С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия. Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей, местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая/3 июня. В настоящее время святитель Василий особенно почитается в Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Собор Сибирских Святых С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Велико было и культурное значение Омска. Здесь в ссылке был великий христианский писатель Федор Михайлович Достоевский, который запечатлел свои благоговейные чувства и мысли в «Записках из мертвого дома», посещавшие его, когда писатель в числе заключенных-кандальников ходил Великим постом в омскую церковь причащаться. В 1945 году Омская область была еще благочинием в ведении архиепископа Новосибирского. В 1946 году возродилась самостоятельная Омско-Тарская епархия, с 1947 года она стала епархией Омско-Тюменской. С 1943 года в Омске было разрешено открыть два храма. Владыка Вениамин служил в Омском кафедральном соборе в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня на улице Тарской , а проживал в доме епархиального управления, на улице Успенского 26. Вторым храмом была Никольская церковь на улице Труда. Исследователи истории омских церквей отмечают, что в Крестовоздвиженском соборе служили все правящие Омские архиереи советского периода. Статус собора побуждал следить их за благолепием и каждый из них постарался его украсить. Все омские архиереи обязательно служили у главной святыни Западной Сибири – мощей святителя Иоанна Тобольского в Покровском храме Тобольска. Мощи святителя были возвращены Церкви в 1947 году. Епископ Вениамин (Новицкий) продолжил труды своих предшественников по благоукрашению церквей и святынь. Его стараниями ремонтировались храмы Омско-Тюменской епархии. Он стремился увеличить число приходов и открыть в Омске третий собор (нужно было обращаться к Уполномоченному по делам РПЦ, а тот должен был согласовывать этот вопрос со всеми областными партийными органами). Но вопрос об открытии третьей церкви в Омске так и не был разрешен. Епископ Вениамин часто посещал вверенные ему приходы Западной Сибири. За небольшой срок пребывания на кафедре с пастырскими поездками он посетил все 24 прихода епархии. Это храмы в Тюмени - Знаменский собор и Всехсвятская церковь; Никольский и Покровский храмы города Ишима; церкви в сельской местности Омской и Тюменской области. В июне 1957 года состоялось торжественное архиерейское богослужение в Тобольске в день памяти святителя Иоанна Тобольского тремя архиереями: митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), епископом Вениамином (Новицким) и епископом «на покое» Венедиктом (Пляскиным).

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

В. Обновленчество в Сибири//Изв. Омского краевед. музея. 1994. 3. С. 165-173; Лосунов А. М. Посещение св. прав. о. Иоанном Кронштадтским г. Омска в 1905 г.//Русское православие в Сибири: История и современность: Мат-лы Междунар. науч. конф. «Русское православие: 4 века в Сибири: К 100-летию Омско-Тарской епархии». Омск, 1995. С. 98-102; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 457; РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 46-47, 307-309; Боханов А. Н. Николай II. М., 1997. С. 91. (ЖЗЛ); Семёнов М., диак. История Омско-Тюменской епархии. Тобольск, 1999. С. 25, 29, 132, 148, 178-181, 190, 192, 211. Ркп.; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Лебедева Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003. С. 15-31; Суховецкий В. А., свящ. В защиту веры: Штрихи к портрету Омского архиеп. Виктора (Богоявленского)//Омский краевед: Науч.-популярный альм. 2003. 1. С. 56-61; он же. Архиеп. Кассиан Новосибирский и Барнаульский, временно управляющий Омской епархией//V регион. Кирилло-Мефодиевские чт., посвящ. 300-летию основания г. Омска. М., 2016. С. 67-71; он же. Омская епархия накануне революционных потрясений//Вестн. Омской правосл. ДС. 2017. 1(2). С. 16-21; он же. «А имущество подлежит изъятию!..»//Там же. 2(3). С. 35-40; он же. Летопись церковных событий г. Омска с 21 янв. по 22 февр. 1918 г.//Церковь. Богословие. История: Мат-лы VI Всерос. науч.-богословской конф. (Екат., 10-12 февр. 2018 г.). Екат., 2018. С. 171-173; Голубцов С., свящ. Омский Кафедральный собор во имя Успения Божией Матери. Омск, [ 2005 ] ; он же. История Омской епархии: Образование Омской епархии. Предстоятельство Преосв. Григория на Омской кафедре (1895-1900 гг.). Омск, 2008; он же. Омская епархия: Начало. Омск, 2016; Гончаров Ю. М., Ивонин А. Р. Очерки истории г. Тары кон. XVI - нач. XX вв. Барнаул, 2006. С. 100; Зимина В. Д. Белое дело взбунтовавшейся России: Полит. режимы Гражданской войны, 1917-1920 гг. М., 2006. С. 145; Миненко Н. А., Рыженко В.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1262 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

В соответствии с Актом о каноническом общении, согласно Приложения к нему, российским приходам РПЦЗ был предоставлен переходный период, определенный в пятилетний срок «для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев» . При этом предполагалась возможность управления этими приходами викарием Московского патриарха. За день до подписания Акта, 16 мая 2007 г. Определением Священного Синода РПЦ епископ Евтихий (Курочкин) был назначен викарием патриарха Московского и всея Руси, епископом Домодедовским «с поручением ему временного архипастырского окормления бывших приходов Русской Зарубежной Церкви в России» . Начиная с мая 2007 года епископ Евтихий (Курочкин) стал иерархом Московского Патриархата, приступив к своему новому послушанию по управлению приходами, сохранившими свою связь с РПЦЗ в России. «К маю 2007 года в составе Ишимско-Сибирской епархии РПЦЗ находилось 14 приходов в Ишиме и Ишимском районе, в Омске, Тюмени, Шадринске, Кустанае, Нижней Туре Свердловской области, в поселке Ленинка Еврейской АО, в Алтайском крае (Барнаул и деревня Потеряевка). Причем некоторые из моих подчиненных упредили своим переходом подписание Акта о каноническом общении. Так, в состав Омско-Тарской епархии еще в 2005 году перешел мужской монастырь во имя Архангела Михаила в селе Ольховка Омской области. Правда, шел и обратный процесс среди наиболее радикально настроенных «несоглашенцев». Из Ишима в 2006 году выехал в полном составе женский монастырь во имя свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, а часть клириков уже после мая 2007 года заявила о своем несогласии с решением иерархов РПЦЗ и перешла под начальство бывшего епископа Агафангела (Пашковского), учинившего самочинную иерархию» . Практически все приходы постепенно вошли в юрисдикции местных епархий РПЦ, и ко второй половине 2010 г. в юрисдикции епископа Евтихия пребывало всего 6 приходов в Омской, Тюменской областях и Алтайском крае.

http://bogoslov.ru/article/6193184

Закрыть itemscope itemtype="" > О итогах воссоединения Церкви 19.12.2007 639 Время на чтение 3 минуты Епископ Евтихий (Курочкин). Фото иерея Сергия Куртенка Епископ Евтихий (Курочкин). В 1982 г. принимает монашеский постриг. Спустя три месяца совершается его хиротония во иеромонахи. В 1987 г. по представлению нового архиерея на Омско-Тюменской кафедре, архиепископа Феодосия, иеромонах Евтихий возводится в сан игумена и назначается духовником епархии. Вскоре, однако, из-за его жалоб в Священный Синод РПЦ МП на нарушения, допускавшиеся в епархии, будущего владыку отстранили от должности духовника и назначили на вновь открывшийся приход в селе Шаблыкино, близ Ишима. Осенью 1989 г. в составе группы сибирского духовенства он обращается в Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви с просьбой о принятии. В апреле 1992 г. ишимские городские власти передали организованной игуменом Евтихием общине здание Богоявленского собора, долгое время использовавшееся в качестве городской водокачки. В январе 1994 г. возведен в сан архимандрита. 24 июля 1994 г. хиротонисан во епископа Ишимского и Сибирского. С 2003 г. - участник переговоров с РПЦ МП. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2007 года назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии. Епископ Евтихий является временно управляющим приходами Российской Церкви в Москве и Санкт-Петербурге. Иерей Димитрий Карпенко: Владыка, уже прошло почти полгода с момента подписания Акта о каноническом общении внутри Русской Православной Церкви. Какие бы Вы могли назвать итоги этого объединения: что на Ваш взгляд положительного свершилось, какие вопросы еще предстоит решить, каково Ваше видение ситуации на сегодняшний момент? Епископ Евтихий: Вопрос достаточно обширный, поэтому постараюсь в общих чертах. Положительные итоги Вы сами знаете, наверное. Думаю, что каждый православный христианин знает, что самое положительное в том, что мы исполнили одну из евангельских заповедей о необходимости единства. Потом преодолено предубеждение, которое разделяли Зарубежная Церковь и Московский Патриархат. Я думаю это самое большое приобретение для нашей диаспоры российской. А для тех, кто оказался в Зарубежной Церкви не покидая России, это, в первую очередь, хороший урок тех правил, которыми нужно руководствоваться в церковной жизни. То есть, возвращаемся к вечным истинам о смирении, послушании, терпении. Мы очень часто за дело принимаемся с горячностью и своеволием, но результаты бывают или совсем незначительными или бывает еще и так, и у нас это произошло, побочные результаты, которых не планировали, когда организовывали приходы Зарубежной Церкви в России. Это был соблазн для многих. И те люди, которые поддались этому соблазну, они еще до сих пор, многие, не могут выйти из него, а все дальше уходят в дебри расколов, своеволия и самонадеянности. Самый главный результат для России в том, что прекратили мы этот соблазн.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Когда в начале тридцатых было истреблено почти всё духовенство, власти принялись за мирян. Одним из первых мучеников стал Федор Иванов. Он был арестован и расстрелян в 1937 году без суда и следствия. Известны факты помощи святого мученика обращающимся к нему с просьбой о предстательстве пред Господом. В 1920-е годы почти все храмы и практически все монастыри были закрыты и осквернены, сама древняя Тобольская епархия упразднена. Лишь в конце Великой Отечественной войны в городах юга области открылось несколько храмов, а территория бывшей Тобольской епархии была включена в состав образованной тогда Омско-Тюменской епархии. До конца 1980-х годов в огромной по своей площади Тюменской области функционировало только 8 церквей. В 1989 г. Церкви был возвращен разрушенный и лишившийся своих святынь Абалакский Знаменский монастырь. Осенью 1989 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви после 70-ти летнего перерыва возрождается бытие Тобольской Семинарии, вновь ставшей первой по своему значению в Сибирском крае. В январе 1990 года была возрождена Тобольско-Тюменская епархия. Начался сложный период становления и Епархии, и Семинарии. Настоящее время [ править править код ] Тобольско-Тюменская епархия расположена на территории Тюменской области. Духовным центром в Епархии является кафедральный город Тобольск, где находятся самый древний за Уралом каменный Софийско-Успенский (1686 г.) и Покровский кафедральный собор (1746 г.), в Тюмени кафедральным является Знаменский собор. Возрожденная в 1990 году Тобольско-Тюменская епархия охватывала территорию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. 30 мая 2011 года было принято решение Священного Синода о выделении из состава Тобольско-Тюменской епархии Ханты-Мансийской и Сургутской и Салехардской и Ново-Уренгойской епархий. В настоящий момент в Тобольско-Тюменскую епархию входят приходы городов юга Тюменской области. По состоянию на 1 января 2012 года в Епархии действует 4 монастыря, 152 прихода (70 зарегистрированных приходов и 82 незарегистрированных приходов (религиозных групп), 160 храмов, 28 молитвенных комнат и домов, 14 часовен. В Епархиальное Управление входит 11 епархиальных отделов. Действует 4 благочиния, 3 епархиальные комиссии. В каноническом подчинении Управляющего Епархией на 1 января 2012 г. находятся 138 священнослужителей. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тюмень

«Символ виноградника в Священном Писании Ветхого Завета (опыт исследования отдельных мест Святого Писания)». В том же году назначен настоятелем кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа в Минске и председателем Епархиального совета Минской епархии. В 1972 г. сопровождал исполнявшего обязанности патриаршего экзарха Центр. и Юж. Америки Харьковского архиеп. Никодима (Руснака ; впосл. митрополит) в поездке в Аргентину. 26 марта того же года хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского. Хиротонию в московском патриаршем Богоявленском соборе в Елохове возглавил патриарх Московский и всея Руси Пимен . Совершал пастырские поездки по епархии, прежде всего в пров. Мисьонес, где было неск. правосл. общин. В июле 1972 г. освятил новопостроенную каменную Воскресенскую ц. в русской колонии Япею (Жапежу) в пров. Корриентес. 15 дек. 1973 г. М. был освобожден от управления Аргентинской епархией. После этого пребывал в Жировицком Успенском монастыре. 26 дек. 1974 г. назначен епископом Омским и Тюменским. В Омско-Тюменской епархии, охватывавшей большую часть территории Зап. Сибири, насчитывалось всего 13 приходов. Несмотря на сложные условия существования Церкви под контролем советских органов, М. за время своего архиерейства удалось добиться в епархии значительных успехов. Была освящена крестовая Благовещенская ц. в Архиерейском доме в Омске, устроен Архиерейский дом в Тюмени; капитально отреставрирован кафедральный Крестовоздвиженский собор, украшен золотыми куполами храм во имя свт. Николая в Омске, перестроена из деревянной в каменную ц. в честь Рождества Иоанна Предтечи в Тюкалинске Омской обл., были отремонтированы др. храмы епархии. В то время, когда в др. частях страны закрывали храмы, М. удалось добиться от местных властей разрешения на регистрацию в г. Тара Омской обл. правосл. прихода и на открытие молитвенного дома, а затем и на строительство каменного 3-престольного храма в честь Вознесения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и во имя свт. Иннокентия, митр.

http://pravenc.ru/text/2561608.html

Он освящает святое миро и управляет церковными общинами, находящимися за пределами Болгарии. Патриарх не решает ни одного вопроса без ведома Синода, но и Синод не может решить ни одного вопроса без ведома Патриарха или его заместителя, которым принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви. Как и всякий архиерей, Патриарх подлежит суду Священного Синода в полном составе. Священный Синод в полном составе включает в себя всех епархиальных архиереев Болгарской Церкви. Епархиальные архиереи Болгарской Церкви имеют сан митрополитов. Синод собирается ежегодно, а, в случае необходимости, может быть созван на чрезвычайную сессию в любое время. Священному Синоду принадлежит высшая церковная власть. Он несёт попечение о единении Болгарской Церкви со Вселенским Православием, следит за чистотой проповедуемого в Церкви православного учения, за правильным совершением Таинств и богослужений. Синод обладает правом рукоположения епископов и избрания митрополитов, приготовления святого мира, канонизации святых. Священный Синод заслушивает доклады епархиальных архиереев, рассматривает жалобы на архиереев и должностных лиц по делам, подведомственным Синоду. Синод назначает высших должностных лиц, присуждает церковные отличия, открывает новые монастыри и духовные школы, утверждает церковный бюджет. Вместе с Патриархом Священный Синод поминается за богослужением во всех храмах Болгарской Православной Церкви. Священный Синод в малом составе включает в себя Патриарха и четырёх епархиальных митрополитов, избираемых полным составом Синода сроком на четыре года из числа архиереев, не менее двух лет управлявших своими епархиями. Священный Синод в малом составе заседает постоянно и сам устанавливает для себя каникулярное время. В периоды между сессиями Синода в полном составе он осуществляет его функции по управлению Церковью. Синод в малом составе подотчётен Синоду в полном составе. Решения на заседаниях Синода как в полном, так и в малом составе принимаются большинством голосов. При равенстве голосов перевес даёт голос Председателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010