Кор. Казимир III Великий с храмом, посвященным Пресв. Богородице. Рельеф ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вислице. 1464 г. К. В. сумел, опираясь на поддержку женатого на его сестре венг. кор. Карла Роберта (Карла Анжуйского), положить конец войнам с маркграфством Бранденбург, Чехией, Тевтонским орденом, добился длительного мира с этими гос-вами и укрепил свой международный авторитет, получив право называться «король Польский» вместо «король Кракова» (1335). При К. В. одним из важнейших направлений внешней политики Польского королевства стало восточное. Ориентация последнего галицко-волынского кн. Юрия II (Болеслава) на союз с зап. правителями, венг. кор. Карлом Робертом и К. В., а также засилье иностранцев вызвали недовольство галицкой знати и заговор 1340 г., в результате к-рого Юрий II был убит. После его смерти К. В. совершил поход на Галицкую землю (см. ст. Галицкая Русь ), принял вассальную клятву от предводителя местного боярства Димитрия Дедко и вывез княжескую казну. В последующие годы, пользуясь поддержкой волынского кн. Димитрия (Любарта) Гедиминовича (сына Литовского вел. кн. Гедимина ) и правителей Золотой Орды, Дедко дал отпор полякам, пытавшимся захватить Галицкую землю. В 1344 г. К. В. захватил Перемышльские земли. В 1349 г. в результате нового успешного похода подчинил Галицкую землю и попытался завоевать Волынь. Польско-литов. столкновения завершились заключением в 1352 г. перемирия, согласно к-рому К. В. правил в Галицкой земле, а литов. князья - на Волыни. Возобновившаяся вскоре война длилась до сер. 50-х гг. XIV в. и не принесла воевавшим желаемых результатов. Впосл. К. В. добился того, чтобы сидевшие в Подолии литов. князья Кориатовичи признали себя его вассалами. С 1350 г. К. В. именовался «королем Польши и Руси» или «король… Польской земли… Русской земли господарь и дедич» - обе территории воспринимались как отдельные гос-ва, объединенные персональной унией. В 1366 г., после успешных военных действий, К. В. подчинил себе значительную часть Волыни с ее главным центром Владимиром, а также Белз и Холм.

http://pravenc.ru/text/1319874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ правосл. епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях (в XIV в. с перерывами митрополия). Сер. XII-XIII в. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Впервые епархия с центром в г. Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156/57 г. в связи с поставлением на Галицкую кафедру еп. Космы. Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 г., к-рая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 г. Не доверять ему нет оснований, т. к. еп. Косма чуть позже, под 1165 г., назван и в Ипатьевской летописи как глава посольства в К-поль, отправленного галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. Точное время открытия Г. е. неизвестно. В списке рус. епархий, составленном примерно в 60-х гг. XII в., при имп. Мануиле I Комнине , Г. е. (греч. Γαλτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии , учрежденной в 1136 г. По одной этой причине нельзя согласиться с догадками об основании Г. е. в кон. X или 1-й пол. XI в., при киевских князьях равноап. Владимире (Василии) Святославиче или Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром ( Макарий. История РЦ). В пределах 1136-1156 гг. датировку можно уточнить путем умозаключений. Возникновение Г. е. нельзя относить ко времени ранее 40-х гг. XII в., когда Галич становится столицей обширного и сильного княжества в результате объединения кн. Владимирком Володаревичем Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей, т. е. всех земель своих ближайших родственников Ростиславичей (потомков Ростислава, сына блгв. кн. новгородского Владимира Ярославича и старшего внука Ярослава Мудрого). До этого времени Галич входил в состав сравнительно небольших владений кн. Иоанна Васильковича, сына блгв. кн. теребовльского Василия Ростиславича . Следов., в расчет могут приниматься только 2 возможности. Во-первых, между 1141 и 1144 гг., когда Владимирко Галицкий выступал союзником киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146), пока оба имели общего противника в лице волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Др. возможной датой является 1156 г., когда на Русь прибыл новый митр. Константин I , т. к. в период святительства митр. Климента Смолятича (1147-1155) такой шаг был бы необъясним, ведь Владимирко был главным союзником суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - соперника, занявшего в 1146 г. киевский стол Изяслава, по воле к-рого и был поставлен на митрополию Климент. 1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов , 2-й - А. В. Поппе , Е. Е. Голубинский допускал обе.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Подкорье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1688. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Калужская область, Перемышльский район, деревня Подкорье Координаты: 54.376352, 36.511119 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Покровское (Подкорье) и деревня Антиповка Ивана Семеновича Любученинова в бесспорном отводе. Дворов 33, мужчин 135, женщин 135. Всего земли - 500 десятин и 1480 сажень, из них под усадьбой - 16 дес. и 350 саж., пашней - 228 дес. и 2379 саж., сенокосами – 59 дес. и 145 саж., лесом – 188 дес. и 6 саж., неудобьями – 8 дес. и 1000 саж. Село по обе стороны реки Жерти и безымянного ручья на коем пруд. Церковь каменная Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Архангела Михаила, дом господский деревянный с плодовым садом. Деревня на суходоле. Земля иловатая с песком, урожай хлеба и трав средственный, лес строевой и дровяной, крестьяне на пашне. Источник: РГАДА, Ф. 1355, оп. 1, Калужский уезд, с. 58 Покровская церковь в селе Подкорье, по преданию, построена «тщанием и иждивением прихожан» в 1688 г. В 1896 г. местный помещик, коллежский советник, дворянин Маврикий Дмитриевич Дестрем переложил и расширил трапезную с колокольней, причем был вновь устроен придел с южной стороны. Ограда вокруг церкви была деревянная на каменных столбах. Престолов было три: в настоящей – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, память 1/14 октября; в приделе с северной стороны – во имя архистратига Михаила, память 8/21 ноября; с южной – во имя пророка Илии, память 20 июля/2 августа. При церкви была сторожка, построенная в 1889 г., где размещалась земская одноклассная школа. В приходских селениях находились церковноприходские школы – в Зябках с 1900 г., в Холмах с 1916 г. Приход состоял из следующих селений: Подкорье, Холмы, Антоновка, Кременево, Зябки. Источник. Легостаев В.В. Храмы Калужского уезда. Калуга: Гриф, 2001. - С. 43 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34193

Рождествено. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1768. Адрес: Калужская обл., Перемышльский район, с.Рождествено Координаты: 54.402791, 36.515776 Проезд:с Р-132 свернуть на старый тракт Тула - Калуга (перед Ламохино или у Хотисино), в Рождествено ведут две примерно равноценные грунтовки, обе через дамбы, ок. 2 км, проезд сезонный. Церковь на восточной окраине села. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождествено, а точнее, Рождественно Дальнее, 30 км от Калуги. Здесь находится заброшенная церковь Рождества Христова, 1768 г., построенная статским советником Г.И. Полонским. Церковь, по-видимому, была усадебной, на что указывает её расположение в стороне от старой деревни и изначальное отсутствие трапезной, встроенной между храмом и колокольней в середине 19 в. В конце 18 в. в селе была усадьба сына строителя церкви Н.Г. Полонского.  А.Б. Чижков, А.А. Зорин " Калужские усадьбы " Село Рождествено находится в 30 км от Калуги. В нем стоит заброшенная церковь Рождества Христова, построенная в 1768 году статским советником Полонским. Церковь наверняка была усадебной – расположена в стороне от старой деревни, а трапезную между церковью и колокольней построили только в 19 веке. Церковь была холодной, с одним приделом, утварь скудная, одежды ветхие. Храм имеет в плане форму креста. Наружных украшений немного. В селе когда-то проживало 400 человек, сейчас не более 100. В 1895 году настоятель храма построил за собственные деньги церковно-приходскую школу. В 1901 году открыто церковное попечительство. В 1932 году церковь была закрыта, долгое время находилась в запущенном состоянии. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=15528

Во время Великой Отечественной войны, несмотря на оккупацию, обе церкви не были разрушены и практически не пострадали. В 1950-х гг.  исследователь русской архитектуры архитектор Петр Дмитриевич Барановский вывез уникальные резные царские врата из иконостаса соборного придела Иоанна Богослова и передал их в музей Коломенское. Впоследствии вместо изначальных царских врат была выполнена их копия. В середине 1970-х гг. рухнул купол Сергиевского храма, после чего разрушение этой церкви ускорилось. В 1980-х гг. в алтаре Успенского храма стояли сельские лошади, стены были исписаны непотребными надписями, а придел Иоанна Богослова был замурован. С крыши соборного храма постоянно текло, поэтому в притворе стены были покрыты плесенью, а поверх земляного пола образовался толстый слой из грязи и гнилья. С началом возрождения церковной жизни на рубеже XX-XXI в.в. постепенно силами верующих Успенский храм был приведен в лучшее состояние, при нём был образован приход и начались богослужения. Сергиевский храм к этому времени превратился в стены с грудой развалин. На 2013 г.  при храме шло строительство дома для паломников и причта. Не позднее 7 марта 2016 г. при бывшем Шаровкине монастыре было учреждено подворье Малоярославецкого Никольского Черноостровского женского монастыря. В том же году сюда прибыли сёстры из Черноостровского монастыря для возрождения обители и возобновления монашеской жизни. http://drevo-info.ru/articles/13678083.html Незаслуженно забытый Успенский Шаровкин монастырь, расположенный на кромке обрыва над старицей реки Жиздры у села Ильинское под Перемышлем, по праву можно назвать жемчужиной Калужской земли. Этот удивительный небольшой монастырь, основанный в начале XVI века местночтимым подвижником иноком Феогностом Шаровкой, как монастырь просуществовал сравнительно недолго, но, в то же время, пережил богатую и сложную историю. Успенский Шаровкин монастырь был основан в центре владений князей Воротынских. Именно под их неусыпным попечительством были отстроены великолепные каменные здания монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04475

Но согласие Великого Князя Василия Васильевича с его шурином Князем Василием Ярославичем 8 продолжалось недолго: в 1456 году Великий Князь, по подозрению, лишил князя Василия всех уделов и сослал на заточение в Углич, где он и умер в 1464 году, а сын его князь Иван Васильевич бежал от смерти в Литву и изгнанником умер на чужбине, с ним и весь род Владимира Андреевича Храброго исчез с лица земли Русской. Часть владений Василия Ярославича была передана Великим князем оставшемуся ему верным до самой смерти Верейскому Князю Михаилу Андреевичу, брат которого, князь Можайский Иван Андреевич , также подвергся опале Великого Князя и в 1451 году бежал в Литву. А Михаил Андреевич, поссорясь в последствии с своим сыном Василием (который, не желая покорствовать Великому князю, бежал тоже в Литву), лишил его наследства и духовным завещанием 1486 года предоставил все свои владения, и в том числе Ярославец, «своему Господину и Государю и Великому Князю Ивану Васильевичу». Замечательно, что, сделав сие завещание, князь Михаил Андреевич вскоре на третьей неделе после Пасхи скончался и погребен в Боровском Пафнутьевом монастыре. В этом завещании Ярославец упоминается во второй раз и уже более определённо, то есть 9 , именуется не Ярославлем, а Ярославцем. В 1481 году последовало нашествие на Россию хана Ахмата: путь его к Москве лежал через нынешнюю Калужскую губернию. Сведав, что берега Оки сторожат полки Русские, хан повернул к границам литовским; обходя Оку и прошедши через нынешние уезды Лихвинский, Перемышльский и южную часть Мединского, он имел намерение перейти здесь Угру. Но Русские успели отразить передовой отряд татар, пытавшихся переправиться через Оку реку; 8-го октября пришли главные силы хана и, как саранча, покрыли весь правый берег Угры. Главные же силы Московские, под предводительством самого Великого Князя, стояли в Кременце на берегу реки Лужи 10 . Начались было переговоры о мире, по предлагаемые ханом условия далеко не соответствовали чести московского Великого Князя. Переговоры кончились; Иоанн, одушевленный посланием Архиепископа Вассиана и Игумена Паисия, исполнился веселья и мужества, стал готовиться к битве 11 . Прошло еще около двух недель; обе рати стояли в бездействии, отделенные одна от другой рекой. Хан сделал было попытку переправить свою отборную конницу через Оку у Опакова городка, но посланный отряд был отбит. Между тем река начала покрываться льдом; тогда Великий Князь, не надеясь долее удержать татар за Угрою, приказал сторожевым полкам отступить к Кременцу, откуда перенес свою главную квартиру в Боровск, намереваясь дать хану сражение на равнинах, окружающих этот город.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В настоящее время несмотря на серьезные утраты (собор и колокольня потеряли почти все кровли, штукатурку на фасадах и внутреннее убранство; церковь прп. Сергия с трапезной сильно руинированы) монастырь представляет собой один из интереснейших архитектурных комплексов и важнейших исторических и культурных памятников Калужской области. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что село Ильинское было под оккупацией, обе церкви не были разрушены и практически не пострадали. В северном приделе во имя Иоанна Богослова Успенского храма, до 1950-х годов находились старинные царские двери, выполненные из тонких липовых пластин, приклееных к дверному полотну. Орнамент, обрамляющий половинки дверей и киотов были вызолочены, а поля вокруг них, с более крупным орнаментом, были высеребрены. В эти годы исследователь русского зодчества архитектор Пётр Дмитриевич Барановский вывозит из Шаровкина монастыря и передаёт в музей Коломенское эти уникальные царские двери от придельного иконостаса. Сам придел во имя Иоанна Богослова был замурован, по-видимому, с того времени, как здесь побывал Барановский, и обнаружен только недавно, с началом восстановления обители. В настоящее время вместо тех царских врат в приделе помещена их копия. В середине 70-х гг. ХХ века рухнул купол Сергиевского храма, и в настоящее время он представляет из себя стены с грудой развалин. В 1980-х годах в алтаре Успенского храма стояли сельские лошади, стены были исписаны непотребными надписями, хотя с 1974 года эта церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. В 2000-е годы к храму был прикреплён священник. Силами православной общины храм был приведён в лучшее состояние. Была залатана прохудившаяся кровля, из помещения убран накопившийся мусор, счищена плесень со стен ожившего храма. В 2016 году в Ильинское прибыли сёстры из Свято-Никольского Черноостровского монастыря для возрождения обители и возобновления монашеской жизни. В храм вернулась и главная святыня монастыря - чтимая икона Божией Матери " Благодатное Небо " , а над могилой основателя монастыря инока Феогноста Шаровки появилось небольшое надгробие с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=04475

Не сохранились или полностью перестроены церкви в формах рус. стиля XVII в.: прп. Марии, нареченной Марином, на Большеохтинском единоверческом кладбище (построена на средства вдовы потомственного почетного гражданина М. Т. Козминой в 1895-1902, разрушена в 30-х гг. XX в.); 3-престольная Успения Пресв. Богородицы и прор. Осии на подворье Важеозерской Спасской Никифоро-Геннадиевской пуст. (ул. Крупской, 5) (1897-1903, капитально перестроена); 3-престольная Грузинской иконы Божией Матери на подворье Красногорского Богородицкого мон-ря (Шепетовская ул., 7) (1903-1905, разрушена в 60-х гг. XX в.; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 669); 3-престольная прп. Серафима Саровского на подворье Серафимова Дивеевского мон-ря в Ст. Петергофе (1903-1905, полностью перестроена; Там же. Д. 703; Кириченко Е. И. и др. Градостроительство России сер. XIX - нач. ХХ в. М., 2003. Т. 2. С. 400-401). Близки друг к другу по усложненной форме 2 церкви при духовно-просветительских учреждениях - обе краснокирпичные, 3-частные, с высокими шатровыми колокольнями: Троицкая ц. при об-ве распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви на Стремянной ул., 21 (1890-1894, разрушена в 1966), и Покровская ц. при епархиальном братстве Пресв. Богородицы (Боровая ул., 50) (1890-1897; в 1889 Н. составил 2 проекта храма: одно- и 2-престольного, 2-этажного, на 1 тыс. чел.). Последней из построенных архитектором в С.-Петербурге церквей стала 3-престольная ц. Тихвинской иконы Божией Матери на подворье Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря (проспект Непокорённых, 36) (1905-1911, разрушена в 1982). Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери подворья Лютикова мон-ря. 1905–1911 гг. (разрушена в 1982). Фотография. 1920 г. Черты преимущественно византийского, а также русского стиля просматриваются в зданиях Иоанновского жен. мон-ря (набережная р. Карповки, 45) (1900-1903) и однокупольной, со шлемовидным верхом ц.

http://pravenc.ru/text/2577581.html

При Соковнине погост, что в Молодях, назывался селом Молоди, которым владели в 1678 г. его дети: окольничий Федор и стольник Алексей Соковнины; в селе было: 2 двора вотчинниковых, 13 дворов крестьянских, 11 дворов бобыльских и 3 двора задворных людей, всего 174 чел., да к селу Молодям принадлежали деревни Головина и Обанина без крестьян. В 1697 г. по именному указу село Молоди у Алексея Соковнина было отписано на великого государя и в 1699 г. в ноябре месяце пожаловано боярину Федору Алексеевичу Головину; при этом владельце в Молодях была построена в 1706 г. каменная церковь. После Ф. А. Головина, умершего в 1706 г., селом владел его сын Александр и за ним оно было утверждено в 1721 г. отказною книгою, в которой упоминается, что в селе двор боярский каменный. По смерти графа А. Ф. Головина село Молоди принадлежало его жене вдове Анне Петровне, урожденной Салтыковой, которая с тем имением в 1736 г. вышла замуж за князя А. И. Барятинского. Княгиня Анна Петровна скончалась в декабре 1771 г., а имение досталось двоюродным ее внукам Алексею и Ивану Салтыковым и в 1781 г. продано Сергею и Ивану Герасимовичам Домашневым. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г. Достоверно известно, что в 1699 году Молоди вместе с церковью и погостом достались " с царского плеча " знаменитому графу, входившего в " ближний круг " , в число весьма значимых фигур " гнезда Петрова " Фёдору Алексеевичу Головину (1650-1706). Граф Фёдор Алексеевич был не бедным человеком и на собствееные средства на территории своего имении в Молодях начал строительство новой каменной церкви взамен старой деревянной, освящённой в честь Воскресения Христова. По некоторым данным, строительство заняло около трёх лет - с 1703 по 1706 год. Незадолго до смерти графа храм в общих чертах был закончен. Увы, история не оставила для нас имени архитектора, ни каких-либо иных подробностей строительства. Изначально церковь, построенная Головиным, выглядела значительно скромнее современной, - отсутствовали обе колокольни, придающие храму узнаваемый облик. Вероятно, имелась некая колокольня, которую при строительстве двух новых просто снесли. Никакой информации о перестройках или ремонте, которые, возможно, пережил в XVIII веке храм Воскресения, до нас также не дошло.

http://sobory.ru/article/?object=04918

В самом деле, из двадцати храмов этой группы, шесть были разобраны еще в конце XVIII – XIX веке. Кроме названных, это церкви Святителя Николая в Сапожках (1649 год – разобран в 1837 году); Воскресения Словущего возле Кузнецкого моста (около 1657 года, разобран в 1816 году, собор Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казанском Иоанно-Предтеченском монастыре (1649-1652 годы, разобран в 1887 году) и церковь Рождества Христова Ново-Рождественского (более известного как Распятский) монастыря (1652 год, разобрана в 1718–1719 годах). Четыре храма уничтожены или обезображены в 1930-е годы. Кроме храма в Старых Панех, это церкви Воскресения Христова, что в Гончарах (1649 год); Илии Пророка на Воронцовом поле (1653-1654 годы) и Похвалы Пресвятой Богородицы в Иоанно-Предтеченском монастыре (позднее – Архиерейский двор) в Туле (первая половина XVII века). Судить об их сводах и, тем более, поздних их переделках мы можем только по рисункам и фотографиям, что явно недостаточно. Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (между 1628 и 1653 годами) перестроена еще в конце XVII века. Церкви Владимирской иконы Божией Матери на Божедомке в Ярославле и Троицы Живоначальной в Александровой Чудовой пустыни в деревне Александровой Рыбинского района Ярославской области являются только поздними отголосками интересующего нас периода в архитектуре (обе – 1670-е годы). Итак, мы располагаем более или менее достоверными данными о сводах только семи многошатровых храмов второй четверти XVII века (кроме храма в Троицком-Голенищеве). Из этих семи храмов три украшены двумя рядами декоративных кокошников. «Дивная» церковь в Угличе 1628 года, надвратный храм св. Ферапонта и Богоявления в Ферапонтовом монастыре 1649 года, трапезный Успенский храм в Благовещенском монастыре Нижнего Новгорода 1649-1652 годов и приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 1649-1652 годов, по крайней мере, в настоящее время, такого украшения не имеют. Во всех трех оставшихся случаях это нарядное завершение является результатом деятельности реставраторов. Так, храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском Воротынском женском монастыре в селе Спасском-на-Угре Перемышльского района Калужской области (около 1650 года) был закрыт и в частично разрушен 1930-х годах. Нынешний облик он приобрел только в 2000 году.

http://sobory.ru/article/?object=00865

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010