Упоминавшаяся икона типа Елеусы из монастыря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью «Влахернитисса», что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме Константинополя. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано поручительница, ходатаица или покровительница; образы Одигитрии могут иметь надписи «Елеуса» (монастырь Хиландар, Афон, XIV в.), «Прекрасная» и «Душеспасительница» (обеXIV в., музей в Охриде (Македония)); «Преблагодатная» и «Всецарица» (обе – XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано «Путеводительница» (XV в?, ЦАК МДА). Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник», находившийся в одноименном храме вблизи Константинополя. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика монастыря Хора в Константинополе; церковь св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347–1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска монастыря св. Павла на Афоне, 1423; русская икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в русской среде были распространены иконы, основанные на литературных эпитетах Богородицы, такие как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово апостола Иоанна Богослова на Успение, Слово прп. Иоанна Солунского и ряд других текстов, рассказывающих о событиях жизни Богородицы от Ее зачатия неплодной Анной до Успения. Отдельные изображения апокрифических сюжетов были известны уже в доиконоборческий период, например пластина со сценами «Благовещение» и «Испытание водой обличения» (VI в., ГMVI).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСЕВД ФЕОДОР Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. [греч. Αψευδς Θεδωρος], визант. художник кон. XII в. Вероятно, прибыл на Кипр из К-поля по приглашению Василия Киннама, еп. Пафосского. В пользу к-польского происхождения мастера свидетельствует манера его письма, характерная для визант. искусства эпохи Комнинов. В 1183 г. исполнил росписи в нефе «Енклистры» (γκλεστρα - затвор) мон-ря в честь прп. Неофита близ Пафоса (Кипр; см. Неофита мон-рь ), о чем свидетельствует греч. надпись вдоль ниши на сев. стене: «Енклистра... была расписана рукой Феодора Апсевда в год 6691 индикта I». Программа росписи могла быть продиктована ее заказчиком - основателем скита прп. Неофитом, дважды изображенным на стенах «Енклистры»: в церкви - возносимый 2 ангелами и в келье преподобного - как донатор, в молении перед деисусом. Большинство исследователей полагают, что росписи, выполненные в 1192 г. в основном объеме ц. Панагии Аракос в Лагудере (Кипр), также принадлежат А. Ф. По предположению Д. Уинфилда, указанное в реконструированной надписи под композицией «Крещение Господне» имя художника, расписавшего наос,- иером. Феодора - можно соотнести с А. Ф. Сопоставительный анализ фресок 2 памятников показывает идентичность манеры письма: изысканная линия абриса фигур и разделки складок, плотное личное письмо, характерное для иконописи, а также совпадение целого ряда деталей. А. Ф. приписывают (S. Sophocleous) 4 иконы, происходящие из местного ряда иконостасов мон-ря прп. Неофита - Богоматерь Елеуса и Господь Вседержитель (обе ок. 1183, мон-рь прп. Неофита) - и мон-ря Панагии Аракос - Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель со святыми на полях (обе ок. 1193, Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Лит.: Winfield D. C. Panagia Arakos, Lagoudera. Nicosia, s. a. P. 11; Panayotidis M. The Question of the Role of the Donor and of the Painter//ΔΧΑΕ. 1994. Ser. 4. Vol. 17. P. 143-156; Sophocleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Centuries. Nicosia, 1994. P. 82-84. N 13-16; Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. S. 76-77; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 351-369; Cormack R. Byzantine art. Oxf., 2000. P. 177-179. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945) ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295)

http://pravenc.ru/text/75792.html

Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в рус. традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов. Упоминавшаяся икона типа Елеусы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XII в.) сопровождается надписью: Βλαχερντισσα, что связано с существованием почитаемого образа такого типа во Влахернском храме К-поля. На мозаической иконе такого же типа из Византийского музея (XII в.) написано: Επσκεψις (поручительница, ходатаица или покровительница); образы Одигитрии могут иметь надписи: Ελεοσα (мон-рь Хиландар, Афон, XIV в.), Περβλεπτος (Прекрасная) и Ψυχοσστρια (Душеспасительница) (обе - XIV в., музей в Охриде (Македония)); Κεχαριτωμνη (Преблагодатная) и Πανταβασλισσα (Всецарица) (обе - XVI в., СЦАМ) и др.; на иконе Богородицы Оранты с образом Младенца перед грудью надписано: Οδηγτρια (Путеводительница) (XV в.?, ЦАК МДА). Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. 1560-1561 гг. (Гос. музей-заповедник «Коломенское») Символические эпитеты Богородицы могут являться наименованием определенного иконографического типа. К таким иконам относится, напр., образ Богородицы «Живоносный Источник» («Ζωοδχος Πηγ»), находившийся в одноименном храме вблизи К-поля. Богородица изображается по пояс в фиале (чаша с фонтаном), без Младенца, с воздетыми в молении руками (мозаика мон-ря Хора в К-поле; ц. св. Архангелов в Леснове (Македония), 1347-1348) или с Младенцем, Которого Она придерживает обеими руками (фреска мон-ря св. Павла на Афоне, 1423; рус. икона 1675, ЦМиАР). Особенно широко в рус. среде были распространены иконы, основанные на лит.

http://pravenc.ru/text/149527.html

В конхе апсиды размещено поясное изображение Богоматери «Знамение», под ним - композиция «Служба св. отцов», в конхе жертвенника - фигура первомч. Стефана, над ним в медальонах - образы пророков. Верхнюю часть вост. стены занимает «Благовещение Пресв. Богородицы», с к-рого начинается праздничный цикл. Он продолжался на юж. стене, однако здесь толстый слой копоти позволяет различить только смутные очертания; значительная часть фресок была утрачена, когда в юж. стене было пробито окно. На зап. стене сохранились большая сцена «Успение Пресв. Богородицы» и изображение равноап. Елены. Над дверью - едва различимые остатки ктиторской надписи. Росписи сев. стены помимо упомянутого выше изображения молящегося перед «Одигитрией» монаха включают образ Христа Жизнодавца в нижнем ярусе. Кроме того, на сев. стене находятся неск. изображений святых в медальонах в среднем регистре и евангельские сюжеты в верхнем: «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение Господне», «Распятие», «Жены-мироносицы у гроба» и «Сошествие во ад». В иконографии сцен праздничного цикла несколько необычно изображение «Крещения» после «Входа Господня в Иерусалим». В остальном и выбор сюжетов, и лаконичные изводы, включающие только главных персонажей, типичны для росписей небольших однонефных храмов позднепалеологовского времени. В евангельских сценах некрупные фигурки хорошо скомпонованы в живописном пространстве и ритмически согласованы друг с другом. Они кажутся легкими, почти бестелесными. Движения акцентируются жесткими складками одежд. Лица с мелкими и довольно резкими чертами имеют контрастную живописную моделировку, хотя выражения многих вполне спокойны. Ближайшими аналогами этих фресок являются иконы праздничного ряда из иконостаса ц. Трех святых (ок. 1400/01, Византийский музей в Кастории), фрески ц. мц. Фотинии в Веррии, ц. равноапостольных Константина и Елены в Охриде (обе рубежа XIV и XV вв.) и др. В резном деревянном иконостасе ц. Пресв. Богородицы Фанеромени находится древняя икона Христа Пантократора, к-рая по стилю и технике живописи может быть отнесена к кон.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– За эти годы Вы с членами клуба «Истоки», наверное, уже побывали в половине музеев Москвы? – Где мы только ни побывали за эти годы! Музей Васнецовых, музей археологии Москвы, музей Н.В. Гоголя, музей «Огни Москвы», музей Ф.И. Тютчева, Троице-Сергеева лавра, Измайловский остров, экскурсия по Смоленской площади с посещением библиотеки Н.А. Добролюбова, Марфо-Мариинская обитель, музей художника В.А. Тропинина, восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, музей-усадьба А.П. Чехова в Мелихове, Спасо-Андроников монастырь, Крутицкое подворье, Большой Кремлевский дворец, музей Б.Л. Пастернака и К.И. Чуковского в Переделкине, музей «Старый Английский двор», музей В.С. Высоцкого, музей «Русские валенки», музей Б.Ш. Окуджавы, музей «Мосфильма», музей анимации, музей «Русская икона», Зачатьевский монастырь в Хамовниках, музей Мироновой и Менакера, музей телефонов, Андреевский монастырь… Из ближайших планов: поездка в Подольск и еще два музея – С.А. Есенина и А.М. Горького. В них попасть, между прочим, не так-то просто: экскурсии расписаны на несколько месяцев вперед. – Вы сказали, что уличные экскурсии для членов клуба «Истоки» проводите сами. Приходится, наверное, много готовиться? Или Вы так хорошо знаете Москву? – Я коренная москвичка, наш город очень люблю и в свое время исходила его вдоль и поперек. У меня мама в советское время работала в закрытом НИИ и для своих сотрудников регулярно заказывала экскурсии по городу. Вместе с ней я побывала практически во всех музеях, которые были тогда в столице. И вся моя семья – муж и дочь – все мы патологические путешественники. У меня дома просто море книг о Москве, ее истории и достопримечательностях. А если чего не могу найти в книгах, ищу в интернете. Знаю немало интересных сайтов о Москве, хотя в столице что ни день, всё время появляется что-то новое и интересное. – Ольга Александровна, с клубом «Истоки» всё понятно. Но я знаю, что уже много лет Вы регулярно проводите акцию «Доброта ваших рук». Что она собой представляет?

http://ruskline.ru/opp/2019/10/11/o_dobr...

На нашей иконе небесные силы, сопровождающие Христа, представлены одним шестикрылым серафимом. За апостолами стоят четыре епископа с нимбами. Это св. Иаков, «брат Божий» (ср.: Гал.1:19 ), первый епископ Иерусалимский, и три ученика апостолов: Тимофей, Иерофей и Дионисий Ареопагит , сопровождающий св. апостола Павла 422 . На заднем плане две женские фигуры изображают верующих Иерусалима, составляющих вместе с апостолами и епископами внутренний круг Церкви, в котором совершается тайна Успения Богоматери. На большинстве икон Успения изображается также эпизод с Афонией: этому еврейскому фанатику ангел отсекает мечом руки потому, что он дерзнул коснуться одра Пресвятой Богородицы (см.: Тропарь 3-й песни первого канона). Эта подробность апокрифического характера, встречающаяся и в богослужении, и в иконографии праздника, должна напоминать о том, что завершение земной жизни Богоматери есть сокровеннейшая тайна Церкви, не терпящая профанации. Невидимая для внешних, слава Успения Пречистой Девы может быть созерцаема только во внутреннем свете Предания. Список сокращений Британский музей – Британский музей, Лондон Библиотека Лауренциана – Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция Ватиканская библиотека – Ватиканская Апостольская библиотека, Ватикан Византийский музей – Византийский музей, Афины Владимиро-Суздальский музей-заповедник – Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир Вологодский музей-заповедник – Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда ГИМ – Государственный исторический музей, Москва ГМИИ – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва Кирилло-Белозерский музей-заповедник – Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов ГРМ – Государственный Русский музей, Санкт-Петербург ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, Москва Нижнесинячихинский музей-заповедник – Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Музей не хранилище вещей, а собирание всего пра-отеческого: собрание праха для воскрешения. Кладбище – музей краниологический, или остеологический, основание. Над ним – музей, как лицевой синодик, изображение живых и умерших, и, как небо, неслитный и нераздельный с музеем храм Св. Троицы. В музее – храме находят своё воплощение ум, сердце, воля, исследование, учительство и деятельность 1631 . Как собирание всего, относящегося к предкам, – музей «евхаристия знания», начало регуляции внутренней. Музей с вышкой, с обсерваторией – проводник регуляции внешней. Астрономия объединяет всё естественно-научное знание, как знание причин розни: музей – обсерватория. В истории —102— смысл всех остальных наук: музей – вселенский синодик. И так, музей – действительный обряд, действительный проект воскрешения 1632 . Музейное знание живое: останки предков не иллюзия. Музейная живопись (синодик) выражает сыновнее чувство, печалование об отцах: она подлинно-художественное творчество. Знание и чувство призыв к делу. И в регуляции, и в художественном воссозидании – начало дела. Музей ещё сень, но сень новозаветная. Храм Св. Троице придаёт христианский смысл музейному творчеству. Пасха – священная функция музея 1633 . Храм – школа. Храм – музей, воплощающий в себе весь смысл жизни, храм – школа, всенародный иконописный университет. Знание храма – музея – действительное знание. Эстетическое постижение «музейного иконостаса» – осознание сыновнего долга. Регуляция выводит истинных сынов пред лице неба, соединяет небесное и земное. Таким образом, храм – музей, как храм – школа, подлинная литургия оглашенных и благовест ко внехрамовой литургии. Вселенское дело требует повсеместного созидания храмов – музеев. Храм – музей поместный собор, орган вселенского сознания. Вся земля будет собором этих поместных малых и больших соборов. Православие, как воскрешение (догмат – заповедь), как вселенский собор, как храм – музей (обряд – проект) путь к исполнению заповеди Всеединства. В требовании действительного вселенского собора общее направление православия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осенью 1966 года Македонская Православная Церковь официально обратилась к Сербскому Патриархату с просьбой предоставить ей автокефальный статус, но в мае 1967 года собор епископов Сербской Церкви отверг просьбу. Однако македонцы при активном вмешательстве властей настаивали на своём — и 17-19 июля 1967 созвали собор в Охриде. 19 июля, основываясь на резолюции собора, Священный Синод Македонской Церкви провозгласил автокефалию Православной Церкви Республики Македония. Митрополит получил новый титул «архиепископ Охридский и Македонский». Всё открыто поддерживалось коммунистическим правительством Македонии, члены которого присутствовали на поставленные архиепископа — и отдали ему должную честь. В сентябре 1967 года Синод Сербской Церкви объявил Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения: такое решение было поддержано другими православными церквами — ни одна не признала каноничности Македонской Церкви. Современное состояние [ править править код ] Количество верующих составляет примерно 1,2 миллиона, или 2/3 населения Македонии (в основном славянское). Кроме того они имеют общины в США и Австралии. В настоящее время предстоятелем Македонской Православной Церкви архиепископ Охридский и Македонский Стефан (Вельяновский). Охрид [ править править код ] Современный город Охрид построен на месте античной (иллиро-македонской) колонии Лихнид известной ещё со II—III веков до н. э. В 148 году до н. э. колония была захвачена римлянами, которые после разрушительного землетрясения в 518 году почти полностью её перестроили, из древних македонских построек сохранились только мраморные столбы. К концу V — началу VI веков город постепенно заселяется славянскими народами. В 861 году входит в состав Болгарии и вскоре получает современное название (под названием Охрид впервые упоминается в 879 году). В Охриде с 886 года ведёт просветительскую деятельность ученик Кирилла и Мефодия Св. Климент Охридский, основавший в Охриде по распоряжению болгарского царя Бориса книжную школу по переводу церковных греческих книг на славянский язык. Считается, что именно в Охриде впервые был создан алфавит кириллица.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Маке...

Выставка «Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 году. К 110-летию юбилея Императорского Дома Романовых»  - первый  крупный выставочный проект в России, посвященный историческому путешествию царской семьи по русским городам в 1913 г., в ознаменование 300-летия дома Романовых. Путешествие включало в себя: поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с последующим возращением поездом в  Царское село. В мае 1913 г. Император Николай II посетил исторические места, связанные с воцарением династии Романовых, поклонился православным святыням во Владимире, Суздале, Боголюбове, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове Великом, Петровске, Переславле-Залесском и Троице-Сергиевой Лавре и Москве. Специалистам Фонда ЕСПО, при содействии музейного коллектива ГМЗ «Ростовский  кремль», удалось подготовить уникальную экспозицию, в которой представлено более 700 музейных предметов. В экспозиции принимают участие 13 музеев: Государственный музей заповедник «Ростовский кремль», Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Костромской государственный музей-заповедник, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс, Переславский государственный музей-заповедник, Ярославский художественный музей, Ярославский государственный музей-заповедник, Музей имени В.Ю. Орлова (Ярославль), Музей Императора Николая II. Свои экспонаты предоставили Государственный архив Ярославской области, Московская духовная академия, частные коллекционеры. Корпорация «РЖД» привнесла в музейную композицию VR формат: в одном из залов посетителей ждёт  VR- «Путешествие в императорском поезде». Надев специальные очки, можно заглянуть внутрь вагонов, служивших нескольким российским императорам. С помощью современных технологий в виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России.

http://radonezh.ru/2023/05/24/v-rostove-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010