Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963) 24.06.2011 733 Время на чтение 15 минут Возникнув на Руси сразу после принятия христианства, монастыри всегда играли в жизни государства важную роль. Будучи на протяжении долгого времени крупнейшими собственниками в стране, они также являлись центрами русской православной культуры. Для достижения цели уничтожения монастырей советскому правительству нужно было дискредитировать в глазах общества образ инока-подвижника. В центре внимания автора многочисленные трудности, с которыми приходилось бороться насельникам монастырей в годы советской власти, чтобы сохранить традицию русского монашества. Подвиг монаха, человека отрекшегося от мира ради Бога, всегда почитался в Православии. Общежительные монастыри на Руси появились сразу после принятия христианства. С каждым годом количество монахов и монастырей росло. Князья, бояре, успешные купцы и богатые мещане жертвовали монастырям деньги, драгоценности, земли, продукты питания, а также крестьян. Монастырские хозяйства расширялись, земли, принадлежащие монастырям, разрастались, влияние монастырей на народ увеличивалось. Несмотря на секуляризации церковных земель, периодически проводимые российскими императорами, монастыри оставались крупнейшими в стране собственниками, монастырские хозяйства были одними из лучших, мастерские монастырей имели широкую известность. Учрежденный Петром Святейший Правительствующий Синод контролировал все действия Русской Православной Церкви, которая имела большое влияние на «сильных мира сего» и на общество, была широко представлена в школах, на поприще гуманитарных наук, миссионерства и благотворительности. Советское правительство обрушилось с критикой на монастыри, отлично понимая их значение и роль в жизни России. Все акции, проводимые безбожной властью, затрагивали монастыри в первую очередь, будь то изъятие церковных ценностей или отделение Церкви от государства, вскрытие мощей или открытые суды над мракобесами. Все эти действия ставили перед собой одну цель – постепенная дискредитация в глазах общества образа инока-подвижника, уменьшение числа монашествующих и закрытие монастырей. В годы самых активных гонений на Русскую Церковь были закрыты все самые известные монастыри, центры русской православной культуры: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Александро-Невская Лавра, Киево-Печерская Успенская лавра и многие другие значимые монастыри, пустыни, скиты.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963) Возникнув на Руси сразу после принятия христианства, монастыри всегда играли в жизни государства важную роль. Будучи на протяжении долгого времени крупнейшими собственниками в стране, они также являлись центрами русской православной культуры. Для достижения цели уничтожения монастырей советскому правительству нужно было дискредитировать в глазах общества образ инока-подвижника. В центре внимания автора многочисленные трудности, с которыми приходилось бороться насельникам монастырей в годы советской власти, чтобы сохранить традицию русского монашества. Статья Подвиг монаха, человека отрекшегося от мира ради Бога, всегда почитался в Православии. Общежительные монастыри на Руси появились сразу после принятия христианства. С каждым годом количество монахов и монастырей росло. Князья, бояре, успешные купцы и богатые мещане жертвовали монастырям деньги, драгоценности, земли, продукты питания, а также крестьян. Монастырские хозяйства расширялись, земли, принадлежащие монастырям, разрастались, влияние монастырей на народ увеличивалось. Несмотря на секуляризации церковных земель, периодически проводимые российскими императорами, монастыри оставались крупнейшими в стране собственниками, монастырские хозяйства были одними из лучших, мастерские монастырей имели широкую известность.

http://bogoslov.ru/article/1769530

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Образ игумении в уставах современных греческих монастырей В рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» публикуется статья инокини Кассианы (Вельской), в которой речь идет о традиционном общежительном монашестве на примере современных греческих монастырей. Автор ставит своей целью раскрыть, что подразумевают под словом «игумения» уставы женских обителей Греции, а также рассмотреть, какой должна быть игумения и что входит в сферу ее полномочий при управлении монастырем. Статья В 2002 году был издан важный труд греческого ученого Иоанниса Конидариса, профессора церковного права юридического факультета Афинского Университета, представляющий собой практически полное собрание уставов современных греческих монастырей. Это собрание было издано в двух томах под названием: «σωτερικο Κανονισμο ερν Μονν κκλησας τς λλδος» («Внутренние уставы святых обителей Греции»), а также в двух дополнительных сборниках: «Κανονιστικς Διατξεις συχαστηρων» («Канонические положения исихастириев») и «σωτερικο Κανονισμο γου ρους» («Внутренние уставы Святой Горы»). Было бы замечательно, если бы нашелся энтузиаст, который перевел бы эти книги на русский язык и издал. В настоящей статье хотелось бы рассмотреть, что подразумевают под словом «игумения» уставы современных греческих женских монастырей, а также – что входит в сферу полномочий игумении при управлении монастырем. Возрождение монашеской жизни в Русской Православной Церкви после долгих лет гонений, увеличение числа монастырей, с одной стороны, радует, а с другой, при внимательном взгляде и вдумчивом анализе, наводит на серьезные размышления: стремимся ли мы по-настоящему узнать и усвоить дух святоотеческих законоположений относительно монашеского жития, хотим ли в уставах и правилах наших монастырей выразить то понимание монашеской жизни, которое было присуще учителям монашества на протяжении почти двадцати веков истории Церкви? Поднимая из руин монастырские храмы и восстанавливая кельи, оказались ли мы способными к тому, чтобы воссоздать подлинный дух монашества, утраченные монашеские традиции общежития? Как живут монастыри других Поместных Церквей сегодня? Какими уставами они руководствуются?

http://bogoslov.ru/article/4067712

ОТДЕЛЕНИЕ I. Всеобщее введение в историю монастырей Греко-российской Церкви ГЛАВА I. О начале и размножении Российских монастырей Российские монастыри начало своё получили вместе с введением в Россию Христианской веры. Ибо первыми проповедниками оной были пришедшие из Греции монахи. Правда, неизвестно, были ль в России какие общежития сих проповедников до времён Великого Князя Bлaдuмupa I, хотя Византийские Историки свидетельствуют 1 , что ещё в 807 году, то есть при Киевском Князе Оскольде, для крещения его и других, прислан был из Константинополя в Киев Епископ. Нет также достоверных доказательств и тому, что якобы, как некоторые уверяют, Киево-Николаевский монастырь основан ещё Великой Княгиней Ольгой в 955 году. Но известно то, что при Великом Князе Владимире в 988 году присланный в Киев Митрополит Михаил с того же времени основал Киево-злато-верхо-Михайловский монастырь, в коем и сам он имел пребывание; а пришедшие с ним монахи тогда же основали в недальнем от Киева расстоянии для себя другой монастырь – Киево-межигорский; и потому два сии монастыря должны почитаться самыми древнейшими из известных в России. Другим поводом к созиданию первоначальных в России монастырей были места идольских требищ, к коим народ приобвык иметь внимание и уважение. Для истребления сего суеверия надлежало места сии занять святилищами истинного благочестия. И таким-то образом вскоре же по крещению Российского народа, Bлaдuмup I на месте идола Перуна в Киеве построил церковь св. Василия, тезоименитого себе в крещении; а в других таковых местах воздвигнуты монастыри Киевский Выдубицкий, Новгородский Перынь и Ростовский Авраамиев: первый на месте, где низверженный идол Перунов приплыл по Днепру к берегу; другой в Новгороде, где было требище сего же идола; а третий на месте Мерянского идола Волоса или Велеса в Ростове. При Великом Князе Ярославе Владимировиче с 1017 года Преподобный Антоний Печерский, природный Россиянин, а постриженец Афонских монастырей, возвратившись в Киев, основал близ сей столицы первый общежительный Российский монастырь, сделавшийся потом и для прочих образцом в порядке церковного чиноположения и в правилах жития монашеского. Первый Российский Летописец Нестор, описывая возвращение Преподобного Антония в Россию, говорит, что он ходил по другим в России монастырям, и не возлюбил ни единого 2 . Из сего видно, что в то время было уже много монастырей в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудо в Хонех: история и святыни   Архистратиг Михаил. Икона, 2002 г. Каждый церковный праздник дает православному человеку возможность не только стать тайнозрителем воспоминаемого события, но, усваивая исторические уроки, поразмыслить и о дне сегодняшнем... Три четверти века минуло с того дня, когда в Московском Кремле был, как записано в одном из свидетельств, - " без лишнего шума стерт с лица земли " (взорван!) - один из интереснейших памятников российской истории - Чудов монастырь. Что же представлял собой монастырь, история и само название которого напоминали о чуде Божием - " знаменательном явлении благодатной силы Божией, приспособленном к общему пониманию " ? Архангело-Михайловский Алексиевский Чудов монастырь находился в Московском Кремле близ Малого дворца. Основал его в 1365 г. Митрополит Алексий на месте ханского конюшенного двора, подаренного святителю ханом Джанибеком в знак благодарности за чудесное исцеление от слепоты и беснования жены хана Тайдулы. В Орду Митрополит Алексий ездил в августе 1357 г. Сохранившийся ярлык, данный в ноябре этого года Тайдулой святителю, освобождал Русскую Церковь, молящуюся за ханов, от даней, поборов и насилий со стороны светских властей. На месте первоначальной деревянной церкви, заложенной еще самим святителем, был в 1501 г. построен, и в 1503 г. освящен каменный соборный храм в честь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Первоначальные росписи пострадали от нескольких пожаров, последняя роспись и иконостас были сделаны после пожара 1626 г. Чудов монастырь стал любимой обителью Митрополита Алексия; там он и был погребен. До 1680 г. в соборе пребывали мощи святителя Алексия (позднее они были перенесены в специально построенную Алексиевскую церковь, а после уничтожения монастыря - в Архангельский собор, откуда в 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I переданы в Елоховский Богоявленский Патриарший собор). Чудов монастырь как ставропигиальный издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведении Митрополитов, а затем и Патриархов Всероссийских. В XVI-XVII вв. он был известен под названием Великой Лавры. В 1744 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны в нем учреждили кафедру Московского архиерея. С 1775 г. к Чудову монастырю был приписан подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь. До екатерининского указа 1764 г. о секуляризации церковных недвижимых имуществ монастырю принадлежало около 18 600 душ крестьян по разным губерниям, несколько подворий в Москве. Принадлежал обители и Малый Кремлевский дворец, местопребывание настоятелей - Московских Митрополитов, но в 1818 г. после рождения в нем великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II), его причислили к Дворцовому ведомству.

http://sedmitza.ru/text/416081.html

Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая. 1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп. В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина. Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных отец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничего в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно стены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

НИКОЛО-БАБАЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (см. также: О своей жизни, О своем здоровье). Бог, по неизреченной Своей милости и человеколюбию, даровал мне тихий приют для окончания в нем земного странствования моего во внимании себе и в покаянии. Вследствие моего всеподаннейшего письма к Государю я уволен от управления епархией, и мне представлен в управление Бабаевский монастырь. 38 . Милость Божия даровала мне тихий, весьма удобный приют, соответствующий и потребности душевного настроения, и потребности крайне расстроенного здоровья. Бабаевский монастырь гораздо уединеннее и Коневца, и Валаама. Безмолвие начинает действовать на меня благотворно, отвлекая очи ума от зрения на деющееся в мире и направляя их к созерцанию своей греховности и предстоящего Суда Божия. Все совершающееся совершается под недремлющими взорами Всеблагого и Всемогущего Бога, одно по воле Божией, другое по попущению Божию. «Горе миру от соблазнов», – сказал Спаситель. «Но подобает приидти соблазнам» (см.: Мф.18:7 ), – предрек Спаситель же. Попущение соблазнов как логическое следствие употребления произвольного человеками их свободы и воли и как казнь, сама собой вытекающая из злоупотребления воли (так как Богом и дана свобода воле, и вместе дан закон, как употреблять ее), должно созерцать с благоговением, покорностью, исповеданием своей греховности и правосудия Божия. Очень наставительна молитва святых трех Отроков в пещи Вавилонской. Да совершается воля Божия! Да дарует милосердный Господь спасение немощным, от них же первый есмь аз, которые имеют какое-либо произволение, хотя и самое немощное, спастись. 47 . Несколько слов об обители Бабаевской. Ею я очень доволен. Братии до девяноста человек; между ними есть несколько замечательных подвижников. Монастырь общежительный. Богослужение идет очень просто, чинно, благоговейно. Пение по воскресным и праздничным дням придворное, по прочим дням – столповое. Две церкви: холодная и теплая – поместительные, две другие: над Святыми вратами и больничная – маленькие. В корпусе, составляющем и доканчиваемом башнями тоже фас, помещаются и настоятельские келий, и трапеза со всеми ее принадлежностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Устав, введенный прп. Феодосием в Печерском монастыре, был уставом прп. Феодора Студита в редакции патриарха Алексия, в нем предусматривалось общежительное (киновийное) устройство монастырской жизни 591 . Но судьба Студийского устава в его дисциплинарной части, требовавшей строгой киновии, оказалась весьма печальной: основы монастырского общежития очень скоро преданы были забвению, и монашество почти везде придерживалось особножительства. Впрочем, и идиорритма не всегда становилась основой монастырской жизни, XII-XV вв. можно даже назвать эпохой без монастырского устава, и это хорошо показано в замечательной работе Серебрянского о монашестве Псковской земли в XIII-XV вв. 592 Существует, правда, сочинение под названием «Правила святого Кирилла, Русского митрополита, о монашеском благочинии и о содержании всяком», которое, вероятно, составлено было действительно митрополитом Кириллом, греком по происхождению (XIII в.); оно встречается в рукописях XVI и даже XVII вв. и содержит в себе сравнительно обстоятельный общежительный устав. Вероятно, этот устав не был известен в XIV-XV вв., сомнительно даже, вводился ли он в каком бы то ни было монастыре 593 . По всей вероятности, о нем ничего не знал и прп. Сергий Радонежский, когда занимался устройством иноческого жития в Московской Руси. Вначале он, как говорилось, ввел в своем монастыре особножительный устав и лишь впоследствии, не без сопротивления братии, переустроил монастырский быт на основе общежительного устава. Его ученики следовали примеру преподобного и, основывая новые монастыри, вводили в них строгую киновию, которая, однако, не везде прижилась 594 . Вопрос об основах монастырской жизни был не вполне ясен для русского иночества XIV-XV вв., об этом говорит, например, история Спасо-Каменного монастыря, в котором игумен Дионисий (незадолго до 1389 г. и по 1418 г.) ввел сначала строгий общежительный Афонский устав, но впоследствии и сам он, и некоторые монахи придерживались идиорритмы 595 . В Троице-Сергиевом монастыре общежительный устав продержался недолго. Когда в 1478 г. там некоторое время пребывал прп. Иосиф Волоцкий , монастырь жил по особножительному уставу, что подтверждается некоторыми документами 596 . Хотя мы знаем, что в XIV-XV вв. идиорритма постепенно вытесняла киновию, у нас нет почти никакого материала, который помог бы ответить на вопрос, чт€о представляло собой это особножительство в древнерусском монастыре. Но у нас множество сведений о том, что общежитие не привилось во многих монастырях; сложившийся тогда строй монастырского быта подвергался очень острой критике, а это значит, что в действительности монастырский быт не соответствовал ни нормам подлинной идиорритмы, ни требованиям киновийного устава 597 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Угрешском монастыре освящен храм прп. Пимена (комментарий в русле истории) прп. Пимен Угпешский Преподобный Пимен (в миру Петр Дмитриевич Мясников) родился 10 августа 1810 года в городе Вологде. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Петр окончательно утвердился в мысли отказаться от мира. 26 марта 1838 года он принял постриг с именем Пимен в Николо-Угрешском монастыре. 16 октября 1853 года стараниями отца Пимена при поддержке святого митрополита Московского Филарета Николо-Угрешский монастырь был преобразован в общежительный, а иеромонах Пимен был возведен в сан игумена и назначен настоятелем обители. 24 августа 1858 года за выдающиеся заслуги по устроению монастыря Митрополит Московский Филарет возвел игумена Пимена в сан архимандрита. Трудами отца Пимена в монастыре было выстроено пять церквей и устроен скит. В 1869 году архимандрит Пимен был назначен благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Праведная кончина архимандрита Пимена последовала 17 августа 1880 года. В 2000 году решением Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Пимен (Мясников) был причислен к лику святых. Торжественное прославление святого совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 мая 2000 года в день освящения возрожденного Спасо-Преображенского собора. Николо-Угрешский монастырь (начало XX века) Николо–Угрешский мужской монастырь на протяжении всей своей 600–летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница Москвы почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы 15 верст. Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско святого великого князя Димитрия Ивановича остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Димитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила князя верой и надеждой и «сия вся угреша сердце его». С тех пор место это называется Угреша. Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая. «И воздвигну ту обитель славну, и удовольствова ю к пропитанию всеми потребны нескудно», – сообщает старинная рукопись. Из монастырских синодиков известны имена первых игуменов – Сергий и Иона.

http://sedmitza.ru/text/395064.html

(Биографический очерк. 1 ) Дополнение к изданию по поводу 500-летия обители) Архимандрит Мефодий (в мире Алексий) родился в 1790 году в С.-Петербурге, где родитель его, имея обер-офицерский чин, состоял на службе при дворе Императора Павла Петровича. В начале текущего столетия родитель был переведен на службу в Москву, куда перевез и семейство. О первых годах жизни Алексея ничего неизвестно; только сам он нередко говаривал, что время его детства было самое тяжелое для него. Родитель его, переехавши в Москву, овдовел, женился опять; мачеха не любила пасынка, и если он видел ласки и заботу о себе, то только доброй и благочестивой няни своей Марии, жившей у них еще при родной матери его; попечение и ласки няни были так велики, что при воспоминании о ней, будучи уже старцем, он проливал слезы. «Доброе семя посеяла она в моей душе», – говаривал он при этом. Получив невысокое образование в доме своего родителя, Алексей поступил на государственную службу в Московский сенатский вотчинный архив. Всегда исправный, кроткий, послушливый, он, состоя на службе, скоро заслужил внимание начальства и, нет сомнения, служил бы с повышениями и отличиями, но светская служба, жизнь в большом шумном городе ему не нравилась; он мечтал о пустыне, о жизни монашеской; природная ли склонность, тяжелая ли жизнь с мачехой, или влияние доброй няни расположили его к монашеству; сказать трудно, но молодой человек горел нетерпением скорее оставить Москву и удалиться в монастырь. Не пробыв и двух лет на службе, он подал начальнику прошение об увольнении. Начальник, ценя труды его, старался отклонить его намерение; много убеждал, долго не делал распоряжения об увольнении, но как просьбы делались все чаще и настойчивее, должен был, наконец, уволить. «Получив увольнение, – так рассказывал о себе впоследствии о. Мефодий, – я не бежал домой, а летел, как бы на крыльях, и только боялся, как бы опять не воротили на службу». Родитель не был против намерения сына поступить в монастырь, и потому, когда он явился к нему уволенным от службы, с миром отпустил его, благословив иконою Богоматери. Свобода дана. Но куда идти? Где найти пристанище спасения? – думал молодой, неопытный, двадцатилетний юноша. – Пойду в лавру Серия; помолюсь Преподобному; он наставит: куда идти и что делать. Пришел в лавру, помолился и стал расспрашивать тамошних старцев: в какой бы лучше поступить монастырь. Указали на монастырь Николаевский Пешношский, как общежительный, пустынный, которым управлял в то время известный не в лавре только, но, можно сказать, во всей России, известный подвижник благочестия архимандрит Макарий 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010