Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории. Храм Покрова Пресвятой Богородицы . По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с приделом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здесь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой стороне св. Апостолов Петра и Павла, на левой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам приделы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмещают в себе, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом. В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всех Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престоле, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасе образа украшены были серебряными венцами и ризами, а некоторые жемчугом и драгоценными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран.

http://sobory.ru/article/?object=03548

Подписи 15 настоятелей русских обителей: 1) Обители Вознесения Господня, 2) Богословской обители, 3) Свято-Троицкой обители, 4) Обители Иселлии, 5) Обители Св. Иоанна Златоуста (Иверской), 6) Обители Благовещения Пресвятой Богородицы, 7) Обители Св. Саввы, 8. Обители Св. Николая, 9) Обители Покрова Пресвятой Богородицы, 10) Обители Св. Великомученика Георгия, 11) Обители Преображения Господня, 12) Обители Св. Георгия, 13) Обители Преп. Евфимия. 14) Обители Рождества Пресвятой Богородицы, 15) Обители Преп. Онуфрия. Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей. Ф. В.А. Маевского. Д. Афон. Копия. 3 ПИСЬМО МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) UEPOCXIMOHA ХУ ФЕОДОСИЮ АФОНСКОМУ НА КАРУЛЮ 2 декабря 1926 г. Всечестный и достолюбезный батюшка, отец Феодосий! Сейчас вторично перечитал Ваше разумное и строгое письмо. Конечно, Вы правы, совершенно правы в оценке событий изменения календаря, а виновники его достойны всякой укоризны, а может быть даже и отлучения. Однако иное дело – суждения о них, а иное – дерзание на прекращение церковного общения. Вы ссылаетесь на Патриарха Германа 492 , ответственного хранителя св. Предания и современного раскольникам борца за св. веру и Церковь […]. Но в решении вопроса о продолжении или прекращении общения должно, не человекоугодия ради, но ради слова св. Церкви и согласно воле Божией, явленной через предания, каноны и примеры жизни святых, руководиться икономией. Вот почему в правиле 14–15 Двукратного Собора упомянуто: «до суда» над нарушителями. Вероятно, не только дозволено, но и полезно их обличать, проповедовать против их действий, но откалываться от них не спешить, дабы и нам самим не впасть в суд диавол. – Вот, например, болгарская Церковь . Она была отлучена 4-мя патриархами после продолжительного обсуждения дела 493 , а Пр. Феофан, Серафим 494 и др. продолжают сослужение с ними в церквах: даже Анастасий 495 . Я, однако, воздерживаюсь, а здесь дело совершенно иное, хотя и есть смягчающие их, т. е. болгар, вину. – Между тем даже в книге Правил имеются каноны о том, что в некоторых случаях прервание отношений с виновником обязательно только для епископов, а виноватый должен «довольствоваться общением со своим клиром», который, впрочем, может оставаться в общении с прочими епископами (см. Карфагенский собор правила 87, 98, 147, а об икономии вообще – Василия Великого I и Карфаг. отд.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале 20 века богослужения совершались только в Вознесенской церкви. Покровская была опечатана из-за ветхости и неустойчивого положения стен. В монастыре находилась особо чтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы, по преданию, написана в 1702 г. Информация из книги В.В. Легостаев " Храмы Лихвинского уезда " . Добрый Лихвинский Покровский монастырь 3-го класса находится от Лихвина в 10 верстах, на берегу реки Оки, близ села Доброго, и существует с 1477 г. Царь Алексей Михайлович учредил в 1670 году в этой обители архимандрию, и она с нынешнего столетия находится под управлением ректоров Калужской духовной семинарии. Святыню его составляет чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы, которую достойно чтут все жители Лихвина и окрестных селений. Она приносится в Лихвин и стоит несколько времени в соборной церкви, где граждане и служат ей молебны. В монастыре в настоящее время две церкви: соборная во имя Покрова с двумя приделами – св. Андрея Первозванного и св. мучеников Флора и Лавра, и вторая во имя Вознесения Господня. П.А. Ляметри. Исторические сведения о монастырях Калужской губернии//Памятная книжка Калужской губернии на 1861 г. Калуга, 1860. Стр. 291–292 Третьеклассный Покровский Добрый монастырь в Лихвинском уезде Покровский монастырь находится в 10 верстах от г. Лихвина, на правом берегу р. Оки, у села Доброго. Существует с 1477 года; в 1670 году царем Алексеем Михайловичем учреждено архимандритское настоятельство; в настоящее время находится под управлением ректоров Калужской семинарии. В монастыре, обнесенном каменною оградою с 3 башнями, находятся: две церкви, первая, соборная, во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами – во имя Андрея Первозванного и св. мучеников Флора и Лавра, вторая во имя Вознесения Господня; колокольня, настоятельские и братские кельи и конный двор. Вне ограды 20 небольших деревянных лавок для ярморочных дней. В соборной церкви есть икона Покрова Божией Матери, особенно чтимая окрестными жителями. Особенно значительное стечение народа бывает в храмовые праздники, в которые бывают и ярмарки, а именно: 1 октября, 18 августа и в день Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02975

В 1998 монастырь начал восстанавливаться. В 1999 году освящена часовня-храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная жителями города Михайлова. С этого момента начинается возрождение обители. 27 мая 2001 года был освящен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Построен одноэтажный жилой дом. 2 июля 2005 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил закладку камня в основание восстанавливающегося монастырского соборного храма с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября 2007 года, по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, была совершена закладка камня в основание строящегося надвратного храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В настоящее время в монастыре активно ведутся восстановительные работы: воссоздаётся большой монастырский соборный храм с главным престолом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, достраивается монастырская ограда, заложен сад. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Подворья: Подворье монастыря - в городе Михайлове (в 4 километрах от монастыря) с каменным однопрестольным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (освящен в 1990 году) и одноэтажным деревянным жилым домом. http://www.ryazeparh.ru/ Покровский женский монастырь перенесен из упраздненной Аграфениной пустыни в город Михайлов по Высочайшему повелению 18 июня 1819 г. в начале сентября того же года игуменьей Евсевией на отведенной градским обществом местности, называвшейся « Черною горою», устроены были два деревянных корпуса, настоятельская келья была перенесена из Аграфениной пустыни, а Богослужение первоначально отправлялось в уступленной монастырю Кладбищенской церкви Обновления храма Воскресения Христова, построенной еще в 1808 году. Построение храма Покровского начато в 1825 г. В нем 5 престолов: в верхнем этаже главный Покровский храм освящен в 1836 г., в нижнем этаже настоящая в честь Софии Премудрости Божией – Предтечинский – в 1848 и придел в честь иконы Божией Матери « Взыскание погибших » в 1879 г. В этом приделе храмовая икона Божией Матери Взыскание погибших, от коей было немало опытов благодатной помощи, помещается в киоте из красного дерева вышиною в 15, шириною в 13 вершков, на ней серебряновызолоченная риза весом в 5 фунт. 63 золотн., низанная жемчугом, устроена в 1852 г. К построению колокольни приступлено было 1819 г., а каменною оградою монастырь обнесен в 1842 году.

http://sobory.ru/article/?object=08889

Археологические исследования, проведенные Н.Н.Ворониным в 1950-е годы, показали, что храм имел галереи, стоявшие на фундаментах, столь же уникальных, как и у храма, хотя и несколько меньшей глубины. Наличие галерей доказывается обнаружением их фундаментов и, вероятно, принадлежащего им профилированного белокаменного блока. Исследования, проведенные в 2000-е годы автором этой статьи, показали, что обнаруженные Н.Н.Ворониным галереи были закрытыми (папертями), что они были пристроены к храму через несколько лет (возможно, даже десятилетий) после его возведения, и что современный облик церкви Покрова на Нерли в целом соответствует первоначальному. Перейдем к вопросу датировки церкви Покрова на Нерли. Многие исследователи (в том числе В.И.Доброхотов, Н.Н.Воронин и П.А.Раппопорт) датировали храм на основании Жития Андрея Боголюбского, написанного в связи с канонизацией князя в 1702 году: «Сего же лета (1165 год) сын его первый Изяслав Андреевич к Господу отъиде, и положен бысть в соборной Успения Пресвятыя Богородици церкве. Сей же великий князь Андрей, аще печалию о скончавшемся сыне объят быв, и скорбяше, обаче более в богоугодные дела поощряшеся; ибо Боголюбовския обители, яко поприще едино, на реке Клязьме в лугу, нача здати церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго ея Покрова, на устьи реки Нерли, из собираемых и двоелетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборныя Успения Пресвятыя Богородицы церкви и других десятыя части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху, и, помощью Пресвятыя Богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела». В.И.Доброхотов, основываясь на этом сообщении Жития, датировал церковь Покрова 1166 годом, так как Изяслав умер осенью 1165 года. П.А.Раппопорт полагал, что строительство храма началось немедленно после смерти Изяслава (уже в 1165 году) и окончилось в 1167 году. Но в позиции исследователя имело место внутреннее противоречие, так как храм, по сообщению принимаемого П.А.Раппопортом сообщения Жития Андрея Боголюбского, был построен «единым летом».

http://sobory.ru/article/?object=00185

Когда-то, еще со времен Тверского княжества, на этом самом месте, где ныне Покровская церковь, находился Афанасьевский девичий монастырь. Посвящен он свт. Афанасию Александрийскому и известен был как Афанасьевский на Песках. Основательницей монастыря и его первой настоятельницей в течение 12 лет была Софья Ярославна Тверская, родная сестра святого великого князя Михаила Тверского. Известно и второе народное название монастыря " Софьин " , " Софийский " . В судьбе Афанасьевской обители после княжны Софьи - 250 лет полной неизвестности. К XVI в. относится цветущая пора монастыря, когда в нем жило до 20 монахинь. Тогда же " были дарованы монастырю разные льготы на владения в Кашинском, Тверском, Зубцовском и Дмитровском уездах. В Писцовой книге 1б2б года говорится о двух деревянных храмах монастыря: церкви Афанасия и Кирилла и церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Учитывая, сколь разрушительным оказалось для Твери литовское разорение, можно предположить, что в первой половине XVII в. и Афанасьевский, и Покровский храмы были выстроены вновь. В последней четверти XVII века Покровская церковь служила " теплым " , т. е. ежедневно посещаемым храмом. Можно предположить, что во второй половине XVII в. к церкви Покрова постепенно переходят функции основного храма обители, а к XVIII веку Афанасьевский храм перестает существовать. В 1723 г. монастырь был упразднен " за малочисленностью " , а монахини были переведены в тверской Христорождественский женский монастырь. Место в документах стало называться погостом. Каменная Покровская церковь была заложена 12 июня 1765 года, и строительство " тщанием Тверского купца Григория Андреева сына Жижина с прихожанами " окончено в 1774 году. На престольный праздник Покрова Богородицы был освящен центральный Покровский придел. Церковь сложена из кирпича, в цоколе и декоративных элементах использован белый камень. Тип церкви - " восьмерик на четверике " . Восьмерик двухсветный, с междуярусным карнизом, так что снаружи церковь кажется трехэтажной. На восточной стороне - пятигранная алтарная абсида.

http://sobory.ru/article/?object=00004

За богослужением молились настоятельница Свято-Иверского монастыря игуменья Рахиль (Ковалева), сестры обители, насельники Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, студенты Донской духовной семинарии, многочисленные прихожане и паломники. Песнопения Божественной литургии исполнил Большой митрополичий хор (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий). За Литургией были вознесены молитвы о мире на Украине. Телевизионную трансляцию богослужения из Патриаршего собора осуществляла ГТРК «Дон-ТР». Перед причастием руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Валерий Волощук огласил послание главы Донской митрополии по случаю принесения на Донскую землю ковчега с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской. По окончании богослужения митрополит Меркурий приветствовал молящихся и передал всем благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В архипастырском слове владыка Меркурий напомнил верующим о том, как верующие должны воспринимать сегодня праздник Покрова Пресвятой Богородицы: «Событие Покрова свершилось уже очень давно, когда блаженный Андрей и его ученик Епифаний увидели в Константинопольском храме молящуюся Пречистую Богоматерь, ходатайствующую за свой народ. Из года в год мы торжествуем в этот день, приходя в огромном количестве в храмы Божии — неужели только для того, чтобы вспомнить эту святую историю? Безусловно, нет! Сегодняшняя наша молитва есть не что иное, как живое свидетельство того, что мы под Покровом Пречистой Божией Матери находимся и поныне, и каждый лично, и все наше Отечество. Когда мы обращаемся к Пречистой Богоматери, просим Ее заступления, мы не видим того, чему был свидетелем блаженный Андрей, но сердцем мы чувствуем, как Богоматерь оберегает и сохраняет нас в нашей жизни». К торжествам в честь Покрова Пресвятой Богородицы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Патриарший войсковой всеказачий собор Вознесения Господня принесен ковчег со святыми мощами подвижников веры, пострадавших в годы гонений на Православие в ХХ веке.

http://patriarchia.ru/db/text/5036339.ht...

С 1945 по 1951 г.г. настоятелем церкви был протоиерей Александр Михайлович Никольский. Протоиерей Леонид Васильевич Яковлев, настоятель церкви прослужил в храме около 40-ка лет (1951-1988гг.). Многие волоколамцы хорошо помнят его добрый нрав и ревностное служение на приходе в трудные годы гонений на Церковь. Могила отца Леонида сохраняется внутри ограды храма, на ней всегда лежат цветы и приходящие туда люди молитвенно воздают почившему батюшке и всем ушедшим в вечность православным христианам Вечную память! Наиболее чтимыми святынями храма являются иконы Божией Матери «Покров» и «Достойно есть» http://volokblag.ru/ В западной части Волоколамска, на возвышенности, стоит церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. История храма восходит к далёкой старине. По преданию, на месте расположения церкви ещё в XII веке князем Андреем Боголюбским был основан Покровский монастырь. Такое название монастыря явно неслучайно. Как известно, появлению в нашем церковном календаре особого праздника в честь Покрова Божией Матери мы обязаны усилиям именно этого святого князя. Волок был тогда отвоёван у Новгорода и некоторое время находился под властью Владимиро-Суздальского князя. Здесь Андрей Боголюбский праздновал свадьбу своей дочери. Своеобразие Покровской церкви заключается в том, что за свою долгую историю она как бы впитала в себя духовное наследие двух некогда находившихся на этом месте древних монастырей - Покровского и Варваринского. Существование Покровского монастыря прослеживается до третьей четверти XVIII века, на что указывает выписка хозяйственного характера (из Писцовых книг за 1636 г.), сделанная в 1670 г. " того монастыря попом Константином с причетники " (сохранилась в копии XIX - начала ХХ вв.). В дальнейшем никаких упоминаний об этой обители более не встречается. По-видимому, именно в это время монастырь прекратил своё существование, и лишь древняя деревянная монастырская церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы продолжала стоять до начала XIX века, став обычным приходским храмом.

http://sobory.ru/article/?object=03213

Уютно и тепло становится на душе, когда смотришь на эту сказочную красоту: на небольшие образки, развешенные по стенам храма на лампадки в виде птичек. Внутреннее убранство храма сделано в стиле майолики. Колокольня возвышается над святыми вратами монастыря и завершает объем надвратной домовой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Прекрасная двухъярусная звонница колокольни – образец нарышкинского стиля в русской архитектуре, возникновение которого напрямую связано с главными благодетелями и устроителями обители боярами Нарышкиными, ближайшими родственниками первого русского императора. Внешне кубический объем храма Покрова почти не читается и, не зная этого, можно принять объем церкви за ярус колокольни, однако внешняя неприметность не умаляет значимости домового храма – с момента создания это была личная молельня настоятеля. Службы проводятся здесь один раз в год, на престольный праздник 14 октября. В начале 2010 года при наместнике обители епископе Зарайском Меркурии на московском колокольном заводе “Литекс” для монастыря были отлиты новые колокола. 20 февраля 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения в обители Божественной литургии освятил первый из отлитых колоколов – главный благовестник обители 8-тонный “капан” “Святитель Петр”. В конце марта 2010 года в обитель привезли и другие колокола. Звонница монастыря пополнилась 3,5-тонным колоколом “Святой апостол Андрей Первозванный” и еще девятью колоколами, каждый из которых имеет не только свой “голос”, но и свой образ. По итогам реализации Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы в 2017 году полностью завершены реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Высоко-Петровского монастыря, конец XVII–haчaлo XVIII в.в. Колокольня с надвратной церковью, 1690 г.». Запланированные и выполненные работы: реставрация фасадов, укрепление кирпичной кладки стен, сводов, проездной арки и стилобата, реставрация белокаменного цоколя, устройство белокаменного покрытия гульбища с воссозданием белокаменных водометов и пинаклей, устройство отмостки, оконных и дверных заполнений, витражного блока, устройство белокаменных и деревянных полов, реставрация кровли, устройство системы водостока.

http://sobory.ru/article/?object=02168

Заседание завершилось обсуждением Плана основных мероприятий программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители», а также проекта Положения о Попечительском совете программы. В рамках выполнения программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители» уже осуществлен вывод мастерских реставрационного центра им. Грабаря из Покровского храма и установлен Поклонный крест на территории Марфо-Мариинской обители. В ближайшее время планируется выпустить брошюру «Краткое житие преподобномученицы Елисаветы и акафист» и издать книгу «Великая княгиня Елисавета Феодоровна в воспоминаниях современников». В издательстве Марфо-Мариинской обители готовится переиздание книги «Марфо-Мариинская обитель милосердия» (под редакцией Великой княгини Елисаветы). Также выйдут в свет книги «Покровский храм» (о храме обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенном по новгородским и псковским образцам архитектором А.В. Щусевым и расписанном художниками Н.В. Несторовым и П.Д. Карелиным), «Мученики христианского долга» (воспоминания игумена Серафима (Кузнецова) о преподобномученице великой княгине Елисавете), «Молитвослов для родителей», «Молитвы матери». На лето 2007 г. намечено проведение выставки фотографий и переписки Великой княгини Елисаветы, а также детского праздника для воспитанников детских приютов. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Возрождение Обители во всей многогранности ее деятельности и полноте духовной жизни, созданной ее основательницей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, сегодня актуально как никогда. В настоящее время возникла острая необходимость укреплять традиционное самосознание народа, развивать духовно-нравственные ценности в обществе. Воссоздание Марфо-Мариинской обители как Всероссийского центра милосердия должно стать в этих условиях одним из важнейших направлений совместной деятельности Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/196314.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010