Скачать epub pdf Евфросин Евфросин , в мирянах именовавшийся Елеазар, Псковского Елеазарова второклассного Монастыря основатель, родился около 1386 года Псковского Уезда в селе Виделебском, пострижен в Снетогорском Псковском Богородицком Монастыре на реке Великой; оттуда в 1447 году удалился в пустыню в реку Толву, близ озера Псковского в 25 верстах от Пскова, и основал общежительную Обитель с Церковию во имя трех Святителей, Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, и Онуфрия Великого, но Игуменства сам не принял, а уступил оное ученику и постриженцу своему Игнатию, который был и Духовником его; скончался 1481 года Мая 15 от рождения около 95 лет в своей Обители, где и Мощи его в Церкви доныне под спудом. Он оставил для Братии своей Завещание и довольно изрядный, в 25 главах, Общежительный Устав. Первое уцелело доныне в Монастыре подлинником и писано на пергамене полууставом, с приложением в засвидетельствование свинцовой печати Новгородского Архиепископа Феофила, в Епархии коего состоял тогда Псков. Печать сия, величиною в грошевник, привешена на зеленом несученого шелку снурке, имеет с одной стороны изображение Святые Троицы в виде трех Ангелов за столом, а на обороте строчная подпись Феофил Архиепископ Великого-Новгорода и Пскова, но Устава остался в Монастыре только список новый; древнейшие же находятся в Новгородском Софийском и Московском Патриаршем книгохранилищах. В Монастыре память его совершается в день преставления его 15 Мая. В Месячных Минеях особой службы ему не положено, а находится оная рукописная в Обители его, сочиненная по повелению Новгородского Архиепископа Геннадия, вскоре по преставлению Преподобного. В Российской Церкви причтен он в число Святых на Стоглавном Соборе. Жизнь сего Отца описана двумя сочинителями; первый по имени и времени неизвестен, и самое сочинение его не дошло до нас, а известно только по ссылке на него второго сочинителя, распространившего из преданий его описание, как сам признается и говорит, что первый писал некако и смутно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Сортировать по Исключить новости Городской монастырь — как низко летящий самолет, рискующий разбиться Как сопротивляются вторжению мира в монастырскую жизнь греческие монахи 11 августа, 2017 Как сопротивляются вторжению мира в монастырскую жизнь греческие монахи Доклад игумена монастыря Св. Дионисия Олимпийского (Элладская Православная Церковь) архимандрита Максима (Карициса) на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, 8–9 августа 2017 г.) Существуют различные виды и формы монашества. От самой типичной и распространенной  формы – общежительной,  до уединенной жизни.  Также монастыри были всегда рассеяны по разным точкам мира. В труднодоступных пустынях, в жилых районах вблизи городов или в самих городах. Естественным, конечно, является расположение монастырей за пределами города, в пустынных местах. Но есть случаи, когда монастыри, находящиеся в пределах города, создали весьма примечательную монашескую и богословскую традицию и выдвинули великих святых нашей Церкви. Характерный пример – Студийский монастырь, который на протяжении веков процветал в Константинополе. Нет такого места, такого государственного режима, такой ситуации, когда соблюдение заповедей Христовых было бы невозможно, так как когда умножился грех, стала преизобиловать благодать  (Рим. 5:20). Преподобный Силуан Афонский, когда отправился в монастырь Св. Пантелеимона на Афоне, работал на мельнице, где готовили муку для тысяч людей. Братство монастыря достигло двух тысяч, и сотни паломников постоянно прибывали и жили в монастыре месяцами и годами. Святой жил в этой суматохе, и в этом его состоянии ему явился Господь. Святой не был отделен от этого «беспорядка», который преобладал в монастыре, но все же испытал явление Христа, и, как-то одно не помешало другому. Его жизнь была не менее сложной, чем жизнь каждого монаха, который живет в городском монастыре. Одновременно с очень напряженной борьбой, которую требовало гостеприимство – проживание и питание нескольких сот человек в монастыре, святой смог прожить на таком уровне, который является пределом совершенства на земле.

http://pravmir.ru/gorodskoy-monastyir-ka...

Сортировать по Исключить новости Отшельник — учитель народа XVI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Из истории монашеских движений на Руси Пред концом XV века общежительные монастыри достигли цветущего состояния. Обширные вотчины и промыслы и значительные денежные средства обеспечивали содержание многочисленной братии. Мирские заботы проникли в самую среду иночества. Сама начальная братия, монастырские власти были завалены хлопотами по управлению разросшимся монастырским хозяйством. Древний дух отшельничества стал заметно меркнуть. Но воспоминания о трудах и “тесном житии” основателей монастырей и сподвижниках их, ярко сиявших из глубины времён святостью жизни, были ещё свежи среди многих иноков, и стремление к пустынножительству, поддерживаемое с каждым годом расширявшеюся письменностью аскетическою, увлекало немалое число из монашествующих. Поэтому голоса, раздававшиеся против падения иноческой жизни, были сильны и значительны. Главную причину упадка видели во владении населёнными местами, но вскоре недовольство распространилось и на весь строй общежительных монастырей. Более ревностные начали покидать их, убегая в пустынные места. Появились небольшие пустыни, где жили один-два и много десять-двенадцать отшельников. Они получили главное распространение в пределах Белозерского края, в его пустынных лесах. Пожить в пустынях за Волгой бежали и из подмосковских монастырей. Отсюда отшельники, недовольные порядками общежительных монастырей, получили название Белозерских или заволжских старцев. Одним из них был преподобный Филипп Ирапский. Деятельность его падает на первую половину XVI в. (†1537 г.). Источником сведений о преподобном Филиппе Ирапском служит житиё его, составленное иноком Спасо-Каменного монастыря Германом, близко знавшим святого. Это житиё в 1879 г. издано Обществом Любителей Древней Письменности под редакцией профессора В. О. Ключевского по позднему списку поморского письма.

http://pravmir.ru/otshelnik-uchitel-naro...

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Димитриевский монастырь, общежительный, в селе Троекурове, в 11 верстах от города Лебедяни. Основан в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Здесь находится чудотворная Владимирская икона, именуемая «Явленною»; по преданию, она обретена была одним полесовщиком в начале XIX века в росшем на занимаемом ныне монастырем месте густом лесу в урочище, называемом Лепяги, на дереве, с струившимся из-под него источником, где ныне устроен колодец, из которого богомольцы благоговейно почерпают воду. В монастыре находится келья затворника Илариона, над могилой которого в 1893 году выстроен новый храм. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В селе Троекурово, в 20 километрах от Лебедяни находится Свято-Димитриевский Илларионовский женский монастырь, основанный в 1871 году из существовавшей с 1854 года женской общины. Своим появлением монастырь обязан лебедянскому мещанину Иллариону Фокину, более 30 лет жившему в Троекурово при местной Димитриевской церкви. Он согласился на предложение помещика села Троекурово Ивана Ивановича Раевского в 1824 году поселиться в его имении в специально устроенной для него келье близ храма. Живя затворником, он снискал себе широкую известность. Местные жители и жители соседних губерний почитали затворника Иллариона Троекуровского наравне с епископом Тамбовским Питиримом и Серафимом Саровским. Еще при жизни вокруг подвижника в Троекурово начала складываться небольшая община, руководимая Александрой Николаевной Голдобиной. В 1859 году здесь была построена деревянная Владимирская церковь. Еще раньше, в 1814 году на средства помещицы Прасковьи Раевской был выстроен храм в честь Димитрия Солунского, вместо прежней деревянной церкви. В 1865 году было завершено строительство каменной ограды с двумя башнями. С 1880 года в Троекуровском монастыре ведется обширное строительство: в 1880-1893 годах на месте деревянной Владимирской был сооружен Владимирский собор над могилой затворника Иллариона и с небольшой подземной церковью во имя Мефодия и Феодосия. Святитель Феофан пожертвовал иконостас для храма и им написанный образ Владимирской иконы Божией Матери. В 1870 году обитель получила в дар часть животворящего Креста Господня от братии русского Пантелеймонова монастыря со Святой горы Афон. В 1880 году над западными воротами построена надвратная Ильинско-Покровская церковь. Из других построек в монастыре находились двухэтажный корпус старой трапезной и одноэтажный странноприимный дом. Дом игуменьи, здание келий и просфорня были деревянными в один этаж. Монастырю принадлежало 560 десятин земли.

http://sobory.ru/article/?object=10543

Шелдомеж. Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь. Шестоковская Воскресенская община Карта и ближайшие объекты В 1887 году была учреждена Шестоковская женская община. 17 декабря 1906 года объявлен указ Святейшего Синода о переименовании Шестоковской женской общины в монастырь в честь Чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери Шестоковская женская община, в Кашинском уезде, при приходской церкви с. Шелтомежи, основана в 1887 г. Здания Общины 9 июля 1900 года уничтожены пожаром, остались только школа и небольшой флигель. Земли при общине усад. 1 ¾ дес. и в пуст. Ергенево, Ярославской губ. Мышкинского уезда (в 4 верстах) 21 дес. пахотной и 64 дес. сенокосной. На содержание общины капитал бил. 2900 р. Монашествующих состоит на лицо: Начальница 39 ук. и 113 проживающих на испытании послушниц. Начальница – монахиня Леонида, 57 л., из крест., дом. оюр., в монаш. с 1888 г., Начальница с 1891 г. Причт при общине приходской церкви с. Шелтомежи, Кашинского уезда. Тверской Епархиальный стат. сборник, 1901 г., стр. 626. Шестоковский общежительный монастырь, Кашинского уезда, в 175 верстах от гор. Твери. Две церкви: 1) во имя Воскресения Христова, 2) во имя Св. Живоначальной Троицы, в сей последней церкви приделы: а) во имя Шестоковской Б. М. и б) во имя Св. Благоверного Великого Князя Георгия Владимирского чуд. Адрес: Почт. отд. Пищалкино, Рыбинской ж. д. Справочная книга по Тверской епархии на 1915 год, стр. 461-462. 7 февраля 1832 г. в с. Шелтомежи было освящение каменного храма Воскресения Христова, сооруженного взамен деревянного. В день освящения строитель храма Е.Н. Скрипицын внес образ Божией Матери Шостаковской в новый храм и поставил его за правым клиросом, объявив священникам, что он, Скрипицын, этот образ, с согласия братьев и сестер, жертвует навсегда в собственность церкви. Пожертвованная Святая Икона была внесена причтом с. Шелтомежи в опись церковного имущества, но ошибкой священников стало то, что при этом от жертвователя на было взято никакого письменного заявления, письменного акта, способных подтвердить неотъемлемую принадлежность иконы церкви, не было также официально донесено о пожертвовании и духовному начальству. Это привело потом ко многим хлопотам. Когда все хлопоты были улажены, Святая Икона Божией Матери, именуемая Шестоковскою, наконец обрела себе всегдашнее тихое пристанище в храме Божием в селе Шелтомежи. Когда Святая икона, наконец-то, водворилась в храме, у священника с. Шелтомежи о. Евфимия Предтеченского явилось желание устроить в честь нее придел в Шелтомежском храме. Прежняя трапеза этого храма, к тому же, была тесна, свод храма грозил обрушиться.

http://sobory.ru/article/?object=15068

III. Рождественский Коневский монастырь Местонахождение обители  Рождественский Коневский общежительный монастырь находится в Великом Княжестве Финляндском, Выборгской губернии, Кексгольмского уезда, на острове Ладожского озера Коневце, близ западного его берега, отделяясь от материка глубоким проливом, которого наименьшая ширина равняется пяти верстам. Расстояние его от Санкт-Петербурга сухим путем – 120, водой – озером и рекой Невой – 180, от губернского г. Выборга – 140, а от уездного Кексгольма – 35 верст. Когда и кем основана обитель. Основание обители  Основателем обители и первым поселенцем на острове Коневец, по свидетельству Новгородских летописей и местного предания 80 , был уроженец Великого Новгорода, инок Арсений, прибывший из св. горы Афонской в 1393 году, в княжение Василия Димитриевича, при святительстве новгородского архиепископа – Uoahha II . Это были родители пр. Арсения, и когда он родился – неизвестно, известно только то, что воспитанный в страхе Божием и благочестии, Арсений с юных лет всем сердцем прилепился к св. Церкви, услаждаясь слушанием Божественных словес. Вместе с ревностью к слушанию слова Божьего, он соединял в себе кротость, смирение, послушание и другие добродетели. Родители блаженного Арсения, для приучения его к трудам, отдали его в научение ремеслу, и старательный юноша научился искусно ковать медные сосуды. Трудясь неутомимо, Арсений не только доставлял все потребное домашним, но и помогал бедным, делясь с ними щедрой рукой плодами трудов своих. Среди трудов блаженный юноша непрестанно помышлял о Боге, а Божественное писание и примеры подвижников благочестия, о которых случалось ему читать и слышать, воспламеняли сердце его все более и более любовью к Богу и побудили, для спасения души своей, оставить суету мирскую.  Оставив дом свой, родственников и имущество, он удалился в находящуюся в соседстве с Великим Новгородом обитель на Лисьей горе. Посвятив себя на служение Богу, Арсений в 1379 году принял равноангельский образ жизни, и сделался совершенным иноком. Примерные труды, несенные им в обители, кротость, смирение и строгая иноческая жизнь, обратили на него внимание всей братии обители и они смотрели на него, как на образец жития иноческого. В таких неутомимых трудах, посте и молитве преп. Арсений провел в этой обители одиннадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

× Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат . Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ 2 святыни Если вы до сих пор бывали только в православных обителях, построенных на равнинной местности, тогда пришло время это исправить. Монастырь Святого Георгия Хозевита (Хозевитский) расположен высоко над землей, на отвесных скалах, да и добраться до него не просто – для этого нужно отправиться в палестинскую часть Иудейской пустыни. Самое то для тех, кто любит сочетать паломничество с экстремальными впечатлениями! История возникновения монастыря берет свои истоки в IV веке, когда пять сирийских монахов в поисках уединения решили уйти жить в пустыню. Там они нашли пещеру, в которой три с половиной года укрывался пророк Илия, и поселились в ней. Со временем, основанная ими религиозная община, стала расширяться. В 480 году в обители увеличилось количество жилых построек, превративших ее в православный комплекс общежительного типа. Начало периода расцвета монастыря пришлось на VI век. В это время здесь проживали выходцы из различных народов: греки, сирийцы, армяне, грузины, русские и многие другие. Слухи о монастыре быстро распространились по всей Палестине. Но еще большее развитие он получил в начале VII века, когда его настоятелем выбрали Святого Георгия Хозевита. Он разрешил в нем селиться не только монахам-отшельникам, но и братиям, предпочитающим совместное проживание. В 614 году, в результате персидского вторжения на территорию Палестины, мирная жизнь в монастыре была нарушена. Сам православный комплекс был наполовину разрушен, а некоторые из его обитателей были зверски убиты. Выжившие монахи покинули это место и уже больше никогда сюда не возвращались. Остался только настоятель монастыря, который несколько раз пытался его восстановить, но все было тщетно. Не удалось это сделать и пришедшим в 1179 году крестоносцам.

http://elitsy.ru/holy/temple/7598/

Арзамас. Алексеевский Новодевичий монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Алексеевский Новодевичий монастырь был основан именным указом царя Михаила Феодоровича в качестве " Царского богомолья " в 1634 г. Назван в честь Алексея Божия человека и сына царя, Алексия Михайловича. В монастыре располагались Успенская (1753 г.) и Вознесенская (1777 г.) церкви, а также больничная церковь. Монастырь был окружён высокой каменной стеной с Надвратной колокольней, за стеной находились монастырские постройки и кельи. Часть монастырской стены и построек сохранились в комплексе сооружений на ул. Советской и заняты воинской частью. Новодевичий Алексия человека Божия монастырь, 1 класса, общежительный, в городе Арзамасе. Учрежден в 1897 году из Алексеевской женской общины, образовавшейся в 1764 году на месте упраздненного Алексеевского монастыря, который был основан в 1634 году. В храме Вознесения находится местно чтимые иконы: Божией Матери «Утоли моя печали» и святого Николая чудотворца. В монастыре хранится замечательная резная группа, изображающая погребение Спасителя; она сделана в 1776 году священником городской Спасской церкви Василием Ильиным. При монастыре странноприимный дом, две больницы и золотошвейная мастерская, работы которой славятся не только в Европейской России и Сибири, но и в Греции и Палестине. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасский новодевичий во имя Алексия, человека Божия женский монастырь был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие, Новодевичь монастырь». Была поставлена ограда с колокольней над Святыми вратами, внутри ограды построили 30 деревянных келий, в центре - бревенчатую холодную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с 3 приделами: во имя преподобного Алексия, человека Божия, во имя священомученика Филиппа, митрополита Московского и во имя преподобной Марии Египетской. Согласно описи 1686 года, у восточной стены монастыря находился теплый шатровый храм во имя Всех святых.

http://sobory.ru/article/?object=07873

Владимир Русак Скачать epub pdf Монастыри и подвижники Война со Швецией, длившаяся 21 год, принесла стране множество раненых и изувеченных. Петр I указал монастырям открыть у себя госпитали. Указом предписывалось: “Иноки должны принимать в монастыри больных солдат или уволенных от службы и неспособных к работе, а равно и других бедных; для них должны быть выстроены больницы”. Коллегия Экономии следила за выполнением этого указа. В 1721 году было издано распоряжение при приходских церквах завести богадельни. В 1723 году предписано было в храмах собирать подаяние в два кошелька, один – в пользу именно богаделен. Особенно строго это требование соблюдалось при Анне Иоанновне. Ревностью пастырей богадельни просуществовали довольно долго. При Елисавете кошельковые и свечные деньги должны были идти на бедных и училища. При Петре I усилились меры по уменьшению монастырей и монахов. Монастырскими штатами при нем число монашествующих было сильно ограничено. Пострижение было допущено только на свободные (вакантные) места, и не иначе, как после трехлетнего искуса. Мужчин дозволено постригать не ранее 30, а женщин – 50–60 лет. Новые монастыри разрешалось строить только с разрешения Синода и самого государя. Малые монастыри велено было сводить вместе, а церкви их обращать в приходские. Многие монастыри упразднялись и сами вследствие недостатка средств после отобрания их имений в ведомство Монастырского Приказа. Для улучшения внутренней жизни монастырей при Петре монашествующим был закрыт свободный выход из обителей, запрещено странствование, в монастырях ввели строгий общежительный устав с лишением всех монашествующих прав частной собственности и права делать завещания: имущество после их смерти поступало в монастырь, а имущество монастырского начальства – в Синод. В 1724 году вышел длинный Указ царя о монашестве под названием “Объявление”, в котором подробно был выяснен его взгляд на сам институт монашества и его желание сделать его полезным для общества. Простых, неученых монахов предполагалось занять на монастырских землях и разными ремеслами, монахинь – рукоделиями. Других, избранных монахов готовить к высшим церковным должностям посредством ученых занятий, для чего завести в обителях школы и ученые братства. Настоятели обязаны были давать присягу не держать в монастырях затворников и “ханжей” и не распложать “суеверий”. На места настоятелей назначать только людей, известных правительству, преимущественно из Александро-Невского монастыря в Петербурге, который должен был стать образцом для всех других монастырей. Петр обогатил и благоустроил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГОРИЦКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Горицкий Воскресенский монастырь. Фото И. Ионова Монастырь расположен в шести километрах к западу от города Кириллова , на левом берегу реки Шексны. Основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна Грозного . В Горицком монастыре жила сама основательница и невестка ее Евдокия Александровна, супруга князя Владимира Андреевича, которые в 1559 году были утоплены в Шексне по повелению царя Иоанна Грозного. В 1586 году здесь жила старица царица Дария, переведенная отсюда в Тихвинский Введенский монастырь . В 1606 году в монастыре была заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, переведенная потом во Владимир. В 1619 году в монастыре в заключении жила старица княгиня Елена Масальская. В 1684 году была сослана в монастырь княгиня Анна Хилкова, бежавшая в 1685 году, а в 1733 году послана в монастырь Варвара Арсеньева и пострижена здесь в монашество. С 1764 года - общежительный женский монастырь третьего класса. После революции 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель " Колос " , в которой продолжали работать и молиться монахини. В середине 1930-х обитель закрыли окончательно. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Нетрудоспособные и престарелые насельницы общей численностью около полусотни душ были потоплены на барже в Белом озере, остальные погублены позже - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, уморены в лагерях в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней, трудились там по мере сил, там и похоронены. После войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал вплоть до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею, а по сути брошены на поругание. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская. В Покровском храме - контора совхоза. Воскресенский собор как памятник XVI века охраняла от разрушения вялотекущая музейная реставрация.

http://drevo-info.ru/articles/13672713.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010