Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 5: апостолы Иаков, Петр, Иуда Апостол Петр. Икона конца 6 в. В послании апостола Иакова, более назидательном, нежели вероучительном, Лицо Святого Духа упоминается только раз, и то в цитате: не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит Дух, живущий в нас? (Иак 4:4-5). Синодальный перевод ставит здесь “дух” с маленькой буквы, но это никак не может быть человеческим духом, поскольку Его личное действие противопоставляется личным действиям тех, в ком Он обитает (глагол katoikeo — заселять, располагаться, обитать). То, что обитание Духа Святого в верующих исключает их внутреннюю направленность к чему-либо иному помимо Бога, объясняется личностными характеристиками обитающего в них Духа, Который до ревности любит (epipoteo подразумевает очень сильное чувство, букв “томиться по кому-либо”). Источник цитаты неясен, в Писании Ветхого Завета таких слов не найдено. Единственную параллель, которую предлагают Nestle-Aland, это: Я Господь Бог твой, Бог ревнитель (Исх. 20:5). Ревность в Ветхом Завете — одна из основных категорий, определяющих отношения человека (в составе общины избранных) с Богом: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель (Исх. 34:14, Втор 4:24 и др.), здесь она усвояется Духу. Второй раз в послании pneuma упомянуто в значении духа человеческого (Иак. 2:26). У апостола Петра ссылок на Святого Духа больше и они разнообразнее. Помимо Третьего Лица Троицы pneuma это и человеческий дух — как то, что продолжает существовать после физической смерти (1Пет 3:19). Во многом пневматологические высказывания апостола Петра совпадают с расмотренными выше характерными особенностями пневматологии апостола Павла. Как и у апостола Павла, мы встречаем упоминание Духа в триадологическом контексте, наряду с Отцом и Христом: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится (1Пет 1:2), также, как у апостола Павла, мы видим здесь освящающее действие Духа Божия (ср. Рим 15:16 и др.). Также, как у апостола Павла, Дух именуется Христовым (1Пет 1:11, ср. Фил 1:19 и др.).

http://pravoslavie.ru/1523.html

преподобный Иустин (Попович), Челийский Содержание Часть пятая. Церковь — непрестанная Пятидесятница. Пневматол...    Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой — Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? — Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13; 1Кор.2:4—16; Еф.3:5).    Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян.2:1—47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7—13, 15:26, 14:26), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим.    День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44—48, 11:15—16, 15:8—9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо — Святая Пятидесятница — при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым — в Церкви и Церковь Духом Святым — в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос — Глава и Тело Церкви; Дух Святой — душа Церкви (см. 1Кор.12:1—28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение — το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Учение о Святом Духе в Церкви Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог , а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой – Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? – Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13 ; 1Кор.2:4–16 ; Еф.3:5 ). Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело – Церковь , и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа ( Деян.2:1–47 ). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7–13, 15:26, 14:26 ), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим. День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44–48, 11:15–16, 15:8–9, 19:6 ). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо – Святая Пятидесятница – при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым – в Церкви и Церковь Духом Святым – в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос – Глава и Тело Церкви; Дух Святой – душа Церкви (см. 1Кор.12:1–28 ). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение – το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

О цели человеческой жизни Господь положил целью земной жизни и вечной загробной жизни человека стяжание и умножение благодати Святого Духа. Благодать есть светоносная невещественная сила существа Божия. Потемненные грехом и страстями очи человека ее не видят, а очищенные способны ощущать даже чувственно. Благодать Божия иначе называется еще «славой Божией» 2 . Божия слава облекала первозданных прародителей собою, как светоносной одеждой, до того времени, пока грехопадение не обнажило их от благодати. Верующие во Христа вновь облекаются славою Божией через таинства Святой Церкви. Благодатная сила, усвояемая молитвою, смирением, постничеством, целомудрием и делами милосердия, приносит по мере человеческого усовершения в чистоте и любви блаженство облагодатствованному. Постепенное восполняемое осиявание славою Божией представляет в христианской жизни восхождение от славы в славу 3 . Проявления благодатного действия в человеке прекрасны. Видящие эти проявления невольно движутся славить Бога и возвеличивать Его славу 4 . Служение христиан друг другу дарами многоразличной благодати Божией наглядно показывает силу облагодатствующего их Бога Отца и Сына и Святого Духа. Добродетели верующих душ, чистота тел, трезвенность, воздержание, святость во всех самых обыкновенных и маловажных житейских делах представляют в общем внешние обнаружения благодати Святого Духа. В них «просвещается свет» христиан пред людьми, живущими вне Церкви, и многие из них, видя добрые дела верующих, прославляют Отца Небесного 5 . Все христианские души укрепляются небесным светом единого Божества и дарованиями единого Духа. Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина – место обитания благодати – проницается ею во всем своем составе и даже благоухает ею для других, что мы видим в мощах святых. Наиболее доступный способ умножения в себе благодати есть молитва к Богу. Как дыханием мы вдыхаем воздух и в нем – жизненность и силу, так молитвою открываем себя Духу Божию и от Него воспринимаем жизнь и духовную силу. При уединении, воздержании и благоговении можно приумножить благодать и дома. Но более удобно обогащаться благодатью в храме. В церковных собраниях среди верующих присутствует Сам Христос Господь, согласно Его обещанию 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Разделы портала «Азбука веры» Боговселение — высшая форма отношения Бога с человеком, совершенный вид Богообщения. «Боговселение есть совершенный вид Богообщения, когда Дух Святой совершенно вверяется человеку и поселяется в нем» ( Гурий, иером. ). О Боговселении свидетельствует Священное Писание: Цитаты о боговселении О вселении Бога в человека, о стяжании Его пишут и св. отцы: — «Бог вселяется в теле человека, и Господь имеет у Себя прекрасную обитель — человека! Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» ( Макарий Египетский , преп. ). — «Видите ли ничтожность настоящей жизни? Видите ли, как непостоянна и скоротечна жизнь человеческая? — Одна есть благая часть, одно благоживотие и благодать ненасытимая — стяжать Бога чрез соблюдение заповеди Его» ( Феодор Студит , св. ), при этом преп. Феодор говорит о «вселении Отца и Сына и Святого Духа»; — «Когда Бог вселится в… человека, то научает его всему — и относительно настоящего, и относительно будущего, не словом, а делом и опытом, практически. Он снимает покрывало с очей души его и показываете ему, чего хочет Сам, и что полезно для него; о прочем же внушает ему не исследовать, не совопросничать и не любопытствовать» ( Симеон Новый Богослов , преп. ). Наиболее часто упоминаемой и подробно описываемой формой боговселения в святоотечсских трудах является стяжание Духа Святого: — «Поистине одна только есть печать Христова — осияние Духа Святого, хотя много есть видов воздействий Его и много знамений силы Его» ( Симеон Новый Богослов, преп. ); — «Ум воздержанного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов» ( Фалассий, авва ); — «Всесвятого Духа невозможно приять иначе, разве кто, устранившись от всего, что есть в веке сем, посвятит себя исканию любви Христовой, чтобы ум, освободившись от всех забот о вещественном, устремлен был к сей только одной цели, и таким образом сподобился быть в един Дух со Христом…» ( Макарий Египетский );

http://azbyka.ru/bogovselenie

Скачать epub pdf В публикуемой ниже беседе митрополит Афанасий комментирует отрывки из книги старца Софрония о преподобном Силуане Афонском и приводит объяснения того, как благодать Божия действует в человеке, что такое духовная борьба и почему ее необходимо вести. Содержание Вера и неверие О понимании воли Божией в духовной борьбе Как человек приходит в Церковь? О гносеологическом характере духовной жизни     «У святого Силуана начались различные изменения в духовном состоянии: иногда посещение благодати, в другой раз богооставленность, в третий же раз даже демонские нападения, и всё это вызывало в душе его боль и делало его борьбу всё более болезненной и трудной. Всецелое состояние духовной борьбы, однако, имеет конкретный смысл и цель: посредством его стяжается знание о том, как подкрадываются помыслы различных страстей и как действует благодать. Святой Силуан вступает в этап разумного подвига, и к основным вопросам его жизни добавляются и эти: как стяжается благодать, как она сохраняется, почему и по какой причине она оставляет душу» 1 . Часто мы говорим, что целью христианской жизни, вообще жизни всякого человека и особенно тех, кто пребывает в лоне Святой Церкви, является стяжание Святого Духа, то есть обитание Бога в нас. К сожалению, часто мы считаем – под влиянием школьного образования, сведений, получаемых в воскресной школе, и других обстоятельств, – что, когда мы входим в Церковь , когда читаем разные духовные книги и совершаем духовные подвиги, мы делаем это для того, чтобы стать хорошими людьми. Однако этот взгляд на духовную жизнь совершенно чужд православному опыту жизни во Христе, потому что святые отцы передали нам духовную жизнь не как нравственную и этическую систему, а как опыт благодати Святого Духа. Поэтому они не занимались тем, чтобы определять, какие дела хорошие, а какие плохие и какие дела нам надо совершать, чтобы стать хорошими, а каких нужно избегать, чтобы не быть плохими, а занимались сущностью духовной жизни, сущностью же этой является как раз то, о чем сказано в этом параграфе, – как стяжается благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Nikol...

архим. Антоний Прогнание лукавых духов. Чудо 10-е Радуйся, мучителя бесчеловечного изметающая от начальства (Икос 5). Один человек, по имени Дамиан, жительством из города Минска (сей город в то время принадлежал к Литовскому княжеству), был одержим бесом, который страшно его мучил. Услышав о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что в монастыре Ильинском, пошел он туда, неся с собою свою беду – злого мучителя. На дороге, когда был вблизи церкви во имя Елецкой Божией Матери, стоявшей между Черниговом и монастырем Ильинским (Елецкая церковь тогда находилась в запустении, а посему при ней никого не жило), злой дух поверг его на землю и стал мучить. Тем местом случилось проходить инокам, которые, увидев страшные его мучения, пожалели и, взяв с собою, привели в Ильинский монастырь к образу Пресвятой Богородицы. Здесь, как только ввели они бесноватого в церковь , лукавый дух вышел из него по благодати Пресвятой Богородицы; больной совершенно выздоровел и прожил в монастыре довольно долгое время. Беседа 10-я Не весте, коего духа есте вы ( Лк.9:55 ), сказано было некоторым из учеников Христовых. Но представим, что кто-либо сейчас захотел присмотреться к многоразличным душевным движениям многих людей – духу гордости, духу неправды, духу лукавства духу вражды, духу рвения, духу ярости, духу ненависти, – что бы тогда сказал? То же, думаю, самое – «Не весте, коего духа есте вы», ибо каждый живет своим духом, но не как прежде, когда все жили одною душею, в любви и единомыслии. Ныне все многодушны, ибо живут, друг друга раздражая и один другому завидуя. Иной о душе своей небрежет до того, что можно думать, что он имеет не одну душу, но многие, и как будто погубив одну, имеет в запасе другую, и десятую. Таких людей следует называть бездушными, ибо не хранят души своей для жизни вечной. Сердце их представляет вместо обитания множества духов злобы, о чем вполне истинно Давид говорит в следующих словах – сердце его собра беззаконие себе ( Пс.40:7 ). – Кто же отгонит от нас сих беззаконных духов? Та, на которую Дух Святый найде и сила Вышнего осени ( Лк. 1:35 ), только прибегнем к Ней с сокрушенным и смиренным духом ( Пс. 50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Предисловие Я очень благодарен издательству «Дух и Литера» за труд перевода и издания сего сборника статей для русскоязычных читателей. Общее заглавие книги «Сострадание Отчее» очень верно отражает сущность христианства, т. е. бесконечную любовь Отца Небесного к Своему созданию. Когда человечество отпадает от заповеди любви и послушания, любовь Отчая облекается в сострадание, ибо Бог не безразличен к нашей судьбе, и наши слезы и страдания находят отклик в сердце «благоутробного» Отца. «Бог так возлюбил мир, что послал Сына Своего Единородного...» (Ио. 3, 16). Эта любовь безграничная, безмерная, она бесконечно выше всякого человеческого разумения. Сострадание Отчее есть и Любовь Троическая, и эта «любовь излилась в сердца наши через Духа Святого, данного нам» ( Рим. 5:5 ), явлена в мире Сыном Божиим, который «явился в мире и с человеки поживе». Если Христос Посредник и Отражение Любви Отчей, то и мы призваны, в свою очередь, быть посредниками и глашатаями божественной любви. Величайшее таинство «Нового Завета», божественная Евхаристия совершенно неотделимо от «литургии брата, ближнего, страждущего», без которой наша евхаристическая жертва не благоприятна Богу. А в мире, и вокруг нас и у нашего порога, столько страдания, горя, отчужденности от добра, сиротства духовного, что мы христиане не можем этому всему оставаться безучастными, замыкаясь в своем кажущемся благополучии, праведности и благочестии, ибо «Бог наш есть огнь поядающ». По мере того, как мы возносимся ко Христу и Духом Святым взываем к Отцу «Авва Отче», наше собственное сердце становится «сердцем милующим», возгорающимся жалостью ко всему творению, сердцем «ширше самих небес», потому что оно вместилище и место обитания Самой Пресвятой Троицы. Во образ апостолов после Пятидесятницы, сам Дух Святой возжигает сердца наши божественным огнем и выводит нас за пределы нашего привычного бытия и уюта, в пустыню и мрак человеческих сердец, жаждущих, сами того часто не зная, влаги жизни и дуновения Духа. В Духе Утешителе мы сами призваны веять утешением и радостью, сея семена жизни в иссохшую землю человеческих сердец.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Прежде всего проникнитесь благоговением к Богу и смирением пред Его величеством. Не допускайте в себе горделивого самоуслаждения тем, что вы приносите на храм большие пожертвования, а молитесь, чтобы Господь милостиво принял ваши приношения; не ищите славы перед людьми тем, что вы созидаете великолепный храм, а просите Бога, чтобы Он удостоил совершить, освятить его в жилище Себе и в место обитания благодати Своей. Ни великая жертва, ни обширный храм не могут быть угодны Богу без благоговения и любви к Нему. Он Сам внушает нам это через пророка: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. K ий дом созиждете Ми, или кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя ( Ис. 66, 1–2 ). И так, при мысли о бесконечном величии Божием наш удел – сознание нашего ничтожества и глубочайшее смирение. Да будет первым и основным движением вашего духа чувство, с которым царь Давид задумал построение первого храма Богу истинному. Овладев бывшею во власти язычников горою Сионом, и устроившись по-царски в Иерусалиме, он смущался и скорбел, видя Кивот Завета, место присутствия Бога Израилева, в бедной скинии: „вот говорит он пророку Нафану, я живу в доме кедровом, а Кивот Божий находится под шатром “ ( 2Цар.7, 2 ). Ваше богатство, ваши удобства жизни, ваши красивые дома и нарядные одежды должны побуждать и поощрять вас к благоустроению и украшению храмов; думайте как царь Давид: „дом у меня обширный и великолепный, а церковь , куда я прихожу предстать пред Лице Божие и мала и убога; я ем и пью из дорогих сосудов, а Чаша жизни, к которой я приступаю, и все сосуды в храме, – бедны и не благолепны; я одеваюсь сам и одеваю семейство мое в роскошные одежды, а ризы священнослужителей, приносящих за меня Богу искупительную жертву, и ветхи и не благовидны“. При таком расположении духа вам совестно будет вашей роскоши, и вы поймете, почему благочестивые предки наши в таком обилии жертвовали в храмы и золото, и серебро, и драгоценные камни; по духу смирения они почитали все это излишним для себя, и только в храме находили достойное место для всех драгоценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Слово в неделю 28-ю по Пятидесятнице Господи, имя Тебе Сила, подкрепи же нас всех, изнемогающих и падающих Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сию же дщерь Аврааамлю сущу, юже связа сатана се осмоенадесяте лето… ( Лк. 13, 16 ). Дорогие мои, други наши! Сегодняшнее воскресное евангельское чтение особенно дает нам повод говорить о бытии диавола, о разрушающей, смертоносной деятельности его. И жизнь наша теперешняя настоятельно требует, чтобы мы все очень внимательно отнеслись к этой теме. Ибо незнание наше, или стыдливое замалчивание, или даже и отрицание бытия этой страшной силы делает нас пред ней совершенно безоружными, и она может вести нас, как овец на заклание, в погибель. Ведь мы порой, и даже часто, перестаем понимать, где свет, где тьма, где жизнь, а где смерть. И самой большой победой этой силы, без сомнения, надо признать то, что многим поколениям людей она внушила, будто ее совсем нет. Но до некоторого времени, пока духовное зрение людей еще не было совершенно помрачено, диавол действовал осторожно – силой внушения. Теперь же, в наше время, когда наша беспечность и духовный сон обнажили нас от покрова Божией благодати, от силы духа, диавол встает перед нами во всем своем злобном обличии, он выступает как живая, ощутимая, действенная сила, и сила лютая. Господь в свое время возвестил всем, живущим на земле и верующим слову Его, предостерегающее и должное настораживать и призывать к особенной бдительности слово Свое. “...Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию...” ( Лк. 10,18 ). А в другом месте Писания говорится, что не нашлось ему места на небе, и в страшной ярости сошел он на землю, чтобы ходить по ней, обитать на ней и рыкать, аки лев, ища, кого поглотить (ср.: Откр. 12, 9, 12 ; 1Пет. 5, 8 ). И стал он, губитель-диавол, “князем мира сего”, а вместе с ним водворились и властвуют на земле бесчисленные полчища его клевретов. И с тех пор местом обитания их стала голубая бездна, которая отделяет Церковь воинствующую от Церкви Торжествующей. А самый первый и горький опыт его коварной власти на себе понесли наши праотцы Адам и Ева, ибо его стараниями они познали сладость греха и вкусили горечь смерти. А он с тех далеких времен без устали делает свое дело. И главной его задачей на все времена была, есть и будет борьба с Богом за души людей, где место битвы – сердца человеческие. Все совершается там: там уместится и бездна ада, и там – искра веры, сохраненная Богом от тлетворного дыхания вражия, родит пламень Божественной любви – ходатая вечной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010