Н. Т.-М. Церкви на территории Е. в. Эривань. Эриванский кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы был переоборудован из мечети в 1827 г. Собор посещали также квартировавшие в Эривани 5-й и 6-й Кавказские стрелковые полки, с 1910 г. имевшие в городе походные церкви во имя арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. Снесен в 30-х гг. XX в. «Русская церковь» в честь Покрова Пресв. Богородицы с престолами во имя свт. Николая и пророчицы Анны была возведена на Соборной пл. Эривани (ныне пл. Шаумяна, Ереван) в 1830 г. (разрушена в 1926) по проекту архит. М. Буйнова под рук. В. Мирзоева и И. Киткина. Здание храма, выстроенное из местного красного и черного туфа, представляло собой интересный образец рус. стиля: высокий кубический объем, снабженный небольшими ризалитами, завершался фризом из мелких закомар, над к-рыми возвышалось 5 широко расставленных глав. Согласно исследованиям проф. О. Х. Халпахчьяна, особенностью планировки церкви являлось наличие раздельных алтарных крестов, предназначенных для совершения правосл. и армяно-григорианского богослужений. Медный крест храма, хранившийся в ереванской семье Оганян с 1926 г., передан РПЦ 30 нояб. 2003 г. В 1882 г. в Канакере была устроена ц. во имя блгв. кн. св. Александра Невского, военная, 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. С 1905 г. она размещалась в казарменном здании. В 1913-1916 гг. по проекту Вержбицкого из туфа оранжевого оттенка было выстроено новое, небольшое по основному объему каменное здание с престолом в честь Покрова Пресв. Богородицы. Это восьмерик на четверике, увенчанный несоразмерно крупной луковичной главой. К четверику примыкает обширная, вытянутая в длину трапезная. Боковые входы в нее, включенные в слабо выступающие ризалиты с 2-скатными кровлями, отмечены 3-лопастными фронтонами. Над зап. входом в храм на кубическом постаменте с 3-частным окном установлена невысокая шатровая колокольня. Части трапезной по сторонам колокольни, оформленные фризами из небольших кокошников, увенчаны луковичными главками. Храм был закрыт в 1918 г., в здании размещались госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр, в 1991 г. возобновлен как ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и передан РПЦ; в 2004 г. без соответствия первоначальному проекту восстановлены купол и колокольня.

http://pravenc.ru/text/190125.html

N.S. 1966. T. 3. P. 79-90; Khatchatrian A. Les églises cruciformes du Tayk//Cah. Arch. 1967. T. 17. P. 203-208; Winfield D. Some Early Medieval Figure Sculpture from North-East Turkey//Journal of the Warburg and Courteaud Institutes. 1968. Vol. 31. P. 33-72; Rogers J. M. The Mxargrdzelis between East and West//Atti del primo simposio internationale sull " arte georgiana. Milano, 1977. P. 257-272; Мурадян П. М. Культурная деятельность армян-халкидонитов в XI-XIII вв.//2-й Междунар. симпозиум по армянскому искусству: Сб. докл. Ереван, 1978. Т. 3. С. 325-335; он же. Новое в Кавказском культурном мире в XI-XIII вв.//Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 152-153; он же. Идея конфессиональной толерантности и межнационального согласия в армянской книжности XII-XIII веков. Ереван, 1997; он же. Проблема конфессиональной ориентации церкви Тиграна Оненца//Кавказ и Византия. Ереван, 1987. Вып. 5. С. 36-66; Дрампян И. Р. Фрески Кобайра. М., 1979; он же. К вопросу о датировке и интерпретации фресок Кобайра//Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 194-217; Беридзе В. В. Место памятников Тао-Кларджети в истории грузинской архитектуры. Тбилиси, 1981; Тьерри Н. Росписи церкви Киранц//Мат-лы 4-го Междунар. симп. по груз. искусству. Тбилиси, 1983; Тьерри Ж.-М. Церковь «Бгавор» в Акори//Там же. С. 1-5; Гандольфо Ф. Монастырь Киранц//4-й Междунар. симп. по арм. искусству. Ереван, 1985. С. 108-110; он же. Фрески монастыря Киранц: Мат-лы из арх. Л. А. Дурново/Подгот. и предисл. А. Аракеляна. Ереван, 1990; Edwards R. W. Medieval Architecture in the Oltu-Penek Valley: a Preliminary Report on the Marchland of Northeast Turkey//DOP. 1985. Vol. 39. P. 15-37; Шахкян Г. Лори. Каменные страницы истории. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Из истории средневекового строительства в Тайкском княжестве. Ереван, 1988; Каковкин А. Я. О датировке росписей храма св. Григория (1215 г.) в Ани, его часовни и притвора//ВВ. 1987. Т. 48. С. 108-115; Марутян Т. Архитектурные памятники. Ереван, 1989; Лидов А.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Р. История армянских колоний Украины и Польши: (Армяне в Подолии). Ереван, 1980; Микаелян В. А. История армянской колонии Крыма. Ереван, 1964-1970. Т. 1-2; Маилов С. А. Армянские церкви Азербайджана//Архитектурное наследство. М., 1985. Т. 33. С. 142-143; Казарян М. М., Восканян В. К. Богдан Салтанов. Ереван, 1986 (на арм. яз.); Тораманян А. X. Из истории строительной деятельности армян в Молдавии. М., 1991; Якобсон А. Л., Таманян Ю. А. Армянская архитектура Крыма. Ереван, 1992; Карапетпян С. Государственная политика Грузии и памятники армянской культуры//Research of Armenian Architecture - 2. Ереван, 1999 (на арм. яз.). Искусство 2-й пол. XIX-XX в.: Дрампян Р. Г. Егише Татевосян. М., 1957; он же. М. С. Сарьян. М., 1964; Казарян М. М. Вардгес Суренянц. Ереван, 1960 (на арм. яз.); Игитян Г. С. Минас Аветисян. М., 1970; Зорьян Л. С. Таманян. Ереван, 1978; Каменский А. А. Этюды о художниках Армении. Ереван, 1979; Зурабов Б. А. Акоп Коджоян. М., 1982; Ерлашова С. М. Акоп Акопян. М., 1983; Агасян А. Ерванд Кочар. Ереван, 1999; Зурабов Б. А., Степанян Н. С. Григор Ханджян. М., 1987; Тигранян Э. Деятельность армянских архитекторов в Закавказье, кон. XIX - нач. XX в. Ереван, 2000 (на арм. яз.). А. Ю. Казарян Рубрики: Ключевые слова: АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных (дохалкидонских) Церквей МАСТАРА (Маздара), древнее сел. обл. Арагацотн (Армения), к северу от Талина, на юге исторической обл. Ширак пров. Айрарат Великой Армении АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата

http://pravenc.ru/text/76104.html

Лит.: Алишан Л. Айрарат. Венеция, 1890. С. 190-200, 220 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 144-145; Bd. 2. S. 701; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 114-118, 125-126, 245-246; 1948. Т. 2. С. 127, 156-158 (на арм. яз.); Яралов Ю. С. Два памятника арм. архитектуры: (Зоравар, Амена-Пркич)//Сообщ. Ин-та истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8. С. 1-12; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951. С. 45-46; Саинян А. Архитектура Касахской базилики. Ереван, 1955. С. 105-114 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 89-90, 141-143; Елиазарян О. Большой и малый мон-ри Елварда и др. важные памятники села//Эчмиадзин. 1962. 7. С. 40-52 (на арм. яз.); Gandolfo F. Chiese e cappelle Armene a navato semplice dal IV al VII sec. R., 1973. P. 87-94. Fig. 7, 132-136; idem. Le basiliche Armene IV-VII sec. R., 1982. P. 96-105; Мурадян П. М. Криптографическая надпись Егварда//Ереванский ун-т. 1974. 1(18). С. 36-40 (на арм. яз.); он же. Хронологическая система летосчислений по-армянски//ВОН. 1975. 10. С. 80-81; Котанджян Н. Г. Цвет в раннесредневек. живописи Армении: Анализ памятников VI-VII вв. Ереван, 1978. С. 10, 15, 51-53. Ил. 48-51; Дурново Л. А. Искусство//Культура раннефеод. Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. С. 393-394; Халпахчьян О. Х. Восьмиапсидные центрально-купольные сооружения средневек. Армении//Архит. наследство. М., 1982. Вып. 30. С. 60-76; Матевосян К. Церковь и мон-рь Зоравар Егварда//Эчмиадзин. 1983. 7 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 117, 138-139; Гюзальян Л. Т. Иранские средневек. изразцы на купольном барабане храма Богородицы в Егварде//ИФЖ. 1984. 2. С. 153-174; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19864. P. 322, 324; Thierry J.-M., Donab é dian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987; Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Т. 1. P. 162-165; Степанян Н. С. Искусство Армении: Черты ист.-худож. развития. М., 1989; Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос История Армении/Пер. и коммент.: Г. Б. Тосунян. Ереван, 1996. С. 94-95 (на арм. яз.); Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17, 31-32, 109, 147, 227, 330-331; он же. Мон-рь св. Феодора Егварда//Христ. Армения: Энцикл. Ереван, 2002. С. 312-313 (на арм. яз.); Shahinian S. The Tradition of Funerary Architecture in Armenia from the Origins of Christianity to the Late Middle Ages//Trail to the East: Essays in Memory of Paolo Cuneo. R., 2000. P. 72-80; Мнацаканян С. Х. Базилика Егварда//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 182-184. Табл. 34 (на арм. яз.); он же. Многоапсидные памятники//История арм. архитектуры. Ереван, 2004. Т. 3. С. 170-172 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/187954.html

Розов Н. Н. К изучению русско-армянских культурных связей древнего периода//Литературные связи. Ереван: Изд. Ереван. ун-та, 1973. Т. 1. С. 62–78. Руднев Н. Рассуждения о ересях и расколах, бывших в Русской Церкви со времен Владимира Великого до Иоанна Грозного. М.: Синод. тип., 1838. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. 2. М.: Тип. Лазаревых Ин-та восточных яз., 1838. Соловьев С. М. История России. Кн. 1. СПб.: [б. и.], 1862. Смирнов А. П. Армянские колонии города Болгар//Материалы и исследования по археологии СССР. 61 (Труды Куйбышевской археологической экспедиции. Т. II). М.: Изд. АН СССР, 1958. С. 330–359. Сыроечковский В. Е. Гости-сурожане. М.; Л.: ОГИЗ, 1935. Тан Д. Восточные армяне в Буковине. Вена, 1891. Тер-Микелян А. Стремления католикосов к церковному миру в средние века//Журнал Первопрестольного Святого Эчмиадзина «Арарат». 1893. С. 349 (на арм. яз.) Тихомиров М. Н. Средневековая Москва в XIV–XV вв. М.: Изд. Моск. ун-та, 1957. Троицкий И. Изложение веры Церкви Армянския, начертанное Нерсесом армянским по требованию боголюбивого государя греков Мануила. СПб.: Тип. Ф. Г. Елеонского и А. И. Поповицкого, 1875. Халпахчьян О. Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1957. Халпахчьян О. Х. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М.: Стройиздат, 1977. Хачикян Л. Армяне в древней Москве и на путях, ведущих в Москву. Ереван: Наири, 2014. Эмин Н. О. Сказание о святых Романе и Давиде (Борисе и Глебе) и о кончине русского епископа св. Фомы. По армянским Четьи-Минеям//Русский архив. М., 1877. Т. 1. С. 273–288. Якобсон А. Л. Крым в средние века. М.: Наука, 1973.   Агатангелос. История Армении/пер. с др.-арм., вступ. ст. и коммент. К. С. Тер-Давтяна и С. С. Аревшатяна. Ереван, 2004. С. 236; История Армении Фавстоса Бузанда/пер. М. А. Геворгяна. Ереван, 1953. С. 8–9; Мовсес Каланкатуаци . История страны Алуанк/пер. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 115, 130; Ерицов А. Д. Первоначальное знакомство армян с Северо-Восточной Русью до воцарения дома Романовых в 1613 г.//Кавказский вестник. Тифлис, 1901. 12. С. 52–53; Аракелян Г. С. Черкесогаи (историко-этнографическое исследование)//Кавказ и Византия. Ереван, 1984. Вып. 4. С. 28–129; Айвазян К. В . История отношений русской и армянской Церквей в средние века/ред. С. С. Аревшатян. Ереван, 1989. С. 12–13.

http://bogoslov.ru/article/6192720

столетий утратили государственность и смогли сохраниться как этнос во многом благодаря Армянской Апостольской Церкви . Лит.: Тер-Саакян К. Армянские императоры Византии. Венеция, 1905. 2 т. (на арм. яз.); Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908. Ереван, 19712; он же. О происхождении армян-цатов//HAms. 1912. N 5; idem. Études arméno-byzantines. Lisbonne, 1965; Laurent J. L " Arménie entre Byzance et l " Islam depuis la conquête arabe jusqu " en 886. P., 1919. Lisbonne, 1980; idem. Études d " histoire arménienne. Louvain, 1971; Бартикян Р. М. Два послания Григория Магистра Пахлавуни (XI в.) относительно еретиков-тондракитов//ППС. 1962. Вып. 9 (72). С. 133-140; он же. 101-е и 139-е письма К-польского Патриарха Николая Мистика, адресованные Ованесу Драсханакертци и царю Смбату I//ИФЖ. 1966. 4 (35). С. 251-256; он же. Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для армяноведения. Ереван, 1970; Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa, 1963; Кучма В. В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии в кон. IX-X в.//Визант. очерки. М., 1971. С. 86-97; Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Визант. империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; Vryonis Sp. Patterns of Population Movement in Byzantine Asia Minor 1071-1261//XV Congr. Intern. des études byzantines: Rapports. Athènes, 1976; Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977; Кавказ и Византия: Сб. ст. Ереван, 1978-1988. Вып. 1-6; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи (XI в.). Ереван, 1980; она же. Армяно-визант. контактная зона (X-XI вв.). М., 1994 [Библиогр.]; она же. Повествования о делах армянских, VII век:. Источник и время. М., 2004; Μπαρτικιν Χρ. Βυζντιον κα Αρμενα//Βυζαντιν. 1983. Τ. 12. Σ. 431-462 [Библиогр.]; Юзбашян К. Н. Армянские гос-ва эпохи Багратидов и Византия, IX-XI вв. М., 1988 [Библиогр.]; Исканян В. К. Армяно-визант. отношения в IV-VII вв. Ереван, 1991 (на арм. яз.); L " Arménie et Byzance: Histoire et culture. P., 1995; Bartikian Hr. Studia Armeno-Byzantina. Yerevan, 2002. 2 vol. Е. Д. Джагацпанян Византия и Грузия

http://pravenc.ru/text/372678.html

Искусство армян-халкидонитов//Историко-филологический журнал. Ереван, 1990. 1. С. 75-87; idem. The Mural Paitings of Akhtala. M., 1991; он же. Плиндзаханк - Ахтала, история монастыря, ктитор и датировка росписи//Armenia and Christian Orient. Yerevan, 2000. P. 266-278; Нерсесян Л. В. Монастырь Киранц - памятник культуры армян-халкидонитов//Памятник в контексте культуры. М., 1991. С. 9-25; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historical Tao, Klarjeti and Shavsheti. Stuttgart, 1992; Джалалян А. Архитектура армян-халкидонитов//7-я республиканская науч. конф. по арм. искусству: Тез. докл. Ереван, 1995. C. 57; Skhirtladze Z. The Mother of All the Churches: Remarks on the Iconographic Programme of the Apse Decoration of D rt Kilise//Cah. Arch. 1995. T. 43. P. 101-116; Mapp Н. Я. Кавказский культурный мир и Армения/Ред. П. М. Мурадян и др. Ереван, 1996. С. 209-385; Marsagishvili G. The Upper Church of Otkhta Ecclessia Monastery//Amiranashvili Sh. State Art Museum of Georgia. Tbilisi, 1999. Vol. 5. С. 89-95 (на груз. яз. с англ. рез. на С. 215); искусство центров арм. диаспор : Халпахчъян О. X. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван, 1957; он же. Культурные связи Владимиро-Суздальской Руси и Армении. М., 1977; он же. Постройки Лазаревых во Фрянове//Архитектурное наследство. М., 1992. Т. 39. С. 47-55; он же. Стилистические особенности армянских памятников Крыма//Архитектурное наследство. М., 1996. Т. 41. С. 22-32; Измайлова Т. А. Армянская рукопись, написанная в Генуе в 1325 г., и ее серебряный оклад 1347 г.//ВВ. 1961. Т. 20. С. 243-258; Дашкевич Я. Р. Армянские колонии на Украине в источниках и литературе XV-XIX вв. Ереван, 1962; Овнанян С. В. Армяно-болгарские исторические связи и армянские колонии в Болгарии во второй половине XIX в. Ереван, 1968; Байбуртян В. А. Армянская колония Новой Джульфы в XVII в. Ереван, 1969; Асратян М. М. Армянские церкви Тбилиси//2-й Междунар. симпозиум по груз. искусству. Тбилиси, 1977; Григорян В.

http://pravenc.ru/text/76104.html

языкознания. 1967. 3; Ишханов Л. К изучению храма в селении Лекит//СА. 1970. 4. С. 227-233; Мнацаканян А. Ш. О литературе Кавказской Албании. Ереван, 1969; Мнацаканян С. Х. Звартноц. М., 1971. С. 62-65; Ваидов Р. М., Мамед-заде К. М., Гулиев Н. М. Новый памятник архитектуры Кавказской Албании//Археологические открытия 1971 г. М., 1972. С. 487-488; Геюшев Р. Б. Раскопки на храмовом участке средневековой Барды//Тезисы докладов, посвящ. итогам полевых археол. исслед. в 1970 г. в СССР. Тбилиси, 1971; Ст.: Алванское письмо; Алванский язык; Алванские ворота; Алванская церковь; Алванское марзпанство; Алваны; Алванк//Армянская советская энциклопедия. Ереван, 1974. Т. 1. С. 261-265 (на арм. яз.); Асратян М. М. Архитектурный комплекс Амараса//ВОН. 1975. 5. С. 35-52 (на арм. яз.); он же. Амарас. Ереван; М., 1990; он же. Новооткрытая церковь Мохрениса и генезис памятников типа тетраконха с угловыми нишами//4-й междунар. симпозиум по арм. искусству: Тез. докл. Ереван, 1985. С. 35-38; он же. Арцахская школа армянской архитектуры. Ереван, 1992 (на арм. яз., с рус. резюме); Якобсон А. Л. Архитектурные связи Кавказской Албании и Армении//ИФЖ. ССР. 1976. 1; он же. Гандзасарский монастырь и хачкары: вымыслы и факты//ИФЖ. 1984. 2; он же. Гандзасар. Ереван, 1987; Бретаницкий Л. С., Веймарн Б. В. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков. М., 1976. С. 21-41; Элларян И. Б. Памятники истории и культуры Агстевской долины. Ереван, 1978; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 409-436; Ковалевская В. Б. Северокавказские древности//Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 97; Муравьев С. Н. Три этюда о кавказско-албанской письменности//Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Тбилиси, 1981. Т. 8. С. 260-290; Григорян В. Малые центрические памятники Армении раннего средневековья. Ереван, 1982 (на арм. яз.); Мкртчян Ш., Абгарян С., Карапетян С. Монастырь «Охте дрни» Мохрениса//Эчмиадзин. 1982. 11/12. С. 46-50 (на арм. яз.); Маилов С. А. Армянские церкви Азербайджана//Архитектурное наследство.

http://pravenc.ru/text/64030.html

О. Эмина при Лазаревском Институте восточных языков. Вып. 2. М., 1896; Штакельберг P. P. Об иранском влиянии на религиозные верования древних армян//Труды Восточной комиссии Московского археологического общества. Древности восточные. М., 1901. Т. 2. Вып. 2; Капацян Г. А. Хеттские боги у армян. Ереван, 1940; Adontz N. Histoire arménienne. T. 1. P., 1946; Струве В. В. Родина зороастризма. Л., 1948; История армянского народа. Ч. 1/Под ред. Б. Н. Аракеляна и А. Р. Иоаннисяна. Ереван, 1951; Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э.- IV в. н. э.). М.; Л., 1953; Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. М. А. Геворгяна//Памятники древнеармянской литературы. Ереван, 1953. Т. 1; Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели. Ереван, 1971; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Boyce M. A History of Zoroastrianism. Leiden; Köln, 1975. Vol. 1 (Handbuch der Orientalistik. Abt. I. Bd. VIII, 2. Hbt. 2A); История армянского народа с древнейших времен до наших дней/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980; Russell J. R. Zoroastrianizm in Armenia. Harvard, 1987; Тирацян Г. А. Культура древней Армении VI в. до н. э.- III в. н. э. по археологическим данным. Ереван, 1988; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб., 1994. М. Б. Мейтарчиян Армения в IV - VI вв. Сближение с Римом в кон. III в. подготовили почву для широкого распространения в А. христианства, уже влиятельного в вост. провинциях империи, при царе Трдате III оно было принято в качестве гос. религии (традиц. дата - 301). Тем самым арм. правительство старалось не только укрепить свою власть, но и утвердить независимость А. перед лицом усилившегося под властью Сасанидов Ирана. С этого времени Церковь становится важнейшим фактором, объединяющим живущих во мн. странах мира армян, особенно в периоды, когда народ был лишен своей государственности (см. Армянская Апостольская Церковь ). Огромный ущерб экономике и культуре А. нанесли опустошительные походы шаханшаха Шапура II в 364-368 гг., после неудачной персид.

http://pravenc.ru/text/76104.html

З. мало копировался. В 50-х гг. VII в. аналогичный храм был создан в Банаке (груз. Бана) в арм. пров. Тайк (груз. Тао), вероятно, тем же Нерсесом Строителем, к-рый находился там в изгнании. В 70-80-х гг. VII в. по образцу З. была возведена церковь в Леките в Кавказской Албании (совр. Гахский р-н Азербайджана), а в 1001 г. царем Гагиком Багратуни заложен храм св. Григория (Гагикашен) в Ани. Тем не менее З. оказал колоссальное влияние на архитектуру стран Закавказья, особенно Армении, зодчество к-рой в VII в. специалистами часто делится на до- и послезвартноцевское на основе отсутствия или наличия стилистических черт и форм декора, связанных с З. Ист.: Себеос, еп. История/Пер., сличение рукописей, предисл. и примеч.: Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. С. 120 (на арм. яз.); Иованнес [Ованнес] Драсханакертци, католикос. История Армении. Ереван, 1996. С. 86-87, 90-93 (на арм. яз.; рус. пер.: Ереван, 1986); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер., вступл. и коммент.: В. Аракелян. Ереван, 1982 (на арм. яз.; рус. пер.: М., 1976). Лит.: Тер-Мовсесян М. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви VII в.//Этногр. журнал. 1907. Кн. 15/16. С. 179-198 (на арм. яз.); Месроп, вардапет. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви. СПб., 1905; Дадьян Х. 20 июля 1907//Арарат. Эчмиадзин, 1907. 7/8. С. 658-659 (на арм. яз.); он же. Арташат (Вагаршапат)//Там же. 1909. 2. С. 170-173 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. Bd. 1. S. 108-118, 421-427; Тораманян Т. Материалы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1942. Т. 1. С. 236-270; 1948. Т. 2. С. 42-48, 267-272, 280-281 (на арм. яз.); Grabar A. Martirium: Rech. sur le culte des reliques et l " art chretien antiques. P., 1946. T. 1: Architecture. P. 190-194; Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV-VII вв. Ереван, 1949 (на арм. яз.); Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении V-XVII вв. М.; Л., 1950. С. 29-37; он же. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 134-138; Арутюнян В. М., Сафарян С. А.

http://pravenc.ru/text/182733.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010