Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Греческая церковь Санкт-Петербурга в XX веке Страницы из истории греческой общины северной столицы приоткрывает данная статья доктора исторических наук М.В. Шкаровского, посвященная судьбе прихода и храма святого великомученика Димитрия Солунского на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге. Статья Обширный каменный храм святого великомученика Димитрия Солунского в византийском стиле по проекту известного петербургского архитектора Р.И. Кузьмина был построен для греческой общины в столице Российской империи в 1861–1866 гг. Место для трехпрестольной церкви было выбрано у Лиговского канала (ныне Лиговский пр., д. 6) в районе традиционного расселения греков, где еще в XVIII в. существовала их слобода. Октябрьская революция принесла существенные изменения в жизнь приходской общины Греческого храма. В соответствие с декретом 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви все имущество, капиталы и само здание храма оказались национализированы. Исчезла возможность приглашать из Греции священнослужителей. Последний настоятель грек – архимандрит Софроний (Дука), занимавший эту должность в период I Мировой войны – служил в храме до начала 1920-х гг. Постепенно существенно сократилось проведение богослужений на греческом языке, они стали совершаться лишь в дни наиболее значительных праздников: кроме престольных, в Благовещение (25 марта) – день освобождения Греции от турецкого ига и ряда других. В конце 1917 г. число прихожан еще было довольно значительным. Так, в октябре этого года Епархиальный свечной завод продал для Греческой церкви и храма Старо-Афонского Андреевского подворья (на 5-й Рождественской ул.) около 19 тыс. просфор. Но уже через два года население Петрограда вследствие голода, эпидемий, эмиграции, репрессий сократилось в несколько раз, сильно уменьшилось и количество прихожан Димитровской церкви, прежде всего греков, уезжавших в Эллинское государство .

http://bogoslov.ru/article/3756641

По канонам, напоминание может повторяться два и три раза, после чего следует более тяжкая мера наказания. (Ап. пр. 31; II Всел. соб. пр. 6: IV Всел. соб. пр. 18; Трул. пр. 31, 34: Гангр. пр. 6: Сардик. пр. 14; Антиох. 5; Карф. пр. 10: I-II соб. пр. 13, 15 и далее). В 1890 году новым церковным законом у нас впервые введено напоминание, как мера наказания, которая заносится штрафной журнал и сопровождается уплатой штрафа по таксе. Второй степенью наказания является внушение, которое встречается в древнейших церковно-правовых источниках. В первые века христианства внушение неисправимым делалось епископами и соборами. Когда давал внушение собор, то на это смотрели как на кару более значительную сравнительно с обычным – или епископским. Нередко внушение делалось публично. Позже, на основании церковно-канонических установлений, внушения делаются подлежащей властью всем тем, кто не хотел или не умел воспользоваться для исправления более мягкой карой – напоминанием. Внушения не повторяются. А к упорным и неисправимым применяются последующие меры, необходимые для их исправления (IV Всел. соб. пр. 19; Трул. пр. 8; Антиох. пр. 25; Сардик. пр. 13). Третья мера наказания епитимия или вернее, удаление от места служения на некоторое определенное время. В первые времена виновные, подвергнутые этой каре, проводили срок наказания в месте жительства епископа под его личным надзором. Позже, нашли более удобным таких виновных отправлять в монастыри. Их ссылали туда, чтобы выдержать приговор под непосредственным надзором монастырского начальства, где определяемый жил, строго соблюдая монастырский устав, проводя большую часть времени в молитве, поклонах и богослужении (Ап. пр. 12. 13, 16, 32, IV Всел. соб. пр. Карф. пр. 11, 29). Четвертый вид наказания – устранение от должности лиц, несущих административные обязанности. Такое устранение может длиться месяц и самое большее – год. Пятая мера – перемещение. Она применяется, когда в случае неисправного поведения и предосудительных дел духовному лицу невозможно сохранить за собой достаточного авторитета (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

—26— 1, 455, пр. 1, 538, 692, 708, пр. 2). Он неоднократно И успешно полемизирует с ними. Сочинение, претендующее на ученую степень доктора, помимо формальных достоинств, должно еще иметь и материальную ценность, т. е. давать что-нибудь новое к сумме научных знаний. С этой точки зрения книга г. Покровского также имеет значение. В качестве „нового“, мы находим в анализируемой диссертации следующее. 1) Оригинальное и достаточно мотивированное решение вопроса о составе Иерусалимского Апостольского собора – разграничение двух категорий „пресвитеров“: πρεσβτ. το λαο и πρεσβ. τ. κκλησ. (стр. 52–86). 2) Связь пасхальных движений с монтанизмом (см. об этом выше). 3) Выяснение раскола в среде „четыренадесятников“ (солнечный и лунный календари) (стр. 200 сл.). 4) Новый исторический материал о малоизвестных соборах первой половины третьего века (стр. 255–348). 5) Выяснение оригинальности церковного строя в Александрии (абсолютный монархический епископат и развитый, самостоятельный и привилегированный пресвитерат), обусловившей характер Александрийских соборов против Оригена (стр. 317–324). 6) Примирение кажущихся противоречий во взглядах Киприана на состав и характер собора (стр. 465, 468, 490 слл.). 7) Специфический характер термина numerus episcoporum (стр. 155, 462, 463, 472, 478, 497, пр. 1 и мн. др.). 8) Выяснение основной схемы провинциального собора: sententiae episcoporum + consensus cleri + conscientia aut receptio plebis (стр. 446, пр., 495, 555, пр. 3, 579 и др.). 9) Более отчетливое разграничение различных типов соборов, их состава, роли их образующих элементов. 10) Новое освещение антиохийских споров и дела (личности и жизни) Павла Самосатского (стр. 651–7 20). К этому нужно отнести также анализ греческих терминов: το πληϑος (стр. 55, 77, 78 пр.), συνοδος (стр. 214 и пр., 237 и пр.), εκκλησια (стр. 10 и пр., 35 пр., 88, 489 и пр. 1), κανων – δογμα (стр. 513), κοινον Ασιας (стр. 537–538), τηρειν (стр. 189), λογοι (стр. 118 пр. 3, 710–711), συγγραμματα (стр. 118 пр. 3) и мн. др. и латинских: sacerdos (стр. 394 пр. 3, 504 пр. 1,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совершенно очевидно, насколько христологическое благочестие пр. Симеона, основанное на личном опыте видения Христа, и потому простое и неделимое в своих истоках, выражающее любовь к Спасителю, в то же время богато богословским содержанием, многообразно в проявлениях и эмоциональной окраске. Христос, предмет созерцаний пр. Симеона, един. Он есть, пр. Симеон повторяет это много раз, Божественный Логос, Создатель мира, Единосущный Отцу, и Он остается таким в Своем кенозисе, Своем воплощении, в Своих страданиях, Своей смерти и воскресении. Для пр. Симеона это не абстрактные формулы, но реальность веры и видения. Бог и человек никогда не отделяются друг от друга в мистике пр. Симеона. И когда он говорит о подражании Христу, об участии в Его страданиях, о Его кресте, который мы должны нести — все это составляет очень важную часть христоцентрической духовности пр. Симеона, — он говорит не о простом человеке, последовать за которым нас призывает, но о Боге, «негордом и человеколюбивом», ставшем действительно человеком, чтобы спасти нас. Видение Его во свете, Он Сам несказанный свет, Его слава и Его благодать Божественный свет, и таким Он является пр. Симеону. Христос воссияет всем блеском Своего Божества во Втором Пришествии, а сейчас Он освещает пр. Симеона, как отдаленная звезда, которая, однако, приближается к нему и входит в его сердце. Так как Христос то приближается к нему, то удаляется, чтобы снова приблизиться, пр. Симеон описывает эти перемены, пользуясь смелым образом Христа, замедляющего Свои шаги, чтобы позволить Себя достичь. Или это собака — очевидно, сам пр. Симеон, — преследующая зайца. Христос удаляется, и пр. Симеон удерживает Его за края одежды. Эти резкие перемены живо отражаются в душе пр. Симеона: скорбь, печаль, когда Христос удаляется, невыразимая радость и несравнимая сладость, когда Он близко. Христос есть источник, утоляющий всякую жажду, или, наоборот, Он ее усиливает, потому что полнота Его видения не может быть достигнута в этой жизни. Но чтобы видеть Царя–Христа, Доброго Пастыря, в вечности, нужно увидеть Его еще здесь, или, во всяком случае, пламенно желать достичь в этой жизни видения Того, Кто есть красота несравнимая. Те, кто любит Христа и сохраняет Его заповеди, будут любимы Им, и Он явится им с Отцом и Святым Духом по обетованию евангельскому, которое пр. Симеон понимает всегда в самом точном смысле. Это основа всей его духовности. 3. СВЯТОЙ ДУХ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Соб. пр. 10; Васил. Вел. пр. 89; Феоф. Алекс. пр. 3 и 6) 2 . Мало того, если кто при испытании хотя бы и не оказался виновным, а уже после рукоположения обличен был (обвинен на суде, или сам признался) в каких-либо тяжких грехах, то такой должен быть удален от священнослужения. (I Всел. Соб. пр. 2 и 9; Неокес. Соб. пр. 9). В последнем случае, по выражению I Вселен. Собора, «Ни собственное раскаяние виновного, ни совершившееся над ним рукоположение, ни снисхождение власти не должно допускать нарушения правил» (9 пр.), т. е. ; несмотря ни на что, виновный должен быть удален от священнослужения 3 . Если же виновный не сознавался в тяжком грехе ? а равно преступление его не было явным и не могло быть доказано по недостатку свидетельств, «таковый, – по выражению Неокес. Собора, – властен сам в себе» – т. е. вся тяжесть преступления падает уже на него одного, на его совесть (пр. 9). II. О супружеской и семейной жизни пресвитеров От пресвитеров требуется не только личная нравственная чистота, но и чистота супружеской жизни. Пресвитерами могут быть лица и женатые, только вступившие в брак до рукоположения 4 . Лицам, занимающим иерархические степени (пресвитера и диакона), дозволяется вступать в брак до рукоположения не потому, чтобы брак был чем-то унижающим священство (сн. ап. пр. 5 и 51), но потому что связанному таинственными узами с Христом и Церковью чрез рукоположение было бы неприлично связывать себя еще узами плотскими с миром (ап. пр. 26; IV Всел. соб. пр. 6; Неок. Соб. пр. 1). Браки пресвитеров (и вообще клириков) должны быть законными – правильными. Основной закон христианский относительно брачной жизни – единобрачие. Этот закон в отношении к пресвитерам и другим иерархическим лицам должен быть понимаем в самом строгом смысле. Иерархические степени не могут быть занимаемы не только имеющими двух жен в одно и то же время, но и преемственно, одну после другой (ап. пр. 17; Вас. Вел. пр. 12) 5 . Это постановление церкви основывается на понятии о целомудренной жизни, требуемой святостью духовного сана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Другая половина доказательства Гитцига, кроме произвольной нелогичности, страдает и фактической неверностью. Гитциг в этом случае выходит из положения о взаимном сходстве книг пр.Ионы и Авдия в чертах, ясно, будто бы, говорящих о позднейшем происхождении их. Эти сходные черты обоих книг составляют: 1) рабская зависимость их от Иоиля и 2) чисто внешнее понимание откровения. Внешнее понимание откровения у того и другого пророков выражается в том, что об откровении божественном говорится у них, как о слове Иеговы, бывшем пророку 250 . Ho в таких же выражениях о божественных откровениях говорится и у древних пророков и, главное, у того же Иоиля, о котором сам Гитциг говорит, как о древнем пророке 251 . Что же касается рабской зависимости обоих пророков от Иоиля; то тут кроме неверности есть и намеренная подтасовка фактов. Книга пр.Иоиля заключает в себе изображение страшного опустошения Иудеи, произведённого саранчой и засухой, проповедь о наступлении страшного дня Иеговы и призыв к посту и покаянию; не тот предмет содержания книги пр.Ионы. Нет сходства между ними и в самой форме изложения: книга пр.Ионыпрозаическая история, та – воодушевлённая поэтическая речь; в той и другой нет ни одного сходного выражения, так что непонятным осталось бы самое сопоставление этих книг, делаемое Гитцигом, если бы опускать из виду книгу пр.Авдия, которая у него является каким-то посредствующим звеном. Книга пр.Авдия действительно тесно сходится в некоторых характерных мыслях и выражениях с книгой пр.Иоиля и нельзя не признать зависимости их одной от другой. Предполагая такую зависимость на стороне Авдия, Гитциг заключает отсюда о компилятивном характере книги пр.Авдия, указывающем, будто бы, на позднейшее сравнительно с книгой Иоиля время её написания. В этом комплятивном характере и заключается сходство её с книгой пр.Ионы, которая не чужда компиляции в своей молитве, заимствованной из псалмов. В этом-то сходстве книги пр.Ионы с книгой Авдия Гитциг и находит оправдание для своего обобщённого заключения о зависимости от книги Иоиля вместе с книгой Авдия и книги Ионы, и вот он то, чт сам же думает об одной из этих книг, говорит об обеих: утверждает о зависимости книги пр.Ионы от книги древнего пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Соб. пр. 4). В случае недовольства на судебный приговор своего епархиального епископа, пресвитер имеет право обращаться с жалобой к высшему суду – областному Собору, особенно если находит несправедливым решение епархиального суда 3 . Епархиальный епископ, со своей стороны, не должен заявлять неудовольствие и препятствовать принесению обжалования на свое решение (Ап. пр. 37; I Всел.-Соб. пр. 5; Ант. Соб. пр. 6, 12 и 20; Карф. Соб. пр. 121; Сард. соб. пр. 14) 4 . Апелляция на решение епархиального епископа может быть подана только своему – местному областному Собору, потому что судебные дела не могут быть переносимы из одной области церковной в другую, напр. из Карфагенской в Римскую (Карф. Соб. пр. 37, 39, 139; II Всел. Соб. пр. 2). Сроком для принесения апелляции определяется один год: не успевший принести оправдание в течение этого срока признается произнесшим суд над самим собой (Карф. Соб. пр. 28, 29:90). Но не всякая апелляция, поданная местному областному Собору, хотя бы и в узаконенный срок, может быть принята областным Собором. Не принимается обжалование решений постановленных судьями, избранными самими тяжущимися сторонами по их взаимному согласию, хотя бы этих судей было менее, чем сколько определено правилами (Карф. Соб. пр. 17:107). Если же который-нибудь из судившихся у таких судей не покорятся их решению, то епископ первого престола обязан дать знать грамотой всем епископам, чтобы такового не принимали в общение (Карф. Соб. пр. 136). Пресвитеру предоставляется право но только апеллировать областному Собору на решения своего епархиального епископа, но и самому являться на суд в качестве обвинителя епископа, когда последний допускает какие-либо противозаконные действия (Ап. пр. 31). Доносы на епископа представляются митрополиту или епископу главного престола, обязанному созвать определенное число епископов для соборного судебного исследования взводимых на епископа обвинений 5 . Обвиняющий епископа должен поддержать на суде свое обвинение точными доводами. Если же, по исследовании судом его обвинений, последние окажутся несправедливыми, и он пожелает перенести дело в высший суд (к большему Собору), это дозволяется ему не иначе как с обязательством понести наказание, которому подвергался бы по его обвинению обвиняемый им в случае, если обвинение его окажется ложным и по суду второй инстанции (II Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

Ионы. В ней говорится, что Товит пред смертью своей, призвав сына своего Товию, убеждал его переселиться из Ниневии в Мидию, потому что, говорил он, непременно исполнится то, что сказал пр. Иона, и Ниневия будет разрушена ( Тов.14:4–8 ), очевидно, разумея предсказание пр.Ионы, записанное в книге его имени. Такое же точно историческое понимание книги пр. Ионы представляется в разобранных нами выше свидетельствах о ней третьей книги Маккавейской ( 3Мак. 6:6 ) и Иосифа Флавия в его древностях (9, rл.XI). За историческими книгами следуют пророческие. Но в них там, где пророки говорят о Ниневии и вообще Ассирии, они смотрят на неё несколько с иной точки зрения, чем на какой стоит писатель книги пр. Ионы. Они говорят о Ниневии или как об орудии Иеговы для наказания ею евреев, или как о предмете божественного гнева, как о городе, имеющем погибнуть непременно и безусловно. Поэтому-то и отношение Иеговы к ниневийским язычникам, которых Он призывает к покаянию и милует ради их раскаяния, как это представляется в книге пр.Ионы (см. особенно Ион. 4:2 ), не находило у них места для себя и могло быть лишь намекаемо ими как давно бывшее, в их же время не имеющее места. В этом смысле вполне справедливо можно видеть в словах пр.Наума, которыми он начинает своё грозное пророчество против Ниневии, именно: Иегова есть Бог ревнитель и мститель; мститель Иегова и силен в ярости; готов мстить Иегова врагам Своим и бережёт Он гнев для ненавидящих Его; Иегова терпит долго, но велик могуществом и ненаказанным не оставляет греха ( Наум. 1:2, 3 ), прямое указание на некогда бывшее пророчество против Ниневии Ионы, окончившееся помилованием её Иеговой милостивым и долготерпеливым 445 . Другой естественной точкой соприкосновения деятельности пр.Ионы, описанной в книге его имени, с деятельностью других пророков, описанной в их пророческих писаниях, служит отречение пр.Ионы от поручаемой ему Иеговой миссии среди язычников, осуждённое Богом, и в этом смысле опять нельзя не видеть намёка именно на сказанное в книге пр.Ионы в словах книги пр.Иезекииля, в которых Иегова выставляется ободряющим пророка, отрекавшегося в своих мыслях от поручаемой ему деятельности. Не к народу с речью непонятной и с непонятным языком ты посылаешься, говорит здесь Иегова Иезекиилю, а к дому Израилеву, не к народам чужим, чьих слов ты не понимал бы; да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушали бы тебя ( Иез.3:5 ,. 6). В этих словах нельзя не видеть указания на отречение от подобной миссии пр. Ионы, после так успешно исполненной; ибо другого подобного факта, кроме рассказанного в книге пр.Ионы, библия не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

II, стр. 45). б) (5 1 и 5 2 ) Синопсис правила Никейского 1-го всел. собора, прерывающийся на словах 12 пр. ... πσκοπος διατιϑσϑω ψυχρο... последних слов Синопсиса 12 пр. и следующих правил в рукописи не достает. в) (6 1 и 6 2 ) Следующий лист начинается с 7-го пр. Анкирского соб.: ν τις δια βρματα... Синопсис всех прочих правил этого собора в рукописи сохранился вполне. г) (6 2 ) На второй странице 6-го листа сохранился Синопсис лишь 1-го пр. Неокес. соб. и начальные слова Синопсиса 2-го пр.: δελφος γημαμνη δυσ δι βου ξωϑεσϑω. Прочих правил Неокесарийского собора, равно, как Синопсиса правил Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (2-го всел.), Ефесского, первых трех правил и начала 4-го пр. Халкидонского соб., в рукописи не сохранилось. д) (7 1 –8 2 ) Следующий 7-й лист начинается последними словами 4-го пр. Халкид. соб.:... δ, ε μ γνμ το δεσπτου μ μοναζτω. Синопсис правил Халкид. Собора выписан до 30-го пр. включительно. е) (8 2 –10 1 ) Синопсис всех правил Сардикийского собора. ж) (10 1 –18 1 ) Синопсис правил Карфагенского собора. Сначала помещены три правила, не помеченные y λλη (Σ. III) цифрами ; далее, начинается новый счет, причем 1-е пр. (по греч. Синтагме) помечено 2-м, 2-е – 1-м, 12-е пр. (пропущенное) прописано на первой странице 11-го листа, вверху на полях. На первой стр. 14-го листа помещен Синопсис 68-го пр., которого нет в греческой Синтагме: Τ κ τς ϑνικς ϑδος τελομενα τι συμπσια περιαιρεσϑωσαν («Еще совершаемые по народному обычаю пиршества да будут прекращены»). Число правил 138. з) (18 1 ) Синопсис правила Константиноп. соб. по делу Агапия и Багадия. и) (18 2 –22 2 ) Синопсис правил Трулльского собора до конца 76-го пр. (нет последнего слова... φορζεται). Здесь Синопсис церковных правил прерывается. Так как в помещенном в той же рукописи (231–4921 лист.) Номоканоне в XIV тит. Феодора Веста выписан полный текст церковных правил, то в Синопсисе после каждого правила указано, в каком титуле и главе Номоканона можно отыскать полный текст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

а) по месту служения Единственный источник, из которого пресвитер получает свою власть, есть епископ (Ап. пр. 2). Не получивший рукоположения от епископа (разумеется, законно поставленного), по правилам Церкви не может быть служителем Церкви, не может ни священнодействовать, ни поучать народ в церкви, ни даже восходить на амвон для чтения в церкви; а если бы, дерзнул священнодействовать без рукоположения, то как сам он, так и все, принимающие его к себе в звании священнослужителя, осуждаются за это, как за самочиние, как за раскол, и подвергаются отлучению (I Всел. Соб. пр. 19; VI Всел. Соб. пр. 33; VII Всел. Соб. пр. 14; Гангр. Соб. пр. 6; Лаод. Соб. пр. 26). В доказательство законности своего поставления от епископа пресвитер должен иметь ставленую грамоту от него; в ставленой грамоте должно быть прописано время рукоположения пресвитера (год и месяц) и обозначено лицо, рукополагавшее его (Карф. Соб. пр. 100). Законно избранный и рукоположенный пресвитер обязывается служить только при той церкви, какую назначит ему епископ (IV Всел. Соб. пр. 6), и которая притом будет устроена и освящена на св. мощах епископом, или по крайней мере в которой будут положены хотя частицы св. мощей, с обычными епископскими молитвами при ее освящения (Ап. пр. 31; Карф. Соб. пр. 94; VII Всел. Соб. пр. 7). По долгу пастырскому пресвитер обязывается вразумлять и народ свой не собираться около поставленных в полях и виноградниках алтарей будто бы в честь мучеников, на самом же деле освященных каким-либо суеверным обычаем, поставленных по сновидениям и суетным откровениям некоторых людей. Чтить память мучеников на известных местах дозволяется только при том условии, если в них обретаются мощи или части их, или по древнему достоверному преданию эти места были местами жилищ или страданий мучеников, и опять-таки не иначе как с благословения епископа (Карф. Соб. пр. 94). Что касается домовых церквей, устроенных частными лицами, то предписывается устроять их непременно с ведома епископа, а священнослужителям дозволяется священнодействовать в таких церквях также не иначе как с дозволения местного епископа (Тр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010