Икона Божией Матери «Парамифия». Ок. 1790 г. Иконописец Иоаннис Корнарос (Киккский мон-рь, Кипр) Кипрские иконы из ц. Панагии Хрисалиниотиссы в Никосии (датируется 1-й пол. XIII в., (см.: Κυπριακ τ τρπ. 2017. Σ. 87. Εικ. 21) или 2-й пол. XIII в. (см.: Παπαγεωργου. 1999. Σ. 329); надпись «Η Ελε[ουσα?]»; ныне в Византийском музее им. архиеп. Макария III в Никосии, Кипр) и из мон-ря свт. Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (XIV в., похищена тур. оккупационными войсками в 1974, обнаружена нем. полицией в Мюнхене в собрании А. Дикмена в 1997, возвращена в Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии в 2013) были написаны, вероятно, под влиянием искусства крестоносцев; от ватопедского образа эти иконы отличаются деталями одеяний Христа, положением Его ног (на иконе XIV в. ступни скрещены), жестом рук, поднесенных к устам. К той же иконографической группе относится икона Божией Матери из ц. прп. Кассиана в Никосии, датируемая XVI в. (Ibid. Σ. 329, 332. Εικ. 3). Возможно, такой тип изображения Божией Матери, в к-ром Она подносит к устам руку Младенца, был принесен в мон-рь Ватопед кипрскими монахами ( Филипп (Перцев). 2016. С. 163). Ок. 1790 г. работавший на Кипре критский мастер Иоаннис Корнарос написал (или поновил) в присущей ему своеобразной стилистической манере икону «Парамифия» (фон закрыт серебряным чеканным окладом), находящуюся сейчас в сев. части местного ряда иконостаса кафоликона Киккского мон-ря (до перенесения в обитель икона хранилась в мон-ре Пресв. Богородицы «тон Илиакон» близ дер. Цакистра, округ Никосия, Кипр). На списке Корнароса Младенец немного отворачивается от Богоматери, в Его левой руке развернутый свиток. Икона начала мироточить в 1997 г., относится к наиболее чтимым иконам Киккского мон-ря. Образ аналогичного извода 1801 г. письма того же художника помещен на спинке архиерейского места в кафоликоне (свиток в руке Младенца развернут вверх). В мон-ре Ватопед хранятся неск. списков иконы «Парамифия» 2-й пол. XIX в.; икона с предстоящим прор. Исаией датируется XVII в., оклад сер. XIX в. В роспись нартекса парекклисиона вмч. Димитрия (1791) включен сюжет с чудом от иконы (игумен молится перед образом Богоматери, разбойники устремляются прочь от стен обители). Иконы этого типа XVIII - нач. XX в. находятся также в Музее византийской культуры в Фессалонике (из ц. Панагии Елеусы), в ц. Св. Софии в Софии, Музее Македонии в Скопье и др.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

С кон. XVII в. Б. становится ареной ожесточенной борьбы между правосл. Церковью и зарождавшимся арабо-униатством. В 1698 г. в этот мон-рь прибыли 2 алеппских монаха Герасим и Сулайман, прошедшие выучку у иезуитов из Триполи, с целью склонить братию к унии с Римом. Сторонники унии в нач. XVIII в. покинули Б. и основали собственный мон-рь в Эш-Шувайре (см. Мелькитская Католическая Церковь ). В. Г. Григорович-Барский, в 1727 г. посетивший мон-рь, оставил его описание. Численность монахов в Б. в тот период составляла ок. 30 чел., но из-за тур. притеснений количество иноков сокращалось, и монашеский устав не полностью соблюдался. Баламандский ун-т. Б-ка им. А. Даниаля Баламандский ун-т. Б-ка им. А. Даниаля Б. снискал славу крупного центра религ. мысли, правосл. богословия и мистики. Его рукописная коллекция арабо-христ. сочинений, насчитывающая 170 ед. хр., считается одним из богатейших собраний такого рода не только благодаря редким иллюминированным рукописям, относящимся к шедеврам книжной миниатюры, но и за счет разнообразия тематики и широты хронологического охвата материала. Большая часть этой коллекции датируется XVII-XIX вв., однако в ней представлены и рукописи XIII-XV вв., нередко включающие в себя сир. приписки. В нач. XVII в. триполийский правосл. шейх Сулейман ибн Джурджис аль-Катиб пожертвовал в мон-рь уникальную араб. рукопись - Библию XIII в. (автограф Пимена Дамасского ), древнейший полный араб. текст Библии. Рукопись содержит множество приписок, сделанных в XVI - нач. XIX в., ряд к-рых принадлежит видным деятелям сир. церковной истории. Этот манускрипт был преподнесен Патриархом Григорием VI в дар имп. Николаю II в 1913 г. (ныне хранится в СПб ФИВ РАН). Патриарх Антиохийский Игнатий IV читает лекцию в Баламандском ун-те Патриарх Антиохийский Игнатий IV читает лекцию в Баламандском ун-те После Греческого восстания 1821 г., вызвавшего волну гонений на православных по всей Османской империи, мон-рь обезлюдел, мн. его имения были утрачены. Возрождение обители началось при игум. Афанасии из Дамаска (1830-1842). Он восстановил мон-рь, упрочил его экономическое положение и открыл уч-ще для араб. монахов, число к-рых тогда достигало 35 чел. Однако Антиохийский Патриарх Мефодий усмотрел в деятельности Афанасия угрозу греч. гегемонии в Патриархате и вынудил игумена оставить мон-рь и переехать в Иерусалимский Патриархат.

http://pravenc.ru/text/77414.html

Уильям из Малмсбери создал Житие П. в 20-х гг. XII в. для аббатства Гластонбери вместе с Житиями др. святых: ученика П. св. Бенигна, а также св. Индракта (Индрехта) и св. Дунстана. Еще один житийный фрагмент, опубликованный Л. Билером, известен как «Коттоновское Житие» (Vita Cottoniana; Lond. Brit. Lib. Cotton Vitellius E. VII), основанное в т. ч. на «Третьем Житии». Житие П., составленное цистерцианцем Джоселином из Фернесса, датируется примерно 1185-1186 гг. (Vita Patricii; BHL, N 6513; «Шестое Житие» у Дж. Колгана), вероятно, в его основе лежит одна из редакций «Третьего Жития»: оно отличается многословием, обилием нравоучительных рассуждений и цитат из Свящ. Писания. Заказчиками этого Жития выступили аббат Ард-Махи Томалтах, св. Малахия и нормандский аристократ Джон де Курси; создание текста было связано с возможным обнаружением ок. 1185 г. в Дун-Летглассе (ныне Даунпатрик, Сев. Ирландия) мощей святых П., Бригиты и Колумбы . Вероятно, впосл. было создано т. н. Глостерское Житие, известное по рукописи кон. XII - нач. XIII в. из Глостера. Краткие жития П. были включены в легендарии позднего средневековья и раннего Нового времени: «Золотую легенду» Иакова из Варацце, «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва, «Каталог святых и их деяний» Петра Наталиса, «Абердинский бревиарий» (BHL, N 6514-6516). В ряде легендариев Житие П. дополняется или даже заменяется рассказом о «Чистилище Патрика». Наиболее ранним памятником гимнографии П. является гимн Audite omnes amantes («Услышьте, все любящие (Бога)»), приписывавшийся св. Секундину ( Bieler L. The Hymn of St. Secundinus//Proc. of the Royal Irish Academy. 1952/1953. Vol. 55. P. 117-127; BHL, N 6495). Алфавитный гимн состоял из 23 строф, каждая из к-рых начиналась с очередной буквы алфавита; составлен не позднее 80-х гг. VII в. (включен в Бангорский антифонарий; см. ст. Кельтский обряд ). О П. в гимне говорится в наст. времени, как о живом человеке; в тексте почти не сообщаются подробности из биографии П.; он восхваляется как избранник Божий, и подчеркиваются его добродетели и качества проповедника.

http://pravenc.ru/text/2579766.html

Визант. Жития И. М. неизвестны. Мнение о том, что первоначальное Житие было написано вскоре после кончины святителя его учеником игум. Петром ( Solovjev A. Svedoanstva pravoslavnih izvora o bogumilstvu na Balkanu//Godišnjak Historijskog društva Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 1953. God. 5. S. 10-19; Ангелов Д. Богомилството в България. София, 1969. С. 51-52, 55, 410-413) не находит подтверждения в источниках. В болг. средневековой житийной лит-ре И. М. посвящены краткая проложная повесть о перенесении мощей и пространное Житие. Повесть была составлена, очевидно, во 2-й четв. XIII в. в связи с перенесением мощей святителя в Тырново. Она сохранилась в многочисленных списках болг., серб. и рус. происхождения (см.: Петков Г. Стишният Пролог в старата бълг., сръбска и рус. лит-ра (XIV-XV в.): Археография, текстология и издание на проложните стихове. Пловдив, 2000. С. 110, 112, 116, 121, 149). Особое место в рукописной традиции памятника занимает более пространная, хотя и не содержащая дополнительных исторических сведений версия, изданная Л. Каравеловым по неизвестному ныне списку Пролога (см.: Каравелов Л. Сокол: Сб. от разни списания за прочитане. Букурещ, 1875. Кн. 1. С. 139-140; Иванов. 1970. С. 419-420). Публикатор считал ее первичной, однако датировка рукописи (XIII в.) и точность воспроизведения текста вызывают сомнения (Там же. С. 419). Пространное Житие было составлено в посл. четв. XIV в. Тырновским патриархом Евфимием. Биографическая канва повествования (см. выше) достаточно скудна, источники, к-рыми автор мог пользоваться, неизвестны. Несколько фактов, напр. личное знакомство И. М. с имп. Мануилом и влияние на его религ. политику, вызывают справедливое сомнение исследователей ( Евтимий, патриарх. 1990. С. 262, 266). Главное место в Житии занимает полемика с еретиками - армянами и богумилами, к-рую автор составил при помощи обширных цитат из глав 23-27 трактата Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие православной веры» («Догматики паноплиа»). Памятник достаточно широко представлен в южнослав., славяно-молдав. и рус. (см. ниже) рукописных традициях кон. XIV-XVII в. Вероятно, древнейший список Жития находится в т. н. «Зографском сборнике» 80-х гг. XIV в. (Ath. Zogr. 103 (II. R. 6)), к-рый, по мнению Й. Иванова, принадлежит самому автору либо его ближайшим сотрудникам ( Иванов. 1970. С. 421). Др. из древнейших списков текста (являющийся отрывком из сборника и, вероятно, привезенный В. В. Качановским в 1883 из Болгарии) хранится в Ин-те рукописей НБ Украины в Киеве (Ф. 310. 160) и датируется 70-ми гг. XIV в. ( Гнатенко Л. Слов " янська кирилична рукописна книга XIV ст. з фohдib Ih-my рукопису НБ Ykpaihu iм. В. I. Вернадського. К., 2007. С.114-116. 16). Как полемическое сочинение Житие И. М. включено в «Загребский сборник» Владислава Грамматика (1469 г.; Загреб. Архив ХАЗУ. III. a. 47). Почитание на Руси

http://pravenc.ru/text/389221.html

Краткая редакция Е. в. к. представлена значительным числом списков, содержащих разный объем текста. Наиболее полный текст (вплоть до гл. 67) под заглавием «А се книгы тайны Божие, явление Еноховы» содержится в серб. (восходящей к западнорус. оригиналу) рукописи сер. XVI в. из Национальной б-ки Австрии (Vindob. Slav. N 125). С ним практически совпадает по составу погибший в 1941 г. серб. список XVI-XVII вв. из старого собрания НБС. 151 (443), опубликованный С. Новаковичем, а также содержащийся в сборнике 1701 г., находившемся в кон. XIX в. в собрании Е. В. Барсова. В лит. конвое т. н. Академического хронографа (ГИМ. Увар. 18-F, посл. треть XV в., и восходящий к нему список кон. XV в.- БАН. 45. 13. 4) помещена «Книга тайн Еноховых» (или «От потаенных книг, о восхищении Енохове праведнаго»), содержащая окончание жизнеописания Еноха и историю Мелхиседека; текст в том же объеме вошел в сборник XVI в. (РГБ. Троиц. Фунд. 793). Меньший по объему текст (озаглавленный «От тайных книг Еноховых о ереси Мелхиседека» и включающий историю Мелхиседека, часть гл. 70 и далее Е. в. к. до конца) содержится в сборниках РГБ. Собр. Д. В. Пискарёва. 143 (старый - М. 578), 1-я пол. XVI в., и ГИМ. Барс. 2729, XVII в. Наибольшее распространение в древнерус. книжности получила компиляция-пересказ (под заглавием «От книг Еноха праведного, прежде потопа и ныне жив есть») глав 41-65 Е. в. к., включенная в состав учительной части «Мерила праведного» - юридического сборника, составленного не позднее кон. XIII в. в Сев.-Вост. Руси ( Тихомиров М. Н. Русская культура X - XVIII вв. М., 1968. С. 181-182). Старший (пергаменный) список сборника (РГБ. Троиц. Фунд. 15) тверского происхождения датируется сер.- 2-й пол. XIV в. (текст Е. в. к. по этой ркп. факсимильно изд. М. Н. Тихомировым и набран Р. Шнайдером). Позднейшие (XV-XVII вв.) списки «Мерила праведного» (обычно в соединении с Кормчей) исчисляются десятками, старшие из них датируются сер.- 3-й четв. XV в. (Пермь. НБ Пед. ун-та. б/н - см.: Демкова Н. С., Якунина С. А. Кормчая XV в. из собрания Пермского педагогического института//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 330-337; Пихоя Р. Г. Пермская кормчая: О предыстории появления Чудовской кормчей 1499 г.//Общественное сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 171-175), кон. XV в. (РГБ. МДА. Фунд. 187 - «Кормчая Ивана Волка Курицына»; текст Е. в. к. изд.: Мазуринская кормчая: Памятник межслав. культ. связей XIV - XVI вв. М., 2002. С. 630-633) и 1499 гг. (ГИМ. Чуд. 167); см. также: Мещерский. 1976. С. 204. Примеч. 52). Фрагмент текста в составе «Мерила праведного» идентичен во всех списках этого сборника, различия в орфографии.

http://pravenc.ru/text/189989.html

В средневек. западносир. Минологиях память М. встречается под 26 мая (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 78). В Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) М. с учениками поминается под 13 нояб., кроме того, под 15 дек. указана память одноименного мученика, пострадавшего в 733 г. (по селевкидской эре (?) - 421/22), а под 16 окт.- память мч. Мала, которого П. Петерс отождествил с М., хотя в визант. традиции под этим же числом совершается память прп. Мала ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 165, 167, 171). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла сказание о М. и 2 его учениках помещено под 4 тре (12 нояб.; Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1924. Vol. 4: Mois de Tré. P. 16-20. (PO; T. 16. Fasc. 1)). Эпизод о наказании 2 братьев, которые убили М., практически полностью соответствует преданию о прп. Милисии (см. в ст. Милл ) из сб. Apophthegmata Patrum , которое также повторяется в копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) под 28 бармуда (23 апр.). Здесь говорится о том, что святой провел всю свою жизнь в пещерах и горах Хорасана и имел 2 учеников, не названных по имени (SynAlex. Vol. 4. P. 341-343). По мнению Лабура, в лице М. произошло слияние 2 персонажей - епископа и монаха, и только 1-го из них можно считать историческим лицом ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 72 (not.)). Ассемани предположил, что память М. могла попасть в копто-араб. Синаксарь в искаженном виде под 10 амшира (4 февр.), когда поминается Фил (Нил), еп. Персидский, к-рый пострадал при персид. шахе за то, что не поклонился огню и солнцу; после многочисленных пыток он был усечен мечом (SynAlex. Vol. 3. P. 815-816). Греческая традиция Евсевий Кесарийский в панегирике «Жизнь Константина» рассказывает, что среди участников торжественного освящения храма Гроба Господня в Иерусалиме в сент. 335 г. был персидский епископ, глубоко знавший Свящ. Писание ( Euseb. Vita Const. IV 43),- возможно, речь идет о М. Рассказ о мученической кончине М. содержится в «Церковной истории» Созомена , где она датируется периодом гонений персид. шаха Шапура II и описывается на основе сир. Мученичества. По мнению А. Выыбуса , Созомен пользовался ныне утраченным греч. переводом Мученичества, к-рый, т. о., уже существовал в V в. Однако в «Церковной истории» говорится, что вначале М. служил в персид. армии, а затем, оставив военную службу, стал вести «апостольскую жизнь» ( Sozom. Hist. eccl. II 14). Как видно из арм. перевода греч. версии Мученичества М., эта деталь, очевидно, восходит к неверной интерпретации греч. переводчиком сир. текста.

http://pravenc.ru/text/2563206.html

2006). В «Итинерарии провинций императора Антонина» представлены более 220 маршрутов в 17 региональных разделах (нек-рые из них озаглавлены, напр. «Iter Britannicum»), к-рые охватывают почти всю территорию Римской империи того времени, при этом материал по зап. части империи представлен более подробно, чем по восточной ( Salway. 2001. P. 39-43). Информация ограничивается перечислением пунктов каждого маршрута и расстоянием между пунктами. Согласно последним исследованиям, в основе сборника, созданного ок. 300 г., лежит много разнородных источников, в т. ч. более ранние дорожные описания и отчеты чиновников, совершавших поездки по официальным делам ( Arnaud P. L " Itinéraire d " Antonin: Un témoin de la littérature itinéraire du Bas-Empire//Geographia Antiqua. Firenze, 1993. Vol. 2. Р. 33-50). Уникальный пример подобного отчета сохранился в составе папирусного архива юриста Феофана из г. Гермополь Великий (ныне Эль-Ашмунейн) в Ср. Египте (Manchester. John Rylands Lybrary. P 627-628) - это описание поездки ок. 320 г. в Антиохию и обратно. Отчет написан на греч. языке, но расстояния между пунктами даются в рим. милях (во мн. случаях они совпадают с данными «Итинерария провинций императора Антонина»). С традицией позднерим. И. тесно связана Певтингерова карта (Tabula Peutingeriana) - пергаменный свиток, который состоит из 11 сшитых вместе фрагментов (12-й фрагмент, изображавший Пиренейский п-ов и Британские о-ва, по-видимому, утерян) длиной ок. 6,75 м и шириной 34 см. На карте изображено более 500 городов и ок. 3,5 тыс. др. пунктов, расположенных гл. обр. вдоль рим. дорог, речных путей и морских побережий. На территории Римской империи между отдельными дорожными станциями в большинстве случаев указано расстояние в рим. милях. Сохранившийся экземпляр карты датируется XIII в., скорее всего это копия с позднеантичного образца ( Levi A. C., Levi M. A. 1967; Подосинов. 2002. С. 287-378; согласно др. гипотезе, оригинал карты был составлен в каролингскую эпоху на основе древнеримских источников - Albu E.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Единственное сочинение преподобных В. В. и Иоанна - «Вопросоответы» (ρωταποκρσεις), или «Ответы»; греч. заглавие - «Ββλος ψυχωφελεσττη περιχουσα ποκρσεις διαφροις ποθσεσιν νηκοσας» (Книга душеполезнейшая, содержащая ответы касательно различных предметов); в слав. и рус. переводе: «Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников»; в зап. традиции известно также как «Послания», или «Переписка», В. В. и Иоанна. Рукописная традиция 2 наиболее древние дошедшие до нас рукописи X в. синайского происхождения (Sinait. georg. 34, Sinait. georg. 35) содержат груз. версию сочинения, состоящую из 79 ответов, 2 из к-рых не имеют параллелей в греч. рукописях. От XI в. сохранился кодекс Sinait. gr. 411, содержащий первые 48 ответов, и афонский список Vatoped. 2 с утраченным началом. Далее по хронологии следуют рукописи Sinait. gr. 410, Bodleian. Cromwell 18, Paris. Coislin. 124 и 281 (XII в.); Paris. gr. 873, Kutlumus. 3 (XIII в.); Vatoped. 355 (XIV в.). 2 афонские рукописи XIV в., Ivir. 1307 и Pantel. 192, сохранили наиболее полное собрание вопросоответов и имеют важное значение для реконструкции первоначального текста. Значительно более поздние рукописи XVIII в. (Dionys. 717, Xenoph. 9 и Athen. 541) особо ценны тем, что являются списками с утраченной древней рукописи из Вел. лавры, на к-рой основывался прп. Никодим Святогорец при подготовке 1-го издания книги (во вступлении он называет ее «единственной полной и весьма древней» - Руководство. М., 1995. С. XXVII-XXVIII). Рукописи на араб. языке датируются XVII и XVIII вв. ( Graf G. Geschichte. Bd. 1. P. 406). Ряд вопросоответов остаются до сих пор не изданными ( Neyt. 1997. P. 154, 155). Греч. рукопись из собрания Московской Синодальной б-ки, привезенная Арсением (Сухановым) из мон-ря Ксиропотам - Син. греч. 196 Савва], 183 лл. (ныне датируется XIII в.- см. Фонкич Б. Л. , Поляков Ф. Б. Греч. рукописи МСБ. М., 1993),- в совр. критическом издании осталась неучтенной. Она содержит первые 440 вопросоответов. В собрании той же б-ки хранились и отдельные отрывки, принадлежащие преподобным В. В. и Иоанну, содержащиеся в др. рукописях синодального собрания ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 761). Издания

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Древнейшим среди них является круглая (диаметр 45 см) икона свт. Николая (ныне в НГОМЗ), написанная на тонкой липовой доске. На лицевой поверхности много следов от гвоздей, к-рыми был прикреплен драгоценный оклад. Неглубокий ковчег и узкие поля можно считать одним из признаков позднего (недомонгольского) происхождения иконы. Смирнова рассматривает этот образ как произведение зрелого XVI в. благодаря его изысканной живописи, каллиграфической тонкости кисти, мелкости линий, плотности письма строгого лика, сходству с драматическими образами позднепалеологовского искусства XIV в. Однако, как показала реставрация иконы в ГНИИР на рубеже XX и XXI вв., к живописи XVI в. относится только красочный слой на лике, сама икона датируется кон. XIII - нач. XIV в. В. Д. Сарабьянов считал ее копией с древнейшего чудотворного образа XII в., Э. А. Гордиенко - самим чудотворным образом. Точное происхождение иконы не установлено: хотя она представляет собой образ «в меру и подобие» чудотворного оригинала, отсутствуют документальные сведения о ее нахождении в Николо-Дворищенском соборе или поступлении оттуда в музей; в эвакуационных актах 1941 и 1945 гг. она упоминается в разделе «Ризница», что указывает на существование у иконы драгоценного оклада, а также на хранение этой иконы накануне войны в Софийском соборе Новгорода (Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в. М., 2008. Кат. 5. С. 118-122). Видимо, в позднесредневек. период была создана еще одна копия, повторяющая формат и извод чудотворной иконы, но чуть большего размера (диаметр 58 см). Икона в драгоценном окладе была написана в нач. XVII в. и поновлена в XVIII в. (ныне в НГОМЗ). Чеканный оклад на полях иконы позолочен, его узор повторен на живописной поверхности пурпурной фелони святого. Этот образ стал иконой-заместительницей чудотворной иконы, на к-рый было перенесено почитание оригинала и к-рый находился на ее месте в Дворищенском Никольском соборе до 30-х гг. XX в. На оборотной стороне иконы в 1886 г. был размещен оклад с 4 композициями в сегментах по сторонам разделяющего их орнаментированного креста (слева направо): обретение иконы на оз.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИДИЧИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в мест. Жидичин Луцкого у. Волынской губ. (ныне с. Жидычин Киверцовского р-на Волынской обл., Украина). XIII-XVIII вв. Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Жидичинская икона Божией Матери. Ок. 1723 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в с. Жидычин) Время основания неизвестно. Местный археологический материал датируется X-XI вв., однако неизвестно, связан ли он непосредственно с монастырем, архив к-рого сохранился лишь с 1-й пол. XVI в. (см.: Рожко. 2000. С. 297). Вероятно, Ж. м. впервые упоминается в 1227 г. в Галицко-Волынской летописи (Ипатьевский список, XIII в.): кн. Даниил Романович ездил «в Жидичин кланятися и молитися святому Николе» (ПСРЛ. 1962. Т. 2. Стб. 751). Считается, что уже к 1335 г. Ж. м. имел статус архимандрии, привлекал особое внимание знати. В XIV-XV вв. покровителями и защитниками Ж. м. были князья Любартовичи, вел. кн. Свидригайло Ольгердович, позже - кн. Семен Гольшанский, князья Острожские. Так, вел. кн. Свидригайло грамотой от 7 окт. 1450 г. возобновил старые права Ж. м. и передал ему новые владения, в т. ч. села Боголюбы, Гай Гнидавский и др. В 1502 г. эту грамоту подтвердил польск. кор. Александр Ягеллончик по просьбе луцкого старосты кн. С. Гольшанского (см.: Малевич А. Древняя Жидичинская архимандрия на Волыни//Волынские ЕВ. 1899. 23/24. С. 683). Имена жертвователей и вклады вписывались в «Помянник» кн. Федора Любартовича (Pomianyk of Horodyshche. Winnipeg, 1962. Pt. 1: A. D. 1484). Очевидно, со времени основания в Ж. м. хранилась некая Никольская святыня (в наст. время точнее неопределяемая) - часть мощей, чудотворный образ или скульптура, о чем известно из памятника нач. XV в. «Сказания о чудесах свт. Николая в Лукомле» (см.: Турилов А. А. К изучению «Сказания о явлении и чудесах Николы Чудотворца в Лукомле»//Наш радавод: Матэриялы мiжhapoдhaй навуковай kahфepэhцui «Царква i культура народау Bялikara княства Лimoyckara i Беларуси XIII - пач. XVIII ст.» Гродна, 1992. Кн. 4. Ч. 1. С. 147-149). Согласно «Сказанию...», свт. Николай, явившись жителю Лукомля, поведал: «Аз святый Никола Жидиченский и пришел есмь семо в Лукомль, тамо не могу жити поганих деля, зане умножися беззаконие» ( Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. Прилож. 10. С. 191-192). Очевидно, перемещение святыни из волынской части владений Витовта в принадлежавший ему же полоцкий Лукомль связано с последствиями битвы на Ворскле (1399), когда литов. войско было разбито ханом Темир-Кутлуем и «воеваша татары даиже и до Великаго Луцка» (см.: ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 52, 73, 139, 161, 187, 208, 229). Возможно, в это время Ж. м. был разорен татарами.

http://pravenc.ru/text/182287.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010