составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf И.В. Соловьев. Краткая история т. н. «обновленческого раскола» в Православной Российской Церкви в свете новых опубликованных исторических документов 1. Историография темы История так называемого «обновленческого» раскола (1922–1946) в последнее время привлекает внимание исследователей Русской Православной Церкви. Совершенно очевидно, что в годы Советской власти писать работы по истории Церкви в послереволюционный период и по истории «обновленческого» раскола в частности, было крайне сложно из-за отсутствия архивных материалов, надёжно скрытых от посторонних глаз в государственных хранилищах, а также из-за жёсткого цензурного давления. Между тем современники и даже участники этих событий оставили нам свои сочинения, посвящённые разбору истории «обновленческого» раскола. В 1927 г. в Варшаве вышла работа известного русского канониста профессора С. В. Троицкого (1878–1972) «Что такое Живая Церковь ?», давно ставшая библиографической редкостью, но не потерявшая своего значения до наших дней. Текст этой небольшой книги воспроизводится в предлагаемом вниманию читателей сборнике. Истории «обновленческого» раскола посвящено несколько глав в работе русского канониста-исповедника профессора Иринарха Александровича Стратонова, погибшего в фашистском концентрационном лагере в 1942 1 году Профессор Стратонов, как и все русские канонисты, оставшиеся верными Матери-Церкви, указывал, что нет и не может быть никакого различия между обновленческим и всеми другими расколами, например иосифлянами (т. н. «правая оппозиция» митрополиту Сергию) или же карловчанами (т. н. Русская зарубежная церковь ). Стратонов оценивал «живоцерковничество» как глубоко реакционное течение. «За революционными выкриками и истерией самая чёрная реакция, стремящаяся превратить Церковь в привилегию белого клира». «Реакционным это движение оказалось и в деле организации церковной власти, возвращая его по существу к синодальным формам правления» 2 . Известна также работа архиепископа Мефодия (Герасимова) «О Живой Церкви», вышедшая в Харбине в 1926 г. Все эти сочинения в значительной степени носят полемический характер, но имеют большую ценность, так как опираются не только на малодоступные материалы эмигрантской печати, но и на личные свидетельства тех, кто был в своё время в контакте с представителями «советского обновленчества». Кроме того, с определённостью можно сказать, что и книга профессора С. В. Троицкого и работа профессора И. А. Стратонова очень ценны острой и чёткой постановкой канонической проблемы. Когда-то, в страшном для Русской Церкви на Родине 1938 г., профессор Василий Зеньковский (впоследствии протопресвитер) писал: «Когда Церковь будет свободной, каноническая проблема вновь станет на очередь», а историко-канонический материал, затрагиваемый в работах русских канонистов этого времени, «получит первостепенное значение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Валерий Буланников: «Таково истинное лицо обновленческого движения» Известный священник о причастности кощунницы из Pussy Riot к движению последователей игумена Петра (Мещеринова) 07.06.2012 1521 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , недавно выяснилось, что участница кощунства в Храме Христа Спасителя Мария Алехина была членом движения последователей игумена Петра (Мещеринова) «Даниловцы». Это выяснилось из положительной характеристики, выданной 12 марта 2012 г. председателем правления «Даниловцев» А.В.Боженовым Алехиной, арестованной 3 марта по делу о кощунстве в храме. Об ее участии в работе модернистского движения в справке сказано, что Алехина характеризуется как ответственный и надежный человек, пунктуальный, конструктивный и отвечающий за себя и за свою работу волонтер. Прокомментировать это обстоятельство мы попросили известного священника, клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва ), иерея Валерия Буланникова . Я лично отца Петра (Мещеринова) не знаю, но я слышал его выступление на миссионерской конференции, проходившей два или три года назад в подмосковном Одинцово. И меня поразил его «шмеманизм», в худшем смысле этого слова. Это были слова о том, что наша церковная служба «не совсем правильная», батюшки и епископы у нас не очень хорошие, что они слишком погрязли в материальных вещах и живут в достатке, а места чистой молитве и христианской любви уже не остается. Зато, когда он был в Париже, его поразило, как молятся там люди и как прост был католический священник в одном из храмов. То есть, повторялась такая же «муть», прости Господи, которую говорил в свое время покойный протоиерей Александр Шмеман, рассуждая о том, что Русская Церковь отсталая, что она пронизана предрассудками, что попы жадные, епископы заносчивые, и вообще, нужны реформы богослужения, устава, церковного прихода, отношений. Это использовалось для того, чтобы произвести реформу в американском Православии, которая, как мы знаем, закончилась плачевно. Храмы за 40 лет после этой реформы отнюдь не наполнились, и никакого миссионерского успеха у Американской Церкви нет, по той простой причине, что людям нужно от Церкви вовсе не удобство, а духовная жизнь. А подлинная духовная жизнь и слова о перестройке и реформах – это далеко не одно и то же.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/07/ie...

священник А. Мазырин, А.А. Кострюков Священник Александр Мазырин. Фанар и обновленчество против Русской Православной Церкви Глава 1. «Братская помощь и любовь маститых Святейших Патриархов Востока» или «всё, вплоть до низложения Тихона». Колебания Константинопольской Патриархии в русском церковном вопросе: от Патриарха Германа V к Патриарху Мелетию IV Одним из наиболее драматичных периодов в многовековой истории взаимоотношений Константинопольской и Русской Церквей стали 20–30-е гг. XX века – время, ознаменованное для православных как внешними гонениями, так и внутренними нестроениями. Московский Патриархат не вмешивался в проблемы греков (такие как конфликт ново-и старостильников, турецко-православное движение и др.), в то время как Фанар 1 пытался активно влиять на ход церковных дел и в России (СССР), и в русском зарубежье. Наиболее ярко это проявилось в связи с возникновением инспирированного советской властью обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Действия Вселенской Патриархии в пользу раскольников усугубили и без того предельно трудное положение Церкви в России. Нельзя сказать, что эти малоприятные страницы истории были полностью преданы забвению Русской Церковью 2 , но надлежащий счет Фанару за его каноническое бесчинство предъявлен не был. Между тем современная ситуация с церковными расколами (на Украине прежде всего) и притязаниями Фанара на первенство не только чести, но и власти в православном мире требует это сделать. Нужно хорошо представлять, с кем приходится иметь дело. В этом плане события 1920–1930-х гг. весьма поучительны. Заметную роль в негативном развитии греко-русских церковных отношений в рассматриваемый период сыграли те, кто призван был обеспечивать связь Патриархатов, а именно – два деятеля по фамилии Димопуло(с) 3 – дядя и племянник, архимандриты Иаков и Василий, последовательно осуществлявшие официальное представительство Фанара в России на протяжении трех десятилетий. Ко времени революционных потрясений 1917 г. настоятель подворья Константинопольской Патриархии в Москве архимандрит Иаков (1853–1924) был уже старожилом церковно-дипломатического корпуса: свой пост он занимал с 1894 г. Он был афонским постриженником (в монастырь пришел в 16 лет) и по этой причине в греческих источниках обычно именовался Ватопедцем (Βατοπεδινς). Богословское образование Димопуло-старший получил в известной школе на острове Халки близ Константинополя, где обучался в 1870-е гг., будучи иеродиаконом. Перед отъездом в Москву он исполнял обязанности проигумена (наместника) Ватопедского монастыря и архиграмматевса (главного секретаря) кинота Святой горы. В официозной греческой историографии он восторженно именуется «корифеем игуменов метохии», а время его настоятельства – высшим расцветом (κμ) Константинопольского подворья в Москве 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анатолий Левитин, Вадим Шавров Том I Начало Религиозной молодежи – нашей смене, нашей надежде – с глубоким уважением и любовью посвящают свой скромный труд авторы. “- Пригласите свидетеля Белавина! В зале перерыв движения, а затем все замерло. Часовой распахнул дверь. Медленно входит высокий, стройный человек. Белая борода. Жиденькие седые волосы, черная шелковая ряса. На груди скромная серебряная иконка. И никаких знаков отличия. – Ваши, гражданин, имя, отчество, фамилия? – Василий Иванович Белавин. – Патриарх Тихон? – Да, Святейший патриарх всея Руси... ” (Ашевский П. И святейший и правительствующий. – Известия ВЦИК, 1922, 6 мая, 99. ) Тридцать восемь лет назад были написаны эти строки, и уже в труху превратилась газетная бумага, на которой они были отпечатаны. И вот снова, как тогда, слышится голос: “Введите...” – и вновь стоит перед суровым судом давно умерший патриарх. И на этот раз уже не как свидетель, а как подсудимый, и рядом с ним его современники – друзья и враги – те, кто его обвинял, и те, кто тогда сидел за судейским столом. Для всех наступил суд истории. “Сильна, как смерть”», -можно сказать про нее, и нет ни одного человека, который не подлежал бы ее суду; даже тех, чьи имена забыты, судит история, если не лично, то в лице того поколения, к которому они принадлежали. Однако, если суд истории могуществен и суров, как и всякий другой суд, то он так же, как и всякий людской суд, не гарантирован (увы!) от ошибок и несправедливостей. “Как вы думаете, что скажет об этом история?” – спрашивает один из героев пьесы Шоу. “Наверное, солжет, по обыкновению”, – отвечает на этот вопрос устами другого персонажа автор. Эти слова великого скептика пусть будут предостережением в начале этой работы. Не лгать! Говорить правду, всю правду, ничего, кроме правды, как бы горька и трудна она ни была, и да поможет в этом Бог! 25 августа 1960 г. Начало Мучителен, сложен, зигзагообразен путь обновленческого движения в России. Дело обновления Церкви – дело в своей основе святое и чистое, и у его истоков стояли чудесные, кристально чистые люди. “Как обновить наши церковные силы?” – озаглавил одну из своих статей величайший русский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев. И вся его жизнь – это страстная, вдохновенная проповедь обновления христианства, очищения его от грубых, средневековых подделок и извращений; проповедь построения на земле Царствия Божия – Царства правды, добра и красоты. Об обновлении Церкви непрестанно говорили и писали ученики Вл. Соловьева, которые составляли блестящую плеяду замечательных мыслителей. Стихийным порывом к обновлению христианства была охвачена и русская литература от Достоевского и Толстого до Мережковского и Блока.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Записка прот. В.Д. Красницкого «О направлении политики советской власти в отношении Православной Церкви») Содержание I. Программа Р.К.П. в области религиозных отношений II. Реальный быт Православной Российской Церкви и ее отношение к социальной революции III. Приходской устав Священного Собора в его отношении к соци­альному перевороту IV. Органическая связь приходского устава с основами церковного учения и невозможность для православного духовенства до­стигнуть его изменения V. Необходимость воздействия советской власти на приходской быт и пути этого воздействия VI. Законность этого воздействия, особенно в период нынешней Гражданской войны Заключение. Положительные добрые результаты для общест­венной жизни от мероприятий Советской власти К православным гражданам Петрограда     Публикуемый ниже документ является одним из первых программных документов того движения, которое впоследствии станет называться обновленчеством. Вопрос о том, какую дату можно считать началом этого движе­ния, остается открытым. Наиболее популярной является историографичес­кая схема, предложенная в обновленческих публикациях 20-х годов 1 . Пред­лагаемая в этих работах схема развития событий выглядит следующим об­разом: в начале века в связи с подготовкой Поместного Собора начинается дискуссия по вопросам церковной реформы. В ходе этой дискуссии выясня­ется тот круг требовании, тот набор церковных преобразований, которые станут знаменем обновленческого движения. То есть обновленцы двадцатых годов воспринимаются как прямые наследники церковных дискуссий нача­ла века. В 70-е годы эта схема подхватывается как атеистическими 2 , так и церковными авторами 3 . В последние десятилетия эта схема использовалась в ряде общих работ по истории Русской Церкви в XX веке. Между тем, церковная полемика начала века завершилась Поместным Собором 1917–1918 гг. Именно Собор, а не маргинальные церковные груп­пы 20-х годов следует считать прямым наследником этих дискуссий. Во время пленарных заседаний Собора и работы его отделов была предпри­нята попытка дать ответы (в форме соборных определений) на те вопросы, которые были поставлены в течение предшествующих лет. Принятые или подготовленные решения Собора можно рассматривать как завершение дискуссий начала века. Одно из принятых Собором определений – «О меро­приятиях к прекращению нестроений в церковной жизни» – определило отношение Собора к тем церковным течениям, которые позже войдут в ис­торию под именем обновленчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

священник Александр Усатов Мимикрия под Православие среди неохаризматиков и современных обновленцев Введение Одним из соблазнов и даже вызовов для православного сознания является деятельность на канонической территории Русской и Украинской Православных Церквей раскольнических и еретических общин, выступающих не только за решительное обновление православных традиций, но и пытающихся реализовать планы реформирования религиозного строя Православной Церкви. Ко времени II Ватиканского Собора (1962–1965) идеи aggiornamento (т.е. осовременивания Церкви) коснулись Римо-Католической церкви, что привело к значительным реформам ее строя. Постпротестантские деноминации в свою очередь подверглись «обновлению» под влиянием неохаризматического движения. В 1970-х годах выяснилось, что и Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против влияния неопятидесятничества 1 . Многие христиане, именующие себя православными, стали разделять взгляды как обновленчества начала ХХ века, так и неохаризматического «Движения веры». Распространение экуменизма лишь способствовало вовлечению православных мирян и священников в формирование такого нового явления, как «православное неопятидесятничество». За прошедшие тридцать лет оно нашло себе приверженцев среди американских греков, оформилось иерархически, и было воспринято в странах бывшего СССР раскольниками, пытающимися возродить обновленческое течение. Первым клириком РПЦ, который открыто вошел в богослужебное общение с неохаризматиками, стал бывший священник Сергей Журавлев. После лишения сана и отлучения от Церкви он в 2002 г. основал собственную псевдоправославную секту неопятидесятнического типа, и в настоящее время пытается выдавать себя за православного архиерея 2 . В XXI веке среди миссионеров РПЦ начал внедряться откровенно харизматическая миссионерская программа, что создало опасность легализации в Русской Церкви чуждых Ей неопятидесятнических учений и практик. Учитывая эти факты, следует признать насущную актуальность изучения деятельности современного обновленчества с неохаризматическим уклоном с целью выяснения, соответствует ли данная попытка реформирования Церкви православному учению о целях, методах обновления форм церковной жизни и духовного строя православного христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/mimikrij...

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах Источник Содержание От издательства От автора Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Характеристика источников §3. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение Государственно-церковных отношений в годы второй Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение §2. Катакомбное движение §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1965 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     редакционная коллегия тома: кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (Университет Западного Онтарио, Канада) профессор Вильям ван дер БЕРКЕН (Теологический факультет Утрехтского Университета, Голландия) профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУ НОВ (Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова) Илья Владимирович СОЛОВЬЕВ (Крутицкое Патриаршее Подворье, Москва) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Крапивин М. Ю. Всеволод Путята в контексте религиозной политики органов ГПУ–ОГПУ–НКВД СССР (1922–1936 гг.) Продолжение. Начало см.: «Вестник церковной истории». 2013. С. 247–311; 3/4(31/32). С. 287–340. В первых числах марта 1922 г. Путята, по воспоминаниям современников, покинул Пензу, к чему его принудили несколько обстоятельств: смерть (во время родов) его новой любовницы (из дворян) В. Н. а следом и ребенка – младенца Афанасия (22 февраля/7 марта 1922 претензии на руководящую роль в путятинской организации ближайшего сподвижника мятежного архиерея Иоанникия (Смирнова), которого незадолго до этого бывший архиепископ Владимир сам рукоположил в епископа Инсарского («хиротония» была совершена не позднее первых чисел мая 1922 в условиях разворачивавшегося общероссийского церковно-обновленческого движения «нового типа» Путята решил, что есть необходимость быть поближе к центру событий; народный следователь по важнейшим делам Пензенского губюста завел уголовное дело по обвинению представителей Свободной народной церкви «в расхищении народного достояния из церквей города Пензы – соборной, кладбищенской Мироносицкой и Сам Путята был арестован Пензенским отделом ГПУ «по подозрению в сокрытии церковных ценностей» и некоторое время содержался в Прибыв в Москву, 16 марта 1922 г. Путята (вновь именующий себя архиепископом Владимиром), обратился к народному комиссару по просвещению А. В. Луначарскому с коротким «заявлением»: «Проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства как в центре, так, в особенности, на местах должно было привести (и широко понимающих задачи рабоче-крестьянской власти действительно привело) к заключению о необходимости контроля за деятельностью Церкви, точнее – ее правящего аппарата с точки зрения народной культуры и о сосредоточении этого контроля в Народном комиссариате по просвещению по примеру Западной Европы: даже в тех странах, где Церковь отделена от государства несравненно более резко и глубоко, чем у нас, министр народного просвещения есть одновременно и министр исповеданий (французский “ministre de l " instuction publique et des cultes”, итальянский “ministro dei culti e dell’ istruzione”).

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Альфа-Курс и “православные харизматики” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 53; 2008 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 53; 2008 Введение Конец ХХ столетия показал, что Православная Церковь не обладает абсолютным иммунитетом против влияния неопятидесятничества 1 . Многие христиане, именующие себя православными, стали разделять взгляды как обновленчества начала ХХ века, так и неохаризматического Движения веры. Распространение экуменизма лишь способствовало вовлечению православных мирян и священников в формирование такого нового явления, как православное неопятидесятничество. За прошедшие тридцать лет оно нашло себе приверженцев среди американских греков, оформилось иерархически и было воспринято в странах бывшего СССР раскольниками, пытающимися возродить обновленческое течение. Бывший священник Сергей Журавлёв после лишения сана и отлучения от Церкви основал собственную псевдоправославную секту неопятидесятнического типа и в настоящее время выдаёт себя за православного архиерея. Отметим, что сам он не стремился покинуть Церковь: истинной целью неообновленцев является не создание очередной маргинальной секты, а перерождение Русской Церкви изнутри. Именно поэтому уже после создания собственной секты Сергей Журавлёв в одном из своих интервью обратился к клирикам Московского Патриархата с призывом к развязыванию партизанской войны: “моя цель — не переманивать людей в мою юрисдикцию, моя цель — не создание какой-то одной православной деноминации. Это одна из моих целей. Но это не вся моя цель. Я прошу многих священников оставаться в своём патриархате, будь то Московский или Киевский Патриархат. Но внутри этой структуры делайте всё от вас возможное для её реформации” 2 . Уже в 2001 году в православной среде некоторые священнослужители стали проявлять признаки увлечения идеями обновленчества и неопятидесятничества одновременно. Среди них самой яркой фигурой стал известный молодёжный миссионер игумен Евмений (Пери­с­тый) из Ивановской епархии, под влиянием которого осуществляется внедрение в православную среду зарубежной миссионерской программы Альфа-Курс. Важно уяснить два момента: каково происхождение Альфа-Курса, и каковы результаты его адаптации к православному контексту? Разработанный английскими харизматиками Альфа-Курс — это цикл из пятнадцати встреч, на которые приглашаются новообращённые, люди, стремящиеся к вере или просто интересующиеся христианством. Все встречи курса проходят по одной схеме: ужин в дружеской обстановке и обсуждение таких тем, как “Кто такой Иисус?”, “Зачем Иисус умер?”, “Зачем и как мне следует читать Библию?”, “Как я могу быть исполнен Духом Святым?” и др. Начало проникновения

http://pravmir.ru/alfa-kurs-i-pravoslavn...

В фокусе семья Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Образование - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика   В фокусе семья   Семья в век глобализации Протоиерей Александр Шаргунов Мир становится единым. Но этот процесс связан с небывалым ростом и распространением зла. И об этой опасности для семьи, для всего человечества мы должны говорить прежде всего. Зло становится все более организованным, и в нем все более зримо присутствие организующего его. Коллективный Смердяков в Церковной ограде Протоиерей Владимир Переслегин На конференции «Таинство Брака – Таинство Единения», состоявшейся 2 января в Санкт-Петербурге, реформаторами поруганы основы нравственного учения Православной Церкви: учение о девстве, монашестве, христианской семье, чадородии. Опубликовавшая материалы обновленческой конференции «Вода живая», сайт Санкт-Петербургской Епархии, оказалась струей керосина, направленной в очаг возгорания. Потушить пожар будет трудно. Церковь в опасности. Хватит убивать детей - 22.10.07 Госдума запретит аборты Михаил Чернов Внучата Леонида Ильича Рождаемость у нас растет не из-за Путина. В ее неизбежном спаде он тоже не виноват Наталия Биянова, " Ведомости " Семью скоро окончательно отменят Лада Федорова, RBCDaily Производители дорогих товаров надеются заработать миллиарды на искоренении семейных ценностей. Россия, к счастью, пока слишком бедна ... Родители России объединились, чтобы защищать семью и детей 10-11 ноября 2006 года в Екатеринбурге состоялся Общероссийский родительский Форум и Общее собрание участников Общероссийского общественного Движения «Всероссийское родительское собрание». Задержка развития души И.Я.Медведева, Т.Л.Шишов а B современных детях все чаще наблюдается какое-то странное несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка: кажется, ты уже ничему его не можешь научить, такой он бывалый, многоопытный, знающий... А чуть копнешь - и такая незрелость обнаружится, что впору ставить диагноз " задержка психического развития " ...

http://moral.ru/2Family.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010