Положив начало основанию Свято-Успенского монастыря в Одессе, митрополит Гавриил в 1821 году скончался. Строительство монастыря заканчивалось при новом Кишиневском архипастыре архиепископе Димитрии (Сулиме). 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь. Указом Кишиневского митрополита первым настоятелем обители был назначен архимандрит Феофил. В 1825 году состоялось освящение каменного собора, который был воздвигнут на месте прежней деревянной церкви. Главный престол собора был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. К этому времени, кроме Успенского собора, уже были построены двухэтажный архиерейский дом, трапезная, кухня, гостиница для приезжих, устроены колодцы, насажены виноградники, построена каменная ограда. В 1834 году на средства одесского купца Владимира Харламбу и его супруги Дарьи был построен второй монастырский храм с колокольней в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». (Так как прежний Свято-Успенский собор монастыря после 1936 года был разрушен, храм иконы «Живоносный Источник» впоследствии был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного собора в 1953 году соорудили водосвятную часовню.) После 1834 года монастырская братия на свои средства построила еще одну небольшую церковь в честь святителя Николая Чудотворца. Приблизительно в 1920 году с восточной стороны Свято-Никольской церкви был пристроен братский корпус, который и ныне находится под одной с ней крышей. Когда в 1837 году Одесса стала кафедральным городом, то первым архипастырем Херсонским и Таврическим был назначен Высокопреосвященный Гавриил (Розанов), который по приезде в Одессу поселился сперва в Свято-Успенском монастыре. В 1880 году решено открыть в епархии второй викариат с целью усиления борьбы с сектантством (первый викариат был учрежден в 1853 году; викарному епископу повелено было именоваться Одесским). Епископы второго викариатства именовались Елисаветградскими; место пребывания им было отведено в Свято-Успенском монастыре. На них возлагалась обязанность быть настоятелями обители и ведать делами Одесского духовного училища.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1223721...

Ежегодно Свято-Никольский православный собор в Ницце посещают не менее 100-150 тысяч человек. В храме находятся более 300 икон, право на их собственность также остается за Россией. По просьбе Журнала Московской Патриархии возвращение России Свято-Никольского собора в Ницце комментирует Никита Кривошеин, член-основатель Ассоциации за Поместное Православие в Западной Европе (OLTR, Париж). " ХОРОШО БЫ ПОДУМАТЬ О СОБСТВЕННЫХ ПРИХОЖАНАХ " - Никита Игоревич, как вы оцениваете ситуацию, которая сложилась в последние годы вокруг русского храма в Ницце, и решение Апелляционного суда? - Ситуацию я оцениваю как драматическую и самоубийственную для Архиепископии русских приходов в Западной Европе (Константинопольский Патриархат). На протяжении шести последних лет определённая группа в Архиепископии, в том числе настоятель Свято-Никольского Собора в Ницце, отказывались от каких-либо переговоров и активно распространяли в СМИ лживые утверждения о намерениях Российской Федерации и Русской Православной Церкви. Могу вспомнить о том, что митрополит Евлогий, ныне покойный, еще в 1946-м году думал о воссоединении с Русской Церковью, которое тогда было невозможным. В последние годы жизни блаженной памяти архиепископа Сергия (Коновалова) предложения Русской Церкви о воссоединении при полном сохранении самостоятельности управления Архиепископии (так, как это случилось с РПЦЗ) были услышаны и их стали постепенно обсуждать в Париже. Но после внезапной кончины владыки Сергия его преемники радикально изменили курс, и до сих пор упорно отказываются признать очевидность перемен, произошедших в России и в Русской Православной Церкви за последние 20 лет. Если Архиепископия и дальше будет держаться такого иррационального курса, это приведёт её к полной изоляции и нежизнеспособности, а презрение и недоброжелательность к современной России и Матери-Церкви лишат её всякого будущего. Можно только надеяться, что решение Апелляционного суда вызовет у Архиепископии желание к налаживанию братского и сердечного диалога, а не к вечной брани и осуждению. Хорошо было бы подумать о собственных прихожанах и их душах.

http://e-vestnik.ru/news/n.krivoshein_vo...

Все эти мощи хранились в ковчежце на Престоле Великомученицы Варвары и износились для поклонения только в дни памяти этих угодников Божиих. Теперь для них определено специальное место в храме, и каждый может возжечь свечу и со всей искренностью помолиться возле дорогой его сердцу святыни. С 1936 по 1945 г. Никольская церковь, как и все другие храмы города, была закрыта безбожной властью. 5 июля 1945 г. постановлением Священного Синода была образована упраздненная в 1936 г. Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой назначен освободившийся из ссылки Архиепископ Николай (Могилевский) (Впоследствии митрополит. Умер в 1955 г. В 2000 г. причислен к лику святых). В 1946 г. Никольская церковь была передана общине верующих. Вскоре по благословению Владыки Николая в цокольном этаже церкви под приделом святой Великомученицы Варвары был устроен небольшой храм в честь Успения Божией Матери. Современное состояние [ править править код ] 10 июня 1991 года по благословению архиепископа Алексия (Кутепова) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский) была открыта церковно-приходская школа – одна из первых в Казахстане. Первые годы в ней обучалось около 300 детей и 100 взрослых. Школа работала всю неделю в две смены. С 2001 года дважды в неделю действуют вечерние богословские курсы для всех желающих. С 1995 года кафедра правящего архиерея Казахстанской епархии из Свято-Никольского собора перенесена в возвращенный Свято-Вознесенский собор. Весной 1995 года при активном содействии группы «Милосердие» на территории храма завершено сооружение Поклонного Креста – постамента в память о жертвах послереволюционных репрессий духовенства и мирян. Здесь в памятные родительские дни совершаются заупокойные богослужения. В июле 1995 года Казахстан с визитом впервые посетил Первосвятитель Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и вся Руси Алексий II. Первым служением Святейшего на Казахстанской земле был молебен в Никольском соборе города Алма-Аты, вслед за которым Патриарх совершил заупокойную панихиду у поклонного креста, воздвигнутого во дворе собора в память всех православных христиан, безвинно пострадавших здесь в годы гонений.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святител...

С 1789 по 1795 гг. жители этих слобод обращались с церковными требами к священникам, служившим в Вознесенской церкви упраздненного Коротоякского монастыря, а потому церковь слобод Казанской и Дмитриевской в официальных документах считалась городскою, хотя в приходе ее нет ни одного городского обывателя. Казанская церковь была распространена в 1864 г. В этой церкви свято чтится икона Казанской Божией Матери, в серебряной ризе, эта икона весьма древняя, она принадлежала еще прежней Казанской церкви. Серебряная риза на нее устроена в 1808 г. приходским священником Иоакинфом Болховитиновым. Прихожан 890 душ. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Существовавший ранее собор в г. Коротояке, более известный по придельному храму под наименованием Покровского собора с приделами на правой стороне – Покрова Пресвятой Богородицы, на левой – св. Николая чудотворца, каменный, с колокольнею, построен был в 1809 г. Земли пахотной с дровяным лесом 66 дес. 948 саж., на другом месте – на три церкви: Покровскую, Никольскую и Архангельскую отмежевано 49 дес. 306 кв. саж. пахотной земли и в 3-ем месте за Доном к четырем церквам: Покровской, Архангельской, Николаевской и Казанской отмежевано 81 дес. 898 кв. саж., остальная земля в количестве 63 дес. – сыпучий песок. На эту землю копии с планов и межевых книг хранятся в церковной ризнице. К собору приписана находящаяся за рекой Дон Петропавловская церковь. Прихожан при соборе 1350 душ. Прежде был 3 штата, ныне два. Коротоякский собор при каждой перестройке посвящался разным празднествам. При самом основании его в 1648 г. он, по велению царя Алексея Михайловича, посвящен был Рождеству Пресвятой Богородицы с приделом св. чудотворца Николая. Церковь эта была небольшая, 8 саж., и построена из дубового леса. Эта церковь сгорела во время сильного пожара, которым был истреблен Коротояк 28 мая 1737 г. В 1738 г. собор был вновь построен, и в это время главный престол был посвящен также Рождеству Пресвятой Богородицы. В росписи церквей г. Коротояка в 1738 г. собор называется просто Богородицким, а под 1759 г. он назван уже более определенно: Рождественским. Следующий собор в г. Коротояке был посвящен Пресвятой Богородице в честь ее Рождества. С 1769 г. коротоякский собор уже называется Покровским. Вероятно, около этого времени было возобновление этого храма, причем, главный престол был посвящен уже не Рождеству, а Покрову Божией Матери, может, в историческое воспоминание основания самого города Коротояка в 1-й день октября. Под 1769 г. в документах уже встречается подпись «Покровского собора протопопа Антония Андреева…» и в документах позднейшего времени коротоякский собор называется Покровским. Покровским, вероятно, он был до 1809 г., когда уже был посвящен Рождеству Христову.

http://sobory.ru/article/?object=38565

Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Александро-Невский собор в Вятке. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Собор во имя Св. Троицы с колокольней в Вятке (1760–1772). Фотография. Нач. XX в. Православие пришло на Вятскую землю из Новгорода с первой волной рус. колонизации. По преданию, ок. 1383 г. на берегу р. Великой, где впосл. возникло с. Великорецкое (ныне Юрьянского р-на) явился чудотворный образ свт. Николая, к-рый в кон. XIV - нач. XV в. был перенесен в Никольскую ц. в Вятке (Хлынове). После перенесения образа 21-28 мая ежегодно совершался крестный ход из Хлынова к месту явления иконы. До сер. XVII в. в крае было основано ок. 15 монастырей (преимущественно в кон. XVI столетия). В окт. 1657 г. была учреждена Вятская и Великопермская епархия (см. Вятская и Слободская епархия ), первым Вятским архиереем стал еп. Александр . Его преемником являлся архиеп. Иона (Тугаринов) , чьими трудами на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, собор с приделом во имя свт. Николая был освящен в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы. В XVIII в. в епархии осуществлялось просвещение удмуртов, к кон. столетия 98% удмуртов, живших в Вятской губ., были крещены. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Вятке. 1778 г. Фотография. Нач. XX в. (РГБ) Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. Церковь во имя св. Троицы в Свято-Троицком Александро-Невском мон-ре. 1775 г. Фотография. 2006 г. В нач. 1917 г. в Вятской губ. насчитывалось 905 правосл. церквей, 13 муж. и 2 жен. монастыря. Вслед. антицерковной кампании к 1927 г. в Вятской губ. оставалось 67 церквей. С 1922 г. на территории К.

http://pravenc.ru/text/1841115.html

В нем. оккупационной зоне (Николаевский генерал-бецирк) в числе первых были возобновлены богослужения в церквах Николаева: Никольской, Касперовской иконы Богоматери, кладбищенской Всехсвятской, Симеоно-Агриппининской, Богоявленской и Свято-Духовской (в Корабельном р-не), а также в Покровской ц. в с. Покровка на Кинбурнской косе, Свято-Успенской в г. Баштанка, в храмах в г. Очакове, в селах Нечаянном, Варваровка, Казанка, Кривое Озеро, Арбузинка и во мн. др. По указу от 22 авг. 1941 г. управляющим епархией, созданной на этой территории в составе Автономной УПЦ, стал Антоний (Марценко) с титулом «епископ Херсонский и Николаевский», он жил в основном в Николаеве. 21 июля 1942 г. в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре во епископа Николаевского был хиротонисан Серафим (Кушнерук), вероятно, он имел статус викария Херсонской епархии. В дек. того же года он был переведен на Мелитопольско-Таврическую кафедру. В дальнейшем единственным правосл. епископом на этой территории оставался Антоний (Марценко). Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Не ранее 1794 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца в Очакове. Не ранее 1794 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. 1 февр. 1942 г. был освящен престол Николаевской ц. в с. Мешкове (ныне Мешково-Погорелово близ Николаева) (Украïнська думка. 1942. 3 (10 ciчhя); 11 (7 лютого)). В том же году власти дали разрешение на организацию в Николаеве епархиальных месячных пастырско-диаконских курсов для кандидатов не моложе 50 лет (в то же время было ограничено число церковных хористов - не более 20 чел.). В янв. 1942 г. городской комиссар Николаева разослал в храмы города требование совершать богослужение только на украинском языке. 28 марта 1942 г. требование об украинизации богослужения на территории генерал-бецирка с 1 июля 1942 г. получили старосты всех сел епархии. 19 мая 1942 г. в Кировоград прибыл епископ Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Михаил (Хороший), 12 мая назначенный епископом Кировоградским и Николаевским.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

Собор в этом году празднует 110-летие закладки первого камня, которая была совершена святым праведным Иоанном Кронштадтским, и 100-летие со дня его освящения. Но 1913 год был последним мирным годом для нашей страны. Дивное убранство, которое вы сейчас видите, богато расписанный купол — всего этого не было в первоначальном соборе. Однако остались эскизы замечательных художников Серебряного века России, которые ныне так блестяще воплощены в жизнь нашими современными мастерами. Сегодня перед нами не тот собор, который был освящен 100 лет назад, а собор, который желали видеть наши благочестивые предки, когда закладывали первый камень. Восстановление сего святого храма — это не просто работа огромного коллектива руководителей, строителей, проектировщиков, художников, архитекторов, высококвалифицированных реставраторов, рабочих. Такого рода проекты имеют историческое значение, и мы верим, что и воссоздание Свято-Никольского собора имеет историческое значение. Это дивная икона, образ того, что происходит сегодня в нашей России. Очень часто мы сетуем на неустройство нашей жизни и хотим достичь лучшего. Иногда перед нашим взором предстает, хотя и не вполне реалистично, образ жизни людей в более богатых странах. Как всегда, мы критикуем себя и говорим: «а у нас такого нет». Но у нас есть нечто другое. Сегодня такие храмы не строятся нигде в мире, как только на Святой Руси. Сегодня во многих процветающих странах, которым мы хотим подражать в плане комфорта и благоустроенной жизни, храмы закрываются. Давайте серьезно подумаем о том, что это означает. Это означает, что Святая Русь, историческая Россия, Российская Федерация несут сегодня особую миссию в мире по сохранению Православия, великой духовной силы славянских народов. Несколько дней назад на Красной площади в Москве мы праздновали День славянской письменности и культуры, память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Несколько десятков тысяч людей заполнили всю Красную площадь. Они пели песни, которые являются частью нашей традиции, нашей культуры, получившей исток от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И когда я взирал на переполненную Красную площадь, когда я слышал, как вся эта площадь громогласно ответила мне: «Воистину Воскресе!», я понял, что нечто очень важное происходит сегодня в нашей стране.

http://patriarchia.ru/db/text/3002858.ht...

В плане церковь является крестово-купольной: на востоке и на западе есть пятиконечные апсиды. Главный вход имеет характерный для Румынии открытый притвор - крыльцо с колоннами и аркадой, в романском стиле выполнены и полуколонны на окнах. Похожая аркада есть и в интерьере церкви. Крыша Никольского собора покрыта разноцветной черепицей, украшенной рисунком в виде национального орнамента. Новая Николаевская церковь имеет одну архитектурную особенность. Главный вход в храм расположен не с запада, как принято в православных церквях, а с юга, со стороны улицы Русской. Благодаря форме куполов в народе Свято-Николаевский собор получил название " Пьяная " церковь. И действительно, если долго смотреть на изгибы куполов, то возникает иллюзия их движения в направлении главного купола церкви. Для того, чтобы увидеть иллюзию движения, нужно остановиться в некотором отдалении от храма и смотреть на кручёные купола. Эта церковь - одна из немногих черновицких культовых сооружений, не закрытых коммунистической властью и не превращённая в склад, здесь не прерывалось служение Богу. Благодаря этому, внутри сохранился самобытный интерьер буковинской церкви первой половины ХХ в. Художественную ценность, представляют, в частности, старинный резной иконостас и витражи под куполами. В румынский период храм не успели расписать, настенные росписи, копирующие фрески известных киевских церквей, выполнены уже в советское время. В северной части храма находится рака с частицей чудотворных мощей святого великомученика Ивана Нового Сучавского, культ которого чрезвычайно популярен на Буковине. Они были переданы в Николаевскую церковь из основного места хранения реликвии - монастырской церкви Св. Георгия в Сучаве - традиционного места паломничества буковинцев. В церковном здании размещены, кроме основного Николаевского, ещё два храма. В верхнем придеде расположен храм Рождества Иоанна Предтечи, а нижний храм освящён в честь Феодосия Черниговского. Здесь хранится ещё одна церковная реликвия - частица мощей этого святителя. Статус собора эта церковь приобрела в 1960 году, когда после закрытия Черновицкого кафедрального собора сюда на целых 30 лет была перенесена архирейская кафедра и при нём была резиденция епископа Черновицкого. Ныне рядом с храмом расположены епархиальное управление и резиденция правящего архирея - митрополита Черновицкого и Буковинского Украинской Православной церкви Московского патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=09962

Разрешение было получено. Через 15 лет возникла необходимость перестроить ветхую и тесную трапезную, что и было сделано. В 1771 году к собору пристроили с придел во имя Введения во храм Божией Матери. Старанием попечителя Воскресенской церкви, управляющего Тульским и Калужским наместничеством генерал-поручика Михаила Кречетникова в 1788 году вместо прежнего ветхого иконостаса был устроен новый. В 1855 году возвели новую колокольню, на которую поместили шесть колоколов, самый крупный из которых весил 106 пудов. В 1872-73гг. церковь была полностью отделана заново. Изначально церковь была приходской, но со временем – с расширением оружейного производства – храм оказался на территории завода и с 1880 года числился заводским, т.е. бесприходным. 13 сентября по ст. стилю (26 сентября по новому) в Туле и на оружейном заводе торжественно отмечалось 250-летие Воскресенского собора (ТОЗу тогда не было и 200 лет).Незадолго до этого было произведено еще одно поновление собора на средства церковного старосты – тульского купца Александра Белолипецкого, а также на средства Тульского оружейного завода, служащих и мастеровых. Собор действовал вплоть до революции, 3 марта 1923 года был окончательно закрыт. В альманахе «Тульский край» за 1929 год рассказывается: «… в строительном сезоне 1928 г. подвергся переустройству с полным изменением внешнего вида один из старейших памятников – Воскресенский собор «на Старом городище», находящийся ныне на территории госзавода Сняты главы восьмерика и колокольни; в последней также заложены арки звона. Окна лишены наличников и решеток; изменена профилировка карнизов. На стенах уничтожена рустовка и декоративная ниша. Изменения довершены надстройкою колокольни и стен в виде высокого парапета». Здание Воскресенского собора, располагавшееся возле старого здания заводоуправления Тульского оружейного завода, было полностью разрушено в 1960-х гг. В конце 1990-х руководство Тульского оружейного завода приняло решение воссоздать храм. Домовый храм во имя святителя Николая Чудотворца открыли в здании заводоуправления.Работы по подготовке к строительству отдельно стоящего Воскресенского храма начались в 1999 году. В 2000 году епископ Тульский и Белевский Кирилл (Наконечный) освятил закладку храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Справочная книга по Томской епархии/составлена служащими консистории под руководством В.А. Карташева в январе-марте мес. 1914 г./Томск: Товарищество " Печатня С.П. Яковлева " , 1914 г. Кирпичная церковь в русско-византийском стиле, построенная в 1882-1887 по проекту, близкому к образцовому. Сооружена попечением купца К. Кривцова в память Александра II. Восьмигранный объём храма увенчан световым куполом и небольшой трапезной связан с колокольней. Первоначально однопрестольная, ныне существуют Покровский и Алексия, человека Божия, приделы. Закрыта в 1934, в 1946 открыта и вновь закрыта в 1962, долгое время пустовала. Возвращена верующим в 1990, отремонтирована. В 1992 при церкви создан женский монастырь. http://vsemmirom.com/hrams/ При въезде в Колывань открывается панорама посёлка с красивой бело-голубой церковью во имя св. Александра Невского. История этого храма во многом похожа на историю других храмов, историю славную, а в годы советской власти – трагичную. В конце 70-х гг. XIX в. жителями Колывани было принято решение о строительстве храма вместимостью на 700 человек; храм решили посвятить Покрову Пресвятой Богородицы. Но в 1881 г. в Санкт-Петербурге был убит Император Александр II, и колыванский купец Кирилл Кривцов обратился в Священный Синод с просьбой разрешить ему постройку храма во имя святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя покойного царя. Прошение Кривцова было удовлетворено; сооружение храма началось в 1881 г. и велось на личные средства купца, к тому времени внёсшего пожертвования на Свято-Троицкий собор в г. Колывани и Никольской церкви в с. Большое Кривощёково на левом берегу Оби. 4 декабря 1887 г. новосооружённая церковь была торжественно освящена Преосвященным Исаакием (Положенским), епископом Томским. Записи в клировой ведомости Александро-Невской церкви гласят: «Зданием церковь каменная с таковою же колокольнею, прочна. Престол в ней один - во имя св. благоверного князя Александра Невского. Утварью, при ежегодном подновлении оной, достаточна». Описания внутреннего убранства храма не сохранилось. Известны лишь размеры иконостаса: длина 756 см и высота 936 см. Также известно, что церковь отапливалась пятью голландскими печами. Храм был огорожен кованой металлической оградою.

http://sobory.ru/article/?object=19203

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010