В 1890 г. еп. Димитрий (Самбикин) основал Подольское церковное историко-археологическое об-во при Подольской епархии, одно из первых в России, с епархиальным древлехранилищем, преобразованным в 1903 г. в музей. До 1917 г. председателем об-ва был свящ. Евфимий Сецинский, заместителем председателя и казначеем являлся историк Н. Яворский, б-кой и архивом заведовал историк А. Прусевич (в 1919 уехал в Польшу, перешел в католичество, стал одним из историков католич. Церкви). В епархии имелись отд-ния Палестинского Православного об-ва и Православного миссионерского об-ва . По инициативе еп. Димитрия началось восстановление храмов Бакотского и Лядовского скальных мон-рей, архиерей принимал участие в этой работе. При Подольском еп. Иринее (Орде ; 1896-1900) упростилось епархиальное делопроизводство. Увеличилась роль благочинных, количество благочиннических округов сократилось с 80 до 62. Было введено централизованное обеспечение приходов свечами, вином, углем, лампадным маслом. В нояб. 1899 г. на базарной площади около Александро-Невской ц. в Каменце-Подольском Иоанно-Предтеченское братство открыло иконную и книжную лавку (среди православных в Подолье были широко распространены иконы католич. содержания). В кон. XIX в. из 2,66 млн чел., проживавших в Подолье, 78% были православными, действовало 1118 правосл. храмов (общее число христ. церквей - 1585). В нач. ХХ в. в Подольской епархии имелись следующие учебные заведения: Каменец-Подольская ДС, Тульчинское епархиальное уч-ще, 6 духовных уч-щ: 4 мужских (в Каменце-Подольском, Тульчине, с. Приворотье Ушицкого у. и Миргороде Могилёвского у.) и 2 женских (в Тульчине и Каменце-Подольском), церковно-учительская школа в Виннице, более 10 второклассных учительских школ (в 1914 - 9 мужских и 4 женские), 1850 церковноприходских школ, 1134 одноклассных школы и 704 школы грамоты. В 1893 г. в муж. духовных уч-щах обучались 727 чел., в жен. уч-щах - 436 чел., в 1908 г.- соответственно 921 и 498 чел. В Каменец-Подольской ДС и 4 муж. духовных уч-щах дети из семей духовенства составляли 87,1%, мальчики из семей дворян, чиновников, горожан, крестьян - 12,9%, в жен. уч-щах - соответственно 94,4 и 5,6%. В 1913 г. Подольская епархия занимала 1-е место среди епархий Русской Церкви по количеству церковноприходских школ и 2-е по числу учеников в них. В кон. XIX в. в епархии открылись курсы для псаломщиков: в сент. 1889 г.- в Каменце-Подольском, в 1890 г.- в Тульчине и Немирове, в 1896 г.- в Виннице. 5 нояб. 1915 г. в Каменце-Подольском начала работу школа псаломщиков.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Предметом заботы Федора Ивановича были не только дворец и столица, но и все русские города. В 1584 - 1585 гг. был отстроен город-порт Архангельск, ставший северными торговыми воротами России. В 1588 г. М. Вельяминов и дьяк Д. Губастый были отправлены в Астрахань для возведения вокруг нее каменных крепостных стен. Те успешно справились с заданием. До сих пор красивый белокаменный кремль окружает центр этого города. В 1596 г. в Смоленск был отправлен воевода князь В.А. Звенигородский для возведения каменных крепостных стен. Вместе с ним поехал знаменитый зодчий Федор Конь. В 1588 г. царские воеводы отправились в Тверь для строительства там посада, сильно обезлюдевшего за предыдущие годы. В 1594 - 1595 гг. вокруг Волхова также был построен посад для того, чтобы оградить его жителей от воровских людей. Но не только этими постройками прославил Федор свое имя. При нем началось массовое возведение городов-крепостей по всем окраинам государства. Цель их состояла в том, чтобы более успешно осваивать новые территории и создавать заслон от вероломных соседей. Поскольку в начале царствования Федора поволжские народы подняли восстание, то после их усмирения были возведены Царево-Кокшайск (1584 г.), Санчурск (1585 г.), Самара, Уфа, Увеж (1585 - 1586 гг.), Саратов, Цивильск, Ядринск (1589 - 1590 гг.), Царицын. На южных границах появились Воронеж, Ливны (1585 г.), западнее - Елец (1592 г.), Уржум (1594 г.), Кромы (1594 г.), Курск (1595 г.), Белгород, Оскол, Валуйка, Севск (1595 - 1596 гг.). Строительство этих крепостей позволило возвести на юге засечную черту (1596 г.), создавшую новый заслон против степняков. Проникновение на Кавказ также было связано со строительством крепостей. В 1588 г. был построен Терский город, в 1590 г. - крепость на реке Сунже, в 1594 г. - на реке Койсе. Особенно массовым было строительство городов в Сибири. В 1585 - 1586 гг. появилась Тюмень, в 1587 г. - Тобольск, в 1590 г. - Лозьва. После разгрома Пелымского и Кондинского княжеств были заложены Пелым и Березов (1593 г.), Тара и Сургут (1594 г.), Обдорск (1595 г.) и Верхо-турск (1598 г.). Это создало плацдарм для дальнейшего продвижения казачьих отрядов на восток.

http://sedmitza.ru/text/412961.html

Религ. убеждения и патриотические чувства объединили французов в Католическую лигу (1576). Главным ее организатором стал Генрих Гиз. Лига выдвигала цель - объединение католиков для разрешения религ. и политических вопросов и восстановление единой католич. веры. На собрании Генеральных штатов в Блуа (1576-1577) во главе лиги встал кор. Генрих III. 1 янв. 1577 г. король объявил, что не признает никакой веры, кроме католич., что отменяло действие мирного эдикта, подписанного в Больё. 6-я религ. война длилась неск. месяцев (янв.-сент. 1577) и сопровождалась жестокими стычками и разбоем. Бержеракский мир 17 сент. и последовавший за ним эдикт в Пуатье восстановили в неск. суженном виде условия договора в Больё - Г. сохраняли за собой 8 крепостей в качестве залога исполнения мирного договора, устанавливались смешанные суды для решения дел, когда истец и ответчик принадлежали к разным конфессиям, распускались все политические организации (лиги и унии), несмотря на то, какую веру исповедовали их члены. По истечении 3-летнего срока действия мирного договора началась 7-я война (апр.-нояб. 1580). В 1584 г., после неожиданной смерти герц. Франциска Анжуйского, брата кор. Генриха III, наследником короны стал 1-й принц крови Генрих Бурбон, король Наварры. Католическая лига (союз католич. городов во главе с Парижем) и кор. Испании Филипп II отказались признать эту кандидатуру, поддержав в янв. 1585 г. претензии на франц. престол кард. Карла Бурбона. В 1585 г. Католическая лига, возглавляемая Гизами, выделилась в особое правительство, под нажимом представителей лиги король вынужден был отменить все эдикты, выпущенные в пользу протестантов, и запретить отправление протестант. богослужения в королевстве (Немурский эдикт, июль 1585). Сразу же началась 8-я из религ. войн (1585-1589), т. н. война 3 Генрихов (Генриха III, Генриха Гиза и Генриха Наваррского). В битве при Кутра (20 окт. 1587) гугенотские войска Генриха Бурбона разбили католиков, но 24 нояб. Генриху Гизу удалось разгромить войска наемных нем.

http://pravenc.ru/text/168241.html

Улож. о наказ., или подачею подлежащему епархиальному, начальству искового прошения о разводе с супругом им обвиняемым в прелюбодеянии, на основании законоположений церковных ( „У cm . Конс.” 230, 238– 244, 248–260). Кто на основании этом начнет дело в светском суде, тот теряет право объявить иск в духовном суде, и наоборот, кто обратится к духовному начальству с исковою просьбою о разводе брака, тот не может просить светский уголовный суд о назначении виновному наказания по cm . 2156 (1585) „Уложения о наказаниях”. А) Обращаясь к тем мнениям, которые высказываются как основания для передачи дел о расторжении брака по причине прелюбодеяния, I. прежде всего должно остановится на мнении о ненаказанности прелюбодеяния в том случае, если оскорбленный супруг обращается в духовный суд и просит развода, как основании, по которому обязательно производство дел о разводе по причине прелюбодеяния в светском уголовном суде. („Спб. вед.” 1870 9). Против сего мнения должно заметить, что, и при оставлении в силе существующего порядка, прелюбодеяние не остается не наказанным в случае расторжения брака. Виновное лицо подвергается трем наказаниям: 1) расторгается брак его с лицом оскорбленным, 2) подвергается церковной епитимии, состоящей в отлучении от Св. Причастия на несколько лет, 3) осуждается на всегдашнее безбрачие. Последнее из сих наказаний, состоящее в лишении одного из важнейших семейственных прав, есть наказание без всякого сомнения более тяжкое, чем наказание, полагаемое в ст. 1585 „Уложения” 7 . Таким образом требование, чтобы за прелюбодеяние было непременно полагаемо наказание по 1585 ст. имеет в виду к трем наказаниям полагаемым по духовному суду присоединить еще четвертое, и притом менее тяжкое, чем каждое из сих трех. Жестоко было бы предоставить оскорбленному супругу право требовать того и другого, и развода и наказания по 1585 статье и несообразно, ни а) с существенным положением церковного права, предписывающего: не отмстиши дважды за едино (Апост. пр. 25), ни б) с существенным принципом светского права, не допускающего в делах об обидах требовать двух возмездий, и личного наказания виновного, и вместе с тем денежного вознаграждения („Устав о наказ.” 138, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В то же время никогда не существовало единой арабо-христ. культуры. На Ближ. Востоке развивались 5 в значительной мере самодостаточных культур упомянутых этноконфессиональных групп, причем у каждой из них лит-ра была дву- или трехъязычной: у коптов - на копт. и араб. языках, у яковитов, несториан, маронитов, мелькитов - на сир. и араб., у мелькитских писателей, кроме того, широко было распространено знание греч. Существовали тесные контакты между культурами конфессионально близких народов: коптов, эфиопов, сиро-яковитов, армян; др. ареал составляли мелькиты и Византия. Различные арабоязычные христ. культуры взаимовлияли друг на друга, особенно в светских областях знания - историографии, филологии, медицине. Ближневост. христиане были тесно связаны и с арабо-мусульм. культурой. В кон. VIII-X в. десятки христ. авторов предприняли грандиозный труд по переводу на араб. язык античного научно-философского наследия, послужившего базой для расцвета средневек. арабо-мусульм. науки. Впрочем, мусульм. ученые довольно быстро обогнали христиан по своему научному уровню, и поздние арабо-христ. книжники опирались уже на достижения мусульм. авторов. Этническое самосознание А.-х. в ср. века было выражено слабо. Чувство этнического единства у них в значительной степени заглушалось осознанием принадлежности к своему исповеданию, к христ. миру. Слово «христиане» и было их самоназванием; в тех случаях, когда требовалось отличить себя от др. христ. этно-конфессиональных групп, употреблялись термины «мелькиты», «сирийцы», «копты», «марониты»; практически все они также именовали себя «православными», противопоставляя свою общину остальным, считавшимся еретическими. Никто из А.-х. не называл себя арабом; этим словом христ. авторы называли мусульман или кочевников-бедуинов. В течение ср. веков арабо-христ. общины знали периоды расцвета (особенно в первые века мусульм. владычества), когда христиане имели достаточно благоприятный социальный статус, бурно развивалась их культура, разворачивалась миссионерская деятельность вдоль торговых путей в Центр. Азии и на побережье Индийского океана. Однако впосл., по мере упадка Аббасидского халифата, межконфессиональные отношения в мусульм. мире обострились и участились гонения на христиан. Крестовые походы , последствия монг. нашествия XIII в., в ходе к-рого часть христиан сначала была приближена к себе завоевателями, а затем, после исламизации монг. знати, подверглась невиданным прежде гонениям (напр., в Ираке при Хулагуидах ), в XIV в.- войны Тимура привели к исчезновению мн. ближневост. христ. общин. Уцелевшие пребывали в состоянии глубокого политического и культурного упадка. Османские источники XVI в. фиксируют численность А.-х. в Египте и Сирии на уровне 6-8% от всего населения.

http://pravenc.ru/text/75806.html

κκλεσιαστικη στορα. Σ. 274; о Феодосии II – Βενδτς. Σ. 196; Μακραος. Σ. 297; Γεδεν. Σ. 662. 483 Μακραος. Σ. 287–289. Впрочем, более подробные сведения относительно Указанных событий были сообщены нами ранее. См. с. 148–149. 486 См. недавно впервые напечатанные главы из «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея: " Ανλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. СПб., 1891. Т. Ι. Σ. 278–279. 487 Μελετου. Ιστορα. Т. III. Σ. 449; Δωροθος. « Ιστορα περ τν ν Ιεροσολμοις πατριαρχ. Σ. 1171; Мата » Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 648; Γεδεν. Σ. 572–573. 490 Δωροθος. Σ. 1178. Мата (Икономос) говорит (Христ. Чтение. Т. I. С. 775), что Парфений IV отличался добротой и благочестием, но на чем основывается подобный отзыв, мы не знаем. 491 Βενδτς. Σ. 6; Мата (по Вендотису)//Христ. Чтение. Т. I. С. 778; Гедеон судит о Косьме мягче: Σ. 621–622. 492 Βενδτς. Σ. 7–8; Мата " Христ. Чтение. Т. I. С. 791, 793–795 (греч. подлинник того же соч. – A­ θναι, 1884. Σ. 147–151); Γεδεν. Σ. 629, 631. 493 Βενδτς. Σ. 85; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 792 по Вендотису, но с пропуском всего, что не в похвалу Серафима (греч. подлинник – Σ. 149); Γεδεν Σ. 632 (довольно мягко). 494 Βενδτς. Σ. 86; Mama//Христ. Чтение. Т. I. С. 793 (греч. подлинник – Σ. 149), заимствуя сведения о Неофите из Вендотиса, неизвестно на чем основывает свое замечание, что будто этот патриарх «многим нравился». 495 Βενδτς. Σ. 87; Мата " Христ. Чтение. Т. I. С. 795 (греч. подлинник – Σ. 151–152); Γεδεν. Σ. 642. 496 Γεδεν. Σ. 650, 655; Макрей (Sathas. Bibliotheca Graeca. Σ. 232, 243) того и другого из них считает корыстолюбцами и вообще не похваляет. 499 Γεδεν. Σ. 637; Κομνηνο Yψηλντον. Τ μετ τν λωσιν. Κωνσταντινοπολις, 1870. Σ. 350. 500 Βενδτς. Σ. 195; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 799–800 (греч. подлинник – Σ. 154–155). 501 Κομνηνο Yψηλντου. Τ μετ. τν λωσιν. Σ. 308; Мата " Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 798 на основании неправильного показания греческого историка Кумы полагает, что событие это было позднее, при патриархе Каллинике IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

7). Христ. религия, напротив, не только может представить «разумное основание веры» (Ibid. 8), но основывается на откровении Самого Бога, «Который как музыкальные инструменты заставил звучать уста пророков» (Ibid. 7). Важно отметить, что у А. в отличие от большинства др. апологетов отсутствует идея о заимствовании представления о Едином Боге языческими философами у иудейских пророков. Утверждая преимущества христ. веры, А. приводит доказательства единства Бога и кратко излагает христ. учение о Пресв. Троице. Трактат «О воскресении мертвых» - первое христ. произведение, целиком посвященное этой теме. Сочинение, обращенное к образованной публике, не только христ., но и языческой, отличается хорошим лит. стилем. Задача трактата - доказать истинность и непротиворечивость христ. взгляда на телесное воскресение. Произведение состоит из 25 глав и делится на 2 части : «отрицательную» (1-10), в к-рой опровергаются основные возражения против учения о воскресении, и «положительную» (11-25), содержащую доводы в пользу этого учения. А. обосновывает истинность воскресения утверждением о всевластии Бога и обстоятельным разбором антропологии (вплоть до физиологии). Антропологическое учение основывается на убеждении, что человек является образом Божиим, он создан для блаженного состояния (обожения), как целостное разумное существо, с душой и телом. А. одним из первых последовательно применил формально-логический метод для доказательства единства Божия и др. положений христ. вероучения. Он первым из христ. авторов выдвинул т. н. топологическое доказательство единства Божия, основанное на том, что само бытие Бога, по определению беспредельного и всеобъемлющего, логически исключает существование др. богов. Также впервые в христ. традиции А. использовал аналогию бытия Божия и человеческого. Учение А. отличается твердой для своего времени правосл. триадологией, хотя и использующей терминологию совр. ему философских течений. Согласно А., последователи веры Христовой почитают «единого Бога безначального, вечного, невидимого и бесстрастного, необъятного и неизмеримого, постигаемого одним умом и разумом».

http://pravenc.ru/text/77078.html

Согласно желанию нашей благотворительницы останки преподобного Андрея Кима перенесены и погребены в склепе упомянутой часовни. Равным образом мы только что приступили к открытию останков мучеников 1839 г. и по крайней мере останков преподобных: Imbert, Mauban и Chaston, которые покоятся до настоящего времени там, где их погребли христиане в 1843 году. Что касается мучеников 1866 года, то собранные сведения о них уже отправлены в Рим. Пусть же заступничество мучеников отвратит от нас те опасности, которые нам угрожают, и пусть оно дарует нам благодатью Божиею силы и милости, в которых мы нуждаемся. Нижеприлагаемая таблица показывает, как были размещены в Корее в 1900 г. (по май 1901 г.) католики-христиане и силы миссионеров: Хоан-хэ-до – 4 стана. – 4,185 христ Пхён-ань-до – 2 стана. – 1,439 христ. Хам-гён-до – 2 стана. – 1,546 христ. Кан-уонь-до – 4 стана. – 4,601 хрсит. Кён-сян-до – 5 станов. – 5,021 христ. О. Квельпарт – – ст. – 19 христ. Чёлла-до – 6 станов. – 8,092 христ. Чхюн-чхён-до – 4 стана. – 7,549 христ. Кён-гый-до – 6 станов. – 9,989 христ. Из вышеприведенного отчета и ответов на вопросные пункты, предложенные нами еп. Mutel, мы можем сделать следующие выводы: 1. Какого-либо определенного срока для оглашенных в католической миссии не установлено. «Что касается тех, пишет Mutel, которые кажутся подготовленными и расположенными к христианству, то может ли их миссионер не крестить?» (см. выше). Определить же многообразную степень подготовленности и расположенности (что может достигаться в разное время у различных лиц) отдается на суд самого миссионера. 2. Крещение массовое епископ безусловно не рекомендует, видя в основе таких явлений энтузиазм толпы, что бывает по существу почвой малоценной, непрочной, ибо впоследствии влечет за собой «кораблекрушение» энтузиастов. И это тем более, что новообращенных со всех сторон окружают соблазны языческого мира; для того же, чтобы противостоять им, нужно иметь христианское мужество, своего рода геройство: а оно не есть дары толп (см. выше).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Βενδτς. Σ. 87; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 795 (греч. подлинник - Σ. 151-152); Γεδεν. Σ. 642. 496 Γεδεν. Σ. 650, 655; Макрей (Sathas. Bibliotheca Graeca. Σ. 232, 243) того и другого из них считает корыстолюбцами и вообще не похваляет. 497 Βενδτς. Σ. 5; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 785 (греч. подлинник - Σ. 142). 498 Βενδτς. Σ. 7; Мата//Христ. Чтение. Т. I. С. 791. 499 Γεδεν. Σ. 637; Κομνηνο Υψηλντον. Τ μετ τν λωσιν. Κωνσταντινοπολις, 1870. Σ. 350. 500 Βενδτς. Σ. 195; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 799-800 (греч. подлинник - Σ. 154-155). 501 Κομνηνο Υψηλντου. Τ μετ. τν λωσιν. Σ. 308; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 798 на основании неправильного показания греческого историка Кумы полагает, что событие это было позднее, при патриархе Каллинике IV. (Впрочем, во втором издании «Исторического каталога» Маты (1884) ошибка эта исправлена, но исправление заключается лишь в том, что рассказ о событии выпущен при описании правления Каллиника.) 502 Μελετου. Т. III. Σ. 430; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 634 (рус. пер. не точен; см. греч. подлинник - Σ. 295). 503 Γεδεν. Σ. 32-34. Ср.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι. С. 235-236. Все же греческие епископы начинают носить митры не только в своих епархиях, но даже и в сослужении патриарху в самом конце XVIII в. См.: Μακραοζ. (Bibliotheca Graeca. Vol. III). Σ. 309. 504 Μελετου. Τ. III. Σ. 429-430; Мата («Христ. Чтение». 1862. Т. I. С. 633) почему-то приписывает вышеуказанное деяние не Рафаилу, а Тимофею I. 505 Γεδεν. Σ. 653; Μακραος (Bibliotheca Graeca. Vol. III). Σ. 228. 506 Попадопуло-Керамевс А. И. Феофан, патриарх Константинопольский//ЖМНП. 1894, май. С. 9. 507 Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком. Ч. II. С. 195-196. 508 Μελετου. Τ. III. Σ. 465. 509 Γεδεν. Σ. 552-553. 510 Δοσιθου. Σ. 1170; Μελετου. Τ. III. Σ. 448; Мата//Христ. Чтение. 1862. Т. I. С. 640-641 (греч. подлинник - Σ. 126-127). 511 Муравьев А. Н. Указ. соч. Ч. II. С. 276. 512 Δοσιθου. Σ. 1178; Μελετου. Τ. III. Σ. 483. 513

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Христ. учение о Д. исходит из этико-богословского понимания бытия человека и раскрывает принципиально иной, нежели в философии, уровень в реализации нравственного смысла человеческого существования. С т. зр. христ. идеала нравственные Д. составляют исключительную привилегию человека, созданного по образу и подобию Божию. Истинный человек не тот, кто предпринимает усилия, чтобы стать нравственно совершенным согласно собственным представлениям, а тот, кто ищет Бога и следует Его указаниям в исполнении Его св. воли, облекаясь в богоподобное достоинство и восходя к святости. Достижение святости и вечной жизни возможно только стяжанием специфически христ. Д.- веры, надежды, любви - по примеру Христа. В подвиге добродетельной жизни христианин исполняет завет Господа: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин 12. 26). Преодолевая границы внутренней замкнутости, осознавая несамодостаточность земного бытия, ущербного, ограниченного и преходящего, освобождаясь от иллюзий обладания и наслаждения объектами материального мира, человек становится открытым к восприятию христ. Д. Через аскезу, веру, смирение, упование, кротость, любовь он преодолевает свое «ветхое» естество, выходит из царства природного бытия и входит в Царство божественной благодати. Христ. Д. открывают ценностно-значимые аспекты высшего и абсолютного Блага, так что «полнота богообщения и богопознания в то же время является и полнотой добродетелей» ( Гурий (Степанов). 1974. С. 68). Восхождение к обожению представляет уникальную способность человека преодолевать границы имманентности и побеждать стремление к эгоистическому самоутверждению. Т. о., принципиальным признаком христ. Д. в отличие от естественных является их соотнесенность со сверхъестественным бытием. Существенно важное свойство христ. Д.- их абсолютно бескорыстный характер, поскольку праведная жизнь, ориентированная на достижение Д., является ответом на явление высшего Блага, предполагающего самоотдачу, отказ от интересов своего «я», способность следовать за Христом. В преодолении стихии эгоцентризма, в подвигах нравственного самоотречения человека и его следования за Христом выявляется сотериологическая значимость христ. Д.

http://pravenc.ru/text/178658.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010