Естественно, что правая проправительственная и духовная печать до поры до времени деликатно обходила подробности, связанные с сохранностью мощей. Зато противная сторона этими подробностями сразу же заинтересовалась. Тема обретения мощей стала настойчиво подниматься в «вольных» изданиях; в подцензурной печати обсуждать ее с критических позиций было, конечно же, невозможно. Уже в марте 1903 года эсеровская «Революционная Россия» с нескрываемым злорадством описывала проблемы, связанные с мощами Серафима. Автор заметки писал о «соблазнительности для верующих историй, разыгравшихся с старца Саровского Серафима». Он иронически замечал, что «веяние ХХ века коснулось даже православной бюрократии в лице одного из иерархов. Тамбовский архиерей Дмитрий Ковальницкий, которому были поручены предварительные изыскания относительно нетления останков Серафима, такового нетления не нашел, обретя в могиле старца лишь кости да волосы» . Статью в «Революционной России» вообще стоит отметить особо: ее автор, обнаруживший и хорошую осведомленность, и понимание сути дела, первым ударил в самое, пожалуй, уязвимое место канонизации. Недаром «злокачественность» этой публикации особо отметил сам министр внутренних дел В.К. Плеве, курировавший организацию и проведение торжеств. В своем официальном сообщении обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву «О преступной и кощунственной агитации по поводу открытия мощей преподобного Серафима Саровского, благоговейно ожидаемого большинством населения империи» он писал: «Некоторые подробности, приводимые в этой статье и при всем злонамеренном извращении соприкасающихся с ними фактов, обнаруживают в авторе достаточное знакомство с предметами, о которых он пишет, и, вследствие этого, естественно, возникает предположение о его близости к кому-то из лиц духовного ведомства» . Как бы то ни было, с легкой руки неведомого автора «Революционной России» проблема, возникшая при открытии мощей, привлекла внимание антиправительственно и антицерковно настроенной интеллигенции.

http://bogoslov.ru/article/6192709

Николай Бульчук: Светлана Ивановна, это действительно очень яркая веха в истории Церкви новейшего периода: обретение мощей Преподобного Серафима Саровского. Я знаю, что Вы с особенным трепетом относитесь к этому святому. Тесные связи существуют также и между Вашим магазином и родиной Преподобного, с Дивеевским монастырем. А ведь обрести мощи преподобного Серафима мы смогли только тогда, когда начала возрождаться церковная жизнь. С. И. Горлевская: Я, конечно, была невероятно удивлена и искренно искала ответа на вопрос: как мы сможем сопровождать мощи Преподобного? Это, наверное, недоразумение! Идти рядом с мощами? Нет, вы, что-то не то говорите!.. Но потом решила: если это предложение исходит от владыки, то не мне по чину распоряжаться ситуацией. Я, конечно, рассказала об этом предложении отцу Владимиру Воробьеву, с тем же комментарием: в каком-то смысле это вроде и нелепо, а я вроде да и не нужно мне «в эту воду вступать». А батюшка так посмотрел на меня и говорит: «Да нет, надо пробовать, почему бы и нет!? Я напишу письмо Святейшему Патриарху». Он и написал, а я это письмо отвезла. А дальше было полуторамесячное сидение у дверей кабинета владыки Арсения. Он письмо получил, а мне говорит: «Ты приходи, я с тобой поговорю». Я приходила, в руках у меня была только калорийная булочка, больше ничего. И вот, очередь начиналась с владык, потом батюшки шли к нему на прием, потом уже -шесть часов вечера, «приходи через два дня». Потом приехали какие-то чудные женщины из Печерской лавры. Что-то должны были переводить на украинский язык, так они приехали, чтобы доложить Патриархии о невозможности этого. И сидели точно так же, как и я: мы с ними дружно на скамеечке ожидали, чтобы нас принял владыка Арсений. Но ни их, ни меня он не принимал (по великой, конечно, своей занятости, ведь люди шли бесконечным потоком). Мы же времени не теряли - сидели и бесконечно читали акафист преподобному Серафиму. Но через полтора месяца, наконец, наступил такой день, когда подошел ко мне сам владыка и говорит: «Ну, всё подписано, идем к Лидии Константиновне, сейчас получишь бумагу с разрешением ехать в обозе!» И дальше уж не знаю, что я и чувствовала: этого не помню, но просто понимала, что что-то сделано, что-то получила, что-то происходит как бы не во мне, а вовне!

http://radonezh.ru/analytics/pod-pokrovo...

Статья 29 января 1903 года Святейший Синод обнародовал определение о прославлении преподобного Серафима. Торжества по этому случаю решено было провести в его день рождения, 29 июля того же года, в Сарове, городе, неразрывно связанном с памятью о старце. Канонизация и саровские торжества стали ярким и очень значимым событием в жизни предреволюционной России. Помимо всего прочего, эти события – точнее, реакция на них – в очередной раз продемонстрировали совершенно безнадежный разрыв в отношениях между властью и проправительственными кругами, с одной стороны, и оппозиционно настроенной общественностью, как либеральной, так и радикальной, с другой. Бескомпромиссное противостояние этих сил очень ясно проявилось в грандиозной полемике, охватившей русскую периодику в преддверии и по ходу торжеств. В данной статье в центре внимания – зачин полемики, завязавшейся в связи с обретением мощей старца; зачин этот, на наш взгляд, задал соответствующий тон грандиозной журнально-газетной кампании, не утихавшей на протяжении нескольких месяцев, с весны по осень 1903 года. Следует отметить, что вся эта полемика в целом и вышеупомянутый зачин в частности в исторической литературе изучены явно недостаточно. Даже в серьезных работах, посвященных вопросам, непосредственно связанным с канонизацией Серафима и саровскими торжествами, материалы публицистики упоминаются вскользь, как своего рода иллюстративный материал . Определенное исключение составляет статья Г.Л. Фриза, но и в ней интересующая нас проблема освещена достаточно бегло . Вопрос о мощах новоявленного святого с самого начала оказался в центре внимания тех, кого так или иначе волновал сам факт его канонизации. Причиной тому являлась плохая сохранность останков Серафима. Еще Достоевский в «Братьях Карамазовых» провидчески показал, источником каких серьезных переживаний и сомнений может стать подобная ситуация даже для людей верующих глубоко и искренне; для тех же, кто был настроен в принципе антиправительственно и антицерковно, здесь открывалась возможность дискредитировать всю эту «затею» у самых ее истоков.

http://bogoslov.ru/article/6192709

Орнамент писала художница Елена Кондратенко - прихожанка, а потом и сестра нашей Обители Веры и Милосердия. С тех пор икона прп.Серафима Саровского находится в нашем храме с левой стороны от входа, в киоте. Вот так святой старец вернулся в свой храм. - Батюшка, а частичка святых мощей старца Серафима как в храме появилась? Я видела фотографию, на которой вы бережно держите в руках серебряный ковчежец с мощами Преподобного. - История их обретения поистине удивительная. Есть в нашем городе св.Петра известный благотворитель Константин Вениаминович Голощапов, который обладает удивительнейшим даром - находить и получать святыни и частицы мощей праведников и угодников Божиих. У него есть мощи Свт.Николая Мирликийского, мощи святого равноапостольного царя Константина и матери его св.царицы Елены, есть даже частица Древа Животворящего Креста... А когда вся Россия в 1991 году торжественно праздновала 100-летний юбилей со дня прославления прп.Серафима Саровского, Константин Вениаминович был на этом празднестве и удостоился получить большую частицу святых мощей преподобного старца. Один из наших прихожан, который хорошо был знаком с К.В.Голощаповым, передал ему мою просьбу выделить частичку мощей прп.Серафима для нашего храма. Константин Вениаминович благодушно ответил: «Пусть отец Игорь приедет и отделит частичку». Конечно, я вскоре приехал и получил частичку мощей преподобного старца. Затем наш приход заказал для этой святыньки красивый серебряный ковчег у православного художника-ювелира. Ковчежец получился чудесный - с изображениями сцен из жития прп.Серафима Саровского. Покоится он в храме на Престоле. Каждую неделю мы, духовенство храма, выносим его на воскресное всенощное бдение, в воскресенье - на акафист, а также в дни памяти прп.Серафима Саровского - 1 августа (обретение мощей прп.Серафима Саровского) и 15 января (преставление в 1833 году и второе обретение мощей в 1991 году) для поклонения верующим.

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/2/kak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В день памяти преподобного Серафима Саровского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа, в праздник обретения мощей преподобного Серафима (1903), Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил церковные торжества в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре. В этом году отмечается 120-летие прославления преподобного Серафима Саровского. 1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима (1903), Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . В этом году отмечается 120-летие прославления преподобного Серафима Саровского. 19 июля (1 августа по н овому с тилю) 1903 года в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. 20 июля (2 августа по новому стилю) Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. Святейшего Патриарха Кирилла у святых врат встречали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Г еоргий ; полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. К омаров; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; губернатор Нижегородской области Г.С. Н икитин; губернатор Сахалинской области В.И. Лима ренко; архиереи, прибывшие на торжества в Дивеево; настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители. Святейший Владыка возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на площади перед Преображенским собором монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом.

http://sedmitza.ru/patriarch/2023-08-01/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну 1 августа, в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в храме-памятнике святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом. 1 августа 2014 года, в праздник обретения мощей прп. Серафима Саровского и день столетия вступления России в Первую мировую войну, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме-памятнике святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы празднуем память святого преподобного Серафима Саровского, дивного угодника Божиего, образ которого, несмотря на его физическую немощь и даже уродство, является таким притягательным для всех последовавших за ним поколений не только в России, но во многих других странах мира. Обычно идеалом считается сильный, красивый, удачный, имеющий власть человек. Именно такого героя современная культура, а чаще всего псевдокультура, и предлагает в качестве эталона, идеала. Как много таких красавцев, которые умеют всякое возражение в свой адрес пресекать насилием, которые не останавливаются ни перед какими нравственными угрызениями совести, угождая своей плоти, которые, действительно, достигают в мире этом и богатства, и власти. Сколько таких! Но разве можно сказать о них: это мой идеал. Может быть, и есть какой-то ограниченный круг людей, которые благоговеют перед историческими личностями, не отличавшимися высотой духовной жизни. Но ведь таких людей абсолютное меньшинство, о котором даже и не стоит говорить, их число ниже всякой статистической погрешности. А вот этого внешне уродливого, согбенного слабого старца почитают миллионы. И не только преподобного Серафима, а всех тех, кто вошел в сонм мучеников, преподобных богоносных отцев и мужей, прославленных Церковью.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-08-01/...

Крестный ход с иконой преп. Серафима Саровского прошел в Хабаровске 28.07.2003. Крестный ход с иконой преподобного Серафима Саровского состоялся 27 июля в Хабаровске, передает ИТАР-ТАСС. Православные верующие прошли по улицам краевого центра от Христо-Рождественского кафедрального собора до церкви Успения Божией Матери, которая заново отстроена на месте разрушенного в 30-е годы храма на Соборной площади. Икона св. Серафима написана специально для Хабаровской епархии в мастерских Дивеевского монастыря, где пребывают мощи преп. Серафима Саровского, и доставлена накануне 100-летия его прославления в Хабаровск. В ближайшие дни икону увидят верующие в Комсомольске-на-Амуре и других городах края, сообщили в Хабаровской епархии. Уральские мастера изготовили новую раку для мощей преп. Серафима Саровского 28.07.2003. Как сообщили в Информационном агентстве Екатеринбургской епархии, новую раку для мощей преподобного Серафима Саровского, 100-летие канонизации которого 31 июля - 1 августа будет отмечаться в Сарове и Дивееве, изготовили уральские мастера. Предприятия Уральский ювелир и Екатеринбургский художественный фонд по проекту художника из Пскова Анатолия Елизарова вели работу над уникальным заказом в течение нескольких месяцев. Руководил проектом благотворительный фонд Обретения культурных ценностей . Наружная часть раки изготовлена из липы и украшена житийными клеймами из серебра. На внутренней стороны крышки смонтирована ростовая икона преподобного Серафима в позолоченном окладе, украшенном уральскими самоцветами. Среди них - изумруды, аметисты, топазы, бериллы, турмалины, аквамарины и другие. А внутри раки находится резной ковчег из кипариса и мощевик из липы, снаружи и внутри облицованный позолоченной серебряной басмой. 27 июля новая рака для мощей Всероссийского Чудотворца была отправлена из Екатеринбургского художественного фонда в Дивеево. С.Кириенко рассказал Президенту Путину о подготовке к торжествам, посвященным 100-летию канонизации преп. Серафима Саровского

http://sedmitza.ru/text/397314.html

555 . Поселянин Е. [Погожев Н.] Иеросхимонах Иоанн, первоначальник Саровский//С.-Петерб. епарх. ведомости. 1996. 16. 38–43. 556 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. СПб. 1903. изд.: Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. (С новыми сведениями о старце). СПб. 1908. 203. М. 1990; М. 1991. 557 . Преподобный Серафим Саровский //ЖМП 1991. 12. 34–37. 558 . Преподобный Серафим Саровский . М.; Мюнхен 1993. 234, ил. 559 . Преподобный Серафим Саровский и его советы: Сборник. М. 1993. 207. 560 . Преподобный Серафим Саровский : Радость моя: Доброе слово пастыря вступившим па путь духовного устроения. М. 1998. 157. 561 . Приклонский А., свящ. Прозорливость и предсказание о. Серафима, иеромонаха и затворника Саровской пустыни//Странник. 1864. Октябрь. 17. 562 . Радость моя: Сборник статей и исторических материалов, посвященных 90-летию прославления и 160-летию блаженной кончины преп. Серафима Саровского . М.; Саров 1993. 96. 563 . Руди Т. Р. Ранние жития Серафима Саровского : вопросы литературной истории//ТОДРЛ 1999. 51. 427–434. 564 . Сабашникова М. Святой Серафим. М. 1913. 94. 565 . Саровская пустынь и подвижники в ней обитавшие. М. 1904. 104. 566 . Саровская пустынь. Подробное описание пустыни с момента сс основания. М. 1908. 567 . Саровская пустынь. Устав общежительной Саровской пустыни. М. 1897. 568 . Свенцицкий В., прот. Преп. Серафим Саровский . Дивеево 1995. 128. 569 . Святый Серафим, великий подвижник и чудотворец Саровской обители. Одесса 1903. 128. 570 . Серафим, архим. Свети Серафим Саровский . София 1992. 351. 571 . Серафим Саровский : Альбом/Сост. Юрченков В. А., Полосухина А. И. Саранск 1998. 191, ил. 572 . Серафим Саровский : Второму обретению мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, посвящается. Репр. Арзамас-16 1991. 1: История Саровской пустыни за первые годы существования. 35. 2: Достопримечательности Саровской обители. 36. 3: Открытие и прославление мощей преподобного Серафима Саровского чудо-творца, в присутствии Их Императорских Величеств. 56. 4: Чудеса при открытии мощей святого преподобного Серафима. 46. 5: Письменные наставления отца Серафима. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиепископ Арсений о втором обретении мощей преп. Серафима Саровского (комментарий в свете веры) Рака с мощами преп. Серафима Саровского в Троицком соборе Дивеевского монастыря (современное состояние) Телепрограмма «Православная Энциклопедия» (Эфир на ТВЦ 9 августа 2003 года) Ведущий Н.И.Державин: — Доброе утро! С вами – «Православная Энциклопедия». Сегодня мы посвятили нашу программу 100-летию со дня прославления преподобного Серафима Саровского. Вы услышите удивительный рассказ архиепископа Истринского Арсения о втором обретении мощей преподобного Серафима и увидите сюжеты на эту же тему. Хочу поздравить вас и с завтрашним праздником, установленном в честь Смоленской иконы Божьей Матери – одного из самых почитаемых на Руси образов Богородицы. В этот день свой Престольный праздник отмечает Московский Новодевичий монастырь, ведь его полное название - Монастырь в честь иконы Божьей матери «Смоленская». Видеосюжет: «Празднование в Новодевичьем монастыре» 10 августа 1999 г. в Новодевичьем монастыре прошли юбилейные торжества – древняя обитель отмечала свое 475-летие. Накануне вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в монастыре всенощное бдение, а в самый день праздника было торжественно восстановлено почитание в лике местночтимых святых Московской епархии первой игумении Новодевичьего монастыря – преподобной Елены (Девочкиной). Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: — Почитание преподобной Елены утвердилось в Московской епархии во второй половине XVII века, о чем свидетельствуют рукописные святцы того времени. Существовало оно во все последующие времена, вплоть до закрытия Новодевичьего монастыря в 1922 году. Преподобная Елена родилась в середине XV века в семье суздальского дворянина. Еще в отрочестве поступила она в Суздальский Покровский монастырь. Эта древняя обитель была излюбленным местом молитвы великого князя Московского Василия III, который основал в Москве Новодевичий монастырь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрии» и перевел в него 20 монахинь из Суздаля во главе с Еленой (Девочкиной). 22 года матушка Елена была игуменией обители. За эти годы она не только обустроила храмы и хозяйство монастыря, но и заложила традиции монашеской жизни, которые неукоснительно соблюдались 400 лет.

http://sedmitza.ru/text/397413.html

Мы сразу поехали в епархиальное управление, откуда позвонили Патриарху, сообщили о том, что это, несомненно, мощи преподобного Серафима, и поздравили Святейшего с великой радостью. Теперь предстояло решить вопрос о торжественном перенесении мощей преподобного Серафима. Необходимо было объявить об их обретении и уточнить дату официальной передачи. С 25 декабря (дня освидетельствования святых мощей) до 10 января были оформлены все документы, получено разрешение Министерства культуры, в ведении которого находится музей истории религии, была сделана рака и сшито новое облачение для мощей преподобного Серафима. Это определило дату официальной передачи святых мощей – 11 января 1991 года. Накануне этого дня владыка Евгений, я и клирики Свято-Троицкого собора совершили облачение и положение в раку честных мощей. Сначала новые облачения и рака были освящены, и, помолившись, мы приступили к убранию мощей Преподобного. Мой иподиакон читал акафист, а мы отирали косточки святой водой, а затем освященным елеем от Гроба Господня. Причем, когда омывали главу преподобного Серафима, снова привлекло внимание белое пятно, заметно выделявшееся на общем фоне, – след благоговейного поклонения святым мощам. На следующее утро во град святого Петра прибыл Патриарх. Днем, к четырем часам, владыка Евгений и я приехали в Казанский собор, где шла подготовка к передаче святых мощей. По прибытии в собор Святейшего Патриарха Алексия II и всех архиереев, принимавших участие в торжестве, под тихое пение величания Преподобному его святые мощи были перенесены в центральную часть собора. Сразу начался молебен преподобному Серафиму, после которого Святейший Патриарх и директор музея подписали акт передачи мощей Русской Православной Церкви. С. А. Кучинский преподнес Святейшему Патриарху образ преподобного Серафима Саровского . Уже позднее, рассмотрев икону, мы увидели, что она весьма необычна. Образ написан как бы в виде плащаницы: преподобный Серафим изображен с закрытыми очами и сложенными на груди руками. В доске, на которой написан образ, были углубления, прикрытые слюдяными стеклышками. Потерев их, мы увидели, что в верхней части иконы, над нимбом, находятся волосы Преподобного; в середине, в груди – частица мощей, в нижней части, под ногами – частица то ли обуви, то ли гроба (я не рассмотрел точно); в левой части иконы, где изображена мантия, – кусочек одежды преподобного Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010