Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Некрасовское Ярославской обл., на берегу Волги, у устья р. Солоницы. Мон-рь впервые упоминается под 1628 г. в костромской писцовой книге, где о нем сказано как о существующем «из давних лет». (По мнению костромского краеведа А. Соловьёва, обитель возникла в XV в.) По преданию, Б. м. основан на месте явления чудотворной иконы свт. Николая, к-рая приплыла на берег Волги по р. Солонице на бабайке (большом рулевом весле) и хранилась в часовне, построенной местными жителями. Инок Троице-Сергиева мон-ря Иоанн поставил на берегу Волги деревянный Никольский храм с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, куда и перенесли чудотворный образ свт. Николая. В 1628 г. в мон-ре имелись Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского и 3 кельи, где жили неск. иноков. Мон-рь владел 10 четвертями земли, к-рую обрабатывала братия. К сер. XVII в. материальное положение мон-ря, по-видимому, упрочилось. На месте сгоревшей в 1650 г. деревянной церкви на средства благотворителей был выстроен и в 1659 г. освящен каменный пятиглавый двухэтажный Никольский храм (нижняя - теплая Никольская ц. с приделом прп. Сергия Радонежского, верхняя - холодная в честь иконы «Похвала Пресвятой Богородицы»). В эти годы были сооружены также каменные братские кельи. Царь Алексей Михайлович пожаловал Б. м. «на пропитание лесу в длину на две версты, а поперечнику на версту» (год пожалования неизвестен). Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) Бабаевский во имя свт. Николая мон-рь. Литография 1-я четв. XIX в. (ГИМ) К нач. XVIII в. мон-рь пришел в упадок, в нем жили 4 монаха. В 1709 г. он был приписан к переславль-залесскому «на болоте» во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1724 г. житель посада Б. Соли В. Исаков принес в дар обители написанную в Н. Новгороде в 1719 г. по его заказу Иверскую икону Божией Матери, вскоре прославившуюся мн. чудотворениями. В нач. 50-х гг. XVIII в. установился обычай ежегодного празднования Иверской иконы Божией Матери во вторник Светлой седмицы. В нач. 1728 г., когда в Б. м. жили 26 насельников, строитель Филарет обратился в Святейший Синод с ходатайством о восстановлении самостоятельного статуса обители. Ходатайство было удовлетворено, соответствующий указ был издан Синодом 5 авг. 1728 г. К 1764 г. мон-рь владел 6 дес. пашенной земли, к-рую обрабатывала братия, крестьян у мон-ря не было. Во время монастырской реформы 1764 г. Б. м. «по уважению» к находящейся в нем чудотворной иконе свт. Николая не был закрыт, его отнесли к сверхштатным обителям. В 1790 г. игум. Филагрий ввел в мон-ре общежительный устав. В 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. в обители жил мон. Авель Прорицатель .

http://pravenc.ru/text/77282.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ († 15.10.1385, Киев), свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородмских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, в 1384 г. был поставлен в К-поле на Киевскую и всея Руси митрополичью кафедру. Возможно, в миру носил имя Давид (на это может указывать запись в кормовой книге нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря 1595 г. о праздновании памяти первоначальника; см.: Макарий (Миролюбов). С. 363-364). В «Книге степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. содержится свидетельство о том, что Д. основал нижегородский Печерский мон-рь. В сочинениях ученых 1-й пол. XIX в. отразилась традиция, согласно к-рой Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, основавшим в подражание ему нижегородский Печерский мон-рь. Однако в нижегородской обители до 1648 г. не было престола, посвященного Успению Пресвятой Богородицы - главному празднику Киево-Печерского мон-ря, неизвестны следы особого почитания в мон-ре преподобных Антония и Феодосия Печерских. Свт. Дионисий Суздальский. Икона. Нач. XXI в. Иконописец В. Некрасов. (Вознесенский собор Печерского мон-ря в Н. Новгороде) Свт. Дионисий Суздальский. Икона. Нач. XXI в. Иконописец В. Некрасов. (Вознесенский собор Печерского мон-ря в Н. Новгороде) В летописной записи о возведении Д. в 1374 г. на Суздальскую кафедру содержится его характеристика: «...изящена в Божественых писаниих, учителна и книгам сказателя, монастырем строителя и мнишьскому житию наставника... общему житию началника» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Т. о., основанный Д. нижегородский Печерский мон-рь был общежительным в отличие от мон-рей более раннего времени; к 1374 г. настоятель обители носил высокий сан архимандрита. Упоминание о Д. как об устроителе мон-рей подтверждается сообщением Жития прп. Евфимия Суздальского о том, что в 1352 г. Д. послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль, чтобы основать там общежительный мон-рь, еще 11 насельников нижегородского Печерского мон-ря с той же целью отправились в др. «верховские города». Учеником Д. также был живший в его келье прп. Макарий Унженский.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ Мон-рь Пантократора на Афоне. Фотография. 2018 г. Фото: Р. Н. Новиков Мон-рь Пантократора на Афоне. Фотография. 2018 г. Фото: Р. Н. Новиков [Пантократор, Пандократор; греч. Μον Παντοκρτορος] в честь Преображения Господня общежительный мужской на Св. Горе Афон , на сев.-вост. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), между Ватопедом и Иверским монастырем . Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей, после мон-ря Кутлумуш . В наст. время в П. м. подвизаются ок. 15 монахов. В визант. эпоху П. м. иногда называли также монастырем Ксанфопулов, поскольку в сер. XIV в. он поддерживал тесные связи с одноименным мон-рем в районе Галата в К-поле. В мон-ре Ксанфопулов жил К-польский патриарх Каллист II (1397), к-рый после своего отречения поселился в П. м. История Мон-ри на территории, ныне принадлежащей П. м., существовали по крайней мере с кон. X в. В древнейшем афонском Типиконе «Трагосе» (971) упомянут мон-рь Равдуху. В XI-XIV вв. мон-рь занимал довольно высокое положение среди др. афонских обителей. Предположительно в Равдуху в нек-рые периоды могла находиться резиденция прота. Кроме того, на территории П. м. находились древние мон-ри Сотира (Спасителя), Факину и Фалакру. Иоанн Факин - прот Афона и, вероятно, основатель одноименного мон-ря, на рубеже X и XI вв. выступал противником прп. Афанасия Афонского . В Афонском уставе 1046 г. упомянуты игумены мон-рей Сотира Варфоломей и Фалакру Леонтий ( Порфирий (Успенский). 1892. С. 180). Все эти мон-ри пришли в упадок, вероятно в сер. XIV в., в результате нападений тюрок и эпидемии чумы. Большинство из них не сохранились. Остатки построек мон-ря Равдуху - древний храм XI-XII вв. с фрагментами фресковых росписей, ныне включены в комплекс зданий П. м. Келья Иоанна Факина с ц. Пресв. Богородицы находится к юго-западу от П. м. Основание обители Согласно афонскому преданию, П. м. основан имп. Феодосием I Великим (379-395), а возобновлен и расширен имп.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ («на Болоте») (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. История Первоначально мужской. Основан прп. Димитрием Прилуцким, о чем упоминается в различных редакциях его Жития. Согласно Минейной редакции, наиболее ранний список к-рой содержится в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (РНБ. Солов. 518/537), прп. Димитрий происходил из богатого купеческого рода. Местное предание связывает его с купеческой семьей Покропаевых (Прокопаевых) из дер. Веслево ( Смирнов. 1921. С. 60). Монашеский постриг он принял в переславском Горицком мон-ре (см.: Переславль-Залесский Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), но затем покинул его, удалившись «на Болото» (в болотистую поросшую кустарником низину на берегу оз. Плещеева, расположенную неподалеку от юж. городских ворот). Вместе со сподвижниками преподобный соорудил деревянную ц. свт. Николая Чудотворца, вокруг к-рой вскоре образовался мон-рь. Точная дата основания П.-З. Н. м. не установлена. Автор одного из первых описаний монастыря свящ. Н. М. Меморский († 1869) считал, что это произошло «в последней половине XIV столетия, но в каком именно году, неизвестно» ( Меморский. 1851. С. 66). Указания ряда исследователей (Ф. П. Делекторский (сщмч. Никита ) и В. В. Косаткин) на 1350 г. не находят подтверждения в источниках раннего времени. Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Никольский мон-рь в Переславле-Залесском. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев В Житии прп. Димитрия Прилуцкого Минейной и последующих редакций П.-З. Н. м. назван общежительным. По предположению И. М. Верюжского, прп. Димитрий был вынужден основать новую обитель со строгим общежительным уставом, т. к. в Горицком мон-ре не было общежития, а также «не только духом, но и самым местом жительства стараясь унизиться и смириться» ( Верюжский И., свящ. Прп. Димитрий, игум. Прилуцкий, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879. С. 7). При св. Димитрии обитель пользовалась известностью и уважением у жителей Переяславля, часто посещавших службы в монастырской церкви. Прп. Димитрий неоднократно бывал в Троице-Сергиевом монастыре у прп. Сергия Радонежского, ездил в Москву по приглашению св. блгв. вел. кн. Московского Димитрия Иоанновича Донского. Возможно, мон-рь посещал и прп. Сергий во время своих приездов в Переяславль. Когда и почему прп. Димитрий покинул П.-З. Н. м., уйдя с учеником мон. Пахомием на север, достоверно неизвестно. По мнению авторов описаний мон-ря XIX - нач. XX в., он бежал от «славы людской».

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЕВ НЕРЕХТСКИЙ СЫПАНОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Костромской епархии Костромской митрополии), находится в с. Троица Нерехтского р-на Костромской обл. Первоначально мужской. Основан в 70-х гг. XIV в. прп. Пахомием Нерехтским в урочище Сыпаново у р. Гридевки (левый приток р. Солоницы), в 2 верстах к юго-востоку от г. Нерехты. Место, на к-ром возник мон-рь, в документах XVII в. именуется Сыпаново городище, что позволяет предположить существование здесь в прошлом небольшого укрепленного города. Археологические раскопки в Сыпанове не производились. В XV-XVIII вв. мон-рь относился к Нерехтской вол. Костромского у. Пахомиев Нерехтский мон-рь. Фотография. 2018 г. Пахомиев Нерехтский мон-рь. Фотография. 2018 г. Согласно Житию прп. Пахомия, первоначально он поставил бревенчатую келью, рядом с ней - небольшую часовню. Когда собралась монашеская община, преподобный с одним из иноков отправился в Москву к свт. Алексию за благословением на строительство храма во имя Св. Троицы. Святитель после беседы с прп. Пахомием выдал благословенную грамоту и антиминс на освящение церкви. Вскоре в обители были сооружены также кельи для братии, а за оградой - гостиница. Преподобный ввел в мон-ре общежительный устав. Незадолго до кончины он созвал насельников и предложил им избрать себе преемника. Игуменом по выбору братии стал старец Феодор. В XVI-XVII вв. основу ансамбля П. Н. м. составляли деревянные «клецки» - Свято-Троицкая (холодная) и Покровская (теплая) церкви. В Костромской писцовой книге 1629-1630 гг. упоминаются также «колокольница», «келья игуменская» и «келья братская» (Упраздненные мон-ри. 1909. С. 44-45). Мон-рь был небогат. Вероятно, уже в XV в. возле него возникла небольшая Сыпанова слобода, в к-рой в 1629-1630 гг. имелся «двор монастырской», 3 двора «детенышев», 4 бобыльских двора. В 1648 г. в слободе насчитывалось 15 бобыльских дворов и проживал 41 чел. В 1678 г. обители принадлежали 9 крестьянских дворов. Помимо слободы в кон. 20-х гг. XVII в. к мон-рю были приписаны 7 пустошей (Ярмикова, Кропивна, Крутой Враг, Розсохинец, Шитниково, Остафьево и Кривцова) и мельница на р. Солонице (Там же. С. 45).

http://pravenc.ru/text/2579826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Григориат; греч. Ιερ Μον Γρηϒορου], во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь. Расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), в устье потока Хрендели, на невысокой (до 20 м) прибрежной скале, между мон-рями Симонопетра и прп. Дионисия. Занимает 17-е место в иерархии 20 афонских мон-рей (c 1574). Игумен - архим. Георгий (Капсанис). Общее число братии - 86 чел.: 80 - в мон-ре и 6 - в зависимых от него келлиях. Главные праздники: дни преставления и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (6 дек. и 20 мая), память прмц. Анастасии Римляныни (29 окт.), память основателя мон-ря прп. Григория Нового (7 дек.), память прп. Григория Синаита и его учеников (3-я Неделя по Пасхе). Мон-рь управляется пожизненно избираемым на общем собрании братии игуменом, к-рый имеет духовную власть над братией. Исполнительную власть он разделяет с эпитропией из 2 членов, законодательную власть осуществляет герондия (духовный собор или совет старцев). Г. м. принадлежат 9 кафизм в окрестностях мон-ря: прор. Илии, преподобных отцов, во Св. Горе Афонской просиявших, Пресв. Богородицы, св. Апостолов, ап. Иоанна Богослова, прор. Илии на Горе, вмч. Артемия, вмч. Георгия и первомч. Стефана; 5 келлий в Карее: мч. Трифона, основанная в X в. и служащая представительством мон-ря в Протате; свт. Филофея, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная мон-рем в 1661 г. и отстроенная заново в 1996-1997 гг.; Сретения Господня, где размещается братство Иосафеев, занимающихся иконописанием; св. Бессребреников, предоставленная др. братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца, недавно восстановленная из развалин мон. Александром, а также келлия святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Капсале, в к-рой нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец. В наст. время мон-рь имеет ряд подворий (метохов): ц. св. Бессребреников в Арте, церкви вмч. Георгия и Успения Пресв. Богородицы в Фессалонике, подворье Авлида в номе Беотия, Вулциста близ Веррии, владения в дер. Куварас (Аттика), ц. Пресв. Богородицы Миртидиотиссы и свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского (в Халкиде), Партенонос (или Григориатико) близ Неос-Мармарас на п-ове Ситония. Исторический очерк

http://pravenc.ru/text/168091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА (С.-Петербургской митрополии), первый мон-рь С.-Петербурга, расположен у впадения Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву. Впервые упомянут в записке «О начале Невского монастыря» в июле 1710 г., когда царь Петр I Алексеевич , осмотрев место близ Чёрной речки, повелел основать здесь мон-рь в память о победе в 1240 г. войска св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского над шведами. 20 февр. 1712 г. Петр I назначил первым архимандритом обители администратора духовных дел столицы Феодосия (Яновского) , «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Средства на строительство давал состоятельный валдайский Иверский Святоезерский муж. мон-рь , приписанный в 1712 г. с вотчинами и доходами к новой обители, а также имения Александро-Невского мон-ря (А.-Н. м.) в Олонецком крае. Земельные владения строящегося мон-ря включали 5 тыс. кв. саженей на обоих берегах Невы. Офиц. датой основания А.-Н. м. принято считать день освящения первой деревянной Благовещенской ц.- 25 марта 1713 г. (разобрана в авг. 1787), хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу и началось строительство обители. Летом 1712 г. сформировался штат «монастырских слуг и всякого чина служителей» и на левом берегу Чёрной речки началось возведение келий и др. работы, для к-рых была проложена дорога, соединившая место постройки с С.-Петербургом (ныне Невский проспект). А.-Н. м. стал одним из первых крупных архитектурных ансамблей сев. столицы. За период строительства сменилось неск. архитекторов, однако основная идея была заложена в «Генеральном плане строения» архит. Д. Трезини, по проекту к-рого в 1717 г. началось строительство из кирпича всего комплекса мон-ря. К 1727 г. мон-рь имел 4 храма, колокольню с 5 колоколами, 5 каменных корпусов, деревянные кельи, сад. В 1756-1765 гг. по проекту М. Д. Расторгуева были возведены юж., в 1760-1773 гг.- сев. линии лаврских построек с угловыми башнями (Семинарский и Просфорный корпуса). В 1780 г. архит. И. Е.Старов , устроив главный въезд со стороны города, включил в ансамбль мон-ря левобережье Монастырки, охватив ее низкими каменными стенами.

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДРО-НЕВСКА...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодская, Ульяновская. Об И. сведений почти не сохранилось. Согласно преданию, записанному этнографом Ф. А. Арсеньевым во 2-й пол. XIX в., святая была дочерью священника. Захваченная в плен разбойниками, к-рые грабили селения по берегам р. Вычегды, она выбросилась из лодки в реку напротив места, где позднее была основана Спасская пуст. (в совр. пос. Ульяново Усть-Куломского р-на Республики Коми; см. в ст. Стефанов во имя Св. Троицы муж. мон-рь ). После гибели И. место стало называться Ульяново плёсо. Топоним Ульяновский плёс впервые встречается в грамоте 1671 г. царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе М. Мусорскому об отводе земли Спасской пуст., созданной в 1667 г. по благословению патриарха Иоасафа II иером. Филаретом (Тюрниным). (По монастырскому преданию, ранее на месте пустыни находился Троицкий мон-рь, основанный не позднее 1396 свт. Стефаном Пермским ; мон-рь пришел в запустение в 1-й пол. XV в.) В 1667 г. иером. Филарет прибыл в эту местность из Москвы с сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном и вскоре построил храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). Иером. Филарет привез из Москвы благословенную грамоту патриарха Иосафа II на строительство мон-ря, мощи (вероятно, частицы мощей мц. Иулиании Никомидийской, в XIX в. хранившиеся в Спасском мон-ре) и антиминс для церкви. Земли вокруг новосозданной обители стали объектом тяжбы между иером. Филаретом и крестьянином дер. Деревянный Кряж Вишерского у. А. Дементьевым, к-рый «с товарыщи» незадолго до прибытия монаха «на пустых местех из черного лесу розчистили в пашни и в сенные покосы, и дворы поставили, и дани дают». 4 июня 1671 г. Спасской пуст. было отведено 15 четей (815 дес. 1116 кв. саж.) земли. В грамоте 1671 г. сообщается, что в 1628-1629 гг. земли в верховьях Вычегды были безлюдны. Согласно переписным книгам 1678 г., Спасская пуст., в к-рой не было ни братии, ни «церковных причетников», являлась приписной к погосту Усть-Кулом (находился в 20 верстах от пустыни) ( Мельников. 1861. Стб. 145). К сер. XIX в. ульяновская Спасская ц. была бесприходной. В 1860 г. обитель была возобновлена по распоряжению Святейшего Синода иноками упраздненного Лальского Михаило-Архангельского мон-ря (находился в Великоустюжском у. Вологодской губ.) как Троицко-Стефано-Ульяновский заштатный мон-рь. 1 авг. 1866 г. сюда для введения общежительного устава прибыли монахи Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1237857.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Лимонос. Общий вид [Греч. Λειμνος], во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный мон-рь, принадлежит Мифимнской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 3 км к северо-западу от Калони. Его название происходит от слова «луг» (λειμν), т. к. он расположен среди лугов. Однако некоторые исследователи указывают на переносное значение этого слова, поскольку в ранневизантийский период мон-рь иногда именовали «лугом духовным», местом процветания монашеских добродетелей. Л. был основан в визант. период и запустел к кон. XV в. В 1526 г. (или между 1523 и 1526) сакелларий Мифимнской митрополии Иоанн Агаллиан (впосл. прп. Игнатий Агаллиан ) решил восстановить Л., к-рый находился во владениях его семьи. В 1527 г. отец Иоанна передал ему эти земли офиц. документом. Иоанн построил в Л. монастырский собор и кельи. Вместе с отцом и сыном Мефодием он принял здесь монашеский постриг и стал игуменом Л. Первоначально в монашеской общине было 12 чел., впосл. число насельников значительно увеличилось. Игнатий Агаллиан передал Л. ряд своих владений и обеспечил обитель церковной утварью и богослужебными книгами. В Л. были введены общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ). Игумена избирала братия. В адм. зависимости от Л. находился жен. Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы мон-рь , также восстановленный Игнатием. В патриарших сигиллиях 1527, 1531, 1540 и 1546 гг. зафиксированы привилегии мон-ря. В 1530 г. прп. Игнатий Агаллиан отправился в К-поль к патриарху Иеремии I, к-рый даровал Л. статус ставропигиального мон-ря. Прп. Игнатий устроил в Л. скрипторий и открыл школу, где преподавал также его сын Мефодий (некоторое время им помогал ученый мон. Пахомий Русан с о-ва Закинф). В 1531 г. Игнатий Агаллиан был избран митрополитом Мифимнским, а игуменом Л. стал его сын. В 1560 (или в 1563) г. Игнатий ушел на покой и поселился в Л., где провел последние годы своей жизни. В честь своего ктитора Л. также именуют монастырем прп. Игнатия.

http://pravenc.ru/text/2110511.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010