Помимо Золотарёвых, активную деятельность в рамках общины вели и другие ростовские предприниматели-старообрядцы: хлебопромышленник Елпидифор Парамонов, купцы Иван Панченко, Пётр Максимов и другие. Основными попечителями старообрядческой общины в то время были Иван Филоменович Жаров и Фотий Алексеевич Золотарёв. В списке священников Донской и Кавказской епархии, поданном епископом Силуаном в 1883 году в Московскую Старообрядческую Архиепископию, упоминается имя настоятеля Ростовского-на-Дону старообрядческого Введенского храма священноиерея Климента. В это же время епископ Силуан упоминает, что Золотарёвы строят новый храм возле старого. А к 1907 году в общине было уже два священнослужителя — дьякон Харлампий Илларионович Марков и иерей Филипп Маркович Привалов. После 1846 года в среде ростовских старообрядцев происходит разделение — часть христиан не принимают митрополита Амвросия и по-прежнему окормляются беглыми из господствующей церкви священниками. Лидером этой незначительной части старообрядческого общества становится известный ростовский купец Н. А. Панин. С Золотарёвым его объединяют не только дружеские, но и дальние родственные связи. Некоторое время они, будучи партнёрами, ведут совместные дела. К тому же дом Панина находился рядом с участком Золотарёвых, где последние построили церковь: храм стоял на улице Канкриновской, 42 (ныне Ульяновская, 32), а дом Панина — на углу Канкринской и Николаевского переулка (сейчас Ульяновская, 30). Рядом со старообрядческими храмами, буквально в радиусе 200 метров, возникли три иудейские синагоги. Две были расположены в переулке Казанском (одна из них — еврейский богаделенный дом — действует до сих пор), а третья представляла трёхэтажное здание, выстроенное в начале ХХ века на Канкринской, 57, — Духовное правление ростовской еврейской общины (ныне общеобразовательная еврейская школа «Ор Амвер»). Любопытный факт: при том, что состояние Н. А. Панина было значительно больше средств Ф. А. Золотарёва, ростовских старообрядцев, не принявших белокриницкую иерархию, было на порядок меньше, чем принявших. Все христиане-старообрядцы, проживавшие в окрестных с Ростовом-на-Дону поселениях (в центре Донской епархии — Новочеркасске, в Старочеркасске, в крупных станицах — Елизаветинской, Маныческой, на хуторе Городище), приняли белокриницкую иерархию.

http://sobory.ru/article/?object=10792

Во время строительства нового кладбищенского храма в церкви 3 октября 1865 года вспыхнул пожар, но значительную часть церковной утвари, удалось спасти. Эту спасенную церковную утварь на время перенесли в деревянную Никольскую церковь, находившуюся в Соборном переулке между Никольской (теперь Социалистической) и Казанской (теперь Серафимовича) улицами (на месте, где сейчас расположен Ростовский почтамт). После окончания строительства новой каменной церкви на городском кладбище всю церковную утварь с Соборного переулка крестным ходом перенесли в новый храм во имя Всех Святых, который был освящен 27 октября 1868 года. Изначально это была средняя по размерам церковь, увенчанная декоративным пятиглавием. В 1897 году к ней была пристроена двухъярусная колокольня. Согласно «Ведомости о церкви» Донской Духовной консистории, в ней значатся: главный престол - во имя Всех Святых, правый придел - во имя Великомученика Пантелеимона Целителя; левый придел - во имя Святых равноапостольных царя и матери его царицы Елены. В 1930-е годы церковь была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. С помощью городских властей и слушателей Высшей партийной школы церковная утварь была перемещена в храм Рождества Пресвятой Богородицы (на Старом базаре), а здание Всехсвятской церкви было взорвано. Взрыв разрушил его до основания. Разрушение совершалось при активном сопротивлении прихожан и молчаливом неодобрении жителей прилежащих районов — Нового и Затемерницкого поселений. Это был последний взрыв в летописи храморазрушительства Ростова-на-Дону. Исчезло и городское кладбище, закрытое еще перед Отечественной войной. В памяти старожилов остались высокохудожественные надгробия, скульптурные памятники, обелиски и могилы известных ростовцев XIX века. В рукописи о городских кладбищах ростовских историков М.Б. Краснянского и А.Г. Парецкого, подготовленной в 1917 году, говорится: «Шестым по счету кладбищем является Старое кладбище, ныне функционирующее и находящееся в Новом поселении». На Всехсвятском кладбище находился пантеон знаменитой купеческой семьи Парамоновых, их родственников Царда, здесь были погребены городской голова А.М. Байков, писатель Д.Л. Мордовцев и многие другие выдающиеся ростовчане. Краснянский и Парецкий особо отметили, что большинство старых надмогильных плит были сделаны из чугуна, на Луганском чугунолитейном заводе.

http://sobory.ru/article/?object=34173

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

Но выбор батюшки Серафима Саровского тоже вполне логичен, так как он является одним из самых известных и почитаемых в Греции русских святых. Поэтому его покровительство русскоязычного прихода является еще одной точкой соприкосновения Греции с Россией. В Греции сейчас очень почитают некоторых недавно канонизированных русских святых, особенно блаженную Матрону Московскую и святителя Луку (Войно-Ясенецкого) . Но больше всего батюшку Серафима, так как о нем в Греции узнали еще от представителей белой волны русской эмиграции. И конечно, сам образ этого святого, классический образ христианского подвижника, очень близок греческой святоотеческой традиции, особенно афонской. А его любовь, пасхальная радость, простотана этом основано все Православие, и этого так не хватает современному человеку. В 2001 году покойный Святейший Патриарх Алексий II передал в дар Элладской Церкви ковчег с частицей мощей преподобного Серафима, и местом пребывания этого ковчега был определен именно наш храм. Сейчас многие верующие, в том числе и греки, часто приходят к нам, чтобы поклониться батюшке Серафиму. Особенно много приходит людей по четвергам, когда читается ему акафист. Из Абхазии в Грецию — А каким был Ваш путь к священству, и как Вы оказались в Греции? — Так как я сам по национальности понтийский грек, то идея уехать сюда возникла в начале девяностых годов, когда мои многочисленные родственники стали активно переезжать в Грецию. Засобирались и мы с матушкой, но Господь устроил так, что немного задержались. Для оформления документов на выезд пришлось вернуться из Москвы в Сухуми, на родину и место постоянной прописки. Обстановка в Абхазии тогда была очень интересная — многонациональная община, служба на четырех языках (русский, греческий, грузинский, абхазский), старцы-отшельники в горах, странники… Несмотря на очень тяжелое экономическое и политическое положение, было очень благодатно, и мы было раздумали ехать в Грецию. Вскоре, местные православные греки предложили мне подать прошение на рукоположение, чтобы представлять их во время богослужения. В Абхазии тогда было проблематично рукоположиться, поэтому отец Григорий, который сейчас является настоятелем храма Сумельской Божией Матери в Афинах, помог мне переехать в Ростов-на-Дону под покровительство митрополита Владимира (Сабодана) , ныне митрополита Киевского и всея Украины. Там мы с матушкой некоторое время жили прямо при храме, а в 1992 году я был рукоположен во иерея епископом Сергием (Полеткиным), ныне он архиепископ Самарский.

http://pravmir.ru/russkij-xram-elladskoj...

6 окт. 1943 г. Е. прибыл в Ростов-на-Дону и вступил в управление епархией. 31 дек. постановлением Свящ. Синода ему было указано именоваться «Ростовским и Таганрогским». Е. также было поручено «разрешать дела по Сталинской области» (ныне Донецкая обл. Украины). В Ростовской епархии за время нем. оккупации было открыто 243 церкви (в начале войны действовал только 1 храм). С весны 1944 г. началась постепенная гос. регистрация фактически действовавших приходов. Всего к концу войны было зарегистрировано более 50 приходских общин. В июне 1944 г. ростовский кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы официально был передан верующим. Здания храмов, как правило, находились в разрушенном состоянии. Так, в Рождественском соборе были повреждены кровля, живопись стен, утрачены иконостасы, разрушена колокольня, на хорах не было пола и перил. Восстановление церковных зданий осуществлялось силами верующих. Е. был участником Поместного Собора РПЦ 1945 г. , избравшего Патриархом Алексия I (Симанского). С 16 окт. по 29 нояб. 1945 г. возглавлял делегацию Московской Патриархии, направленную в занятую советскими войсками Маньчжурию для переговоров с правосл. архипастырями, находившимися в Китае. 26 окт. Харбинский митр. Мелетий (Заборовский) , Камчатский архиеп. Нестор (Анисимов) , Хайларский архиеп. Димитрий (Вознесенский) и Цицикарский еп. Ювеналий (Килин) подписали в Харбине акт о воссоединении с Московской Патриархией. 8 нояб. 1945 г. в г. Оломоуце (Чехия) состоялось епархиальное собрание Чешской епархии, принявшее решение просить Сербскую Православную Церковь отпустить вдовствующую после мученической кончины в 1942 г. еп. сщмч. Горазда (Павлика) Чешскую епархию из своей канонической власти и благословить ее переход в подчинение РПЦ. С 10 по 14 янв. 1946 г. делегация Чешской епархии находилась в Москве, где проходили переговоры c Патриархом Алексием I. 14 янв. Патриарх подписал «Определение об условиях приема Чешской Православной Церкви в состав Московской Патриархии». В нем говорилось о создании на территории Чехословакии Экзархата Московской Патриархии с правами автономии в том объеме, к-рый был предусмотрен Уставом Чешской правосл. епархии 1929 г. Однако назначение в Чехословакию экзарха Московской Патриархии признавалось возможным лишь после получения согласия на это Сербской Православной Церкви. 20 марта 1946 г. Синод Сербской Церкви постановил, что «Патриарх Московский и всея Руси Господин Алексий может сейчас направить своего епископа в Чехословакию, дабы он временно принял церковные дела местной православной епархии, поскольку наша Сербская Православная Церковь ныне не может этого сделать». 5 апр. Свящ. Синод постановил назначить Е. экзархом Московской Патриархии с титулом «архиепископ Пражский и Чешский» с местопребыванием в Праге. В состав Экзархата были включены все правосл. приходы на территории Чехословакии, в т. ч. рус. приходы, ранее руководимые еп. Сергием (Королёвым) .

http://pravenc.ru/text/189719.html

В 1987 году какими-то путями Владимир оказался в Ростове-на-Дону. Он не остановился где-нибудь в центре России, в Калуге или Туле, а поехал на юг. Есть смутный слух, что там, «на юге», находился некий старец, к которому он и стремился, что у него Владимир исповедался, а тот будто бы направил его в Ростов. Там Владимир поначалу ходил на службу, молился, а потом попросил благословить его убирать двор. В то время в крестильной храма несла послушание рясофорная инокиня Н. «Однажды, – вспоминает она, – я увидела, как на молебне появился высокий худощавый молодой человек… После я увидала, как он взял метлу и начал мести территорию собора. Часто видела, как он носил дрова, воду книги со склада. После мне сказали, что он все делал ради Христа, во славу Божию». Как-то между матушкой Н. и Владимиром произошел разговор. Он сказал, что вот ему уже за тридцать… Вероятно, сказал что-то о неопределенности будущего. Матушка отвечала: – Володечка, вступать в брак – нужно жить так, чтобы угодить Богу… Но в наше время это очень тяжело. Езжай ты к старцам – о. Науму и о. Кириллу в Лавру, возьми благословение и иди в монастырь. – Матушка, – тихо проговорил Владимир. – Вы прочитали мои мысли. Я именно и хочу в монастырь. «Необыкновенный был постник, – писала м. Н. об о. Ферапонте. – На Великий пост набирал в сумочку просфор, сухариков и бутыль святой воды и после службы уединялся в храме – за колонной вкушал святую пишу… А я так переживала о том, что он такой худой, и приглашала его в трапезную покушать постного борща. Первую неделю поста он проводил вообще без пищи… За Великий пост от него оставались кожа да кости. И на Пасху очень скромно разговлялся». Другая монахиня, матушка Л., также трудившаяся в ростовском храме, вспоминает: «Володю все очень любили. Он работал дворником в нашем кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, а в отпуск ездил по монастырям… Был в Дивееве, Псково-Печерском монастыре у старцев, а еще побывал в Троице-Сергиевой Лавре у архимандрита Кирилла. А уж как съездил в Оптину то был ею покорен. Пошел он тогда к нашему владыке Владимиру (ныне митрополиту Киевскому и всея Украины) и говорит: “Владыко, я готов хоть туалеты мыть, лишь бы дали мне рекомендацию в монастырь”. А владыка говорит, что вот как раз у нас в соборе туалеты некому мыть. А выбор Оптиной одобрил: “Хорошее, – говорит, – место”. И вот ради возлюбленной Оптиной Володя моет туалеты – и мужской, и женский… Придет на рассвете, когда там ни души, и все чистенько перемоет».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода 14 августа 1961 г. постановлено быть иеромонаху Николаю Епископом Мукачевско-Ужгородской епархии. 10 сентября он был хиротонисан во епископа в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с наречением епископом Мукачевским и Ужгородским. В 1963 г. Преосвященный Николай был переведен на Омскую кафедру с титулом епископа Омского и Тарского, а в 1969 г. — в Ростов-на Дону с титулом епископа Ростовского и Новочеркасского. В 1970 г. Его Преосвященство был назначен на Владимирскую кафедру с титулом епископа Владимирского и Суздальского; ее он возглавлял до 1976 г. 9 сентября 1972 г. епископ Николай был возведен в сан архиепископа. До 11 октября 1972 г. Преосвященнейший Николай временно управлял Рязанской епархией. Деятельность архиепископа Николая беспокоила коммунистическую власть, и в 1976 г. он, получив предписание в 72 часа покинуть пределы Владимирской области, был переведен в Калужскую епархию с титулом архиепископа Калужского и Боровского. С 11 июня 1977 г. архиепископ Николай переведен на Горьковскую (ныне — Нижегородскую) кафедру с титулом архиепископа Горьковского (с 1 октября 1990 г. — Нижегородского) и Арзамасского. 25 февраля 1991 г. возведен в сан митрополита. С 22 мая 1981 г. Его Преосвященство был членом совета Общества “Родина” (общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом); в 1988 г. был членом избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР. 8 мая 1990 г. Его Высокопреосвященство вошел в состав Синодальной Библейской комиссии; с 22 ноября того же года — в состав комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении Русской Православной Церкви; с 29 января 1991 г. был председателем Комиссии по систематизации и описи документов Святейшего Патриарха Тихона, переданных Церкви из архива КГБ. Кроме воинских наград, Его Высокопреосвященство был на ­ гражден в 1963 г. орденом Святого равноапостольного князя Владимира II степени и в 1981 г. — орденом Преподобного Сергия Радонежского II степени, а в 1988 г к 1000-летию Крещения Руси получил орден Трудового Красного Знамени.

http://pravmir.ru/vyisokopreosveshhenney...

Мы возвратились, дом наш разгромлен, крыша разбита, полы подорваны. Когда дожди шли, вся вода затекала в дом, а мы брали жестяные банки из-под консервов, чтоб собирать протекавшую дождевую воду, и так продолжали жить. Мама, конечно, постоянно вспоминала отца… Такая была доля детей, вдов и матерей войны, которые тоже составили целое поколение. Двадцать послевоенных лет были временем тяжкого, изнурительного труда, потому что вся наша земля была разорена, в руинах стояли города и веси. Моя старшая сестра, Александра Михайловна, в 16 лет поехала в Ростов-на-Дону. Работала грузчиком, носила на своих плечах мешки с цементом. Другая сестра, Мария Михайловна, – ныне монахиня Сергия, работала в лесничестве, валила лес, заготавливала древесину, сено. Мы жили в сильной бедности, но обзавелись хозяйством – завели коров и овец, чтобы как-то выжить. Домашние животные требуют постоянного присмотра и ухода, я учился в школе, а все остальное время занимался хозяйством. По окончании школы работал в колхозе, был заведующим овцеводческой фермы. – Говорят, в войну и в послевоенные годы народ стал массово возвращаться в храмы, к родной православной вере, к Церкви. Как это происходило? – Власть, как была, так и оставалась атеистической. Но у людей во время бедствий и трагедий многократно возрастает тяга ко Христу и Церкви Его. Храмы открывались не по приказам власти, а по инициативе и трудами людей. Властям трудно было отказать вдовам погибших воинов-освободителей, их детям, да и самим фронтовикам. В нашем селе как раз моя мама (сразу после возвращения в 1947 году) взялась за восстановление святыни. Наш Вознесенский трехпрестольный храм с Крестовоздвиженским приделом и приделом в честь Василия Великого был закрыт после революции, и туда загоняли скот. И мама решила взять на себя тяжелый крест – возрождать его по частям. Помню, она рассказывала, как ездила за сто километров, в Елец, – за жестью-«катанкой», чтобы перекрыть храм, по крупинкам восстанавливала его. Она считала, что с Божией помощью можно преодолеть любые препятствия, и нас воспитывала в такой убежденности. Храм был открыт в том же году и оказался единственным действующим на всю округу.

http://pravoslavie.ru/115407.html

Нахичеван (Нор-Нахичеван, ныне район в составе г. Ростов-на-Дону). В 1781 г. освятил здесь ц. Пресв. Богородицы (Сурб-Аствацацин) и заложил ц. Вознесения (Сурб-Амбарцум), в 1783 г. заложил кафедральный собор св. Григория Просветителя. В 1779-1780 гг. вместе с влиятельным армянским купцом И. Н. Лазаряном (Лазаревым) И. совершил поездку в С.-Петербург; 6 авг. был представлен имп. Екатерине II, познакомился с кн. Г. А. Потёмкиным , А. В. Суворовым и другими представителями русской аристократии и политической элиты. 18 февр. 1780 г. освятил арм. храм вмц. Екатерины на Невском проспекте в С.-Петербурге; в том же году освятил арм. ц. Св. Креста (Сурб-Хач) в Армянском (Столповском) пер. в Москве. Будучи искусным дипломатом, сторонником расширения русско-арм. контактов и восстановления арм. государственности, И. активно участвовал во всех начинаниях, связанных с кавказской политикой России. В 1780 г. И. принял участие в созванных Потёмкиным совещаниях по этим вопросам. Также в 1780 г. И. обращался к российским властям с просьбой ограничить проповедь католичества среди армян в России и издать запрет вести церковную службу только на лат. языке. Потёмкин удовлетворил его прошения. В 1782 г. в ответ на запрос генерал-губернатора Кавказского наместничества П. С. Потёмкина И. представил российским властям сведения по арм. истории, о совр. положении дел и о перспективах развития арм. народа, о готовности армян начать национально-освободительное движение в случае поддержки России, а также о возможных способах этой поддержки. В 1783 г. И. представил также специальную справку об арм. меликах Карабаха, вновь подчеркивая их готовность к восстановлению арм. государственности при содействии России. Также в 1783 г. И. составил документ «Предложения о союзе между двумя нациями - русской и армянской». Согласно этому проекту, Россия должна была восстановить независимое Армянское царство под своим протекторатом; за Россией закреплялось право назначать царей Армении и держать там свои войска. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., после взятия Измаила русскими, 320 арм.

http://pravenc.ru/text/578487.html

Ведь донское казачество исторически является колыбелью всего казачества как такового. Сибирью приросла Россия, как известно, благодаря донскому удалому казаку-атаману Ермаку Тимофеевичу. Яицкие казаки охраняли границы Российской империи по над рекой Яик, ныне Урал там, где казахские ультранационалисты в лихих 90-х переименовали русский купеческий город Гурьев в Атырау. Оренбургские казаки стояли форпостом чуть поодаль, оберегая русских людей от набегов кочевников и всяческих остатков некогда могучей Орды. Терские казаки вместе с регулярной армией вели изредка прекращающуюся 100-летнюю войну с горцами-разбойниками того времени, представлявшими серьезную угрозу спокойствию других народов Кавказа и проживающих на приграничных территориях соотечественников. Нынешнюю столицу Донского региона, город Ростов-на-Дону сначала в виде крепости во имя святого Димитрия Ростовского основали, естественно, все те же донские казаки. Об этом рассказывал здесь . Где казачество, там и вера наша православная – факт исторически выверенный и однозначный. Более века именно Новочеркасск, не Ростов-на-Дону являлся городом донской административной, купеческой и духовной элиты: войсковых атаманов и войсковой администрации, священства, офицерства и чиновничества, центр просвещения и культуры. Ростов славился лишь своими коммерческими, купеческими, банковскими и прочими «делишками». Изобиловал армянами и евреями, что, собственно, и подтверждает такой его статус. После 1917 года Новочеркасск стал оплотом ожесточенной борьбы казачества за свою самостоятельность, закончившейся массовым исходом казаков в эмиграцию из тех, кто выжил после кровавого ленинско-троцкистского террора . 24 января 1919 года была подписана так называемая директива о расказачивании и истреблении казаков, как единственной на тот момент силы, способной к самоорганизации. Видеонапоминание для еще не отрезвившихся правдой о советском «добром государстве» и мечтающих об утопическом проекте «СССР 2.0». В ВК . На крови построить не дадим, память убиенных предков не оскверним.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/01/primir...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010