Уважаемые участники встречи! На мероприятии можно будет купить книги, заказ можно оформить заранее на сайте . Видеосъемка на мероприятии запрещена. О предыдущих встречах с авторами можно прочитать в разделе сайта «Встречи с авторами». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 6. Ответ на 3, Александр Волков: Что скажет Анатолий Дмитриевич я заранее знаю, аккурат то же самое, что вижу я здесь лет так двенадцать. Империя это как новая звезда растёт, растёт, расширяется не зная пределов и по прошествии времени утомляется, выгорает. теряет массу и силы, сжимается и становится как говорят астрономы жёлтым карликом, но потом и совсем гаснет и никому уже не светит и остывающим телом прекращает свою жизнь. Уж на что была велика империя Британская и эскадры линкоров содержала ради своих владений, но где ныне Англия? Где Испанская империя? Где другие империи? Зато ныне в Москве я вижу незваных азиатских пришельцев и особенно противно мне видеть их закутанных женщин, Советский Союз тоже вроде как был империей, но этих закутанных не было, такое их поведение Советская власть расценила бы как вызывающее проявление национализма. И горцев с Кавказа не было. На рынки московские не хожу - там тоже азиаты и в манерах у них торговаться и обманывать, а мне по русскому менталитету такое не нужно. Говорят, что без труда мигрантов не обойтись. Ложь! Япония обходится без трудовых мигрантов и всего-навсего надо справедливо оплачивать труд. и пусть наш строительный бизнес едет в Азию и там строит, у нас же в городах половина новостроя все равно не распродаётся - просто нет у нас столько людей. Вот и вся цена империи. 5. Ответ на 4, Потомок подданных Императора Николая II: Иосиф Сталин что писал? Партия, скрывающая правду от народа, партия. боящаяся свет а и критики, есть не партия, а клика обманщиков. обречённых на гибель. То есть не скрывать правду это и есть жизнь не по лжи. Шолохова я под сомнение не ставлю, так же как и не ставлю под сомнение необходимость решения вопроса с казачеством. Казачество было постоянной проблемой для царей. Их неуправляемость, их некая независимость и говоря откровенно по-большевистски их антиобщественная направленность. Казаки были первопроходцами в заграничные земли и создавали своим поведением негативный образ Руси. Они облагали данью соседей, озлобляли их против царя и царь ради усмирения казацкой вольности оказывался перед дилеммой или враждебные соседи, обиженные казаками или забрать эти земли для защиты от беспредела степных хищников. С Дона выдачи нет - это разве о единстве России? Любит казак воевать - ну так иди на царскую службу и верно служи, а не блуждай по степи с оружием, как какой-нибудь татарин.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/30/po...

В.В. Бычков Глава V. Павел Флоренский «Философия искусства» Без сомнения, крупнейшей и уникальной фигурой в культуре русского духовного ренессанса был о. Павел (Павел Александрович) Флоренский (1882–1937). Он – единственный из плеяды крупных религиозных мыслителей – остался в большевистской России и претерпел всё, что тоталитарный атеистический режим мог уготовить для выдающейся личности. Сама подвижническая жизнь Флоренского, превратившаяся в житие, может быть понята как существенная часть его философии, поэтому здесь я считаю целесообразным начать анализ философско-эстетических представлений мыслителя с краткого очерка жизни Павла Александровича, ибо без этого многие аспекты его теоретических исканий будут не очень понятны. О. Павел понимал под философией всякое свидетельство о Боге, и его собственная жизнь стала выразительнейшей формой такого свидетельства. Жизнь как философия Свидетельство же о мире духовном есть, по воззрению всей древности, философия. П. Флоренский. Иконостас В известной картине М.В. Нестерова «Философы», хранящейся ныне в Третьяковской галерее, особое внимание привлекает к себе одухотворенная фигура священника с посохом, погруженного в глубокое созерцание, отрешившегося от внешнего мира и, кажется, не замечающего своего, находящегося в каком-то смятении, собеседника. Позже этот собеседник, известный русский философ и богослов протоиерей Сергий Булгаков писал о своем друге: «Отец Павел был для меня не только явлением гениальности, но и произведением искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ. Нужно слово или кисть или резец великого мастера, чтобы о нем миру поведать». Нестеров владел такой кистью и адекватно, насколько возможна адекватность в искусстве, запечатлел на полотне образ этого, по меткому выражению о. Сергия, «чуда природы» – «благодатную тихость и просветленность, образ как бы некоего небожителя, который, однако, был сыном и земли, ее тягости изведал и преодолел» 81 . Картина Нестерова, полагал о. Сергий, стала «духовным видением эпохи», художественным узрением «двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону бытия» 82 . Первый выражал тревогу и смятение от ужасной трагедии, вершащейся в России (картина писалась в мае 1917 года), второй являл собой символ созерцания вечного внеземного мира, духовных глубин бытия; созерцания, несущего тихую непреходящую радость.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

День Святой Троицы. Александро-Невская лавра. ЖМП 2 февраль 2018 /  4 марта 2019 г. 16:00 Союзы любви Возрождение братского движения в Русской Православной Церкви как отклик на деяния Поместного Собора 1917–1918 годов Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов.   PDF-bepcuя. Ровно 100 лет назад, 19 января (1 февраля по новому стилю) 1918 года, святой Патриарх Тихон выступил с посланием, в котором не только обращался к «извергам рода человеческого с грозным словом обличения и прещения», не только звал верных на «страдания вместе с собою», но взывал к архипастырям и пастырям: «…Не медля ни одного часа в вашем духовном делании, с пламенной ревностию зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Православной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления» 1 . На защиту святынь Спустя несколько дней, 27 января (9 февраля) 1918 года, та же идея прозвучала в «Воззвании Священного Собора Православной Российской Церкви к православному народу по поводу Декрета о свободе совести». Собор призывал православных христиан: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, и мужчины и женщины, и старые и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь» 2 . Акцент на создании именно «союзов» был сделан в связи с тем, что новая власть Декретом об отделении Церкви от государства лишила всякие религиозные общества прав юридического лица. Предполагалось, что союзы верующих будут «защищать святыни и церковное достояние от посягательства», но для прикрытия они должны были «иметь просветительские и благотворительные задачи и именования» 3 . Возглавлять такие со­юзы могли как священнослужители, так и миряне.

http://e-vestnik.ru/analytics/soyuzy_lyu...

Документы Итоговый документ соборной встречи Всемирного русского народного собора в Екатеринбурге 16.07.2008 12:41 Революция и гражданская война явились трагическим надломом жизни России, приведшим к миллионам человеческих жертв, гонениям на веру и Церковь, гибели многочисленных культурных ценностей, вынужденному исходу миллионов наших соотечественников за пределы Родины. Эти трагические события стали результатом духовного разлада в российском обществе, эгоизма классовых интересов и политических вожделений, насилия группы рвавшихся к власти радикалов над волей народа. Все основные сословия, классы, социальные слои России так или иначе причастны к катастрофе. И все без исключения стали ее жертвами. Среди тех, кто пал от рук приверженцев террора, особенно выделяются злодейски убиенные 90 лет назад Государь Николай II, Государыня Александра Феодоровна, их дети, другие члены Царствовавшей фамилии. Династия Романовых столетиями скрепляла и сохраняла величие и единство России, оберегала покой и согласие верных чад Отечества. Своими жертвами Царственные страстотерпцы запечатлели верность Богу и России. Воля государя Николая II к всепрощению и его завещание не мстить за себя взывает к нам, ныне живущим гражданам России. Этот безропотный подвиг сегодня дает нам пример и основание для взаимного прощения, примирения и национального единства. Убийство Царской семьи было совершено тайно и незаконно. Среди убитых были дети Царя, в том числе и несовершеннолетние, а также добровольно оставшиеся с Царской семьей гражданские лица, не имевшие к политике никакого отношения. Ответственность за это злодеяние несет прежде всего большевистское руководство тех лет, которое в июле 1918 года санкционировало и одобрило убийство Царской семьи. Ответственность несут также правительства ведущих европейских государств, не предпринявшие ничего, чтобы спасти Императора Николая II и его семью. Важно понимать, что в катастрофе начала XX века были замешаны не только внутренние, но и внешние разрушительные силы. Без поддержки извне, без опоры на тех, кто опасался бурного динамичного развития Российской империи и желал любой ценой устранить с мировой арены нежелательного конкурента, Смута не смогла бы сломить действующую власть. Николай II был не бездеятельным созерцателем, а активным участником той модернизации страны, которая осуществлялась в его царствование. С его ведома и благодаря его усилиям были осуществлены финансовая и аграрная реформы, разработаны великие проекты строительства континентальных магистралей и первого " плана ГОЭЛРО " , обуздана революция 1905-1907 годов и разгул террора, осуществлен в 1916 году перелом на фронтах Первой мировой войны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Предсоборной Комиссии 1. Протокол организационного собрания по вопросу об учреждении органа Высшего церковного управления на территории действий Добровольческой армии Юга России 27 апреля 1919 г. В пятницу 27 апреля 1919 г. в 6 ч[асов] веч[ера] в покоях преосвященного Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, состоялось организационное собрание 129 духовных и светских лиц для обсуждения вопроса об особливых мерах и способах церковного действования в области духовно-пастырского окормления как на фронте войсковых частей, так [и] в тылу православного населения приходов, находящихся на территории военных действий Добровольческой армии. На собрании присутствовали: Высокопреосвященные Платон, митрополит Херсонский; Димитрий, архиепископ Таврический; Агапит, архиепископ Екатеринославский; Иоанн, епископ Кубанский; протопресвитер военного и морского духовенства о. Г. Шавельский , протоиерей проф[ессор] А. П. Рождественский, законоучитель прот[оиерей] о. Руткевич, миссионер-проповедник о. Н. Розанов , прот[оиерей] о. Д. Вардия, священник о. В. Свенцицкий , князь E. Н. Трубецкой, гр[аф] Мусин-Пушкин, гр[аф] Д. Ф. Гейден, тайный советник В. М. Скворцов, полковник А. В. Бориславский, поручик М. Ю. Родионов. По предложению собрания приняли на себя председательствование митрополит Платон, секретарство – тайн[ый] совет[ник] Скворцов. После пения «Христос воскресе» протопресвитер о. Г. Шавельский сделал краткое сообщение о намеченных в Религиозно-просветительном совете государственного объединения 130 духовно-просветительных мероприятиях, которые надлежит ныне же планомерно и неукоснительно проводить в церковной жизни той области, где происходит крестоносная борьба новосозидаемого Христолюбивого русского Воинства с большевистскими злыми врагами Церкви и Отечества. Меры эти: 1) Усиление и оживление пастырско-приходской и, в частности, проповеднической деятельности местного духовенства. 2) Привлечение к содействию местному пастырству иноепархиаль-ного духовенства из беженцев, которые в огромном числе (свыше 500) привитают, не имея где главы приклонить, в освобожденных от большевизма городах и весях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы 19.02.2020 721 Время на чтение 24 минут Судьбы насельниц Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря в советское время Обитель Христовых невест Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская). В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы. Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский. В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем. После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Закрыть itemscope itemtype="" > Таврическая епархия в годы гонений 1921 - 1941 годы 15.05.2008 509 Время на чтение 7 минут Таврическая епархия в период между двух революций Таврическая епархия после Октябрьского переворота Таврическая епархия в годы гражданской войны В истории Таврической (впоследствии Крымской) епархии 20-е и 30-е годы XX века являются временем беспрецедентных жестоких гонений. После окончания гражданской войны Россию охватил чудовищный голод. Унесшее миллионы человеческих жизней, страшное бедствие стало для большевиков удобным предлогом для наступления на православную Церковь. 23 февраля 1922 г. советским правительством был принят декрет о принудительном изъятии церковных ценностей. Кроме того, с подачи большевистских руководителей в печати была развернута настоящая травля священников и монахов, которых обвиняли в бездушии, алчности и нежелании помочь голодающим. И это притом, что церковь одной из первых включилась в борьбу против голода. Летом 1921 года патриарх Тихон обратился к российской пастве, к народам мира и главам христианских церквей за рубежом с призывом протянуть руку помощи " стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода " . Для организации сбора и распределения пожертвований был образован Всероссийский Церковный комитет помощи голодающим. С этой же целью создавались церковные организации на местах. Но добровольные пожертвования духовенства и верующих никак не устраивали советское руководство, и вскоре по всей стране специально созданные комиссии приступили к изъятию ценностей в храмах, монастырях и церквях. В Крыму проведение этой кампании осуществлялось следующим образом: 30 марта 1922 г. Крымский центральный исполнительный комитет принял постановление, предписывающее всем православным храмам в течение 36 часов с момента получения циркуляра опечатать все ценности, сдать их в Наркомфин и сообщить об исполнении в 6-часовой срок. А поскольку за время революции и гражданской войны все храмы епархии были в той или иной степени обворованы, к циркуляру было сделано дополнение, согласно которому лица, являющиеся хранителями церковных ценностей " по своему юридическому или фактическому положению " привлекались к ответственности " наравне с совершителями краж " . В случае если хранитель имущества предоставлял доказательства своей непричастности к краже, его все равно привлекали к ответственности " за небрежное хранение ценностей " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/05/15/...

И.М. Дроздихин 1. Вступление Данное учебное пособие предназначено для учащихся московской Школы Церковных Звонарей и направлено на помощь в освоении теоретических знаний. В нем приведены краткие сведения по истории колокольного звона, производству колоколов, их подбору и подвеске на звонницах и колокольнях. В приложении данного пособия вы найдете пример устава колокольного звона, подготовленного нашей школой как пример осуществления богослужебных звонов в вашем храме. Стоит отметить, что до недавнего времени звонарское мастерство передавалось от учителя к ученику непосредственно на колокольне по принципу «делай как я». До революции школ звонарей не было, в годы большевистского лихолетья храмы и колокольни были разрушены, большая часть колоколов уничтожена, преемственность звонарей нарушена. При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром. В возрождении традиций колокольных звонов большая заслуга принадлежит приснопамятному святейшему патриарху Алексию II, благословлявшему и всегда поддерживавшему это богоугодное дело. Любому звонарю необходимо иметь в виду, что звон должен быть простым, но не однообразным, и не должен быть «звоном ради звона», когда становится не призывом к молитве, а отдельным музыкальным концертом. Любой православный колокольный звон – это всегда импровизация. Как священник на основе Священного Писания , трудов Святых отцов готовится к проповеди, а потом с амвона возглашает, импровизируя, дабы обратиться к каждому верующему, зажечь у него в сердце искру веры, также и звонарь на основе традиций и упражнений звонит, дабы заинтересовать и пригласить людей в храм. На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь, при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иван Михайлович Андреевский (26.03.1894–30.12.1976) Иван Михайлович Андреевский Русский философ, литературовед, церковный историк, врач-психиатр. В 1920-е — 1930-е годы — деятель иосифлянского движения, с конца 1940-х годов — видный публицист и идеолог РПЦЗ, преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, популяризатор термина «катакомбная церковь». Брат поэтессы Марии Шкапской. Биография Родился в семье архивариуса Михаила Петровича Андреевского; его дед по отцу был священником. Учился в гимназии в Петербурге. В 1907—1912 годы — организатор и участник самообразовательных молодёжных кружков, ряда рукописных ученических журналов. В 1912 году, будучи учеником 6-го класса гимназии, был арестован по делу межученической организации средних учебных заведений Петербурга (за антиправительственную деятельность: вместе с товарищем готовил прокламации); был приговорён к ссылке в Олонецкую губернию; приговор был отменён благодаря вмешательству миллионера Шахта. Уехал в Западную Европу. В 1913—1914 годы изучал философию в Сорбонне. В 1914 году поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, который окончил 4 года спустя; одновременно с обучением проходил военную службу — фельдшером психиатрических отделений в военных госпиталях. В 1918 году учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петроградского университета. С 1922 года — преподаватель Петроградского университета, но вскоре был уволен большевистскими властями. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. Преподавал литературу в одной из средних школ Петрограда, где его учеником был будущий академик Дмитрий Лихачёв. В 1923 года организовал и возглавил кружок литературного и религиозно-философского направления, который получил название Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»). По воспоминаниям Дмитрия Лихачёва, посещавшего этот кружок: «Расцвет Хельфернака приходился примерно на 1921—1925 гг., когда в двух тесных комнатках Ивана Михайловича Андреевского на мансардном этаже дома по Церковной улице (ныне улица Блохина) каждую среду собирались и маститые учёные, и школьники, и студенты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Ч. Козаржевский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Андрей Чеславович (19.08.1918, Москва - 26.03. 1995, там же), российский филолог-классик, специалист по истории античной лит-ры и преподаванию древних языков, исследователь истории и культуры Москвы, общественный деятель. Кандидат филологических наук (1954). С 1967 г. зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ, профессор (1985). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность (1992). Отец К., инженер-химик Чеслав Альфонсович К. (1893-1920), поляк, эвакуировался в Москву во время первой мировой войны, но еще до рождения сына вернулся в Польшу, вызвал семью к себе, но вскоре умер, так и не увидев сына. Мать - Анастасия Александровна Аккерман (1888-1938). К. в младенчестве был крещен в католичество в костеле в Милютинском пер. в Москве, но в 1921 г. переведен в Православие через миропомазание, совершенное в храме Христа Спасителя. С 6 лет К. активно участвовал в богослужениях и приходской жизни в ц. во имя св. прор. Илии (Обыденной) в Обыденском пер.: был служкой, затем чтецом. Огромное влияние на духовное развитие К. оказал настоятель храма свящ. Виталий Лукашевич. Из-за интереса к Православию в 1933 г. исключенный из школы 4 (ныне 57), К. окончил школу на Пресне (ул. Большевистская). В 1936 г. поступил на исторический фак-т МИФЛИ; через полгода перевелся на отд-ние классической филологии лит. фак-та. Среди его преподавателей были С. И. Радциг, Н. А. Кун, Н. А. Машкин, Б. С. Чернышёв, С. П. Гвоздев. В дек. 1938 г. был принят в комсомол (несмотря на то что были расстреляны как «враги народа» дядя и двоюродный брат К.). В 1941 г. закончил МИФЛИ и был рекомендован в аспирантуру, но из-за начала войны аспирантура была закрыта. По состоянию здоровья (туберкулез легких) К. не подлежал призыву. По распределению Наркомпроса он был направлен учителем русского языка и лит-ры старших классов в с. Ермаковское Красноярского края.

http://pravenc.ru/text/Козаржевского.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010