Глава двадцать вторая. Способность духа человеческого проявлять в своей природе и деятельности образ и подобие Божие 430 1) Образ и подобие Божие в человеке Самое важное преимущество человека в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его Своим образом и подобием. " И рече Бог, – повествует священный Бытописатель, – сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотворил Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их». В чём же в нас состоит образ Божий? – «Церковное учение, – отвечает на подобный вопрос св. Епифаний, – верует, что человек вообще сотворён по образу Божию, но в какой именно части его существа находится образ Божий, не определяет». Потому-то сами отцы и учители церкви решали предложенный вопрос не одинаково, хотя мнения и мысли их и не исключают одна другой, ибо каждый из них касается только разных сторон одного и того же предмета. Напротив, если свести эти мысли вместе и расположить при свете правильного понятия о Боге, как о нашем первообразе, то со всей полнотой и определится, что мы должны почитать в себе за образ Божий. 1) Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облечённый никаким телом и не причастный никакой вещественности. Следовательно, и образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе. 2) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства Духа – ум, свободу – и по самой природе своей бессмертен, потому, в частности, можно полагать образ Божий в уме человека, – в его свободной воле, – в неразрушимости и в бессмертии души. 3) Бог, по отношению ко всем другим существам, есть их Господь, Царь и Владыка, поэтому можем сказать, что образ Божий состоит и в дарованной человеку, при творении, царственной власти и владычестве над всеми земнородными, – тем более, что такая мысль согласна с ходом слов Самого Создателя, Который лишь только изрёк; сотворим человека по образу Нашему и по подобию, непосредственно присовокупил; и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всею землёю, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. Но очевидно, что владычество человека над земнородными есть только следствие и внешнее выражение образа Божия, находящегося в самой душе человека, в разуме, в её свободе, которые одни дают нам полное преимущество перед всеми животными неразумными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ДУША Душа создана по образу Божию Наипаче красота и достоинство души человеческия познается отсюда, что в ней образ Свой Божественный напечатал Бог и Создатель наш. «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт. 1, 27 ). О коль дивная и великолепная красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Вси вещи соданныя суть дивны, и суть свидетельства всемогущества и премудрости Божией; но человек образ и подобие Создателя своего в душе своей имеет! (3:330) (также 4:141, см. ДУША, 323) (5:34, см. ДУША, 323). Душа выше всех тварей и образ Божий Низшая Бога, но высшая всех тварей – душа человеческая. Честен портрет царя земнаго ради царя, яко образ и подобие царское в том изображается: честна и душа человеческая и многоценна и великолепна, яко образ и подобие небеснаго Царя в ней изображено (4:360). Душа имеет образ Божий (4:146, см. СЕРДЦЕ , 845). Душа есть чудное создание Божие «Душа человеческая, по описанию Макария святаго Египетскаго, есть некое создание Божие, разумное, красное, великое, чудное, и преизрядное подобие и образ Божий» (3:329). Душа есть дух невещественный, образ и подобие Божие (5:35, см. ДУША, 311) (4:359, см. ДУША, 312). Душа была создана чистой и непорочной (4:145, см. ПОКАЯНИЕ , 709). Если тело красивее всего творения, то душа во много раз красивее. Красота души показуется и от тела человеческаго, в котором душа, как в доме своем, обитает. Посмотри всяк на юнаго человека, который добротою лица и прочиими естественными дарованиями одарен: как красен! Какое животное с ним сравниться может? Аще убо так красное тело – дом и жилище души, как красная есть душа, которая в том обитает! (3:329). Видишь краснаго человека, ангелоподобного, от сего возведи ум твой ко внутреннему человеку, то есть душе, и помысли, коль краснейшая душа – образ и подобие Божие, которую Бог в таком и так красном обиталище поселил. От сего научись познавать и почитать души благородие, красоту и великолепие, и сию, яко бессмертную, ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, ВЕРОЮ, ЛЮБОВИЮ, ТЕРПЕНИЕМ, ЦЕЛОМУДРИЕМ украшать, нежели ТЕЛО, прах и пепел (2:28–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

24.03.2024 Доклад И.В. Полозовой, доктора фислософских наук, профессора МосУ МВД РФ на «военной» секции Международных Рождественских образовательных чтений Одной из важнейших тем Рождественских чтений 2016 года является проблема личности. Заседание нашей секций посвящено формированию личности сотрудника ОВД. Вместе с тем, само понятие личности также нуждается в прояснении. Следует сказать, что понятие личностиимеет религиозное происхождение, поэтому, именно богословское понимание личности является определяющим для её понимания. Массовая культура, напротив, утрачивает саму идею личности. Философские трактовки личности занимают здесь некоторую промежуточную позицию. Личность является определяющим существенным признаком человека, ибов ней проявляется образ Божий. В богословии «личность» – это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Понятия «образ Божий» и «личность» взаимосвязаны, но нетождественны. Личностное бытие человека – это главная характеристика богообразности человека, но это не значит, что образ Божий в человеке и личность – одно и то же. Например, человеческая личность в духовно-нравственном отношении может быть и положительной, и отрицательной. О диктаторах, тиранах, преступниках допустимо говорить как о яркой личности, описывая их качества и поступки, в том числе и негативные. Однако если мы попытаемся говорить о тех же людях как носителях образа Божия, то мы никогда не употребим нравственно-отрицательные категории. Образ Божий есть некий нравственно-положительный полюс бытия человека, а человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к нему как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает. Отношения между понятиями могут быть представлены в виде тезисов:

http://pobeda.ru/prosveshhenie/materialy...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Страх Божий (Fear of God) Страх Божий отличается от ужаса пред Ним, который тоже является одним из библейских образов (см. СТРАХ ). Он основывается на трепетном и благоговейном отношении и представляет собой надлежащую и самопроизвольную реакцию человека на Бога. Такой страх Божий – один из основных библейских образов веры. В Библии есть более сотни ссылок на страх Божий в позитивном смысле веры и послушания. «Боящийся» Бога или «богобоязненный» – обычный библейский образ последователя Бога, в котором иногда подразумевается противопоставление тем, кто Его не боится. Сама частотность упоминаний свидетельствует, что страх Божий занимает центральное положение в библейской вере, а определенный отход от такого древнего мировоззрения в нашей современной культуре должен побудить нас задуматься. Вместе с тем, следует отметить, что большинство упоминаний приходится на Ветхий Завет, и это, возможно, объясняется изменением (не отменой), произошедшим в результате воплощения Христа, Который называл Своих учеников друзьями, а не рабами ( Ин.15:15 ). Какие образы можно связать с этим таинственным «страхом Божьим»? Чаще всего с ним связываются служение Богу ( Втор.6:13; 10:20 ; 1Цар.12:14 ) и послушание Его заповедям ( Втор.31:13 ; 1Цар.12:24 ). Страх Божий соотносится с мудростью ( Пс.110:10 ; Притч.9:10; 15:33 ), и он обусловливается заветом между Богом и Его народом ( Пс.24:14; 102:17–18 ). Бояться Бога значит испытывать перед Ним трепет и благоговение ( Пс.32:8 ; Мал.2:5 ) и уповать на Него ( Пс.39:4; 113:19 ). Бояться Бога значит ненавидеть зло и уходить от него ( Притч.8:13; 16:6 ). Не будет преувеличением сказать, что страх Божий фактически равнозначен вере в Него. Во Втор.10:12–13 содержится удачное обобщение того, что включает в себя страх Божий: «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Скачать epub pdf Глава вторая Бог в душе человека 1. Как Бог открывается в душе человека? Почему животные, из коих некоторые одарены немалою смышленостью, не видят Бога в природе и не показывают никаких знаков богопочитания? Мирные животные ласкаются только к человеку и служат ему как господину. Почему видит Бога в природе только один человек? Потому что душа человека существенно отлична от души животных, потому что человек создан по образу Божию, и так как только подобный может понимать подобного, то один человек и видит Бога в Его дивных творениях мира и в себе самом и стремится к Нему. Как высшие из неодушевленных предметов на земле, растения, данною им силою стремятся вверх к солнцу, так и человек, высшее из живых существ на земле, стремится своею душою к духовному солнцу – Господу Богу. В чем состоит образ Божий в человеке? Бог есть высочайший Дух, потому и образ Божий напечатлен в душе человека, хотя высокие качества духа отражаются и в теле человека, потому не только душа, но и самое тело его устремлено к небу. Образ Божий отпечатлен в свойствах и силах души, именно Господь дал человеку душу бессмертную, не имеющую конца своему бытию. Бог не имеет ни начала, ни конца бытия, а душа не имеет конца бытия. Бог дал человеку душу разумную, свободную, с любящим сердцем. Как Он Сам есть Вседержитель вселенной, так человек есть царь тварей земных. Вот черты образа Божия в человеке! О бессмертии души человеческой мы говорили ранее (в кн. «Из области таинственного»), а теперь скажем о том, как образ Божий отпечатлелся в трех главных силах души: в уме, которым человек познает, в воле, которою желает, и в сердце, которым чувствует. Как отпечатлелся образ Божий в уме человека? Господь Бог есть высочайший Ум, и человеку Он дал такой ум, который имеет способность необычайно быстро развиваться и наполняться познаниями; мы видим, что отроки и юноши в продолжение семи или восьми лет усваивают себе в главных чертах познания о всем существующем в мире, познания, которые приобретались многими поколениями в продолжение целых тысячелетий, но ум человека, развиваясь и совершенствуясь, чем более приобретает познаний, тем более видит, что эти познания еще несовершенны и неполны, и, идя вперед и вперед, не видит предела в достижении полноты ведения. Между тем как познания животных ограничены весьма тесными пределами и относятся только к удовлетворению телесных потребностей их, человек стремится познать все, ибо познания суть пища для его ума; он не довольствуется познаниями о земных предметах, потребных для телесной жизни его, он придумывает и устраивает разные многосложные орудия, чтобы проникнуть в тайны отдаленного звездного мира; видя зависимость предметов одних от других, восходя от следствий к причинам их, он стремится познать первого Виновника всего сущего, и это стремление вложено в самое существо его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Дональд Ферберн (протестант) Скачать epub pdf Глава 4. Жизнь по замыслу Бога. Отображение отношений между Отцом и Сыном Размышляя в настоящей главе над тем, каким образом человеческая жизнь задумана отображать взаимоотношения между Отцом и Сыном, будет полезным вернуться к началу человеческой истории, еще до того, как грех нарушил Божьи планы. После того как мы поговорим о человечестве в его первозданном виде, я хотел бы обсудить состояние современного общества, чтобы выделить главные различия между жизнью, которую задумал Бог, и той, какую мы наблюдаем сегодня. Таким образом, я надеюсь дополнить наше обсуждение, конкретизировав, как должно выглядеть наше участие в извечном общении между Отцом, Сыном и Святым Духом. Святой Дух, образ Божий и появление человечества О появлении Вселенной и зарождении человеческой жизни повествуется в Книге Бытия, где в первой главе содержится рассказ о том, как Бог сотворил мир за шесть дней, кульминацией чего стало создание человека в последний день творения: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». В этом отрывке есть ряд спорных вопросов, но, чтобы не отвлекаться на них понапрасну, я хотел бы сделать несколько общих наблюдений. Во-первых, достаточно ясно видно, что «образ» и «подобие» – это синонимы. Некоторые авторы патристического периода и ряд современных ученых усматривают в них различный смысл, хотя, вероятнее всего, эти термины употребляются взаимозаменяемо. 38 Во-вторых, не совсем понятно, что представляет собой заложенный внутри нас образ Божий. Кто-то полагает, что характерная черта Божьего образа заключается в нашей способности мыслить, кто-то говорит, что речь идет о нашей свободной воле, а для кого-то – это наша духовная природа, в то время как другие даже допускают, что Божий образ указывает на троичность человека (его тело, душу и дух), что и делает его подобным Троице. Тем не менее нигде в Библии не разъясняется, в чем именно заключается сущность Божьего образа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

ПОДРАЖАНИЕ ХРИСТИАНИН должен во всем уподобляться Первообразу Якоже в зерцале таковое подобие изображается, каково смотрящее есть лице, и что делает первообразное лице, которое в зерцало смотрит, тоежде в зерцале сидится; словом, во всем подобится, во всем подражает образ в зерцале являющийся смотрящему лицу в зерцало; тако подобает христианам во всем, что возможно силе их, подражати Отцу небесному, яко своему первообразному (3:88). Подражать Богу, так как Бог – Отец, и ХРИСТИАНИН носит образ Божий Должность убо христианская того убо требует, чтобы христиане Богу, яко Отцу своему, подражали, и Ему, яко чада возлюбленная, своими подобилися нравами, якоже Апостол их к тому увещавает: «бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» ( Еф. 5, 1 ). В христианине бо, который «водою и Духом рожден есть» ( Ин. 3, 5 ), должен быть наченшийся образ, Божий по писанному: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3, 27 ); образ же неотменно должен быть подобен первообразному, кто смотрит в зерцало. Иначе бы не был образ, когда бы не был подобен первообразному. Отсюда последует, что в христианах, которые благодатию Божиею и верою о Христе Иисусе сделалися сынами Божиими и образ Божий наченшийся в себе имеют, должны быть богоподобные нравы, и воля, елико возможно в сем веце, согласна с волею Божией (3:88). Христиане должны подражать Отцу своему небесному (4:14, см. ХРИСТИАНИН , 1102). Христианин, ставший в крещении сыном Божиим, должен иметь нравы и свойства Божии (3:236, см. ХРИСТИАНИН, 1078). Если христиане – чада Божии, то должны иметь свойства и нравы Божии, так как дети должны быть похожи на родителей «Бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная» ( Еф. 5, 1 ). Он толико благ, что «солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя», – и нам должно не токмо другов, но и врагов наших любить ( Мф. 5, 43–44 ). Он свят есть, – и нам должно святыми быть, якоже глаголет: «святи будете, яко Аз свят есмь» ( 1Пет. 1, 16 ). Он милосерд есть, и мы да будем милосерди, якоже глаголет Христос, «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» ( Лк. 6, 36 ). Он прощает нам грехи – и мы друг другу простим, якоже написано, бывайте друг ко другу благи, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам ( Еф. 4, 32 ), и проч... Таковая вера и таковые ея плоды когда будут в нас, то и Бог Отец наш будет, и мы будем Его сыны и дщери, якоже глаголет Господь: «и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери» ( 2Кор. 6, 18 ). «Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны, плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии», увещевает нас Апостол Христов ( 1Кор. 7, 1–2 ) (3:256–257).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

протоиерей Александр Салтыков Скачать epub pdf Лекция 1 10.10.96 .... что основы [иконопочитания] в Ветхом и Новом Завете даны, Новый Завет дает реальные основы для иконопочитания, и что из этой реальной основы будет развиваться иконопочитание. Именно так нужно ставить вопрос и в связи с обширными вторжениями всякого инославия в русскую православную традиционную среду, когда множество людей приходят в смущение и говорят нам с вами, что это идолы, “мы на портреты молиться не будем”. Обратимся же к самому Священному Писанию . Первое, на что я хочу вам указать, это то, что иконой – иконой Божией – является сам человек. Это первый, и, надо сказать, один из основных аргументов в пользу иконопочитания. “Сотворим человека по образу нашему и по подобию.” – говорит Бог . Он говорит здесь (извините меня за грубоватую аналогию) как художник, который создает автопортрет. Я дерзаю так сказать потому, что Господь говорит здесь о Своем образе и подобии. Подобие как бы усиливает сходство. Этим Господь высоко ставит человека – выше Ангелов, потому что про Ангелов не сказано, что они созданы по образу и подобию Божию, хотя они и разумные дух и вечные. Быть по образу и подобию [Божию]- есть привилегия только человека. И этот дар Божий человеку – быть по Его образу и подобию – чрезвычайно многогранен, чрезвычайно глубок и все творческие возможности человек в этом и заложены – в том, что человек есть образ и подобие Творца. Бог есть Творец, и человек тоже есть творец. И сужая эту огромную тему для нашего конкретного вопроса, мы должны сказать, что будучи творцом, человек тоже способен создавать образы и подобия. Но какие же образы и подобия, которые может творить человек, будут достойны той славы, которую Бог дал человеку? Если Бог Сам создал Свой образ и подобие, то не тем ли более человек тоже должен создавать Божий образ и подобие? Это как математическая формула: Бог создал образ и подобие Свое – человека, следовательно, человек тоже может создавать образ и подобие Божие. Кстати говоря, Господь создал Свой образ и подобие из глины, т. е. из некоторого материала. Из чего же человек должен создавать образ и подобие? Тоже из материала. Господь не возгнушался глины – или красной земли, как говорят гебраисты. Поэтому писать иконы надо краской – тоже из земли. Искусствоведы, иконоведы и художники знают, что многие краски называются “землями”.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonoved...

о. Михаил:  - Могу поделиться только собственным опытом. Если сам открыто и искренне относишься к человеку, стараешься возгреть в душе любовь, несмотря на то, что человек может прийти с неискренними целями, иначе говоря, лицемерит, скрывает желания. Сразу нужно оценить человека как образ и подобие Божие, который послан никакой не судьбой, которой не существует, а послан к тебе Богом. Промысел Божий – непрестанное действие всеведения, всемогущества и всеблагости Божией, которая всякому добру воспомоществует, а всякое зло либо предотвращает, либо обращает к добрым последствиям. Вот это и есть промысел Божий. Неужели кто-то думает, что лицемерный и злой человек подойдет к нам без промысла Божия? Это значит, что в промысле наша встреча может привести к добрым последствиям, даже если мыслится зло. Нужно стараться уловить промысел Божий во всём. Может быть, лицемерный человек пришел для того, чтобы нас самих излечить от лицемерия, высокоумия, гордости, самомнения, осуждения. Мы не можем и не должны судить других – об этом сказано в Писании! Следовательно, к каждому надо относиться с любовью. Бытует мнение, что к чужому человеку надо относиться настороженно и с недоверием, иначе говоря, тому нужно заслужить моё доверие, а поначалу я буду к нему либо безразличен, либо осторожен, подозревая его в корыстных целях. То есть каждый человек, выходит, видится как тот, кто потенциально может причинить зло. И только заслужив расположение, он может рассчитывать на благоволение. Есть другие люди, которые, наоборот, сразу относятся к незнакомым с пониманием, любовью. Всякий человек образ Божий. Подобие он мог и утратить, но образ неизгладим, его надо увидеть в каждом негодяя, каков бы ужасен он ни был. Но нужно его принять, нужно ему авансом дать всё, что только можно, и испортить потом отношения бывает гораздо сложнее, чем с тем, от кого изначально ожидаешь подлости. Так жить хорошо, просто. Мы должны нести иго Христово. Будем же стараться учиться у Христа, тогда обрящем покой душам нашим. Это слова Самого Господа, Который кроток и смирен сердцем. Отсутствие покоя выражается в том, что мы продолжаем не видеть в ближнем образ Бога, не возлагаем на себя благое иго Христово. Путь это трудный, но ведущий в Царствие Божие. Другой же путь широкий, где нет ига, но каждый знает, куда она ведет – в погибель.

http://radonezh.ru/2023/07/03/pravitelst...

Глава вторая Известно, что внутренний мир человека можно передать через отображение лика его, либо лица, либо маски (русское обозначение того же – личина). Лик способен поведать о неизреченной, высшей духовной сущности человека. Отец Павел Флоренский писал: «Лик есть осуществлённое в лице подобие Божие. Когда перед нами – подобие Божие, мы вправе сказать: Вот образ Божий, а образ Божий – значит, и Изображаемый этим образом, Первообраз его. Лик сам по себе, как созерцаемый, есть свидетельство этому Первообразу: и преобразившие своё лицо в лик возвещают тайны мира невидимого без слов, самим своим видом». В лике раскрывается святость, поэтому не всякий достоин быть показан через лик. Иконописное изображение основывается на идее святости, как высшей мере человеческого, как идеала, определяющего смысл бытия и духовного стремления человека. Лики изображаются на иконах. Лицо может рассказать о душе, о психологическом состоянии, о богатстве внутреннего мира человека. «Лицо есть явление некоторой реальности, и оценивается нами именно как посредничающее между познающим и познаваемым, как раскрытие нашему взору и нашему умозрению сущности познаваемого. Вне этой своей функции, то есть вне откровения нам внешней реальности, лицо не имело смысла. Но смысл его делается отрицательным, тогда оно, вместо того, чтобы открывать нам образ Божий, не только ничего не даёт в этом направлении, но и обманывает нас, лживо указывая на несуществующее. Тогда оно есть личина ... Лицо – это свет, смешанный со тьмою, это тело, местами изъеденное искажающими его прекрасные формы язвами. По мере того как грех овладевает личностью и лицо перестаёт быть окном, откуда сияет свет Божий, и показывает всё определённее грязные пятна на собственных своих стёклах, лицо отщепляется от личности, её творческого начала, теряет жизнь и цепенеет маской овладевшей страсти» (отец Павел Флоренский ). Личина есть выражение определённой конкретной эмоции, захватившей человека, – большее маске недоступно. Лицо и маска – принадлежность портрета.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010