В целом основные определения, касавшиеся церковного управления, были сформулированы Собором следующим образом: Высшее церковное управление 1 . В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян . 2 . Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3 . Патриарх является первым между равными ему епископами. 4 . Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору. 150 Постоянными органами высшего церковного управления в период между созывами Поместного Собора становились Священный Синод и Высший Церковный Совет. Синоду принадлежала высшая судебная и исполнительная власть. Высший Церковный Совет образовался как совещательный орган при Синоде с правом выработки и внесения в Синод своих рекомендаций, а также для общего руководства и координации церковно-общественной жизни. 151 Священный Синод состоит из Председателя – Патриарха и двенадцати членов: Киевского Митрополита как постоянного члена Синода, шести иерархов, избираемых Поместным Всероссийским Собором на три года, и пяти иерархов, вызываемых по очереди на один год. 152 Высший Церковный Совет. В его состав входят: Патриарх-Председатель и пятнадцать членов: три иерарха из состава Священного Синода, по его избранию, и по избранию Всероссийского Поместного Собора: один монах из монастырских иноков, пять клириков и шесть мирян . (Члены ВСЦ от клириков могут быть избираемы из пресвитеров, диаконов и псаломщиков). 153 Дела в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов, или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя дает перевес, при этом никто из присутствующих не может воздерживаться от голосования. 154 Священный Синод и Высший Церковный Совет, каждый в отдельности или совместно, по принадлежности, разрешают все недоразумения и вопросы, порожденные неясностью или неполнотой соборных определений. 155 Иными словами, им принадлежит право их толкования. Права и обязанности Патриарха

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не надо надеяться, что это просто “какой-то отщепенец” – всё, сказанное им, находится строго в русле официальных заявлений Совет муфтиев РФ о том, что преподавание “Основ Православной культуры” в школах якобы " будет нарушением положений Конституции Российской Федерации " , равно как и о том, что введение штатных " военных священников " в российской армии якобы “противоречит Основному закону РФ”, грозя “тяжелейшими последствиями для российской армии” и “расколом в обществе”. И дело не ограничивается одними заявлениями – например, другой сопредседатель СМР, муфтий Равиль Гайнутдин признался, что эту позицию он высказывал и на встрече с министром образования и науки А.Фурсенко, предупреждая, что преподаванием православной культуры “вы закладываете бомбу на десятилетия вперед”. Так что пора, наконец, перестать удивляться, и, отбросив лживые политкорректные мифы, назвать вещи своими именами – представляющий значительную часть российских мусульман Совет муфтиев России проводит политику, прямо враждебную Русской Православной Церкви . И вся риторика о “нарушении принципов равноправия и Конституции” – не более чем уловка в борьбе с Православием.  Ведь когда в декабре 2004 г. президент Чечни Алханов принял решение о введении во всех школах Чечни курса " Основы ислама " , Совет муфтиев почему-то не заявлял, что это противоречит Конституции, и что “здесь был бы более уместен курс " История традиционных религий России " ”. И когда в 2005 г. президент Ингушетии Зязиков подписал указ о том, что “в связи с наступлением рамадана на территории республики запрещены реализация, употребление алкогольной продукции и курение в общественных местах”, поскольку, как объяснили в его пресс-службе, “рамадан для всех мусульман является самым священным месяцем в году” – почему-то Совет муфтиев не публиковал заявений о “нарушении светскости государства”. Молчали об этом либералы-правозащитники. Молчала об этом и Русская Православная Церковь, хотя есть её чада и в Чечне, и в Ингушетии. Так, может быть, зря молчала?

http://radonezh.ru/analytics/o-nekonstit...

9 февраля 1918 г. Добровольческая армия выступила из Ростова в 1-й Кубанский («Ледяной») поход на Екатеринодар. Численность ее составляла 3683 бойца и 8 орудий, а с обозом и гражданскими лицами – свыше 4 тыс. 25 октября 1918 г. армия перешла от добровольной к мобилизационной системе, а 26 декабря вошла в состав Вооруженных сил на Юге России. ...в Религиозно-просветительном совете государственного объединения. – Очевидно, имеется в виду религиозно-просветительский отдел «Совета государственного объединения России» (СГОР) или «Совета общества государственного объединения России» – это политическая организация, позиционировавшая себя внепартийной и внеклассовой. СГОР был образован в ноябре (н. ст.) 1918 г. в Киеве. В него вошли государственные, общественные, политические деятели дореволюционной России – бывшие сановники и депутаты Государственной думы, члены Государственного совета, Сената, земских и городских учреждений, представители промышленности, торговли, а также иерархи Церкви. СГОР являлся сторонником воссоздания единой России и установления в ней свободного сословно-представительного устройства общества, основанного на принципах широкого участия всего населения в выборе представительных учреждений страны, проведения широких социальных реформ, направленных на улучшение положения малоимущих слоев населения. Целью своей деятельности организация провозглашала исключительно духовное и национальное возрождение русского народа, объединение различных общественно-политических, духовных и культурных сил страны перед лицом большевистского террора, для чего считала необходимым создать единый представительский орган объединяющихся организаций – особый совет (отсюда его название). Этот совет должен избрать бюро для текущей работы. В обращении председателя совета к Деникину от 31 октября (13 ноября) 1918 г. говорится, что в состав совета вошли: «1) бюро совещания членов законодательных палат; 2) церковный собор; 3) группа сенаторов; 4) группа земских деятелей; 5) группа городских деятелей; б) группа торговли и промышленности; 7) финансово-банковская группа; 8) совет земельных собственников». Под «церковным собором», возможно, следует понимать членов Всероссийского Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти противоречия неактуальны лишь на территориях компактного проживания религиозно и этнически однородного населения, притом что в этих случаях не снимаются противоречия между религиозно и светски ориентированными группами населения. Ещё одна проблема – это подготовка преподавателей. Министерство образования вполне определённо демонстрирует нежелание допускать церковь к этому процессу, и соответственно к финансовым потокам, выделяемым для этих целей. На курсы подготовки преподавателей духовной культуры рекрутируются в основном учителя предметники из этой же школы . Не имея собственной фундаментальной подготовки на кратковременных курсах они её тоже не получат. Поэтому рассчитывать на качество подготовки преподавателей не приходится, к тому же их основной интерес может быть просто в увеличении часовой нагрузки в своей школе, а не в качестве преподавания, и для директора это может быть лишь инструментом увеличения фонда оплаты труда для отдельного специалиста предметника. Следствием этого будет совершенно неудовлетворительный уровень преподавания, и семьи, выбравшие курс православной культуры, получат результат прямо противоположный их ожиданиям. Их (семей) ожидания также будут обмануты и в силу предельной редуцированности самого курса (34 часа), из-за чего рассчитывать на какие-то более или менее серьёзные воспитательные и образовательные результаты не приходится. А расширения объёма курса и географии его преподавания ожидать в ближайшее время не приходится, так как н едавно общественный совет при Минобрнауке вместе со своим министром, обсуждая результаты эксперимента, высказался против его расширения. В качестве ещё одной из причин своего решения совет назвал неудовлетворительное качество учебных пособий. Надеяться на продвижение этого вопроса за счёт усиления политического лоббирования также было бы неверно. При неготовности подавляющего большинства директоров школ и управленцев от образования добровольно и компетентно внедрять преподавание религиозной культуры в общеобразовательной школе любые директивы будут либо успешно саботироваться, либо давать результаты прямо противоположные заявленным целям и компрометировать саму идею в принципе.

http://radonezh.ru/analytics/imperativ-n...

Так, уже в 2009 году состоялся первый набор на программы аспирантуры и повышения квалификации. Через год при ОЦАД была открыта магистратура, которая мыслилась в качестве подготовительной ступени для будущих аспирантов, на которой они могли бы усовершенствовать свои исследовательские навыки и подготовиться к научной работе в аспирантуре. Со временем магистратура ОЦАД выросла в самостоятельное направление деятельности, которое сегодня представлено шестью магистерскими программами, охватывающими такие области, как каноническое право, историческая литургика, патрология, внешние церковные связи и роль теологии в общественном пространстве. Еще одно направление образовательной деятельности ОЦАД связано с повышением квалификации разных категорий церковных работников. Образовательная деятельность ОЦАД неразрывно связана с научной работой. В 2011 году на базе ОЦАД, а также ПСТГУ, МДА и СПБДА был создан объединенный диссертационный совет по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории. Дальнейшее развитие диссертационных советов в ОЦАД нельзя рассматривать в отрыве от более широкого контекста развития теологии как научной специальности в России. С 1990-х годов в России шел процесс формирования признаваемой государством научной специальности теология. Он завершился в 2016 году, когда на базе ОЦАД и еще трех московских вузов (МГУ, РАНХИГС и ПСТГУ) был создан первый в России диссертационный совет по теологии. С того времени и по сегодняшний день в ОЦАД регулярно проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций по теологии. Безусловно, образовательная и научная деятельность требуют соответствующей материально-технической базы. В этом отношении с 2009 года также был пройден значительный путь. Если в 2009 году ОЦАД располагалась в Отделе внешних церковных связей, то сегодня у ОЦАД есть свой полноценный кампус, расположенный в историческом центре Москвы на Черниговском Патриаршем подворье. На территории подворья располагаются два храма XVI и XVIII вв., посвященные Усекновению главы святого пророка Иоанна Предтечи и святым мученикам Михаилу и Феодору Черниговским соответственно. В кампус ОЦАД входит также культурный центр «Книжная палата в Черниговском», сочетающий функции книжного магазина церковной литературы с пространством для проведения всевозможных культурных мероприятий — выставок, концертов, лекций, мастер-классов.

http://patriarchia.ru/db/text/6121618.ht...

Для того чтобы вести пастырскую работу, священнику необходимо знать своих прихожан. Нужно также повысить общий уровень богословского образования, чтобы «каждый священнослужитель умел сопрягать свои богословские знания с реальной пастырской работой, чтобы каждый священник понял, что богословие – это не отвлеченные знания, но то, что ему жизненно необходимо, ибо в противном случае он не сможет дать правильного ответа на вопрошания людей» 166 . Говоря о принципах организации прихода, Святейший Патриарх Кирилл вспомнил о «двадцатках», приходском ядре, которое святитель Серафим с успехом использовал в 20-е гг. прошлого столетия для преодоления «иосифлянского» раскола во вверенной ему епархии. «У нас сейчас практически не существует “двадцаток”, как было раньше, хотя сама идея приходского ядра очень хорошая, – сказал Святейший. – Но можно было бы иметь попечительский совет при приходе, в котором принимали бы участие представители местной интеллигенции, учительства, бизнеса, кто-то из местных властей. Попечительский совет должен собираться не только для того, чтобы решать какие-либо финансовые вопросы, – он должен заботиться о приходе, об организации миссионерской работы, работы с молодежью» 167 . Молодежная политика является приоритетом РПЦ и должна стать делом каждого прихода, каждой епархии и каждого благочиния. Церковь должна воспитывать харизматичных молодежных лидеров, способных повести молодежь к православным ценностям, в Православную Церковь . Программа воцерковения молодежи – это программа спасения русской нации и выживания России. Здесь Церковь и Государство должны помогать друг другу. Если ядром приходской жизни будет богослужение, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни. Приходские активы необходимы, поскольку священнику самому не справиться со столь большим объемом работы. Только так, через совместную работу, через взаимодействие можно влиять на умы и сердца людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Первоначально эта группа сформировала общественную организацию - Братство Святителя Николая, зарегистрированное в 1926 году. Важнейшей целью членов Братства было создание самостоятельного прихода, сооружение собственного храма, организация полноценной церковной жизни. Для того, чтобы создать приход и начать богослужения, необходимо было получить регистрацию в правительственных инстанциях Финляндской Республики. В это время в Выборге инициативная группа православных верующих уже сумела пройти необходимые процедуры, связанные с регистрацией Частной Православной Общины. Когда же представители хельсинкской группы встретились с организаторами выборгской Общины и обнаружили единство целей, было признано целесообразным ввести Хельсинкский приход в состав Выборгской общины. В группу лиц, составивших славную плеяду основоположников и организаторов вновь образовавшегося прихода вошли, прежде всего, супруги Павел и Екатерина Мошкиревы, Василий Синькевич, Анна Константинова, супруги Александра и Александр Васильевы и многие другие, на плечи которых легла вся ответственность и сложная работа по организации и устройству прихода. Поскольку устав, предусматривавший существование Общины, был уже утвержден правительством (сеймом) 23.12.1926, то на основании § 2-го Устава первой задачей устроителей прихода было зафиксировать его существование в подлежащих правительственных инстанциях, избрать административный орган прихода - Церковный Совет, а затем уже поставить приход в каноническое подчинение, войти в юрисдикцию одного из православных Епископов. Таковым был избран Высокопреосвященный Митрополит Евлогий, в то время возглавлявший Западно-Европейский Экзархат по поручению Св. Патриарха Тихона. Принятый под омофор митрополита Евлогия, вновь образовавшийся приход в честь Святителя и Чудотворца Николая наметил датой своего основания 9/22 мая 1927 года, которая является вместе и храмовым престольным праздником прихода. Предстоял поиск соответствующего места для временного храма, приобретение церковной утвари, икон, облачений и прочего оборудования для храма, затем избрание настоятеля прихода, организация постоянных, регулярных богослужений и т.д. Церковный Совет обратился к отцу Николаю Щукину с просьбой возглавить приход, стать его настоятелем.

http://sobory.ru/article/?object=18337

Среди иностранных журналистов присутствовали “Лаенс, Байндер и Милс — от Америки; Фишер — от Америки и Англии; Келлертон — от Англии; Деус — от Америки и Германии; Штейн, Баум и Рененгоф — от Германии и Тесса — от Италии” 6 . За день до встречи они передали письменные вопросы митрополиту Сергию. Их интересовало следующее: “1) Не будете ли Вы так добры и не пополните ли Вы сообщение об ухудшении положения церкви, сделанное Вами для Советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 г., в первые годы революции и в 1929 г., также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости Церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.). Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование? 2) Как может церковь продолжать существовать ввиду политического, экономического и общественного положения священства и активных прихожан, а именно: их лишенства, по которому им предстоит выселение, невозможность получения продовольственных карточек и, по последнему декрету, запрещение проживания в Москве. 3) Имеете ли вы еще какие-нибудь доказательства и каково Ваше мнение относительно выступления 1) Папы Пия XI; 2) архиеп. Кентерберийского и др. не римско-катол. деятелей церкви, имеющих не христианские цели: а) подорвать православие и б) нанести вред Советскому государству, как в пределах СССР, так и равно и за границей. 4) Объясните нам, пожалуйста, какой церковный Устав и какие полномочия имеет действующий синод, о котором Вы опять упоминаете, а также от имени какой части греко-православной Церкви Вы уполномочены действовать и говорить. В середине лета 1927 г. в своем сообщении в Советской печати Вы выражали надежды, что Вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать Церковный Совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот Совет создан и, если да, каковы были его результаты? 5) Каково Ваше отношение к административным мерам, принятым против православной церкви, как: 1) запрещение колокольного звона в Москве; 2) упразднение воскресений и других церковных праздников; 3) закрытие всех церквей, например — в Одессе, по постановлению Одесского Совета.

http://pravmir.ru/fevralskaya-press-konf...

Среди иностранных журналистов присутствовали " Лаенс, Байндер и Милс - от Америки; Фишер - от Америки и Англии; Келлертон - от Англии; Деус - от Америки и Германии; Штейн, Баум и Рененгоф - от Германии и Тесса - от Италии " За день до встречи они передали письменные вопросы митрополиту Сергию. Их интересовало следующее: " 1) Не будете ли Вы так добры и не пополните ли Вы сообщение об ухудшении положения церкви, сделанное Вами для Советской печати, статистическими данными о количестве прихожан в 1913 г., в первые годы революции и в 1929 г., также желательны данные относительно количества крестин, венчаний, похорон и вообще посещаемости Церкви за те же годы (1913, 1922 и 1929 гг.). Какое количество священников имеют приходы и совершают службы и какое имеется количество учащихся, получающих в данный момент богословское образование? 2) Как может церковь продолжать существовать ввиду политического, экономического и общественного положения священства и активных прихожан, а именно: их лишенства, по которому им предстоит выселение, невозможность получения продовольственных карточек и, по последнему декрету, запрещение проживания в Москве. 3) Имеете ли вы еще какие-нибудь доказательства и каково Ваше мнение относительно выступления 1) Папы Пия XI; 2) архиеп. Кентерберийского и др. не римско-катол, деятелей церкви, имеющих не христианские цели: а) подорвать православие и б) нанести вред Советскому государству, как в пределах СССР, так и равно и за границей. 4) Объясните нам, пожалуйста, какой церковный Устав и какие полномочия имеет действующий синод, о котором Вы опять упоминаете, а также от имени какой части греко-православной Церкви Вы уполномочены действовать и говорить. В середине лета 1927 г. в своем сообщении в Советской печати Вы выражали надежды, что Вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать Церковный Совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот Совет создан и, если да, каковы были его результаты? 5) Каково Ваше отношение к административным мерам, принятым против православной церкви, как: 1) запрещение колокольного звона в Москве; 2) упразднение воскресений и других церковных праздников; 3) закрытие всех церквей, например - в Одессе, по постановлению Одесского Совета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/190/...

В феврале 2011 года Министерство Юстиции Украины с подачи Запада официально зарегистрировало так называемый «Совет ЛГБТ-организаций» при Минюсте, то есть дали организациям, объединяющих извращенцев, официальный статус. Почти одновременно с этим Минюст зарегистрировал и так называемую «ЛГБТ-церковь» - псевдорелигиозную организацию, которая демагогически пытается оправдать этот смертный грех «с точки зрения христианства». Апостол Павел писал: «Не обманывайтесь: мужеложники Царства Божия не наследуют ...» (1 Кор. 6,9-11). То есть никакие укоренившиеся в этом извращении дегенераты спастись не могут. Так что это на самом деле «антицерковь» - дьявольская секта. Они собираются с ее помощью еще активнее пропагандировать свой сугубый грех в обществе. И то, что общество тогда более-менее стерпело такие негативные вещи, привело к дальнейшему законодательного наступления греха. К несчастью, «Совет ЛГБТ» при Минюсте, и союзные ему организации не теряли времени, и сейчас совершили новые законодательные шаги по распространению этого порока в виде того самого «Проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» по номеру 2342. Ведь ясно, что они принимали участие в его разработке и продвижении. Если он будет принят Верховной Радой Украины, то, безусловно, станет сильнейшим катализатором распространения содомского греха. Похожий закон уже принят в Молдавии и вызвал там огромное падение нравов за короткий срок. Открытые пропагандисты содомии пошли в систему образования, вузы, органы власти. Более того, там все желающие могут записать себя в паспорт лицами противоположного пола, что позволяет извращенцам заключать «браки» со своими партнерами. Несмотря на сопротивление всего народа, Евросоюз сумел навязать Молдавии такой закон. Но Украина все же обладает хоть каким-то суверенитетом, и шансы отстоять нравственность у нас есть. Даже с точки зрения чисто общественно-социальной, законопроект 2342 совсем не способствует миру и согласию в обществе, а наоборот, ведет к прямой дискриминации гомосексуалистами подавляющего большинства граждан Украины, которые негативно относятся к греху содомии. Не потому ли в Пояснительной записке к законопроекту в пункте 8 указано, что «Проект не требует проведения общественного обсуждения. Но это - нарушение закона, и нарушения вообще всяких демократических принципов, которыми любят спекулировать политиканы, но которые, прежде всего, учитывают мнение большинства.

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/30/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010