А мы, которые следуем евангельским словам, не говорим ни того, что Бог Слово сделалось плотью по естеству, ни того, что Оно превратилось в плоть, потому что Божество непревращаемо и неизменяемо. Поэтому и пророк Давид говорит: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют (Пс.101:28). Эти слова великий Павел, проповедник истины, отнес к Сыну в Послании к Евреям (1:12). И в другом месте Бог говорит через пророка: Аз есмь, и не изменюся (Мал.3:6). Итак, если Божество непревращаемо и неизменяемо, то не способно к превращению и к изменению. Если же невозможно превратить непревратимое, то и Бог Слово не сделалось плотью так, будто превратилось, но приняло плоть и вселилось в нас, по евангельскому слову (Ин.1:14). И богодухновенный Павел ясно говорит об этом в Послании к Филиппийцам так: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:5-7). Итак, ясно из сказанного, что образ Бога не превратился в образ раба, но, оставаясь тем, чем был, принял образ раба. Итак, Бог Слово не сделался плотью, но принял плоть живую и разумную; не родился от Девы естеством, зачавшись и образовавшись и с того времени получив начало существования, Тот, Который прежде веков есть Бог, и у Бога, и с Отцом вместе пребывающий и с Отцом познаваемый и поклоняемый; но образовавший Себе храм в девической утробе был вместе с образованным и рожденным. Поэтому и Святую Деву называем Богородицею не потому, что она родила Бога по естеству, но человека, соединенного с Богом, который образовал его. Если же образовавшийся в утробе Девы не человек, но Бог Слово, которое было прежде веков, то Бог Слово будет творением Духа: Рождшееся бо в ней от Духа есть Свята, говорит Гавриил (Мф.1:20). Если же единородное Слово Бога не сотворено, а соединосущно и совечно Отцу, то не есть образование или творение Духа; если же Дух Святой образовал во чреве Девы не Бога Слово, то остается думать, что и образовался, и принял вид, и зачался, и родился естеством зрак раба. Но как зрак (раба) был не без Бога, а был храмом жившего в нем Бога Слова, по слову Павла, ибо в нем, говорит, благоизволи всему исполнению Божества вселитися телесно (Кол.1:19; 2:9), то называем Деву не человекородицею, а Богородицею, прилагая первое название к образованию и зачатию, а другое к соединению. Поэтому и родившийся младенец называется Еммануилом и Богом, не отделенным от человеческого естества, и человеком, не чуждым Божества, потому что Еммануил толкуется: с нами Бог - по евангельскому слову (Мф.1:23). А выражение с нами Бог и означает зачатого от нас ради нас и проповедует воспринявшего (его) Бога Слово. Итак, младенец называется Еммануилом по той причине, что воспринят Богом, и Дева - Богородицею по причине соединения образа Божия с зачатым образом раба; потому что не Бог Слово превратился в плоть, но образ Бога принял образ раба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/645/...

1826 год Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек. ( Фuл. II. 5–7 ). Если, по слову Соломонову, «время всякой вещи под небесем» ( Ekkл. III. 1 ): то не ныне ли время любомудрствовать со Апостолом о дивном самоумалении великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда видим Его умалившаго Себя даже до младенческой меры возраста, уничижившаго Себя даже до яслей 376 ? Люди, пристрастные к великости земной, не редко соблазнялись умалением Иисуса Христа 377 . Но когда уже опытом столь многих веков дознано и то, что «Бог Его превознесе», что «пред именем Его» действительно «преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних» ( Фuлun. II. 9–10 ); ибо, со дней воскресения и вознесения Его, тысячи свидетелей видели, как небесныя силы раболепно исполняли Его повеления, как напротив адския силы Его именем низвергаемы были 378 в бездну; земнородных же миллионы в поклонении Его имени находят свое блаженство: после сего, и пред людьми для того и собравшимися, чтобы преклониться пред именем Иисуса, мы можем освободить себя от труда защищать и оправдывать Его умаление; и ничто не препятствует 379 нам взирать на Его умаление с таким же благоговением, как и на Его величие. О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! Умаление сие тем поразительнее должно быть для нас, что является в некотором противоположном соответствии с первоначальным возвеличением самаго человека. Ибо слово Божие не без намерения употребляет для изображения сих противоположностей одно и тоже выражение: «образ и подобие». «Сотворим человека, – рек Бог Творец, – по образу нашему и по подобию» ( Быт.1:26 ). И Апостол о воплощении Сына Божия говорит: «зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек». Иному владыке не много нужно умалять себя, чтобы показаться в виде раба. Но когда Господь великий и вышний, который и рабам своим дарует образ владычний, сам является в «образе и подобии» раба, то есть, в состоянии полнаго рабства, и глубокаго, какое рабству свойственно, уничижения: тогда на столь чрезвычайное умаление великаго не можно смотреть без особеннаго чувства удивления, простирающагося или до умиления, или до ужаса 380 . И сим-то образом умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава 7. Жизнь Ранней Церкви Христиане в окружавшем их мире. Что значило быть христианином в первые века истории Церкви? Чем отличались они от нехристиан? Как они жили? И чем отличались от христиан позднейших времен? За исключением самых первых дней существования Церкви Христовой в Иерусалиме, ее члены не жили отдельным обществом. Они служили или работали, как все остальные люди. Они не добивались установления нового политического или социального строя. Те, кто были рабами, – оставались рабами, а те, кто владели рабами, продолжали ими владеть. Христиане старались быть хорошими гражданами и выполняли свои гражданские обязанности. Воины продолжали служить в римской армии. Богатые оставались богатыми, а бедные – бедными. Но при этом христианство совсем по-новому понимало смысл жизни, ее цель и в связи с этим устанавливало новый характер отношений людей друг с другом. Христианин – владелец раба видел в последнем своего брата и близкого себе человека. Богатый христианин, видя страдания бедного, сострадал ему и приходил на помощь. Члены Церкви видели друг в друге братьев и сестер во Христе, а в остальных людях – тех, кто носит «образ и подобие Божие», а потому, вне зависимости от своего происхождения, социального положения, образования, ума и способностей, достоин любви и уважения. Таким образом, христианство не было новым социально-политическим учением. Это была новая жизнь, наполненная новым смыслом и содержавшая новый характер отношений между людьми. Апостол Павел не требовал от христиан-рабовладельцев, чтобы они отпускали на волю всех своих рабов, но когда, будучи сам заключенным в тюрьму, встретил там беглого раба Онисима , то написал письмо его хозяину Филимону : «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих. Он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне: я возвращаю его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование, но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынуждено, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе и по плоти и в Господе. Итак, если имеешь общение со мною, то прими его, как меня. Если же он чем обидел тебя или должен, считай это на мне». ( Флм.10–18 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Стихологии не бывает, кроме недели. На Господи, воззвах: стихиры праздника на 6: Стихословия не бывает, кроме воскресенья. На Господи, воззвах: стихиры праздника на 6: Глас 2, самогласны: На “Господи воззвах” стихиры самогласные, глас 2 Германово: Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе:/средостение градежа разрушися,/пламенное оружие плещи дает,/и Херувим отступает от древа жизни,/и аз райския пищи причащаюся,/от негоже произгнан бых преслушания ради;/неизменный бо образ Отечь,/образ присносущия Его,/зрак раба приемлет,/от Неискусобрачныя Матере прошед,/не преложение претерпев,/еже бо бе пребысть, Бог Сый истинен,/и еже не бе прият, Человек быв человеколюбия ради./Тому возопиим:/рождейся от Девы Боже, помилуй нас. (2) Патриарха Германа: Придите, возрадуемся о Господе,/изъясняя нынешнее Таинство:/разделявшая нас с Богом стена разрушена,/пламенный меч обращается вспять/и Херувимы отступают от древа жизни/и я приобщаюсь к блаженствам рая,/из которого был изгнан за ослушание./Ибо неизменный Образ Отца/и Начертание вечности Его/облик раба принимает,/от не испытавшей брака Матери произойдя/не потерпев при этом изменения./Ибо Он остался, чем был – Богом истинным,/и принял на Себя то, чем не был,/человеком сделавшись по человеколюбию./Воскликнем Ему:/“Боже, рожденный от Девы, помилуй нас!” (2) Анатолиево: Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы,/просветишася всяческая:/пастырем бо свиряющим и волхвом покланяющимся,/Ангелом воспевающим, Ирод мятяшеся,/яко Бог во плоти явися,/Спас душ наших. (2) Анатолия: С рождением Господа Иисуса от святой Девы,/просветился весь мир:/пастухи играли на свирелях и волхвы поклонялись,/Ангелы воспевали – но Ирод тревожился,/что Бог во плоти явился,/Спаситель душ наших. (2) Царство Твое, Христе Боже,/Царство всех веков,/и Владычество Твое во всяком роде и роде,/воплотивыйся от Духа Святаго/и от Приснодевы Марии вочеловечивыйся,/свет нам возсия, Христе Боже,/Твое пришествие;/Свет от Света, Отчее сияние,/всю тварь просветил еси,/всякое дыхание хвалит Тя./Образ славы Отчия,/Сый, и прежде Сый,/и возсиявый от Девы, Боже, помилуй нас.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobor-pre...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 17. О единстве бытия Христа Теперь мы должны рассмотреть то, что принадлежит единству Христа в целом. Для выяснения в деталях того, что именно принадлежит единству и множеству, нами отведено другое место. Так, мы уже пришли к заключению (9), что в Христе наличествовало больше чем одно знание, а несколько ниже (35, 2) выясним, что у Христа было больше чем одно рождение. Таким образом, нам надлежит исследовать Христово единство, во- первых, по бытию; во-вторых, по воле; в-третьих, по деятельности. Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) един ли Христос или двояк; 2) наличествует ли в Христе только одно бытие . Раздел 1 Един ли Христос или двояк? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос не един, а двояк. Так, Августин говорит: «Поскольку образ Божий принял образ раба, постольку Он есть как Бог – по причине воспринимающего Божества, так и Человек – по причине воспринятого человечества» 251 . Но «как..., так и...» можно говорить только тогда, когда налицо два. Следовательно, Христос двояк. Возражение 2. Далее, где есть иное и иное, там налицо два. Но Христос есть иное и иное, поскольку, по словам Августина, «находясь в образе Бога, Он принял образ раба..., будучи то и другое – одно, но иное – как Слово, и иное – как Человек» 252 . Следовательно, Христос двояк. Возражение 3. Далее, Христос есть не только Человек, поскольку если бы Он был только Человеком, Он не был бы Богом. Таким образом, Он есть нечто еще помимо Человека, и потому в Христе есть одно и другое. Следовательно, Христос двояк. Возражение 4. Далее, Христос есть в чем-то тем же, что и Отец, и в чем-то не тем же, что и Отец. Поэтому Христос есть одно и другое. Следовательно, Христос двояк. Возражение 5. Далее, как в тайне Троицы есть три Лица в одной Природе, так и в тайне Воплощения есть две природы в одном Человеке. Но по причине единства Природы, несмотря на различие Лиц, Отец и Сын едины, согласно сказанному [в Писании]: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ). Следовательно, по причине двоякости природы, несмотря на единство Лица, Христос двояк.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Беседа на Богоявление Господне. Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и братство! Удостойте благосклонного вашего внимания мою беседу, и, отверзши слух свой, как бы некие двери, приимите слово мое и внемлите моей спасительной проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа, низшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество Богоявления или откровения Спасителя нашего прешло уже; но благодать его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца (в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак, прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со Христом: ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем жизни. Изыдем, – и мысленными стопами достигнем Иордана, чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении, крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам благодать Крещения. Изыдем, – и узрим образ нашего возрождения, который напечатлелся в сих водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какая кротость и смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь приходит ко Иоанну – Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, и не предпосылая пред Собою вестников, т. е. бестелесных Сил; но, подобно простому и обыкновенному воину, Он приходит к собственному Своему воину, приступает к нему как бы кто-нибудь из среды простого народа; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия; к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который ради заблуждшей овцы низшел с неба, и между тем не оставил неба; с плевелами смешалась небесная пшеница, произросшая без человеческого семени. Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это действительно – Тот Самый, Которого он исповедал и почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней утробе. Опустив свою руку, и преклонив свою главу, как возлюбленный раб Господень, Иоанн сказал Ему: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? „Что делаешь Ты, Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего, наравне с рабами, от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды? Для чего меня, Твоего раба, Ты подавляешь столь великим снисхождением и смирением? Аз требую Тобою креститися: но Ты не имеешь нужды креститься от меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа на святое Богоявление Мужи христолюбивые, страннолюбивые и братолюбивые, окажите и сегодня гостеприимство моему слову и, отверзши слух ваш как врата, вместите в них мою речь, и приимите от меня спасительную проповедь о погружении Христа, которое было в реке Иордане, чтобы вам более возжелать столько к нам снисходящаго Владыку. Ибо, если и прошло торжество явления Спасителя, однако благодать Его навсегда пребывает. Итак, насладимся его ненасытными душами, ибо прекрасна ненасытимость в спасительных вещах, прекрасна. Приидите же все из Галилеи на Иордан и устремимся вместе со Христом. Блажен спутешествующий пути жизни. Приидите, мысленными стопами достигнем Иордана и увидим Крестителя Иоанна, крестящаго Того, Кто не требует крещения, да дарует нам благодать крещения. Приидите, узрим образ нашего возрождения, сеннописанный в тех водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан креститься от него (Матф. 3:3). О, сколь великое смиренномудрие Владыки! Какое снисхождение! Царь небес притек к Предтече своему, не двигая небесных воинств и не предпосылая предтечами безплотных сил; но просто приходя в образе воина, приходит к своему воину; приходит к нему, как один из многих. Искупитель сочисляет себя с пленниками, и судия поставляет себя вместе с виновными; присовокупляет себя к погибшим овцам пастырь добрый, который ради заблудшей овцы снисшел с небес и небес не оставил, и с плевелами смешано небесное семя, безсеменно произрасшее. Посему Иоанн Креститель, увидевши Его и узнавши [в Немъ] Того, Которого от чрева матери познал и поклонился, и ясно уразумев, что это — Тот, ради Которого он в утробе матери превыше возраста взыграл, нарушая пределы естества, он скрыл свою десницу под одеждою, и подклонив голову, как любящий владыку раб, такими словами провещал к Нему: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Матф. 3:14)? Что Ты делаешь, Владыко? Зачем изменяешь порядок вещей? Зачем с рабами требуешь от твоего раба того, что свойственно рабам? Зачем хочешь получить то, в чем не нуждаешься? Зачем отягчаешь Твоего раба столь многим снисхождением? Мне надобно креститься от Тебя .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3058...

В только что полученной нами книжке «Богословский Вестник» за июль–август мы не могли не заинтересоваться статьею профессора Московской Духовной Академии по св. Писанию Ветхого завета В. Н. Мышцына под заглавием: «Раб Иеговы (Исаии 40–66)». В этой статье автор старается доказать, что при изображении Раба Господня Мессии, Искупителя мира, пророк пользовался чертами из жизни пленного Израиля, «и пользовался ими настолько, что трудно сказать, где кончается у него история, и где начинается пророчество» (стр. 435). Против этого в известном смысле ничего нельзя возразить, и мы утверждаем приблизительно то же самое в своей книге: «Единство книги пророка Исаии» (см. напр. стр. 34, 276 и дал.). Но обращает на себя внимание стремление автора показать «генезис» (происхождение) пророчества о Рабе Господа. «Как явилось оно в сознании пророка: узрел ли он образ Раба Божия в далекой перспективе будущего, так сказать, в области неба, скрывавшего тайны грядущего, или осененный Духом Святым он усматривал бледное и слабое отражение этого образа на земле в страдальческой жизни своего народа» (426)? Мы в своей книге разъясняли, что происхождение пророчеств по взгляду самих священных писателей не может быть названо естественным, потому что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой» ( 2Петр.1:21 ); однако пророк в созерцании отдаленного будущего исходил нередко из событий своего времени, бывших прообразами будущего (см. 1–6 стр.). Подобной точки зрения на «генезис» пророчеств держится, по-видимому, и автор статьи «Раб Иеговы», судя по вышеприведенным словам его статьи. Но автор ставит в то же время странный вопрос: «в области ли неба», или «в страдальческой жизни пленного народа» кроется источник пророческих созерцаний писателя Исаии 40–66 гл.? Подобная дилемма неуместна при вышеизложенном и, по-видимому, самим автором разделяемом взгляде на происхождение пророчеств: пророчество явилось по вдохновению с неба, но слабое отражение грядущего пророк видел и на земле; следовательно, дилеммы «или с неба, или на земле» не может быть, она уместна лишь при рационалистическом воззрении на происхождение пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

На псалом 97. Давиду. Аллилуиа 1 . Не без причины псалом надписывается: Давиду, а потому, что в нем содержится пророчество о таинствах Христа, Которого должно разуметь под Давидом, по изъяснению пророка Иезекииля, или вернее Духа Святого, говорившего чрез последнего. И возставлю вам, говорит он, пастыря, раба моего Давида (Иезек. XXXIV, 23). Давид умер за много поколений раньше, и следовательно Давидом пророк называет Христа, не только как происшедшего от Давида, но и как царя; а рабом называет Его как принявшего образ раба. Вот почему и настоящий псалом надписывается не: Давида, а: Давиду. Воспойте Господеви песнь нову (ст. 1). Почему? Яко дивна сотвори. Итак основанием для новой песни служит то, что Бог сотворил дивные дела, или чудесные, как перевел Симмах. Чтó же это за дела? Спасе его десница его, и мышца святая его (ст. 1). И что в этом было бы удивительного, если бы не то, что человек впал в отчаяние вследствие крайне умножившегося нечестия? Потому и Исаия говорит: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль; от ног даже до главы несть в нем целости; ни струп, ни язва, ни рана палящаяся; несть пластыря приложити, ниже елеа, ниже обязания ( Uc. I, 5, 6 ), равно и Давид: вси уклонишася, вкупе неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единого ( Nc. XIII, 3 ). Потому-то человек необходимо и нуждался в деснице и мышце Бога, т. е. Его Единородного, – так как оба названия обозначают Его, как и Исаия говорит о Нем: аки пастырь упасет народ свой, и мышцею своею соберет агнцы ( Uc. XL, 11 ). Не без причины псалмопевец назвал Его святым, а желая показать, каков Он в собственном своем существе. Итак Он спас погибшее создание, потому что Он не пришел судить мир, но спасти мир ( Uoah. III, 17 ). А что пророк указывает на пришествие Единородного (которое одно только спасает человечество), это подтверждает Исаия, когда говорит: ни ходатай, ниже агнец, но сам Господь придет и спасет нас ( Uc. LXIII, 9 ), равно как и дальнейшия слова псалма: сказа Господь спасение свое, пред языки откры правду свою (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Чудо у иконы Скоропослушница     Чудо у иконы Скоропослушница   Игумен монастыря Дохиар архим. Григорий для портала Святая Гора Афон   Икона Скоропослушница для нас как мать. Иногда Бог делает вид, что не  слышит наши просьбы. Но Пресвятая Богородица  всегда отвечает на нашу молитву через свою икону Скоропослушница.   Совсем недавно был такой случай. Одна девочка попала  в аварию и получила серьезную травму головы.   Хирург в Салониках, как только увидел, что затронут могз девочки, отказался делать операцию. Сказал, что она до утра не доживет. Что делать было отцу девочки, единственной дочери?!   Он бросился на Афон… Приехал к нам и со слезами стал молиться  перед чудотворным  образом Скоропослушницы. Все братия прочувствовала его горе, и весь храм молился о девочке.   Утром, когда хирург пришел посмотреть, умерла ли девочка, она встретила его сидя на  кровати и улыбаясь.   Сколько чудес сейчас творит  икона Скоропослушница, трудно сосчитать. Одно  время мы записывали все исцеления. Но это  невозможно сделать. Поистине,   Святая Гора Афон это удел Матери Божией.   «Скоропослушница» предание об иконе Образ «Скоропослушница» Комментарии Всего комментариев: 359 2012/06/13, 12:12:18 Матерь Божья Скоропослушница, услышь молитвы мои многочисленные, не дай потерять веру и надежду, благослови на исцеление от онкологии раба Божьего Александра, исцели и вразуми раба Божьего Виталия от наркозависимости верни его к Богу, прошу о моем исцелении от всяких немощей и болезней рабы Божьей Надежды, укрепи мою веру, терпение. Благослови моих детей рабов Божьих Михаила, плодоносящую Анну, младенца Тимофея, Алену. Низко кланяюсь Тебе заступница Наша! Вечная Слава Господу во веки и веки!!! Надежда 2012/06/12, 22:25:31 Пресвятая Богородица " Скоропослушница " помоги моей маме улучшить память. Раб Божий Евгений 2012/06/12, 22:23:53 Пресвятая Богородица " Скоропослушница " помоги тете Клаве излечиться от рака,а ее сыну Славику поправиться так как его сильно избили хулиганы и помоги найти этих хулиганов.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=854&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010