Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обе – XIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обеXVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГMVI).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью: Βλαχερντισσα, что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано: Επσκεψις (поручительница, ходатаица или покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи: Ελεοσα (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), Περβλεπτος (Прекрасная) и Ψυχοσστρια (Душеспасительница) (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); Κεχαριτωμνη (Преблагодатная) и Πανταβασλισσα (Всецарица) (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано: Οδηγτρια (Путеводительница) (XV в.?, ЦАК МДА). Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Ζωοδχος Πηγ»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит.

http://pravenc.ru/text/149527.html

134 об.) мерин голубой, грива на обе стороны, пяти лет. Жеребят: жеребенок пегой, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива налево трех лет; жеребенок карей, грива налево, трех лет; жеребенок рыж, грива на обе стороны, лонщина; жеребенок рыж, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок булан, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, дву лет; (Л. 135) жеребенок кар, грива налево, дву лет; жеребенок кар же, грива на обе стороны, дву лет; жеребенок чал, грива налево, дву лет; жеребенок рыж, грива направо, трех лет; жеребенок игреней, грива направо, дву лет; жеребенок чал, грива направо, трех лет; жеребенок голубой, грива налево, дву лет; жеребенок чалой, грива на обе стороны, трех лет; жеребенок рыж, грива направо, дву лет. За монастырем гуменник, на нем два овина и b да мекинница [p]. В том гуменнике скирда ржи немолочена, овинов с тритцать. (Л. 135 об.) По скаске того монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаи, житника монаха Ионы з братьею, у того же монастыря под монастырем кроме сел ржи сеетца в поле по десяти четвертей, а в дву по тому же. Овса по дватцати четвертей. Сена в полях и в лугах на сто возов. А за тем монастырем пустошей и рыбных ловель и иных угодей в кортому на сторону никому не отдают и сами ни у кого в кортому не берут. (Л. 136) По скаске того же монастыря игумена Герасима, келаря монаха Ефросина, казначея монаха Исаия з братею, на Вологде на посаде монастырской их осадной двор на приезд властям противу Ильинского монастыря, а на том дворе две избы, а против их сенник. У того двора ворота рублены в брус, заплот кругом того двора в столбы, ветх. 1701-го году сентября в 3 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырьского приказу за приписью дьяка Герасима Потапиева стольнику Василью Ивановичю Кошелеву Вологодского уезда Глушицкого монастыря игумен Герасим, келарь монах Ефросин, казначей монах Исаия з братею сказали: в том же монастыре золотых и ефимков и никаких вещей и денег, окроме тех, которые запечатаны и написаны в сих книгах, у них нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

26. Обе. Из истории гонений христианской Церкви в I и II веках: Гонение в царствование Адриана/Обе//Православное обозрение. 1880. С. 320–353. 27. Обе. Гонение в царствование Антонина Благочестивого/Обе//Православное обозрение. 1880. С. 457–­487. 28. Обе. Гонение Марка Аврелия/Обе//Православное обозрение. 1880. С. 655–696. 29. Ренан, Э. Христианская Церковь . Царствование Адриана и Антонина Благочестивого/Э. Ренан. M.: Терра, 1991. 30. Ренан, Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Э. Ренан. M.: Терра, 1991. 31. Сочинения святого Иустина, философа и мученика. Перевод протоиерея П. Преображенского . M., 1892. С. 100–102 . ТРЕТИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН И ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА В Римской импЕРИИ Общая литература 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. 2. Евсевий Памфил . Церковная история/Евсевий Памфил. M., 1993. 3. Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви/под редакцией А. Бриллиантова . Т. 2. История Церкви в период до Константина Великого / В. В. Болотов . СПб., 1910 (M., 1994). 4. Поснов, М. Э. История Христианской Церкви/ М. Э. Поснов . Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. 5. Дворкин, А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви/А. Дворкин. Нижний Новгород, 2003. 6. Ранович, А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства/А. Б. Ранович. M.: Политиздат, 1990. 7. Лактанций . О смертях преследователей/ Лактанций . СПб., 1998. 8. Творения святого Дионисия Великого, епископа Александрийского. Перевод, примечания и введение священника А. Дружинина под редакцией профессора Л. Писарева . Казань, 1900. 9. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. M.: Паломник, 1999. 10.О-в, C. К истории гонений на христиан в царствование императора Адриана и от воцарения Галла до воцарения Диоклетиана/С. О-в//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1888. Ч. 1. С. 269–301. Ч. 2. С. 74–106. 11. С-цкий, H. К вопросу о падших в римской и северо-африканской церквах в III веке/Н. С-цкий//Вера и разум. 1893. С. 559–591. С. 691–710.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На них ли грех этот или на директоре детского дома, не выдавшем им хлебный паек, достаточный для переезда по железной дороге? А преподобный авва Дорофей рассказывает историю про двух маленьких девочек, одна из которых была принята на воспитание благочестивой девой, другая же – распутной женщиной. Авва Дорофей размышляет об их судьбе: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой?.. Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о Царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское – как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? И так никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему единому известно». Таким образом, в жизни подчас всё далеко не так, как это кажется лично нам. Поэтому лучше весь суд о других людях предоставить Богу, самим же обратить внимание на решение проблем собственной духовной жизни и преодоление всего того, за что мы сами можем быть осуждены пред Сердцеведцем Богом. Рейтинг: 9.6 Голосов: 770 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Константин Артов 10 сентября 2019, 00:14 Какая важная, полезная и духоносная статья! Всем читать! Почти каждый день стоило бы. Ибо все мы много согрешаем :( . Особенно осуждением. Елена 26 апреля 2019, 11:26 Отец Валерий благодарю Вас за мудрую и полезную статью. С уважением, Елена елена 26 марта 2017, 02:07 Спасибо Вам за слова посланные вовремя.Вся душа измучена позорными мыслями о дорогих сердцу людях.И вдруг все стало на свои места.Сама виновата.Сама с мешком собственных грехов на плечах сужу других за их несовершенство.Грех то какой...

http://pravoslavie.ru/61633.html

Первым земельным владением Александро-Невского Монастыря явилось то место, на котором он был заложил: по обе стороны Черной речки при впадении ее в Неву. По именному указу Государя велено было «под строение Александрова Монастыря Невского Чудотворца, который повелено построить при Санкт-Питербурхе на устье речки Черной», отвести земли «вверх по Неве реке по правую сторону по обе стороны речки Черной поперечнику 1.000 сажен, а длины в гору от Невы по 10 верст пятисотных, итого 5.000 сажень». Формальный отвод земли состоялся по указу Сената в С.-Петербургскую Канцелярию от 13-го июня 1712-го года 407 . «Писцовые книги описи и меры ландрихтера Феодосия Семеновича Манукова» 1711-го года дают подробное описание отошедшей к Александро-Невскому Монастырю земли. Деревня Волково, по обе стороны Черной речки, имела под усадьбами 7 десятин, «пашни паханые и перелогом и лесом поросло» – «середние земли 166 ½ десятин, а четвертьми 111 четвертей, а доброю землею с наддачею 89 четвертей без полуосмины в поле, а в дву по тому ж», сена по Черной речке по обе стороны 348½, десятин, «а копнами 3.485 копен», лесу ненашенного и болот 636 десятин, озерко Волково – в длину 500 сажен и поперек 300 сажен. При деревне две пустоши: Антиловская (иногда, видимо – по ошибке, именуемая Ангеловскою) и что была деревни Иеперна. Антиловская пустошь, «а прозванием Антиловский луг», – вниз Черной речки, на правой стороне, пашни на ней но было, сена на лугу по речке и «на-кулишках» 15 десятин, или 150 копен, лесу непашенного и болота 45 десятин. Пустошь, что была деревня Исперна, на Неве и Черной речке, имела «пашни перелогом и лесом поросло кустарником» «середние земли» 16 десятин или 11 четвертей без четверика, «а доброю землею с наддачею 8 четвертей с осминою в поле, а в дву по тому ж – », сена по Черной речке и вверх по Неве 8 десятин или 80 копен, лесу и болота 205¾ десятины. Деревня Купенно, или, как она часто пишется, Купчино, на Черной речке, вниз, по левую сторону, под усадьбами имела 2 десятины, «пашни паханые и перелогом и лесом поросло кустарником по обе стороны той речки середние земли 79 десятин, а четвертями 53 четверти без третника, а доброю землею с наддачею 42 четверти с полтретником в поле, а в дву по тому ж», сена по обе стороны Черной речки и меж полей, и по кустарникам и болотам 353½ десятины или 3.535 копен, лесу не пашенного и болота 1.857 десятин.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Теперь, по случаю отъезда Галерия в Никомидию, бывшею столицей восточной империи, она опять была при матери. Обе знали какие планы строил Галерий, к каким мерам склонялся Диоклитиан, и обе знали также, что только «верному до смерти дается от Господа венец жизни.» Обе готовились к великому исповеданию имени Христова, готовились со страхом и трепетом, готовились с радостью и с победной песнью: «Аллилуйя.» Глава вторая Было раннее утро 23 февраля 303 года по Р. Х. Весь город в этот день справлял языческий праздник, и этот же день был избран началом страшного гонения на Церковь Христову. Не успели еще погаснуть на небе ночные звезды, не успела загореться на востоке заря, как вспыхнула соборная церковь в Никомидии. Из окон своего дворца Диоклетиан и Галерий смотрели на пылающий храм, видели, как воины разломали церковные двери, как ворвались внутрь храма, как бросились на перепуганных христиан, собравшихся на утреннее богослужение, как предавались огню священные книги и церковная утварь. Правители видели все это, но не думали, что на это же зрелище из того же дворца смотрят две христианки, обе бессильные помочь своим страдающим братьям, обе молчаливые и покорные и обе великие в своей безмерной скорби. Это были царица Александра и ее дочь Валерия. 24 февраля был издан указ: 1) прекратить христианские собрания, 2) разрушить все христианские церкви, 3) уничтожить их священные книги, 4) требовать от христиан отречения от их веры под страхом тяжелых наказаний. Тем, кто занимал высокое положение, грозило лишение всех прав; людям низшего класса – обращение в рабство; рабам – потеря надежды на возвращение свободы. Какой болью сжалось сердце царицы от этого указа, но вскоре ей пришлось пережить еще больший ужас: во дворце стало известно о горячем и необдуманном поступке одного христианина: в порыве негодования, этот юноша порвал императорский указ, который висел на главной площади города. Что могло ожидать виновного? Его сожгли живым. Что могло ожидать всех его единоверцев, заподозренных в соучастии с ним? Об этом все догадывались, и царица, конечно, должна была знать лучше всех. Диоклетиан смотрел на свою власть, как ни чем не ограниченную, не выносил противоречий, и подобный поступок мог вызвать в нем взрыв страшного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Объединенный союз имеет общий руководящий центр в Москве и единую кассу. Руководители общин пятидесятников остаются в тех званиях, которые они носили до объединения с баптистами, т.е. пресвитерами и диаконами. Обе стороны признают, что исполнение силой свыше, о чем говорится в Деяниях Апостольских ( Деян. 1: 8 ), может происходить как со знанием иных языков, так и без знания их ( Деян. 2:4; 8:17, 39; 10:46; 19:6 ). Обе стороны признают, что на основании Священного Писания разные языки являются одним из даров Духа Святого, даруемого не всем, но некоторым ( 1Кор. 12:4–11 ). Обе стороны признают, что незнакомый язык без истолкования остается без плода, о чем свидетельствует и апостол ( 1Кор. 14:6–9 ; 1Кор. 14:28 ) («Если же не будет истолкования, то молчи в Церкви»). Принимая во внимание выше приведенные слова апостола Павла о бесплодности незнакомого языка при отсутствии истолкователя, обе стороны пришли к соглашению воздерживаться от незнакомых языков в общественных собраниях. Признавая, что наряду с действиями Духа Святого в собраниях могут проявляться и явления, ведущие к нарушению благопристойности и чинности богослужения ( 1Кор. 14:40 ), обе стороны согласились вести воспитательную работу против такого рода явления, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор. 14:33 ). Ввиду того, что у евангельских христиан-баптистов нет обряда омовения ног, настоящим Соглашением рекомендуется христианам-пятидесятникам в целях единства и однообразия богослужебного порядка вести воспитательную работу в смысле достижения единого понимания в этом вопросе с ЕХБ. Обе стороны после подписания настоящего Соглашения оповещают свои общины о состоявшемся объединении и призывают к благодарственной молитве. В 1947 году пресвитер пятидесятников Украины Бидаш повел массированную агитацию за выход из ВСЕХБ. В 1948 г. Бидаш с рядом своих сторонников настаивали на создании своего центра в г. Днепропетровске. К 1949 году только на Украине из объединения с баптистами вышло более 40% пятидесятников.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Обе семьи исповедуют, что Слово, Второе Лицо Святой Троицы, прежде век от Отца родившийся и единосущный с Ним, воплотился и родился от Богородицы Девы Марии, единосущен нам во всем, совершенный человек с душою, телом и умом. Он был распят, умер, погребен и воскрес из мертвых в третий день, вознесся к Небесному Отцу, где сидит одесную Отца как Господь всякой твари. В Пятидесятницу наитием Святого Духа Он явил Церковь как Свое Тело. Чаем, по Писаниям, Его Пришествие в полноте славы. 2. Обе семьи осуждают ересь Нестория и криптонесторианства Феодорита Кирского . Они согласны с тем, что недостаточно просто говорить, что Христос единосущен Отцу и нам, что Он по природе Бог и по природе человек. Необходимо также принимать, что по естеству Бог стал путем вочеловечения по природе Человеком, кода пришла полнота времени. 3. Обе семьи согласны, что Ипостась Слова стала «сложной» (греч. эквивалент σνθετος), [то есть она] со Своей нетварной Божественной природой, которая является общей с природой Отца и Святого Духа и которая имеет Свою природную волю и действие, соединила тварную человеческую природу, которую восприняла и сделала собственной при вочеловечении, вместе с ее природной волей и действием. 4. Обе семьи согласны, что эти природы соединились ипостасно и естественно со своими действиями и волями неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно, и что они различаются «в одном воображении». 5. Обе семьи согласны, что желающим и действующим является всегда одна Ипостась воплотившегося Слова. 6. Обе семьи согласны в игнорировании толкования соборов, которые не полностью согласны с определением III Вселенского Собора и Посланием (433) Кирилла Александрийского Антиохийскому Иоанну. 7. Православные согласны, что Восточные Православные могут в дальнейшем придерживаться своей традиционной Кирилловой терминологии об одной природе воплотившегося Слова, поскольку под ней понимают сугубое единосущие Слова, которое отвергал Евтихий. Восточные Православные согласны, что Православные имеют право применять формулировку «две природы», поскольку согласны различать «в одном воображении».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В том же монастыре живет отставной стрелец престарелой Антонко Сидоров, стольника Иванова полку Федорова сына Болшово Полтева. А живет он в том монастыре по грамоте великого государя из Стрелецкого приказу. Платье и пища ему идет монастырская. (Л. 132) На том же монастыре девять келей брацких деревянных поземых. Хлебня. Поварня, в которой на братью еству варят. Житница деревянная небольшая. По скаске житника монаха Ионы в той житнице овсяных круп с четверть, толокна полторы четверти. Святые ворота рубленые, а в них полотенца дощаные створчатые, другие полотенца решетчатые, створчатые. Во святых воротах деисус со апостолы, всего тринатцать икон, писаны на красках. (Л. 132 об.) На другой стороне образ Всемиластиваго Спаса с протчими святыми, писаны на краске. Всего восмь икон. Кругом того монастыря ограда рублена с лица в брус, в высоту в две сажени, покрыта тесом на два ската в зубец. Мерою кругом по ограде того монастыря от святых ворот до тех же мест сто девяносто пять сажен, трое аршин. За монастырем четыре анбара деревянных неболших. По скаске и по осмотру того монастыря житника старца Ионы, в тех-де анбарех хлеба ржи с пятдесят четвертей, овса с шесдесят четвертей, (Л. 133) ячменю четвертей с шесть, пшеницы четверти з две. Да под тем же монастырем мельница подошевная на речке Глушице. На одной стороне анбар, а в нем трои жернова. На другой стороне толчея водяная же о осми ступах. А та мельница и толчея со всяким заводом. У тое же мельницы сушило да солодовня, а в ней трои жернова ручных. По скаске того монастыря игумена Герасима з братьею, та мельница мелет про их монастырской обиход, а в наем в кортому тое мелницы не отдают. У тое же мельницы анбар, а в нем, по скаске (Л. 133 об.) мелничного старца Марка, муки ржаной четвертей з дватцать, овсяной муки четвертей з десять, солоду четвертей с семь. За монастырем конюшей [o] двор, а на том дворе хоромного строения. Изба, а против тое избы сенник. Кругом того двора сенные сараи. На том дворе скота. (Л. 134) Лошадей: жеребец чалой, грива на обе стороны, семи лет; мерин сер, грива налево, леты сросла; мерин ворон, грива на обе стороны, десяти лет; мерин чал, грива налево, леты сросла; мерин чалой, грива на обе стороны, леты сросла; мерин гнед, грива налево, леты сросла; мерин булан, грива налево, леты сросла; мерин сер, грива направо, шти лет; мерин ворон, грива на обе стороны, осми лет; мерин чал, грива налево, семи лет; мерин сер, грива налево, леты сросла; мерин рыж, грива налево, четырех лет; мерин рыж, грива на обе стороны, пяти лет; (Л.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010