Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Казус Великой Финляндии Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма 20.01.2024 129 Время на чтение 6 минут Источник: Русский Вестник В сентябре 2024 года исполняется 215 лет подписанию мирного договора между Российской Империей и Швецией в городе Фридрихсгаме (нынеХамина, Республика Финляндия), согласно которому Финляндия (это не исконно финское, а древнегерманское название данной области Шведского королевства, как принято считать, означало Страна охотников) переходила России в статусе княжества. За следующие с 1809 года 100 лет с лишним под властью русской короны, бережным покровительством русского и остзейского дворянства и, конечно же, благодаря культурной политике российских императоров финский народ (собственное название страны и эндоэтноним суоми означает «обитатели страны болот» или озер), собственно, из жителей болот, коим был при шведском владычестве, превратился в основное население городов с бурно развивающейся культурой, растущей интеллигенцией и академической школой. Приняв эту область и ее народ во владение, Россия фактически вырастила финскую нацию, за что часть благоразумных финнов долгое время уже после обретения суверенитета сохраняла благодарность, а заодно и памятник императору Александру II в центре Гельсингфорса (ныне – Хельсинки), в наибольшей степени облагодетельствовавшему Великое княжество Финляндское. Вместе с тем в расширяющейся интеллигентской среде, по обыкновению, начинали размножаться бациллы антирусского сепаратизма и национальные идеи, построенные на вымышленных представлениях об отнятом угнетателями великом государстве – государстве, которого никогда не было. К этим откровенно крамольным идеям добавлялись многочисленные научные и условно научные изыскания разнообразных обществ и конгрессов, возникших на северо-западе Империи к концу XIX века с целью изучения этногенеза, миграций, лингвистических и культурных связей финно-угров. В несложном синтезе все эти наслоения научных трудов и политических памфлетов породили концепцию Великой Финляндии, объединяющей все финно-угорские народы в рамках этнокультурной или даже государственно-политической конструкции.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/20/kazus_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЫЧКОВЫ рус. ученые, археографы, историки. Афанасий Федорович (15.12. 1818, Фридрихсгам Выборгской губ., ныне Хамина, Финляндия - 2.04.1899, С.-Петербург). Из старинного дворянского рода Ярославской губ. Род. в семье офицера, детство провел в Финляндии. В 1833 г. определен в пансион при ярославской гимназии, в нач. 1834 г. зачислен в 5-й класс гимназии. После окончания гимназии в 1836 г. поступил в Московский ун-т на медицинский фак-т, в том же году перешел на 1-е отд-ние философского фак-та (впосл. переименован в историко-филологический фак-т), избрал предметом своих занятий рус. историю. Часто посещал квартиру М. П. Погодина , где работал со старинными рукописями. К студенческим годам относятся первые научные и лит. опыты А. Ф.- «Указатель к сочинению Н. С. Арцыбашева «Повествование о России»» (1838) и «О влиянии внешней природы на народ и государство» (в 1837 сочинение удостоено серебряной медали). В 1840 г., после окончания ун-та, поступил на службу в Археографическую комиссию, с к-рой был связан до конца жизни (с 7 окт. 1840 чиновник, с 1854 член комиссии, в 1854-1873 главный редактор издания ПСРЛ, в 1865-1873 правитель дел, с дек. 1891 председатель комиссии). В 1856-1889 гг. под редакцией А. Ф. вышли 6 томов ПСРЛ (7-10, 15, 16), новые издания Лаврентьевской летописи, А. Ф. совместно с Н. П. Барсуковым составил подробный указатель личных имен к ПСРЛ (на буквы А-К), переиздал опубликованную Я. И. Березниковым в неполном виде 2-ю и 3-ю Новгородские летописи. В 1841-1850 гг. одновременно преподавал рус. словесность в дворянском полку. 15 марта 1844 г. стал хранителем Отд-ния рукописей и старопечатных церковнослав. книг Публичной б-ки. В течение неск. лет создал инвентарный каталог, указатель рукописей. В 1848-1862 гг. заведовал Отд-нием рукописей и старопечатных церковнослав. книг и Отд-нием рус. печатных книг и периодики; в Отд-нии печатных книг под его руководством составлен алфавитный каталог, значительно пополнено собрание редких книг. По заключению, составленному А. Ф., было принято решение о покупке казной Древлехранилища Погодина, книги и рукописи к-рого в 1852 г. были переданы императором в б-ку; А. Ф. составил их описание. С 1850 г. в «Отчетах» б-ки регулярно публиковал сведения о поступивших в б-ку рукописях и книгах на церковнослав. и рус. языках.

http://pravenc.ru/text/153749.html

Скиты Валаамского монастыря 2 грудня 2014 р. 21:37 Скит во имя Всех святых Скит во имя Всех святых или Большой — первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте, в 3,5 км от монастыря, стояла уединенная келья прп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками — старцами Клеопой, Феодором, Леонидом, учениками прп. Паисия Величковского. Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (ныне г. Хамина, Финляндия) Ф.Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со святыми вратами и часовню за оградой (проект выполнил, вероятно, К.И. Брандт, впоследствии Санкт-Петербургский епархиальный архитектор). В 1846 г. А.М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех святых свт. Игнатием (Брянчаниновым), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. В 1865 г. прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых прп. Антипа Валаамский. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины прп. Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. Обретенные в 1991 г. святые мощи прп. Антипы находятся ныне в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех святых. С 1940 г. Всехсвятский скит в течение полувека стоял заброшенным и, как многие другие памятники Валаама, постепенно разрушался. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

Через два дня произошло сражение в Фридрихсгамской бухте у берегов южной Финляндии. Шведский гребной флот, которым руководил лично Густав III, нанес большой урон россиянам – и те, потеряв 26 галер и 240 человек, отступили под защиту крепости Фридрихсгам (ныне Хамина). Прознав, что в крепости совсем небольшой гарнизон, король Густав предложил русским сдаться, но комендант Фридрихсгама Левашёв наотрез отказал. Шведы три часа обстреливали город с кораблей, а потом попытались высадить десант – безуспешно. Тогда Густав решил идти в Выборгский залив и дожидаться там своего парусного флота. Далее он рассчитывал высадить десант у Петербурга. Тем временем герцог Сёдерманландский пытаясь реабилитироваться за поражение под Ревелем, повел свою армаду на Кронштадт, чтобы атаковать русские силы там. Но напротив форта Красная горка неприятеля встретила русская эскадра адмирала Александра Ивановича Круза – ещё одного героя Чесмы. Красногорское сражение затянулось на два дня – 23-24 мая. Наученный горьким опытом, Карл Сёдерманландский на сей раз старался держаться на дальних дистанциях – по словам Круза, неприятель «спускался на такое расстояние, что ядра едва доставать могли, что заставило меня запретить стрелять». А утром 25 мая на горизонте показались паруса кораблей Чичагова, двигавшихся из Ревеля. Поняв, что ему грозит окружение, герцог спешно отдал приказ отступать. Шведы смогли вырваться на запад и спешно укрылись в Выборгском заливе. Там они соединились со своей гребной флотилией. Таким образом, в заливе сгрудились значительные шведские силы: 22 линейных корабля, 13 фрегатов и 366 более мелких судов – галеры, скампавеи, бригантины и боты. В распоряжении Густава III, принявшего на себя общее командование всем флотом, оказалось 3 тысячи орудий и свыше 30 тысяч солдат и матросов. Однако Чичагов и Круз, соединившись, блокировали шведов в заливе, плотно закрыв оба ведущих из него прохода. Совместно у них было 30 линейных кораблей, 11 фрегатов и 80 гребных судов, на которых размещались 21 тысяча матросов и солдат. Опасность грозила шведам и суше, где встали русские береговые батареи. Запасы воды и провианта у гордых скандинавов стали истощаться и Густав велел начать операцию прорыва. 21 июня подул благоприятный для шведов северный ветер и ночью они начали обстрел русских береговых батарей. 22-го в 7 утра шведская колонна устремилась в направлении западного выхода из залива.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/25/vyborg...

За богослужением пел хор Валаамского монастыря (регент Алексей Жуков). В храме молились: председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; председатель попечительского совета Фонда всехвального апостола Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин; учредитель благотворительного фонда «Ладога», осуществляющего реставрацию Всехсвятского скита, предприниматель Г.Н. Тимченко; благотворители Валаама и паломники. По окончании литургии наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий поблагодарил Патриарха за совершение богослужения в возрожденном храме, после чего Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил наместника за труды по восстановлению Всехсвятского скита и передал в дар новоосвященному храму икону Патриарха Ермогена. Патриарх также выразил признательность Г.Н. Тимченко и членам его семьи за вклад в реставрацию скита и подарил благотворителю икону с изображением небесных покровителей его семьи. В свою очередь Г.Н. Тимченко передал в дар Валаамскому монастырю ковчег с частицей мощей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В настоящее время это единственная в России частица мощей св. Анны. Он также вручил Патриарху старинный список Казанской иконы Божией Матери, который предстоятель передал в дар Всехсвятскому скиту. Справка. Скит во имя Всех святых или Большой — первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте, в 3,5 км от монастыря, стояла уединенная келья прп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками — старцами Клеопой, Федором, Леонидом, учениками прп. Паисия Величковского. Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (ныне г. Хамина, Финляндия) Ф.Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со святыми вратами и часовню за оградой (проект выполнил, вероятно, К.И. Брандт, впоследствии Санкт-Петербургский епархиальный архитектор).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (г. Хамина) Ф. Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со Св. вратами и часовню за оградой (проект, вероятно, К. И. Брандта, впоследствии Санкт-Петербургского епархиального архитектора). В 1846 г. А. М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых Святителем Игнатием (Брянчанинов), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. 0. Антипа прошел долгий путь послушания и духовного восхождения в Молдавских и Афонских монастырях, пока не оказался в России. На Валааме он селится в ноябре 1865 г. и проводит время в непрестанной молитве. Он сподобился явления Божией Матери и Преподобных Сергия и Германа. Надгробия некоторых подвижников уцелели у алтаря храма. В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых. Часть утвари (в том числе иконы работы В. П. Пешехонова) находится сейчас в Финляндии. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. На праздник Всех Святых в 1993 г. наместником игуменом Панкратием в нижнем храме была совершена первая литургия за прошедшие полвека " мерзости запустения " . Официальный сайт Валаамского монастыря Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Сортавальского муниципального района (по состоянию на 15.04.2013 г.) Скит Всех Святых: 1) " Сосна-великан " (возраст 350 лет, высота 30 м, у дороги к скиту). 2) Вишневый сад, дубовая аллея(сер. 19 века). 3) Келейный корпус частично руины (1844-1849 гг.), колодец (1854 г.). 4) Могила иеросхимонаха Антипы с оградой (2 половина 19 века), могилы за алтарем.

http://sobory.ru/article/?object=05451

Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (Хамина) Ф.Ф.Набилкова в 1842-1844 годах строит настоятельский, трапезный и 6 келейных корпусов, стены со Святыми вратами и часовню с оградой (проект, возможно, К.И.Брандта, петербургского епархиального архитектора). В 1846 году А.М.Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм с шатровой колокольней с чертами древнерусской, византийской и классической архитектуры. Нижняя церковь была освящена во имя Всех Святых святителем Игнатием (Брянчаниновым) 18 августа 1849 года. В 1894 г. была расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. Она располагала " к тихой, умиленной молитве " . Верхний храм во имя Небесных Сил бесплотных имел " торжествующий " характер (расписан в 1887 году). Около 1886 года, возможно, под руководством Г.И.Карпова, скитские корпуса были переделаны для большего соответствия архитектуре церкви. К югу от церкви - колодец, высеченный в скале в 1857 году, к западу от скита - огород, сад, далее пристань, с востока - часовня во имя Крестных Страданий Спасителя (1842 г., архитектор К.Брандт), близ которой в 1991 году были обретены мощи преподобного Антипы (Лукьян, 1816-1882), до своего поселения на Валааме в 1865 году прошедшего долгий путь послушания в Молдавских и Афонских монастырях. Ежедневно, кроме суточных служб, он вычитывал два Акафиста и клал 300 поклонов. Он сподобился явления Божьей Матери и преподобных Сергия и Германа. Среди его учеников - прозорливый схимонах Агапий Слепой (Молодяшин, 1838-1905); иеросхимонах Антипа Валаамский (Половинкин, 1836-1912), библиотекарь обители, родом из дворян. На рубеже XIX-XX веков в Большом скиту жили любвеобильные и прозорливые иеросхимонах Алексий (Блинов), бывший келейник игуменов Дамаскина и Ионафана; схимонахи Онуфрий и Галактион, послушник Николай. Надгробия некоторых подвижников уцелели у алтаря храма. В строгом по уставу скиту только в 1894 году было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда однажды в год лишь на престольный праздник Всех Святых, с крестным ходом из монастыря. Часть утвари (в том числе иконы работы В.П.Пешехонова) находится сейчас в Финляндии. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. На праздник Всех Святых в 1993 году игуменом Панкратием в нижнем храме была совершена первая Литургия за прошедшие полвека " мерзости запустения " .

http://elitsy.ru/holy/1358/

Фридрихсгама, ныне Хамина, Финляндия). Несмотря на критику технической стороны проекта Комитета по делам строений (А. Модюи и Ф. Вигеля), Александр I подтвердил свое решение сохранить алтарную часть старого собора. В 1821-1825 гг. проект был доработан. Новый вариант предусматривал при сохранении квадратного в плане подкупольного компартимента удлинение продольной оси за счет симметричного воспроизведения композиции старого алтаря с запада. Уменьшенные в масштабе колокольни подчеркнули пирамидальный характер композиции, ставшей к тому же более компактной. Для единообразия вост. и зап. фасады получили 8-колонные портики в дополнение к 16-колонным с юга и севера. Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Общий вид собора. 1818–1858. Архит. О. Монферран Наземные строительные работы начались с установки 48 гранитных колонн 4 портиков (вес каждого монолита достигал 114 т, высота - 17 м). Идея об установке колонн до возведения стен и разработка подъемного механизма (с изготовлением модели) принадлежали Монферрану. В марте-июле 1828 г. были установлены колонны сев. портика, южного и западного - в мае-сент. 1829 г., восточного - к авг. 1830 г. На церемониях установки первой и последней колонн присутствовали члены имп. семьи; 1-ю колонну установили за 45 мин. 478 рабочих. Бронзовые капители были отлиты на заводе шотл. уроженца К. (Ч.) Н. Берда по алебастровым моделям Е. Балина (1821-1832), к 1834 г. была завершена полировка колонн, к сент. 1836 г.-монтировка капителей. В 1830-1836 гг. осуществлялось возведение стен и подкупольных пилонов. Кирпичная кладка на известковом растворе перемежалась для прочности каменными прослойками, к ней металлическими скобами крепилась мраморная облицовка. По проекту Монферрана К. Н. Берд создал оригинальную конструкцию перекрытий портиков: кирпичные своды он заменил полносборными чугунными фермами, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, с кладкой и облицовкой. В 1835 г. в проект были внесены дальнейшие изменения. Круглые в плане боковые башни сменились квадратными в плане колокольнями с 2-колонными портиками по сторонам.

http://pravenc.ru/text/Исаакиевский ...

(2 Августа 1823 г. П. С. 3. 29564.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 5 Марта 1883 г. штату, в Финляндском Духовном Правлении в Выборге положены: председательствующий, которому взамен аннекса – 1714 марок. На канцелярские расходы – 1800 марок. Делопроизводитель – 1800 марок. Походные священники 2, из которых каждому по 2400 марок, при них причетники 2 – каждому по 1200 марок. (Сбор. пост. Вел. Княж. Финлянд. за 1883 г. 12 ст. 6 – 7.) Состоящие в присоединенной к России части Финляндии церкви греческого исповедания находятся в ведении С.-Петербургской епархии. (Указ. 24 Марта 1808 г. по Высоч. манифесту.) При соединении по ВЫСОЧАЙШЕМУ манифесту 11 Декабря 1811 г. старой и новой Финляндии в одно гражданское управление, духовное ведомство церквей и монастырей православного грекороссийского исповедания, в этой губернии состоящих, оставлено во всем на прежнем их основании, под главным управлением Святейшего Синода и настоящего их епархиального начальства, с присоединением к его ведомству и всех православных грекороссийских церквей в Финляндии состоящих. (11 Декабря 1811 г. П. С. 3. 24909.) Надзор и управление церквей и приходов грекороссийского исповедания предоставлены, согласно с манифестом 11 Декабря 1811 г., установленному над ними начальству. (2 Августа 1823 г. 29564 п. 1.) Примечание. Для большего уяснения круга надзора и управления, здесь прилагаются ныне действующие постановления о духовенстве и храмах, равно и об обучении детей в православных приходах Финляндии. (Сборн. Пост. Вел. Княж. Финлянд. 1883 г. 12.) 2 Холмское Духовное Правление Холмское Духовное Правление образовано взамен существовавшей и упраздненной Холмской греко-униатской Духовной Консистории. Состав и предметы ведомства этого управления определяются особым положением так, что дела большей важности Правление представляет на рассмотрение Холмско-Варшавской Духовной Консистории. (Выс. утв. 1 – 13 Мая 1875 г. опред. Св. Синод. от 23 – 25 Марта того же года п. 4.) Холмское Духовное Правление состоит при Викарии Холмско-Варшавской епархии, Епископе Люблинском, который через это Правление, по мере предоставленной ему власти, производит управление и духовный суд в пределах бывшей греко-униатской Холмской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.1 из  5) 1894 год 1895 год 1896 год 1904 год 1905 год 1906 год 1907 год 1913 год 1914 год 1915 год 1916 год 1917 год 1918 год Полный текст 1906 год 1-го января. Воскресенье. В 11 час. поехали в Большой дворец к обедне. Был выход, и поэтому стояли внизу в церкви. Завтракали в галерее. Вернувшись домой, читал, писал телеграммы и погулял. От 3 1/2 до 5 час. принимали дипломатов у себя в Александровском дворце. Обедали: Николаша, Петюша, Милица и Стана. Провели с ними вечер до 11 1/2 час. Была оттепель. 2-го января. Понедельник. Встали поздно. Принял Витте и трех представляющихся. Завтракали: Мари и Мандрыка (деж.). Хорошо погулял. После чая принял Олива. Вечером покатались и заехали к Дмитрию, который не выходит. 3-го января. Вторник. Был занят с 10 1/2 до 1 1/2. Завтракала Мари. Гулял вокруг всего парка. Усиленно читал до 8 час. Обедали офицеры Л.-Гв. Егерского полка, сегодня прибывшего из города. Разговаривали до 10 час. Николаша имел затем небольшой доклад. 4-го января. Среда. В 10 1/2 в манеже был смотр Л.-Гв. Егерскому полку. Вернулись вовремя, к приему и докладу. Завтракали Чакрабон и Нирод (деж.). Принял Герарда — Финлянд. ген.-губ. Гулял, таяло. Много читал и все окончил. В 8 час. обедали у Ольги и Пети. Там были: Гадон, Волков с женою, его брат Гавра, Нирод и Мандрыка с женою. Слушали Сартинского бея. 5-го января. Четверг. В 11 1/2 поехали к службе, стояли внизу. После завтрака принял бар. Мейндорфа, вернувшегося из командировки в Москву. Гулял. До чая принял Енгалычева. Много читал. Обедали Миша, Мари и Дмитрий. 6-го января. Пятница. До 11 час. поехали во дворец. Обошел войска в церковном зале и затем пошли к обедне. В 12 час. началось шествие к Иордани, которая была устроена у Грота на озере. Погода стояла чудная, тихая и солнечная. Участвовали военно-учебные заведения и Царскосельский гарнизон. Завтракали со всеми в галерее. Принял гр. А. П. Игнатьева. Гулял. Занимался. Обедали и провели вечер Милица, Стана, Николаша и Петюша. 7-го января. Суббота.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

  001     002    003    004    005