сергиевский кафедральный собор. Церковь Святого Сергия Радонежского расположена на левом берегу реки Сутолоки неподалеку от места ее впадения в реку Белую по ул.Бехтерева, 2 (бывшая Малая Сергиевская) и выполняет в настоящее время функции Уфимского Кафедрального Собора. Это небольшой по габаритам деревянный храм. Имеется второй (приставной) престол в алтаре – в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1868 году на месте древней церкви, основанной в XVI веке стрельцами и пушкарями, присланными для охраны Уфимского Кремля и населения. В 1774 году деревянная церковь сгорела, на ее месте построена другая, также деревянная освященная в 1777. Спустя 90 лет эта вторая церковь была за ветхостью разобрана и перевезена в село Сулли Белебеевского уезда, а вместо нее построена новая деревянная на каменном фундаменте, существующая и поныне. Иконостас выполнен в лучших традициях церковного искусства резчиком Трапезниковым в 1894 году. Деньги на иконостас пожертвовал уфимский купец Ф.И.Чижев. Много труда положил на строительство и украшение церкви местный протоиерей Федор Троицкий, написавший для нее немало икон, сам позолотивший иконостас и киоты многих икон. Для Сергиевской церкви русским художником М.В.Нестеровым были написаны два холста с изображением жития Преподобного Сергия Радонежского. Федор Троицкий был настоятелем Сергиевской церкви по 1884 год. В 1885 настоятелем назначен Петр Юловский, а с 1886 Дмитрий Ляпустин, занимавший это место до начала ХХ в. Приход состоял из части города и Золотухи; всего в приходе к началу ХХ века было 1692 души обоего пола в том числе 22 раскольника. На колокольне Сергиевской церкви было 6 колоколов, самый большой из которых весил 81 пуд 38 фунтов, самый маленький – 1 пуд 6 фунтов. На престоле хранился Св. Антиминс, освященный Преосвященным Андреем, епископом Уфимским и Мензелинским 1 июня 1914 года. С 1917 г. настоятелем церкви был протоиерей Аркадий Александрович Осипов.

http://sobory.ru/article/?object=01008

Акулово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Ранее на месте церкви каменной стояла деревянная, освященная в 1753 г. Вот как описан ее 3-ярусный иконостас: " сталярной гладкой разкрашен голубою краскою, во иконостасе царския двери резныя " . Интересен по составу икон местный ряд, в котором " по левую сторону образ Тифинския Божией матери, на нем риза кованая сребреная и вызлощена, вокруг венца в три нитки низана крупным земчугом, также и цата низана земчугом, вокруг онаго образа писаны явления " , на боковых дверях изображены пророк Аарон и праотец Мелхиседек, наряду с образом Спаса включены иконы недавно канонизированного Димитрия Ростовского, Иоанна воинственника, св. Николая и " Образ Агтырския Божия Матери, вокруг онаго образа писаны явления " . Материал из государственного архива Калужской обл. ГАКО, ф. 33, оп. 3, д. 14, л. 15-15 об. Село Акулово находится в 13 км от п. Бабынино. Во второй половине 18 века село А.Г. Смагина. В первой половине 19 века принадлежало его роду. В 1910 году дворянам А.П. и И.И. Поповым. В селе есть руинированная Тихвинская церковь. Построена в 1817 году вместо прежней деревянной в честь Иоанна Богослова, в стиле классицизма. Колокольня утрачена. Была церковно-приходская школа. От парка уцелели единичные деревья и заболоченный пруд. Калужскаяя энциклопедия Построен в 1811 г. подпоручиком А.А.Смагиным, с приделом в честь Рождества Богородицы, каменный, с каменной колокольней и оградой. Обновлен в 1845 г. Закрыт в 1932 г. http://korolev.msk.ru/ В 1916 г. церковнослужителем являлся Дмитрий Фёдорович Смирнов (1874 - †?), который был рукоположен в священника села Акулова 20 июня 1909 г. Псаломщик Василий Никифорович Успенский (1855-†?) занимал данную должность с 1904 г. С 1910 г. церковным старостой числился Косма Григорьевич Маркин крестьян деревни Дворяниково. Приход состоял из 1 села и 3 деревень с общим количеством дворов 124 и населением 378 мужского и 381 женского. Из них крестьянских дворов 120 (364 муж., 378 жен.), мещан – 1 двор (8 муж., 6 жен.), духовенство – 3 двора (8 муж., 8 жен.). В с. Акулово насчитывалось 19 дворов, в которых проживало 51 мужчина и 54 женщины. В д. Дворяниково – 62 двора, 201 муж. и 184 жен.. В д. Кулаковке – 32 двора, 78 муж. и 100 жен. В д. Земово (Зимовье) 11 дворов, 38 муж. и 43 жен. Деревня Земово относилась к Мошонской волости Мещовского уезда, в то время как с. Акулово, д. Дворяниково и д. Кулаковка принадлежали Курынической волости Перемышльского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=12677

Вахитовский район. Кремль. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии - архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Построенный в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей, собор - памятник древнерусской архитектурной традиции крестовокуполного типа - первоначально представлял собой каменный пятиглавый трехапсидный храм с пристроенными в конце XVI века боковыми приделами - Борисоглебским и во имя Муромских чудотворцев. Главки древнего собора были с шлемовидными куполами. Еще в XVI-XVII вв. собор был украшен внутри фресковой живописью, следы которой сохранились в западной части храма даже после многочисленных пожаров XVII-XIX вв. В частности, в ходе реставрации 90-х гг. XX в. было обнаружено древнейшее фресковое изображение Казанской иконы Божией Матери (XVII в.). Каменная пятиярусная колокольня была пристроена в конце XVI в. Претерпев за три века многочисленные реконструкции, она утратила свои первоначальные очертания, но поражала всякого въезжавшего в Кремль своими колоколами. В нижнем ярусе колокольни находился самый большой колокол древней Казани, его вес составлял 1500 пудов (около 24570 кг). Под звонницей находился храм в честь святой мученицы Ирины, который по ветхости был в XVII веке закрыт, и возобновлен только в 1832 году на средства купца Чижова. При этом церковь была освящена во имя святителя Германа, второго архиепископа Казанского. Колокольня Благовещенского собора не сохранилась, будучи разобрана в 1928 году.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Витебск. Собор Успения Пресвятой Богородицы (старый). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская гора, на которой восстановлен Успенский собор, имеет, как минимум, тысячелетнюю историю использования в качестве места для культовых сооружений. Археологи предполагают, что до появления в Витебске, в XII веке, первых христианских церквей (Архангела Михаила и Благовещения) на Успенской горе существовало языческое святилище. Об этом говорит, характерное для культовых языческих мест, первоначальное название горы - Лысая. А также, найденные в ходе археологических раскопок в районе Успенской горы предметы, датируемые XII-XIII вв.: ритуальный костяной топор с магическими знаками, астрагал и др. Вероятно, что святилище было капищем славянской богини Макоши, покровительницы женского начала и плодородия. Первый исторический документ, говорящий о существовании христианской церкви на Лысой горе, написан в 1406 году. Это «Отступная запись Гридьки Дружиловича на землю и людей к церкви Пресвятой Богородицы», которая «писана у Витебску, в лето 6 900-ое 14». Из привилея (правовой акт) 1503 года на права и вольности боярам и мещанам Витебска, можно сделать выводы, что именно в церкви Пречистой Богоматери хранился Привилей Витебской земли. Предположение о том, что церковь была соборной можно сделать и из содержания привилея 1509 года. При соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы находился «двор его милости архиепископский». В 1619 году, с назначением Иосафата Кунцевича полоцким архиепископом, Пречистенская церковь передаётся униатам и становится архиерейской. Соседний церковный дом Кунцевич избирает своей резиденцией.12 ноября 1623 года, именно в этом доме происходит убийство униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, после чего тело сбрасывают с горы вниз, к рыбакам. Храм разоряется горожанами. По постановлению Комиссарского суда церковь была разобрана, и заново отстроена жителями, за свой счёт. Согласно другим сведениям, в 1629 году храм сгорает, и через несколько лет, в 1636 г., на его месте строится новая церковь. Именно этот храм изображен на Чертеже Витебска 1664 года. Однако, церковь быстро обветшала, и в 1682 году на средства витебского подкормия (судьи) Адама Киселя из Брусилово был построен новый деревянный храм св. Пречистой и основан базилианский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=52353

Воронеж. Церковь Богоявления Господня. Богоявленский храм Карта и ближайшие объекты Миниатюрную церковку, спрятавшуюся под горой в сотне метров от Покровского собора, не каждый из коренных воронежцев знает. Сверху ее купол виден лишь в небольшой просвет между деревьями с улицы Орджоникидзе. Хорошо церковь можно рассмотреть, если спускаться к водохранилищу по Большой Богоявленской (пока еще улица 25-го Октября). Справа, на пересечении с Малой Богоявленской (ныне улица Первомайская) и стоит Богоявленская церковь. Своим названием она обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января. Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д.И. Самбикин считал же, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. Опасаясь за судьбу святилища, столь подверженного огненной стихии, пушкарцы в 1773 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года. Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены, освященный 4 мая. Придел наименовали в память святой мученицы Пелагии. Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д.И. Самбикин отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

http://sobory.ru/article/?object=08971

Замошье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1805 и 1812. Адрес: 162109, Вологодская обл., Сокольский р-н, с. Замошье Координаты: 59.494408, 40.557499 Проезд:От Вологды по М-8 до Кадникова, далее правый поворот на Марковское, через 6 км левый поворот на Замошье и далее 10 км по главной дороге до конца деревни - колокольня храма видна издалека. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Замошская волость упоминается в книгах XVI века с множеством деревень (40 деревень). До революции 1917 года на территории волости крестьяне были в основном свободными, занимались земледелием и скотоводством. В деревне Перхурово был один помещик Степанов, владевший небольшим количеством земли – не более 50 га. На территории д. Замошье находится каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы с сохранившимися росписями – уникальный памятник православной культуры 17 века. Ранее на этом месте был деревянный храм, увезенный в Григорьево-Пельшемский монастырь. На окраине деревни Замошье величаво и задумчиво возвышается церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Завершением постройки можно считать 1812 год, когда были построены уже каменная церковь, колокольня, ворота на северной и южной стороне. Покровская церковь - одна из самых больших сельских церквей Вологодского края. Девятиглавое здание с 45-метровой колокольней имело 3 престола: Покрова Пресвятой Богородицы – внизу, Николая Чудотворца – придел, Преображения Господня – вверху. В храме служили 2 священника, дьякон и 2 псаломщика. Особой красотой выделялась летняя церковь второго этажа, где резными были царские врата, великолепным – иконостас, а над окнами в позолоте сверкали деревянные ангелы. Под куполом – деревянное распятие. Купол, каждая стена, колонна храма были увенчаны дивными росписями, сохранившимися частично. На первом этаже - фрески Покрова Пресвятой Богородицы с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, «Воскресение Лазаря» и др. На втором этаже – фрески «Воскресение Христово», «Вознесение Христово», фрески с изображением Феодосия Тотемского, Димитрия Прилуцкого, Дионисия и Амфилохия Глушицких, сюжеты библейских легенд о мытаре и фарисее, евангелистов Марка, Луки, Иоанна, Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=26459

Зарубенки. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Зарубинки — село в Смоленском районе Смоленской области России. Входит в состав Волоковского сельского поселения. Кирпичная церковь в псевдорусском стиле. В советское время закрыта, утрачены верхние ярусы колокольни. Зарубенки (Большие Зарубенки, Зарубинка). Недалеко от села, на возвышенности, стоит красивый пятиглавый храм. На его строительство и украшение свой денежный вклад внесли святой праведный Иоанн Кронштадский, царь – мученик Николай II, Смоленские епископы Петр и Феодосий, многочисленные прихожане. До 1861 г. Зарубенки входили в состав Иньково. С разрешения епархиального начальства, по просьбе прихожан сел Каспля и Иньково, которым далеко было ходить в храмы, сюда из Иньково была перевезена деревянная церковь, возведенная еще в XVIII веке. Этот храм освятили во имя архистратига Михаила (А в Иньково, по инициативе о. Захария Садовского, началось строительство нового храма, который был освящен в 1863 г. во имя святителя Николая). Таким образом, 1861 г. Зарубенки стали самостоятельной приходской единицей. С этого же времени мы можем считать Зарубенки селом. Прихожане постепенно украшали Михайловскую церковь. Они жертвовали крупные суммы денег на приобретение утвари, внутренние и внешние ремонты здания. В 1871 г. Они внесли 1174 рубля на приобретение плащаницы, подсвечников, семисвечника и изготовление иконостаса. В 1884 г. собрали храму 400 рублей на внешний ремонт, израсходовали из мирских средств 300 рублей на устройство вокруг церкви новой ограды. Для украшения церкви много потрудился её настоятель священник Петр Матвеевич Городецкий. С 1874 г. по 1896 г. он служил в местном храме. Благодаря ему в церкви был установлен новый иконостас, стены здания расписаны священными изображениями, а внешние фасады окрашены масляной краской. Кроме того, крыша была вместо гонта перекрыта жестью. По свидетельству современников, XIX века это для сельских храмов считалось большой роскошью. Но несмотря на то, что Михайловская церковь отличалась благолепием, все же она была довольно ветхой. Поэтому в 1902 году прихожане решили выделять на постройку нового каменного храма в течение 6 лет по 1 рублю с надела (всего в приходе насчитывалось 900 наделов), а также безвозмездно выполнять все строительные работы. В 1903 году в селе был отрыт собственный кирпичный завод.

http://sobory.ru/article/?object=15037

Иваньково. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Карта и ближайшие объекты Стоявшая здесь деревянная церковь сгорела в 1808 году. Каменная церковь построена в 1813 году помещиком майором Иваном Фёдоровичем Арбузовым. Придел церкви был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. В иконостасе церкви были иконы, спасенные из пожара. Особо почиталась прихожанами Казанская икона Божией Матери. В церкви хранился напрестольный серебряный Крест 1766 года с частицей мощей Святого Великомученика Феодора Стратилата и Евангелие московской печати 1653 года. Колокольня была так же каменная, построена отдельно от церкви, на ней было шесть колоколов. Вес первого колокола 21 п. 30 ф., на нём были изображения Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая, вес второго, полиелейного, колокола - 6 п. 4 ф., третьего, вседневного, - 4 п. 23 ф., четвёртого - 1 п. 21 ф., пятого - 38 ф., шестого - 36 ф. Церковь была обнесена оградой из дикого камня. Возле церкви хоронили тех прихожан, которые много постарались для храма. Здесь по ходатайству причта в 1894 году был похоронен крестьянин деревни Гришино Феодосий Васильевич Садовников. На расстоянии 90 саженей от церкви находилось приходское кладбище. 26 мая 1895 года церковь посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. Он выразил архипастырское одобрение местному причту с церковным старостой, осмотрел святыни церкви. После церкви владыка осмотрел Иваньковскую церковноприходскую школу, благословил учеников и учителей, выразил признательность попечителю школы помещику, камер-юнкеру Его Императорского Величества Александру Кирилловичу Зыбину. В XX веке, 10 июля 1916 года, погост посетил епископ Псковский и Порховский Евсевий. Несмотря на приезд в позднее время, весь народ ждал владыку в храме. После обозрения храма, реликвий епископ обратился к прихожанам с назидательным словом, призвал слушателей воспитывать в себе христианские добродетели. На другой день он посетил церковно-приходскую школу, где проверил познания учеников.

http://sobory.ru/article/?object=15193

Козлово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм Благовещенья в Козлове построен в 1872 г. помещиком Михаилом Петровичем Селифонтовым. Первоначально это была маленькая церковь кресчатая в плане постройка, несущая очень широкую, но невысокую ротонду со сферическим уплощенным завершением. Маленький легкий барабан с главкой и крестом дорисовывал силуэт. Небольшая колоколенка стояла в отдалении. В 1862 году на средства крестьянина Кирилла Бутусова из деревни Бурдуково колоколенку надстроили и соединили с храмом трапезной. В церкви имелся благородный классический иконостас – белый со сдержанной золоченой отделкой. В нем находились древние, средневековые иконы, уцелевшие от старого деревянного храма. Построен храм с двумя престолами 1) во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) во имя Святого Архистратига Михаила. Позднее появился еще один престол: Прочих Небесных Сил Бесплотных. Приход храма в селе Козлово был бедным – всего 376 прихожан. Земли при церкви 36 десятин, в приходе 6 селений. Село Козлово уже в середине XVII века упоминается в документах как давно сложившееся поселение. В то время в селе насчитывались 24 души мужского пола. Село расположено на крутом берегу р. Сутки с просторным видом на противоположный правый отлогий берег в сторону с. Флоровского. До революции здесь была усадьба Ниловых, род которых довольно известен в губернии. Один из них был любимцем Николая II, имел адмиральское звание, отличался умением много пить, но не хмелеть. В присутствии этого Нилова проходило отречение царя от престола. От двухэтажной усадьбы сохранился только фундамент – само здание было перевезено под школу в д. Игнатцево. Около храма сохранились несколько поверженных надгробий из некрополя Ниловых (с южной стороны церкви). Достопримечательностью села является частично сохранившаяся березовая аллея, которая вела от барского дома к храму. Козловская церковь сегодня находится в полуразрушенном состоянии, но под куполом летней церкви сохранилась храмовая живопись. В алтарной части просматривается фреска «Спорительница хлебов» изображение Богоматери - крайне редко встречающееся в храмах Некоузского района фреска на библейский сюжет «Тайная вечеря».

http://sobory.ru/article/?object=16039

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010