В памяти снова оживают его новые жесты с древним евангельским колоритом, знаки, неизгладимые образы: пересечённые границы, экуменические, межрелигиозные, общественные, исторические встречи. Евангелие жизни выросло из единственного числа в множественное: Евангелие жизней, многих, очень многих (кто встретил их больше за последние десятилетия?), – все они драгоценны, уникальны, обняты с улыбкой того, кто всегда любил красоту, – и когда она вырисовывалась на горных вершинах Валле-д’Аоста, и когда лежала, свернувшись от боли, на больничной койке. Не случайно, что самым страдающим Папой, показанным в СМИ, был именно Папа молодёжи, к которой 15 апреля 1984 года – по случаю первого посвящённого ей Всемирного дня – он обратился с памятной фразой: «Стоит быть человеком, потому что Ты, Иисус, был человеком!». Прошло 25 лет после тех незабываемых восьми дней в Мексике. Я тоже пересёк океан, начав между тем работу в Курии. Весной того же года из своих окон мы увидели потоки людей, идущих с молитвами и песнопениями к тому, кто, вводя Церковь в третье тысячелетие, говорил о новой весне Святого Духа. Отовсюду прибывали люди, отвечая взаимностью на визиты Папы-паломника. Христианская и человеческая семья собиралась вокруг отца, брата, друга. На множестве языков выражалась ответная любовь к Папе Римскому, миссионеру, который, путешествуя по планете, напоминал всем о достоинстве каждого. В христианском лексиконе миссия рифмуется именно с единством. Этому учил Второй Ватиканский собор, напоминая, что Церковь, по сути, является единством в самой себе и миссией для других. На этом соборе – дорожной карте для Церкви нашей эпохи – странник Иоанн Павел II был сначала молодым отцом, а затем сыном-стариком. И вот наступил день, когда в начале апреля мы все собрались воедино вокруг Папы-миссионера в дни его Пасхи. Мы смотрели на Распятие и на его крест, собравшись у подножия древа, как Мария и Иоанн, создавая семью. Мы понимали, что ему подходят эти имена: Мария, чей инициал выделялся под крестом на Папском гербе, но гораздо сильнее запечатлелся в Totus tuus его сердца; имя Иоанна, евангельской иконы единства, стало первым именем верного ему Папы Римского, ибо он был отцом для всей человеческой семьи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Убедительно показав, что тысячи сообщений и наблюдений имеют, несомненно, какое-то конкретное объяснение, он изложил свою точку зрения, опираясь на святоотеческие источники. Эту точку зрения, как ни странно, наблюдения «светских ученых» только подкрепили. Отец Серафим писал: «Совсем недавно серьезные исследователи начали приходить к мнению, что хотя НЛО имеют некоторые “физические” признаки, никоим образом не могут считаться космическими кораблями, а являются скорее принадлежностью парапсихологической или оккультной сферы. Французский астрофизик Жак Валле полагает, что НЛО могут быть и физическими объектами, и психологическими явлениями. Д-р Валле задается мудрым вопросом: а не являются ли все эти “встречи” хорошо отрепетированным спектаклем и не скрывается ли за “посещениями из космоса” иная, несравненно более сложная природа всех этих “технических чудес”? Вместе с д-ром Алленом Хайнеком, ведущим научным консультантом ВВС США, он выдвинул теорию “привязанных к земле пришельцев” из “параллельного” существующему на нашей планете мира. По словам профессора Брэда Стайгера, досконально изучившего все сведения об НЛО, накопленные в ВВС, “мы имеем дело с многомерным парафизическим явлением, которое, вероятнее всего, земного происхождения”». 1125 Отец Серафим отмечал, что «самое непонятное в НЛО для ученых, а именно странная смесь физических и психических характеристик, совершенно ясно всем, кто читал духовную православную литературу, особенно жития святых. У бесов тоже есть “физическое тело”, но столь тонкой материи, что она не может постигаться людьми, если их духовные “врата восприятия” не открыты, будь то по Божией воле (как в случае святых подвижников) или же вопреки ей (как в случае магов и медиумов)». 1126 Из глубины веков в православной литературе дошли до нас упоминания о бесовских явлениях, которые в точности соответствуют НЛО. Их не опровергнуть. Вспоминая, сколько сверхъестественного происходило в жизни отцов, удивляешься, до чего «современны» случаи, ими описанные. Отец Серафим пересказал случай с монахом Анатолием (IV век), принявшим бесовское наваждение за явление Ангелов, пока его не вразумил преподобный Мартин Турский. А из жития преподобного Нила Сорского (XV век) отец Серафим рассказал о бесах-«похитителях», что в точности соответствует сегодняшним описаниям похищений людей «инопланетянами».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вмц. Кетеван. Икона. 2008 г. Иконописец Т. Рингишвили (частное собрание) [груз. ] (1575-1624), вмц. (пам. 13 сент.), груз. царица, супруга царя Кахети Давида I (1601-1602), мать царя Кахети Теймураза I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632). Источники Титульный лист «Книги историй» Аракела Даврижеци. Амстердам, 1669 Титульный лист «Книги историй» Аракела Даврижеци. Амстердам, 1669 Сведения о жизни, деятельности и мученической кончине К. довольно обширны. Они содержатся в груз. агиографических памятниках, летописях и в европ. источниках. Исторические Наиболее ранние сведения о К. оставили современники царицы, европ. дипломаты, миссионеры и путешественники XVII в., свидетели ее жизни и мученической кончины в Иране, а также сообщавшие рассказы очевидцев. Несмотря на то что в нек-рых источниках есть неточности, документы представляют собой ценные сведения о последних годах жизни К. и о ее почитании. В 1625 г. португ. монах-августинец Амброзиу душ Анжуш находился с миссией в Иране, навещал К. в плену и присутствовал при ее кончине. Он написал соч. «Подлинные сведения о мученической кончине царицы Кетеван в главном городе Персидского царства Ширазе по приказу шаха Аббаса 22 сентября 1624 года» (Ms. 731, 1625 г.//Biblioteca Nacional de Portugal (Lisboa). Fol. 428-438; Ms. Ind. 50v 34, 1627 г.//Biblioteca da Ajuda (Lisboa); Амброзиу душ Анжуш. 1987. С. 26-47; I dem. 1998. Fol. 365-382). Каждая страница документа была пронумерована и нотариально заверена в епископской канцелярии Гоа. В том же году о мученичестве К. узнал монах-доминиканец Грегорио Орсини, передавший сведения итал. дипломату Пьетро делла Валле, 2-я супруга к-рого, Тинатин Циба, была грузинкой и к-рый в 1627 г. написал о подвиге К. в отчете папе Римскому Урбану VIII «Информация о Грузии»: «Дошла там до меня весть о том, как помянутая царица Кетеван 22 сентября 1624 года в том городе Ширазе, где столько лет держали ее, ради того, что не отступилась она от веры Христовой, под конец по приказу царя персидского мужественно окончила жизнь в жесточайших муках, как великая мученица» ( Пьетро делла Валле.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

Известный американский уфолог Джон Киль, а также астрофизик Жак Валле рассматривают этот феномен как дезинформацию разных уровней. Оба автора отрицают гипотезу о возможности посещения Земли человекоподобными существами и проблему ВЦ. Если Ж. Валле уделяет большое внимание вопросу фальсификации, демонологии, то есть делает акцент на исторический аспект (его книга «Паспорт в Магонию»), то Дж. Киль посвящает целые главы вопросам оккультно-теософским в своей книге «Операция «Троянский конь " ». Кроме того, Киль уделяет внимание физической стороне объяснения феномена НЛО, связывая свои представления с гипотезой о параллельных мирах. «Наши небеса заполнены и всегда были заполнены Троянскими конями. Они действуют, подчиняясь таинственному графику, сея абсурд и неразбериху на своем пути. Фанатики и оккультисты громко требуют от нас, чтобы мы открыли городские ворота и ввезли в город Троянского коня. Но правительства и Церковь пытаются сохранить ворота на замке, когда, казалось бы, аутентичные религиозные чудеса случаются сегодня, а случается их немало, священнослужители и теологи подходят к ним с огромной осторожностью и пытаются умалить их. Ведь Библия предупреждает: в течение «последних дней» перед концом света небо нашей планеты будет кипеть символами и предзнаменованиями. Создается впечатление, что эти «последние дни» уже наступили». Известный русский уфолог, директор «Союзуфоцентра» В.Г. Ажажа в брошюре «Осторожно: НЛО!» призывает не пытаться выходить на контакт с НЛО, не заниматься медитацией, аутотренингом, психическими и биоэнергетическими упражнениями, биолокацией, так как эти контакты негативно влияют на человека, а «неизвестные силы» пытаются всегда подчинить волю контактера своей воле, превратив его в «биоробота». Если провести сравнительный анализ уфологических контактов четвертого рода с явлениями нечистых духов Святым Отцам, то можно увидеть практическое сходство между ними. Ниже мы приводим таблицу, описывающую характер воздействия НЛО и «гуманоидов» на людей, особенности этих явлений и характеристики воздействия демонов на людей (см.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В школе очень хороша его же картина, представляющая воскрешение св.Антонием жены, убитой ревнивым мужем. Понравились мне там стенные изображения и Доминика Кампаниолы: 1.Воскрешение юноши, над дверью; 2.Св.Франциск и св.Антоний вкупе у алтаря, и 3.Видение камня на месте сердца у одного старого скряги. 7, понедельник. Вчера я разохотился любоваться итальянской живописью и потому и сегодня внимательно рассматривал ее в капелле Богоматери дель-Арена, в кафедральном соборе и в церквах: Крещальной, св.Иустины, Еремитанской и Карминийской. В названной капелле все стены от пола до потолка покрыты живописными изображениями, и эти изображения, произведенные знаменитейшим живописцем Джиотто, так замысловаты, изящны, превосходны, что я заблагорассудил еще раз, завтра утром, рассмотреть их и на особом чертеже обозначить размещение их с оценкой, если не всех, то наилучших. Кафедральный собор, строенный с 1552 года по 1570-й год по плану Микель Анжела Буонаротти, зодчими Андреем делла-Валле и Августином Ригетти, окончен был уже в 1574 году. Здесь, кроме надгробных памятников падуанскому поэту Сперони (†1588) и кардиналу Франциску Забарелла (†1417), замечательны чудотворная икона Богоматери Чекки, написанная Иустом Падованином в XIV веке, и картина, представляющая блаженного Иеронима с книгой в Вифлееме, кисти Маль-Омбра. А в ризнице хороши изображения Спасителя, беседующего с самарянкой, прощающего блудницу и присутствующего на браке в Кане Галилейской. В белом и прозрачном лице Его выражена чистейшая любовь. Написание этих картин усвояют Падованину и Кампаниоле. В той же ризнице показываются Евангелиариум 1170г. с миниатюрами и Венецианский служебник, Missale, 1491года с миниатюрами же. В библиотеке кафедрального дома любопытно видеть произведение старинного венецианского художника Николая Семитеколо, 1367 года, это – Пресвятая Мария, Св.Троица и святый мученик Севастиан. Церковь св.Иустины, начатая в 1521 году по плану архитектора Андрея Рикчио и оконченная в 1532 году зодчим Андреем Марони, весьма хороша.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

370 4Цар 17:3–7, 18, 24–41 . Взятие Самарии и переселение народа царства израильского в Халах и Хавор и в города Мидийские совершилось при Салманассаре 4, а заселение Самарии иноземцами начато при Саргоне и позже продолжалось при Есархадоне (Асардоне Ездры 4:2). При Александре Македонском поселена в Самарии Сиро-Македонская колония (Фл. Иос. прот. Аппиана 2 гл. 2). Здесь селились впрочем и Иудеи. Но вражда между Самарянами и Иерусалимскими жителями, начавшаяся еще при Дарии Истаспе (Ездры 4:2–3), продолжалась; Иоанн Гиркан, вождь Иудейский, овладел Самарией в 109 году. При Помпее (Др. Ист. Иуд. Фл. Иос. кн. 14 гл. 8) земли области Самарии возвращены тем, коих Фл. Иосиф называет жителями страны; это вероятно смешанное уже племя из всех колонистов, в отличие от Иудеев. Храм на горе Гаризиме построен еще в начале завоеваний Александра под руководством священника Манассии (брата первосвященника Иодая), изгнанного из Иерусалима за женитьбу на Самарянке (Др. Ист. Иуд. 11 , гл. 7–8). 371 Что у Самарян было Пятикнижие, на то указывают и Ориген (по поводу Числ 13:1 ), и Иероним в Пролегоменах к кн. Царств. И Талмуд упоминает о Пятикнижии Самаритян с презрением. Первый подлинный список Самаританскаго Пятикнижия добыт в Дамаске в 1616 г. Пиетро де ла Валле. Теперь известно до 16 рукописей в разных библиотеках. Все они начертаны Самаритянскими знаками Финикийского типа. Об этом типе письма и о Самаритянской азбуке (финикийского типа) см. Isaac Taylor " " s alphabet, vol. 1 pp. 186, 198 и о рукописях id. стр. 242–244; cp. и таблицу на стр. 227. 373 Деян. 8:5–12, 15–17 . Мы должны оговорить, что в двух независимых друг от друга сочинениях под названием «о Ересях» – Св. Епифана Кипрского († в 402) и блаж: Августина († 430), Самаряне называются еретиками. Какая ересь явилась в Самарии и привилась там, – мы не знаем достоверно но факт, что Самаритяне сделались христианами, приняв с радостью учение Христово и удостоились принять Духа Святого, – записан в 8 главе Деяний. 374 Так и в греческой Библи издания Св. Синода 1890 года. И Вульгата, и Biblia Sacra читают в этом месте Dominus.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

113 Метафорическое название человека (или божества) «кровью» присутствует в античных надписях, например Δις α μα (Inscriptiones Graecae. 14. 1003. 1. 1389 II. 14). Именование Иосифа «драгоценной кровью» – τμιον α μα имеет христологическое значение (см. 1Пет. 1:19 ) и в патристике постоянно. 114 Слова об Иосифе, как образе Авраама, намекают явлением Троицы Аврааму у дубравы Мамвре ( Быт. 18:1 ) и, возможно, подчеркивают христологическое значение образа Иосифа, а также являются отражением богословия мученичества: мученик или безвинный страдалец становится гостеприимцем Троицы и обителью Отца и Сына и Святаго Духа. 115 Термин νεκτικς (кроме как у преп. Романа) встречается только в стоической литературе, в частности у Эпиктета: см. Dissertationes ab Ariano digestae. 36. 2, 22. 117 В соотвествующем месте Септуагинты, равно как и масоретского текста ( Быт. 41:2 ), речь идет о коровах τς βας, . Возможно, эта замена связана с образом Аписа – священного быка, символа священной царской власти и плодородия, о котором мог знать св. Роман. 118 νεμοφθρους – весьма редкое слово, встречается у Феодорита и Епифания, преимуще­ственно означает «легкомысленный». 122 Термин περ υπνος, встречающийся (кроме как у св. Романа) только у Артемидора. См. Fragmenta F. 2А 104. 127 Слов этих в Библии нет. Не вполне понятно, почему, повелевая оставить заложника, Иосиф обращается к ним «как брат к братьям». Первая возможность для толкования – его братский поступок относится к наделению их хлебом, а не к задержке Симеона, вторая – скрытая ирония: если одиннадцать братьев могли «по-родственному» продать Иосифа, то он, связывая Симеона, и подавно поступает «по-братски». Третью возможность для толкования предлагает св. Иоанн Златоуст : любовь Иосифа к единоутробному брату Вениамину и боязнь за него. «Я желаю посмотреть на брата единоутробного, потому что из ваших поступков со мною подозреваю в вас братоненавистный дух» (PG. Т. 54. Col. 549 ). 131 Этого риторического вопроса нет в Библии, но он встречается у Ефрема Сирина в его сирийских проповедях «на праведного Иосифа»: «Боюсь спрашивать о нем, чтобы вы снова хитон не принесли его» (dhlt ly d’mr d’ykw ddm kwtyn’ tqrbwn ly) (Lamy. Hymni et sermones. T. III. P. 473). Однако ни в Библии, ни у Ефрема не говорится о том, что именно Рувим принес одежду отцу, напротив, именно он пытался спасти Иосифа. Скорее всего, Рувим подвергается упре­кам. как оскорбивший отца, войдя к его наложнице Валле ( Быт. 35:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Но " в полгоры Хоривскиа " , судя по всему, сохранилась церковь во имя пророка Илии, описанная Варсонофием, правда, не совсем ясно, с каким именно храмом из двух, упоминающихся иноком, следует ее отождествить. Вот это описание: " Ту есть 2 церкви во имя святаго пророка Илии. И за святым престолом церкви его ту есть место, идеше седяше святый Илия " . Несколько дальше в хождении Варсонофий не только повторяет свое описание, но и добавляет характерную деталь: " Иде ж седяше святыи пророк Илия, иде же ему вран хлеб приношаше ясти " (ср.: 3 Цар 19. 5-8). Трифон Коробейников упоминает в своем хождении уже только одну церковь во имя пророка Илии, " над тем местом, [г]де Илья постился и вранове ту пищу приношаху; а вранове тут живут не велики добре " Вряд ли можно сомневаться, что речь идет о церкви, построенной грузинским царем Давидом II в начале XII в. над пещеркой, в которой, по преданию, скрывался пророк Илия (3 Цар 19, 8-18). Эту пещерку посещал еще Блаженный Антонин, бывавший на Синае в конце VI в. А церковь видели, помимо Варсонофия и Коробейникова, путешественники Петр Делла Валле (1645), Тевенот (1658), Морисон (1697), о. Василий Барский (1728), Нибур (1762) и пр., согласно сведениям архимандрита Церковь расположена на высоте 2 137 м над уровнем моря перед небольшим озером и колодцем с питьевой водой. Варсонофию здесь очень понравилось: " Бе бо поляно место красно... И ту ж есть вода, озерце кругло, омуровано камением. И круг воды древеса... " Разумеется, Варсонофий " от " этих деревьев " посох урезах " . Вероятно, именно с этим посохом на следующий день он поднимался " на гору велми высокую же " - высота 2642 м над уровнем моря. На этой горе " лежало святое тело великия мученици Екатерины, и принесено святыми ангелы от Александрия града по святом ея страдании за Христа " (нач. IV в.). Далее Варсонофий рассказывает историю обретения мощей св. Екатерины, которые, пролежав на вершине горы " больше трехсот лет, никому не видимо " (следует отметить, что вершина горы св. Екатерины - самая высокая точка не только Синайского полуострова, но и всей Северной Африки), были явлены некоему " старцу в Рафийском монастыри " - Раифа находится на берегу Красного моря. При этом пояснялось, что мощи лежат " на высоце горе " , а перенести их следует в церковь " манастыре святыя горы Синайския " . Старец отправился в указанный монастырь, но монахи встретили его с недоумением: " Где есть высокая гора? " . Однако " священици и с клирики и со всеми кандилы и со свещами " , ведомые ангелом " в калугерском образе " (т.е. принявшим облик монаха, старца), разыскали нужную гору, " взыскали " мощи " и положиша в велицеи церкви близ святого престола на правои стране " . Имеется в виду правая часть алтаря центрального храма (базилики) во имя Преображения Господня (VI в.) греческого православного мужского монастыря св. Екатерины, " идеже и доныне лежат " в мраморном ковчеге честная глава и шуйца великомученицы Екатерины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Бенедикта. Строительство мон-ря продолжалось 8 лет; за это время были возведены церкви св. Петра, св. Мартина, св. Северина и св. Михаила. В Житии подчеркивается, что Флор не только уступил монахам все права на подаренные им земли, но и отдал в мон-рь своего 8-летнего сына Бертульфа и впосл. сам был принят в обитель в качестве новиция. Во время освящения мон-ря, к-рое возглавил Евтропий, еп. г. Андекавы (ныне Анже), кор. Теодеберт щедро одарил монахов и попросил их поминать его в молитвах. Его преемники Теодебальд (548-555) и Хлотарь I (правил в Австразии в 555-561) также оказывали покровительство мон-рю. В Житии описываются чудеса М.: исцеление клирика, упавшего с высоты во время строительных работ, изгнание демонов и т. д. Предчувствуя скорую кончину, он сложил полномочия аббата, чтобы провести оставшуюся часть жизни в уединении. Однажды ночью на М. напали демоны, желавшие отомстить святому за то, что он указал жителям Галлии путь к спасению, но святой прогнал их. Тогда явившийся ангел предупредил М. о скорой смерти 116 монахов. Святой призвал общину готовиться к грядущим испытаниям и очистить душу покаянием. После погребения усопших святой заболел и скончался на 73-м году жизни, прожив более 40 лет в Галлии. Его похоронили у алтаря в монастырской ц. св. Мартина. Преемником М. стал Бертульф, сын комита Флора, с детства воспитывавшийся в обители; ему наследовал Флориан, сын Хардерада. В X в. почитание М. как ближайшего ученика св. Бенедикта получило широкое распространение среди европ. монашества. Поминовение М. указано в мартирологе Узуарда под 15 янв. Самая ранняя богослужебная книга, в которой содержатся молитвы мессы в день памяти святого (15 янв.),- сакраментарий бенедиктинского аббатства Сен-Пер-ан-Валле в Шартре (Chartres. Bibl. municip. 573, 2-я пол. X в. (рукопись утрачена); см.: Gr é goire. 1965. P. 46). В 988 г. кор. Гуго Капет (987-996) и гр. Бурхард Парижский попросили св. Майоля , аббата Клюни , укрепить дисциплину и восстановить соблюдение устава в монастыре Фосе ( Eudes de Saint-Maur.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

о. выдержан принцип расположения праздников, характерный для эпистилия. Миниатюрные деревянные эпистилии явились прообразами поствизант. резных иконостасов. Каждая икона размещалась под резной аркой, опиравшейся на колонки, к-рые могли быть либо витыми, либо декорированными изображениями зверей, птиц и вьющихся растений. По теории, изложенной Патриархом Никифором I (806-815) в трактате «Антирретика», где проводилась четкая грань между изображением как предметом поклонения и изображением, служившим простым украшением, оправдывалась глубоко укоренившаяся у визант. мастеров практика помещать на богослужебных предметах зооморфные образы. Прототипы деревянных эпистилиев, вероятно, были созданы в К-поле. Сохранившийся в ц. Санта-Мария ин Валле Поркланета в Абруцци (Италия) деревянный эпистилий на мраморном темплоне, согласно письменным источникам, являлся копией иконостаса из мон-ря Монте-Кассино, заказанного аббатом Дезидерием в К-поле. Дошедшие до нас образцы визант. лицевого шитья XIV-XV вв. создавались по заказам имп. двора и Церкви. В эпоху Палеологов получило широкое развитие сюжетное золотое шитье, украшавшее предметы литургического назначения и церковные облачения. Материалом служили дорогие ткани, как правило подложенные полотном, декор выполнялся золотыми и серебряными нитями и расцвечивался разнообразными шелками. Такое шитье создавали придворные мастерицы, а также насельницы жен. мон-рей. Поздневизант. лицевое шитье лучше всего представлено плащаницами с изображением сцены «Положение во гроб и оплакивание Иисуса Христа». При большом разнообразии иконографических трактовок в композиции всегда присутствуют изображения Солнца и Луны в виде профилей с венцами на головах либо круглых личин. Стремясь подчеркнуть вселенскую значимость страстной сцены, художник-«знаменщик» переносил на нее представление о дне Страшного Суда, когда померкнет Солнце, а Луна превратится в кровь. Композиция воспроизводила евангельский текст о приготовлении тела Христа к погребению: Иосиф и Никодим обвили тело Спасителя плащаницей, при этом были жены, смотревшие на приготовления (Мф 27.

http://pravenc.ru/text/387113.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010